Реферат по предмету "История"


Новгородские берестяные грамоты 13-15 вв.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
РАБОТА
ПО ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЮ
«Исследование Новгородских берестяных грамот XIII – XV веков»
Студента III курса
исторического факультета
Вострокнутова М. А.
Москва — 2010
Содержание работы
Введение — 2
Общие сведения о берестяных грамотах — 5
Анализ грамот — 7
Заключение — 24
Источники и литература — 25
Введение
Данная работа является исследованием части Новгородских берестяных грамот (далее: БГ) в аспектах, связанных с тематикой БГ, социальными слоями и степенью распространенности различных групп БГ среди разных социальных слоев. Для этого был применен количественный метод анализа грамот. В рамках данного исследования он заключается в количественном анализе отобранного массива грамот, распределении информации по таблицам, которые будут приведены в данной работе и получении статистических данных.
Как я уже сказал, для анализа были привлечены далеко не все грамоты. Отбор был произведен по следующему принципу: сначала я задал хронологические рамки своему исследованию, а именно – XIII-XV вв., т.е. позднедревнерусскому периоду. Затем из всех грамот, датировка которых укладывается в эти временные рамки, я избрал те, которых сохранились либо в полном виде, либо с незначительными утратами. Тексты с большими утратами, а также фрагменты рассмотрены не были. Этот отбор был произведен в целях ограничения объема исследования, и, в больше степени, по той причине, что в рамках этого исследования важен именно анализ содержания грамот, в мои задачи будет входить понимание основной тематики текста, социального статуса его автора и социального статуса лица, для которого предназначался текст. Хорошее понимание текста может обеспечено его хорошей сохранностью. Но в перспективе можно будет расширить данное исследование путем привлечения этих малосохранившихся текстов – для достижения большей его полноты и повышения точности статистических данных.
В рамках данной работы был произведен лишь источниковедческий анализ грамот, тогда как для максимальной точности исследования необходимы антропонимический, лингвистический и другие анализы. Без их проведения сведения будут приводиться весьма приблизительные. Например, я далеко не всегда точно и верно укажу социальный статус автора грамоты. Необходимы, кроме изучения содержания текста и логического его разбора, еще и анализ его имени (к группе имен какого социального слоя оно относится), а также анализ языка текста, чтобы точно понять, к каким слоям населения данное лицо принадлежало. Привлечение дополнительных методик анализа грамот тоже может послужить для расширения данного исследование. В перспективе это исследование может охватить все грамоты позднодревнерусского периода и включить в себя дополнительные методы их анализа. Но в данный момент работа находится на своем начальном этапе, задачи которого, если обобщить все вышесказанное, сводятся к следующему:
1)  Отобрать грамоты периода XIII-XV вв. с приемлемой сохранностью (по пятибалльной шкале 5 и 4);
2)  Проанализировать их содержание;
3)  Попытаться выявить автора каждого текста, а также того, кому он предназначен;
4)  Рассмотреть соотношение различных типов текстов;
5) Рассмотреть соотношение различных текстов между основными социальными группами, которые в целях облегчения восприятия данных, я выделю самостоятельно;
6) Сделать соответствующие из выполнения все вышеприведенных задач выводы.
Выполнению поставленных задач мне помог, прежде всего, сайт gramoty.ru1 с полной базой данных берестяных грамот, благодаря чему мне не пришлось обращаться в архивы. Кроме того, ценные для меня сведения содержит статья А.А.Зализняка2, из которой я извлек информацию о блоках берестяных грамот (подробности будут приведены выше). Для общих сведений о БГ, приведенных в данной работе, были привлечены труды А.А.Зализняка и В.Л. Янина, указанные в списке литературы.
Актуальность выбранной мной темы обусловлена тем колоссальным значением берестяных грамот для изучения древнерусского языка и истории нашей страны, которое они имеют. Кроме того, если это исследование будет признано успешным, то его можно будет продолжить, расширив источниковую и методологическую базы, как было упомянуто выше, и тогда данное исследование будет актуально в контексте дальнейшего изучения всего того, что связано с использованием берестяных грамот нашими предками, являясь полезным базисом для дальнейшего изучения вопросов, связанных с этими уникальными археологическими памятниками.
На этом завершу вступительную часть данной работы и перейду к общим сведениям о берестяных грамотах. Общие сведения о берестяных грамотах
Первые берестяные грамоты были найдены в 1951 г., в ходе археологических раскопок в Новгороде. К концу 2006 г. корпус берестяных грамот имел следующий состав: Новгород — 962, Старая Русса — 40, Торжок — 19, Псков — 8, Смоленск — 15, Витебск — 1, Мстиславль — 1, Тверь — 5, Москва — 1, Старая Рязань — 1, Звенигород Галицкий — 3.
Берестяная грамота, если она дошла до нас в целом виде, внешне представляет собой продолговатый лист бересты, обычно обрезанный по краям. Размеры листа могут варьировать очень сильно, но большинство экземпляров укладывается в рамки: 15–40 см в длину, 2–8 см в ширину. Однако реально лишь около четверти берестяных грамот сохраняется в целости; остальные доходят до нас с утратами — от небольших до столь значительных, что от первоначального документа остается лишь крошечный фрагмент. В части случаев утраты связаны с тем, что береста горела, растрескивалась, выкрашивалась и т. п. Но все же чаще всего грамоты бывают порваны (или разрезаны) рукой человека: адресат уничтожал таким способом ненужное ему более письмо, не желая, чтобы его могли прочесть посторонние.
Буквы выдавливались (выцарапывались) на бересте острием специально предназначенного для этой цели металлического или костяного инструмента — стилоса. Лишь две грамоты (№ 13 и 496) написаны чернилами.
Большинство грамот написано на внутренней, более темной, стороне берестяного листа и лишь немногие — на внешней (поскольку внешняя сторона бересты менее удобна для письма). Небольшая часть грамот содержит текст на обеих сторонах листа; в таких грамотах начало текста в большей части случаев находится на внутренней стороне.
Наборы некоторых грамот называют блоками. Блок-монолит – один документ, представленный несколькими грамотами или несколькими частями одной грамоты, каждая из которых в процессе находок получила свой номер. Для обозначения таких блоков используется косая черта (например: 259/265). Обычный блок – совокупность грамот, написанных одним и тем же почерком. Для обозначения используется знак «+» (например: 98+100+115+118).
Подавляющее большинство берестяных грамот написаны по-древнерусски, небольшое число — по-церковнославянски. Имеется также несколько грамот, написанных на неславянских языках.
Что касается датирования БГ, то основную роль здесь играет стратиграфическое датирование, т. е. датирование средствами археологии того слоя, в котором залегала грамота. Оно складывается из ряда элементов, главным из которых в условиях Новгорода является дендрохронология. В максимально благоприятных случаях (например, когда грамота лежит на мостовой между двумя точно датируемыми настилами) точность ее датирования может достигать 10–15 лет. Чем дальше от мостовых лежит грамота, тем эта точность меньше — скажем, до 30, 40, 50, 60 лет.
Важное значение имеет также и дополнительный контроль этой оценки с помощью внестратиграфических средств датирования, пригодных для рассматриваемого документа.
Главным средством внестратиграфического датирования, которые применяются для контроля стратиграфического, служит палеография. Эти данные позволяют в большинстве случаев датировать новонайденную грамоту (если только она не слишком мала) с точностью примерно до 100 лет, при благоприятных обстоятельствах — до 40–60 лет.
Помимо собственно палеографии, датирующим средством служит также графика (т. е. сам инвентарь используемых писцом букв и основные принципы их применения). При благоприятных обстоятельствах графический анализ дает почти такую же степень хронологической точности, как и палеографический.
Следующее средство датирования — анализ языковых особенностей текста.
Хронологическое значение имеет также характер этикетных формул, используемых в берестяных письмах.
Наконец, исключительно важное значение для контроля датировок, полученных всеми перечисленными средствами, имеет упоминание в грамоте людей, которые отождествляются с историческими лицами, известными из летописи. В настоящее время примерно для 25 персонажей, фигурирующих в общей сложности примерно в 80 берестяных грамотах, такое отождествление признано надежным. Самое впечатляющее из этих достижений — обнаружение в грамотах конца XIII – сер. XV вв. из Неревского раскопа представителей целых шести поколений знаменитого боярского рода Мишиничей. Кроме того, в берестяных грамотах имеется еще несколько десятков персонажей, отождествление которых с историческими лицами представляется достаточно вероятным.
Весьма существенно также, что берестяные грамоты, найденные на одном раскопе (или соседних раскопах), могут быть связаны между собой различными связями — с одной стороны, принадлежностью к одному и тому же слою, с другой — упоминанием одних и тех же лиц (не обязательно исторических). Благодаря этому надежная датировка одной грамоты часто оказывается важным основанием для уточнения датировок нескольких других грамот, так или иначе с ней связанных.
Совокупность всех перечисленных средств датирования позволяет датировать подавляющее большинство берестяных грамот с точностью до 20–50 лет, в особо благоприятных случаях — несколько точнее, в особо неблагоприятных (к счастью, довольно редких) — с точностью до века.
В отличие от большинства других текстов, восходящих к столь древней эпохе, письма на бересте дошли до нас в оригиналах, а не в списках. Берестяные грамоты отражают живой язык их составителей – и этим отличаются от большинства традиционных памятников XI-XV вв. На материале БГ также выявлены основные фонетические и морфологические особенности древненовгородского диалекта.
Открытие берестяных грамот смогло осветить сферу повседневной жизни наших предков. Грамоты также стали способом идентификации владельцев исследуемых усадеб, выявления их взаимоотношений с соседями, открытия ранее неизвестных генеалогических связей жителей усадеб с их предками и потомками.
И что, на мой взгляд, самое важное – открытие берестяных грамот развеяло миф о поголовной неграмотности населения Древней Руси, продемонстрировав широкое распространение грамоты не только среди знатных сословий, но и среди простого люда, в том числе женщин и детей. Берестяные тексты содержат прямые свидетельства обучения грамоте новгородцев.
2. Качественный и количественный анализ грамот.
Как я уже упоминал выше, в рамки моего исследования входят грамоты XIII – XV веков, раскопанные в Новгороде, качество которых по условной пятибалльной шкале можно оценить как 4 и 5 (данное ограничение введено в силу того, что в рамках данной работы меня интересуют только те грамоты, на основании содержания которых будет ясен социальный статус автора).
Ниже приведены таблицы с БГ, разделенными по группам в связи с принадлежностью к определенному жанру и хронологической датировке. Также в этих таблицах будут приведены: имена автора и адресата берестяного послания, если таковые упомянуты в тексте; краткое содержание каждой грамоты и дополнительная информация, если таковую посчитаю нужным привести.
Грамоты 1200-1220 гг. (хорошая сохранность).
№ гра-моты
Содержание
Жанр
Автор
Адресат
Примечания
114
Просьба займа
Письмо
Богша
Уйка

116
«Олушев»
Ярлычок



219
Долговой список
Деловая запись



222
О юридических и финансовых делах
Письмо
Матей
Гюргий
Гюргий – посадник Гюргий Иванкович
439
Распоряжение купца своему компаньону
Письмо
Моисей
Спирк

531
Просьба защиты от несправедливого обвинения
Письмо
Анна
Климят
Климят – брат Анны.
705
Требование в случае смерти сестры прислать на время ее сына
Письмо
Домажир
Яков
Яков – муж сестры Домажира.
722
Опись купеческого имущества
Деловая запись



778
Азбука
Учебный текст



926
Рассчет расходов
Деловая запись




Грамоты 1220-1240 гг. (хорошая сохранность).
№ гра-моты
Содержание
Жанр
Автор
Адресат
Примечания
73
Долговая запись
Деловая запись


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.