Реферат по предмету "Культура и искусство"


Абстрактное искусство

Тема реферата:
Абстрактное искусство

Содержание
Введение
Абстракционизм
Малевич Казимир Северинович (1878 — 1935)
«Искусство действия»
Лучизм
Заключение
Список литературыВведение
Издавна люди пытались отобразить красоту окружающего мира, сценыиз жизни в рисунках, картинах. Со временем картины наиболее талантливых людей превратилисьв произведения искусства. Появилось множество различных направлений в искусстве:импрессионизм, модернизм, классицизм, романтизм, натурализм, символизм, реализм,сюрреализм, абстракционизм и др. Каждое направление охватывает единство мировосприятия,эстетических взглядов, путей отображения.
Издревле беспредметное творчество существовало в виде орнаментаили нонфинито, но только в новейшей истории оформилось в особую эстетическую программу- абстракционизм. Возникновение и развитие абстрактного искусства тесно связанос духовными идеями, волновавшими умы европейцев на рубеже XIX-XX веков. Увлечениеметафизическими и утопическими теориями охватило не только философов, но и литераторов,музыкантов, живописцев. Стремление выразить невыразимое, передать ощущение единствадуши и материи, вселенной, космоса потребовало от художников поиска нового, нетрадиционногоизобразительного языка, полного глубокого смысла.
Известный русский философ Н. Бердяев высказал мысль о том, чтохарактерной чертой человеческой культуры является то, что достигая совершенства,она несет в себе одновременно и тенденцию к упадку, истощению. «Культура постепенноотделяется от своего жизненного, бытийственного источника и на вершине своей онапротивополагает себя жизни, бытию. „
XX век дал миру новые, подчас необычные, сложные для восприятияобразцы художественной культуры. Печать нетрадиционности легла по сути на все видыискусств.
Искусство является видом духовной деятельности. В обществе, миревсе взаимосвязано. Немаловажное значение для развития художественной культуры ХХвека имели следующие факторы:
1. ХХ век — век мощной социальной мобильности (две мировые войны,многочисленные локальные войны, революции). Его переломность была очевидной ужес самого начала. Просвечивающуюся внутреннюю катастрофу почувствовали, прежде всего,художники, творцы. Разве мог этот век не породить мятежное, порою мечущееся искусство?
2. ХХ век заявил о себе величайшими научными открытиями (строениеатома, теория относительности А. Энштейна, появление приборов, которые позволилизаглянуть в глубь Вселенной и мн. др.). Картина мира в целом принципиально изменилась.Восприятие художников прореагировало и на это.
3. Развилось и усовершенствовалось искусство фотографии. В предыдущихстолетиях изобразительное искусство осуществляло документирующую роль. Коль скоропоявилась качественная фотография, часть художников пришла к выводу: предназначениехудожников не в копировании, а в создании новой реальности.
Отношение к искусству художников-абстракционистов, на мой взгляд,наиболее полно отражаются в словах Стюарта Дэвиса: “Искусство не является иникогда не было отражением природы. Любые усилия иллюстрировать природу обреченына провал. Абстрактные художники никогда не будут пытаться скопировать некопируемое;они пытаются основать материальную осязаемость, которая образует постоянный архиввнушенных природой идей и эмоций».
Абстракционизм
С 1907 по 1915 год живописцы в России, Западной Европе и СШАначали создавать абстрактные произведения искусства, так полагают исследователии называют первых Василия Кандинского, Казимира Малевича и Пита Мондриана. И всеже годом рождения беспредметного искусства считается 1910-й, когда в Германии, вМурнау, Кандинский написал свою первую абстрактную композицию. В следующем годув Мюнхене он опубликовал ставшую знаменитой книгу «О духовном в искусстве»,в которой размышлял о возможности воплощения внутренне необходимого, духовного вотличие от внешнего, случайного. В основу«логического обоснования»абстракций Кандинского легло изучение теософских и антропософских трудовЕлены Блаватской и Рудольфа Штайнера.
«Abstractio» означает «отвлечение».В применении к живописи этот термин позволяет передать особенности художественногосознания, направленного в поисках гармонии от частного к всеобщему. Не случайнов первые десятилетия абстрактное искусство нуждалось в теории символизма, в обращениик мистическим идеям, однако позже художников все сильнее увлекали проблемы, связанныес биофизическими открытиями, с попытками воплотить понятия времени и пространства,бесконечности природных форм, скрытых за внешними покровами. Один из первых абстракционистов,создатель «лучизма» Михаил Ларионов изображал «излучение отраженного света (цветовую пыль)».
Абстрактное искусство — «самый доступный и благородный способ запечатлеть личное бытие, прочемв форме, может быть, наиболее адекватной — подобно факсималиному оттиску. В то жевремя это прямая реализация свободы».[
В 1920-е годы, во время стремительного развертывания всех авангардныхнаправлений абстрактное искусство включало в свою орбиту кубофутуристов, беспредметников,конструктивистов, супрематистов (А.Экстер и Л. Попову, А. Родченко и В. Степанову, Г. Стенберга и М. Матюшина, Н. Суетинаи И. Чашника). Язык нефигуративного искусства лежал в основе культуры новой, современнойпластической формы, станковой, декоративно-прикладной или монументальной, и имелвсе возможности для дальнейшего плодотворного и перспективногоразвития. Внутренние противоречия авангардного движения, усиленные жестким прессингомидеологического официоза, в начале 1930-х годов заставили его деятелей искать иныетворческие пути. «Антинародноеидеалистическое» абстрактное искусствоотныне не имело права на существование. И казалось, оно исчезло не только из музейныхзалов, из книг и монографий, но из памяти.
С приходом к власти фашистов центры абстракционизма перемещаютсяв Америку. В 1937 году в Нью-Йорке создается музей беспредметной живописи, основанныйсемьей миллионера Гугенхейма, в 1939 году — Музей современного искусства, созданныйна средства Рокфеллера. Во время Второй Мировой войны и после ее окончания в Америкесобрались вообще все ультралевые силы художественного мира.
В послевоенной Америке набирала силу «школа Нью-Йорка»,членами которой были создатели абстрактного экспрессионизма Д. Поллак, М. Ротко,Б. Ньюман, А. Готтлиб. Летом 1959 года их произведения увидели молодые художникив Москве на выставке национального искусства США в парке «Сокольники».За два года до этого события современное мировое искусство было представлено нахудожественной выставке в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Информационныйпрорыв стал своеобразным символом духовной и социальной свободы. Абстрактное искусствотеперь ассоциировалось с внутренним освобождением от тоталитарного гнета, с иныммировосприятием. Проблемы актуального художественного языка, новой пластическойформы оказались неразрывно связаны с общественно-политическими процессами. Эпоха «оттепели» подразумевала особую систему взаимоотношений абстрактногоискусства с властью. Начался новый этап в развитии отечественного абстракционизма- 1950-1970-е годы.
Для молодых советских художников, воспитанных в традициях застывшейакадемической системы с незыблемыми правилами и приоритетами повествовательной содержательностии единственно верного материалистического видения мира, открытиеабстракции означало возможность воспроизведения личного субъективного переживания.Американские исследователи характеризовали абстрактный экспрессионизм как «жест освобождения от ценности политической,эстетической, моральной». Подобныечувства испытывали молодые живописцы в СССР, осмыслявшие незнакомое им актуальноеискусство и одновременно строившие собственные формы сосуществования с властямиили противостояния им. Рождался андеграунд, и среди художников-неформалов обращениек абстрактному искусству было общепринятым и широко распространенным.
В эти годы многие живописцы испытывали потребность в языке беспредметногоискусства. Необходимость овладения формальным лексиконом зачастую связывалась нетолько с погружением в спонтанное творчество, но и с сочинением продуманных теоретическихтрактатов. Как и в начале века, для этих живописцев абстракция не означала отрицанияразных уровней смысла. Современное европейское и американское абстрактное искусствоопиралось на такие фундаментальные пласты, как исследование первобытного мифологическогосознания, фрейдизм, начала экзистенциализма, восточные философии (дзен). Но в условиях советской действительностихудожники абстракционисты не всегда могли достаточно полно и глубоко знакомитьсяс первоисточниками, они, скорее, чувствовали, догадывались, интуитивно находи лиответы на волновавшие их проблемы и, отвергая упреки в простом копировании западныхобразцов, серьезно относились к собственной профессиональной репутации.
Возвращение абстрактного искусства в культурное пространствоРоссии не было всего лишь следствием изменения политического климата или имитациейхудожественных явлений Запада. Законы«саморазвития искусства»выстраивали «жизненно необходимыесамому искусству» формы. Происходил «процесс реперсонализации искусства.Появилась возможность создания индивидуальных картин мира» (А. Боровский). Последнее и вызваломощную отрицательную реакцию на государственном уровне, долгие годы приучавшую рассматриватьабстракционизм как «крайне формалистическоенаправление, чуждое правдивости, идейности и народности», а произведения созданные абстракционистами, как «бессмысленное сочетание отвлеченныхгеометрических форм, хаотических пятен и линий».
Кандинский говорил, что«сознательно или бессознательно художники все больше обращаются к своемуматериалу, испытывают его, взвешивают на духовных весах внутреннюю ценность элементов,из которых надлежит создавать искусство».Сказанное в начале века вновь стало актуальным для следующих поколений живописцев.
Во второй половине 50-х появляется абстрактная скульптура, снабженная «электронным мозгом», — «Cysp I» Никола Шёффера.Александр Кальдер, после «мобилей», имевших успех, создает свои «стабили». Возникает одно из обособленных направлений абстракционизма- оп-арт. В то же время почти одновременно в Англии и США появляются первые коллажи,использующие этикетки массовых изделий, фотографии, репродукции и тому подобныепредметы новой стилистики поп-арта.
Московская абстракция рубежа 1960-х, углубившись в поиски новогоформообразования, соответствующего внутреннему состоянию «творческой озаренности»,своего рода медитации, дала убедительные примеры собственного понимания культурыбеспредметного (например, в творчествеВладимира Немухина, Лидии Мастерковой, Михаила Кулакова, безусловно, увлеченныхабстрактным экспрессионизмом, который они сумели наполнить высоким духовным напряжением).Иной тип абстрактного мышления демонстрировал наиболее последовательный в своейаналитической и практической работе Юрий Злотников, автор обширной серии «Сигналы», созданной в конце 1950-х. По словам художника, «динамизм, ритм, ярко выраженные вгеометрической абстракции», привелиего к анализу «динамических представлений, заложенных вискусстве» и далее «к изучению моторных реакций человека» В«Сигналах» художникисследовал «обратную связь» спонтанных психологических реакцийна цветовые символы.
Следующий этап в развитии русской абстракции начинается в 1970-егоды. Это время знакомства современных художников с творчеством Малевича, с супрематизмоми конструктивизмом, с традициями русского авангарда, его теорией и практикой. «Первоэлементы» Малевича вызвали стабильный интереск геометризированной форме, линейным знакам, пластическим структурам. «Геометрическая» абстракция позволяла приблизитьсяк проблемам, волновавшим мастеров 1920-х годов, почувствовать преемственность идуховную связь с классическим авангардом. Современные авторы открывали для себятруды русских философов и теологов, богословов и мистиков, приобщались к неисчерпаемыминтеллектуальным источникам, которые в свою очередь наполняли новым смыслом творчествоМихаила Шварцмана, Валерия Юрлова, Эдуарда Штейнберга.
Геометрическая абстракция легла в основу методов работы художников,объединившихся в начале 1960-х в группу«Движение». Средиее членов были Лев Нусберг, Вячеслав Колейчук, Франциско Инфантэ. Последний былособенно увлечен супрематизмом. В «Динамическихспиралях» Инфантэ занимался изучениеммодели бесконечной спирали в пространстве, внимательно анализировал «несуществующую пластическую ситуацию».
Американская живопись 70-х гг. возвращается к фигуративности.Считается, что 70-е — это «моментистины для американской живописи, которая освобождается от питавшей ее европейскойтрадиции и становится чисто американской».
Середину 1980-х годов можно рассматривать как завершение очереднойстадии развития абстракции в России, накопившей к этому времени не только громадныйопыт творческих усилий, осмысленную философскую проблематику, но и убедившейся ввостребованности абстрактного мышления.
Последнее десятилетие XX века подтвердило особенный «русский путь» беспредметного искусства. С точкизрения развития мировой культуры абстракционизм как стилевое направление завершилсяв 1958 году. Однако в «постперестроенномроссийском обществе только теперь возникла потребность в равноправном общении сабстрактным искусством, появилось желание увидеть не бессмысленные пятна, но красотупластической игры, ее ритмов, проникнуть в их значение. Услышать, наконец, звучаниеживописных симфоний. „
Художники получили возможность выражения в формах не только классических- супрематизма или абстрактного экспрессионизма, но лирической и геометрическойабстракции, минимализме, скульптуре, объекте, рукотворной авторской книге, в бумажноймассе, отлитой самим мастером.
Важным слагаемым современного языка абстракции стал белый цвет.Для москвичей Марины Кастальской, Андрея Красулина, Валерия Орлова, Леонида Пелихапространство белого — высшего напряжения цвета вообще — наполнено бесконечными вариативнымивозможностями, позволяющими использовать и метафизические представления о духовном,и оптические законы отражения света.
Пространство как понятийная категория обладает в современномискусстве разной смысловой нагрузкой. Например, существует пространство знака, символа,возникшего из глубины архаического сознания, иногда преображенного в структуру,напоминающую иероглиф (Евгений Добровинский).Существует пространство древних рукописей, образ которых стал своеобразным палимпсестомв композициях Валентина Герасименко.
Кроме названных выше, к абстракционистам относятся: М. Ротко,Р. Раушенберг, В. де Кунинг, Л. Мохой-Надь, Ф. Клайн, У. Боччони, Ф. Пикабия, А.Горки, А. Хельд, П. Сулаж, Ф. Клин, Х. Хартунг, Ж. Базен, Р. Биссьер, Н. Де Сталь,Б. Ньюмен и многие другие.
 Малевич Казимир Северинович (1878 — 1935)
Малевич К.С. — российский живописец, график, педагог, теоретикискусства, философ. Основоположник одного из видов абстрактного искусства, так называемогосупрематизма. Родился в семье управляющего заводом. С 11 лет много рисовал и писалкрасками. В 1894 окончил пятиклассное агрономическое училище. В 1895 — 1896 училсяв рисовальной школе, потом переехал с семьей в Курск. Там он участвовал в созданномкружке любителей искусства и служил чертежником, зарабатывая деньги на жизнь и учебув Москве. В 1904 приехал в Москву, где недолго посещал занятия в училище живописи,ваяния и зодчества и в Строгановском училище. В 1905 вернулся в Курск и самостоятельнозанимался живописью. В 1907 состоялось его первое известное по каталогам участиев выставке Московского товарищества художников, где кроме работ Малевича были представленыкартины В.В. Кандинского и др.
Малевич много работал над полотнами новой живописной системы,названной им “супрематизм» («Черный квадрат», 1913), принципыкоторой были изложены им в брошюре-манифесте «От кубизма к супрематизму. Новыйживописный реализм» После Февральской революции 1917 г. Малевич был избран председателем Художественной секции Московского Союза солдатских депутатов.Он разрабатывал проект создания Народной академии искусств, являлся комиссаром поохране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей Кремля.После Октябрьской революции создал декорации и костюмы для постановки «Мистерии-буфф»В.В. Маяковского, написал теоретическую работу «О новых системах в искусстве»,вместе с Шагалом в Витебске руководил мастерской в Народной художественной школе,участвовал в выставках. В 1922 закончил рукопись «Супрематизм. Мир как беспредметностьили вечный покой», изданную в 1962 на немецком языке. С 1922 Малевич преподавалрисунок на архитектурном отделении Петроградского института гражданских инженеров.В 1923 был назначен директором института исследований культуры современного искусства.В 1926, после погромной статьи в «Ленинградской правде», институт былликвидирован, а Малевич уволен. В 1927 Малевич экспонировал свои картины в Берлине.В 1928 — 1930 преподавал в Киевском художественном институте. В 1929 состояласьего персональная выставка в Государственной Третьяковской галерее. В 1930 его работыбыли выставлены в Австрии и Германии; он прочел курс лекций по теории живописи вДоме искусств Ленинграда. Осенью 1930 Малевич был арестован ОГПУ, но вначале декабрябыл освобожден. В 1931 делал росписи в Красном театре Ленинграда. В 1932 стал руководителемэкспериментальной лаборатории в Государственном Русском музее, участвовал в выставках.Умер после тяжелой болезни.
 
Пит Мондриан (1872-1944)
Пит Мондриан (наст. имя Питер Корнелис) — голландский художник.Его картины, представляющие собой сочетания прямоугольников и линий, являются примеромнаиболее строгой, бескомпромиссной геометрической абстракции в современной живописи.
Родился 7 марта 1872 в Амерсфорте. Его первые работы были написаныв реалистическом стиле. В 1911 он познакомился с кубистами, и их творчество началооказывать значительное влияние на формирование молодого художника. Вскоре Мондрианотказался в своих картинах от малейших намеков на сюжет, атмосферу, моделировкуи пространственную глубину и постепенно сознательно ограничивал выразительные средства.Мондриан утверждал, что «беспредметное искусство доказывает, что искусствоне является ни выражением внешних фактов (как мы их воспринимаем), ни выражениемпроцесса нашей жизни (которую мы ведем). Искусство есть выражение истинной действительностии истинной жизни. Они не поддаются определению, однако они могут быть реализованыв изобразительном искусстве». В 1912-1916 он строил композиции на основе свободносконструированной и заполнявшей холст пространственной сетки. В это время Мондриан,подобно Жоржу Браку и Пабло Пикассо в период аналитического кубизма, предпочиталпалитру рыжевато-коричневых и серых оттенков.
В 1914 художник вернулся в Голландию к отцу, который был присмерти, и оставался на родине в течение всей Первой мировой войны, а в 1919 сновауехал в Париж. К этому времени он уже был членом кружка, в который входили Тео ванДусбург, Ауд, Ритвелд и ван Эстерен. Все они были адептами модернизма, работалив стилях, близких к живописи Мондриана, и, возможно, оказали на него некоторое влияниев переходе от кубистических композиций к чистым геометрическим формам красных, желтыхи синих прямоугольников.
В 1917 Мондриан и Тео ван Дусбург основали авангардистский журнал«Де Стиль» и группу с таким же названием. Эстетическая теория, лежавшаяв основе этого направления, была названа неопластицизмом. В соответствии с требованияминеопластицизма Мондриан еще больше сократил свои художественные средства, используятолько белый, серый, черный и наиболее интенсивные тона основных цветов спектра.
К 1920 стиль Мондриана полностью сформировался. Используя прямыелинии жестких контуров, он делал композиции асимметричными, достигая динамическогоравновесия. Благодаря отказу от частностей и деталей он надеялся достичь более ясноговыражения универсальных первооснов творчества, стремясь обрести то, что он называл«чистой пластической реальностью».
В 1940 Мондриан переехал в Нью-Йорк; двумя годами позже состояласьего первая персональная выставка. В одной из последних работ художника, «Буги-Вугина Бродвее» (Нью-Йорк, Музей современного искусства), появилась тенденция котходу от строгих классических принципов авангарда. В этой работе маленькие квадратикирасположены пунктиром на сетке линий, что придает всей композиции новую синкопическуюсложность и игривость ритма.
Умер Мондриан в Нью-Йорке 1 февраля 1944. Его произведения оказаливлияние на многих современных художников, таких, как Александр Колдер, Бен Николсон,Виктор Вазарели и Фриц Гларнер. Целый ряд направлений в современном искусстве, напримерминимализм и оп-арт, восходят к творчеству Мондриана и кружку «Де Стиль»,так же, как и формы современной архитектуры, рекламы и печати.
 «Искусство действия»
Творчество Поллока, Аршила Горки, В. де Кунинга, Марка Ротко,Жоржа Матье и других представляло собой наиболее влиятельное направление абстрактнойживописи 40-50х годов, возникшее в США — так называемый абстрактный экспрессионизм.Принцип его заключался в отказе от предварительного замысла и планомерно построеннойформы. Художник культивировал спонтанную манеру письма и свободные импровизациина холсте. Живопись действия выросла, опираясь на иррациональные основы сюрреализма.Единственная функция искусства — действие, которое выполняет сам художник.
Акция — так, обобщая, называют «искусство действия»,заменяющее художественное произведение жестом, разыгранным представлением или спровоцированнымсобытием. Своими корнями «искусство действия» уходит в первые десятилетиядвадцатого века, в творчество футуристов, дадаистов и сюрреалистов. Расцвет искусствадействия приходится на 60-70 годы. В нем реализуется одна из ведущих идей модернизмао процессуальном характере искусства. «Искусство действия» квинтэссенцияидеи о превалировании творческого акта над его результатом, с другой стороны оновоплощает другую характерную тенденцию искусства 20-го века — стремление уничтожитьгрань между искусством и действительностью, растворить художественный жест в окружении,спонтанно протекающих процессах жизни.
Перерастая в искусство постмодернизма, «искусство действия»приобретает более выраженные формы. Например, хеппенинг — это наиболее распространеннаяформа «искусства действия». В основе его лежит незапланированное действие,осуществляемое художником при участии присутствующей публики, когда как бы стираетсягрань между реальностью и художественным творчеством.
Другая форма «искусства действия» перформанс — состоитв исполнении определенных заранее спланированных действий перед собравшейся публикой.Но в отличии от хеппенига в нем наличествует определенный заранее заготовленныйсценарий. Кроме того в перформансе не принимает активное участие публика, довольствуясьлишь ролью зрителя.
Поллок ввел термин «дриппинг» — разбрызгивание красокна холст без применения кисти. Это называется также в Америке абстрактным экспрессионизмом,во Франции — ташизмом (от слова tache — пятно), в Англии — живописью действия, вИталии — ядерной живописью (pittura nucleare).
В рамках американского абстракционизма была развита так называемая«бесформенная живопись». Живопись Джексона Поллока поддерживается проекциейдействия. Наиболее важное в творчестве: автоматизм — творческий процесс, а не получаемыйрезультат. Этот метод творчества кажется простым, но вместе с тем и сложным. Создаваякомпозицию, художник свободно льёт, наливает краски на полотно. Эти работы оченьэкспрессивные и очень оживлённые. Основная проблема, которую решают эти художники- отношение цветов. Принципы живописи действия в США дальше развивали постживописныеабстрактные направления (hard-edge, color-field).
Другим знаменитым европейским представителем «живописи действия»был Жорж Матье, приблизивший технику экстаза к спектаклю. Он устраивал свои сеансыживописи в присутствии публики, на глазах которой испещрял полотно закорючками,запятыми и точками. Жорж Матье сопровождал свои «сеансы творчества» вприсутствии публики маскарадными переодеваниями и музыкой. Он называл свои огромныетворения вполне сюжетно, что не делает их, однако, менее абстрактными. Как писалтеоретик абстракционизма Л. Вентули,". искусство называется абстрактным тогда,когда оно абстрагируется не от личности художника, но от предметов внешнего мира."Лучизм
Особое направление в абстракционизме — лучизм. Это один из вариантовабстрактного искусства, основанный на красочной игре лучей, светопреломлений, какбы высвобождающих внутренние энергии мироздания. «Цвет подобно свету, потокамилучей пронизывает композицию, способен рождать ощущение бесконечности живописнойплоскости, открывать возможность перехода от изображения объекта к изображению невидимого».
Возглавляли Михаил Ларионов и Наталья Гончарова. По Ларионову,все предметы видятся как сумма лучей. Задача художника — поиск пересечения сходящихсяв определенных точках лучей, т.е. красочных линий, их в живописи представляющих.
абстрактное искусство живописец
Заключение
Абстракционизм — уникальное явление мировой художественной культуры.Его уникальность обусловлена особенностями переломной эпохи. XX век — это своегорода знак и не случайно он породил своеобразное искусство абстракционизма.
Искусство не терпит прямоговорения, его сила в метафоре. Реализмв искусстве бывает очень разным и это самым убедительным образом доказывает искусствоабстракционизма.
Благодаря абстракционизму появилось много различных направленийв современном искусстве, хотя разделение искусства на направления в достаточнойстепени относительно.
Восприятие искусства в высшей степени субъективно. Отношениек произведениям художников-абстракционистов можно выразить словами нидерландскогофилософа XVII века Б. Спинозы: «Не плакать, не возмущаться, но понимать».Укоренившаяся глубоко привычка воспринимать сугубо реалистическую художественнуюформу не означает, что направление, «непохожее на жизнь», неинтересно,а тем более абсурдно. Радость искусства в том, что оно разное.
Абстракционизм можно любить и не любить, можно найти немало каксторонников, так и противников этого, как, впрочем, и любого другого вида искусства.Но любое искусство имеет право на существование, и его нельзя ни запрещать, ни очернять,ни скрывать.
Список литературы
1. Бердяев Н. «Кризис искусства» Репринт воспроизв. изд.1918г.М., 1990.
2. Ивашнев В.И. «Юный художник» №2, 2000
3. Исмаилова Н. «Искусство» №17, 2001
4. Исмаилова Н. «Искусство» №2, 2002
5. Словарь иностранных слов.М., 1964
6. Энциклопедия для детей. Т.7. Ч.2 — 2 изд. испр. / Глав. ред. М.Д.Аксенова — М.: Аванта+, 1998. — 688с.: ил.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.