--PAGE_BREAK--отдождяначинаетсяпотоп»).
Пословицыотрицаютвозможностьполного, исчерпывающегознаниявсего, ноневпринципе, алишьдляодного, отдельногочеловека. Убеждениевпринципиальнойпознаваемостимирасодержитсявтувинскойпословице«Угаандатончу чок»(«Познаниебесконечно»), взагадке«Каракчивешара-зындакаяа-даачедебээр»(«Вмгновениеокадоходитхоть докуда»—мысль).
Философыполагают, чтонародныйматериализм, будучи стихийнымисовершеннонаивным, неможетпредохранятьего созидателейиносителейотвоздействиярелигиозно-идеалистическойидеологии, котораянетольковнедряетсявихсознание извне, ноиимеетпрочнуюбазувобщественно-экономическихусловияхбытиясамихнародныхмасс.
Впредставленияхтувинцевомире, окружающейприроде значительноеместозанималимифологическиевоззрения, на которыеопиралисьишаманизм, иламаизм. Восновемифологическихпредставленийдавнихпредковтувинцев, какиумногих первобытныхплемен, лежитверавовсемогуществоприроды. Отсюдачрезвычайнаяраспространенностьиотносительнаястабильностьвпроизведенияхтувинскогофольклораразнообразныхвоззрений, содержащихидеюнеразрывностичеловекаи природы.
Особенношироковтувинскомфольклореотразилисьтотемистические, фетишистскиеианимистическиевоззрения.
Вработахподревнейшимпериодамчеловечества2более раннейформойвозникающегорелигиозногосознанияичувствасчитаетсятотемизм. Вродоплеменныхколлективахсоздавалисьпредставленияобихродствеспокровителямиизмира природныхявлений, животных, птиц, растений, предметов, которыесчиталисьпервопредкамилюдей, тотемами. Всвязис этимиповерьямивозниклисамыепричудливыеобряды, часть которыхнашласвоеотражениевдревнихфольклорныхжанрах. Посколькувкачестветотемоввыступалиживотные, иногдарастения, тоихвданномродеилиплеменизапрещалось уничтожатьиупотреблятьвпищу.
Какотмечаютисследователи3, такиезапретысуществовали иутувинцев. Внекоторыхродоплеменныхгруппахнеубивали медведей, змей, обожествлялилебедя, орла, считаяихсвоими первопредками. Обэтомсуществуетмножествосказок, легенд, преданий.
Бытуют, например, легендыотойилиинойгенеалогическойилимагическойсвязинекоторыхродоплеменныхгрупптувинцевсживотнымиилиптицами. Этовыражено, например, в самоназванииродовкуулар(куу— лебедь), адыг-тюлюш(адыг — медведь).
Фетишизмупервобытныхлюдейявляетсядревнимпредставлениемотом, чтобудтобымеждулюдьми, предметамии ихнаименованиямиестьтакжесверхъестественныесвязиичто благодаряэтомускрытыедобрыеизлыесилымогутоказыватьсвоевлияниенасудьбучеловека.
Впроизведенияхтувинскогофольклорафетишистскиепредставлениявыраженывобразахсвященныхскалидеревьев. Всетемагическиепредметы, спомощьюкоторыхгеройсо-оершаеттеилииныечудодействия, составляютосновнуюспецифическуюособенностьволшебнойсказки.
Втувинскойсказке«ХайындырынмайБагай-оолсконем Хан-Шилги», например, Ак-Мёгеумирает, когдагероюудаетсяпопастьстрелойвбелуюволосинку, протянутуюмеждулунойисвященнойскалойиликогдаонубиваеттакже Хурен-Мёге, оборвавкоричневуюволосинку, протянутую отсвященнойскалыксолнцу4.
Болеепозднимпроявлениемпервобытногомышления, по предположениюученых, явилсяанимизм—представлениео душекакведущем, самостоятельном, внутреннеминевидимомначалелюдей, птицисамыхразличныхпредметовипро-ннленийприроды.
Втувинскомфольклореэлементыанимистическоговоззрениявстречаютсядовольночасто. Характеранимистическихпред-■ киш. нимвразныхжанрахменяется. Есливэпосеиливолшебнойсказкеобычнодушагерояхранитсявворобьях, онпре-11|>.|щ,1счсебяrстебелекковыля, коня—ввысохшийконский навоз, невестагерояпревращаетсятовястреба, товбабочку, нбытовойсказкеперевоплощениягероячащевсегосвязаныс болеереальнымипредставлениями, иногдасоциальногохарактера, например, геройпревращаетсявмальчикаввойлочной одежде, аегоконь—вплохогохромогоконькаит.д.
Формированиеспецифическихразличиймеждусказкойи мифомвнародномтворчествепроисходилонапутяхборьбы стихийно-материалистическогомиропониманияспервобытным идеализмом, т.е. срелигиознымиверованиями.
Вспециальныхисследованиях, посвященныхрассмотрению жанровыхособенностеймифа, эпосаисказки, основноевни маниеуделяетсяхарактерувзаимоотношенийчеловекасприродой. Вэтих работахобобщаетсяположениеосоциальной обусловленностиформобщественногосознания.
Мифологияифольклорвозникливпервобытномобществевтотпериод, когданизкомууровнюпроизводствасоответствоваланерасчлененностьобщественногосознания. Для этогоуровнясознанияхарактернымибылипредставленияо «слитности»человекасокружающейсредойистойобщностью, ккоторойонпринадлежал(Вспомниммифологические образыоразногородадухахприроды).
Впроцессеразложенияродоплеменногострояиформированияклассовогообществапроисходитразрывродовыхуз, возникаютборющиесядругсдругомклассы. Наэтойоснове развертываетсясамосознаниеиндивида, свидетельствующеео том, чточеловексталвыделятьсебяизокружающейприроднойиобщественнойсредыипротивопоставлятьейсебя. Эти процессынаходятсвоеотражениевобщественномсознании. Вчастности, падаетсоциальнаярольмифа, происходитзыделе-ниефольклораизмифологическогосознания.
ВкачествепримераможнолривеститрансформациюобразаСагаан-Огбенаотдуха-хозяинаприродныхобъектоввтувинскихмифахидобуддийскогобожества-покровителяврелигиозныхлегендах(ср. собразомбелобородогостарцав сказках).
Существенноепринципиальноеразличиемеждумифомифольклоромспециалистывидятвтом, чтомифологическаяфантазияне связанасопределеннымтворческим продолжение
--PAGE_BREAK--замыслом, афантазиявфольклоре—этотакаяформатворчества, вкоторойчеловексознательнореализуетсвойтворческийзамысел. Поотношениюксозданномуобразумифифольклоррезкоразличаются. Восприятие мифапредполагаетверувреальностьмифологическихобразови сюжетов, восприятиефольклоранесвязаностакогородаверой.
Образыалбыса, шулбуса, мангысавтувинскоймифологии ифольклоре, например, несутразличныефункции: вмифеэто частодействующиелицасостраннойреальнойсилой, всказке, например, этовспомогательныеперсонажисволшебнымиспособностями.
Припереходеотмифакфольклорухудожественнаяфантазияпретерпеваеткачественныеизмененияиприобретает новыефункции: внейвформевымысланачинаютвыражаться нравственныепринципынарода, еговзглядынажизнь, мечты Обудущем, эстетическиеидеалыит.д. Зависимостьотмифологическогомышлениявфольклореуменьшаетсяпомереростареальногогосподствалюдейнадсиламиприроды.
Входеразвитияобществавфольклоресоответственноусиливаетсяизображениереальных, социально-бытовыхэлементов, уменьшаетсярольфантастического.
Впроизведенияхраннегофольклоравосприятиечеловекомокружающейсредыиорганическойсвязимеждусобойи природойносилоантропоморфныйхарактер. Антропоморфныевоззрениявсказках, легендахпредставленывсверхъесте-
Эпос, какформахудожественногосознания, обобщаети т.ip.окаетвконкретно-образнойформепереживания, пред-■ I.ишемияиидеилюдей, формирующейсянародности. Внем о||>,|>к
Образыгероическогоэпоса, воплощающиепредставления
м.1|)од.1 о
чаются большойвыразительностью. Еслив сказкенародные героикакбыбезлики, слитысобщеймассойродаиплемени, дажебезымянны(впозднихсоциально-бытовыхсказкахпоявляютсяОскюс-оолыит.п.), товгероическихсказанияхгерои ужеиндивидуализированы, отделеныотрода, нередкостоят надними.
Втувинскомгероическомэпосеобразбогатырявсегданаделенименнотакиминеобыкновеннымикачествами. Возьмем, например, описаниябогатыряизгероическогосказания«Теве-не-МёгесконемДемир-Шилги»: «Оннеизнашегомира! Он-истинныйбогатырь! Внемсовместилисьобликистачеловек. Онпохожначерногояростногобыка. Внемсовместились обликистачеловек. Онпохожнаяростного, бешеногобыка! Человекснимспоритьнеможет: онзнаеттысячиразныхволшебств. Аконьегобезупречныйзнаетбольше, чембогатырь. Нетвэтоммиресилы, чтобытягатьсясhhm»s.
Основныеразличиямифа, сказки, эпосаёмковыразилЕ.М. Мелетинский: «Еслиприпереходеотмифаксказкемифологическийкосмосотчастизаслоняетсясемьей, топрипереходеот мифакгероическомуэпосунапервыйпланвыходятотношенияплеменииархаическихгосударств, какправило, историческисуществовавших»6. Здесьжеонвыделяетследующиеосновныеступенькитрансформациимифавсказку: деритуализа-цияидесакрализация, ослаблениестрогойверывистинность мифологических«событий», развитиесознательнойвыдумки, потеряэтнографическойконкретности, заменамифическихгероевобыкновеннымилюдьми, мифологическоговремени—сказочно-неопределенным, ослаблениеилипотеряэтиологизма, перенесениевниманиясколлективныхсудебнаиндивидуальныеис космическихнасоциальные, счемсвязанопоявлениерядановыхсюжетовинекоторыхструктурныхограничений.
Трансформациямифавсказкувтувинскомустномнародномтворчествепроисходиланевтакойстрогойпоследовательностииполнотеэлементов, каквобобщающейсхемеЕ.М. Мелетинского, аимеетнекоторыесвоиособенности. Спецификатувинскогофольклорахарактеризуетсяегоархаичностью ижанровойсинкретичностью. Водномпроизведенииархаическойэпики, например, продолжаютсосуществоватьмифологическиеисказочныеобразы, сюжеты, мотивы, чередую щиесятоссильновыраженнымисоциальнымиэлементами, то Срелигиозныминапластованиями, тосэтиологическимиконцовкамиорнаментальногохарактера. Новцеломпроцесспереходаотмифакфольклорувхудожественноммышлении 1увинцевподчинензакономерностямразвитияобщечеловеческойкультуры.
Взаимоотношениячеловекаиприродыинтереснопроследить ии|i,iтишисказки, вовсехееразновидностях, начинаяотсказки
0 животных, богатырской, волшебнойидосоциально-бытовой.
Древнееолицетворение, связанноесневыделениемпервобытнымчеловекомсебяизприроды, нашлосвоеотражениев сказкахоживотныхиприроде. Первыерассказы, отвечающиена нопросы«почему»и«какимобразом», былинетолькоолицет-иорениемприроды, ноипервымвыражениемосознаниячело-иекомокружающейсредывцелом. Этонаходитсвоеподтверждениевсказкахвсехнародовмира, втомчислеитувинского, где «ишьприродыизображалась, какизвестно, поаналогиисжизньюпюдей, ичеловекотождествляетсебя продолжение
--PAGE_BREAK--