--PAGE_BREAK--
Рисунок 1.1.Отрасли товарного обращения
Торговлюможно рассматривать в различных аспектах: как экономическую категорию, как отрасль экономики, как вид предпринимательской деятельности.
Какэкономическая категория торговля выражает отношения обмена путем купли-продажи товаров посредством денег и может рассматриваться как своеобразная форма организации товарно-денежного обмена продуктами труда, характеризующаяся в условиях рынка конкуренцией и преследующая цели наиболее полного удовлетворения потребностей потребителей. Торговля как форма товарного обращения осуществляет связь между производством и потреблением и представляет собой фазу расширенного воспроизводства [19, с.10].
Торговля какотраслевая экономическая система представляет собой крупное и важное подразделение экономики, включающее совокупность торговых организаций, предприятий и торговых объектов и обладающее общностью материально-технической базы, используемых кадров и торгово-технологичес-кого процесса. Ей присущи все внутренние и внешние свойства отраслевых систем. К внутренним свойствам относятся однородность и устойчивость, к внешним – обусловленность отраслевой системы и ее способность к адаптации.
Однородность торговли заключается в однородности получаемого ею конечного результата, охватывающего реализацию товаров народного потребления и удовлетворение потребности в этих товарах.
Под устойчивостью отраслевой системы обычно понимается подчиненность ее отдельных звеньев единым закономерностям развития и внутренняя гармоничность ее отдельных частей. Торговля обладает свойством устойчивости, она включает совокупность торговых организаций, предприятий и объектов, осуществляющих продвижение товаров от производства к потребителям, а также некоторую доработку товаров, т.е. продолжение процесса производства в сфере обращения (сортировка, расфасовка и упаковка, комплектование необходимого ассортимента товаров и т.д.). Нарушение отдельных элементов торгово-технологического процесса недопустимо, так как может вызвать ломку всего процесса продвижения товаров к потребителю и их реализации, что также свидетельствует об устойчивости системы.
Обусловленность отраслевой системы означает незначительную зависимость принимаемых отраслевых решений от небольших колебаний внешних параметров. Например, для торговли потребительской кооперации стремление к малой обусловленности выражается в создании такого комплекса объектов и связей, который обеспечивал бы надежность функционирования всей системы и непрерывность процесса реализации — выделение оптовой торговли. Конечно, при формировании отраслевых систем необходим компромисс в соблюдении требований специализации и малой обусловленности [19, с.11].
Торговля обладает также способностью к адаптации, т.е. стремлением к такому изменению условий внутренней и внешней среды, которое противодействовало бы снижению эффективности функционирования данной системы. При этом торговля как отраслевая адаптивная система вписывается в более общую систему (экономику в целом), в которой действуют другие отраслевые системы, и ее развитие должно согласовываться с их деятельностью.
Сущность торговли проявляется в ее функциях в системе общественно-экономических отношений. Торговля выполняет две функции: функцию удовлетворения платежеспособного спроса населения, реализации доли каждого индивида в национальном доходе в определенных предметах потребления, тем самым обеспечивая воспроизводство рабочей силы; функцию обмена товаров путем купли-продажи, смены форм стоимости или возмещения при обмене затрат общественного необходимого труда.
В процессе выполнения первой функции происходит реализация произведенных продуктов как потребительных стоимостей, в процессе выполнения второй — реализация их как стоимостей (обмен денежных доходов населения на предметы потребления). Главной является функция удовлетворения платежеспособного спроса населения. Выполняя свои функции, торговля обеспечивает производству возмещение затрат на изготовление товаров и получение прибыли, способствует непрерывности процесса воспроизводства.
В процессе доведения товаров от производства до потребления торговля изучает спрос населения, составляет заказы промышленности на производство товаров народного потребления, способствует укреплению связей между отдельными отраслями экономики.
Целевые функции торговли и всей экономики совпадают. В то же время торговля, являясь обособленной отраслевой системой, выполняет специфическую роль в общественном воспроизводстве [19, с.12].
Торговля как вид предпринимательской деятельности рассматривается в Законе Республики Беларусь «О торговле», вступившем в силу в 2004 г. В ст. 2 данного Закона торговля определяется как предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению услуг, связанных с продажей товаров. При этом товарами считаются предметы личного, семейного, домашнего потребления, продукция производственно-технического назначения и иное имущество, предназначенное для продажи.
В современных условиях торговля осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на условиях конкуренции [19, с.13].
1.3.Виды торговли
Видами торговли в соответствии со ст. 7 Закона Республики Беларусь «О торговле» являются оптовая торговля, розничная торговля и общественное питание (рис. 1.2).
Оптовая торговля – вид торговли, осуществляемый в целях последующего использования товаров в предпринимательской деятельности или в других целях, не связанных с личным, семейным, домашним потреблением и иным подобным использованием.
Рисунок 1.2.Виды торговли
Оптовая торговля является необходимым звеном товарного обращения. Она обеспечивает коммерческое посредничество по установлению хозяйственных связей между субъектами рынка (производителями и организациями розничной торговли), преобразованию производственного ассортимента товаров в торговый, созданию запасов и товароснабжению розничной торговой сети. Ее необходимость обусловлена специализацией организаций-изготовителей на выпуске товаров узкого ассортимента, требованиями перемещения товаров из пунктов производства в пункты потребления, комплектованием торгового ассортимента, контролем качества товаров и т.п. [19, с.13].
Торговые организации могут осуществлять оптовую торговлю через общетоварные или специализированные склады, организовывать хранение и переработку товаров, формировать их запасы, оказывать информационные, транс-портные и иные услуги, связанные с торговлей.
В соответствии с п.1 статьи 213 Гражданского кодекса Республики Беларусь собственность может быть государственной или частной. Государственная собственность выступает в виде республиканской и коммунальной. Субъектами права частной собственности являются физические и негосударственные юридические лица. Собственность потребительской кооперации также относится к частной.
На рисунке 1.3 показана доля различных форм собственности в оптовой торговле.
Рисунок 1.3. Распределение организаций оптовой торговли по формам собственности
Розничная торговля – вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Она осуществляется обычно через торговые объекты (магазин, павильон, палатка, киоск, лоток, торговый автомат, автолавка, автомагазин) [19, с.14].
В Республике Беларусь насчитывается свыше 31 тыс. магазинов и палаток. Торговая площадь магазинов составляет 2,6 млн. м2. Доля различных форм собственности в розничной торговле показана на рисунке 1.4.
Рисунок 1.4. Распределение организаций розничной торговли по формам собственности
Общественное питание (торгово-производственная деятельность) представляет собой вид торговли, включающий производство, переработку, реализацию и организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населению. Оно осуществляется через торговые объекты общественного питания, которые подразделяются на типы (столовая, ресторан, кафе, закусочная, буфет, бар и т.п.), имеющие наценочные категории (люкс, высшая, первая, вторая, третья), либо не имеющие их.
Сеть объектов общественного питания республики составляет 8,7 тыс. единиц. Доля различных форм собственности в общественном питании показана на рисунке 1.5 [19, с.15].
Рисунок 1.5. Распределение объектов общественного питания по формам собственности
1.4.Организационные формы торговли
В Беларуси в качестве форм осуществления торговлиопределены:
• комиссионная торговля (осуществляется на основании заключенных договоров комиссии);
• торговля на конкурсах (договор купли-продажи заключается на торгах с претендентом, предложившим наилучшие условия);
• торговля на аукционах (товар реализуется на торгах в заранее установленное время и в назначенном месте тому, кто предложил наивысшую цену);
• торговля по образцам (товар выбирается покупателем по образцам, описаниям товаров, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах и т.п.);
• торговля с использованием автоматов;
• выездная торговля (торговля вне постоянного места расположения торгового объекта);
• посылочная торговля;
• биржевая торговля (договора купли-продажи заключаются на биржевых торгах);
• торговля на ярмарке (оптовая или розничная торговля в определенном месте и в определенное время, проводится на местном, республиканском и межгосударственном уровнях);
• электронная торговля (заказ, покупка и продажа товаров осуществляются с использованием информационных систем и сетей);
• торговля на рынке и иные формы, не запрещенные законодательством.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О торговле» рынок определяется как имущественный комплекс, включающий специально отведенный участок с расположенными на нем зданиями, сооружениями, оборудованием, предназначенным для осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями торговли сельскохозяйственной продукцией, дикорастущими плодами, ягодами и иными продовольственными и непродовольственными товарами, а также животными. Торговля на рынках осуществляется в торговых объектах с созданием необходимых условий для приобретения товаров, оказания услуг и с использованием торгово-технологического оборудования. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 384 от 07.04.2004 г. определены «Правила осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания» [19, с.16].
2.ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ И ПОТРЕБЛЕНИЯ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1.Влияние торговли на повышение эффективности общественного производства
Общепризнано, что эффективность — это обобщенное логическое понятие, отражающее один из самых существенных аспектов реальных экономических отношений, объективная экономическая категория. Сущность каждой экономической категории коренится в способе воспроизводства, в системе отношений между людьми по воспроизводству, в объективных целях развития, которые при этом преследуются.
Эффективность производства имеет свою социальную сущность и функциональное назначение и всегда выступает как социально-экономическая эффективность.
Эффективностьявляется категорией воспроизводства. Она выражает отношения совокупной конечной результативности общественного производства, т.е. результативность производства продукта после прохождения им всех фаз воспроизводства. При этом совокупная конечная результативность предполагает соответствие итогов целям экономического развития, общественным и личным потребностям.
Как взаимосвязана с категорией эффективности общественного производства отраслевая эффективность, в частности эффективность торговли?
Этот вопрос имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку его решение позволяет выбрать методически верные подходы к регулированию торговли в целях повышения эффективности ее функционирования, а также повышения эффективности общественного производства в целом.
Эффективность торговли охватывает более узкую группу отношений, чем эффективность общественного воспроизводства. Выяснение этого вопроса требует рассмотрения места и сущности торговли в условиях рынка, влияния торговли на эффективность общественного производства.
Переход к рынку обусловил кардинальные изменения во всех сферах экономики, в том числе и в торговле. В торговле, наиболее приспосабливающейся к рыночным процессам, произошла широкая демонополизация, глубокая структурная перестройка, возникла конкурентная среда. По мере углубления рыночных отношений роль торговли возрастает. Усиливается влияние торговли и на эффективность общественного производства благодаря улучшению ее экономических показателей, что способствует улучшению показателей деятельности в других отраслях экономики и повышению уровня жизни населения [19, с.19].
Во-первых, в стоимости реализованных торговлей товаров народного потребления находят воплощение конечные результаты деятельности многих отраслей промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры. Только после того как созданный продукт пройдет сферу обращения и поступит в потребление, он получает общественное признание, что обеспечивает возмещение материальных издержек производства, формирование накоплений, выплату заработной платы работникам материального производства и т.д.
Всякая задержка в реализации товаров населению замедляет процесс воспроизводства, что в конечном счете снижает его эффективность. Замедление оборачиваемости и возрастание товарных запасов в торговле свыше оптимальных размеров не только приводит к омертвлению вложенных в товар средств, но и вызывает дополнительные затраты на обеспечение сохранности товаров. Эти средства отвлекаются из общественного оборота и не могут быть использованы для дальнейшего расширения производства. Таким образом, торговля обеспечивает непрерывность и эффективность расширенного воспроизводства.
Во-вторых, в торговле сосредоточены значительные материальные, трудовые и денежные ресурсы, постоянно увеличивается численность работников и основных фондов отрасли.
Затраты, связанные с реализацией произведенного общественного продукта, прямо отражаются на эффективности всего общественного производства, поскольку покрываются за счет чистого дохода и являются вычетом из него. Чем больше средств расходуется на эти цели, тем меньше часть чистого дохода общества, направляемая на развитие производства (рис. 2.1).
Рисунок 2.1.Влияние торговли на эффективность общественного производства
В-третьих, торговля как составная часть единого хозяйственного комплекса страны участвует в созданиивалового внутреннего продукта и национального дохода, а также в их реализации. Следовательно, влияет на эффективность общественного производства.
В-четвертых, торговля воздействует на эффективность общественного воспроизводства, способствуя созданию условий для воспроизводства рабочей силы. Каждая отрасль действует бесперебойно, только если бесперебойно поступают предметы потребления для работников этой отрасли.
4/5 всех материальных благ население получает через торговлю. Через организованную торговлю (кроме рынков) население покупает 58% непродовольственных товаров и 67% продовольственных.
Естественно, обеспечение населения предметами потребления в первую очередь зависит от производства. Однако в решении вопросов объема продаж товаров, их ассортимента, видов, фасонов ведущую роль играет торговля.
Таким образом, торговля оказывает все возрастающее влияние на повышение эффективности общественного производства. Это в совокупности с изменением главных факторов экономического роста в экономике в целом и необходимостью перевода экономики на интенсивный путь развития требует существенного повышения эффективности данной отрасли [19, с.20].
2.2.Принципы и формы государственного регулирования торговли
Формы государственного регулирования торговли определены ст. 17 Закона Республики Беларусь «О торговле». Ими являются:
• сертификация, техническое нормирование и стандартизация, государственная гигиеническая регламентация и государственная гигиеническая регистрация товаров;
• лицензирование торговли в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством;
• квотирование поставок товаров;
• формирование товарных ресурсов, проведение закупочных и товарных интервенций.
Под закупочной интервенцией понимается закупка товаров у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь в целях обеспечения сбалансированности спроса и предложения.Товарная интервенция — это продажа товаров торговым организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим торговлю на территории Республики Беларусь, в целях стабилизации предложения и ликвидации товарного дефицита.
В качестве принципов государственного регулирования торговли провозглашены соблюдение равенства прав субъектов торговли на осуществление торговли; исключение неправомерности вмешательства государственных органов в их деятельность; приоритет экономических методов государственного регулирования торговли над административными; обеспечение условий для реализации права на свободу выбора торгового партнера и товара; ограничение, пресечение и предупреждение монополистической деятельности, создание равных условий для развития свободной конкуренции; защита государством законных интересов субъектов торговли и потребителей [19, с.17].
Так, в целях защиты прав потребителей в январе 2002 г. принят Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей», который регулирует правовые, экономические и организационные основы защиты прав потребителей при розничной торговле, устанавливает их права на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об изготовителях, просвещение в области защиты прав потребителей, государственную и общественную защиту их интересов.
Государственными органами определены правила торговли, которые устанавливают единые требования, в соответствии с которыми субъекты торговли осуществляют розничную торговлю и общественное питание. Предусмотрен государственный контроль в области торговли.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 724 от 30 мая 2003 г. «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики» утверждены норматив обеспеченности населения торговой площадью — 260 м2 на 1 тыс. чел. и норматив обеспеченности населения местами в общедоступной сети предприятий общественного питания — не менее 15 мест на 1 тыс. чел. Для потребительской кооперации этот норматив установлен в размере не менее 12 мест на 1 тыс. чел [19, с.18].
2.3.Направления развития торговли в Республике Беларусь
Основные тенденции развития торговли характеризуются следующим.
1. Увеличивается доля частной формы собственности в количестве торговых объектов и розничном товарообороте страны. Заметно снизился удельный вес потребительской кооперации в товарообороте. Более трети всего розничного товарооборота составляет реализация товаров на вещевых, смешанных, продовольственных рынках индивидуальными предпринимателями. Объем такой продажи определяется на основании данных обследования домашних хозяйств.
2.Растет доля занятых в торговле и общественном питании и в отраслевой структуре валового внутреннего продукта. Удельный вес занятых в сфере обращения имеет устойчивую тенденцию роста. В валовом внутреннем продукте удельный вес торговли и общественного питания также возрос.
3.Наблюдается рост общего объема розничного товарооборота и розничного товарооборота на душу населения в сопоставимых ценах.
4.Опережающими темпами растет розничный товарооборот по сравнению с ростом располагаемых денежных доходов населения. Например, в 2003 г. розничный товарооборот на душу населения составлял 1474,8 тыс.р. Он вырос по сравнению с 1995 г. в 3,4 раза. За этот же период реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились в 2,369 раза, в том числе заработная плата в 2,45 раза. Это свидетельствует об увеличении охвата денежных доходов населения розничным товарооборотом и об увеличении вклада торговли и общественного питания в удовлетворение потребностей населения в товарах народного потребления.
5.Сохраняется тенденция снижения удельного веса непродовольственных товаров в розничном товарообороте.
6.Изменяется распределение розничного товарооборота между городом и селом за счет возрастания удельного веса города, что обусловлено снижением удельного веса сельского населения в численности населения республики. В Республике Беларусь за последние годы наблюдается устойчивая тенденция снижения удельного веса сельского населения.
В настоящее время в торговой отрасли поставлена задача увеличить долю потребительской кооперации в товарообороте торговых организаций за счет:
• ухода от сложившихся стереотипов формирования ассортиментных перечней, совершенствования ассортиментной политики в целях полного удовлетворения платежеспособного спроса сельского населения;
• совершенствования типизации, специализации торговой сети;
• открытия дополнительных мини-магазинов;
• реализации программы «Холод»;
• развития торговых объектов в местах размещения дачных кооперативов;
• восстановления работы ранее закрытых магазинов в малых населенных пунктах;
• формирования новой товаропроводящей сети по торговле непродовольственными товарами [19, с.22].
Основные направления развития внутренней торговли Республики Беларусь до 2010 г.:
• развитие:
— розничного товарооборота и потребления важнейших продовольственных и непродовольственных товаров народного потребления, расширение их ассортимента и повышение качества;
- инфраструктуры и совершенствование розничной торговли и общественного питания;
- инфраструктуры и совершенствование оптовой торговли, складского хозяйства и систем товародвижения;
— науки, технической и технологической политики;
• реформирование собственности и совершенствование управления;
• совершенствование финансово-кредитного обеспечения внутренней торговли;
• государственно-правовое регулирование и кадровое обеспечение торговли;
• развитие кооперативной торговли.
Развитие инфраструктуры розничной торговли в свою очередь предусматривает следующее:
•универсализацию продовольственной торговли, за исключением товаров редкого и эпизодического спроса;
• развитие специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов в районах жилой застройки;
• создание крупных универсальных розничных объектов, торговых центров и торговых комплексов;
• формирование сети «удобных» магазинов, расположенных в радиусе пешеходной доступности;
• создание сети дисконтных магазинов;
• выделение специальных зон для уличных ярмарок ибазаров;
• формирование автономных зон торгового обслуживания вдоль автомагистралей.
Развитие инфраструктуры и совершенствование оптовой торговли предполагает:
• развитие организаций, специализирующихся на оптовой торговле и осуществляющих полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом к ним права собственности на товар;
• создание посреднических оптовых организаций, обеспечивающих оптовый оборот без перехода к ним права собственности на товар (дистрибьюторы, сбытовые организации промышленных предприятий);
• развитие крупных оптовых организаций, выполняющих широкий комплекс операций по обработке товарной массы;
• типовое и видовое разнообразие оптовых структур на рынке услуг оптовой торговой деятельности;
• дальнейшее развитие таких форм оптовой торговли, как оптовые ярмарки, выставки-ярмарки, товарные биржи, аукционы [9, с.11].
Законодательство Республики Беларусь о торговле основывается на Конституции Республики Беларусь, Гражданском кодексе Республики Беларусь, Законах Республики Беларусь: «О торговле» от 28.07.2003 г., 231-3; «О защите прав потребителей» от 09.01.2002 г., нормативных правовых актах Президента Республики Беларусь.
Закон Республики Беларусь «О торговле» определяет правовые основы осуществления торговли на территории республики, государственного регулирования и контроля в области торговли и направлен на создание благоприятных условий для эффективного осуществления торговли в целях удовлетворения спроса физических и юридических лиц на товары, выполнение работ и оказание услуг. Действие этого закона распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю на территории страны.
Законом «О торговле» определено, что Правила торговли отдельными видами товаров и Правила торговли, осуществляемой в предусмотренных формах, утверждаются Советом Министров Республики Беларусь. Ограничения и запреты на осуществление торговли устанавливаются законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.
Закон «О защите прав потребителей» определяет общие правовые, экономические и организационные основы защиты прав потребителей; регулирует отношения, возникающие между гражданами, желающими заключить договор купли-продажи товаров (работ, услуг) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и организацией, индивидуальным предпринимателем при розничной торговле, бытовом подряде, медицинском, гостиничном обслуживании и тому подобных договорах. Данный закон устанавливает права потребителя на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах иизготовителях, просвещение в области защиты прав потребителей, государственную и общественную защиту их интересов [9, с.12].
В соответствии с вышеуказанным законом в республике действуют два стандарта: СТБ 1100—98 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» и СТБ 1400—2003 «Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования». В этих нормативных документах по стандартизации установлены общие требования к информации о продовольственных и непродовольственных товарах отечественного и зарубежного производства. За отсутствие необходимой и достоверной информации о товаре к изготовителям или продавцам могут быть применены меры административной ответственности за несоблюдение требований стандартов, а также приостановлены производство и реализация данного товара.
За нарушение торгового законодательства предусматривается экономическая, административная либо уголовная ответственность. Законодательными актами, устанавливающими ответственность и описание ответственности, являются Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Республики Беларусь, указы и декреты Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь [9, с.13].
3.НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
3.1.Научно-технический прогресс в торговле
Торговля – одна из крупнейших отраслей страны по численности занятых работников и масштабам хозяйственной деятельности. От ее эффективного функционирования зависят в значительной мере развитие производительных сил и благосостояние народа. Важное средство повышения эффективности торговли – ускорение темпов научно-технического прогресса.
Научно-технический прогресс (НТП)— это взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, процесс непрерывного совершенствования орудий и средств труда, технологии и организации производства, повышения его технического уровня на основе создания, освоения и распространения новых знаний. НТП – это прогресс научных знаний, результатом которых являются нововведения, т. е. прогрессивные изменения техники, технологии, продукта, организации производства.
Научные достижения находят свое выражение не только в технике и технологиях, но также в знаниях и навыках людей. Нововведения требуют психологической и организационной перестройки, подготовки и переподготовки кадров, изменений в системе управления. Переход к рыночной экономике ведет к коренной перестройке всех слагаемых НТП – планирования, управления, финансирования, кредитования и стимулирования, международного научно-технического сотрудничества [14, с.6].
К числу основных направлений этой перестройки относятся:
• ограничение роли государства. Оно планирует и организует разработку и освоение только ограниченного числа крупнейших нововведений на основе долгосрочных комплексных программ, ориентированных на крупные структурные сдвиги; организацию инновационного цикла «производство — сбыт — обслуживание» осуществляют товаропроизводители (предприятия) по своей инициативе и за свой счет;
• замена централизованного планирования государственно-общественным регулированием НТП с помощью законодательных органов, исполнительной власти и научно-технической общественности;
• усиление роли рыночного механизма в обеспечении динамичного соответствия спроса и предложения на нововведения, установление договорных цен;
• стимулирование конкуренции субъектов хозяйствования различных форм собственности в получении права на разработку технических проектов, предлагаемых на рынке;
• внедрение таких инструментов регулирования рынка нововведений, как государственные заказы, целевые субсидии (субвенции), гранты (контракты на конкурсной основе), льготные кредиты, налоговые и ценовые льготы, ускоренная амортизация.
Особенности НТП на современном этапе обусловлены научно-техничес-кой революцией (2-я половина ХIХ-ХХ в.), перешедшей в революцию технологическую. По определению английского философа Д. Бернала, научно-техни-ческая революция – это совокупность взаимосвязанных глобальных переворотов в технике и науке, приводящих к изменению структуры производительных сил и места работника в производственной системе.
Современная научно-техническая революция означает переход к новому этапу развития человеческой цивилизации, на котором:
• создается единая техническая база с многозвенными технологическими комплексами;
• основной формой общественного богатства становятся знания, умения и навыки;
• занятость работников в сфере услуг (информационных, финансовых, торговых и др.) становится выше, чем в материальном производстве;
• производство ориентируется на изготовление все более широкого и часто обновляемого ассортимента изделий по конкретным заказам потребителя;
• увеличивается доля занятых на рабочих местах принципиально нового типа, открывающих перспективу полного использования и всестороннего развития способностей человека [14, с.7].
Основой НТП является научно-технический потенциал общества, т.е. организованная определенным образом система кадрового, научного, информационного, материально-технического и управленческого обеспечения для решения научно-технических проблем. НТП в общественном производстве, воздействуя на объемы производства и качество продукции, в значительной мере определяет темпы развития сферы обращения и возможности радикальных преобразований в этой сфере. Ускорение НТП в торговле имеет особое значение, так как по уровню производительности труда эта отрасль хозяйства отстает от других. Современное высокоиндустриальное производство товаров требует соответствующей ему технологии обращения.
Доведение товаров от производства до потребителя должно быть таким же четким, как и конвейер современного производственного процесса, иначе торговля неизбежно будет сдерживать производство.
От производительности труда в торговле зависят:
• скорость продвижения товаров до покупателей, скорость их обслуживания (а фактор времени в современных условиях имеет высокую социально-экономическую значимость);
• товарооборачиваемость, ускорение которой ведет к снижению товарных потерь и других издержек, к более быстрому обновлению ассортимента;
• улучшение экономических результатов деятельности торговой организации.
Интенсификация процессов в сфере товарного обращения необходима для наращивания масштабов ее деятельности без дальнейшего существенного роста численности занятых. Научно-технический прогресс стимулирует развитие товарооборота, повышение рентабельности торговли, совершенствование технологии и материально-технической базы, системы управления в отрасли; вносит существенные изменения в содержание и характер труда торговых работников, их профессиональный состав и уровень подготовки, способствует углублению разделения труда [14, с.8].
Результаты научно-технического прогресса в торговле непосредственно отражаются на работе не только самой отрасли. С прогрессом тесно связано решение таких важнейших социально-экономических проблем, как сокращение времени, затрачиваемого населением на приобретение товаров и услуг; облегчение домашнего труда, снижение затрат нервной энергии, вызываемых очередями в магазинах; повышение эффективности труда в других отраслях народного хозяйства.
Об уровне научно-технического прогресса в торговле судят по тому, как повышается общий уровень культуры торговли, как создаются максимальные удобства покупателям при выборе и приобретении товаров и услуг, снижаются издержки потребления, являющиеся мерилом культуры торговли.
Прогресс торговли – составная часть НТП всего общественного производства. Успехи, достигнутые в результате научно-технического прогресса промышленности (машиностроения, электроники, химии и т.д.), являются базой технического вооружения торговли, ее оснащения современными машинами, механизмами и приборами. В свою очередь технический прогресс торговли активно влияет на производство, создает необходимые предпосылки для его ускорения и расширения.
Проблема развития научно-технического прогресса в торговле имеет комплексный характер и включает следующие слагаемые:
• развитие прогрессивной технологии торговых процессов на всех этапах товародвижения;
• ускорение механизации и автоматизации трудоемких операций торгово-технологического процесса;
• прогресс в области развития материально-технической базы;
• совершенствование организации труда и управления технологическими процессами и людьми;
• создание кадрового потенциала [14, с.9].
3.2.Новые технологии для завоевания покупателей
Место торговли (прежде всего розничной) определяется тем, что это один из наиболее динамично развивающихся секторов рынка, для которого характерен быстрый и устойчивый рост на основе распространения новых форматов торговли. Крупные торговые сети становятся «локомотивом» этого рынка.
Ситуация на потребительском рынке характеризуется тем фактом, что торговые предприятия аккумулируют огромные деньги, которые домашние хозяйства тратят на потребительские расходы. По статистическим данным, в Беларуси около 80% семейного бюджета расходуется на этом самом быстрорастущем внутреннем рынке, определяющем уровень и динамику доходности торговых предприятий.
Общемировая тенденция развития торговли проявляется в опережающем росте новых торговых форматов за счет трех основных факторов:
• заполнение пустующих рыночных ниш;
• быстрое вытеснение традиционных и независимых магазинов с использованием экономических методов;
• постепенное вытеснение открытых рынков с использованием мер экономического и административного воздействия [11, с.78].
Торговля не только в Беларуси, но и во всем мире развивается стремительными темпами. Причем во многих странах обеспеченность торговыми площадями уже превысила нормативы в два и более раз. А это значит, что для завоевания покупателей предприятиям розничной торговли нужны новые технологии. В плане изменения тенденций в торговле значимым явилось начало нового тысячелетия. Начался новый виток роста качества торговых технологий, вызванный развитием в Беларуси крупных западных и отечественных сетей.
Стремительные изменения требуют от руководителей торговых организаций более глубоких знаний для гибкого реагирования вконкурентной среде. Опыт белорусских торговцев растет стремительно, но в любом случае он не может сравниться с традициями торговых династий и мощной теоретической базой, которой располагают западные ритейлеры. Особенно это касается формирования концепции торговых объектов. Многие ошибки на стадии проектирования и строительства магазинов допускаются именно из-за отсутствия целостности концепции или копирования приемов успешных конкурентов, эффективных вдругих условиях, но мало применимых к данному магазину, сети или торговому центру.
Еще одна тенденция — это развитие торговых центров и соответственно изменение покупательских привычек, перераспределение сил между торговыми организациями. Развитие торговых центров происходит довольно неоднородно. Появились очень интересные и эффективные торговые и торгово-развлекатель-ные комплексы, но в то же время было построено очень много объектов с «врожденными дефектами». И, к сожалению, часто такие недостатки невозможно устранить в полной мере. Угроза потери большой части покупателей очень сильна: стоит в городе появиться успешно спланированному торговому центру, как покупатели тут же оценивают неудобства старого. Результат — сужение торговых зон, потеря городского или районного значения, трудности с арендаторами и т.п.
Недаром говорят, что для успеха магазина требуются три фактора: расположение, расположение и еще раз расположение. Поэтому анализ территории — важнейшая составляющая при открытии магазина. Если местоудаленное и доступность плохая, это всегда означает, что покупателей надо привлекать низкими ценами, ассортиментом (широким, глубоким или особенным), рекламой и специальными акциями.
А для того, чтобы реклама действительно работала на привлечение, должна быть хорошая автомобильная доступность (широкие проезды, отсутствие опасных поворотов) и удобная парковка. Возможность привлечения покупателей зависит и от размера торговой площади. Реально оценив выбранное место, магазин должен определиться с подходом: хватит ли сил, чтобы создавать притяжение, или магазин будет ориентироваться на локальный рынок и использовать потоки, существующие на территории [1, с.25].
Новые технологии реализуются в новых формах обслуживания покупателей — форматах торговых предприятий. Современные покупатели отдают предпочтение качеству и удобству обслуживания. Срок жизни традиционной концепции торгового предприятия, состоящей в выборе ассортимента, мест размещения магазинов и их форматов, методов обслуживания, философии бренда, за последние 20-25 лет сократился в несколько раз. По мнению ведущих специалистов, концепции 70-80-х гг. прошлого столетия оставались успешными на протяжении 10-15 лет, впоследствии рост доходов торговых предприятий существенно замедлился. Появившиеся позже концепции начали исчерпывать экономический эффект еще быстрее — за 5-10 лет. В новых условиях торговые организации должны научиться обновлять концепции постоянно.
Возрастающая конкуренция, а также явный успех торговых организаций, созданных по новым стандартам, заставили владельцев «старых» существующих предприятий торговли задуматься о перспективе. Одним из выходов стала реконструкция зданий под новый формат торговли иреконцепция торгового предприятия, которая подразумевает под собой связанный комплекс мероприятий, призванных увеличить конкурентоспособность уже действующего торгового предприятия. В состав мероприятий при реконцепции могут входить ребрендинг, репозиционироваиие, ременеджмент, реброкеридж, редевелопмент, реинжиниринг, что индивидуально для каждой конкретной торговой организации. При этом реконцепция носит комплексный характер. Перечень мероприятий в каждом конкретном случае определяется набором факторов, указывающих на необходимость проведения реконцепции [11, с.82].
Одним из направлений развития торговли в стране в связи с возрастанием конкуренции является специализация, но«качество» специализированных магазинов в Беларуси очень неоднородно. С одной стороны, в области торговли непродовольственными товарами успешно работают крупные сети, которые делают специализацию преимуществом и успешно внедряют передовые приемы. Но существует и множество независимых специализированных магазинов и мелких сетей, которые обладают гораздо меньшими ресурсами. Возрастает насыщенность торговыми площадями, покупатели становятся более требовательными, а конкуренты — более опытными.
Рассмотрим способы увеличения прибыли специализированного магазина:
1) Группировка
Небольшому специализированному магазину трудно обеспечить большой поток покупателей. Традиционно оптимальным местом расположения считалась торговая улица — размещение блоком небольших арендаторов одинаковой специализации. В последнее время такой тип размещения стал получать развитие в торговых центрах. Наиболее часто встречаются «составные магниты» в областях строительных материалов, автотоваров, товаров для дома, детских товаров, обуви. Товарная категория в торговом центре становится заметной и привлекательной для покупателей, и небольшие арендаторы получают необходимый поток. Минимальная площадь «составного магнита» (совокупная торговая площадь нескольких арендаторов) должна быть не менее 300 м2 в центре районного значения. А в центре городского значения «составной магнит» детских товаров, обуви, товаров для дома и интерьера должен занимать не меньше 700 м2. Уточнение собственной концепции повышает шансы на успешную работу небольшого магазина в «составном магните».
Отдельно расположенные магазины уличного ритейла тоже могут получать выгоду от взаимодействии с соседними магазинами. Организация общей с «соседом» входной группы может увеличить количество посетителей магазина. При этом, общий вход делают даже известные и сильные сети специализированных магазинов (например, аптека «36,6» и «Ле футур», «Дикая орхидея» и «Даниэль» на Кутузовском проспекте в Москве), иногда прямые конкуренты («Евросеть» и «Связной»). На Украине крупные сетевые магазины бытовой техники очень часто располагаются непосредственно рядом, образуя мощную торговую зону («АБВ-техника»,«Comfy», «Эльдорадо», «Фокстрот») [7, с.43].
Но, к сожалению, не все торговцы могут влиять на выбор места. Если место расположения магазина нельзя изменить, вопрос часто состоит не в том, как лучше продавать существующий ассортимент. Целью должно быть увеличение прибыли с торговой площади. Квадратные метры должны «работать», и для этого используются следующие приемы:
2)Введение в ассортимент сопутствующих товаров и товаров других категорий. Сдача части площадей в аренду
Опасности специализации — это ограничение числа покупателей (товар нужен не всем, а только какой-то группе) и ограничение по частоте посещений (товар нужен только в каких-то случаях). Для того, чтобы обеспечить хорошие показатели, надо привлекать посетителей с других территорий, а это означает вложения в рекламу и специальные акции. И еще не факт, что покупатели издалека найдут время и все-таки приедут в магазин.
Владельцы специализированных магазинов многие годы работают в узкой области и поэтому часто не видят опасностей и возможностей внешней среды. Рассмотрим пример работы с ассортиментом для использования потенциала территории. Магазин товаров для рыбалки и охоты находится в спальном районе, в ближней торговой зоне проживает 5000 человек взрослого населения. Вопрос: сколько покупателей из этих пяти тысяч — охотники и рыболовы? Хорошо, если наберется процентов десять Соответственно, магазин как торговая площадь использует всего 10% от потенциала ближней торговой зоны. А не в сезон показатели по количеству посетителей и покупок могут быть совсем неутешительными. Увеличить количество и частоту походов в магазин можно за счет добавления товаров, сопутствующих к основному ассортименту. Владелец магазина садится и начинает думать, какие товары ввести.
Необходимые условия:
- товар должен быть тематически связан с основным ассортиментом;
- товар должен покупаться достаточно часто и регулярно, должен быть востребован значительным количеством покупателей:
- при покупке этого товара не очень важна глубина ассортимента, достаточно присутствии нескольких позиций. Также товар не должен быть крупного размера. Тогда для новых товаров можно отвести место в магазине, не жертвуя площадью для основного ассортимента.
Вариант 1.Товары для животных. Удовлетворяет первому условию, поскольку у охотников часто есть собаки. С двумя другими условиями тоже все в порядке. Вывод — в принципе, введение в ассортимент возможно.
Вариант 2. Сумки. Этот товар по тематике близок к товарам для рыбалки и охоты, но покупается редко, и при выборе важен размер, цвет и дизайн. Вывод — не подходит.
Вариант 3. Хозяйственные товары, автотовары и мелкий бытовой инструмент. На рыбалку и охоту обычно ездят на машине, и эти товары пригодятся представителям целевой аудитории. И не только им — небольшой отдел хозтоваров рядом с домом может посещаться часто, в том числе, женщинами. Поэтому противопоказаний к введению этих групп в ассортимент нет.
Итак, группы сопутствующих товаров часто выполняют стратегическую роль — увеличения частоты походов в магазин, что способствуют стабилизации продаж. Например, такую роль играют канцтовары и школьные товары. Но бывает, что сопутствующих товаров недостаточно, и надо обратить внимание на другие товарные категории [7, с.44].
Ассортимент может дополняться за счет арендаторов. Для покупателя это не имеет особого значения — главное, что все, что ему нужно, присутствует под одной крышей. Оживить торговлю и повысить прибыль с площади могут не только товары, но и услуги и общественное питание. Питание вне дома имеет очень хороший потенциал. С ростом дохода покупателей активнее потребляются услуги, если цена на услуги приемлемая. За счет экономии времени и получения результата лучшего, чем если бы потребитель выполнял работу сам, развивается потребление услуг по ремонту, домоводству, услуг парикмахерских, косметических салонов и т.п.
3) Сокращение неперспективных направлений
Частый аргумент торговцев против введения новых товаров в ассортимент: «Нет места». Место всегда найдется, если избавиться от плохо идущих товаров вместо того, чтобы пытаться реанимировать их продажи. Оптимизация ассортимента — действенное средство увеличения прибыли в специализированных магазинах.
4) Эффективная работа с покупателями-профессионалами
Ряд специализированных магазинов, даже таких, как магазины радиодеталей или спецодежды, проводят изменения с цельюрасширить круг посетителей и обеспечить большую устойчивость. С той же целью поворачиваются в сторону конечных потребителей и осваивают розницу фирмы, работавшие ранее только на рынке «business-to-business», — компании по продаже строительных материалов, тканей, оборудования. Оптовые продажи потребителям-про-фессионалам продолжают занимать значительную долю, но розница дает возможность выжить в случае негативных изменений в отрасли или ухода ключевых клиентов.
Распространенная причина плохой отдачи с площади — попытка увеличить продажи товаров для клиентов В2В на розничных торговых площадях. Если ваш магазин — это именно магазин, а не демозал для оптовиков или профессионалов и не Cash&Carry. Покупатели В2В приходят уже целенаправленно, и для них не надо, например, выставлять в магазине стройматериалов краску определенной марки в размере 80% от объема выкладки, чтобы ее удобно было сразу забрать из торгового зала. Точно так же в книжном не стоит ставить вперед на самое дорогое место стойку с наглядными пособиями (огромными плакатами, которые вешают на стену школьных классов). Продажи для покупателей В2В можно повысить другими методами – прямой продажей, работой со строительными бригадами, архитекторами, дизайнерами, учителями, врачами. К клиенту В2В продавец может даже поехать сам. В розничном магазине должно соблюдаться одно из главных правил мерчендайзинга: целевой товар — дальше, импульсный ближе. Иногда товары для покупателей-профессионалов могут отталкивать конечных потребителей.
5)Гибкое реагирование на изменения внешней среды — технологий, моды, покупательского поведения, образа жизни
В некоторых специализированных областях непродовольственные товары часто уже нельзя продавать так, как раньше. Например, очень востребованные в советское время и в 90-е годы ткани и товары для рукоделия постепенно перестают интересовать массового конечного потребителя. Зачем шить, когда вокругизобилие готовой одежды дешевого и среднего сегмента? А вот мелкий ремонт, подгонка одежды по фигуре, ремонт меховых изделий становится больше распространен [7, с.45].
6)Оценка внешних ограничений продаж товаров какой-либо группы
В продаже даже таких импульсных товаров, как товары для дома, существуют два основных ограничения. Это низкий доход на территории, ограничивающий покупки категории «Соблазн и подарки» (женщина рада бы приобрести милые безделушки, но бюджет не позволяет), и малогабаритное жилье на продолжение
--PAGE_BREAK--