/>
Государственный музей-заповедник «Павловск»
Выдающийся дворцово-парковый ансамбль конца XVIII — начала XIX вв., летняя резиденция императора Павла I и его семьи. Один из самых крупных в Европе пейзажных парков — его площадь 600 га. Ансамбль дворца и парка создавался в течение 50 лет на берегах извилистой реки Славянка. Архитекторы Ч. Камерон, В. Бренна, Д. Кваренги, А. Воронихин, К. Росси, скульпторы М. Козловский, И. Мартос, И. Прокофьев, Ф. Гордеев, Г. Демут-Малиновский.
Формирование коллекций Павловского дворца связано с путешествием владельцев Павловска по Европе в 1781-1782 гг. Посещая мастерские известных мастеров, они приобретали и заказывали картины, мебель, бронзовые изделия, шелковые ткани, фарфоровые сервизы, привезли большое количество античной скульптуры из Италии, а также получили подарки от королевских дворов Европы.
В музее представлена великолепная коллекция русского портрета, живописных и графических видов Павловска. Вновь открыты после многолетней реставрации удивительные по красоте и гармонии Жилые комнаты императрицы Марии Федоровны, отделанные в начале XIX в. архитекторами Кваренги и Воронихиным. Павловский дворец
Нарядный золотисто-белый дворец, построенный на высоком берегу Славянки, виден даже с дальних точек парка и города. Его трехэтажный центральный корпус, увенчанный плоским куполом на шестидесяти четырех колоннах, — самый ранний по времени постройки и самый изысканный по отделке. Он создан Ч. Камероном в 80-х годах XVIII века.
Колоннады закругленных галерей соединяли центральный корпус со служебными одноэтажными корпусами, образуя парадный двор в виде широкой подковы.
После вступления Павла I на престол Павловск стал загородной императорской резиденцией. В связи с этим в 90-х годах XVIII века архитектор В. Бренна значительно расширил дворец. Он возвел вторые этажи над служебными корпусами, пристроил к ним два новых полуциркульных флигеля, почти замкнувшие парадный двор. На один этаж выросли и галереи-колоннады. Несмотря на эти перестройки, центральный корпус сохранил главное место в композиции дворца, продолжая выделяться и размерами и изяществом оформления.
Основной элемент декора у Ч. Камерона — белая колонна: колонны украшают фасады центрального корпуса, образуют открытые галереи, поддерживают купол дворца. Дополнением этому основному элементу служат тонкий лепной фриз с листьями аканта, опоясывающий здание, и три круглых барельефных медальона с аллегорическими изображениями Архитектуры, Скульптуры и Живописи на главном фасаде.
В. Бренна декорировал фасады вновь выстроенных корпусов лепниной: вензелями и коронами владельцев дворца, изображениями воинских доспехов и трофеев. И только в торцах полуциркульных флигелей он ставит четырехколонные порталы, как бы открывающие въезд на парадный плац. Такой композиционный прием позволил связать в единый ансамбль новые и старые здания.
В начале XIX века А. Воронихин и Дж. Кваренги завершили отделку фасадов дворца со стороны Собственного садика. Так появились мраморное крыльцо с балюстрадами, балкон, застекленный полукруг «Фонарика». В 1806-1807 годах П. Гонзага покрыл фресками стену галереи, обращенную к Славянке. На ней изображены наполненные светом, уходящие вдаль аркады и лестницы величественных зданий. В историю русского искусства эта галерея вошла под названием Галереи Гонзага. В 1822 году К. Росси разместил над Галереей Гонзага библиотеку с арочными окнами и бюстами философов между ними. Созданием библиотеки было завершено формирование дворцового ансамбля. Павловский парк
Известный русский историк архитектуры В. Курбатов, автор книг о Петербурге, Павловске и Гатчине, а также монументального труда «Сады и парки мира», в своем путеводителе по Павловску в 1911 году писал: «Как ни прекрасен Павловский дворец и как ни драгоценны его сокровища, ему не сравниться с Павловским парком». Действительно, Павловский парк уже давно пользуется славой лучшего пейзажного парка в Европе. Поэтичный и бесконечно разнообразный, он, по словам французского писателя начала XIX века Сен-Мора, отвечает «всем вкусам и всем настроениям души». «Что шаг, то новая в глазах твоих картина» — так отозвался о прогулке по Павловскому парку русский поэт В. Жуковский.
Сейчас, анализируя причины очарования парка, главной из них часто называют удивительно найденную соразмерность природного ландшафта и архитектурных сооружений, которые в то же время находятся в гармонии с миром человека. Это проявляется и в ритмах, и в размерах, и в особенностях зрительного восприятия, и в скорости перемещения по дорожкам парка как пешком, так и верхом на лошадях или в экипажах. Залогом успеха был выбор уже самого места с холмистым, но не имеющим сильных контрастов ландшафтом. Безошибочное понимание природы, умение наилучшим образом выявить ее возможности — одно это уже было заслугой создателей парка.
Несомненной удачей можно считать идею использовать долину реки Славянки в качестве основы композиции. Именно повороты и разная высота ее берегов позволили так гармонично сопоставить строгие и ясные по своим архитектурным формам постройки с растительностью, выделенной из лесного массива или специально в него привнесенной.
Деревья в Павловском парке сами по себе не поражают яркой красотой, как это бывает в садах южных страна. Они, скорее, похожи на краски в палитре живописца, которые, смешиваясь и сопоставляясь, создают гармоничное целое, так что подчас трудно выделить значение той или иной составляющей. Именно во взаимосвязи всех деталей и лежит та удивительная сила воздействия Павловского парка на посетителя. Раскинувшийся на площади в шестьсот гектаров парк имеет районы, очень отличные между собой: от тенистых лесных тропинок в Долине прудов до широких, открытых пространств Белой березы. Однако при переходе из одного района в столь не похожий на него соседний никогда не возникает ощущения попадания в другой парк — все связано в одно органичное целое.