МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ИСТОРИИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК
КАФЕДРАДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ И ДОУ
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
ПО ИСТОРИИМИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Маргарет Мид «Взросление на Самоа»
Исполнитель
“Документоведениеи ДОУ» Начиева М.Ф.
группы № 901, студентка1 курса “
Преподаватель: КорандейФ. С.
к.и.н., доцент (зачтено,не зачтено,
подпись, дата)
Специалист ОЗО: ЗубареваИ.Н.
Тюмень 2010
мидкультурантропология пубертатный период
Мид Маргарет(1901-1978) – американский антрополог, этнограф и социолог. Доктор наук,профессор Нью – Йоркского, Йельского и Колумбийского университетов. Ученица РутБенедикт.
Родилась Мид вФиладельфии, штат Пенсильвания. Самая старшая из четырёх детей, былавыпускницей колледжа Барнард при Колумбийском университете и получила степеньдоктора философии в 1929г. Во время учёбы в Барнарде она заинтересоваласьантропологией. Там же она встретила Рут Бенедикт и Франц Боас, которые оказаливлияние на Мид. Боас руководила её первыми исследованиями в Самоа в1925-1926гг., где Маргарет Мид исследовала конфликты подросткового возраста ивыявила их социальную природу.
Мид сосредоточилась навоспитании личности детей в Самоа, Новой Гвинее и Бали. На Бали она впервые использовалафотографии для антропологического исследования. Она являлась специалистом, какона сама говорила: «кондиционирования социальных личностей обоих полов». Еёмать, пионер в области детской психологии, научила её делать заметки оповедении детей младшего возраста, прежде чем ей исполнилось восемь лет.
По возвращению в США в1926г., Мид была назначена помощником хранителя этнологии в Американском музееестественной истории. Вторая работа полей племени Манус Адмиралтейских острововв западной части Тихого океана, стала возможной благодаря исследованиям всоциальных науках Национального исследовательского Совета в 1928-29гг. В 1930доктор Мид начала свою поездку, на этот раз для изучения индейского племени,личность которых была скрыта под названием «Рога» в её книге выводы изаключения. Между 1931 и 1933г., доктор Мид снова была в районе Новой Гвинеиисследовала контраст трёх племён: Арапеш, Мандагамор и Тшамбули. В течение трёхлет, начиная с 1936г. Мид занималась в полевых работах на Бали и Новой Гвинее.Также была президентом
Американской ассоциацииамериканских женщин и общества в интересах женщин
– географов, которые наградилиеё золотой медалью в 1942 году. Она являлась членом американского общества поортопсихиатрии, и в 1954г. занимает пост вице – президента Американскойассоциации содействия науке и Американского совета научных обществ.
В 1936г-50 изучалажитилей Бали и выдвинула гипотезу об универсальном космическом чувстве какоснове архаических ритуалов и всех религий. В 1937г. составила сборник «Кооперация и конкуренция у примитивных народов».
В 40-х годахконсультировала Норберта Винера (1894-1964) по вопросам антропологии исоциологии при разработке им основ кибернетики.
Развивала идеипсихологизации и социологизации американской культурантропологии.
Разрабатывала проблемунационального характера (в том числе и русского) и совместно с Рут Бенедиктосуществила сравнительное исследование типов национальных характеров, котороесодействовало преодолению многих предрассудков. Опубликовала ряд работ,содержавших научное опровержение расовых, культурных и социальных стереотипов ипредубеждений.
Разработала и в 1970опубликовала утопический проект создания путём «тихих революций» (в технологии,семиотике, лингвистике и метафорическом мышлении) всемирной «культуры участия», ориентированной на единение человечества и создание новой генерации людей.
Оказала влияние накультурантропологию, этнографию и социологию. Стимулировала интерес психологов кпроблемам культурантропологии.
Автор книги « Преемственностьв эволюции культуры» (1964) и других работ. Некоторые из областей, в которыхона занимает видное место было образование, экология, женское движение встуденческих волнениях.
Маргарет Мид имеласмешанные знания и умения. По сути, со временем, в 1969г. её назвали « МатерьМира».
Её подход в первуюочередь является психокультурным. «Она разрабатывала психологическую концепциюкультурных моделей, но мало интересовалась модельной личностной структурой кактаковой. Её интересовал скорее коллектив, она изучала главным образоминституциональную практику, ритуалы, документы, как материалы для социальногоанализа». Это объясняет тот факт, что она прибегала к изучению культур, которыеона рассматривала «на расстоянии». Индивидуальную личностную характеристику онаописывала лишь изредка и в качестве иллюстрации для того, например, чтобыпоказать некоторые формы девиации (асоциального поведения).
Вообще антропологамбыло трудно в своих начинаниях, они были подготовлены теоретически, но имприходилось сталкиваться с практическими трудностями. И удача в начинанияхдоктора Мид во многом зависела от случая.
Перед этнографом стоитзадача – научиться достаточно «Чётко понимать чужой язык и говорить на нем,определить кто что собой представляет… и, наконец, «охватить» структуру всейкультуры. Мид понимала, что ей придётся по-своему познавать этот мир чужойнеизвестной культуры.
И уже после первойэкспедиции Маргарет Мид поняла, что «сначала нужно познакомиться с культуройвообще, а уже потом работать над её частными сторонами».
И при исследованиидевочки в пубертатном возрасте, она также открыла метод возрастных срезов, ккоторым можно прибегнуть, когда нельзя провести много лет в экспедиции.
Психология учла, чтомногого можно добиться, поняв характер развития детей, его основные стадии;поняв, чего следует ожидать взрослым от двухмесячного младенца и от двухлетнегоребёнка.
В американскойцивилизации с её многочисленными противоречиями различных иммигрантских слоёв,десятками конфликтующих стандартов поведения, сотнями религиозных сект, с еёколеблющимися экономическими условиями жизни нарушенный статус юности был болеезаметен, чем в старших по возрасту и более устоявшихся цивилизациях Европы.Американские условия бросали вызов психологу, педагогу, социологу, требуя от нихприемлемого объяснения растущих страданий детей.
Постепенно утверждаетсяпуть о развитии человека – этнография. Этнограф, по мере того как он осмысливалвсё растущий материал о нравах примитивных народов. Начинал понимать огромнуюроль социального окружения, той среды, где родился и был воспитан каждыйчеловек. Аспекты человеческого поведения, которые было принято считатьнепременными следствиями нашей природы, оказывались простыми продуктамицивилизации, т.е. чем-то таким, что наличествует у жителей одной страны иотсутствует у жителей другой, хотя последние принадлежат к той же самой расе.Всё это привело к тому, что ни раса, ни общая человеческая природа не можетпредопределить, какую форму примут даже такие фундаментальные человеческиеэмоции как любовь, страх, гнев, в различных социальных средах.
Маргарет Мид пожелалаисследовать влияние цивилизации на развитие человека в пубертатный период.
Но так как это было невозможносделать в урбанизированном, цивилизованном и сложном обществе, этнографы решиливсе проанализировать, выбирая простые народы такие как: эскимосы, индейцыцуэбло, жители островов южной части Тихого океана, т.к. «простота цивилизацииоблегчат её анализ».
Этнографы не делалипредметом исследования и простую крестьянскую общину в Европе или изолированнуюгруппу белых жителей гор на американском Юге. Образ жизни этих людей прост, нопринадлежит он, той же самой исторической традиции, которой принадлежат сложныечасти европейской и американской цивилизации. Предметом исследования этнографовбыли примитивные народы, имеющие за своей спиной тысячелетия историческогоразвития по путям, совершенно отличным от европейской и американскойцивилизации. И поэтому Мид, исследуя проблему юности, решила поехать на Самоа.Так как женщин – этнологов мало, знаний о девушках, принадлежащих к примитивнымнародам значительно, малы, чем знания о юношах. Это было побуждением дляисследования самоанской девушки – подростка.
Когда проводилсяэксперимент с девушкой – подростком, принадлежащей к примитивному народу. Онаговорит на языке, сами звуки которого необычны, иными оказываются и все еёжизненные привычки. «Она сидит на земле, скрестив ноги, а усадить её на стул –это значит сделать её напряженной и жалкой. Она ест пальцами из плетенойтарелки, спит на полу… было необходимо понять глубокие отличия природногоокружения, повседневных привычек жизни полинезийской девушки от наших, такженеобходимо было осознать, что и социальное окружение этой девушки в еёотношении к сексу, детям, личности находятся в столь же сильном контрасте ссоциальным окружением юной американки».
Мид описала жизньдевушек, жизнь их родных, отцов и матерей, мнения и установки, которыеопределяют мнения и установки детей.
Описывая все это, стоялодин и тот же вопрос: являются ли проблемы, будоражащие наших подростков,порождением подросткового периода, как такового или они продукт цивилизации?Будет ли подросток вести себя иначе в других условиях?
В работе доктор Мидпопыталась показать самоанку в её социальном окружении, описать течение её жизниот рождения до смерти, проблемы, которые она должна будет решать, ценности,которыми она руководствуется в своих решениях, страдания и наслаждениячеловеческой души, заброшенной на остров в южных морях.
С рождением ребёнокспит рядом с матерью. После того как его отнимают от груди, главной нянькойстановится девочка 6 – 7 лет. Если бы на Самоа преобладали маленькие семьи смалым числом детей, то это обязательно привело к тому, что половина населениявырастала бы в заботах о других, воспитывалась в духе самопожертвования, в товремя как только ребенок подрастает до того возраста, когда его своеволиестановится нестерпимым, на его плечи возлагается забота о младшем. Каждыйребёнок поэтому здесь дисциплинируется и социализируется ответственностью замладшего брата или сестру. К 6-7 годам девочка хорошо усваивает главныезапреты, и потому ей можно поручить заботу о младшем. К этому же времени у неёформируется и ряд простых навыков.
«У девочек высокоразвито чувство индивидуальной ответственности, но их окружение мало учит ихэффективной кооперации. Это особенно видно, когда молодежь, проводиткакое-нибудь совместное мероприятие: юноши организуются быстро, а девушки, неприученные ни к каким быстрым эффективным методам сотрудничества, тратят часына перебранку…»
«Как только девочканабирается достаточных физических сил, чтобы носить тяжелые ноши, в интересахсемьи оказывается переложить заботу о маленьких детях на плечи её младшейсестры…» Вся бытовая рутинная работа перекладывается на плечи детей 14 лет. Кактолько девочка становится способной на какую-либо целенаправленную работу, еёсразу отправляют на рыбалку вместе с взрослыми.
Внутри семейства властьдает скорее возраст, чем родственные связи. Матаи обладают формальной, а чащереальной властью над каждым членом семьи (даже над своими собственнымиродителями). В подростковом возрасте девушка как раз находится посередине этойвозрастной иерархии, ей должны подчиняться столько же людей, скольким она самадолжна подчиняться. Этот процесс (изменение положения в семейной иерархиитолько в зависимости от относительного возраста члена семьи) имеет силустрогого закона. Замужество девушки почти ничего не даёт в этом отношении. Нодевушка, не вышедшая замуж даже после 25 лет, ни в каком отношении не чувствуетсебя менее уважаемой или более безответственной, чем её замужние сестры.
Ни один самоанскийребенок, исключая таупоу (церемониальной принцессы дома) и закоренелыхмалолетних преступников никогда не испытывает чувство, что он загнан в угол. Унего всегда есть родственники, к которым можно убежать.
«Наиболее важныеродственные отношения в самоанском семействе, сильнее всего влияющие на жизньмолодых семей, — это отношения между мальчиками и девочками, называющими другдруга словами «брат или сестра» (безотносительно к тому идет речь о родстве покрови, по браку или по усыновлению) и отношение между и старшимиродственниками. Различия между полом и возрастом легко объяснить самимиусловиями семейной жизни.
Например, с 9-10 лет(это возраст когда должны соблюдаться правила приличия) они не смеют коснутьсядруг друга, сидеть рядом, упоминать в присутствии друг друга о каких-либонепристойностях и др.
Наиболее решающимфактором складывающейся дружбы среди девочек после семнадцати лет оказываетсяродство и сходные сексуальные интересы.
Ауалума – организациямолодых девушек и жен нетитулованных, очень неспаянное товарищество,собирающееся для весьма редких общинных работ и для ещё более редкихпразднеств.
Ауманга – наиболееустойчивое социальное образование деревни.
Возможность угнетенияодного человека другим само по себе исключается с возможностью переездачеловека на другое местожительство. Оценка личности на Самоа представляют собойинтересную смесь предусмотрительности поведения и фатализма. В языке самоанцевсуществует слово муссу, означающее нерасположенность и неуступчивость человека.А причина этой неуступчивости самоанец не хочет объяснить т.к. он сдается, непытаясь, все проявления муссу хоть как-то объяснить. И если происходит этосамое мусу т.е. нежелание ребенка спать и др., то самоанец отвечает: «Кто егознает». Но есть одно исключение из этого правила поведения. Если человекзаболевает, то объяснение его болезни ищут в отношении к нему родственников.
Но в основном усамоанцев преобладает проявление безразличия к мотивам поведения другогочеловека. Но мусу своего рода защита самоанца, т.к. здесь в этом обществечеловек мало предоставлен самому себе. Самоанец никогда не находится один, ссамого детства он живет в большой семье, где нет личного имущества (или оноесть, но его могут легко подарить другому). Неприкосновенность личнойсобственности практически отсутствует.
Здесь существуетатмосфера маленькой деревни, где любой даже самый интимный поступок становитсяизвестным. Именно публичность любого поступка замещается в полной мереожесточенным и мрачным молчанием о внутренней жизни. Европейская женщина можетсказать: «Да я люблю его, но я не знаю, что будет дальше», а самоанка скажет: «Да мы живем вместе, но вы никогда не узнаете, люблю я его или ненавижу».
Причиной поездки наСамоа было изучение становления девочки в зрелую женщину без влияния сложностейуже организованной цивилизации, т.е. почему во время полового созреваниядевушка ведет себя агрессивно и бросает вызов семье и обществу или наоборотзамыкается в себе. Так вот изучение становления девушки в условиях развитойцивилизации просто невозможно, ведь условия жизни в развитом обществе влияют наповедение девочки уже с рождения. А в примитивных условиях это сделать проще.
«Верно ли что процесс взросления,в ходе которого маленькая девочка становится взрослой женщиной сопровождается спазматическим,эмоционально отягченным развитием, пробуждением религиозного чувства, расцветомидеализма, большой жаждой самоутверждения перед лицом авторитета? Можем ли мы считать,что юность – это такое время в жизни каждой девочки, которое столь жеобязательно связано с синдромами конфликта и стресса, как и с физическимиизменениями её тела?»
И вот при наблюдениидевушек на Самоа делается вывод, что ответ на все эти вопросы толькоотрицательный. Девушка, достигшая половой зрелости отличается от своей сестрымладшего возраста только физическими изменениями, т.е. других отличий междуними нет, в основном они похожи. Но возникают также другие вопросы, если периодполового созревания не приносят в жизнь девушки особенных трудностей, то с чемсвязаны стрессы у американских девушек-подростков?
Если процесс взросленияодинаков и у девушек Самоа и у американок, то различие в поведении у нихзависит от социального окружения.
В чем же тогдаразличия? Чем определенные стороны самоанской жизни, оставляющие неизгладимыйслед в душе девушки-подростка, отличаются от сил, влияющих на нашу подрастающуюдевушку, то можно попытаться ответить на него. Причины две: специфический укладжизни самоанцев и условия жизни примитивного общества вообще. В обществе Самоаникто не страдает за свои убеждения и во имя определенных целей. Конфликтымежду родителями и детьми решается при переезде детей в другую семью; междувзрослым и деревней, при уходе первого в другую деревню. Ни бедность, ни крупныенесчастья не угрожают им, поэтому они не борются за жизнь так бурно и не боятсябудущего.
Здесь существуетравноправие. Никто никого не наказывает за отставание от своих сверстников инет борьбы за лидерство в обществе «В своем спонтанном отношении к жизни, встремлении избежать конфликтов и острых ситуаций Самоа резко отличается нетолько от Америки, но и от большинства других примитивных цивилизаций».Всепримитивные народы, очень отличаются от развитых числом возможных вариантоввыбора чего-либо, дозволенных каждому индивидууму.
Итак, развитие ребенказависит от его окружения. В нашей цивилизации считается, что если ребёноквоспитывался и рос в более, лучших домашних условиях, то он будет обладатьлучшими шансами на успех. Но точно также мы можем предполагать, что самоанскаякультура не только более легко обращается с ребёнком, но и лучше готовит его кпредстоящим встречам с жизненными трудностями. Он воспитывается так, чтосамоанский ребёнок относится к этим трудностям намного легче, чем наши дети,воспитанные в «парниковых условиях».
На Самоа такоевоспитание, что ребёнок и младший и старший находятся на одном уровне,обращаются к ним одинаково. Здесь нет тесных связей между родителями и детьми,поэтому если и возникают какие-либо конфликты между ними, то решаются онибезболезненно для обеих сторон.
Также по мнению доктораМид последним и существенным отличием самоанской девушки от американскойявляется то, что первая не находится под родительским прессингом с цельюзаставить её сделать важный выбор. «От детей требуют, чтобы они учились, велисебя правильно, трудились, но их не заставляют спешить с выбором, который онидолжны сделать сами…» Главная причина безболезненного превращения самоанскойдевочки в женщину-это условия, где никто не испытывает глубоких чувств.
Все описанное МаргаретМид заставляет нас подвести итог, что сделанные выше выводы добавляют ещё одинпункт в американскую практику. И что в некоторых выводах можно увидеть, способыизменения этой практики общения и понимания подростков. Что некоторые методы впринципе не подходят или недостаточны для понимания поступковдевушек-подростков. Её работы стали «почвой» для дальнейших исследованийотношений между культурным окружением, воспитательской практикой и поведениемвзрослых и показали, что американские (наши, в том числе) представления овоспитании ребенка условны (чаще эти представления зависят от религиозноговоспитания). Она хотела доказать, что общепринятые представления о возрастныхциклах, так называемых переходных периодов в жизни человека неверны.
Список литературы
1 Маргарет Мид «Культура и мир детства»;М; 1988.
мидкультурантропология пубертатный
период