Реферат по предмету "Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика"


Рынок: сущность, функции и структура

Введение

В процессе исторического развития рыночного (товарного)хозяйства изменялось понимание рынка, его сущности, изменялся и сам рынок, егороль в экономике возрастала.
Современная экономика развитых стран носит рыночныйхарактер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решенияосновных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрелацивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономическийоблик будущего во всех странах мира.
Актуальность выбранной мною темы обусловлена переходом отадминистративно-командной модели к рыночной экономике в России. Длительноевремя в стране отвергались товарно-денежные отношения соответствующие им формсобственности, а практика развития национальной экономики почти полностью былаизолирована от мирового рынка. Разрушалось натуральное и полунатуральноехозяйство, которое служит своеобразным буфером, смягчающим многие острыепроблемы процесса становления рынка (безработица, нехватка товарного продовольствия).В результате этих и многих других проблем стали постепенно развиваться рыночныеотношения и сам рынок.
Актуальность определила цель исследования – изучитьрынок, его содержание, типологию, сущность, условия возникновения.
В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
1.Рассмотреть, как по мере развития общественногопроизводства и обращения менялось определение понятия «рынок»; рассмотретьважнейшие исторические условия возникновения рынка.
2.Определить, в чем заключается сущность рынка, егородовые черты, функции; охарактеризовать роль рынка в общественномпроизводстве.
3.Изучить типологию рынка, его структуру иинфраструктуру.
4.Сделать выводы.






        Определениепонятия «рынок»        Эволюция взглядов на рынок

Рынок – это обратная сторона товарного производства,основы рыночного хозяйства (Н.Бухарин). Без товарного производства нет рынка,без рынка нет товарного производства.
Историческиеусловия возникновения рынка
Существуют три основных условия, сделавшие рынок объективнонеобходимым.
Первое условие – общественное разделение труда и специализация. В любом многочисленномсообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полногосамообеспечения всеми производительными ресурсами, всеми экономическимиблагами. Отдельные группы людей занимаются самыми разнообразными видамихозяйственной деятельности, т.е. специализируются на производстве тех или иныхтоваров и услуг.В промышленности различают триосновные формы специализации предметную (например, автомо­бильные, тракторныезаводы), подетальную (например, завод шарикоподшипников), технологическую —стадий­ную (например, прядильная фабрика).

  Посредством разделения труда достигаетсяобмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретноготруда получает возможность пользовать­ся продуктами любого другого конкретноговида труда.
История знает рядкрупных ступеней общественного разделения труда. Первая из них – отделениескотоводства от земледелия, вторая – выделение ремесла как самостоятельнойотрасли, третья – возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли,углублялась специализация отдельных производств. Специализация достигла нынетакой сте­пени, что окружающие нас предметы уже, как правило, невозможнопроизвести в одиночку. Необходимость в по­стоянном обмене плодамиспециализированного труда оп­ределяет сегодня характер взаимоотношений людей воб­ществе.
 Этот процесс бесконечен, он объективно связанс ростом производительности труда.
Второе условие – экономическая обособленность производителей, полностью независимых,автономных в принятии хозяйственных решений (что производить, как производить,кому продавать произведенную продукцию). Эта обособленность историческивозникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и наколлективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальнымкругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества,государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственнымучастием, и т.д.). Если в обществе субъекты хозяйственной деятельности ненаделены правами собственности, то рынок существовать не может. «Рынки могутсуществовать только для продуктов, права собственности на которые могут легкоустанавливаться, реализовываться и передаваться» (Хайкман Д. Соовременнаямикроэкономика: анализ и применение. Т 1. М.,1992).
Третье условие – разрешение проблемы трансакционных издержек[1] – издержек в сфере обмена,связанных с передачей прав собственности. Они включают расходы, связанные сполучением разрешения (лицензии) на выбранную субъектом хозяйственнуюдеятельность, с поиском информации, на ведение переговоров, по изменениюсвойств товаров, определенную дань рэкетирам (если речь идет о России) и т.д.Если расходы выше предполагаемого дохода, то рынок таких товаров не будетсоздан.
Для эффективного функционирования рынка необходимо и четвертоеусловие – самостоятельность производителя, свобода предпринимательства,свободный обмен ресурсов. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любойсистеме, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора дляразвития рыночных отношений. Свободный обмен позволяет сформироваться свободнымценам, которые укажут производителям ориентиры наиболее эффективных направленийих деятельности.
        Эволюция взглядов на рынок

Понятие «рынок» многогранно, поэтому достаточно трудноохарактеризовать его однозначно. По мере развития общественного производства иобращения это понятие неоднократно менялось.
Первоначально рынок рассматривался как базар,место розничной торговли, рыночная площадь.Это самое упрощенное, узкое понимание рынка. Объясняется оно тем, что рынокпоявился ещё в период разложения первобытного общества, когда обмен междуобщинами только становился более или менее регулярным, приобретал формутоварного обмена, который осуществлялся в определенном месте и определенноевремя. Такое понимание рынка сохранилось и до наших времен как одно из значенийслова.
По мере углубления общественного разделения труда иразвития товарного производства понятие «рынок» приобретает все более сложноетолкование, которое находит отражение в мировой экономической литературе. Так,французский экономист – математик О.Курно считает, что под термином «рынок»следует понимать не какую-нибудь рыночную площадь, а в целомвсякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны,цены легко и быстро выравниваются.
С дальнейшим развитием товарного обмена, появлениемденег, товарно – денежных отношений возникает возможность разрыва купли –продажи во времени и пространстве, и характеристика рынка только как местаторговли уже не отражает реальность, ибо формируется новая структураобщественного производства – сфера обращения, которая характеризуетсяобособлением материальных и трудовых ресурсов, затрат труда с целью выполненияопределенных специфических для обращения функций.
В результате возникает новое понимание рынка как формытоварного и товарно – денежного обмена (обращения), которое получилонаибольшее распространение в нашей экономической литературе. Так, в учебнике«Политическая экономия» (М., Политиздат, 1988) указывается, что рынок – этообмен, организованный по законам товарного производства и денежного обращения.В толковых словарях Даля и Ожегова приводятся значения рынка как местарозничной торговли и как сферы товарного обмена. Важно подчеркнуть, что рынок –это сфера не только товарного обмена, но и обращения, куда включается иобращение денег, в том числе современный рынок ценных бумаг.
Если рассматривать рынок со стороны субъектов рыночныхотношений, то появляются новые определения рынка как совокупностьпокупателей (Ф.Котлер) или всякой группы людей,вступающих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводулюбого товара (А.Маршалл).
С появлением товара рабочая сила рынок приобретаетвсеобщий характер, он все более проникает в само производство: покупка нетолько средств производства, но и рабочей силы становится условиемпроизводства.
Воспроизводственный аспект характеристики рынка весьмаважен. Понятие «рынок» расширяется до понимания его как элементавоспроизводства совокупного общественного продукта, как формыреализации, движения основных составных частей этого продукта. В результатепоявляется определение рынка как совокупности «экономических отношений, спомощью которых осуществляется обращение общественного продукта в товарно –денежной форме» (Яковец Ю. Революция в экономике. М., Экономика, 1990). Вроссийской экономической учебной литературе наибольшее распространение получилоопределение рынка как системы экономических отношений продавцов и покупателей(Машина М.В. Экономическая азбука. М., Международные отношения, 1995; Курсэкономики / под ред. Б.А.Райзберга. М., ИНФРА – М, 1997 и др.).
Рынок рассматривают также как систему или типхозяйственных связей между субъектами хозяйствования (Нуреев Р.М.Основы экономической теории. М., Высшая школа,1996).
Существуют два типа хозяйственных связей:
1.Натурально – вещественные, безвозмездные,соответствующие объему и структуре потребностей.
2.Товарные связи, осуществляемые посредством рынка.Характерными чертами последнего типа отношений являются взаимные соглашенияобменивающихся сторон, эквивалентная возмездность, свободный выбор партнеров,наличие конкуренции.
Для товарных отношений, осуществляемых посредством рынка,очень важную роль играют не только прямые (производство – рынок – потребитель),но и обратные (потребитель – рынок – производство) хозяйственные связи.
Теоретически доказано и мировым историческим опытомподтверждено, что механизм обратных связей есть непременное условиеустойчивости и эффективности любой экономической системы. Попытки заменитьобратные связи административным командованием неизбежно оборачиваютсядеформацией не только рынка, но и всей экономической системы, возникновениемглубоких диспропорций, всеохватывающего дефицита, утратой экономическимиинтересами их роли движущей силы экономического развития.
Таким образом, можно выделить еще одно понимание рынка – какобщественной формы организации и функционирования экономики, прикоторой обеспечивается взаимодействие производства и потребления безпосреднических институтов, регулирующих деятельность производителей ипотребителей, прямое и обратное воздействие на производство и потребление.
Рынок включает не только отношения по купле – продаже(его иногда определяют как сферу купли – продажи товаров и услуг), но исоциально – экономические отношения (собственности, производства,распределения, потребления и т.д.), а также организационно – экономическиеотношения (различные конкретные формы организации рынка и т.д.). Это даетоснования рассматривать рынок в функционирующей экономической системе каксамостоятельную подсистему. Вся экономическая система представляет собойсовокупность различных подсистем в теснейшей взаимосвязи и взаимозависимости(рис.1).

    3
              1
2         

                                 1 — рынок
                                 2 — государство как подсистема
                                      хозяйствования
                                 3 — натуральное хозяйство



рис.1. Структура экономической системы
          смешаннойэкономики

Как видно из этой схемы, в экономической системе в целомвзаимодействуют три самостоятельные подсистемы, и, в зависимости от того, какаяподсистема имеет наибольший удельный вес, характеризуется и вся экономическаясистема: если преобладает рынок, то система – рыночная, так возникает рыночнаяэкономика; если преобладает государство, то система –административно-командная; если преобладает натуральное хозяйство, то такова исистема в целом.
Все рассмотренные в этом параграфе определения рынкасвидетельствуют о различных ступенях в историческом процессе познания рынка какэкономического явления и раскрывают разные грани этого явления (рис.2)

Рынок
Форма организации и функционирова-
ния экономики (рыночная экономика)   Сфера обращения  Форма движения
 совокупного обще-
 ственного продукта  Тип хозяйственных
            связей  Самостоятельная
 подсистема в эконо-
 мической системе
















    Рис.2.Характеристика понимания рынка                    Сущность рынка                   Родовые черты

Рынок является экономической категорией и как таковаятесно связан с обменом, обращением, торговлей, торговыми услугами. В чем жеединство и различия связанных с рынком категорий?
Обмен можно рассматривать с двух сторон:
- как процесс движения товаров и услуг, как процессобщественного обмена веществ;
- как процесс создания определенных общественныхотношений, в которые вступают индивидуумы при этом обмене веществ.
Как экономическая категория обмен выражает вторуюсторону, т.е. представляет собой экономические связи между людьми, какпроизводителями и потребителями, по поводу движения результатов труда,полученных не для собственного потребления, а для других, для удовлетворенияобщественных потребностей. Именно благодаря обмену разрозненные, хозяйственнообособленные товаропроизводители и потребители вступают в контакты.
Товарное обращение – более развитая форма товарного обмена. Это товарныйобмен, осуществляемый при посредстве денег (Т – Д – Т) на основе взаимнойвозмездности и эквивалентности, взаимного соглашения участников данногопроцесса.
Торговля – это деятельность людей по осуществлению товарного обмена и актов купли– продажи. Торговые сделки товаровладельцев – продажа (обмен товара на деньги),купля (обмен денег на товар), единство обоих этих актов и заключение такихсделок составляют суть торговой деятельности.
Торговые услуги – отношения посреднической деятельности людей,осуществляющих куплю – продажу товаров.
К основным торговым услугам относятся такиеторговые операции, как изучение покупательского спроса, товарных источниковторговцами, реклама, организация различных выставок, заключение хозяйственныхдоговоров, разовых сделок, показ товаров, оказание квалифицированнойконсультации, создание благоприятных условий для реализации товаров: прием,выдача и хранение денег, связанных с реализацией товаров, оформление различныхдокументов, учет и контроль за движением товарной массы и многие другие.
К дополнительным торговым услугам относятсяуслуги, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения(транспортировка, упаковка, хранение и т.д.), существование которогообусловлено полным обособлением производства от сферы обращения.
Ещё бы хотелось остановиться на понятии торговый капитал.Торговый капитал – капитал, функционирующий в сфере обращения (поМарксу), представляет собой обособившуюся часть промышленного (товарного)капитала. Практически это означает, что промышленник, вкладывающий свой капиталв производство товаров, сам не занимается их реализацией, а передает этуфункцию специальным торговым предприятиям. Торговый капитал становится как быагентом промышленного, осуществляет его торговое обслуживание. Экономическийсмысл такого обособления состоит в том, что торговец экономит промышленникувремя и деньги, ибо осуществляет реализацию товаров быстрее (лучше знаетусловия реализации, спрос покупателей и т.д.) и с меньшими затратами.
Первоначальной формой торгового капитала был купеческийкапитал, объективной основой возникновения которого послужили отделение ремеслаот земледелия, а затем города от деревни. С возникновением денег и образованиемместных рынков происходит выделение особой группы лиц – купцов,специализировавшихся на посреднических операциях в сфере товарного обмена.
В эпоху свободной конкуренции торговый капиталобособляется от промышленного довольно сильно. Крупные промышленные компаниисоздают часто собственную сбытовую сеть, стараясь держать под контролемреализацию и потребление своих товаров.
Рынок – это конкретная форма проявления товарного обмена и обращения, гдефункционирует торговый капитал и не только он.
Отсюда рынок как экономическая категория естьсовокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями ипродавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег,отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающаяобмен продуктами труда.
Единство всех вышеназванных категорий заключается в том,что они выражают единую сущность – экономические связи между людьми в процесседвижения товаров.
Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов(товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а такжеудовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного,взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности. Именноэто и составляет родовые, сущностные черты рынка. Материальную основу рыночныхотношений составляет движение товара и денег. Но так как рынок функционирует вопределенной экономической системе и, развиваясь, превращается всамостоятельную подсистему, то это не может не обусловить специфику форм егопроявления (различный удельный вес рыночных отношений во всей экономическойсистеме, различная организация рынка, различные формы, методы и размерырегулирования рынка). Наличие специфических черт у рынка (ассортимент товаров,организация рынка, традиции) позволяет говорить о московском, российском,американском, японском и других рынках.  

                   Функции рынка

Сущность рынка находитсвое выражение в главных его экономических функциях, выражающих основноеназначение данной категории и отражающих ее сущность.
Интегрирующая функция состоит в соединении сферы производства(производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев –посредников, во включении их в общий процесс активного обмена продуктами трудаи услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребительне сможет удовлетворить свои потребности.
Регулирующая функция – самая важная. Предполагает воздействие рынка на всесферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления вассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене,объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами,сферами национальной экономики.
Рынок дает ответы на вопросы: что производить? для когопроизводить? как производить?
Вообще, рынок не мыслим без конкуренции. Внутриотраслеваяконкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет ростпроизводительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции.Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасльформирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболееперспективных отраслей. Сохранение и поддержание конкурентной среды — одна изважнейших задач государственного регулирования в странах с развитой рыночнойсистемой.
Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношениеспроса и предложения, существенно влияющие на цены. Растет цена- это сигнал ксокращению производства, падает — сигнал к сокращению. В результате стихийныедействия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальныхэкономических пропорций.
На рынке действует регулирующая «невидимая рука», о которойписал Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес,преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукойнаправляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя своисобственные интересы, он часто более действенным способом служит интересамобщества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им» (Смит А.Исследование о природе и причинах богатства народов. М.,1962).
В современных условиях экономика управляется не только«невидимой рукой», но и государственными рычагами, однако регулирующая рольрынка  продолжает сохраняться, во многомопределяя сбалансированность народного хозяйства.
Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новойпродукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточнойприбыли, стимулировании научно – технического прогресса и на его основе –интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики.Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики.«Без давления рынка работники предприятия будут избирать директорами не лучшихспециалистов, а наиболее популярных и менее требовательных людей» (О.Шик), а врезультате произойдет падение объемов производства и уровня индивидуального материальногоблагосостояния.
Ценообразующая (или эквивалентная) функция – это установление ценностных эквивалентов для обменовпродуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда напроизводство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты ирезультаты, выявляет ценность товара посредством определения не толькоколичества затраченного труда, но и его пользы. Рынок признает лишь общественнонеобходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель.
Контролирующая функция рынка выполняет роль главного контролера конечныхрезультатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателейсоответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.
Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленныхпроизводителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Такжеэкономически обособленные производители в условиях глубокого общественногоразделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своейдеятельности. Без рынка практически невозможно определить, наскольковзаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь междуконкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономикес достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимальногопоставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, послесбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляетсявозможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
Информационная функция дает участниками рынка через постоянно меняющиеся ценыобъективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте икачестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Стихийнопротекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий иперерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенныеданные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Этопозволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство сменяющимися условиями рынка.
Санирующая функция - рыночный механизм – это не благотворительная система.Она и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще социальное расслоение, беспощадностьпо отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественноепроизводство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственныхединиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. Врезультате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всегохозяйства в целом. По свидетельству П. Самуэльсона, в США от одной трети дополовины всех розничных магазинов прекращают свою деятельность в течение трехлет с момента открытия. Средний цикл малого бизнеса не превышает шести лет.Нередко гибнут в конкурентной борьбе и крупные фирмы. Разумеется, в условияхконцентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующиймеханизм рынка. И все же в капиталистическом мире монополизация нигде неподавляет конкуренцию настолько, чтобы «естественный отбор» прекратился.
Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сферепотребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спросанаселения с заработной платой.
Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь этих интересов по принципу,сформулированному А.Смитом: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, чтотебе нужно…» (Антология экономической классики. Т.1. М.,1993). Экономическийинтерес продавцов состоит в получении большого дохода, а покупателя – вудовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересовпредполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночнойсделки.

              Роль рынка в общественномпроизводстве

Из сущности рынка и его функций логически вытекает и егороль в процессе общественного воспроизводства. Понятия «функция рынка» и «рольрынка» тесно связаны между собой. Функция и роль – это как бы ступени познанияодного и того же объективного процесса. Функция непосредственно выражаетсущность явления и определяет роль категории, которая ей соответствует.
Роль рынка в общественном производстве сводится кследующему:
1.Выдавать сигнал производству с помощью обратных«первичных» связей: что, в каком объеме и какой структуре следует производить.
2.Уравновешивать спрос и предложение, обеспечиватьсбалансированность экономики.
3.Дифференцировать доходы товаропроизводителей всоответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночногоспроса.
4.«Санитарная» роль рынка сводится к вымыванию неконкурентоспособныхпредприятий и свертыванию устаревших производств.
Такова сущность рынка как политэкономической категории,свойственная в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, ноодновременно это сложное социально – философское понятие. Оно вовсе неограничивается экономической сферой. Как результат естественно – историческогоразвития человеческого общества рынок включает исторические, национальные,культурные, религиозные, психологические особенности развития народов,вобравших в себя все богатство многовековых традиций совместного устройствакультурной и экономической жизни. Это определяет особенности современного рынкаи рыночной системы в различных странах. Рынок имел место во всех цивилизациях,но его роль в них значительно различается.




Типология, структура иинфраструктура 
                            рынка

                 Типология рынка
История развития рынка позволяет выделить следующие типырынка: неразвитый, свободный, регулируемый и деформированный.
Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные отношения носятслучайный, чаще всего товарный характер. Но уже и здесь рынок играетопределенную роль, способствует дифференциации членов общества, усилениюмотивации к развитию производства тех или иных товаров.
Свободный (классический) рынок характеризуется следующими чертами:
1.Неограниченное число участников рыночных отношений исвободная конкуренция между ними.
2.Свободный доступ к любой хозяйственной деятельностивсех членов общества.
3.Полная мобильность факторов производства;неограниченная свобода передвижения капитала.
4.Наличие у каждого участника полной информации о рынке(о норме прибыли, спросе, предложении). Осуществление принципа рациональногоповедения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния врезультате прироста доходов: продать подороже, купить подешевле) невозможно безинформации.
5.Полная однородность одноименных товаров (отсутствиеторговых марок).
6.Ни один участник свободной конкуренции не в состоянииоказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами.
7.Цены устанавливаются стихийно в ходе свободнойконкуренции.
8.Отсутствуют монополия (один производитель), монопсония(один покупатель) и государственное регулирование.
Свободный рынок имеет как и преимущества, так и серьезныенедостатки.
Преимущества заключаются в том, что он функционирует наоснове саморегулирующегося механизма, поворачивается к человеку, через цены наоснове спроса создает ориентиры для капиталовложений в производство. Механизмсвободного рынка – это механизм заведомо бездефицитного рынка. Он обесп


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.