Реферат по предмету "Культура и искусство"


Ансамбль древнего Казанского Кремля

ПЛАН.
Введение… 3
1.Архитектурный ансамбль древнего Кремля… 5
1.1.Кремль… 5
1.2.Спасская башня… 6
1.3.Тайницкая башня… 8
1.4.Башня Сююмбеки… 9
1.5.Благовещенский собор… 18
2.Влияние на архитектуру Казани русской и татарской культур… 19
Заключение… 22
Литература… 23/>Введение
Удивительную власть имеют над человеком архитектурные памятники прошлого.Уже самим фактом существования на том месте, где были созданы, они утверждаютубедитель­ность и достоверность исторических событий, связывают воедино векапрошедшие с сегод­няшним днем. Безмолвные свидетели прошло­го, они — яркиеписьмена каменной летописи нашей Родины.
Не потому ли так много говорят сердцу сооружения Казанского кремля? Непотому ли идет о них слава, как об одном из замеча­тельных архитектурныхансамблей Поволжья?
Живописно, широко и раздольно раски­нулся Казанский кремль на высокомхолме, с двух сторон окруженном водой. Издалека видны его белые стены, башни,церкви. Ве­щественным символом Казани вонзается в небо краснокирпичная башняСююмбеки.
История архитектуры Тата­рии до настоящего времени ос­тается одной измало исследо­ванных областей науки. Осо­бенно, это касается памятников рядовойгородской застройки XVIII — начала XX b.
В результате многочисленных войн были разрушены практически всеархитектурные соору­жения   Булгарии   и   Казанского ханства.   До   нас  дошли   лишь самые  скудные сведения о монументальных      средневековыхпостройках и немногочисленные руины, которые и до настояще­го времени неизучены в доста­точной    степени   специалистами. Все   это не позволялоисследо­вателям  зодчества уверенно су­дить  о чертах культовой архи­тектуры    средневекового     По­волжья   и   связно   представить себе   этапы  развитияна протяжении   последних   пяти   веков.
Целью данной работы является анализ архитектуры древнего кремля городаКазани.
Перед нами ставятся следующие задачи:
-    дать краткоеописание казанскому кремлю;
-    дать описаниебашням кремля: Спасской, Тайницкой, Башне Сююмбеки;
-    дать описаниеБлаговещенскому собору;
-    выявить влияниеразличных культур на архитектуру Казани.
В данной работе мы использовали литературу по данной тематике. Интереснакнига Бобченко Т. Казань. Здесь дается краткое описание не только Кремля, но ивсех основных достопримечательностей Казани: мечети, университет, пощадиКазани, а также подробно изложена Казань литературная.
В книге Халитова Н. Х. Памятники архитектуры Казани XVIII- начала XIX в. рассказано о традициях татарской и русскойархитектуры и их взаимосвязи. Проанализированы архитектурно-планировочныеособенности культовых зданий города. Рассмотрено влияние бытового уклада,социальных процессов и исторических событий на формирование архитектуры Казани.Выявлены национальные и интернациональные особенности.
В книге Ханзафарова Н. Г. Символы Татарстана (мифы и реальность) подробноавтор остановился на башне Сююмбеки. Здесь описывается история возникновениябашни, автор предлагает несколько вариантов раскопок./>1. Архитектурный ансамбльдревнего Кремля/>1.1. Кремль
Побывав в кремле, мы несомненно испы­таем эстетическое воздействие еговеличе­ственной и строгой архитектуры.  Кремлевский холм — колыбель Казани. От­сюданачинался ее рост, отсюда она шагнула далеко вширь1.
В начале XVI века кремль был пример­но вдвое меньше современного и лежалв северной части холма. Стены до девяти мет­ров толщиной опоясывали крепость, ав 1530 года и примыкающий к ней посад. Рубились они из цельных дубовых бревен,с заполнением из утрамбованной глины и камня. “Град же Казань тверд бяше пачемеры, подобен ка­менной горе, стена дубовая рубленая и в целых древесах, а вгородне сыпан ил да хрящ”,— говорится в “Казанской истории” — сочинении XVIвека. Въездные башни — их было четыре — также были дубовыми, рублеными.
Внутри кремля возвышался богатый хан­ский дворец, пять каменных мечетейгробницы-усыпальницы. Главная мечеть Кул-Шериф была украшена 8 высокими имногоярусными минаретами. Здесь же — деревянные дома татарской знати,караульные помещения, службы. Сохранилось описание ханской Ка­зани, сделанноекнязем Курбским: “А от тое реки (от Казанки), около места ров копан, зелоглубокий, аж до озера Поганого, еже лежит подле самую Казань реку; а от Казаньреки гора так высока, иже оком возрити прикро; на ней же град стоит и палатыцарские и мечети зело высокие, мурованные (каменные), иде же их умершие цариклались чис­лом памятимися пять их”.
Четырехугольные в плане мечети, пере­крытые куполами, минареты,орнаментиро­ванные сложной вязью узоров,— все эти со­оружения украшали кремль.
Деревянные стены и башни старого крем­ля в значительной степени былиразрушены при штурме города в 1552 году. Иван Гроз­ный, отлично понимая выгодностьрасполо­жения Казани и ее значение для охраны Восточных границ Руси, решилзаново от­строить кремль, сделать его неприступной крепостью.
 «Строили казанскую каменную крепость знаменитые псковские мастера —лучшие зодчие и строители того времени. Имя Постника Яковлева, выдающегосяархитектора XVI века, прославлено постройкой знаменитого собора ВасилияБлаженного на Красной площади в Москве, Успенского собора в Свияжске,Благовещенского собора в Казан­ском кремле1.
Весной 1556 года началось строительство. Территория кремля была увеличенана 120 метров в длину, общая же планировка не из­менилась. Строительныйматериал был неда­леко —»белый известняк выламывался на противоположномберегу Волги. Первоначаль­но из прочного волжского камня соорудили только частьстен — южный участок со Спас­ской башней в центре и северный, примы­кающий кТайницким воротам. Остальные стены долгое время оставались деревянными,дубовыми, и только в XVII веке были заменены кирпичными.
Стены кремля представляют собой до­вольно сложное военно-инженерноесооружение. В сочетании с башнями и рвами они надежно служили целям защиты.Толщина их местами равна шести метрам. В нижней части стен, с внутреннейстороны раньше были устроены ниши-стрельницы с бойницами для пушек испециальные камеры, в которых хранились пopox, ядра, бочки со смолой, песок и груды камней./>1.2. Спасская башня
 Важную роль в системе оборонных соору­жений кремля играли башни. В XVIIвеке их было 13. До наших дней сохранилось 8 ба­шен, 5 из них когда-то имеливорота, ведущие в кремль. В настоящее время есть только две проездные башни —Спасская и Тайницкая. Их архитектурно-художественный облик что костью подчиненфункциональному назначе­нию: массивность, монументальность, строгость линий,почти полное отсутствие декорировки более всего отвечают военно-крепостнымсооружениям1.                
Наибольший интерес вхудожественном отношении представляет, несомненно, Спас­ская башня.Первоначально она была двухъ­ярусной постройкой почти кубической формы. Стеныее, возведенные из известняка, были перекрыты деревянной крышей с небольшойдозорной вышкой на ней. Над проездными воротами в специальной нише выставляласьикона с изображением Христа-Спасителя. От­сюда и возникло ее название.
В XVII веке башня была надстроена. Два яруса искусно найденных в пропорцияхвосьмериков и шатровые покрытия придали ей нарядный ряд. Высота башни. 44метра. Чтобы затруднить доступ в кремль, башня имела не сквозной, как сейчас, аколенчатый проезд. Двойной ряд крепких дубовых во­рот, окованных железом,дополнялся желез­ной решеткой, опускавшейся сверху в случае опасности. До сихпор сохранились штыри от ворот и пазы в стенах, по которым ходила решетка.Проходившая по верху второго яру­са площадка и два ряда бойниц в стенахпозволяли надежно оборонять башню.
 Нижние ярусы башни не имеют почти никаких украшении, а верхние,построенные в то  время, когда башня уже начала утрачивать  своевоенно-оборонительное значение, несут обильный декор. Здесь и пилястры, украшаю­щиеуглы нижнего восьмерика, и четырех угольные впадинки на парапете второго ярусаи так называемый поребрик, и, наконец, фронтончики, оформляющие верхний ярус.
В XVIII веке над Спасской башней были остановлены необычные часы: ихциферблат вращался вокруг неподвижной стрелки. В настоящее время работаютэлектрические часы. Колокол отбивает время — часовые и полу­часовые удары.Недавно к часам Спасской, башни подключена специальная аппаратура,сконструированная студенческим конструкторским бюро “Прометей”. Ночью, во времябоя часов, башня озаряется сполохами малинового цвета.
Южную стену, центром которой является Спасская башня, с двух сторон фланкируютюго-восточная и юго-западная круглые баш­ни. Их первоначальный облик можнолегко представить, если мысленно откинуть верхнее шатровое покрытие.Завершались башни ров­ной площадкой, окруженной зубчатым пара­петом./>1.3. Тайницкая башня
От Спасской башни влево по бульвару вдоль стен кремля можно выйти кТайницкой башне, оформляющей северный въезд в кремль. Свое название она получилаот баш­ни, существовавшей в ханской Казани, под которой был потайной ход кисточнику питье­вой воды. При осаде Казани башня была взорвана, а построеннаяна ее месте каменная башня стала называться Тайницкой.
Тайницкая башня представляет собой массивный двухступенчатый четырехуголь­ник,по верху первого яруса которого прохо­дит круговая терраса, окруженная каменнымпарапетом. Башня более других выражает дух древности. Ее масштабы,сохранившийся коленчатый проезд, темные сумрачные сво­ды — все это живо доноситдо нас дыхание XVI века1.
С крепостной стены у Тайницкой башни открывается великолепная панорама нареку Казанку и заречные районы. Наше внима­ние несомненно привлечет необычныйпамятник, возвышающийся на островке посреди Казанки. Это памятник воинам,павшим при штурме и взятии Казани войсками Ивана Грозного. Памятник былсооружен в 1823 году по проекту архитектора Н. Ф. Алферова. Массивная пирамидавысотой более 20 метров имеет со всех четырех сторон порталы, выполненные вдорическом стиле.
Центральная часть внутреннего помеще­ния занимала церковь, в углахпирамиды — четыре кельи для священника и служителей. Каменная лестница ведет всклеп, расположенный под центральной частью памятника.
Памятник, сложенный из белого известняка, вскоре стал разрушаться. В1830—1832 го­дах его реконструировал П. Г. Пятницкий. Пирамида была обшитажелезом, укреплены стены, своды подземелья и переоформлен ин­терьер./>1.4. Башня Сююмбеки
Нa крутом спуске холма возвышаетсябашня Сююмбеки—одно из лучших архитек­турных сооружений XVII века1.
Башня Сююмбеки — стройное семиярус­ное здание из красного обожженного кир­пича,Ее высота 58 метров, площадь основания 140 квадратных метров. Строилась она назабитых в землю дубовых сваях, часть которых с течением времени опустилась. По­этомубашня отклонилась от вертикальной оси примерно на 169 сантиметров. В 1914 годупри реставрации башня была по первому яру­су стянута железной полосой, котораязначи­тельно ухудшила ее вид.
Первые три яруса башни четырехуголь­ники, верхние—восьмигранники,заканчиваю­щиеся дозорной вышкой с высоким шатровым шпилем. Нижний яруспрорезан высоким арочным проемом.
Четверики имеют по верху обходные, тер­расы, окруженные узорчатымпарапетом. За­падная и восточная стены первого яруса украшены четырьмяполуколонками с капителями в виде консолей с вертикальными рядами ступенчатыхвыступов.
Нижний парапет украшен ширинками, парапет второго яруса — вертикальнымивпа­динками с валиком внутри, парапет третьего—­очень простыми прямоугольнымиуглубления­ми. Под карнизами всех трех четвериков идет зубчатый поясок.Интересны и сами карнизы, сложенные из рядов кирпичей, на­висающих друг наддругом,— такая декора­тивная обработка, имеющаяся еще в булгарских зданиях,встречается и на татарских ме­четях1.
Интересно, что композиция башни, состоя­щая из четвериков и восьмериков,имеет некоторые аналогии с Черной палатой «в Бул­гарах.
Башня Сююмбеки является своеобразной архитектурной эмблемой Казани. Еесилуэт изображается на значках-сувенирах, украша­ет обложки книг и альбомов,посвященных истории города.
»Башня Сююмбеки" — семиярусная, чтоозначает собой семь сводов небес, олицетворяющих семиступенчатость рая. Встенах — че­тырехугольные ниши. Можно было бы ука­зать и на многие при­знаки,свойственные зиккуратам. Мы ог­раничимся анализом отдельных символов,раскрывающих, культовое значение «Башни Сююмбеки».
Одной из таких деталей, имеющих важное символичес­коезначение, явля­ется    железная сетка-украшение, осыпанная звездами. Она донасто­ящего времени никем не исследована.
Железная сетка-украшение на воротах! Она можетрассказать о многом. Она и свидетель, и доказательство. Эта сетка-решетка былапоставлена одновременно с воз­ведением Башни. Из каких помыслов и для чего?
Сетка-решетка располагается в самом нижнем ярусе башни-зиккурата.Следовательно, она не могла быть сделана позже, даже если предположить, чтоверхние ярусы были возведены в другое время. Исследование металла сетки спомощью современных приборов дало бы нам новые сведения.
Железнаясетка «Башни Сююмбеки» никак не мог­ла быть предназначена дляоборонительных и вообще для военных целей хотя бы потому, что сквозь нее моглисвободно пройти не только стрелы и пули, но и пушечные ядра. Кроме того, не требовалосьособых усилий, чтобы сломать прутья этой решетки, отличав­шейся к тому жесолидной величиной — несколько метров по окружности.
Железнаярешетка украшена звездами, каждая из которых имеет по восемь«крылышек». Концы всех «крылышек» согнуты только в однусторону, что оз­начает вращение звезд вокруг своей оси. Свод первого ярусабашни имеет форму купола, продолжением ко­торого представляется«звездчатая» решетка.
 Входим под «звез­дный» купол. Оказавшись за сеткой-решеткой мывсту­паем в «Страну Вечности». Однако над выходом из арки Башнитакого оформления нет. Возможно, что через «звездчатые» ворота мывходим в «Страну звезд». Если так, то «звездная вуаль»будет выполнять роль занавеса, за которым открывается «СтранаВечности». Иначе говоря, «Звездчатые ворота» служат границей«Страны негаснущих звезд», переступив которую ока­зываешься на«том свете». Очень важным является то, что «Башня Сююмбеки»с северной и южной стороны имеет боковые двери.
Эта традиция (дверь с северной стороны) прослежи­вается и вдругих памятниках булгар-татар. Такая зако­номерность сохраняется в мавзолеях(склепах) древнего Булгара1.
Значит, древние мавзолеи и зиккураты строились с четкимсоблюдением определенных религиозных ка­нонов и обычаев. Одним из такихканонов, непремен­но, являлось расположение двери со стороны «Странызвезд», с северной стороны.
 Входящий в эту дверь тоже как бы ока­зывается в«Стране звезд». В этом смысле символика звезд «Чернойпалаты» совпадает с символикой звезд «Башни Сююмбеки».
Эти башни и Булгарскиемавзолеи имеют квадрат­ные основания, что тоже символично.
«Квадрат,один из распространенных мифологичес­ких символов. Мифопоэтическоеиспользование квад­рата акцентирует его особенности как геометрической фигуры.Из самого широкого круга мифопоэтических источников-церемониалов гадания привыборе места в архаических строительных ритуалах (например, у хеттов, индийцев,римлян), „сонников“ и сборников примет (от Древнего Востока и доМартына Задеки), пифагорейско-орфических текстов, средневековой»семантической" геометрии, в которой свойства гео­метрических фигурсоотносились с «добродетелями», геральдики и этикета и т. п.,выявляется связь квадра­та с такими отправляющимися от геометрической спе­цификиквадрата идеями, как число четыре, абсолютное, равенство, простота, прямота,единообразие, порядок, правота, истина, справедливость, мудрость, честь, земля.Квадрат или четырехугольник (в более общем вариан­те), как и соотносимый с нимикруг, образуют гори­зонтальную плоскость схемы древа мирового, при этомособенно выделяются углы и середины сторон, обо­значающие четыре или восемьосновных направлений".
Исходя из этого, мы постигаем еще одну суть «Звез­дного купола».С одной стороны, восьмиконечные звезды означают «Страну звезд», сдругой — олицетворяют связь с восемью направлениями (сторонами) мирозда­ния,единство всего и всякого с космосом. Первые три уровня «БашниСююмбеки» имеют четырехугольную форму, остальные четыре — восьмиугольную.Если пред­положить, что углы Башни показывают направление (сторону), то углыэтажей с четвертого по седьмой ори­ентированы на восемь сторон света. Поэтомувосьми­конечные звезды, восьмигранные призмы ярусов с восемью окнами (на пятоми седьмом) — не случайное явление, а традиционная особенность таких сооруже­ний.
Казанский зиккурат,возведенный последней татар­ской царицей, занимает особое положение среди дру­гиходнотипных сооружений. Обратимся опять-таки к кажущейся простоте «квадратной»символики.
«Четырехугольная (обычно именно квадратная) схе­ма совмещает в себеклассификационную систему дво­ичных противопоставлений, описывающих мир(верх-низ, правый-левый и т. п.), или основных эле­ментов мира (ср.четырехчленные системы типа „огонь — вода — земля — воздух“) собразом идеально устой­чивой структуры, статической целостности, интегри­рующейв себе основные параметры космоса.
Квадрат служил моделью многих храмовых сооруже­ний(зиккурат, пирамида, пагода, церковь, чум и т. п.), которые, в свою очередь,рассматривались как образ мира. Квадратная структура использовалась для описа­нияне только пространственного состава вселенной (страны света, направления,центр) и основных вре­менных координат (четыре части суток, четыре време­ни года,четыре мировых века, четыре человеческих возраста), но и целого рядачетырехчленных классифи­каций в социальной сфере».
Обратим внимание на еще однуособенность квад­рата-символа. Эта геометрическая фигура может ис­толковыватьсякак «граница», «рубеж». Круг и квадрат, как мифологическиезнаки, отражают идеи ограниченности внутреннего и внешнего пространства1.
«Звездчатыйкалфак» «Башни Сююмбеки» обещает раскрыть еще многонеизведанного. Мы ограничимся сказанным. Невольно возникает вопрос:  Если, какутверждается в некоторых источниках, Башня была сооружена для наблюдения«за передвиже­ниями татар», зачем строителям нужно было учитывать всеперечисленные тонкости религиозно-философско-мифологического характера?
Нет основанияутверждать, что «Башню Сююмбеки» с ее широко распространенной в мирекультово-архи­тектурной традицией воздвигли зодчие-чужестранцы. Ведь традицияегипетских и шумерских зиккуратов могла самостоятельно существовать как вИталии, так и в тяготевшей к Багдаду Булгарии. Чтобы понять это, до­статочновспомнить «Черную палату» Великих Булгар.
Много тайн можно обнаружить в «Стране негасну­щихзвезд». В прошлом эти тайны для науки были закрыты. Разных слухов, версий,голословных утверж­дений о «Башне Сююмбеки» и сегодня много. Люди имверили и верят. То, что долгое время тайна «звез­дного калфака»оставалась без внимания говорит о малоизученности этой проблемы.
Объявление территории Казанского кремля историко-культурным заповедником,принятие решения о широком научном исследовании и восстановлении памятниковговорит о возросшем интересе народа к своему культурному наследию, в том числеи к «Башне Сююмбеки». Это значит, что мы можем ожидать новых открытий,новых находок1.
Археологические раскопки натерритории Казанс­кого кремля в 1997 году увенчались интереснейшими находками.
На южной стороне башни, внизу, видны два дверных про­ема, один из которыхкогда-то был замурован. В настоящее время там имеется одна узкая дверь, ведущаяпо лестницам вверх, на первый ярус. На­прашивается вопрос: куда вела втораядверь? корее всего, вторая дверь служила входом в подземную часть «БашниСююмбеки». Спу­стившись по лестнице вниз, воз­можно, посетитель открывалследующую дверь, через которую входил в помещение, где находилась могила (илисарко­фаг) Сафа-Гирей хана.
Такое предназначение этого сооружения, естественно, требовало соблюденияряда строительно-технологичес­ких и санитарно-гигиенических норм. В первую оче­редь,в подземной части сооружения необходимо было содержать соответствующий режимвоздухообмена. Для этого, можем полагать, в стенах башни были устроеныспециальные вентиляционные шахты, три окошка ко­торых отчетливо видны в картинеЭ. Турнерелли. Воз­можно, что они были симметрично устроены и напротивоположной стене арки Башни.
Важно и то, что Э.Турнерелли свои картины рисо­вал «с натуры» ив 1839 году издал их в Лондоне. Следовательно, еще в началеXIX века" вторая дверь" и вентиляционные окошки не были замурованы (рис.2).
Известно, что «БашняСююмбеки» была использо­вана и как проездная башня при въезде в государев(губернаторский) двор.
/>
Рис.2. Арка башни Сююмбеки.
Оченьвозможно, что основными причина­ми наклонения «Башни Сююмбеки» моглибыть, во-первых, мощные взрывы крепостных стен в 1552 году, во-вторых, —постоянное проникновение сточных вод в фундамент через эти двери, которые современем оказались углубленными в землю в результате накоп­ления вокруг Башнистроительного и другого мусора. К тому же, в свое время рядом с Башней былустроен «комму­нальный колодец» для сточных вод1.
Можно надеяться на то, что призасыпке помеще­ния подземные каменные стены с двух сторон не были разобраны. Ихлегко можно обнаружить во время ар­хеологических работ путем проведенияраскопок уз­кой полосой по центру арочного прохода.
Естественно, данная гипотеза в деталях, может быть, будет иметь некоторыерасхождения с реальностью, но в целом она основана на проверенных фактах иобещает серьезные научные открытия. Успешные ито­ги археологическихисследований, подтверждающие нашу гипотезу, могут поставить точку взатянувшихся дискуссиях о «Башне Сююмбеки».
«Башня Сююмбеки» в на­родной памяти имеет и дру­гое название —«Мечеть хана» В исторической ли­тературе о происхождении названиядостаточно спорно­го материала, противоречи­вых суждений. Не вдаваясь вподробности, можно крат­ко резюмировать: одни ут­верждают, что «Башня Сю­юмбеки»построена в период Казанского ханства, другие, без убедительных аргументов,считают, что она возведена после взятия Казани. При этом остаются не выяснен­нымидаже приблизительные годы ее строительства: указы­ваются 17-18 века. Извест­но,что об этой башне и в русских архивах нет никаких строительных и финансовыхдокументов. Нет и сведений об освящении данного соору­жения.Не числитсяоно и в списках православных куль­товых зданий. Наоборот, в описях 17 века этаБашня от­мечается как «азийское» со­оружение. Ответственные люди17-18 веков были хоро­шо осведомлены о таких исторических памятниках и даже вмыслях не могли допустить возведения этой Башни после взятия Казани. Несмотряна неопровержимые аргументы, некоторые авторы продолжают повторять голословныеутверждения.
Необходимоучесть и то, что «Башня Сююмбеки» в 1549-1551 годах была построенаускоренно (ожидался поход Ивана Грозного). Ее непривычное (с арабским словом)название («Хан межиде») не успело укрепиться в народных массах, незаняло должного места в доку­ментах. Страшная война 1552 года распорядиласьиначе. Оставшиеся в живых и кое-что знающие об этом соору­жении толькопонаслышке стали называть сооружение «Башней Сююмбеки», «Мечетьюхана» («Хан мечете»).
Последующие поколения перенялиэти названия «баш­ни», не вдаваясь в их смысловое значение. В такойформе они дошли до нас.
Семиярусная «Башня Сююмбеки» символизирует и семь небесныхсфер, и семь раев. Седьмой рай — «Дарас-Салям» — самый высший ижеланный. Такого воз­несения и признания благородных деяний желают Сафа-Гиреюего близкие и подданные.
«Башня Сююмбеки» построенапо таким же зодчес­ким традициям, как «Башня Бабила»(«Вавилонская башня»), и является «родственницей» древнихегипетс­ких пирамид, и таких древнеиндийских сооружений, как в городищеТити-Кань (в Мексике). «Башня Сю­юмбеки» — это памятник тех времен,когда человек жил мечтой через свои богоугодные деяния вознестись в рай —джаннат.
«Башня Сююмбеки»— это одновременно и модель мира, и компас, исолнечные часы, и «Страна звезд», и памятник, призывающий к верностигуманистическим идеалам, и место обращения к Аллаху, и мавзолей-усыпальницавеликого государственного мужа. Именно такие архитектурные памятники являютсясимволами некоторых городов и государств./>1.5. Благовещенский собор
К числу наиболее древних построек кремля принадлежит зданиеБлаговещенского кафедрального собора, сооруженное в 1556—_ 1562 годах.Строили собор русские зодчие Постник Яковлев и Иван Ширяй1.
В первоначальном виде собор был четырехстолпной крестовокупольнойпостройкой кубической формы, увенчанной пятью цилиндрическими барабанами сшлемовидными глава­ми. Сохранившиеся элементы внешнего декоративного убранстваносят ярко выраженный черты, свойственные псковскому зодчеству своеобразнаятрактовка апсид (алтарных выступов), аркатурный поясок, каемчатые кирпичныеорнаменты, оставшиеся еще на средней апсиде и центральном (в настоящее времяединственном) купольном барабане.
В течение веков собор неоднократно пере­страивался, расширялся. Отпервоначального его вида сохранилось немногое. В XIX веке на месте бывшегоханского дворца архитектором К. А. Тоном был по­строен губернаторский дворец.
Крытой галереей здание соединено с дворцовой церковью, сооруженной в XVIIве­ке на фундаменте татарской мечети Нур-Али.  Другие здания, расположенные вкремле (бывшие присутственные места — приземис­тое длинное, однообразное имонотонное в своей архитектуре сооружение, бывшее юнкер­ское училище и т. д.),строились в XIX веке и большой художественной ценности не пред­ставляют.
2. Влияние на архитектуру Казани русской и татарскойкультур
Архитектура Казани, крупней­шего российского города,гу­бернского центра, сложилась к середине XVIII в. на основе двух традиций: русской и та­тарской.Насколько тесно пере­плелись две эти культуры, насколько высока была степень ихслияния, пока еще трудно судить, потому что временной границей нашегоисследования является первая половина XVIII в., в то время как истоки культурных взаимосвязей среды неволжской ирусской культур уходят в домонгольскую эпоху, активно развиваются взолотоордынское время и в период Казанского ханства1.
K моменту присоединения Среднего Поволжья к Россия всерединеXVI в. здесь уже существовала развитаяархитекту­ра, базировавшаяся на богатых местных традициях, насчитыва­ющих ктому времени более чем пятисотлетнюю историю. Развиваясь на границахмусульманского    мира,   своеобразная булгаро-казанская архитектурапредставляла собой самую север­ную ветвь средневекового вос­точного зодчества.Традиции та­тарской архитектуры воздейст­вовали на сложение своеобраз­нойархитектуры Казани, проя­вившись   в  ряде     градострои­тельных,композиционных и де­коративных особенностей ее русской   части.   В   свою  очередь, русское   зодчество   воздейство­вало  на  архитектуру  феодаль­ной  верхушки   татарского  об­щества, находившейся в тесной связи с русскойадминистрацией. Середина XVIIIв. стала пере­ломным моментом, началом ка­чественно нового этапа развитиятатарской архитектуры. Его характерной чертой  было вступ­ление в тесныйконтакт с рус­ской культурой и, как следст­вие,  активное  восприятие эле­ментовпрогрессивной западно­европейской культуры. Решаю­щую роль в формировании сти­левого  и   образного   решения зданий стали играть русские ар­хитекторы, татарамотводилась роль заказчика, в той или иной мере диктовавшего свои условия   и  воздействовавшего   на творческий процесс проектиро­вания.  
Архитектурное окружение, национальная принадлежностьза­казчика и сама земля, где воз­никали эти постройки, способст­воваливыявлению их своеобразия в контексте культуры, их породившей.
В определенной степени воз­действовали на сознание зод­чихи заказчиков также и сох­ранившиеся памятники средне­вековой архитектуры,почитав­шиеся местным населением как священные1. В то же время экономическаяи политическая зависимость татар от России, их активное участие в экономи­ческойжизни страны с неиз­бежностью разрушали межна­циональные перегородки, спо­собствоваливзаимодействию на­циональных культур.
Произведением национальной архитектуры можно считатьзда­ние, специально для данного наро­да предназначенное. Любое талантливое иоригиналь­ное произведение, воздвигнутое на той или иной национальной почве исоциально для данного народа предназначенное, со вре­менем непременно станетчастью данной национальной культуры, в каких бы взаи­моотношениях с местнымитра­дициями оно ни находилось.
Архитектура татарских байских домов и мечетей обреластилевые характеристики барок­ко и классицизма, сохранив традиционныеособенности пла­нировки. В культовой архитек­туре местные традиции прояви­лисьв сохранении традиционно­го типа мечети и выражения ее отдельных элементовчерез формы         булгарского         зод­чества.
В    деталях    декора   частично применялись  мотивы татарского народного  искусства. Таким об­разом,    присущие    русской    ар­хитектуре  этого   периода  стиле­вые особенности были восприня­ты и своеобразнотрансформиро­ваны архитектурой татарской од­новременно   с   русской,   ступив­шейна путь западноевропейской ориентации.      Классицизм     был принят   татарским обществом в той его   части, которая не проти­воречила   егоэстетическим и ре­лигиозным   чувствам, и частично отвергнут.     Образцовый проект 1829   г.     на   татарскую   мечеть оказался    тупиковым путем раз­витиядля   монументального зод­чества,   не     прижились  в  архитектуре домовпортики, колоннады, изображения людей и жи­вотных.  Совокупность общих,особенных и единичных признаков содержания и формы элемен­тов городскойзастроили казан­ских татар второй половины XVIII — первой трети XIX в. можно квалифицировать как со­вокупность признаковсвоеоб­разной городской архитектуры казанских татар этого периода, своимвнешним обликом и внутренней организацией отра­жавшей сильное русское влияние иобладавшей более или менее устойчивыми национальными особенностями в рамкахобще­российских архитектурно-ху­дожественных направлений того времени./>Заключение
Широкой публике неизвестны ни стили­стические особенности город­скихзданий казанских татар, ни принципы сочетания нацио­нальных традиций спривнесен­ными элементами европейской культуры. Неизвестны, следова­тельно, икритерии оценки со­хранившихся архитектурных па­мятников в условиях современ­ногогорода, необходимые при решении, проблем сохранения ха­рактерных участковзастройки и отдельных уникальных соору­жений.
В прямой зависимости от правильного решения вопроса о степенинационального свое­образия памятников архитекту­ры казанских татар находитсясудьба многих памятников ста­рины. Решения его ждут архи­текторы и художники,от рабо­ты которых зависит облик со­временной архитектуры Татарстана.
Новые явления, привнесенные извне, со време­нем непременно становятся ча­стьюданной национальной куль­туры. История зодче­ства есть также история взаимо­отношенийлюдей — архитекто­ров, заказчиков, строителей с обществом. Эти взаимоотно­шенияопределяли условия ра­боты зодчего в прошлом. Социальные требования татарскогозаказчика с неиз­бежностью диктовали архитектурно-планировочные, образные идекоративные решения иные, чем в русской архитектуре, что было обусловленосвоеобрази­ем его мировоззрения, в том числе и религиозного.
Историческая обстановка, когда в Среднем Поволжье в XV—XVVI вв. происходили бур­ные исторические катаклизмы иактивные военные действия, была крайне неблагоприятной для памятниковархитектуры. Период  расцвета  средневеково­го   булгаро-татарского   зодчест­ва  после   разгрома  Казанского ханства     сменился    временным упадком    традиций     монумен­тального   зодчества.   Новая   та­тарская   архитектура  формиро­валась на корнях местных тра­диций,    вбирая    в    себя   чертыкультур    многих    народов    По­волжья./>Литература
1.        Бобченко Т.,Гарзавина А., Синицына К. Казань:  Тат. Кн. Изд-во, 1970. – 207с.
2.        Гафаров И. А.Перелистывая страницы истории. – Казань: Каз. пед. ун-т, 1996. – 77с.
3.        Казань. Временсвязующая нить / Л. И. Девятых и др. – Казань: Титул, 2000. – 279с.
4.        Памятники древнейистории Волго-Камья. – Казань: АН Татарстана, 1994. – 137с.
5.        Халитов Н. Х.Памятники архитектуры Казани XVIII-началаXIX в. – М.: Стройиздат, 1991. – 191с.
6.        Ханзафаров Н. Г.Символы Татарстана (мифы и реальность). – Казань: ФИКЕР, 2001. – 133с.
7.        Ханзафаров Н. Г.Башня Сююмбеки в свете истории и мифологии // Идель. – 1990. — №9. – с. 12-16.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Роль легенды о маге и чернокнижнике в создании произведения Гете "Фауст".
Реферат Родина в жизни и творчестве русских писателей XIX-XX веков
Реферат Роль приставки в словообразовании
Реферат Поняття та види адміністративного примусу
Реферат Роль телефона доверия в профилактике суицидального поведения подростков
Реферат Решительный, цельный, русский характер Катерины
Реферат Основные мотивы лирики АС Пушкина
Реферат Філософські засади теорії нації (Міхновський, Донцов, Сціборський, Липинський)
Реферат Utopian Society
Реферат Color Purple Essay Research Paper At the
Реферат Романтизм в творчестве А.С. Пушкина
Реферат Створення проекту з використанням технології Drag&Drop та контекстних підказок
Реферат Философия (лекции)
Реферат 4 економічний розвиток провідних країн світу в останній третині xix-на початку XX ст
Реферат Кредит как основное направление деятельности коммерческого банка