Реферат по предмету "Культура и искусство"


Историческая тема в творчестве ВИ Сурикова

Федеральноеагентство пообразованию
Пензенскогогосударственногопедагогическогоуниверситетаим.В.Г. Белинского

Реферат
По дисциплине“МироваяХудожественнаяКультура”
На тему: Историческаятема в творчествеВ.И.Сурикова

Выполнила:
СтуденткаФССР гр.-21
Проверил: Иношкин

Пенза, 2009 год
ВасилийИванович Суриков- живописец, мастер историческойкартины (1848, 12 января, Красноярск- 1916, 6 марта, Москва).«Суриков нетолько великийреалист, но посуществу своемупоэт, и, бытьможет, сам тогоне сознавая, этот художникобладает огромныммистическимдарованием.Он знает, чувствует, умеет то, чтомогли оченьнемногие вживописи — Тициан, Рафаэль, Веласкес, да у нас — Рублев, Левитан, Врубель...»(Бенуа А.Н.)
Выдающийсямастер историческойживописи В.И.Суриковродился вКрасноярске.Его предки поотцовской линиипришли в Сибирьс Дона в дружинеЕрмака. В 1869 г.Детство художникапрошло в патриархальнойсреде, в селеСухой Бузим, среди суровойприроды и сильныхлюдских характеров.Он рано проявилинтерес и незаурядныеспособностик рисованию.Благодаряслучаю и меценатскойпомощи Суриковприехал в Петербург, где поступилв АкадемиюХудожеств иучится у известногопедагогаП.П.Чистякова.Уже во времяучебы в АкадемииСуриков проявляетинтерес кисторическойживописи.Многоукладностьроссийскойдействительности, где, наряду собщественнымисилами новойбуржуазнойформации, существовалислои, сохранявшиеверностьпатриархальнымтрадициям, уходящим корнямив допетровскуюРусь, сыгралабольшую рольв формированиитакого исключительногоявления, какисторическаякартина Сурикова.Картина «Утрострелецкойказни» (1881, ГосударственнаяТретьяковскаяГалерея), первоебольшое полотноСурикова натему отечественнойистории, обращенак событиямэпохи ПетраI. Прогрессивныереформы ипреобразованияПетра, оплаченныеогромной ценой, страданиямии кровью народа, вызывали горячийпротест ивыступления.Одной из сил, противостоящихборьбе новому, было стрелецкоевойско. Ущемленноев своих интересах, оно не развосставало: последнийстрелецкийбунт 1698 гола, возглавляемыйцаревной Софьей, был жестокоподавлен. Суриковвзял за основусюжета казньстрельцов, носама казнь накартине непоказана, посколькухудожник стремилсярассказатьо трагическойнародной судьбев момент историческогоперелома. Стремясьпередать драмустрельцов, онсосредоточилсяна изображенииих душевногосостояния, натом, как каждыйперсонаж переживаетпоследниеминуты своейжизни. Впечатлениюглубокоготрагизма вторити мрачный колориткартины: недаромхудожник выбралвремя изображенияказни — раннеехмурое утро, наступившеепосле дождливойосенней ночи.В этой работеСуриков применили необычныйкомпозиционныйприем сближенияпланов, с помощьюкоторого добилсяэффекта изображенияогромной народнойтолпы, полнойжизни и движения.Не самую казнь, а «торжественностьпоследних минутперед казнью»хотел, по егословам, передатьхудожник вкартине. Самистрельцы полныощущениемнеизбежностисовершающегося: конфликт приобрелхарактер независимогоот воли и желаниялюдей трагическогопротивостояниядвух миров —старой Русии петровскойРоссии. Суриковшироко пользуетсясредствамиэмоциональноговоздействия, языком поэтическихуподоблений, контрастов, композиционной«рифмовки».Таков, например, контрастасимметричныхживописныхформ собораВасилия Блаженногои подчеркнутойгоризонтальнойлинейностикремлевскихстен, соответствующийсмысловомупротивопоставлениюстихийнойтолпы, окружающейстрельцов, ирегулярноговойска ПетраI, выстроенногосправа вдольстен. Мглистыйсумрак раннегоутра, в которомеще виден светгорящих свечей, создает образтрудного, мучительногорождения новогодня и воспринимаетсякак поэтическаяметафора, обобщенновыражающаясмысл историческойминуты — «началославных днейПетра мрачилимятежи и казни»(А.С.Пушкин).
В картине«Меншиков вБерезове»(1883, ГосударственнаяТретьяковскаяГалерея) показансподвижникПетра I в опале.«Боярыня Морозова»(1887, ГосударственнаяТретьяковскаяГалерея) — вершинатворчестваСурикова, еговеликолепногоживописногомастерства.Но живописнаякрасота здесьне самоцель, она служитхарактеристикеисторическойреальности, глубокомураскрытиюзамысла картины.Перед нами РусьXVII в. — яркая, цветная, праздничная.В таком контекстетемное пятноодежд боярыниМорозовойвоспринимаетсякак диссонанс, усиливающийощущение драматизмамомента. Связисо старой веройне порваны, атолько рвутся.Это отзываетсяболью, испугом, злорадством, тяжкой думой— целой гаммойпротиворечивыхчувств в сердцахлюдей. Верныйсвоей теме, Суриков вновьобратился ксобытиямотечественнойистории. В основусюжета былположен эпизодиз XVII столетия: церковныереформы, проводимыепатриархомНиконом и расколовшиецерковь и обществонадвое. Правительствожестоко подавлялораскольничьедвижение.Преследованиюповергласьи боярыня ФеодосияПрокопьевнаМорозова, страстнаяпоборница«древнегоблагочестия».Рано овдовев, она вела подвижническуюжизнь, раздалавсе свои богатстванеимущим иприняла монашество.За убежденияМорозова былаарестована, заточена втюрьму, подвергласьмучительнымпыткам, но неотреклась отсвоей веры. В1672 голу в Боровскомостроге онаумерла голоднойсмертью. Суриковизобразил наполотне момент, котла закованнуюв цепи раскольницувезут в тюрьмуМосковскиеулицы заполонилатолпа людей, так что дровнис арестованнойс трудом пробираютсясквозь нее.Морозова высоковверх вскинуларуку, сложеннуюв двуперстие, как бы призываянарод твердостоять за своиубеждения.Исключителенпо силе воплощенияобраз боярыни, однако он незатмеваетнародной массы.Людская толпаедина, но художниксумел яркоизобразитькаждое лицона картине, гениальноразрешив труднейшуютему «геройи толпа». Переломныеэтапы историипорождаютраскол в обществе, в душе народа, но в этих страданияхсказываютсяглубинные чертынациональногохарактера —мужество, самоотверженность, бесстрашиеперед лицомиспытаний, сочувствиечужому горю.С начала 1890-х гг.Суриков оттрагическизаостренныхисторическихсюжетов переходитк освещениюгероическихстраниц национальнойистории.
В «ПокоренииСибири Ермаком»(1895, ГосударственныйРусский Музей)вместо героев-жертв, таких, как стрельцы, опальный Меншиковили боярыняМорозова, —победоноснаядружина Ермакапод развевающимисястягами. Историческоесобытие трехсотлетнейдавности — бойказачьей флотилииЕрмака и войскхана Кучума- художник показалс достоверностьюочевидца. «Ая ведь летописине читал. Она(картина) самамне так представилась: две стихиивстречаются.А когда я, потомуж, Кунгурскуюлетопись началчитать, вижу- совсем как уменя. Совсемпохоже», — вспоминалхудожник. Всложной многофигурнойкомпозиции, полной движенияи экспрессии, запечатленподвиг русскихвоинов во имяосвобожденияродной земли.
Окончательнаяразрядка трагическогонапряженияпо сравнениюс историческимциклом 1880-х гг.— в картине«Переход Суворовачерез Альпы»(1899, ГосударственныйРусский Музей).Бесстрашиелюдей, преодолевающихнеприступныезаснеженныескалы, отвагаи смелостьполководцавоплощены всильных ивыразительныхобразах. «Двигаются, покорные словувождя», — заметилхудожник поповоду сюжетасвоей картины.Если в картинах1880-х гг. силаисторическихобстоятельстводолевалагероическийхарактер, тов картинах1890-х гг. сила характераторжествуетнад драматизмомисторическихобстоятельств.Их главныегерои — по-прежнемурусские люди, солдаты, казаки.Художник неотделяет ниСуворова, ниЕрмака от ихвойск. Он такстроит композицию, что дает возможностьзрителю окунутьсяв гущу событий, разделить сего героямивсе тяготы илишения.
Последнеекрупное полотноСурикова —«Степан Разин»(1903—1910, ГосударственныйРусский Музей)Почти всепространствокартины занимаетогромная ладья, плывущая поширокому волжскомупростору. Вцентре, на покрытойковром скамье,- монументальнаяфигура Разина, атамана-бунтаря, погруженногов тяжкую думу.В мускулистыхфигурах гребцов- напряжениеи сила, воплощениемощи народа.
Лето 1915 годаВасилий Ивановичпровел на юге, в Крыму. Он многозагорал, подымалсяв горы. Такиенагрузки оказалисьслишком тяжелымидля его больногосердца. 6 марта1916 года Суриковане стало. Суриковбыл художникомредкого таланта.Он умел предвидеть, постигать, проникая сквозьзавесу столетий.Мастер училсяи по стенамкремлей, и покнигам. Он встречалсвоих будущихгероев на улицах, и одновременноони являлисьему в мечтахи снах. Художникдавал всякомуявлению новуюжизнь в искусстве, воплощая этоявление в цвете, композиции, ритме. В летописирусского искусстваСуриков остаетсявеличайшимисторическимживописцем, верящим в духовныесилы своегонарода. В наследиихудожникаостались имногочисленныеэскизы на чистоисторическиетемы, но ни одиниз них не превратилсяв картину.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.