Реферат по предмету "Культура и искусство"


Дозирование нагрузки на уроках по лыжной подготовке для учащихся 3-4 классов при введении треть

--PAGE_BREAK--
1.4. ВОЗРАСТНЫЕ АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
И ИХ УЧЁТ В ПЛАНИРОВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ.

 
           Спецификой урока физической культуры является наличие физической нагрузки. В связи с этим учитель, ведущий занятия, должен быть достаточно компетентен в вопросах влияния физических упражнений на растущий организм, должен владеть методикой физического воспитания с учётом анатомо-физиологических особенностей организма школьника (91).
Организация занятий физической культурой с детьми, выбор методических приёмов и средств обучения, подбор упражнений, определение степени нагрузки должны основываться на знании закономерностей развития детского организма. Процессы роста и развития, увеличение веса и размеров тела, дифференциация тканей и органов протекают непрерывно и в то же время неравномерно — периоды интенсивного роста сменяются периодами замедления. При этом темп роста и развития отдельных органов и систем по отношению друг к другу также неравномерен(61,103,184).
Физические упражнения влияют не изолированно на какой-либо орган или систему, а на весь организм в целом. Они вызывают изменения не только в мышцах, суставах, связках, но и во внутренних органах и их функциях, а также в обмене веществ. Под влиянием физической работы и однократных физических упражнений резко (в 8-10 раз по сравнению с состоянием покоя) возрастает потребление тканями кислорода. Повышенная потребность тканей
в кислороде при мышечной работе рефлекторно вызывает значительное изменение в деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем: частота дыхания увеличивается в 2-2,5 раза, пульса — в 2-3 раза. Резко возрастает выделение углекислого газа с выдыхаемым воздухом и продуктов обмена веществ с потом и мочой(12,71).
Занятия физическими упражнениями оказывают существенное влияние на умственную работоспособность, повышают тренированность организма и, следовательно, являются существенным компонентом учебно-воспитательного процесса, составляя его оздоровительную основу. Однако рядом авторов отмечается, что чрезмерные физические нагрузки снижают умственную работоспособность на определённый период времени (в зависимости от характера занятий до 1,5 часов). Поэтому необходимо соблюдение основного условия — обеспечения оптимального взаимодействия между физическими и «умственными» слагаемыми этого процесса в интересах гармонического развития организма и личности молодого человека (217).
Правильная организация процесса физического воспитания и систематические занятия физическими упражнениями, особенно в детском возрасте, укрепляют и сохраняют здоровье. Именно поэтому физическая культура является естественным защитным барьером от отрицательных воздействий окружающей среды(50,95,179,203,206).
При проведении физических упражнений с детьми младшего школьного возраста на уроках физической культуры и в спортивных секциях учитываются необходимость смены упражнений, исключения однообразных движений, очень ограниченное использование силовых напряжений, неблагоприятно влияющих на сердечно-сосудистую систему и дыхание.
Однако с учётом анатомо-физиологических особенностей, присущих этому возрастному периоду, особенно таких, как несоответствие в развитии сердца и сосудов, с одной стороны, массы сердца и массы тела с другой, к назначению физических упражнений следует подходить осторожно. Окостенение фаланг пальцев завершается к 11 годам, а костей запястья — в 12 лет. Эти данные следует учитывать при распределения нагрузок во время выполнения упражнений. Окончательно не сформированная кисть быстро утомляется, детям младших классов не удаётся беглое письмо. Вместе с тем умеренные и доступные движения способствуют её развитию. Следует отметить, что двигательные действия рукой занимающегося лыжами развивают необходимые мыслительные операции(4,57,58,209).
Работоспособность детей, приспособляемость их организма к физическим нагрузкам в значительной степени зависит от состояния сердечно-сосудистой и двигательной систем. Сердце у детей очень возбудимо; с одной стороны, сердце ребёнка обладает способностью быстро приспосабливаться к физическим нагрузкам, быстро восстанавливая свою работоспособность, с другой стороны, деятельность его неустойчива. Под влиянием многих незначительных причин могут наблюдаться нарушения ритма сердечных сокращений, резкие колебания пульса, понижение кровяного давления. Это объясняется несовершенством регуляторного аппарата, несформированным до конца механизмом условнорефлекторных влияний на сердечно-сосудистую систему. Так как выносливость сердца по отношению к физическим напряжениям сравнительно мала, продолжительные физические и психические напряжения могут отрицательно сказаться на деятельности сердца и привести к расширению и повреждению сердечной мышцы. Поэтому необходимо очень осторожно подбирать упражнения на сопротивление и поднятие тяжестей(32). При проведении упражнений на равновесие рекомендуется выполнить их сначала на небольшой высоте, иначе у ребёнка может появиться учащённое сердцебиение(70).
Мышечная работа связана со значительными энергетическими затратами, а следовательно, требует увеличения притока кислорода. Это достигается прежде всего усилением деятельности органов дыхания и сердечнососудистой системы. Увеличивается частота сердечных сокращений, систолический объём крови и минутный. Усиленное кровоснабжение обеспечивает количество крови, выбрасываемое при каждом сокращении.
1.5.  Содержание  школьной  программы по лыжной подготовке.
        В  школьной  программе  по  физической  культуре  лыжная  подготовка

введена обязательным разделом с 1-го по 11-ый классы. Уроки  по  лыжной подготовке проводятся в школе в третьей четверти, после зимних каникул, в объеме 16 часов в каждом классе.

        Программой предусмотрено: овладение учащимися умениями и навыками в основных  способах  передвижения  на  лыжах;  навыками  самостоятельных занятий,   сообщение   теоретических    сведений;    повышение    общей работоспособности и развитие  основных  физических  и  морально-волевых качеств.

        Система  уроков  по  лыжной  подготовке   в   школе   должна   иметь инструкторскую направленность с тем,  чтобы  учащиеся  старших  классов стали  активными  помощниками  учителя   в   организации   внеклассной,

спортивно-массовой и оздоровительной работы  по  лыжам  со  школьниками

младших классов. Кроме этого, программой предусматривается обязательное

выполнение учащимися домашних заданий, что  особенно  важно  в  старших

классах, где проводятся сдвоенные уроки по лыжной подготовке. Сдвоенный урок в неделю не обеспечивает  непрерывность  занятий  на  лыжах  и  не способствует  должным  образом  закреплению  изученного   материала   и поддержанию необходимого темпа в повышении уровня  развития  физических качеств.

        Вместе с тем  программой  выдвигаются  очень  важные  требования   к проведению уроков, которые имеют самое прямое отношение к урокам лыжной подготовки, учитывая особые условия  их организации и  проведения.  Эти требования сводятся к следующему:

          1. На уроке должна быть обеспечена высокая  моторная  плотность.

    Необходимо сократить до оптимальной величины время, отводимое на  показ и   объяснение.

         2. Высокая эмоциональность проведения урока во многом  способствует

    повышению ее качества.

         3. Динамичность урока позволяет обеспечить оптимальную по объему  и интенсивности нагрузку, на уроке лыжной подготовки,  в  соответствие  с полом, возрастом и подготовленностью школьников.

        От  класса  к  классу  учебные  нормативы  повышают   требования   к физической подготовленности учащихся  за  счет  удлинения  дистанций  и сокращения времени их  прохождения.  Во  2-5ых  классах  дистанция  для девочек и мальчиков-1км, в 6-8ых классах- 2км, в 8-9ых  классах-3км,  в 10-11 классах у девчек-3км, у юношей-5км.

            Несмотря на то, что происходит постоянное совершенствование школьных  программ, все изменения, которые в них вносятся, базируются на основных закономерностях обучения передвижению на лыжах; из  этого  вытекает  не только  содержание  учебного  материала  по  лыжной  подготовке,  но  и последовательность изучения способов передвижения на  лыжах  от  1-11го кл.

          Основная направленность в увеличение  нагрузки  на  уроках  лыжной подготовки  заключается  в  постепенном  увеличение  длинны  проходимой дистанции: от 1км. в первом классе до 12км.  в  одиннадцатом  классе  у  юношей, и до 5км. у девочек.

          Программой предусматривается тесная связь  уроков  по  лыжной подготовки с внеклассной работой. Оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия на  лыжах  должны  включаться  в  ежемесячные  дни здоровья  и  физкультурные  праздники.  Особое  внимание  в   программе обращается на привитие навыков самостоятельных занятий и инструкторскую направленность уроков.

           В сельских местностях и малокомплектных школах,  где  нет условий  для  углубленного  изучения  других  разделов   программы   по физическому воспитанию-гимнастике, спортивным играм, плаванию  и  т.д.- целесообразно  часы,  отведенные   на   отдельные   разделы   программы использовать на лыжную подготовку.

           В школах, расположенных в северных и восточных  районах  нашей страны с сильными морозами в январе  и  феврале,  целесообразно  лыжную

подготовку проводить сразу с установлением устойчивого снежного покрова и в конце зимы,  когда  морозы  значительно  слабее.  Все  это  заметно повышает качество учебной работы по лыжной подготовке.
        1.6.  Особенности  организации  и   методика   проведения   уроков   в зависимости от возраста и подготовленности учащихся.
          Содержание и методика проведения уроков в начальной школе.

          Перед уроками лыжной подготовки в начальной школе стоят важные задачи. Здесь закладываются основы  техники  способов  передвижения  на  лыжах, и от того, как будет построен процесс обучения в это  время,  во многом зависит успешное проведение всех уроков по лыжной  подготовке  в школе.

           Уроки по лыжной подготовке в начальной  школе  проводятся  два

раза в неделю 45  минут,  сдваивать  их  запрещается.  Два  урока  дают большой эффект при обучении  повышение  общей  работоспособности  детей школьного возраста. В процессе уроков лыжной подготовки в  1-ом  классе необходимо научить школьников правилам и  умениям  обращения  с  лыжным инвентарем, дать первые теоретические  знания  по  гигиене  занятий  на    лыжах,  пройти  с  учениками  «школу  лыжника»,   освоить   программный материал, укрепить здоровье и повысить общую  работоспособность,  чтобы каждый школьник смог пройти на лыжах в медленном темпе 2-3км.  

           Лыжная подготовка в 1-ом классе начинается с вводного урока.  Первая    часть урока отводится на беседу продолжительностью 10-15 минут. Учитель должен показать, коротко рассказать о простейших правилах  обращения  с    инвентарем и ухода за ним. Большое значение для  повышения  эффективности  урока  имеет  умение детей обращаться с лыжным инвентарем.  Учитель  показывает  школьникам, как пользоваться жесткими и мягкими креплениями, как аккуратно вставить ботинок в крепление, чтобы шипы точно вошли в отверстие, как застегнуть дужку,  отрегулировать  длину  ремня  и  т.д.  Необходимо  объяснить  и показать способ держания палок: кисть продевается снизу и опирается  на петлю,  палка  удерживается  в   основном   тремя   пальцами   большим, указательным и средним.

            Не следует весь вводный урок занимать беседой и  обучением  в  зале, оставшуюся часть первого  урока  можно  использовать  для  прогулки  на лыжах. На основании своих наблюдений учитель сразу должен  распределить школьников  на  подгруппы  в  зависимости  от  уровня   их   физической подготовленности, степени владения техникой  передвижения  на  лыжах  и общей координации движений.

           В 1-2ом классах ставятся следующие  задачи  по  обучению  школьников передвижению на лыжах:

         1.научить управлять лыжами при поворотах на месте

        2.научить передвижению ступающим и скользящим шагом

        3.научить преодолеванию небольшие подъемы  и  спускаться  с  пологих

    спусков

        4.научить повороту переступанием в движение (во 2ом классе)

         Для того, чтобы успешно реализовать  все  поставленные  задачи,  все школьники  независимо  от  уровня  владения  лыжами  и  умения  на  них  передвигаться должны пройти «школу лыжника»: освоить систему подводящих упражнений, в том числе ступающий шаг. После этого переходят к освоению скользящего шага. Следует обратить  внимание  на  правильное  положение туловища.

                В 1-ом классе  школьники  осваивают  основные  элементы  скользящего шага, во 2-ом классе ставиться  задача  его  освоения,  в  3-ем  классе продолжается   дальнейшее   совершенствование    навыка    передвижения скользящим шагом.

            При совершенствование техники  скользящего  шага  основное  внимание обращается на направление отталкивания ногой вдоль линии бедра туловища и на энергичный мах ногой при выносе ее вперед. Ноги при этом не должны значительно  сгибаться  в  колени.  В  1-ом  классе,  помимо   обучения скользящему шагу, необходимо научить школьников подниматься  в  пологий подъем и спускаться с небольших уклонов.

          В начальной школе учащиеся должны освоить  спуск  в  низкой  стойке, поворот переступающим шагом в движение, а  также  торможение  упором    «плугом».  Поворот  переступающим  шагом  в  движение — один   из   самых распространенных при передвижение со склонов по пологой дуге.

         Содержание и методика проведения уроков в 5-9ых классах.

        В школьных программах в разделе «лыжная подготовка» в  этих  классах предусмотрен большой объем нового учебного  материала.  В  5-6  классах продолжается  изучение  и   совершенствование   техники   попеременного двухшажного хода. Одновременные ходы изучаются и совершенствуются в 5- 8    классах, также  продолжается  изучение  способов  подъемов,  спусков  и поворотов в движение,  преодоление  неровностей  склонов  и  начинается    изучение   попеременного   четырехшажного   хода.   При   изучение    и совершенствование  попеременного  двухшажного  хода  следует   обратить внимание  на  силу  и  скорость  отталкивания,  что  в   свою   очередь

    существенно влияет на длину скользящего шага. Отталкивание ногой должно быть направленно вперед  вверх,  в  момент    его окончания голень- бедро-туловище составляют прямую  линию.  В  этом элементе у школьников встречаются ошибки, которые тесно  связаны  между    собой и впоследствие приводят к возникновению  ошибок  в  других  фазах    хода.

       Ошибками следует считать и слишком длинный и  глубокий  выпад,  а также  прогибание  туловища  при  отталкивание.  При   отталкивание   у школьников встречаются и другие ошибки: толчок направлен больше  вверх, что приводит к появлению «подпрыгивающего»  хода;  кроме  этого,  часто обращает на себя внимание незаконченный толчок -  в этом случае  нога  еще согнута в колене, но уже «снимается» со снега и идет вверх назад.

          Изучение одновременных ходов на уроках лыжной подготовки  начинается    в 5-ом классе с бесшажного хода. Одновременный бесшажный ход достаточно    прост по координации движений, и особых  трудностей при  его  изучение    школьники не испытывают.

          В начале обучения в 6-ом классе главное овладеть схемой  движения  в этом ходе. Изучение  хода  проходит  достаточно  успешно,  так  как  он относительно прост по координации. Добиваясь согласованности движения в одновременном двухшажном ходе в 6-ом классе, обычно  обращают  внимание    учащихся на следующие ошибки: слабые  толчки  ногами,  неодинаковые  по длине скользящие шаги, маховая нога  при  выносе  вперед  слишком  рано    ставится на снег, нарушение согласованности в выносе палок вперед.

         В следующих классах  при  совершенствование  техники  одновременного двухшажного хода продолжается исправление ошибок в цикле хода. В 7-8ых  классах  параллельно  с  совершенствованием  одновременного двухшажного хода  изучается  одновременный  одношажный  ход — основной  и    стартовый вариант. При  изучение  одновременного  одношажного  хода,  у школьников может проявиться несогласованность рук и ног.

        Коньковый ход — новый способ передвижения, изучение которого введено в школьную программу начиная с 8-го класса. Школьники, хорошо  овладевшие поворотом переступанием, значительно  легче  осваивают  коньковый  ход.

         Главное при изучение конькового  хода — освоить  отталкивание  внутренним ребром и общую  координацию  движений.  Затем  обучение  идет  по  пути устранения ошибок и совершенствования отдельных элементов хода.

        В 5-8ых классах продолжается совершенствование торможения «плугом»и упором в то же время продолжается изучение  и  совершенствование  стоек    спуска и поворотов в движение.  Важным  разделом  в  лыжной  подготовке является  изучение  преодоления  неровностей  при  спуске  со  склонов. Учащиеся,  ранее  хорошо  изучившие  торможение  упором,  обычно  легче осваивают и поворот упором.

        Изучая  подъемы  «полуелочкой»  следует  сосредоточить  внимание  на кантование отводимой лыжи, это сразу улучшает  устойчивость  и  создает уверенную опору. Наиболее сложным для  изучения  в  этих  классах,  начиная  с  9-го, является попеременный четырехшажный ход. После объяснения и  показа  на обычной скорости и замедленно школьники пробуют  выполнить  сразу  весь ход в целом по создавшемуся у них  представлению.  К  окончанию  лыжной подготовки в  8-ом  классе  по  существу  заканчивается  изучение  всех основных способов  передвижения  на  лыжах.  В  9-ом  классе  изучаются переходы с хода на ход, преодоление уклонов и выхода со склона.

         Способы    передвижения с хода на хода изучаются в 9-ом  классе  после  повторения попеременных и одновременных   ходов  с  тем  чтобы  на  первых  уроках    восстановились навыки в технике передвижения.

         Содержание  и  методика  проведения  уроков   в   10-11ых   классах.

         На уроках лыжной подготовки  в  9ом  классе  заканчивается  изучение нового материала по способам передвижения на  лыжах.  В  связи  с  этим основное  внимание  в  старших  классах   должно   быть   обращено   на совершенствование изученных  ходов и их  применение  в  соответствие  с рельефом местности, состоянием  внешнего  покрова  и  другими  внешними    условиями. Для  школьников  старших  классов,  овладевших  основными  способами передвижения на лыжах,  изучение  приемов  преодоления  препятствий  не составляет большого труда. При совершенствование способов  передвижения на лыжах необходимо подобрать учебные круги с разнообразными  условиями с тем, чтобы микрорельеф лыжни стимулировал постоянную  смену  ходов  и различное их применение в зависимости от  состояния  лыжни  и  снежного    покрова.

        Нагрузка планируется в зависимости от подготовленности школьников. В    домашние задания включаются упражнения на развитие физических  качеств, в первую  очередь   выносливости  и  быстроты  прохождения  отрезков  с    максимальной скоростью.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.