«Культура»: типология определений
Ольга Минченко
Начнемс общеизвестного. Понятие «культура» многозначно. Его невозможно определитьдвумя-тремя фразами. Кроме того, сложно назвать другое такое слово, котороеимело бы такое множество смысловых оттенков. Для нас обычными являютсясловосочетания «культура поведения», «физическая культура», «культура общения»и так далее.
Ине случайно с каждым годом интерес к этому понятию все возрастает. Так, поподсчетам американских антропологов А. Кребера и К. Клакхона, с 1871 по 1919годы было дано семь определений культуры, а с 1929 по 1950 годы их числовозросло до 150. А. Моль в книге «Социодинамика культуры» (1968г.)насчитывает уже 250 определений.
Ив чем же причина такого многообразия трактовок? По мнению П.С. Гуревича «Преждевсего в том, что культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия.В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна, многоаспектнаи культура. Каждый исследователь обращает внимание на одну из ее сторон. Крометого, культуру изучают не только культурологи, но и философы, социологи, историки,антропологи… Конечно же, каждый из них подходит к изучению культуры со своимиметодами и способами».
Причемтакое положение характерно, конечно, не только для термина «культура». Термин«наука», к примеру, тоже имеет очень большое количество определений. Бываеттакое, что некоторых раздражает неясность, нестабильность, и отсутствие четкойсистемы, в которой должен быть ясно виден предмет и объект исследования. Но этовсе лишь оттого, что нам легче запомнить данное, наклеить ярлык, нежели понять,осознать, что культура, она как жизнь, существует лишь потому, что она разная, неповторимая.
Ивсе же у всех существующих определений культуры (а их по последнимисследованиям, больше 500 (!)), есть нечто объединяющее, из которого можновывести самое общее определение, которое не противоречит ни одному изимеющихся. Например, такое (по Радугину А.А.):
Культураохватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, всестороны человеческого бытия.
Акроме этого, надо подчеркнуть еще и то, что на сегодняшний день, культура, всамом общем смысле этого слова, является СЕМИаспектным понятием. Т.е. культурапредставляет собой:
— результат
— процесс
— деятельность
— способ (например, способ жизни человека, отличающей его от животного)
— отношения
— норма
— и, наконец, система.
Естественно,что мы не ограничимся столь кратким описанием интересующего нас термина.
Всовременной культурологии существуют два основных подхода к описанию понятия«культура».
— повседневный (или обыденный)
— научный (специализированный)
Рассмотримпервый уровень – обыденный. По А.И. Кравченко, в повседневной жизни понятиекультуры употребляется как минимум в трех значениях:
Подкультурой подразумевают определенную сферу жизни общества, получившуюинституциональное закрепление (министерства культуры с разветвленным аппаратомчиновников, средние специальные и высшие заведения, готовящие специалистов покультуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т. д., занимающиесяпроизводством и распространением духовных ценностей).
Во-вторых,под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущихбольшой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русскаякультура, русская зарубежная культура, культура молодежи и др.)
Втретьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовныхдостижений («культурный» человек в значении воспитанный, «культура рабочегоместа» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство»).
Итак,большинство людей, действительно, говоря о культуре, имеют ввиду общепринятые иустоявшиеся формы жизни – обычаи, нормы, институты. И чаще, конечно, словокультура употребляется в противопоставительном аспекте, когда видим перед собойкакой-либо образец бескультурья (например, хамское поведение).
В научном мире понятие, категорию и термин «культура» анализируют более детально и пытаются найти наиболее верное определение. Скажем сразу, что западные ученые начали первыми поиски в этом направлении. И самое первое определение термину (по мнению американских антропологов) дал английский этнограф Эдуард Тэйлор (1832—1917).
«Культура – комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества». В оригинале оно звучит так: «Culture is that complex whole which includes knowledge, belief, art, morals, law, custom, and any other capabilities and habits acquired by man as a member of society» («Primitive Culture», 1871).
/>
Эдуард Барнетт Тейлор
/>
Альфред Кребер Вплотную этим вопросом занимались уже вышеупомянутые Альфред Кребер и Клайд Клакхон, которые написали книгу «Culture: A critical Review of concepts and Definitions» в 1952 году. (На русском языке она вышла в 1992 году под названием «Культура: Критический анализ концепций и дефиниций»). Ученые в своей работе собрали 164 определения культуры и свыше сотни ее описаний. Они систематизировали определения по «упору» или «акценту» (на преемственность, на генезис и так далее). Таким образом, они разделили их на шесть основных типов от А до F, причем некоторые из них в свою очередь разделяются на несколько групп.
Вотони: (источник публикации: sharh.freenet.uz/pon_kul.htm)
А.Описательные определения, в которых упор делается на перечисление всего того, чтоохватывает понятие культуры. Родоначальником такого типа определения культурыявляется знаменитый антрополог Э.Тейлор.
В.Исторические определения, в которых акцентируются процессы социальногонаследования, традиция. Примером здесь может служить определение, данноеизвестным лингвистом Э.Сепиром: культура — это «социально унаследованныйкомплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни»Недостаток определений этого типа связан с предположением о стабильности инеизменности, в результате чего из виду упускается активность человека вразвитии и изменении культуры.
С.Нормативные определения. Эти определения делятся на две группы. Первая из них — определения, ориентирующиеся на идею образа жизни. По определению, данномуантропологом К.Уислером, «образ жизни, которому следует община или племя, считаетсякультурой… Культура племени есть совокупность стандартизованных верований ипрактик, которым следует племя». Вторая группа — определения, ориентирующиесяна представления об идеалах и ценностях. Здесь можно процитировать дваопределения: данное философом Т.Карвером, «культура — это выход избыточнойчеловеческой энергии в постоянной реализации высших способностей человека»,и предложенное социологом У.Томасом, культура… это материальные и социальныеценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведенческиереакции) независимо от того, идет ли речь о дикарях или цивилизованныхлюдях"
D.Психологические определения, в которых упор делается либо на процесс адаптациик среде (D-I), либо на процесс научения (D- П), либо на формирование привычек(D-III). Индексом D-IV Кребер и Клакхон обозначают «чисто психологическиеопределения». Ниже приведены определения, наиболее характерные для каждойиз этих четырех групп.
D-I.«Совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям и естькультура, или цивилизация… Эти приспособления обеспечиваются путем сочетаниятаких приемов, как варьирование, селекция и передача по наследству»(социологи У.Самнер и А.Келлер)
D-II.«Культура — это социологическое обозначение для наученного поведения, тоесть поведения, которое не дано человеку от рождения, не предопределено в егозародышевых клетках как у ос или социальных муравьев, а должно усваиватьсякаждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей»(антрополог Р.Бенедикт).
D-III.«Культура — это нормы привычного поведения, общие для группы, общности илиобщества. Она состоит из материальных и нематериальных элементов»(социолог К.Янг). «Под культурой мы будем понимать совокупность всехсублимаций, всех подстановок или результирующих реакций, короче, все в обществе,что подавляет импульсы или создает возможность их извращенной реализации»(психоаналитик Г.Рохайм).
Е.Структурные определения, в которых внимание акцентируется на структурнойорганизации культуры. Здесь характерны определения, данные антропологомР.Линтоном: «а)..-Культуры — это в конечном счете не более чем организованныеповторяющиеся реакции членов общества, б) Культура — это сочетание наученногоповедения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются ипередаются по наследству членами данного общества».
F.Генетические определения, в которых культура определяется с позиции еепроисхождения. Эти определения разделяются на четыре группы:
F-I,в которых культура рассматривается как продукт или артефакт,
F-2,в которых упор делается на идеях;
F-III,в которых подчеркивается роль символов;
F-IV,в которых культура определяется как нечто, происходящее из того, что не естькультура.
Нижеприведены определения, наиболее характерные для каждой группы.
F-I.«В самом широком смысле слова культура обозначает совокупность всего, чтосоздано или смодифицированно сознательной или бессознательной деятельностьюдвух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или воздействующих наповедение друг друга» (социолог П.Сорокин);
F-II.«Культура — это относительно постоянное нематериальное содержание, передаваемоев обществе посредством процессов обобществления» (социолог Г.Беккер).
F-III.«Культура — это имя для особого порядка, или класса феноменов, а именно:таких вещей и явлений, которые зависят от реализации умственной способности, специфичнойдля человеческого рода, которую мы называем „символизацией
F-IV.“То, что отличает человека от животных, мы называем культурой»(естествоиспытатель и философ В.Оствальд).
Такуюклассификацию создали американские ученые. Однако в российской культурологии такжебыли ученые, которые пытались вывести свою систему определений. Одним из нихявляется теоретик культуры Л.Е. Кертман, по утверждению которого существуетсвыше 400 определений культуры, и по его мнению есть три основных подхода копределению культуры:
— Антропологический, суть которого состоит в признании самоценности культурыкаждого народа, а также в признании равноценности всех культур на земле.
Примерыопределений данного подхода:
Культура– это все, что создано человеком, будь то материальные предметы, внешнееповедение, символическое поведение или социальная организация. (Л. Бернард).
Культура– это способ жизни, которому следует общность или племя (К. Уислер)
— Социологический, в котором культура трактуется как фактор организации иобразования жизни какого-либо общества. Подразумевается, что в каждом обществеесть некие культуротворческие «силы», направляющие его жизнь поорганизованному, а не хаотическому пути развития. Культурные ценности создаютсясамим обществом, но они же затем и определяют развитие этого общества, жизнькоторого начинает все больше зависеть от произведенных им ценностей.
Примерыопределений данного подхода:
Культура– это наследуемые изобретения, вещи, технические процессы, идеи, обычаи иценности (Б. Малиновский)
Культура– прочные верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальныесвязи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта (У. Беккет).
Культура- это язык, верования, эстетические вкусы, знания, профессиональное мастерствои всякого рода обычаи. (А. Радклифф-Браун).
— Философский подход, который отличается от других тем, что путем анализа в жизниобщества выделяют некоторые черты, характеристики, закономерности. Их-то ипонимают как то, что составляет основание культуры или причину ее развития. Икультура понимается как «содержание» или как «способ бытия»общества.
Примерыопределений данного подхода:
Культура– это путь от замкнутого единства через развитое многообразие к развитомуединству (Г. Зиммель).
Культура– это относительно постоянное нематериальное содержание, передаваемое вобществе при помощи процесса социализации (Г. Беккер).
Культура– это символическое выражение, коренящееся в подсознательном и привносимое вобщественное сознание, где оно сохраняется и остается в истории (Д. Реджин).
Таковаточка зрения Кертмана.
Нуа кроме этого, новые определения культуры появляются в рамках каких-либомеждисциплинарных исследований по культурологии. Изменяется подход к культуре –изменяется и рабочее определение.
Чтоже можно сказать в заключение?
Да,понятие «культура» – слишком многообразно, и ему невозможно датьточную характеристику. Да, многих исследователей раздражает такая туманность инеясность в определении объекта культурологии. Однако, надо признать, что этотобъект является неотъемлемой частью нашей жизни, а она у каждого разная. Ипотому, к каждому отдельному случаю и явлению, выступающему в качестве предметаисследования, нужен свой подход, и конкретное определение.
Список литературы
КравченкоА.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. — 3-е изд.- М.: Академическийпроект, 2001.
ПолищукВ.И. Культурология: Учебное пособие.- М.: Гардарика, 1998.
СоколовЭ.В. Культурология. — М.: Интерпракс, 1994.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.countries.ru/