Реферат по предмету "Культура и искусство"


Художественное осмысление взаимоотношений человека и природы в тувинском фольклоре

--PAGE_BREAK--отдождяначинаетсяпотоп»).

Пословицыотрицаютвозможностьполного, исчерпываю­щегознаниявсего, ноневпринципе, алишьдляодного, от­дельногочеловека. Убеждениевпринципиальнойпознаваемо­стимирасодержитсявтувинскойпословице«Угаандатончу чок»(«Познаниебесконечно»), взагадке«Каракчивешара-зындакаяа-даачедебээр»(«Вмгновениеокадоходитхоть докуда»—мысль).

Философыполагают, чтонародныйматериализм, будучи стихийнымисовершеннонаивным, неможетпредохранятьего созидателейиносителейотвоздействиярелигиозно-идеалисти­ческойидеологии, котораянетольковнедряетсявихсознание извне, ноиимеетпрочнуюбазувобщественно-экономичес­кихусловияхбытиясамихнародныхмасс.

Впредставленияхтувинцевомире, окружающейприроде значительноеместозанималимифологическиевоззрения, на которыеопиралисьишаманизм, иламаизм. Восновемифологи­ческихпредставленийдавнихпредковтувинцев, какиумногих первобытныхплемен, лежитверавовсемогуществоприроды. Отсюдачрезвычайнаяраспространенностьиотносительнаяста­бильностьвпроизведенияхтувинскогофольклораразнообраз­ныхвоззрений, содержащихидеюнеразрывностичеловекаи природы.

Особенношироковтувинскомфольклореотразилисьто­темистические, фетишистскиеианимистическиевоззрения.

Вработахподревнейшимпериодамчеловечества2более раннейформойвозникающегорелигиозногосознанияичув­ствасчитаетсятотемизм. Вродоплеменныхколлективахсозда­валисьпредставленияобихродствеспокровителямиизмира природныхявлений, животных, птиц, растений, предметов, ко­торыесчиталисьпервопредкамилюдей, тотемами. Всвязис этимиповерьямивозниклисамыепричудливыеобряды, часть которыхнашласвоеотражениевдревнихфольклорныхжан­рах. Посколькувкачестветотемоввыступалиживотные, иног­дарастения, тоихвданномродеилиплеменизапрещалось уничтожатьиупотреблятьвпищу.

Какотмечаютисследователи3, такиезапретысуществовали иутувинцев. Внекоторыхродоплеменныхгруппахнеубивали медведей, змей, обожествлялилебедя, орла, считаяихсвоими первопредками. Обэтомсуществуетмножествосказок, ле­генд, преданий.

Бытуют, например, легендыотойилиинойгенеалогичес­койилимагическойсвязинекоторыхродоплеменныхгруппту­винцевсживотнымиилиптицами. Этовыражено, например, в самоназванииродовкуулар(куу— лебедь), адыг-тюлюш(адыг — медведь).

Фетишизмупервобытныхлюдейявляетсядревнимпред­ставлениемотом, чтобудтобымеждулюдьми, предметамии ихнаименованиямиестьтакжесверхъестественныесвязиичто благодаряэтомускрытыедобрыеизлыесилымогутоказы­ватьсвоевлияниенасудьбучеловека.

Впроизведенияхтувинскогофольклорафетишистскиепред­ставлениявыраженывобразахсвященныхскалидеревьев. Всетемагическиепредметы, спомощьюкоторыхгеройсо-оершаеттеилииныечудодействия, составляютосновнуюспе­цифическуюособенностьволшебнойсказки.

Втувинскойсказке«ХайындырынмайБагай-оолсконем Хан-Шилги», например, Ак-Мёгеумирает, когдагероюуда­етсяпопастьстрелойвбелуюволосинку, протянутуюмеж­дулунойисвященнойскалойиликогдаонубиваеттакже Хурен-Мёге, оборвавкоричневуюволосинку, протянутую отсвященнойскалыксолнцу4.

Болеепозднимпроявлениемпервобытногомышления, по предположениюученых, явилсяанимизм—представлениео душекакведущем, самостоятельном, внутреннеминевиди­момначалелюдей, птицисамыхразличныхпредметовипро-ннленийприроды.

Втувинскомфольклореэлементыанимистическоговоззре­ниявстречаютсядовольночасто. Характеранимистическихпред-■ киш. нимвразныхжанрахменяется. Есливэпосеиливолшеб­нойсказкеобычнодушагерояхранитсявворобьях, онпре-11|>.|щ,1счсебяrстебелекковыля, коня—ввысохшийконский навоз, невестагерояпревращаетсятовястреба, товбабочку, нбытовойсказкеперевоплощениягероячащевсегосвязаныс болеереальнымипредставлениями, иногдасоциальногохарак­тера, например, геройпревращаетсявмальчикаввойлочной одежде, аегоконь—вплохогохромогоконькаит.д.

Формированиеспецифическихразличиймеждусказкойи мифомвнародномтворчествепроисходилонапутяхборьбы стихийно-материалистическогомиропониманияспервобытным идеализмом, т.е. срелигиознымиверованиями.

Вспециальныхисследованиях, посвященныхрассмотрению жанровыхособенностеймифа, эпосаисказки, основноевни маниеуделяетсяхарактерувзаимоотношенийчеловекаспри­родой.  Вэтих  работахобобщаетсяположениеосоциальной обусловленностиформобщественногосознания.

Мифологияифольклорвозникливпервобытномобще­ствевтотпериод, когданизкомууровнюпроизводствасоот­ветствоваланерасчлененностьобщественногосознания. Для этогоуровнясознанияхарактернымибылипредставленияо «слитности»человекасокружающейсредойистойобщнос­тью, ккоторойонпринадлежал(Вспомниммифологические образыоразногородадухахприроды).

Впроцессеразложенияродоплеменногострояиформи­рованияклассовогообществапроисходитразрывродовыхуз, возникаютборющиесядругсдругомклассы. Наэтойоснове развертываетсясамосознаниеиндивида, свидетельствующеео том, чточеловексталвыделятьсебяизокружающейприрод­нойиобщественнойсредыипротивопоставлятьейсебя. Эти процессынаходятсвоеотражениевобщественномсознании. Вчастности, падаетсоциальнаярольмифа, происходитзыделе-ниефольклораизмифологическогосознания.

Вкачествепримераможнолривеститрансформациюоб­разаСагаан-Огбенаотдуха-хозяинаприродныхобъектоввту­винскихмифахидобуддийскогобожества-покровителявре­лигиозныхлегендах(ср. собразомбелобородогостарцав сказках).

Существенноепринципиальноеразличиемеждумифомифоль­клоромспециалистывидятвтом, чтомифологическаяфантазияне связанасопределеннымтворческим    продолжение
--PAGE_BREAK--замыслом, афантазиявфоль­клоре—этотакаяформатворчества, вкоторойчеловексозна­тельнореализуетсвойтворческийзамысел. Поотношениюксоз­данномуобразумифифольклоррезкоразличаются. Восприятие мифапредполагаетверувреальностьмифологическихобразови сюжетов, восприятиефольклоранесвязаностакогородаверой.

Образыалбыса, шулбуса, мангысавтувинскоймифологии ифольклоре, например, несутразличныефункции: вмифеэто частодействующиелицасостраннойреальнойсилой, всказке, например, этовспомогательныеперсонажисволшебнымиспо­собностями.

Припереходеотмифакфольклорухудожественнаяфан­тазияпретерпеваеткачественныеизмененияиприобретает новыефункции: внейвформевымысланачинаютвыражаться нравственныепринципынарода, еговзглядынажизнь, мечты Обудущем, эстетическиеидеалыит.д. Зависимостьотмифо­логическогомышлениявфольклореуменьшаетсяпомереро­стареальногогосподствалюдейнадсиламиприроды.

Входеразвитияобществавфольклоресоответственноуси­ливаетсяизображениереальных, социально-бытовыхэлемен­тов, уменьшаетсярольфантастического.

Впроизведенияхраннегофольклоравосприятиечелове­комокружающейсредыиорганическойсвязимеждусобойи природойносилоантропоморфныйхарактер. Антропоморф­ныевоззрениявсказках, легендахпредставленывсверхъесте-

Эпос, какформахудожественногосознания, обобщаети т.ip.окаетвконкретно-образнойформепереживания, пред-■ I.ишемияиидеилюдей, формирующейсянародности. Внем о||>,|>к

Образыгероическогоэпоса, воплощающиепредставления
м.1|)од.1 о
чаются  большойвыразительностью.   Еслив сказкенародные героикакбыбезлики, слитысобщеймассойродаиплемени, дажебезымянны(впозднихсоциально-бытовыхсказкахпояв­ляютсяОскюс-оолыит.п.), товгероическихсказанияхгерои ужеиндивидуализированы, отделеныотрода, нередкостоят надними.

Втувинскомгероическомэпосеобразбогатырявсегдана­деленименнотакиминеобыкновеннымикачествами. Возьмем, например, описаниябогатыряизгероическогосказания«Теве-не-МёгесконемДемир-Шилги»: «Оннеизнашегомира! Он-истинныйбогатырь! Внемсовместилисьобликистачеловек. Онпохожначерногояростногобыка. Внемсовместились обликистачеловек. Онпохожнаяростного, бешеногобыка! Человекснимспоритьнеможет: онзнаеттысячиразныхвол­шебств. Аконьегобезупречныйзнаетбольше, чембогатырь. Нетвэтоммиресилы, чтобытягатьсясhhm»s.

Основныеразличиямифа, сказки, эпосаёмковыразилЕ.М. Мелетинский: «Еслиприпереходеотмифаксказкемифологи­ческийкосмосотчастизаслоняетсясемьей, топрипереходеот мифакгероическомуэпосунапервыйпланвыходятотноше­нияплеменииархаическихгосударств, какправило, историчес­кисуществовавших»6. Здесьжеонвыделяетследующиеос­новныеступенькитрансформациимифавсказку: деритуализа-цияидесакрализация, ослаблениестрогойверывистинность мифологических«событий», развитиесознательнойвыдумки, потеряэтнографическойконкретности, заменамифическихгеро­евобыкновеннымилюдьми, мифологическоговремени—ска­зочно-неопределенным, ослаблениеилипотеряэтиологизма, пе­ренесениевниманиясколлективныхсудебнаиндивидуальныеис космическихнасоциальные, счемсвязанопоявлениерядано­выхсюжетовинекоторыхструктурныхограничений.

Трансформациямифавсказкувтувинскомустномнарод­номтворчествепроисходиланевтакойстрогойпоследова­тельностииполнотеэлементов, каквобобщающейсхемеЕ.М. Мелетинского, аимеетнекоторыесвоиособенности. Специ­фикатувинскогофольклорахарактеризуетсяегоархаичностью ижанровойсинкретичностью. Водномпроизведенииархаи­ческойэпики, например, продолжаютсосуществоватьмифо­логическиеисказочныеобразы,  сюжеты, мотивы,  чередую щиесятоссильновыраженнымисоциальнымиэлементами, то Срелигиозныминапластованиями, тосэтиологическимикон­цовкамиорнаментальногохарактера. Новцеломпроцесспе­реходаотмифакфольклорувхудожественноммышлении 1увинцевподчинензакономерностямразвитияобщечелове­ческойкультуры.

Взаимоотношениячеловекаиприродыинтереснопроследить ии|i,iтишисказки, вовсехееразновидностях, начинаяотсказки

0  животных, богатырской, волшебнойидосоциально-бытовой.

Древнееолицетворение, связанноесневыделениемперво­бытнымчеловекомсебяизприроды, нашлосвоеотражениев сказкахоживотныхиприроде. Первыерассказы, отвечающиена нопросы«почему»и«какимобразом», былинетолькоолицет-иорениемприроды, ноипервымвыражениемосознаниячело-иекомокружающейсредывцелом. Этонаходитсвоеподтверж­дениевсказкахвсехнародовмира, втомчислеитувинского, где «ишьприродыизображалась, какизвестно, поаналогиисжиз­ньюпюдей, ичеловекотождествляетсебя    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Налоговый контроль на примере налоговой инспекции
Реферат Формирование представлений о Боге в разных культурах. Дао и Абсолют
Реферат Администрирование корпоративных информационных систем
Реферат Понятие системы и системного подхода к познанию
Реферат Защита прав потребителей 2 Организация деятельности
Реферат Биохимия
Реферат Ценность человека как ценностное основание профессионала
Реферат Информационные технологии в строительстве
Реферат Военно-учётные специальности женщин
Реферат Подготовка судна к безопасному плаванию и промыслу (по маршруту перехода порт Керчь – промрайон ЮВА)
Реферат Молодая гвардия литературное объединение
Реферат Прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях Павловской ГЭС
Реферат Изучение экологических особенностей биологического мониторинга Калужской области по стабильности развития берёзы повислой
Реферат TaySachs Disease Essay Research Paper Taysachs disease
Реферат Подводная лодка "Почтовый"