Реферат по предмету "Культура и искусство"


"Серебряный век" российской культуры

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
I. ЛИТЕРАТУРА В РОССИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА
1.1 Поэзия
1.2 Проза
1.3 Публицистика
II. ИСКУССТВО В РОССИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА
2.1 Театр
2.2 Живопись
2.3 Музыка
2.4 Архитектура
III. НАУКА В РОССИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА
3.1 Достижения и открытия
3.2 Образование
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Слово “культура”происходит от латинского слова cultüra,что означает «культивировать, или возделывать почву». В средние века это словостало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образомвозник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. егостали употреблять и по отношению к людям. Другими словами, если человекотличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогдаэтот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от“некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокийуровень цивилизации.
В нашей сегодняшней жизнислово “культура” ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой,хорошим воспитанием. Современное научное определение культуры отбросилоаристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценностии выразительные средства, применяемые в литературе и искусстве, науке иобразовании.
Культура такого великогогосударства как Россия отражает уникальную самобытность русского народа,особенности национального характера, специфическое мировосприятие.
На пути своего развитияот язычества восточных славян до современной православной России, культурарусского государства перенесла многочисленные изменения, интерпретации, упадоки возрождение.
В настоящей контрольнойработе была предпринята попытка отразить такой яркий момент российскойкультуры, как «серебряный век». Этот период последовал за веком «золотым»,когда случился необыкновенный взлет литературы, науки и искусства в России. Век«серебряный» продолжил начатое, но вдохнул в него новое, свое, современное.
Впереди предстоялоогромное потрясение — эпоха социализма. Многое было задушено, загублено,уничтожено, предано анафеме. Что-то удалось спасти, что-то пришлосьвосстанавливать с огромным трудом, что-то было утеряно навсегда.

I.   ЛИТЕРАТУРА В РОССИИ НАЧАЛА ХХВЕКА
 
1.1 Поэзия
Начало ХХ века былорасцветом русской поэзии, временем появления ярких творческихиндивидуальностей, таких как К. Бальмонт, А. Блок, С. Есенин, И. Северянин, Н.Гумилев, А. Ахматова, М. Волошин, А. Белый и другие поэты, исповедовавшиеразличные этические и эстетические взгляды, принадлежавшие к разнымнаправлениям.
Важнейшим и крупнейшимтечением не только в поэзии, но и в целом в литературе и в искусстве начала ХХвека был символизм, признанным идейным вождем которого можно назвать поэта ифилософа В. Соловьева.
Помимо поэтическихпроизведений Соловьев создал философию единства, продолжая учение славянофилов(Хомякова и Самарина). Он пытался создать целостную мировоззренческую систему,которая связала бы религию и социальную жизнь человека, т.е. общественную.Основой такого единства по замыслам В. Соловьева должно было статьхристианство.
Научному познанию мирасимволисты противопоставляли конструирование мира в процессе творчества.Символисты считали, что высшие сферы жизни невозможно познать традиционнымипутями и они доступны лишь через познание тайных смыслов символов.Поэты-символисты не стремились быть понятыми всеми. В своих стихах ониобращались к избранным читателям, делая их своими соавторами.
Один изпоэтов-символистов Ф. Сологуб писал, что символизм как литературное течение«можно охарактеризовать в стремлении отобразить жизнь в ее целом, не с внешнейтолько ее стороны не со стороны частных ее явлений, а образным путем символов,изобразить по существу то, что, кроясь за случайными, разрозненными явлениями,образует связь с Вечностью, со вселенским, мировым процессом».
Символизм способствовалпоявлению новых течений, одним из которых был акмеизм (от греческого akme – цветущая сила).
Акмеисты провозглашаливозврат от многозначности образов, метафоричности к предметному миру и точномузначению слова. Признанным главой направления был Н. С. Гумилев.
Акмеисты использовали всвоем творчестве самые разнообразные культурные традиции. Членами кружкаакмеистов были А. Ахматова, О. Мандельштам, во многом разделяли их взгляды С.Городецкий, М. Волошин, Г. Иванов и другие замечательные поэты. По мысли Н.Гумилева, акмеизм должен был открыть ценность человеческой жизни. Мир долженбыть принят во всем его многообразии.
Подобно акмеизму,своеобразным ответвлением символизма был футуризм, но он принял самую крайнююэстетическую форму. Впервые русский футуризм заявил о себе в 1910 году выходомсборника «Садок судей» (его авторами были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В.Каменский). Вскоре авторы сборника вместе с В. Маяковским и А. Крученыхобразовали группировку кубофутуристов.
В отличие от символистови акмеистов, блестящих интеллектуалов, людей с прекрасным литературным вкусом,футуристы были поэтами улицы – их поддерживало радикальное студенчество илюмпен-пролетариат.
Большая часть футуристов,помимо поэзии, занималась еще и живописью (братья Бурлюки, А. Крученых, В.Маяковский). В свою очередь, художники-футуристы К. Малевич и В. Кандинскийучаствовали в альманахах и как поэты.
Футуризм стал поэзиейпротеста, стремящегося к разрушению существующих порядков. Вместе с темфутуристы подобно символистам мечтали о создании искусства, способногопреобразовать весь мир. Больше всего они страшились равнодушия к ним общества ипоэтому пользовались любым поводом для публичного скандала.

1.2 Проза
Развитие литературы вРоссии в начале ХХ века во многом было обусловлено и шло в русле традицийрусской классической литературы XIXвека., живым олицетворением которой был Л.Н. Толстой. Последний период жизни Л.Толстого связан с дальнейшим развитием его социально-философских и этическихпринципов.
В русскую литературувошло немало имен, снискавших европейскую известность. В их числе И. Бунин, А.Чехов, В. Короленко, А. Куприн и М. Горький и другие.
Бунин продолжал традициии проповедовал идеалы русской культуры XIX столетия. Это, однако, не мешало ему сохранятьсовершенно особое положение в литературе. Долгое время проза Бунина оцениваласьгораздо ниже его поэзии. И лишь «Деревня» (1910) и «Суходол» (1911), одна изтем которых – социальный конфликт в деревне, заставили говорить о нем как обольшом писателе. Рассказы и повести Бунина, такие, как «Антоновские яблоки»,«Жизнь Арсеньева», принесли ему мировую известность, подтверждением чему сталоприсуждение ему Нобелевской премии.
Если прозу Бунинаотличали строгость, отточенность и совершенность формы, внешняя бесстрастностьавтора, то в прозе Куприна проявилась стихийность и страстность, свойственныеличности писателя. Любимыми его героями были люди душевно чистые, мечтательныеи одновременно безвольные и непрактичные. Зачастую любовь в произведенияхКуприна кончается гибелью самого героя («Гранатовый браслет», «Поединок»).
Иным было творчествоГорького, который навсегда связал свою судьбу с пролетариатом и вошел в историюкак «буревестник революции». У Горького был могучий темперамент борца. В егопроизведениях появились новые, революционные темы и новые, неизвестные до тоголитературные герои, описываемые события нередко имели эпохальное значение(«Мать», «Фома Гордеев», «Дело Артамоновых»). В ранних сборниках («МакарЧудра») он выступил как романтик.
Известность получилипроизведения А. Т. Аверченко (1881 – 1925) – русского писателя-юмориста,драматурга и театрального критика. В 1903 году в харьковской газете «Южныйкрай» был опубликован первый рассказ Аверченко «Как мне пришлосьзастраховать жизнь», в котором уже чувствовался его литературный стиль. В1906 году Аверченко становится редактором сатирического журнала«Штык», почти полностью представленный его материалами. Послезакрытия этого журнала возглавляет следующий — «Меч», — тоже вскорезакрытый. В 1907 году Аверченко переезжает в Петербург и сотрудничает всатирическом журнале «Стрекоза», позднее преобразованном в«Сатирикон». Затем становится постоянным редактором этого популярногоиздания. В 1910 году выходят три книги Аверченко, сделавшие его известным всейчитающей России: «Веселые устрицы», «Рассказы (юмористические)»,«Зайчики на стене». "… Их автору суждено стать русскимТвеном...", — проницательно заметил В. Полонский. Вышедшие в 1912 годукниги «Круги по воде» и «Рассказы для выздоравливающих»утвердили за автором звание «короля смеха».
1.3 Публицистика
Вскоре после революции1905-1907 гг. несколько известных русских публицистов (Н.А. Бердяев, С.Н.Булгаков, П.Б. Струве, А.С. Изгоев, С.Л. Франк, Б.А. Кистяковский, М.О.Гершензон) выпустили книгу «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции». Вней были подняты самые злободневные вопросы русской жизни, затрагивающиеинтересы широких кругов российской интеллигенции. В полемике вокруг «Вех»приняли участие многие литераторы и религиозные деятели.
Одним из главныхвопросов, рассматриваемых в «Вехах», была оценка революции. Авторы «Вех»считали, что революция должна была закончиться после издания Манифеста 17октября, в результате которого интеллигенция получила те политические свободы,о которых всегда мечтала. Интеллигенция обвинялась в игнорировании национальныхи религиозных интересов России, подавлении инакомыслящих, в неуважении к праву,разжигании в массах самых темных инстинктов. Веховцы утверждали, что русскаяинтеллигенция чужда своему народу, который ее ненавидит и никогда не будетпонимать.
Против авторов «Вех»выступило множество публицистов, прежде всего сторонников кадетов. Начавшаясяполемика способствовала тому, что сборник «Вехи» был переиздан. В поддержку ихавторов появилось множество публикаций, особенно на страницах популярной газеты«Новое время». Эта полемика сыграла важную роль в разработке русскимифилософами и публицистами многих злободневных вопросов, в первую очередькасающихся русской национальной идеи.

II.  ИСКУССТВО В РОССИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА
 
2.1 Театр
Главными драматическимитеатрами были Большой театр в Москве и Мариинский в Петербурге. На сценевыступали выдающиеся актеры: П.М. Садовский, М.Н. Ермолова, А.П. Ленский, Г.Н.Федотова, С.В. Шумских и другие. Их игра отличалась высоким мастерством.
В 1898 году К.Станиславским и В. Немировичем-Данченко в Москве был основан Художественныйтеатр (МХТ), на сцене которого ставились пьесы Чехова, Горького, Ибсена,Гамсуна и других авторов, имевшие большой успех у зрителей. В 1904 году В.Комиссаржевская открыла Драматический театр в Петербурге. Действовали оперныетеатры.
Появилось также большоеколичество театров и в ряде крупных городов в провинции. Своими актерскимитруппами славились театры в Киеве, Одессе, Риге, Харькове, Саратове, Самаре,Казани, Екатеринбурге, Иркутске и других городах.
Появившийся на рубеже XIX – ХХ веков в России кинематографпользовался особой популярностью. В 1908 году была выпущена первая русскаяигровая картина «Стенька Разин». К 1914 году в стране действовало около 30отечественных фирм, выпустивших свыше 300 картин.
2.2 Живопись
В начале ХХ столетия ещепродолжали свою творческую деятельность такие видные русские живописцы как В.Суриков, братья Васнецовы, И. Репин, Н. Касаткин, представлявшие реалистическоенаправление в живописи.
В целом, достигнувтворческой самостоятельности, русская живопись двигалась в общем руслеевропейского изобразительного искусства. Пейзаж вытеснял бытовую живопись.Стремление к передаче воздуха и света, работа на пленэре, характерные дляимпрессионизма, наблюдались в творчестве Ф. Васильева, И. Левитана, В. Серова,К. Коровина, А. Архипова.
Символизм, неоклассицизм,модерн оказал заметное влияние на А. Врубеля, художников из «Мираискусства» (А. Бенуа, Л. Бакст, Е. Лансере) и «Голубой розы» (С.Судейкин, Н. Крымов, В. Борисов-Мусатов).
Существовало товариществопередвижных выставок – А.М. и В. М. Васнецовы, И. Бродский и другие.
К 1910 году зарождаетсярусский авангард как стремление перестроить основы искусства вплоть доотрицания самого искусства. Целый ряд художников и творческих объединенийсоздают новые школы и направления, которые определяющим образом повлияли наразвитие мирового изобразительного искусства — супрематизм (К. Малевич),«импровизационный» стиль и абстракционизм (В. Кандинский), лучизм(Ларионов) и др.
В конце столетия врусскую живопись пришли К.А. Коровин и М.А. Врубель. Коровин занимался ипортретом, и пейзажем, но любимым его жанром оставался пейзаж, написанный напленэре. Пейзажи Коровина отличались яркими красками и романтическойприподнятостью, ощущением воздуха на картине, что роднило его с французскимиимпрессионистами. Те же импрессионистские традиции Коровин сохранил в своихпортретах и натюрмортах («Портрет Шаляпина», 1911, «Рыбы, вино и фрукты»,1916).
Произведения И. Репина, В.Сурикова, И. Шишкина, В. Васнецова, И. Левитана, которые представляли собойвершины передвижнического реализма, отличались свободной, широкой манеройписьма, передачей свето-воздушной среды с помощью цветных теней, рефлексов, разнообразиеми свободой композиционных решений.
Известность получил Бакст(Розенберг) Лев Самойлович (1866 — 1924), график, живописец и театральныйдекоратор. С 1883 по 1887 Бакст учился в петербургской Академии художеств. В тегоды он являлся постоянным членом юношеского кружка, из которого впоследствии родилосьхудожественное объединение «Мир искусства». Как активный участник«Мира искусства», на первых его выставках он выставлял портреты,сделанные в основном в технике пастели. Графические работы, сделанные дляжурнала «Мир искусства» принесли известность Баксту.
Бакст создал отличныеграфические портреты И. И. Левитана, Ф. А. Малявина (1899), А. Белого (1905) и3. Н. Гиппиус (1906) и живописные портреты В. В. Розанова (1901), С. П.Дягилева с няней (1906). Созданная им символ-маркуа «Мир искусства»стала эмблемой журнала и выставок этого общества («Орел на горной вершине»).Его живопись и графика наполнены были образами античной мифологии и греческойархаики. Бакст вошел в историю именно как выдающийся театральный художник эпохимодерна. Еще в 1902 г. он дебютировал в театре, оформив пантомиму «Сердцемаркизы». Балет «Фея кукол» (1903) имел успех главным образомблагодаря его декорациям. Бакст оформлял спектакли, делал отдельные костюмы дляартистов, в частности для А. П. Павловой в знаменитом «Лебеде» М. М.Фокина (1907), создавал декорации и эскизы костюмов для балета«Шахерезада» на музыку Римского-Корсакова Н.А., а также декорации иэскизы костюмов для множества других спектаклей.
По-настоящему талантБакста развернулся в балетных спектаклях «Русских сезонов», а затем«Русского балета С. П. Дягилева» «Клеопатра» (1909),«Шехерезада» и «Карнавал» (1910), «Видение розы»и «Нарцисс» (1911), «Синий бог», «Дафнис и Хлоя»и «Послеполуденный отдых фавна» (1912), «Игры» (1913) поразилипублику декоративной фантазией, силой и богатством цвета, а разработанныеБакстом приемы оформления положили в балетной сценографии начало новой эпохи.
Яростные споры критиковвызвала его картина «Ужин» (1902), которая стала своеобразнымманифестом стиля модерн в русском искусстве. Позднее сильное впечатление назрителей произвела его картина «Древний ужас (Terror Antiquus)»(1906-08), в которой воплощена символистская идея неотвратимости судьбы. Вовремена первой русской революции Бакст сотрудничал в сатирическом журнале«Жупел», потом в журналах «Сатирикон», «Золотоеруно», «Аполлон», успешно занимался книжной графикой идекоративным искусством (оформлял интерьеры, выставки). Имя Бакста как ведущегохудожника «Русских сезонов» гремело наряду с именами знаменитыхбалетмейстеров и лучших исполнителей.
Ярчайшим представителемсимволизма в живописи был М.А.Врубель. Его картины, словно мозаика, слеплены изискрящихся кусков. Сочетания цветов в них имели собственные смысловые значения.Сюжеты Врубеля поражали фантастикой.
Значительную роль врусском искусстве начала ХХ столетия играло движение «Мир искусства», возникшеекак своеобразная реакция на уже утратившее свою актуальность движениепередвижников. В нем участвовали почти все заметные русские живописцы тоговремени, объединившиеся вокруг журнала с таким же названием. Как когда-топередвижники, «мирискусники» устраивали выставки работ, идейной основой которыхбыло не изображение грубых реалий современной жизни, а вечных тем мировойживописи.
Одним из идейных вождей«Мира искусства» был А.Н. Бенуа, обладавший разносторонними дарованиями. Он былживописцем, графиком, театральным художником, историком искусства.
Деятельности «Мираискусства» было противопоставлено творчество молодых художников, группирующихсяв организациях «Бубновый валет» и «Союз молодежи». Эти общества не имели своейпрограммы, в них были и символисты, и футуристы, и кубисты, но каждый художникимел свое творческое лицо.
Такими художниками былиП.Н. Филонов и Д.В. Кандинский. Филонов в своей живописной технике тяготел кфутуризму, но в проблематике произведений был далек от него. Кандинский же вомногом тяготел к европейскому новейшему искусству, нередко изображая лишьотдельные очертания предметов. Его по праву можно назвать отцом русскойабстрактной живописи.
Не такими были картиныК.С. Петрова-Водкина, сохранившего в своих полотнах национальные традицииживописи, но придавшего им особую форму. Таковы его полотна «Купание красногоконя» (1912), напоминающее изображение св. Георгия Победоносца, и «Девушки наВолге» (1915), где отчетливо прослеживается связь с русской реалистическойживописью XIX столетия.
2.3 Музыка
Крупнейшими русскимикомпозиторами начала ХХ столетия были А.И. Скрябин, Н. Римский-Корсаков, А.Глазунов, С.В. Рахманинов, И. Стравинский, творчество которых, взволнованное,приподнятое по своему характеру, было особенно близко широким общественнымкругам в период напряженного ожидания революции 1905-1907 гг.
Композиции Скрябина отромантических традиций эволюционировали к символизму, предвидя многиеноваторские течения революционной эпохи.
Строй музыки Рахманиновабыл более традиционен. В нем отчетливо видна связь с русским музыкальнымнаследием минувшего столетия. Музыка Рахманинова была менее субъективна иутонченна, чем музыка Скрябина, в его произведениях душевное состояние обычносоединялось с картинами внешнего мира, поэзией русской природы или образамипрошлого.
2.4 Архитектура
К началу XX века вархитектуре получил распространение новый стиль – модерн, со свойственным емустремлением подчеркнуть функциональное назначение жилых и общественных зданий,предполагавший использование фресок, мозаики, витражей, керамики, скульптуры,новых конструкций и материалов.
Стиль отражал поискинового, цельного стиля в архитектуре. Новая архитектура началась с работживописцев, когда Bиктор Васнецов спроектировал в Абрамцеве под Москвой церковьи «избушку на курьих ножках», а Ф. О. Шехтель — особняк С. П.Рябушинского.
Поиски нового былихарактерны и для неорусского стиля, ориентировавшегося на древнерусское инародное искусство. Особенностью этого стиля был контраст внешнего обликаздания и его назначения (например, Казанский вокзал – архитектор А.В. Щусев).

III. НАУКА В РОССИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА
 
3.1 Достиженияи открытия
Значительных успеховдостигли исследования в области механики и математики, что позволило развитьновые области науки – воздухоплавание и электротехнику. Немалую роль в этомсыграли исследования Н.Е. Жуковского, создателя гидро- и аэродинамики, работ потеории авиации, которые послужили основой для авиационной науки.
В 1913 г. в Петербурге наРусско-Балтийском заводе были созданы первые отечественные самолеты «Русскийвитязь» и «Илья Муромец». В 1911 году Г.Е. Котельников сконструировал первыйавиационный ранцевый парашют.
К.Э. Циолковский в 1903году опубликовал статью «Исследование мировых пространств реактивнымиприборами», где была изложена теория движения ракет. В своих последующих трудах«Реактивный прибор как средство полета в пустоте и атмосфере» (1910), работах окосмических полетах (1911-1914) он продолжил разработку теоретических основ будущихкосмических полетов.
Среди наиболее известныхученых был энциклопедист В.И. Вернадский. Труды Вернадского легли в основубиохимии, геохимии, биогеохимии и радиогеологии. Еще в 1909 году Вернадскийписал, что «в эти годы в мировом научном движении… происходит полная революцияв представлениях о веществе, начинается не менее глубокое изменение в науках ожизни». Самого Вернадского отличали широта интересов, постановка глубокихнаучных проблем и предвидение открытий в самых разных научных областях. УчениеВернадского о биосфере легло в основу его идеи о ноосфере, или сферепланетарного разума.
Развитие естествознанияпроисходило в тесном общении с мировой наукой, чему способствовали обменыучеными, стажировки в заграничных университетах, публикации совместных трудов.
Великий русский физиологИ.П. Павлов создал учение об условных рефлексах, в котором он далматериалистическое объяснение высшей нервной деятельности человека и животных.В 1904 году за исследования в области физиологии пищеварения Павлову первому изрусских ученых была присуждена Нобелевская премия. Через четыре года (1908)этой премии удостоился И.И. Мечников за исследование проблем иммунологии иинфекционных заболеваний.
Огромный вклад в мировуюнауку в начале ХХ века внес Н. И. Вавилов, специализировавшийся на генетике инаследственности и открывший законы гомологичных рядов.
В российской наукепоявилось созвездие имен в гуманитарных дисциплинах – философии, социологии(С.Н. Булгаков, В.И. Вернадский, Н.А. Бердяев, Е.Н. Трубецкой, Л.И. Шестов,П.Б. Струве и др.). Авторы стремились осмыслить исторический путь и будущностьРоссии.
Достижения в историческойнауке связаны с именами П.Н. Милюкова, В.О. Ключевского, А.С.Лаппо-Данилевского, Н.П. Павлова-Сильванского, С.Ф. Платонова, А.Е. Преснякова,А.А. Шахматова и других.
3.2 Образование
В начале ХХ столетияосновой отечественной науки явилась Академия наук с уже развившейся системойинститутов. Университеты существовали в Москве, Петербурге, Киеве, Казани,Юрьеве, Варшаве, Харькове, Одессе, Томске, высшее техническое училище в Москве,политехнические институты в Риге, Киеве, Варшаве, технологические институты вХарькове и Томске, электротехнический институт в Петербурге. Действовали высшиеженские институты – женский медицинский институт в Петербурге, Высшие женскиекурсы в Москве.
Профессор Ф.Ф. Зелинскийбыл гордостью Петербургского университета, где он проработал более трети века(1885-1921 гг.). Великолепный знаток латинского и греческого языков илитературы, Зелинский поставил свое филологическое мастерство на службукультурно-историческим изысканиям.
Рост индустрии рождалспрос на образованных людей. Постепенно росло число начальных школ. Немалуюроль в подготовке научных кадров играли и университеты с их научнымиобществами, а также всероссийские съезды ученых. Широко издавалисьнаучно-популярная литература, выходили журналы «Природа», «Вокруг света», «Научноеобозрение», «Наука и жизнь», и др. Содействовали распространению научных знанийи публичные лекции известных русских ученых.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Революция 1917 годавнесла раскол в ряды деятелей культуры. Многие из них оказались в эмиграции.Другие продолжали творить в России. Часть из них делали это из патриотическихсоображений, а многие искренне восприняли идеи революции.
В 20-е годы ХХ столетиярасцвели модернистские течения в поэзии, живописи, театре, архитектуре. Поэт В.Маяковский, режиссеры В. Майерхольд, А. Таиров, архитекторы В. Татлин, К.Мельников искали новые начала в искусстве.
Одновременно продолжалоразвиваться традиционное направление. В эти годы творили великие режиссеры К.Станиславский и В. Немирович-Данченко, поэт С. Есенин. Большой популярностьюпользовались произведения о гражданской войне Д. Фурманова, А. Серафимовича, И.Бабеля, М. Булгакова, А. Фадеева. В 1928 г. вышла в свет первая часть эпопеи М.Шолохова «Тихий Дон».
В первые годы советскойвласти великие конструктивисты Веснины, Иван Леонидов, Константин Мельников, ГеоргийГольц, Моисей Гинзбург, в стиле, полном зажигательной утопической фантазии,строили фабрики, дома культуры, дома-коммуны для коллективного быта, фабрики-кухни и прочие фантазии отчаянных революционеров.
Шла острая борьба междусторонниками «нового искусства» и приверженцами традиционных направлений.Первые нередко пользовались поддержкой властей, поскольку выступали с позиций«пролетарской культуры».
Для первых лет советскойвласти характерно многообразие культурного развития, но при этом проявлялисьпопытки удушения «классово чуждых» направлений. Например, генетика былаобъявлена «буржуазной лженаукой», а ученый Н.И. Вавилов обвинен в шпионаже.
Одной из важнейших задачкультурной революции было формирование у людей социалистического сознания. Этойцели была посвящена культурно-просветительская работа большевистской партии вгороде и в деревне. Сторонники коммунизма боролись с религиознымипредрассудками людей. Активную борьбу с религией вел «Союз воинствующихбезбожников», широкая атеистическая пропаганда шла через печать, лекции,звучала по радио. Шла активная работа по ликвидации безграмотности населения.
Принято былопостановление о преподавании истории в школах. В Московском и Ленинградскомуниверситетах восстанавливались исторические факультеты, подготавливались новыеучебники по истории, в которых весь исторический процесс интерпретировался склассовых позиций.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артемов В.В..,Лубченков Ю.Н. История Отечества: С древнейших времен до наших дней: Учебникдля студ. сред. проф. учеб. заведений.– 4-е изд., стер. – М.: Мастерство, 2002.– 360 с.
2. История России сдревности до наших дней: Пособие для поступающих в вузы/ И.В. Волкова, М.М.Горинов, А.А. Горский и др.; Под ред. М.Н. Зуева. –2-е изд., испр. И доп. – М.:Высш. шк., 2009. – 640 с.
3. В.О. Ключевский.Краткое пособие по русской истории. – М., 2007. – 390с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Мой любимый герой
Реферат Особенности физического и нервнопсихического развития детей в разные возрастные периоды
Реферат Знакочергуючі ряди Ознака Лейбніца Оцінка залишку ряду Абсолютна і умовна збіжності знакозмін
Реферат Мир "бессонницы" в цикле "Бессонница" М.И. Цветаевой
Реферат Европол, его назначение и структура управления
Реферат Нарушение прав женщин
Реферат Русский язык на Северном Кавказе
Реферат Понятие и сущность государства 2 Сущность социальное
Реферат Необычный и "странный" мир Гоголя
Реферат Нарративный потенциал рассказа А.П. Чехова "Студент"
Реферат Не в деньгах счастье
Реферат Новаторське використання вільного вірша на прикладі творчості відомої іракської поетеси Назік аль-Малаіки
Реферат Не всегда правдой душу вылечишь… (по пьесе "На дне" М. Горького)
Реферат Новелістика Проспера Меріме
Реферат О Теплостанском лесе и его памятниках