Реферат по предмету "Культура и искусство"


Алексей Николаевич Либеров

Содержание


Введение ……………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Биография

1.1. Первые учителя………………………………………………………………...4

1.2. Художественное образование………………………………………………..4-5

Глава 2. Творческая деятельность

2.1. Пейзаж в творчестве Либерова ……………………………………………… 5-7 2.2. Эпический и лирический пейзаж …………………………………………... 7-8 2.3. Панорама пейзажной живописи конца 1960-х — начала 1970-х………….8-9

2.4. Мастер городского пейзажа…………………………………………………….9

2.5. Мир сибирской земли……………………………………………………......9-10

2.6. Творчество 1960-1980-х годов………………………………………………………...10

Глава 3. Педагогическая деятельность А.Н. Либерова……………………………..10-11

Глава 4. Рождение музея «Либеров-центр»…………………………………………..11-12

Заключение………………………………………………………………………………….13-14

Список литературы……………………………………………………………………………..15

Приложение

Введение
Искусство большого мастера — это всегда отражение его судьбы, взглядов на окружающий мир. И еще это всегда любовь.
Я с гордостью изучаю искусство нашего замечательного земляка — народного художника России, члена-корреспондента Академии художеств России, лауреата Государственной премии им. И. Е. Репина профессора живописи Алексея Николаевича Либерова. Творчество Алексея Николаевича Либерова основано на истинном профессионализме, на глубоком постижении натуры и искреннем восхищении природой. Оно является значительной, неотъемлемой частью культурной среды Омска.

Главная тема его искусства — сибирская природа. В далеком детстве красота родной сибирской земли взяла «в плен» душу мастера, обогрела ее, вдохнула живительные силы, научила ценить прекрасное во всех его проявлениях. Высокая профессиональная культура и свойственное художнику тонкое чувство природы сделали А. Н. Либерова одним из самых ярких представителей школы лирического пейзажа в Омске.

Когда на выставках знакомишься с большим количеством работ художника, создается впе­чатление, что все они наполненные разным содержанием, и имеющие индивидуальное цветовое решение, — тем не менее, сохраняют близость чему-то общему. Это общее можно опреде­лить как особое «колористическое состояние». В каждом произведении А.Н. Либерова наличествует цветовая «взаимо­связь всех зон». Отсюда, на мой взгляд, и свойственная работам Либерова тонкая гармония и уравновешенность.

/>Пройти долгий 80-летний творческий путь нелегко. Оглядываясь назад, ана­лизируя за годом год, что было сде­лано, видишь, что этот путь — прежде всего путь труда нелегкого, не просто­го, полного напряженных творческих исканий. Начиная с детских лет, буду­щий художник систематически трудил­ся, а следовательно, изучал ре­месло, изучал окружающую жизнь, на­капливал, совершенствовал, технику, зна­ния...

И благодаря этому сегодня зрителю кажется, что картины его написаны уди­вительно легко и просто… Мы говорим: «К художнику пришла зрелость, пришло мастерство». А что такое мастерство? Это, прежде всего,— когда художник точно знает, что он хочет выразить, что жаждет передать людям, о чем пове­дать

Целью данной работы является исследование творческой деятельности А. Н. Либерова, многогранности искусства омского художника.

Задача – ознакомиться с направлениями творческой, просветительской и педагогической деятельности Алексея Николаевича Либерова.

1. Биография

1.1. Первые учителя
Большая творческая жизнь художника А. Н. Либерова всеми своими корнями связана с Сибирью. В одном из красивейших старинных городов Сибири — Томске он родился в 1911 году и провел свои детские годы. Родным городом Алексею Николаевичу стал и Омск — город на Иртыше. Именно здесь, в Сибири, Либерову посчастливилось встретить своих первых учителей в искусстве. В Томске его учителем был известный художник В.М. Мизеров, мастерски работавший акварелью и пастелью. Именно он научил будущего художника техническим приемам и воспитал в нем возвышенное отношение к природе.

После переезда в 1926 году семьи в Омск Алексей Либеров берет уроки у «самого революционного» и «самого левого художника Азиатской России», организатора новых творческих объединений — группы «Червонная тройка» и общества «Новая Сибирь» Виктора Уфимцева. Первые навыки в творчестве стали основой для дальнейшего художественного образования вначале в Москве, в институте кинематографии, а затем в Ленинграде (Петербурге), в Академии художеств.

С 1933 по 1939 годы, учился в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, Всероссийской Академии художеств, наставники А.Н. Либерова — талантливые и преданные искусству мастера А.Е. Карёв и А.И. Савинов. От них художник привнесет в свое творчество прекрасное понимание «дисциплины» цвета» и общую профессиональную культуру.
1.2. Художественное образование
Художественное образование А.Н. Либеров получил уже в тот период, когда Академия после многолетних формалистических экспериментов 1920-х годов коренным образом перестроилась. И потому, закончив обучение в мастерской профессора И.И. Бродского — видного мастера со­ветского искусства, художник приобрел не только академические знания законов композиции и перспективы, секретов техники рисунка и живописи, но и крепкое образование в духе традиций реалистического искусства.

По отношению к А.Н. Либерову правомерны слова А. Блока: «Мы любим то, на чем воспита­ны». А.Н. Либеров воспитывался в преклонении к природе родного края, воспитывался людьми, знавшими и любившими Сибирь. Поэтому у художника не было затруднений в выборе темы для дипломной работы. Дипломная работа была серьезной заявкой молодого художника на утверждение своего по­нимания жанра, и если бы не война, возможно, ряды сибирских пейзажистов пополнились бы еще одним мастером эпического склада.

Интонация, которая в дальнейшем позволила назвать А.Н. Либерова мастером лирического пейзажа, не сразу зазву­чала доминантой в его творчестве.

Закончил Академию А. Н. Либеров перед самой войной. Художнику пришлось надеть шинель солдата и пройти дорогами войны всю Россию от Дальнего Востока до Ленинграда. Война для него окончилась после ранения в 1943 году под Ржевом.

В первые послевоенные годы художник пробовал работать одновременно в нескольких жанрах. Он писал пейзажи, создавал портреты своих современников, трудился над многофигурными батальными полотнами. И хотя критики были доброжела­тельны, сам художник вскоре ощутил необходимость перейти от «рассказа к образу».

Формирование искусства Либерова приходится на послевоенные годы. Как участника войны, прошедшего трудными дорогами ее испытаний, художника тревожат воспоминания. В картине «Матери» (1980) ему удается запечатлеть глубоко человеческие чувства: тревога, ожидание… И в этом помогает талант пейзажиста. Именно природа в его произведении дает зрителю самые сильные эмоции и надежду.

(Приложение 1)
После войны Алексей Николаевич снова в Омске. В числе других художников он становится во главе Омской организации Союза художников России, организует художественно-графический факультет в педагогическом институте им. А. М. Горького. Как педагог и наставник творческой молодежи, профессор А. Н. Либеров много сделал для развития художественной жизни Омска, всего Сибирского региона и России. Неоднократно в поездках по Сибири он возглавлял творческие группы, работал на севере, в Тюмени, Тобольске, Томске.

Алексей Николаевич подтвердил главный тезис своей жизни: «Мое любимое дело — искусство, и все мои стремления в нем!».
(Приложение 2)

2. Творческая деятельность

2.1. Пейзаж в творчестве А.Н.Либерова
Если хочешь узнать о Сибири, почувствовать могучее дыхание сурового края, увидеть величавое течение ее полноводных рек, дремучесть лесов, уютную прелесть заросших берегов озер и речушек, очарование березовых колков, нужно постоять у картин Либерова. Любовь художника отдана первозданной природе.

Внутренняя эволюция художника привела к выбору «своей дороги» в искусстве — к пейзажу. «Показать преобразо­ванный край — вот задача, решению которой я хочу посвятить свою работу», — писал Либеров в 1949 году.

Пейзаж для Алексея Николаевича категория нравственная. Он словно примеряет к своей душе, своему настроению пейзажный мотив.

Произведения художника надолго приковывают внимание зрителя, увлекают его в мир красоты, открывают тайну очарования леса, неба, озера… «Это как встреча со старым другом; на душе ста­новится светлее, чище, как после хоро­шей музыки...» «Это радость погружения в красоту, счастье как бы заново обре­тенной родной речки, леса, полянки (хо­тя ее никогда и не видела)»— таковы от­зывы зрителей.

Для Алексея Николаевича Либерова не было затруднения в выборе материала. Поэтическими интонациям либеровского творчества близка техника пастели, ее бархатистость, нежные цветовые града­ции перламутрово-серых, голубых оттен­ков. Пейзажи художника невольно срав­нивают с музыкой — они действительно сходны с русской классической музыкой, то камерной, то торжественной.

Многие пейзажи Либерова написаны в сложной, удивительно тонкой тех­нике пастели, которой он виртуозно вла­деет. Свой первый пейзаж «Из окна поезда» (1941. Всесоюзная выставка 1945 г.) он написал пастелью, известные пей­зажи 70-х годов тоже написаны пасте­лью. Ею художник пишет на грунтован­ной бумаге, на холсте, на грунтованном картоне. Пастель в руках художника — податливый, покорный его желанию материал, пастелью он сразу и рисует и пишет как маслом, и именно это создает особую легкость, выразительность его произведениям, подвижность, одухотво­ренность изображаемого.

Пейзажи художника тоновые. Тонко, со вкусом художник строит пейзаж из мягких тональных контрастов, образую­щих особый мягкий и, как часто говорят, «либеровский колорит», где доминируют цвета: серый жемчужный, цвет старого серебра, приглушенные золотисто-коричневые, зеленые, — что и создает особую тонкую гармонию, покой, уравновешен­ность и в то же время специфическую световую напряженность за счет отдель­ных ярких, как бы светящихся пятен, штрихов («Вечер после грозы», «Вода и небо Васюгана», «Вечер в Петропав­ловске», «Просека», «Тымск — сибирское село», «Навстречу земле»). Гармония цвета и единство колористических реше­ний этих работ наглядно убеждают в ос­нове эмоционального строя картин. Та­кой колорит наиболее точно выражает неброскую красоту западной и северной Сибири.

Творческий путь Алексея Николаевича Либерова охватывает большой временной период от дебюта художника в 1929 году на выставке «Новая Сибирь» до последних дней жизни.

2.2. Эпический и лирический пейзаж
Константин Коровин назвал искусст­во пейзажа «историей души народа». Эта душа — по-русски скромная, доб­рая, спокойно-величавая отчетливо про­ступает в картинах А. Н. Либерова, его искусство наполнено делами и чувства­ми современника;- это вдохновенная поэ­ма, выражающая жизнь Сибири социа­листической.

Алексей Николаевич Либеров — пей­зажист-лирик. Подвижен у него и сам жанр пейзажа. Оставаясь лирическим, он то окрашивается романтическими то­нами: «Полдень», «На северной выруб­ке», «За бортом теплохода», то обрета­ет черты повествовательности, мужест­венной сдержанности — таков цикл пей­зажей о целине, то историко-эпические: «К Иртышу», «Сибирские партизаны», то публицистические, как картины зарубеж­ных серий.

В разных мотивах, пейзажах-настрое­ниях художник всегда помнит о глав­ном — о гармоническом единстве чело­века и природы, о необходимости для человека красоты, окружающей нас.

Середина 1950-х годов характеризуется особым оживлением пейзажной живописи.

Эпический и лирический пейзаж, обогащали друг друга, что наглядно прослеживается и в произведениях А.Н. Либерова, чей расцвет как пейзажиста пришелся на 1960-е годы В полную силу и по-своему неповторимо он зазвучал в таких работах, как «Полдень» (1967).

Сюжет «Пол­дня» прост — тихая речка с плавными очертаниями берегов, песчаная коса и старая паромная переправа. Все погружено в струящийся полуденный зной. Чувство светлого покоя и равнове­сия владеет зрителем. Даже контраст бурного неба и чистого зеркала воды не нарушает особый гармонический лад пейзажа, но создает некую романтическую взволнованность. Картина точно выражает неброскую красоту Западной Сибири, затрагивая сокровенные струны души. Став этапным произведением, «Полдень» обозначил новую трактовку художником темы «Родина». Это пейзаж с элементами жанра, окрашенный возвышенным романтическим чувством.

Работа выполнена в технике пастели, технике сложной, но к этому времени уже подвласт­ной художнику. Согласно замыслу, основные красочные слои растушева­ны, отсюда — незаметные мягкие тоновые переходы: от приглушенного зеленого до золотисто-охристых в изображении песчаного берега, убегающих к горизонту полей и от жемчужно-серо­го до голубых оттенков в трактовке высокого неба. Неброский уголок Сибири — воспринимается со всей русской природой. Приносит гармонию в восприятие души человека. Кажется, что весь мир наполнен чувством чистоты, поэзии, бесконечности.

Удивительна способность художника при легкости пользования материалом умело передавать определенность фор­мы, материальность мира Худож­ника волнует широта, необъятность Си­бири, могучие силы природы, ее жиз­ненная энергия. Поиски его всегда идут в желании выразить наиболее точно внутреннее единство природы, вечное ее движение. Продуманный отбор де­талей, острота видения и умение обоб­щать, умение найти точные акценты де­лают работу совершенной — мы ощущаем простор, восторг пе­ред грандиозной и величественной природой.

(Приложение 3)

Уже с середины 1 960-х годов А.Н. Либеров почти полностью отдает предпочтение технике пастели, причем пишет ею как маслом, который раз утверждая, что пастель есть «вид живописи», и свойственная работам Либерова тонкая гармония и уравновешенность.
2.3. Панорама пейзажной живописи конца 1960-х — начала 1970-х

В произведениях А.Н. Либерова 1960-х годов одновременно обозначились все три актуальные темы тех лет:

— российской «глубинки», выразившейся в создании мастером серии картин «О Севере Сиби­ри»,

— «отечественной истории», прозвучавшей в цикле работ о древнем сибирском городе Тобольске,

— «негромкой стороны», получившей свое воплощение в пейзажах малых сибирских деревень.

В общей панораме пейзажной живописи конца 1960-х — начала 1970-х годов усиливается увлечение стариной, что имеет место и в творчестве А.Н. Либерова. Тема древнего города То­больска в обширном цикле «О севере Сибири» зазвучала особой мелодией. Это и понятно, ведь Тобольск — историческая столица всех земель сибирских, к тому же, один из самых живописных и зрелищных городов.

«Старый кремль. Тобольск» (1967) — одна из самых интересных пастелей этого цикла. Пей­заж, как и многие произведения художника этих лет, носит созерцательный характер.

Актуальная тема в искусстве конца 1960-х годов — тема «негромкой стороны» отчетливо прозвучала в пейзаже того же северного цикла «Вечер в сибирском селе» (1972). Мотив традиционен: домики на берегу небольшой речушки, лодки у самой воды, занятые своими повседнев­ными делами люди, и над всей этой неторопливой, лишенной суетности жизни — вечернее небо.

«Гроза на Иртыше» (1967) — работа, примыкающая к циклу «О севере Сибири». Она отчасти отвечает на вопрос — в чем заключается своеобразие видения А.Н. Либерова.

— Во-первых, такие поражающие воображение явления, как гроза, художник воспринимает закономерными в жиз­ни природы. Его меньше всего интересуют контрасты грозового неба и бурное кипение волн. Напротив, он ищет того хрупкого неустойчивого состояния покоя, который воцаряется между грозовыми раскатами. Но световая напряженность, присущая моменту, все же имеет место в картине. Она достигается за счет высветленных пятен и энергичных штрихов на поверхности воды и линии горизонта.

— Вторая особенность художественного видения А.Н. Либерова в том, что в изображении стихийного явления природа и человек не противопоставляются друг другу, а находятся в гармоничном единстве.
2.4. Мастер городского пейзажа
Алексей Николаевич — художник, который много ездил по свету. Его непрестанные путеше­ствия по Сибири чередовались с зарубежными поездками. Творческий диапазон А.Н. Либерова расширился — он становится мастером городского пейзажа. Серии работ «По ГАР», «По Венг­рии», «Испания» — интересный рассказ живописца о характере каждой страны, о ее культуре, о быте людей, живущих в больших городах и малых селениях и, конечно, о природе, — о том, без чего художник себя просто не мыслит.

«Берлинский вокзал» (1961) из серии «По ГАР» — работа, позволяющая увидеть «мир» А.Н. Либерова в несколько ином, непривычном для нас ракурсе. Тонкое чувство пленэра, непосред­ственное восприятие происходящего — такое впечатление оставляет этот городской пейзаж.

Частые и дальние путешествия А.Н. Либерова вылились в создание по-своему интересной серии «Дороги». В нее отдельным циклом вошли произведения, посвященные авиации, в кото­рых мажорно зазвучала тема «человек и небо». Разделенные десятилетием картины «Сквозь облака» или «Навстречу земле» (1968) и «Голубые дороги», (1978) фокусируют два авторских подхода в интерпретации темы.

2.5. Мир сибирской земли
Если сформулировать в общих чертах творческую программу художника в конце 1970-х — 1980-х годов, она выразится в следующем понимании им своей задачи: создание живописных произведений, где в полный голос зазвучала бы идея органической связи человека с окружающим миром. В этом отношении характерна картина под названием «Сибирский пей­заж» (Совхоз на Оми) (1981). Небольшая по формату, она своеобразно объединяет два типа пейзажа: эпический и созерцательно-лирический.

В работах А.Н. Либерова 1980-х годов открывается мир сибирской земли не только «испол­ненный пространством», но и трогательными в своей неброской красоте интимными уголками, где природа как бы находится наедине сама с собой. Изображенные А.Н. Либеровым мотивы ассоциируются с лирическими описаниями приро­ды известных писателей-сибиряков: Василия Шукшина, Валентина Распутина, Виктора Астафьева. Это и понятно, ведь у всех у них единый корень — Сибирь.

Чувство трепетного волнения, желания постигнуть тайный смысл вечного движения жизни возникает при размышлении над пейзажем «Половодье» (1984). Перед нами как бы «мгновенно схваченный» и сразу запечатленный вид. Художник сознательно стремится сохранить непосредственность впечатления, полагая, что именно в этом ключ к созданию «настроения» пей­зажа. Он выбирает для всей картины единую голубовато-серебристую гамму. И в этой колористи­ческой тождественности всего запечатленного, независимо оттого, какие «жизненные», наблюда­емые в природе краски присуши каждому компоненту пейзажа, и заключается его обаяние.
2.6. Творчество 1960-1980-х годов
Пейзажное творчество Алексея Николаевича Либерова 1960-1980-х годов — результат глубокой привязанности к родной сибирской земле. Будучи чуткой натурой, А.Н. Либеров искренне вспоминал многообразие исканий своих коллег по жанру и потому, его творчество, так или иначе, соприкоснулось с общими процессами, происходившими в советском изобразительном искусстве. Иногда он догонял собратьев по искусству, чаше шел в ногу, порой предвосхищал события. Но какие бы общие для современной пейзажной живописи проблемы ни затрагивал художник, сильные стороны его дарования — чувство меры, вкус, профессиональная культура и в частности «дисциплина» цвета — позволяли создавать ему произведения, отличающиеся собственной, только ему присущей интонацией.

3. Педагогическая деятельность А.Н. Либерова

Талант художника сочетается в лице Алексея Николаевича Либерова с актив­ной общественной и педагогической дея­тельностью. На протяжении всей своей 50-летней творческой деятельности он обучает молодежь искусству увидеть и передать людям прекрасное: в детской художественной школе при институте им. И. Е. Репина Академии художеств СССР, в Омской городской студии, во время командировок в творческие сою­зы областных городов, как член респуб­ликанского и зонального выставкомов консультирует он, практически помогает найти наиболее точные средства, реше­ния уже нашедшим свой путь художни­кам и, наконец, на протяжении более, чем 20 лет, организовав художественно-графический факультет, профессор учит студентов воспитывать чувство прекрас­ного в детях.

До конца жизни он оставался светлым и мудрым учителем, наставником не только для художников, но и для всех горожан. Он был камертоном духовности, любви к окружающему миру.
4. Рождение музея «Либеров-центр»
В СЕРДЦЕ — прошлое и настоящее,

В МЫСЛЯХ — настоящее и будущее.
Еще при жизни имя Алексея Либерова вошло в историю. В 1994 году было принято постановление «О создании Областного художественного музея «Либеров-центр». В музее и поныне формируется мемориальная коллекция художника. В постоянной экспозиции музея, размещенной в главном, «парадном», самом просторном зале, — тринадцать работ А. Н. Либерова, Пейзажи сибирской земли, так любимой художником.

«Сибирский пейзаж» в творчестве народного художника России Алексея Либерова коллекции музея «Либеров-центр». Путь от замысла до воплощения может быть разным: и многотрудным, и словно «ведомым звездами», закономерным. В случае с рождением музея «Либеров-центр» ситуация была именно закономерная, и даже — «исторически сложившаяся».

Музей начинался не с фондов, а с имени. Имени выдающегося художника Алексея Николаевича Либерова. И хотя «бытовая» жизнь Либерова не была непосредственно связана с домом, где сейчас размещается музей, вряд ли кто-то посчитает «натяжкой» удивительное совпадение, которое словно «протянулось во времени»: Алексей Николаевич был ровесником «особняка Кабалкиных», он родился в 1911-м, в том же году, когда было построено здание нынешнего «Либеров-центра».

Постоянная экспозиция музея Либеров-центр, посвященная жизни и творчеству омского художника.

В судьбе Либерова навсегда осталась Великая Отечественная война — в рисунках из фронтового альбома, в картинах, созданных под впечатлением военных событий. Искусствоведы говорят о многогранности искусства Алексея Либерова, эпическом звучании картин, тонких, поэтических пейзажах, городских мотивах, натюрмортах, особой «либеровской» тишине и гармонии.

(Приложение 4)
«Либеров-центр» — самый молодой музей Омска, он открыт в 1994 г. Целью его создания являлось не только формирование художественной коллекции, но и организация в нем студии для одаренных детей.

Когда на выставках знакомишься с большим количеством работ художника, создается впе­чатление, что все они, — и наполненные разным содержанием, и имеющие индивидуальное цветовое решение, — тем не менее, сохраняют близость чему-то общему. Это общее можно опреде­лить как особое «колористическое состояние». Как в логической цепи имеет место взаимо­связь событий, так и в каждом произведении А.Н. Либерова наличествует цветовая «взаимо­связь всех зон».

Постоянная экспозиция музея Либеров-центр, посвященная жизни и творчеству омского художника.

Искусствоведы говорят о многогранности искусства Алексея Либерова, эпическом звучании картин, тонких, поэтических пейзажах, городских мотивах, натюрмортах, особой «либеровской» тишине и гармонии. Художник черпал творческий материал для своих произведений не только из общения с природой родного края, но и создал много работ, отражающих красоту природы и архитектуры «Город Омск» 1957г.

А. Н. Либеров принадлежит к числу тех художников, которые внесли неоценимый вклад в русскую культуру. Он всегда верен традициям русской реалистической школы, своей теме в творчестве. Произведения А. Н. Либерова хранятся в музейных собраниях у него на родине. Я думаю, что искусство, А.Н. Либерова было проникнуто вдохновенным теплом и правдой. Чем больше будут существовать его работы, тем больше мы будем понимать, как он и его картины дороги для нас.
Заключение
Алексея Николаевича Либерова следует считать одним из первых пейзажистов – лириков старшего поколения мастеров советской Сибири. Возвышенное отношение к природе, правда натуры, умение запечатлеть увиденное в ясной, четкой композиции, блестящее владение материалом и создает ту степень реализма, которая отличает произведения этого мастера.

Стоит привести слова одного из первых учителей А.Н. Либерова Виктора Уфимцева: «Многие художники пишут пейзажи, но не все они пейзажисты…. Пишите не только при помощи глаза и руки. Пишите чувством. А когда его нет, то не может из-под кисти такого художника появиться поэтическое произведение». Алексей Николаевич Либеров пишет чувством.

Его талант — чисто русский талант, развившийся в русле русского реалис­тического искусства. Созданные им про­изведения согреты любовью к родной земле.

Оригинальность, неповторимость это­го художника в том, что он нашел свой мир и облюбовал материал, который ор­ганически сливается с характером ху­дожника и наиболее полно выражает его чувства и мысли.

Творчество Алексея Николаевича Либерова основано на истинном профессионализме, на глубоком постижении натуры и искреннем восхищении природой. Оно является значительной, неотъемлемой частью культурной среды Омска. Его работы знают и ценят в Сибири, Москве и Санкт-Петербурге.

Заслуги Либерова в развития отечественного изобразительного искусства по достоинству оценены государством: он явля­ется народным художником России, лауреатом Государ­ственной премии им. И.Е.Репина, член-корреспондентом Российской академии художеств, профессором живописи, почетным гражданином Омска.

Но мы благодарны не только Либерову-художнику, но и Либерову-педагогу, организатору. Ведь личность, для ко­торого жизнь есть выражение себя в творчестве, с теплотой хранит в своем сердце благодарность Учителю, открывшему дорогу в удивительный и сложный мир искусства.

Я думаю, вряд ли можно назвать кого-то, кто сделал больше для становления изобразительного искусства Омска, чем Алек­сей Николаевич.

Именно ему Омск обязан тем, что в 1960-м, году в педагогическом институте возник художественно-графический факультет, и у наших земляков появилась возможность получать высшее художественное образо­вание.

Основой его метода было живое общение, пример неус­танного творческого труда. Можно сказать, что, не создав школы (в традиционном ее понимании), Либеров воспитал целую плеяду очень разных и интересных художников. Свидетельство тому — выставка «Дар учителю», посвященная 90-летию А.Н. Либерова. На ней представлены ра­боты известных художников, чье творческое становление проходило при непосредственном участим Алексея Николаевича.

До конца жизни он оставался светлым и мудрым учителем, наставником не только для художников, но и для всех горожан. Он был камертоном духовности, любви к окружающему миру.

Высокая профессиональная культура и свойственное художнику тонкое чувство природы сделали А. Н. Либерова одним из самых ярких представителей школы лирического пейзажа в Омске.

У А.Н. Либерова удивительная судьба: почти 70 лет назад, определив свой путь в искусстве, он достойно пронес высокое звание ХУДОЖНИКА, сохранив свой взгляд на мир и его красоту.  А. Н. Либеров принадлежит к числу тех художников, которые внесли неоценимый вклад в русскую культуру. Он всегда был верен традициям русской реалистической школы, своей теме в творчестве. Либеров принадлежал к плеяде выдающихся деятелей отечественной культуры второй половины ХХ века.
Ж
Список литературы
1. Астафьев В. Последний поклон. — М., 1983. — С.1 7
2 Гольденблюм А.М. Изобразительное искусство Омской области. — Омск 1959

3. Дмитренко А. Прирастая Сибирью… //Художник. 1985, №12

4. Либеров А. О родном крае // Омская правда. 1949, 9 янв.

5. Либеров А. Каталог выставки. Авт. вст. ст. А. Долгих. — Омск, 1981

6. Либеров А. Буклет.- М., 1949

7. Либеров. Каталог выставки. Авт. ст. М. Сокольников.- М.,1961

8. Либеров А. Буклет.- Омск, 1967

9. Мартынов Леонид. Воздушные фрегаты. — Омск. 1982

10. Скуратов И. Пастели А. Либерова // Искусство. 1979, № 6

11. Скуратов И. Пастели А. Либерова //Искусство. 1979., № 6

12. Соловьева- Волынская И.Н. Художники Омска. — Д., 1972

13. Уфимцев В. Говоря о себе. — М., 1973

14. Федоров-Давыдов А. Русское и советское искусство. Статьи и очерки. — М., 1975.
/>
, будет работать студия художественно одаренных детей.

/>
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.