Реферат по предмету "Культура и искусство"


Молодежная субкультура 3

--PAGE_BREAK--












Итак, общая причина образования молодёжных субкультур — недовольство жизнью, а в социологическом аспекте — кризис общества, неспособность его ответить базовым потребностям молодёжи в процессе её социализации. В последнем заключена причина сугубо молодёжного состава неформальных объединений. Действительно, казалось бы, самые обиженные жизнью — пенсионеры — не спешат на «тусовки» — там чисто молодёжная гегемония. А дело в том, что “люди, кому за 50” уже занимают предоставленную только им прочную нишу в общественной системе, чего никак нельзя сказать о “новом поколении”; за это “место под солнцем” и разворачивается настоящая битва. Молодёжи с обществом, не желающим решать её проблемы и не принимать её такой, какой она хочет быть.

Возьмём для примера крайний случай. Все без исключения «пиплы» (члены «Системы») настаивают на своей непринадлежности к обществу, или иначе — независимости. Это — важная черта «Системного» самосознания. В.Тернер, говоря об общинах западных хиппи, отнес их к «лиминальным сообществам», то есть возникающим и существующим в промежуточных областях социальных структур (от лат.«лимен»-порог). Здесь собираются «лиминальные» личности, лица с неопределенным статусом, находящиеся в процессе перехода или выпавшие из общества.

1.4.Откуда же и почему появляются «выпавшие» люди?

Здесь два направления. Первое: в этом выпавшем, неопределенном, «подвешенном» состоянии человек оказывается в период перехода с позиции одной на позицию другой социальной структуры. Потом он, как правило, находит свое постоянное место, обретает постоянный статус, входит в социум и покидает сферу контркультуры. Такие рассуждения заложены в основе концепций В.Тернера, Т.Парсонса, Л.Фойера. И второе: новое поколение ступает в пустоту. Не молодёжь из имеющейся социальной структуры (как у Парсонса или Тернера), а сама структура ускользает из-под её ног. Здесь и начинается бурный рост молодежных сообществ отталкивающих от себя мир взрослых, их ненужный опыт. И результат пребывания в лоне контркультуры здесь уже другой: не встраивание в прежнюю структуру, а строительство новой. В ценностной сфере смена культурной парадигмы: ценности контркультуры «всплывают» и ложатся в основу организации «большого» общества. А прежние ценности опускаются в подземный мир контркультур.

На самом деле эти два направления не отвергают друг друга, а дополняют. Речь идет просто о разных периодах в жизни общества, или его разных состояниях. В стабильные периоды и в традиционных обществах (изучавшихся Тернером) выпавшие люди — это действительно те, кто в данный момент, но временно, находится в процессе перехода. В конце концов они входят в общество, там устраиваются, обретают статус. В периоды перемен выпавшими становятся в той или иной мере значительные прослойки. Иногда это задевает чуть ли не каждого. Не все уходят в хиппи, но многие проходят через контркультурное состояние (попадают в зону действий контркультуры).

Ни одна система не может охватить все без остатка. Неизбежно что то из нее выпадает. Это остатки прежних мифов, ростки нового, информация проникающая от чужих и не вписывающаяся в основной миф. Все это оседает в сфере экстернальной культуры.

Итак, «Система» — пример сообщества, куда стекаются выпавшие из социальной структуры. Эти люди не имеют определенного положения, прочной позиции — их статус не определён. Состояние неопределенности играет особую роль в процессах самоорганизации. Сфера неопределенности — те социальные пустоты, где мы можем наблюдать процессы зарождения структур сообществ, превращение бесструктурного состояния в структурное, т.е. самоорганизации.

На стоящий в заголовке вопрос можно привести ещё несколько второстепенных причин, в числе которых есть две особенно интересные.

1. Возрастные особенности молодёжи: она эмоциональнее, динамичнее и непосредственнее в выражении своих чувств. Молодёжь независимее: у большинства ещё нет семьи, нет профессии, нет того круга многочисленных обязанностей и обязательств, в который с возрастом попадает всякий зрелый человек.

2. Молодёжь свободна от тоталитарного страха, заставлявшего каждого школьника в первом классе становиться октябренком, затем пионером, потом комсомольцем,… и, в конце концов, фанатичным (иначе в условиях запрета критики и быть не могло) коммунистом.

 

Глава2.

Экстремизм в молодежной среде

В моменты значительных потрясений и переломов, периодически возникающих в процессе развития любого общества и связанных с существенными деформациями условий и образа жизни людей, внезапно образующимся вакуумом ценностей, изменением материальных показателей, неясностью жизненных перспектив и неизбежным обострением противоречий, экстремизм становится одной из трудно изживаемых и наиболее опасных характеристик общественного бытия.

Опыт развития событий в современной России и ряде республик бывшего Советского Союза показал, что роль, и значение экстремизма оказались явно недооцененными и это во многом способствовало целой серии трагических событий, непременными участниками и жертвами которых были и молодые люди.

У отставленной, таким образом, от «большой жизни» современной молодежи (которая «выбирает пепси»...) на первых местах в структуре ценностей оказались благополучие в любви и семейной жизни, здоровье, материальная обеспеченность и бытовой комфорт, духовно и культурно богатая жизнь, а политика—лишь на 15-м месте (последнем месте в анкете).Все внимательней поглядывает молодежь в сторону развитого Запада и не очень развитого Востока. И если бы сейчас представилась возможность уехать туда насовсем, то уехали бы не 10—12%, как раньше, а, как показал опрос, уже 32,5%, т. е. каждый третий!4

Молодежный экстремизм как массовое явление последнего десятилетия нашей жизни, выражающееся в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения или в отрицании их, можно рассматривать с различных позиций. Ученые вправе исследовать философско-психологическую природу экстремизма, чтобы охарактеризовать этот феномен во всех его частных и общих проявлениях, классифицировать и типизировать случаи экстремистского поведения. Не менее важным является и установление связи между политико-экономическим состоянием общества и ростом экстремизма в молодежной среде.

Однако попытаемся взглянуть на данную проблему с иной стороны. По некоторым данным можно предположить, что взрыв молодежного экстремизма обусловлен происходящей ныне коренной ломкой стереотипов поведения, складывавшихся веками и освященных культурой.

Говоря о стереотипах поведения, следует, по- видимому, учитывать два типа культуры: народную, основанную на обычае, родословную от традиционной культуры античности и пронизанную христианским мировоззрением.

Каждому типу культуры соответствует и определенный тип сознания: мифологический или исторический. По М. Элиаде,7 мифологический и исторический типы сознания противопоставлены по качеству восприятия времени. Мифологическое время сакрально, циклично и сохраняется лишь в «коллективном бессознательном». Историческое время линейно, • необратимо и доступно индивидуальной памяти.

В основе ритуальной культуры лежит постоянно возобновляющаяся целостная картина мира, в то время как классическая европейская культура ориентирована на дискретность. Принцип единообразного поведения, неизменности и обязательности для всех членов коллектива имеет в культуре ритуального типа самодовлеющий характер. Ритуал является здесь практически единственным синкретическим средством отчуждения, хранения и возобновления родового знания, первичным инструментом развития «коллективного бессознательного».

В качестве субъекта 'познания в ритуальной культуре выступает род. В классической европейской культуре субъектом познания становится человек, выделившийся из рода. Следовательно, классическая европейская культура связана с развитием индивидуального сознания и дает множество образцов поведения, разрабатывая весь спектр его возможностей по отношению к норме. В качестве инструмента индивидуального познания, адекватного реальности, используется прежде всего язык.

По Ю. М. Лотману, переход от культуры ритуального типа к современной культуре связан с процессом специализации семиотических систем, и, в первую очередь, с распространением письменности, которая кардинально изменила структуру памяти. Культура начала ориентироваться на выработку новых текстов, а не на воспроизведение уже известных.8

М. Элиаде первым из исследователей этой проблемы подробно прослеживает переход из мифологического состояния в историческое и объясняет его становлением нового христианского самосознания.8

Ритуальная культура зиждется на причинно-следственных связях с жизнью и представляет собой как бы вплетенную в реальность канву, служащую основой коллективного познания.

Классическая европейская культура во многом опосредует процесс, кульминацией которого становится новая картина мира, выработанная наукой нашего времени.

Смена культурных эпох влечет за собой четкую смену стереотипов и норм поведения. Наиболее болезненными оказываются пограничные области, когда старые стереотипы уже не отражают изменившейся реальности, но еще продолжают существовать в жизни старшего поколения и навязываются молодым традиционной системой воспитания и образования.

Тотальный кризис конца XIX—начала XX в., горячей точкой которого стала Россия, естественным образом был связан с тем, что классическая европейская культура исчерпала свои функции так же, как в свое время исчерпала их культура ритуальная. Общество оказалось на пороге существования, не связанного нормой, а, следовательно, и законом.

Не случайным является временной разрыв между рождением нового эпоса, фиксирующего позицию человека в потоке жизни, и появлением на свет — целого поколения людей, вынужденных познавать жизнь заново и изнутри, рассчитывая лишь на самих себя и свое целостное восприятие мира.

Если иметь в виду поколение в целом, можно предположить, что в истории развивающейся личности постепенно шла отработка все новых и новых признаков, психических свойств и качеств интеллекта. Именно с этим процессом был связан, по-видимому, и нараставший конфликт «отцов» и «детей», характерный для эпохи господства классической европейской культуры.

На протяжении длительного периода противостояние «отцов» и «детей» происходило по одному из периферийных личностных признаков при преемственности признака доминирующего — стремления к постоянству. Естественным образом сохранялись и стереотипы поведения, область которых изменялась и обогащалась за счет периферии.

В конце XIX—начале XX в. на фоне всеобщего кризиса сформировалась программа смены основного системообразующего признака личности: стремление к стабильности, фиксированности положения, уступило место движению, изменению, т. е. устойчивой динамической целостности мироощущения.

Эта программа и оказалась реализованной в поколении современных молодых людей, лозунг которых «Перемен! Мы ждем перемен!» с особой силой прозвучал в конце 80-х годов.

Изменилось и качество конфликта «отцов» и «детей». В нынешней ситуации молодежь хорошо ощущает несоответствие навязываемых ей культурных стереотипов и норм поведения— жизни, а вместе с этим отказывается понимать и принимать всю традиционную культуру.

Постоянно возникают моменты неадекватного, с нашей точки зрения, поведения молодежи не только в экстремальных, ситуациях.

Наблюдения показывают, что процесс социализации молодых людей идет по двум основным направлениям и прямо зависит от развитости чувства целого, от крепости духа.

У молодежи, воспитанной в традиционной культуре, основной конфликт разворачивается на ментальном уровне, между осознаваемой ею реальностью и культурными стереотипами восприятия и осмысления мира. Поведение здесь вторично. При необходимом и достаточном развитии чувства целого люди этого типа легче соотносят свое поведение с осмысленной целостной картиной мира.

Для молодежи, растущей, в основном, вне классической европейской культуры, наиболее существен конфликт на поведенческом уровне. Люди этого типа познают жизнь опытным путем, абсолютизируя собственный опыт и признавая лишь тех, с действиями которых входят в резонанс (эффект узнавания). Врожденные способности обусловливают у них высокую скорость постижения жизни и наработки навыков ориентирования в постоянно меняющемся потоке событий. Резкое неприятие чуждой формы поведения слишком часто толкает этих молодых людей на преступление, так как этика нового поколения еще не сформирована, чувство меры не выработано и нормы не установлены.

В современной системе воспитания и образования в большинстве случаев не осознается факт качественного изменения объекта педагогических усилий. Более того, оставаясь по сути неизменной, система эта становится поставщиком типичных ситуаций, способствующих экстремистскому поведению молодежи. Практически создаются дополнительные условия для постоянного возобновления экстремистского комплекса. Почти единственным противовесом служат некоторые меры для экстренных случаев, вроде телефона доверия.

В то же время на наших глазах на протяжении одного поколения сверхактивно развивается антипедагогика, представленная во множестве направлений: от рок культуры, порнографии и насилия до банд неофашистов.

Воздействуя сразу на несколько каналов восприятия с резким превышением допустимых норм, явления антикультуры быстро подавляют в молодом человеке естественную защитную реакцию, благодаря чему ловко производится подмена реальной целостности крепко сработанным суррогатом.

Возможность и легкость такой подмены объясняются не только детской неразвитостью чувства целого у молодежи, но и чрезвычайной сложностью духовной ситуации. В условиях, когда для старшего поколения в большинстве своем духовность представляется частью культуры и на нее переносятся познанные рационально закономерности развития последней, т. е. в условиях духовного невежества учителей и родителей, молодежь поставлена перед проблемой самостоятельного выбора между добром и злом.

Вероятно, это и стало причиной возникновения и широкого распространения так называемой «субкультуры».

Глава3

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ МОЛОДЁЖИ.

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ— это явление массовое. Ради каких только интересов не объединяются люди: дети, подростки, молодежь, взрослые и даже убеленные сединами старики? Число таких объединений измеряется десятками тысяч, а количество их участников — миллионами. В зависимости от того, какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различные типы объединений. В последнее время в крупных городах страны, ища возможности реализации своих потребностей, и не всегда находя их в рамках существующих организаций, молодежь стала объединяться в так называемые «неформальные» группировки, которые было бы правильнее назвать «самодеятельными любительскими объединениями молодежи». Отношение к ним неоднозначное. В зависимости от направленности они могут быть как дополнением организованных коллективов, так и их антиподами. Члены самодеятельных объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях, по своему борются с коррупцией.

 3.1 признаки неформалов:

1)Неформальные коллективы не имеют официального статуса.

2)Слабо выраженная внутренняя структура.

3)Большинство объединений имеет слабо выраженные интересы.

4)Слабые внутренние связи.

5)Очень сложно выделить лидера.

6)Не имеют программы деятельности.

7)Действуют по инициативе небольшой группы со стороны.

8)Представляют альтернативу государственным структурам.

9)Очень тяжело поддаются упорядоченной классификации.

Говоря о самодеятельных объединениях и их взаимной связи с государственными и общественными институтами, необходимо отметить три ситуации по их значимости:

1.Сотрудничество.

2.Оппонирование и критика.

3.Оппозиция и борьба.

Выражаясь кратко, «НЕФОРМАЛЫ» — это официально не зарегистрированная группа людей, которая возникла по чьей-то инициативе или спонтанно для достижения какой-либо цели людьми с общими интересами и потребностями.

3.2.  Н
е признанные или не признающие?

Такой вопрос нередко встает, когда заходит речь о весьма специфическом типе неформальных объединений — о неофициальных самодеятельных объединениях, или, как иногда говорят, “неофициалах”. Напомню, что к таким объединениям мы относим стихийно образующиеся компании (главным образом подростков и молодых людей) на основе общественного интереса, увлечения, вида досуговой деятельности, подражания выбранному типу поведения (“фанаты”, “хиппи”, “панки”, “рокеры”, “металлисты” и т.д.). Их появление в конце 70-х в начале 80-х годов в какой-то степени напоминает молодежный бунт против бюрократического механизма, действовавшего в тот период. Это был своего рода протест части молодежи против формализма в общественных организациях, неудовлетворительную организацию досуга, однако это процесс принял искаженные, зачастую социально опасные формы. В качестве причин “ухода в андеграунд”, молодёжь называет:

1) Вызов обществу, протест.

2) Вызов семье, непонимание в семье.

3) Нежелание быть как все.

4) Желание утвердится в новой среде.

5) Привлечь к себе внимание.

6) Не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране.

7) Копирование западных структур, течений, культуры.

8) Религиозные идейные убеждения.

9) Дань моде.

10) Отсутствие цели в жизни.

11) Влияние криминальных структур, хулиганство.

12) Возрастные увлечения.

Объединения неформалов нигде не зарегистрированы, своего устава или положения не имеют. Условия членства в них не оговорены, численность группировок колеблется.

Однако неформалы существуют. Они могут успешно вписываться в процесс демократизации общества, а могут стать дестабилизирующим фактором, выступая с позиций голого критиканства и открытого противостояния правоохранительным органам и органам власти. Рассмотрим некоторые из них, с моей точки зрения типичные объединения такого рода.

3.4 Типичные неформальные объединения.

Асоциальные — стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу общества. В основном выполняют рекреационные функции. Примеры: панки (девиз: “Живем здесь, сейчас и сегодня”), мажоры (это люди, которые проповедуют теорию хайлайфизма (“высокий уровень жизни”), они умеют зарабатывать деньги, их привлекает западный образ жизни), рокоббили (поклонники рок-н-ролла, девиз: “Сочетание изящества со свободным поведением”), рокеры, хиппи, системы…

“система”

Эти молодые люди часто привлекают внимание прохожих. Кто экстравагантной прической, кто разрисованной джинсовой курткой, кто серьгой в ухе, а порой и не одной. Они стоят около входов в популярные молодежные кафе, толпятся у входа в метро, сидят на газонах городских скверов, слоняются с отрешенным видом по улицам городов. Себя они называют “пиплами”, “хайрастыми” и считают себя свободными людьми, независимыми от родителей и общества. Это их “система”. Взгляды “системных” на жизнь во многом помогают понять позицию неформалов в целом.

Ленинградское телевиденье, обсуждая “систему”, предоставило слово тем, кто знает о ней не понаслышке. Я приведу выдержки из этих передач, позволяющие получить достаточно ясные представления о “системе”.

“Мы способны подойти на улице к какому-то “волосатому”. Я ни разу не видел его, я просто подхожу и говорю: “Привет!” И он отвечает мне тем же… Говорят: “Вы какие-то странные люди. Почему это вы друг друга знаете? Вы доверяете людям. Они же могут вас ограбить, они могут обворовать, утащить и так далее — понимаете?”… Это говорит только о том, что мы — росток будущего в нашем обществе, потому что вот то воровство, стремление утащить, обворовать — это, видимо, принадлежит прошлому и должно исчезнуть. Я думаю, что вот в этом как раз отличительное свойство “волосатых”… Мы думаем, что уже сейчас “волосатые” оказали огромное влияние на эволюцию общества. В частности советская рок-музыка, о которой теперь так много говорится, по большей части создана “волосатыми”. Эти люди способны жертвовать последним. Последними шмотками и прочим ради того чтобы создать в стране культуру истинно молодежную”.

“Я поднимаю свой голос за систему “хиппи” — за движение, которое дает каждому человеку возможность понять другого человека, который ищет взаимопонимания, и позволяет ему всесторонне совершенствоваться. Люди, которые входят в это движение, — это люди разных возрастов, разных национальностей, они принадлежат разным культурам, разным вероисповеданиям. Я думаю, что это действительно движение, которому принадлежит будущее...”

““Система” — это не организация и не партия, поэтому каждый может зависть только от себя. “Система” — это общество в обществе… Никаких законов здесь быть не может, каждый живет только по законам своей совести”.

Что же сегодня побуждает молодежь объединяться в формирования типа “системы”? Причин немало. Нужно отметить, что молодежь всегда и везде стремится к общению со сверстниками бежит от душевного одиночества, а его испытывают многие, проживая в отдельных квартирах с непонимающими их, как они считают, родителями. Для многих противопоставление себя, своего “Я” взрослым — нормальное явление. Протест, который они выражают, может быть пассивным, через внешнее, скорее показное, демонстративное отрицание существующего порядка, отказ от соблюдения принятых в обществе правил. Именно это исповедует “система”. Есть и агрессивные формы протеста, выражающиеся в эпатаже, граничащим с хулиганством, а иногда переходящим в него.

Антисоциальные.

— ярко выраженный агрессивный характер, стремление утвердить себя за счет других, нравственная глухота.

“Банды”

— это объединения (чаще всего подростков) по территориальному признаку. Город делится “бандами” на зоны влияния. На “своей” территории члены банды являются хозяевами, с появляющимися “чужаками” (особенно из другой банды) расправляются крайне жестоко.

В “бандах” свои законы, свои нравы. “Законом” является подчинение вожаку и выполнение поручений банды. Процветает культ силы, ценится умение драться, но, скажем, защитить “свою” девушку во многих бандах считается позором. Любовь не признается, существует только партнерство со “своими девчонками”. По словам члена одной из Алма-атинских банд, “девчонки занимаются тем же, чем “пацаны”. Дерутся. Весело отдыхают, “ставя на счетчик”, ходят в бары, “травку” покуривают, прикидкой интересуются.”

“Травка” — наркотики, которые курят. “Прикидка” — элементарный грабеж: к модно одетому подростку (юноше или девушке) подходит группа и просит “дать поносить” на время куртку, кроссовки и т.д.; можно отказать, но большинство дает поносить. Самым страшным является “счетчик”, когда одному из подростков, как правило, из другой группы или просто нейтральному называют сумму денег, которую он должен добыть. Для внешнего приличия можно попросить “в долг”. С этого момента включается “счетчик”. Каждый просроченный день увеличивает сумму долга на определенный процент. Время работы счетчика ограничено. Расправа с не снявшим “счетчик” жестока — от избиения до убийства.

Покинуть банду бывает очень сложно: в некоторых случаях в “предателя” даже стреляют — мол, выживешь — свободен.

Все “банды” вооружены, в том числе огнестрельным оружием. Оружие пускается в ход без долгих размышлений. “Банды” не только враждуют друг с другом, но и осуществляют террор в отношении нейтральных подростков. Последние вынуждены становиться “данниками” “банды” либо вступать в нее. В ответ на действие “банд” и для борьбы с ними “нейтральная молодежь” создает собственные неофициальные объединения: “Ганимед” в Алма-Ате, ОАД (отряд активного действия) в Ленинграде и др. Понять молодых людей, входящих в эти объединения, можно — они хотят обеспечить свою безопасность. Но, действуя по принципу “сила силу ломит”, они и сами нередко преступают закон.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Жизненный цикл гидротермальных систем
Реферат Хронологическая таблица: Федор Иванович Тютчев(1803-1873гг.)
Реферат Возникновение партии эсеров
Реферат Конспекты по теме "Некоторые методологические проблемы истории психологии"
Реферат Конфликтное поведение в подростковой среде как фактор развития личности
Реферат Брачный договор в семейном праве
Реферат Профилактика травматизма у бегунов на средние и длинные дистанции
Реферат Анализ состояния дебиторской и кредиторской задолженности
Реферат Валюта: понятие, виды, котировка
Реферат «Проблемы подготовки кадров по приоритетным направлениям науки, техники, сервиса и других сфер, относящихся к национальным интересам России»
Реферат Високотемпературні надпровідні схеми інтегральних мікросхем
Реферат А. С. Пушкин «Маленькие трагедии.  «Гений и злодейство две вещи несовместные» ( Трагедия «Моцарт и Сальери») Цель урок
Реферат Землетрясения. Вулканы
Реферат Разработка оболочки экспертной системы
Реферат Анализ состояния расчётов и платёжеспособности торгового предприятия