Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Самарскийгосударственный архитектурно-строительный университет
Реферат подисциплине
Этничность иполитика
«Чуваши»
Проверила: МухаметшинаН.С.
Выполнила: студентка 3курса
ИЭФ гр. Эг–63 КотляроваА. В.
Самара 2008
Чувашиделятся в основном на две этнографические группы: верховых (вирьял) и низовых(анатри), говорящих на разных диалектах чувашского языка и отличающихсяособенностями материальной и духовной культуры. Вирьялы проживают в северных исеверо-западных районах Чувашии, а анатри — южных и юго-восточных. На стыкеэтих групп находятся средне-низовые чуваши (анат-енчи), близкие по языку к вирьялам,а по одежде — к анатри. Большая часть чувашской диаспоры относится к низовойгруппе.
Чувашскийязык относится к тюркским языкам, но заметно отличается от большинства из них,так как сохранил в себе черты древнетюркского языка и множество лексическихпараллелей, свидетельствующих об исторических связях предков чувашей с древнимимонгольскими и тюркскими народами Центральной Азии.
Историкивыводят предков чувашей из древнетюркской этнолингвистической общности,формировавшейся в Центральной Азии в III тыс. до н.э., а в более поздний период (рубеж н.э.) — изпротоболгарского единства. В первой половине I тыс. н.э. оногуро-болгары и савиры обосновались на СеверномКавказе, где образовали государства Великую Болгарию и Савирское царство.
После ихраспада в VII веке часть оолгар и суварымигрировали на Среднюю Волгу и основали новое государство — Волжскую Булгарию(Х-ХШ века), разгромленную монголо-татарами. Булгарский период сыграл важнуюроль в формировании этнокультурного облика чувашей: заложил основы контактов сфинно-угорским населением края.
Последующаяистория предков чувашей развивалась в пределах Золотой Орды, Казанскогоханства, а с середины XVIвека — Русского государства. Формирование единого чувашского этноса шло в XIII-XVI веках на основе консолидации земляческих группбулгарского населения, мигрировавшего в правобережные районы Волги, иассимилированного финно-угорского населения. В XVI веке чуваши были вовлечены в общероссийскийполитический процесс. Христианизация, колонизация восточных земель, петровскиереформы — все эти явления отечественной истории затронули чувашейнепосредственно и привели к существенным изменениям в картине расселения ихарактере их этнической культуры.
Натерритории современной Самарской области чуваши появились во второй четверти XVII веке на Самарской Луке(Ставропольский район). В маленьких, затерянных в укромных местах за лесами ибуераками селениях восточной части Самарской Луки — Шелехметь, Борковка,Торновое, Чуракаевка — в конце 30-х-начале 40-х годов вместе с чувашамипроживали и мордва — всего около 900 человек. На западе региона первые чувашскиеселения упоминаются во владениях Савво-Сторожевского монастыря в деревнях СтарыйТеплый Стан и Новый Теплый Стан, а также в новопоселенной деревне «подле Усыреки ниже переволоки» в 1678 году.
Центральнаячасть Самарской Луки, где расположено большинство чувашских селений,осваивалось во второй половине XVIIвека. В этот период здесь возникло около десятка чувашских и мордовскихселений: Брусяны, Березовый Солонец, Ширяевские Вершины, Кармалы, Севрю-каево идругие. По ревизским сказкам 1719 года на Самарской Луке отмечено 6 чувашских и3 чувашско-мордовские деревни. Среди вновь поселенных — Чуракаево, Тойбахтино(Туйбахтино), Чувашская Яблонка и Тайдаково.
Вовторой половине XVII векаслужилыми чувашами были основаны селения Байдеряково и Малячкино, находящиесяна территории Шигон-ского района.
Ссередины XVIII века, перед третьей ревизиейнаселения (1762-1766), часть чувашей выселилась на юг и восток Самарской Луки иза Волгу, где ими были основаны новые деревни Семейкино, Безво-довка (Туйбахтино),Ижбуддинаполяна (Брусяны). Ивановка (впоследствии с. Никольское), ЛуговаяАлександровка, Чувашские Липяги (ныне — в Бе-зенчукском и Волжском районах).
Расселениечувашей в Самарском Заволжье (конец XVII — XVI11 века) вылилось в четыре этапа. Длякаждого из них может быть определен свой источник миграции. В первой половине XVIII века значительную часть переселенцевсоставили выходцы из северо-западных и северных районов Чувашии, то естьпреимущественно, вирьялы, верховые чуваши. В течение всего столетия большойпоток миграции наблюдался из Свияжского, Казанского и Симбирского уездов, тоесть из мест проживания низовых чувашей. Эти особенности отразились наформировании культурно-языковых особенностей самарских чувашей.
/>
Началорасселения чувашей в междуречье Черемшана и Кондурчи относится к концу XVII века, хотя в это время здесь еще несуществовало постоянных селений из-за крайней нестабильности политической обстановки- почти каждое десятилетие происходили опустошительные нашествия кочевников. Кконцу XVII — началу XVIII веков здесь существовало несколько десятковмордовских, чувашских и татарских деревень, располагающихся ныне в Кошкинском,Челно-Вершинском и западе Шенталинского района, а также в прилегающих районахУльяновской области и Республики Татарстан: Вишневая Поляна, Девлезеркино,Сиделькино, Старое Максимкино, Эштебенькино, Большое Ермаково и другие. Попереписи 1710 года здесь имелось 15 селений, в которых проживало примерно 1880человек. Согласно данным первой ревизии 1719-1720 годов численность чувашскогонаселения в Ставропольском уезде, заселенном к тому моменту части Заволжья, составлялаоколо 2600 человек.
Втораяревизия (1747 года) зафиксировала чувашей на значительно большей территории: в36 деревнях проживало более 6300 человек. Основная масса переселенцев-чувашейпринадлежала к некрещеным. В социальном плане они относились, преимущественно,к бывшим ясачным людям, но в нескольких деревнях вдоль Большого Черемшана — Костюнькино,Артюшкино и др. осели бывшие служилые чуваши. В этот же период продолжался рост«старопоселенных» деревень, расположенных сейчас в Борском районе Самарскойобласти и соседних районах Оренбургской области: Неприк, Геранькино, Алдаркино,Таволжанка и другие. Земли по р. Самаре и ее притокам были в 70-80-х годахотносительно свободны, что создавало стимул для вторичной миграции чувашей нетолько на соседние, но и на более отдаленные земли. Масштабы переселений в этотпериод были в два раза меньше по сравнению с предыдущим периодом (между II и III ревизиями в Самарское Заволжье мигрировало почти 8,8тыс. чувашей).
В конце XVIII века практически завершилосьосвоение земель на указанной территории, значительно ослабла миграция. Такоеотносительно стабильное состояние сохранилось вплоть до 20-х годов XX века, когда в связи с введением НЭПапроисходило выселение части населения на хутора и поселки.
С началаXIX столетия наступил мирный периодэкономического развития региона. Экстенсивные методы освоения земель уступилиместо интенсивным способам хозяйствования, при которых экономический успехобеспечивался не за счет переселения на более удобные и плодородные участки, аза счет улучшения форм землепользования.
Общаячисленность чувашей в регионе к началу XIX века составила около 40 тысяч человек, включаяжителей причеремшанских селений, входивших в Чистопольский уезд Казанскойгубернии. К середине XIXвека она увеличилась примерно в 1,3 раза и составила 53 тыс. человек, которыепроживали в 108 селениях. В последующие десятилетия численность чувашей попричине их частичного отатаривания росла медленно и достигла к 70-м годам 55тысяч человек. Некоторый рост показателей наблюдался к концу XIX столетия. По первой переписи 1897года в Самарской губернии проживало 92 тысячи чувашей, что в 1,7 раза больше посравнению с серединой века.
В первыедесятилетия XX века наблюдался постепенный ростчисленности чувашей в Самарской губернии, достигший в переписи 1926 года почти107 тысяч человек. В середине XXвека (1959 год) в Самарской (Куйбышевской) области проживало 101,6 тысячичувашей, в 1950 году — 113,8 тысячи, в 1979 году — 115,8 тысячи, в 1989 году — 117,8 тысячи, в 2002 году — 101,3 тысячи человек.
Историческичуваши представляли сельское население. В конце XIX века по переписи 1897 года из 91839 чувашей лишь 197или 0,21% проживали в городах: Самаре (87), Бугульме (65), Бугуруслане (42),Сергиевске (2), Бузулуке (1). В настоящее время (2002 год) чуваши-горожанесоставляют 37,4% от общего числа представителей данного этноса в Самарскойобласти, что несколько ниже доли городских чувашей в соседних регионах (от 43до 53%). Наиболее многочисленны группы городского чувашского населения вгородах Самаре (более ^тысяч человек) и Тольятти (более 12,5 тысяч человек).
Традиционноехозяйство
СамарскоеЗаволжье по своим природно-климатическим условиям отвечалохозяйственно-культурным потребностям чувашей. Основным занятием их оставалосьпашенное земледелие в сочетании с домашним животноводством и промыслами,игравшими незначительную роль. Землепользование чувашских крестьян в Заволжье вXVII — начале XVIII века осуществлялось на основе ясачного права.Земельные наделы по своим размерам и качеству земли превосходили наделы на местахпрежнего проживания: почти 19 десятин пашни и 15 десятин на 1 душу мужскогопола (д.м.п.) сенокосных угодий против 8 и 4 соответственно в Чувашии.Фактическое земельное содержание ясаков в Заволжье с учетом также размеров«степной десятины» превышало аналогичные показатели в Чувашии в 2-3 раза.
Всередине XIX века в связи с демографическимиизменениями в регионе (естественным приростом населения и массовой миграциейрусских крестьян) экономическое положение чувашей, в частности, обеспеченностьземлей, несколько ухудшилось: площадь пашни, занимавшей в среднем четверть всехугодий, сократилась в 2-3 раза. Тем не менее, самарские чуваши продолжалипребывать в более благоприятных условиях, чем в Правобережье. Они имели в 3-4раза больше земли, чем в Казанской и Симбирской губерниях. Немаловажноезначение для комплексного хозяйства имели сенокосные угодья, размеры которыхразличались по уездам и составляли в среднем по 4 десятины на 1 д.м.п.
Плодородныечерноземные почвы обеспечивали высокий и относительно стабильный урожай. «Здесьродится столько хлеба, что не только достаточно для продовольствия внутреннего,но и немалое количество отвозится в соседственные губернии, как в Казанскую иАстраханскую, а сверх того променивается хлеб в Оренбурге и Троицке за границу»— писал экономист XIX века Е.Ф.Зябловский. Самарские чуваши еще в XVIII веке отправляли излишки зерна (в основном рожь, пшеницу, овес, полбу,просо) на рынки Ставрополя, Казани и Симбирска. Извозом хлеба занималисьместные крестьяне — это было одним из распространенных промыслов в регионе. ЧувашиЧистопольского уезда Казанской губернии совершали и дальние поездки в Ирбит,Нижний Новгород, а иногда доезжали до Санкт-Петербурга, Киева и Астрахани.Связь с крупными рынками была сезонной: в основном ездили зимой по санномупути, а на рынки ближайших городов и сел выезжали регулярно по воскресеньям илибазарным дням. Наиболее популярными среди чувашей были рынки Бугульмы, Чистополя,Бугуруслана, Сергиевска.
Земледелиевелось по пашенной системе при трехпольном севообороте, в Самарском иБузулукском уездах оно сочеталось с залежной системой, при которой поле после2-3 лет интенсивного использования оставлялось на 4-10 лет.
Структурапочв требовала применения тяжелого плуга «акапусь», аналога сабана. Но большаячасть земель в XIX векеобрабатывалась сохой «су-хапусь». Бороновали деревянными боронами.
Весеннююпашню начинали в середине апреля (по старому стилю), после того, как снегсходил с полей и пашня немного подсыхала. Чуваши стремились закончить сев доязыческого праздника «симек», отмечаемого перед Троицей. К этому же сроку быложелательно закончить поднятие пара под озимь, потому что после симек наступалапора «синее», с началом которой не разрешалось ни пахать, ни сеять, ни косить,т.е. тревожить землю.
С июляначиналась «жаркая страда» — заготовка сена, жатва. После жатвы ржи и ееобмолота начиналась жатва овса, затем пшеницы, гороха и, в последнюю очередь,гречихи. Жали серпами, а горох и гречиху косили. Сжатый хлеб, предназначенныйдля озимого посева или на продажу, молотили в поле, а остальной хлеб свозили нагумно и складывали в одонья округлой формы — «капан». Для просушивания сноповстроили специальные сооружения — овины, а чаще более простую конусовиднуюконструкцию из жердей — «шиш». Молотьбу производили цепами «тапач» или с помощьюлошадей — «аштарни»: снопы раскладывали по кругу на земле и по ним гонялилошадь, привязанную в центре круга. Обмолот заканчивали до декабря, и зерновезли на ближайшие рынки и пристани.
Второеместо после земледельческих занятий отводилось разведению домашнего скота пристойловом его содержании в зимний период и выгоне на пастбища ввесенне-летне-осенний период. В чувашских хозяйствах разводили коров, быков,овец, коз, свиней. Последних разводили только крещеные чуваши, а некрещеные считалисвинину «нечистой» пищей. Количество поголовья скота определялось как нуждамихозяйства, так и возможностями для его разведения. Последние во многом зависелиот природно-ландшафтных условий. Наиболее благоприятные условия для разведенияскота имелись в лесостепях Бугурусланского и Бузулукского уездов, где поголовьеовец в хозяйстве достигало 25-30 голов. В середине XIX века в хозяйствах самарских чувашей имелось в среднемпо 3-4 лошади, 2-3 головы крупного рогатого скота, 5-6 овец или 1-2 козы. Кромескота чуваши содержали большое количество домашней птицы — кур, гусей, уток
Взначительно меньшей степени были развиты промыслы и другие отрасли хозяйства —огородничество, садоводство, рыболовство, пчеловодство (на ранних этапах — бортничество). Население региона, ориентированное преимущественно на выращиваниезерновых культур и картофеля, почти не занималось разведением садов ивыращиванием овощей, однако свекла, картофель, морковь, капуста, хмель, огурцыбыли известны чувашам еще в XVIIIвеке.
Пчеловодствоиграло наравне с хлебопашеством и скотоводством важную роль в традиционномкомплексе хозяйства самарских чувашей и входило в конце XVIII века в триаду основных занятий. Но вXIX веке оно пришло в упадок из-за сокращениялесов и лугов. Рыболовством занимались жители прибрежных селений Волги и еепритоков. Большая часть улова шла на собственное потребление, и лишьнезначительная часть — на продажу на местных рынках. Рыбный промысел не имелсреди самарских чувашей такой популярности, как в Казанской и Симбирскойгуберниях. Более широкое распространение имела охота на зверей и птиц.
Крестьянскоехозяйство чувашей носило полунатуральный характер, а связь с рынком былаэпизодической. В то же время сохранялась определенная специализация в областиремесла и промыслов. Изготовление орудий труда, хозяйственного инвентаря,домашней утвари требовало специальных знаний и опыта, которыми обладалограниченный круг лиц. Почти в каждом селении имелись кузнецы, гончары,плотники, бондари, сапожники, однако чуваши неохотно нанимались на такиеработы, предпочитая им земледелие. Чаще всего ремеслом занимались русские,татары или чуваши из Казанской губернии. Самарская губерния ежегодно принималанесколько тысяч отходников из губерний Поволжья и Центральной России. Самарскиечуваши могли найти работу по уборке урожая или извозу хлеба. На первом местесреди промыслов в губернии были «наем и возделывание казенных и частныхземель», на втором — извоз, а также пастушество, пчеловодство, мелкая торговля,плотничный промысел, работа на заводах. Определенный доход чувашские общиныполучали от содержания мукомольных мельниц и питейных заведений.
В отличие от чувашейПравобережья, вынужденных за недостатком и плохим качеством земли добывать нажизнь различными промыслами и развивать комплексное хозяйство, самарские чувашивсе свои усилия направляли на земледельческие занятия и скотоводство. Поэтому вих хозяйстве не был представлен весь спектр экономических связей и отношений,имевшихся в Чувашии. Самарские чуваши были слабее включены в рыночныеотношения, а их основным товаром на рынке являлась продукция земледелия искотоводства.
Крестьянскаяутварь
Внастоящее время роль земледелия в личном хозяйстве самарских чувашей заметноснизилась вследствие того, что производством зерновых культур занимаютсяколлективные хозяйства и фермеры, а в сфере индивидуального труда остаютсятолько огороды и сады. Большая часть овощей производится для собственногопотребления, но в ряде селений население специализируется на выращиванииопределенных овощей для рынка. Садоводство в Заволжье не получило большогораспространения из-за неблагоприятных климатических условий, хотя в рядерайонов ягоды и плоды поставляют на рынок. В зависимости от размеров семьи итрудоспособности ее членов в хозяйстве самарских чувашей имеются 1-2 головыкрупного рогатого скота, 3-4 овцы, 2-3 свиньи, домашняя птица. В последние годычуваши активно разводят лошадей для выполнения хозяйственных работ.
Наличиескота и приусадебных участков позволяет семьям полностью обеспечивать себямясом, молочными продуктами и овощами, что составляет значительный вклад вдоход семьи. Пчеловодство и рыболовство по-прежнему играют вспомогательнуюроль, почти исчезли традиционные промыслы. Часть хозяйственного инвентаря,принадлежности женского ремесла закупаются на рынке, и лишь кузнецы, валяльщикишерсти (в осенне-зимний период), плотники (по заказам) и пастухи (летом)занимаются специализированным промыслом. Из женских ремесел распространеныобработка шерсти и вязание из шерстяных ниток носок, варежек и одежды.Ткачество, вязание кружев, вышивка, столь значимые и популярные в недавнемпрошлом, вытеснены из современного, быта чувашской семьи за отсутствием спросана изделия.
Поселения
Основнымитипами чувашских поселений, встречающихся на территории Самарского Заволжья,являются села и деревни — «ял». Исторически для чувашей были характернынебольшие по размерам деревни, а также починки и выселки, образовавшиеся врезультате отпочкования от многодворных поселений. Формирование сел началось всередине XVIII века в связи с массовой христианизациейнерусских народов.
Вначальный период расселения в Самарском Заволжье большинство чувашских селенийбыли малодворными и состояли преимущественно из 20-40 дворов. При среднейлюдности двора в 6-7 человек численность населения в них составляла 120-200человек. К середине XVIII века ростлюдности происходил в основном в «старопоселенных» деревнях — до 550 человек, ав «новопоселенных» она не превышала 300 человек. Малолюдными были селения,образовавшиеся в результате отпочкования от материнских — менее 50 человек. Кконцу века размеры чувашских селений редко превышали 100 дворов. Более половинычувашских селений в то время насчитывали от 150 до 350 человек, примерночетверть — до 600.
Ксередине XIX века в чувашских селенияхнасчитывалось в среднем 50-70 дворов. Размеры селений различались по уездам: всеверных они были в 2-3 раза меньше, чем в восточных. В 70-х годах численностьнаселения в селениях с преобладающим чувашским населением варьировала восновном в пределах от 300 до 600 жителей. В пяти селениях (Девлезеркино, Микушкино,Среднее Аверкино, Старое Ганькино и Пронькино) она превышала 1000 человек.
Преобладающимтипом заселения в Самарском Заволжье является долинный. Чувашские селениярасположены вдоль рек бассейна Большого Черемшана, Кондурчи, Сока и Кинеля. Всеверо-восточных районах региона (территория современных Клявлинского,Исаклинского, Похвистневского районов) важную роль играет рельеф местности —склоны холмов Бугульмино-Белебеевской возвышенности, под которыми расположенымногочисленные чувашские селения. Холмы надежно защищают селения от суровыхсеверных ветров и южных суховеев. Историческая застройка поселений формироваласьс учетом этих же факторов: северная сторона жилого дома остается глухой, и окнавыходят на южную сторону.
Источникамиводоснабжения в чувашских селениях издавна служили реки, вдоль которых онирасположены, а также ручьи, ключи, озера, искусственные источники — колодцы иводопровод.
Национальнуюспецифику расселения чувашей в регионе представляла своеобразная кучевая планировкаселений, состоявших из родовых гнезд «курмышей». В «курмыше» были объединены до20 и более домо-хозяйств, представлявших, по замечанию краеведа А. Глинского,«сплошную массу построек: изб, анбаров, конюшен, хлевов, сараев и бань почтичетверти народо-населения, сомкнутых одна к другойбезо всякого расчета под одну соломенную крышу». Застройка «курмышами» резкоотличала чувашские деревни и «концы» в многонациональных селениях от мордовскихи русских сел, устроенных по уличному принципу. Кучевая планировка создавалаопасность при пожаре.
Измененияв планировке чувашских селений происходили во второй половине XIX века, в результате которых сложиласьсовременная уличная планировка селений при овражно-приречном типе заселения.Центральные и главные улицы имеют двурядную застройку, а параллельные застроеныв один ряд. В большинстве селений выделяется административный центр,совпадающий с его историческим центром. Однако в некоторых из них и понынесохраняется традиция беспорядочного расположения домов при отсутствии четко выраженнойлинии улицы.
Жилище
чуваш самарский этнокультурный облик
Наиболеераннее описание двора «картиш» и жилой избы «пюрт-сюрт» самарских чувашей данов работе русского исследователя XVIIIвека И.И. Лепехина: «Каждый житель имеет особливый дом, который, смотря подостатку крестьянина, или тыном, или забором огорожен. Среди самого двораставят жилые их избы, которые никакой пристройки не имеют, как то сени иличуланов, но двери прямо отворяются во двор. Заживные между ими имеют при каждойзимней избе и летнюю, которая против зимней ставится и соединяется с нейпереходом». Внутреннее убранство избы состояло из глухих нар, располагавшихсяоколо стены напротив входа. Нары служили и кроватью, и ларем для хранениядомашних принадлежностей, а также местом содержания молодняка скота в зимнийпериод. Над нарами завешивали полог. Избы топились по-черному, а маленькиеволоковые окна затыкались задвижками. Во дворе, кроме жилой избы, имелисьпостройки для скота и хранения хлеба и сена. Здесь же располагалась парнаябаня, в которой, по сообщению И.И. Лепехина, они «еженедельно парятся… внесносном жару и в 2 веника».
К концу XIX —началу XX века преобладающим типом жилища среди самарских чувашейстали двухкамерные дома, состоящие из избы и сеней, а в некоторых — еще из клети.У бедняков продолжали бытовать избы с крыльцом, без сеней. В качестве временныхжилищ служили шалаши «хюше», полуземлянки «сер пюрт», лачуги, амбары,глинобитные избы
Всоветское время, особенно в послевоенный период, происходил интенсивный росткамерности домов либо путем сооружения приделов, либо путем строительства домов-крестовиков.
Избытрадиционно строились на низкой подклети. Для ее возведения применялисьразличные строительные материалы: дерево, саман, кирпич, реже — камень.Основным материалом служили бревна различных пород дерева, но чаще хвойных. Втехнике домостроительства использовались различные приемы: срубная, столбовая,глинобитная кладка. Основной способ рубки бревен «в обло». В начале XX века в связи с удорожаниемлесоматериала и обнищанием крестьян в регионе получили распространение саманныеи глинобитные дома.
Привыборе места для дома соблюдали традиционные обычаи: не разрешалось ставить домна месте жертвоприношения умершим родственникам «таса выран» или духамместности «хаяр выране». Место, выбранное под дом, освящали — «чук туна». Впередний угол окладного венца и под матицу клали монеты, под переводины —монеты, зерна, кусочки ткани. В подполе строящегося дома приносили жертвудомовому «херт-сурт», а перед вселением в дом справляли новоселье «сене сюрт».
Жилыедома у самарских чувашей имели различия по конструкции и форме крыши,расположению по отношению к улице. В северных районах они имели двускатныекрыши и стояли узкой стороной к улице, а в северо-восточных и восточных —четырехскатная крыша сочеталась с расположением широкой стороной к улице.Традиционно крыши покрывали соломой. В лесистых районах использовали тес,дранку, а в степных — камыш, черепицу. В XX веке в практику вошли железо и шифер. Пол и потолокнастилали досками. На улицу прорубали в стене 2-3 косящатых окна (у пятистенков— больше). Вход в дом располагался или с улицы, или со двора.
Стенытакже обмазывали глиной или белили, что наряду с четырехскатной крышейпридавало дому типологическое сходство с южнорусской избой. Наружное оформлениетакого жилища не было обременено архитектурными деталями — минимальноукрашались резьбой фронтон и наличники окон. Резной орнамент распространился сначала XX века.
Вовнутренней планировке дома на протяжении столетий сохранялись традиционныечерты. Печь «камака» располагалась справа или слева от входа, была обращеначелом к передней стене и могла иметь вмазаный котел. Такая планировка близка ксреднерусскому типу. В пятистенных домах передняя изба отапливаласьпечью-голландкой. В настоящее время хлебопекарные печи комбинированы с водянымотоплением и подтопкой. По диагонали от печи стоял стол, а в смежном с печьюуглу, у входа, стояла кровать. В «красном углу» у крещенных чувашей находилась божница.Угол избы перед печью «камака уме» выполнял функцию кухни по традиции печь ставилина деревянное основание, к которому пристраивали неподвижную скамью. В XIX над входом устраивали «полатисентре», вокруг стола, вдоль передней и боковой стены устраивали неподвижныескамьи «сак» рядом мог стоять сундук с вещами, в кухонной части имелся посудныйшкаф. В настоящее время мебель домашнего изготовления заменена фабричной. Интерьержилища в прошлом украшался домоткаными полотенцами, половиками, вязанымискатертями, салфетками, подзорами.
Дощатыеили бревенчатые сени «сельник» использовались для хранения продуктов, а также вкачестве летнего жилища. Перед входом в сени устраивалось крыльцо, украшенноеархитектурными деталями.
Надворныепостройки (амбар, клеть, хлев) располагались во дворе либо в виде буквы Г, либо— П. В восточных районах области встречалось свободное расположение построек.Во дворе находился «лась», использовавшийся для приготовления пива или выпечкихлеба. Баня «мунча» по соображениям пожароопасности выносилась за пределы двораи ставилась ближе к источнику воды. Материалом для строительства хозяйственныхпостроек служило дерево, камень, кирпич. Овощи, консервированные искоропортящиеся продукты хранили в погребе «нюхреп». Двор замыкался либоизгородью из плетня, либо дощатым забором с воротами (с крышей или без нее). Первыеносят название русских ворот, вторые — чувашских.
В60-90-х годах XX века происходили существенныеизменения в технике домостроительства: увеличилась камерность (3-5 комнат),дерево частично вытеснено кирпичом, а в некоторых селениях строятся блочные ищитовые дома. Однако дерево преобладает при возведении хозяйственных построек.
Национальный костюм
Национальныетрадиции наиболее ярко отразились в женском костюме. При изготовлении рубах идругих деталей костюма самарские чуваши использовали те же материалы, что иживущие в Чувашии: белый холст «пир», крашенину, пестрядь «улача», кумач, фабричныеткани, шерстяные и шелковые нитки, тесьму, позумент, бисер, кораллы, раковиныкаури. Рубаха имела туникообразный крой с вставными боковыми клиньями, чтонаряду с декором сближало ее с рубахами чувашей этнографической группыанат-енчи. Она украшалась вышивкой и нашивками на груди, спине и плечах. Сконца XIX века вышивка на рубахах сталапостепенно вытесняться нашивками из покупных, преимущественно красного цвета,тканей — сатина, ситца и др.
С конца XIX века в быт самарских чувашей входитпестрядь, и пестрядинные рубахи вытесняют белохолщовые у чувашей, обитавшихсевернее р. Большой Кинель. Пестрядь получила распространение в районахсовместного проживания с татарами. Ее ткали преимущественно из ниток домашнегоизготовления, крашенных фабричными красками. Существовали два приемаорнаментации домотканины — «в клетку» и «в полоску». Из пестряди «в клетку»шили женские рубахи.
Появлениепестряди повлекло за собой изменения в композиционном разрешении декора рубахи:исчезли нашивки вдоль швов, наспинная и нагрудная вышивка, сами нашивкиупростились, а в более поздних вариантах (с 30-х годов XX века) заменялись складками. Изменился покрой рубахи: непременнойчастью его стала оборка, пришитая по подолу и имевшая 2 или 3 яруса. За счетоборок рубаха удлинялась. Оборку шили из покупных тканей красного или синегоцвета — в тон нашивкам. На пестрядинных рубахах рукава кроились шире проймы ипришивались к основному полотнищу, будучи собраны в плечах. Ношение пестрядипервоначально ограничивалось повседневностью, а на праздники, особенно на«мункун» (Пасху) и «симек», полагалось надевать белохолщовые рубахи, а появлениев обществе в пестряди считалось грехом. Белые, а впоследствии ситцевые рубахисветлых тонов чуваши продолжают носить в христианские праздники — на Троицу иПетров день.
Религиознаяориентация групп самарских чувашей — христианская, языческая и мусульманская —во многом предопределила судьбу национального костюма. Отатарившиеся чувашибыстро переходили на татарский костюм, а православные постепенно меняличувашскую рубаху на русскую «юбку с кофтой», вместо «сурпана» повязывали головудомотканым или фабричным платком. Дольше всех национальный костюм сохранялинекрещеные чуваши, у которых он наряду с религией выступал одним из критериевэтнической самоидентификации.
Обязательнойдеталью женского костюма самарских чувашей был передник «черситти» — с грудкойили без нее, сшитый из холста или ткани. Головной убор самарских чувашей —«хушпу» — имел некоторые отличия от аналогичного убора, распространенного вПравобережье. Заволжские хушпу имеют шлемообразную форму и сочетают в декоресеребряные монеты различного достоинства и кораллы, пришитые рядами. Остовсвязан из грубой шерстяной нити или сшит из холста, верх открыт, а к немупришита цилиндрическая верхушка. Хушпу имел хвост, украшенный рублевымимонетами и бисером.
Наряду схушпу у бузулукских чувашей в традиционном костюме был представлен и другойэлемент — височная подвеска «пусь йеппи», применявшийся всегда в комплексе сналобной повязкой «масмак». Пусь йеппи представлял собой сетку, сплетенную изразноцветного бисера, которая пришивалась к кумачовой полоске трапециевиднойформы. На голове она держалась при помощи двух медных булавок, соединенныхмедной цепочкой; ими одновременно протыкали сурпан и масмак, закрепляя обедетали на голове.
Значительныеразличия имеются в размерах и принципе оформления сурпанов (головныхполотенец). В причеремшанском ареале бытовали длинные (до 2,8 м) и широкие сурпаны с ткаными из белых и красных ниток концами. По всем параметрам и способуношения они близки к сурпа-нам низовых чувашей. В междуречье Сока и Кинеля былипредставлены сурпаны с полихромным оформлением. У бузулукских чувашей они былиуже и короче (до 2 м) и отличались от сурпанов северных групп также по стилюорнаментации.
Сурпаныносили в комплексе с хушпу и нагрудным украшением «сурпан сякки», но старыеженщины повязывали голову вторым, меньшим по размеру полотенцем — «пусьтутри».
Вкомплекс женских украшений самарских чувашей входили шейное украшение «майсиххи» или «майя», нагрудное украшение «сурпан сякки», бусы «шарся», ушныеукрашения «алка», поясные подвески «сара» или «хюре». Майсиххи изготавливалисьиз разноцветных бус, бисера и монет, нанизанных в 2-3 ряда на нити, концыкоторых были соединены.
Самарскиечуваши в XX веке: общественно-политическая жизнь
Самарскаягуберния была одной из активных арен христианизаторского просветительства вовторой половине Х1Х-начале XXвека: здесь были открыты школы с преподаванием на чувашском языке, осуществлялиперевод литературы на чувашский язык, проводили съезды миссионеров (1899, 1906годы). В 1917 году в Самаре возникло чувашское общество «Земля и Воля»,которое, в частности, ставило задачу распространения в губернии литературы начувашском языке, что способствовало бы приобщению чувашей к родной культуре.
В 20-егоды в Самаре был образован клуб национальных меньшинств имени товарища Сталина(в 1926-1931 годах он работал по адресу: ул. Л. Толстого, 72), где наряду ссемью другими национальными секциями активно работала чувашская секция им. Д.Эльменя. Основными направлениями в деятельности клуба были: организациябиблиотек, кружков (драматического, политического), соцсоревнований, шефскойсвязи с колхозами, культмассовой и антирелигиозной пропаганды. Здесь ставилиспектакли, проводили встречи с писателями и поэтами. Чувашским клубом руководилуроженец села Два Ключа И.Ф. Иванов. При клубе работал чувашский хор из 80человек, руководителем которого был уроженец села Стюхино Сергей Лучков.Руководителем чувашской секции при Губисполкоме был Смагин А.И… Несмотря нато, что он был русским, по словам очевидцев, он прекрасно изъяснялся начувашском.
В это жевремя в Самаре существовала чувашская военно-политическая школа, курсантамикоторой были более 100 юношей и девушек из чувашских сел губернии —малограмотные молодые люди, имевшие за плечами 1-2 класса образования ивоевавшие на фронтах гражданской войны. После 5-6 месяцев обучения в школе онивозвращались в свои части в качестве комиссаров и политруков. Руководителемшколы был И.В. Соловьев — идейный вдохновитель и организатор всего чувашскогодвижения в Самаре, уроженец Чувашии, выпускник Симбирской чувашской школы.Курсанты школы выпустили первую газету самарских чувашей «Юлдаш».
25декабря 1922 года в Самаре была открыта чувашская школа-интернат второй ступенидля детей-1 сирот (ныне ул. Ленина, 73). Его выпускники стали известнымидеятелями чувашской словесности: В.З.Иванов-Паймен, Ф.Е. Афанасьев-Уяр, СтихванШавлы, Владимир Бараев-Сркке, В. Погильдяков и др. Ученицами этой школы былисестры классика чувашской поэзии К.В. Иванова — Прасковья, Валентина и Евгения.Здесь учились чувашские ребята из сел Среднее Аверкино и Туарма С. В. ЗахаровиИ.П. Захаров, впоследствии ставшие известными офтальмологами. Это был Своеобразныйцентр чувашской культуры, в котором могли собираться и общаться наиболееобразованные представители чувашского населения Самары и области. В 1923-1924годах здесь было особенно многолюдно: собирались студенты ВУЗов, выпускникичувашской школы, курсанты совпартшколы, учителя, красноармейцы и рабочие.
В 30-егоды Самара стала центром Средневолжского края, в котором насчитывалось до 300тысяч чувашского населения. Одно время обсуждался вопрос о создании вБугурусланском уезде чувашского автономного округа с центром в с. БольшоеМикушкино, где чувашское население составляло 60%.
Деятельностьвсех этих учреждений и организаций находилась под идеологическим давлениемВКП(б), и все же 20-30 годы XXвека можно считать первым этапом в этнокультурном движении чувашей Самарскойобласти.
Сужесточением тоталитарной системы был взят курс на нивелирование вопросовнациональной политики. Защита интересов этнических (национальных) меньшинствстала трактоваться как уклон в национализм; с практикой поддержки организацийнацменов было покончено. В середине 30-х годов был репрессирован В.З. Паймен. В1938 году закрыта газета «Колхозник», к этому времени не стало в Самаре и чувашскойшколы.
ВеликаяОтечественная война 1941-1945 годов породила патриотический подъем у всехнародов России. Чуваши на полях Великой Отечественной проявили себя как стойкиебойцы и патриоты своей Родины. Двое из них стали Героями Советского Союза —Ф.Н. Ижедеров и Г.Д. Дюдюкин.
Фактическидо хрущевской оттепели тема национальной культуры была под запретом, посколькусчиталось, что с развитием социализма формируется новая многонациональнаяобщность — советский народ.
Прошлонесколько десятилетий, и на волне перестройки возродилось этнокультурноедвижение самарских чувашей. 15 мая 1992 года в селе Салейкино Шенталинскогорайона было создано Самарское областное чувашское культурное общество «Пехиль».Впоследствии, с переводом общества в областной центр, деятельность егоприобрела более масштабный характер. Первые мероприятия во Дворце спортаавиационного завода, загородном парке культуры и отдыха им. М. Горького, первыетеле- и радиопередачи на чувашском языке сыграли свою роль в пробуждениинационального самосознания чувашей Самарской области.
Внастоящее время в Самарской области работают семь чувашских общественныхобъединений: Самарское областное чувашское культурное общество «Пехиль» (первыйруководитель А.А. Кудряшов, с 1995 года — В.Д. Калмыков), Самарское городскоеотделение СОЧКО «Пехиль» (руководители П.В. Абрамов, в настоящее время — Л.А.Долгова), Самарское областное чувашское культурно-просветительское общество«Хастар» (руководители Е. Ягафова, В. Глухова, Н. Осипова), Тольяттинскоегородское чувашское культурно-просветительское общество «Шанчак» (руководительА.П. Глухов), Тольяттинское некоммерческое партнерство культурный центр «Наследие»(руководитель Н.Н. Измайлова), Региональная общественная организация «Улах»(Челно-Вер-шинский район Самарской области, руководитель Н.М. Головин) иЧувашское культурно-просветительское общество «Малалла» (Кошкинский район,руководитель А.Д. Моисеев).
Благодаряусилиям этих общественных объединений при организационной и финансовойподдержке Администрации области сегодня стали традиционными ежегодные праздники«Акатуй», областной фестиваль чувашской культуры, фестиваль «Играй, гармонь» имногие другие массовые мероприятия.
Учувашей Самарской области хорошо сохранился традиционный этнографический пласткультуры. Почти в каждом селе есть фольклорные коллективы, многие из которыхпринимают участие в областных праздниках чувашской культуры и представляютнародную культуру на Всероссийском уровне.
Так,далеко за пределами области известен чувашский народный ансамбль «Улах» (селоТуарма Шенталинского района), который в 1992 году став участником акции ООН«Шелковый путь», с огромным успехом выступал в концертных залах Швеции,Германии, Франции, Бельгии и Голландии. Руководитель коллектива заслуженныйдеятель культуры РФ Е.И. Артюкова-Шепталова много делает для пропаганды чувашскойнародной культуры.
Около 30лет в селе Стюхино Похвистневско-го района существует единственный в областинародный чувашский театр «Стюхаль». Бессменным его режиссером являетсязаслуженный деятель культуры РФ Н.Е. Ижмурков. За эти годы силамисамодеятельного театра было поставлено более 45 пьес различных жанров. Театрявляется лауреатом многих региональных фестивалей самодеятельного творчества,хорошо известен в чувашских селах области.
Большойвклад в сохранение и развитие чувашской музыкальной культуры вносят:заслуженный работник культуры РФ В. Трофимов (ансамбль «Самар ен», г. Самара),заслуженный работник культуры Чувашской Республики Н.Н. Измайлова (ансамбль«Теллей», г. Тольятти), заслуженный работник культуры Чувашской Республики Н.В.Анчиков (руководитель чувашского общества Шенталинского района), заслуженныйработник культуры Чувашской Республики Н.С. Карлин (ансамбль «Асамат»,Сергиевский район).
С каждымгодом растет мастерство самодеятельных артистов из фольклорных' ансамблей«Сёлкусь» (село Большое Микушкино Исаклинс-кого района, руководитель Н.Савельева), «Тере-гель» (село Рысайкино Похвистневского района), «Уяв» (с. Ново-ЭштибенькиноЧелно-Вершинского района) и др.
Впоследнее время радуют успехами детские фольклорные коллективы: «Селкус» (с.Четырла Шенталинского района), «Шанкарав» (с. Резяп-кино Клявлинского района),«Путене» (с. Карма-ло-Аделяклово Сергиевского района), Самарская земля являетсяродиной многих замечательных людей, внесших большой вклад в развитие культурычувашского народа. Среди них — режиссер, заслуженный деятель культуры РФ Л.Родионов, писатели В. Погильдяков, В. Самойлов и Ф. Уяр, поэт В. Энтип,солистка театра оперы и балета Чувашской Республики Т. Смирнова и многие другие.
Духовнойродиной стала самарская земля и для великого просветителя чувашского народаИ.Я. Яковлева. С мая 1864 по ноябрь 1865 года молодой И. Яковлев работалземлемером в Сызранской удельной конторе, объездил многие села и деревниСамарской губернии. В селе Винновка он впервые задумался о том, что толькоразвитие письменности и образование народа, литература на родном языке смогутсохранить народ как таковой. Впоследствии именно И.Я. Яковлев, будучидиректором Симбирской чувашской школы, открывал в деревнях Самарской губерниишколы. При его содействии в 1871 году в с. Девлезеркино было открытоинородческое 2-классное училище Министерства народного просвещения. В 1879 годув с. Туарма Бугульминского уезда была учреждена церковноприходская школа.
Сегодняв Самарской области 67 чувашских образовательных учреждения (62общеобразовательных и 5 воскресных школ). На ниве чувашского просвещения лучшимисчитались Салейкинс-кая средняя школа (долгие годы директором здесь работалзаслуженный учитель Чувашской Республики И.В. Воронцов), Четырлинская средняяшкола (директором был заслуженный учитель Чувашской Республики Г.Н. Сидоров).Интересен опыт Севрюкаевской средней школы Ставропольского района (директорА.В. Федоров), ставшей лауреатом международного движения «Красивая школа» иВсероссийского конкурса «Школа года».
В 1921году учениками самарской чувашской школы был издан первый номер рукописной газеты«Юлдаш» — орган Чувашского политотдела Самарского губернского отдела по деламнациональностей и Чувашской секции губкома РКП (б) Самары.
В20-30-е годы выходили газеты «Чухансен сасси» («Голос бедности» — орган чувашскогополитотдела 5-й армии Восточного фронта, г. Сызрань), «Чала ударнике»(«Челнинский ударник» — орган политотдела Челнинской МТС, станция Челна),«Хастар» и «Самрак ударник» (орган РК ВКП(б) и райисполкома Сталинского, азатем Похвистнев-ского района). Наряду с союзными и районными новостями онипечатали рассказы и стихи местных авторов. В Самаре были изданы два литературныхальманаха «Лед тронулся» и «Средняя Волга». На страницах этих изданий пробовалисвои силы молодые литераторы, студенты пединститута, сельские корреспонденты.
В 30-егоды в Самаре с разной периодичностью стала выходить на чувашском языке газета«Колхозник». Одним из первых редакторов был известный писатель Дмитрий Исаев(Авраль). В разные годы в издании газеты и книг на чувашском языке принималиучастие известные литераторы И. Тукташ, Н. Янгас, В. Паймен, И. Викторов, И.Кузнецов (Сенек). Здесь же пробовали перо молодые литераторы, студентыпединститута — Степан Шумков (Стихван Шавлы) и Владимир Бараев (Сркке). ВКуйбышевском краеведческом музее работал научным сотрудником чувашский поэт А.Петтоки. В.З. Иванов-Паймен некоторое время возглавлял Средневолжскую писательскуюорганизацию. В гостях у самарского «Колхозника» бывали известные поэты иписатели П.П. Хузангай, М. Уйап, А. Алга, Н. Мранька, В. Митта.
С мая1995 в Самарской области выходит в свет областная чувашская газета «Самарен»(«Самарский край»), (редакторы В.Л. Григорьева (1995-2000 годы) и Н.В.Давыдов). Газета издается при поддержке органов власти в соответствии сОбластной целевой программой «Разные, но не чужие — мир через культуру».
С 1992по 2002 год на волнах многонациональной радиостанции «Радио-7 из Самары»выходила в эфир передача на чувашском языке: звучали чувашские песни, музыкальныепоздравления (редакторы Н. Осипова, с 1998 года — Л. Архипова).
В 90-егоды XX века популярностью у зрителейпользовалась телепередача ГТРК «Самара» «Мы — россияне», режиссером которойбыла М.Ф. Дмитриева. Здесь прошли первые телепередачи на чувашском языке обистории, обрядах, литературе и искусстве самарских чувашей. Сегодня сюжеты об однойиз древних культур Поволжья можно посмотреть в передачах ГТРК «Самара»«Вести-со-дружество» (редактор О. Христенко).
В началетретьего тысячелетия областные чувашские праздники, гастроли чувашских артистови театров из Чувашской Республики в Самаре, Тольятти и селах области сталирбычным явлением в культурной жизни региона,. Количественный и качественныйрост чувашских коллективов, крепнущие связи с Республикой Чувашия, стремлениезнать язык и культуру своего народа, деятельность чувашских общественныхорганизаций — эти позитивные факты являются свидетельством роста этническогосамосознания у чувашей Самарской области на фоне интеграционных процессов вобществе.
САМАРСКОЕОБЛАСТНОЕ ЧУВАШСКОЕ КУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕСТВО «ПЕХИЛЬ»
Образованов 1991 году, имеет отделения в городах и сельских районах области. Являетсяинициатором создания городского ансамбля «Самар ен», областной газеты с такимже названием, чувашских воскресных школ в г. Самаре (школа №62, №141, №146).Основные мероприятия: областные праздники «Сурах ури», «Акатуй» (праздник«Плуга и сохи»), «Уяв»; ежегодные областные смотры-конкурсы: самодеятельныхэстрадных коллективов, самодеятельных драматических коллективов, «Играй,гармонь», детский фольклорный конкурс и спартакиада. Победители становятсяучастниками Все чувашских культурных и спортивных мероприятий, посвященных ДнюГосударственности Чувашской Республики (г. Чебоксары). Ежегодно проводитсяобластная олимпиада по родному языку и литературе, посвященная Дню рожденияклассика чувашской литературы Михаила Сеспеля (Кузьмина Михаила Кузьмича).
САМАРСКОЕОБЛАСТНОЕ ЧУВАШСКОЕ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО «ХАСТАР»
Существуетс 1998 года. Основные мероприятия: областной праздник «День чувашскойкультуры», организация выставок работ художницы В. Черновой в Самаре и Чебоксарах,выставки фотохудожника Г. Иванова-Оркова в Самаре, проведение фольклорногопраздника «Девичье пиво», выпуск газеты «Хастар», издание книги Е.А. Ягафовой«Самарские чуваши», проведение этнографических экспедиций по чувашским селениямСамарской области (1998— 1999 годы), работа в воскресной чувашской школе,участие в организации ежегодного праздника «Акатуй» и областного фольклорногофестиваля. В 2001 году в рамках проведения «Дней чувашской культуры» состоялосьоткрытие памятной доски на доме по адресу Самарская, 203, где жил известныйчувашский писатель В.З. Иванов-Паймен, в 2005 году — памятной доски поэта А.Т.Петтоки на здании Самарского педагогического университета (ул. Л. Толстого,47).
ТОЛЬЯТТИНСКОЕНЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР «НАСЛЕДИЕ»
Созданов 2000 году. Основные мероприятия: праздники «Са-варни» (Масленица), «Уяв»(Хоровод), «Манкун» (Великий день), «Серен» (весенний праздник). Приорганизации работает чувашский фольклорный образцовый семейный ансамбль «Телей»(«Счастье») — взрослая и детская группы. Ансамбль участвовал в работеМеждународного фестиваля тюркских народов в Турции (г. Анкара), Международнойконференции «Юнеско» в г. Набережные Челны, Всероссийском фестивале «Золотая амфора»в Греции (г. Парос). Имеет многочисленные награды.