--PAGE_BREAK--
2 Исследование организации продажи товаров импульсного спроса через мелкорозничную сеть
2.1 Организационно-экономическая характеристика объекта исследования
Предпринимательская деятельность — это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления (р.1, подр.1, гл.1, ст.1) [3].
Итак, если мы определили, что деятельность, которую планируется осуществлять, относится к предпринимательской, то необходимо пройти государственную регистрацию.
Предпринимательская деятельность может осуществляться в двух формах: без образования юридического лица (индивидуальная предпринимательская деятельность) и с образованием юридического лица [21].
Трудно без детальной проработки конкретной ситуации дать универсальный ответ на вопрос: какая из форм осуществления предпринимательской деятельности более предпочтительна, можно указать лишь определенные недостатки, достоинства каждой из форм.
Индивидуальная предпринимательская деятельность характеризуется:
— простотой и дешевизной регистрации;
— отсутствием необходимости иметь в штате главного бухгалтера;
— отсутствием необходимости иметь специальное помещение для юридического адреса;
— отсутствием необходимости формировать уставный фонд;
— ограничениями по количеству привлекаемых работников;
— возможностью в некоторых случаях использовать специальную систему налогообложения (уплачивать единый налог);
— отсутствием необходимости платить НДС при определенных условиях;
— упрощенным учетом.
Основными недостатками осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности является то, что индивидуальный предприниматель несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, а также то, что индивидуальный предприниматель может привлекать для ведения предпринимательской деятельности лишь членов семьи и близких родственников (супруг (супруга), родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки) [28].
Нужно иметь в виду, что после регистрации юридического лица можно продать свою долю в уставном фонде (акции, предприятие). Индивидуальный предприниматель может избавиться от бизнеса только путем ликвидации.
Для юридических лиц характерны следующие черты:
— более сложная и дорогая процедура регистрации;
— необходимость иметь офисное помещение и главного бухгалтера в штате (исключение — унитарное предприятия);
— возможность объединения капиталов нескольких лиц;
— по общему правилу, учредители не отвечают по обязательствам юридического лица;
— возможность осуществления процедуры банкротства (процедура равномерного распределения имущества между кредиторами юридического лица, неспособного полностью оплатить долги) [16].
Индивидуальный предприниматель «Карпикова Е.В» осуществляет свою деятельность на основании Устава, в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Место нахождения киоска: г.Минск, ул. Брестская д.17.
Предприятие осуществляет свою деятельность без образования юридического лица, имеет печать, штампы, расчетные счета в учреждениях банка.
Целью создания ИП является осуществление хозяйственной деятельности, направленной на извлечение прибыли.
Основным предметом деятельности предприятия является:
— организация розничной торговли;
— торговля широким ассортиментом товаров импульсного спроса;
— мелкорозничная торговля и т.д.
Источниками формирования имущества предприятия являются:
— денежные и материальные взносы;
— доходы от предпринимательской деятельности;
— иные источники, не запрещенные законодательством Республики Беларусь.
Основным обобщающим показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности ИП является прибыль.
Прибыль, остающаяся у ИП после уплаты налогов и платежей в бюджет, бюджетные и внебюджетные фонды (чистая прибыль) поступает в полное распоряжение лица, владеющего данным киоском.
По месту нахождения предприятия ведется полная документация, в том числе:
— основные бухгалтерские документы:
Ø выписки учреждения банка по текущему (расчетному), валютному счетам и платежные поручения;
Ø счета-фактуры;
Ø акты закупки товаров, сырья, материалов;
Ø товарно-транспортные накладные ТТН-1 и товарные накладные на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей ТН-2;
Ø кассовые чеки с приложением копий товарных чеков;
Ø отрывные талоны, приходные и расходные кассовые ордера, квитанции к приходным кассовым ордерам.
— учетные документы:
ü книга учета основных фондов;
ü книга учета сырья и материалов;
ü книга учета товаров;
ü карточка лицевого счета;
ü платежная ведомость;
ü книга учета доходов.
Работать киоск начинает с 7.00 до 22.00 без обеда и без выходных.
Киоск оснащен портативным автономным кассовым суммирующим аппаратом МТТ-101Ф, холодильный шкаф Polair (Модель ШХ-0.5 ДС).
Обслуживаемый контингент павильона жители и гости города Минска.
Планировка киоска позволяет обеспечить рациональную организацию оперативных процессов. Площадь киоска разделена на торговую и неторговую площади. К торговой площади относятся:
— основная часть помещения, предназначенная для обслуживания покупателей;
— установочная площадь, на которой установлен холодильный шкаф;
— экспозиционная площадь, на которой находится вертикальное и горизонтальное торговое оборудование для выкладки и показа товара.
Требования к планировке торгового помещения соблюдены, т.е. есть рациональная планировка торгового оборудования, достаточная ширина прохода, хорошая просматриваемость товара и т.д.
К неторговым площади относится помещение где хранится товар и обслуживает покупателей продавец.
Эффективность использования торговой площади и оборудования киоска характеризуется рядом показателей:
· коэффициентом торговой площади (К):
,
Где — торговая площадь, равная12 ,
– общая площадь, равная 16 .
Тогда = 0,75 или 75 %. Это значит, что торговая площадь исследуемого объекта занимает 75 % общей площади, что является эффективным для данного киоска.
· Коэффициент установочной площади ():
,
Где — установочная площадь, равная 2 .
Тогда = о,1(6) или приблизительно 17 %. Это значит, что установочная площадь исследуемого объекта занимает 17 % торговой площади, что является очень эффективным для данного объекта.
· Коэффициент экспозиционной площади ():
,
Где — экспозиционная площадь, равная 4,74 .
Тогда = 0,395 или 39,5%. Это значит, что экспозиционная площадь исследуемого объекта занимает 39, 5% торговой площади, что является очень эффективным для данного объекта.
Исходя из данных расчетов, можно сделать вывод, что и установочная, и экспозиционная, и торговая площади используются эффективно как хозяином объекта, так и покупателями, ведь площадь, предназначенная для обслуживания покупателей, занимает 43, 5% всей торговой площади.
В киоске используются активные методы продажи, благодаря которым создаются такие условия, чтобы у покупателей появился интерес и желание купить товар. К таким методам относят:
— наглядность выкладки;
— активность продавца;
— размещение товара по потребительским комплексам и т.д.
Так как индивидуальный предприниматель может привлекать для ведения предпринимательской деятельности лишь членов семьи и близких родственников, то постоянных работников в киоске 3.
2.2 Организация продажи ИП «Карпикова Е.В.»
Позиций товара в киоске немного (не более 5 — 10 артикулов по каждой из 5 — 6 групп: пиво, сигареты, шоколад, чипсы, лимонад, слабоалкогольные напитки), проблема конкуренции стоит не настолько остро, как в супермаркете.
Киоск ИП «Карпиковой Е.В.» продает такие продукты, как:
1. шоколад
2. батончики (Сникерс, Марс)
3. печенье
4. рулет
5. чай
6. кофе растворимое
7. кофе-стики|
8. жвачки|
9. чипсы
10. сухари
11. орешки
12. пиво стекло
13. пиво 1 л
14. пиво 2 л
15. минеральная вода, 0,5л|
16. минеральная вода, 1,5л|
17. напитки 0,5л|
18. напитки 1,5л|
19. соки 1л|
20. соки 0,5л|
21. соки 0,2л|
22. рыбка соленая
Продукция рассчитана на длительное хранение, что очень удобно как для продавца, так и для покупателя.
Данная продукция ориентированы на все возрастные категории.
Основной посетитель киоска – это человек с низким или средним уровнем дохода, поэтому представленная здесь продукция тоже относится к низкому или среднему ценовому сегменту. И если производить или экспортировать, скажем, дорогие вина или элитный шоколад, то эта продукция скорее найдет своего покупателя в престижном магазине известной торговой сети, а в ларьке она попросту не будет востребована. Кстати, о спросе. Немаловажной особенностью киоска является то, что реализуемый здесь продукт a priori должен быть известным и пользоваться определенной популярностью у населения. Поэтому, если на рынке вы и ваша продукция никому не известны, вам придется приложить немало труда, чтобы на этапе первоначального становления марки заинтересовать хозяев этих небольших, но все же очень выгодных торговых площадей. Вы должны их убедить, что покупатель, повинуясь бессознательному позыву, заглянув в его ларек, пренепременно купит именно ваш сок, пиво или минеральную воду.
Выбор поставщиков зависит от многих критериев. Например:
— Надежность доставки;
— Гарантии качества;
— Производственные мощности;
— Цены;
— Местоположение;
— Технический потенциал;
— Финансовое положение;
— Возможность компромиссов;
— Наличие информационной системы связи и обработки заказов;
— Послепродажный сервис;
— Репутация и роль в своей отрасли;
— Деловая инициативность;
— Управление и организация;
— Контроль процессов;
— Отношение к покупателю;
— Имидж;
— Оформление товара (упаковка);
— Трудовые отношения;
— Деловой опыт и история взаимоотношений;
— Вспомогательная литература и инструкции;
— Взаимность выгод и интересов.
Основными поставщиками исследуемого объекта являются:
Ø Фирма АВС, ОДО;
Ø Минский завод безалкогольных напитков, ЗАО;
Ø Олдвик, ЧП;
Ø Информторгсервис, ООО;
Ø Пивоваренная компания Сябар, ИЗАО;
Ø Криница, ОАО;
Ø Лидское пиво, ОАО;
Ø Борисовский консервный завод, МОУП;
Ø АкваТрайпл, CООО;
Ø Сожский родник, ООО;
Ø Дарида, ЧП;
Ø Чайно-кофейная компания, ООО;
Ø Маркетинг-Центр, ООО;
Ø Юконпром, СП ООО;
Ø «Мастер продукт», ООО;
Ø «Маркет Мастер», ООО и др.
При заключении договоров пользуются следующими документами: «Положение о поставках товаров в РБ», «Положением о порядке заключения договоров» и др.
Договоры заключаются в 2х экземплярах и подписываются обеими сторонами.
Структура договора: предмет договора, качество, условия поставки, цена, форма расчета, ответственность сторон, реквизиты сторон.
Содержание договора поставки. В договоре необходимо указать полное наименование поставщика и покупателя, дату, их почтовые и платёжные реквизиты, Ф.И.О и должности представителей сторон и ссылки на их полномочия, количество подлежащей поставки товаров, ассортимент товара указывается в спецификации, а также общий объём и частные сроки поставки. Обязательными условиями договора поставки являются: ассортимент, количество, качество, цена, сроки и порядок поставки, порядок расчёта.
Ассортиментная политика киоска предусматривает, где и каким товаром целесообразно торговать, чтобы наилучшим образом удовлетворить покупательский спрос. Формирование ассортимента товаров – это процесс набора групп, видов, разновидностей товара в соответствии со спросам населения и для его полного удовлетворения.
Формирование ассортимента товаров происходит в 3 стадии:
1. определяются группы продаваемых товаров с учётом принципов размещения розничной торговой сети;
2. определяется процентное соотношение между отдельными товарными группами;
3. определяется внутригрупповой ассортимент, т.е количество разновидностей товаров в приделах каждой группы. Виды товаров определяются по ассортиментным перечням, которые разрабатываются для каждого павильона в зависимости от типа и торговой площади.
Ассортиментный перечень разрабатывается с учётом торговой площади и особенности места нахождения.
Контроль за соблюдением перечней возложен на материально ответственное лицо.
В исследуемом ИП используется продажа товаров через прилавок. Она требует высокой активности продавца, затрачивается больше времени, ограничена самостоятельность покупателя при выборе товара.
Культуру обслуживания можно охарактеризовать по некоторым показателям:
* наличие в павильоне широкого и устойчивого ассортимента;
* применение прогрессивных методов продажи;
* представление дополнительных услуг;
* минимальные затраты времени на обслуживание покупателей;
* точное соблюдение установленного режима работы;
* широкое использование средств внутренней информации;
* высокая профессиональная квалификация работников;
* вежливое, внимательное отношение торгового персонала к покупателям;
* хорошее санитарное состояние павильона;
* соблюдение установленных правил продажи товаров.
продолжение
--PAGE_BREAK--