Фольклорная практикапроходила в селе Новая Усмань с 19 по 28 августа.
Были записаны несколькофольклорных произведений и семейно-бытовые обряды. Их рассказывала жительницасела Гаврилова Клавдия Митрофановна 1928 года рождения (78 лет). Она закончила7 классов средней школы. Родилась и прожила в этой местности всю жизнь.Работала секретарем в сельском совете и бухгалтером. Сейчас КлавдияМитрофановна уже на пенсии. Наиболее полные сведения от нее были получены освадебном обряде, что не удивительно, ведь это одно из важнейших событий вжизни человека не только в прошлом, но и сейчас.
Конечно, со временем«сценарий» свадьбы меняется, некоторые его части утрачиваются, некоторыесливаются воедино. Несмотря на это, общие черты свадебного обряда, записанногов 19 веке и 2006 году, четко прослеживаются. И поскольку сценарий торжества вэтой местности относится к южнорусскому типу «свадьбы-веселья», то простонеобходимо соотнести его с другим обрядом этого региона. Для сравненияиспользуем свадебный обряд сел Эртильского района, который был записан летом2005 года студентами ВГУ во время фольклорной практики.
Клавдия Митрофановна, мояресспондентка, начинает свой рассказ.- «Раньше молодежь никак не знакомилась,ведь Усмань была, народ туда-сюда не ездил, коренные жители были, никакихприездов, ни отъездов не было. Люди знали предков, прадедов, и по этим предкамприходили свататься. В брак вступали в 20-30 лет, в 18 редко – редко вступали. Младшиедети в семье не могли вступать в брак раньше старших, потому что закон былтакой.»
Первым этапом свадьбыбыло сватовство. Состав лиц, приходящих сватать невесту, во всехрассматриваемых источниках очень схож.
«Приходила мать крестная,она как сваха, родители жениха и можа кто-то из родственников, 2-3человека.»-говорит Клавдия Митрофановна. В материалах экспедиции 2003 года в с.Рождественская Хава отмечено, что свататься ходили только женщины. И свататьсяходили тайно. А у М.Е. Пятницкого в описании свадебного обряда села НоваяУсмань особо выделяется сходотай.
Удалось обнаружить однуинтересную деталь, которая не упоминается ни в архивах 19 века, ни 2005 года:«Приходили сваты, а им отказвуют, говорят: «Мы не отдадим невесту». А они тодытряпочку или веник воровали, чтоб отдали.» К сожалению, Клавдия Митрофановн несмогла объяснить почему так происходило.
Стоит сказать, что вотличии от Эртильского района, где со сватаньем поведение девушки менялось, вНовой Усмани по моим данным все оставалось по прежнему: «Просватанная девушка –невеста – вела себя, как и не просватанная: никуда не ходила, если гулятьпошла, то с девчатами только, в хоровод с девочками. Пока девушка толькопросватанная, она одявалась, как и все, а когда уж под вянцом побывала, то онаплаточек надявает и без няго уж никуда не выходит, пока не умреть.»
У Пятницкого, кроме того,выделяется второй день сватовства. Сейчас он отсутствует. Это свидетельствует опроцессе упрощения свадебного обряда, о котором говорилось ранее.
Итак, «если только онисговорились, тогда назначают лады и вся семья начинает молитьсяза невесту.» По записям 19 века здесь происходит первое официальное знакомствожениха с невестой, а родители говорят о материальной стороне свадьбы. ВЭртильском районе этот этап назывался запой, но содержание еготакое же. Вот как говорит о ладах моя ресспондентка: «лады – это гуляньенебольшое. Жениха рядом с невестой не сажали, они никогда вместе не сидели.Жених сидит на приступочке, а невеста на сундуке. Приступочек– это на русской печке есть печурочки, к ним прикрепляются 2палки, стоя, и на нее кладут еще палку. Это и есть приступочек. Если молодые небыли знакомы, то на ладах они поглядели друг на друга, и все.Или они можа другна друга не глядят. И это лады начинаются, они по стопочке выпивают, а потомдоговариваются, про день свадьбы, и выкуп постели.»
Далее по записям 19 векаследует осмотр подворья жениха. Такой части сценария не удалось зафиксировать.«Родители невесты к жениху домой не ходили, не глядели. А чаво глядеть, они итак знают что за люди, какое хозяйство.» -говорит Клавдия Митрофановна. Крометого, в ее рассказе не упоминается о сговоре. Сейчас эта часть обряда утеряна, посколькусейчас свадебные песни не исполняются на свадьбах и их помнят уже немногие(ведь именно здесь впервые появлялись песенные свадебные образы).
Следующим этапомзаписанного мной свадебного обряда, и в тоже время общим для всех,рассматриваемых источников, является постель.
«В день перед свадьбойбыла «постель», привозили постель, наряжали комнату (в домежениха, где будет застолье в день свадьбы), гуляли. Приезжали от жениха, но нежених, забирали все от нявесты, ребята крепкие, чтоб погрузить, были и женщины,но на постели всягда немного. Ребята бойкие были, вынясут им самогона, иливодки, а они просят деньги за постель. Долго торговались, а потом постельвыкупят и за стол садятся. Постель выкупали у невесты, они ее шили на девичнике,вышивали». В материалах экспедиции 2003 года в Рождественскую Хаву, есть однаинтресная деталь, которая не упоминается в рассказе Клавдии Митрофановны.Постель убирали особым способом: сначала на кровать клали перины, затем одеяла,подушки, свернутые простыни, наволочки и т.д.
Постель покупали забольшие деньги.
Отличие мы наблюдаемтолько с записями Пятницкого, где приданное везли родители невесты в домжениха. Эта часть усложнялись обязательным наличием посадного блюда с блинами икурицей.
Девичник проходил похожимобразом во всех трех источниках. «…Девичник у нявесты проходил, она сама подругприглашала, они там работали, невеста вяла себя как все, и одета была как все –просто. Они плакали, потому что песни пели очень грустные, особенно когдарасставались с невестой. Они плакали по невесте, они потеряли подружку. Они неголосили в голос, а просто тихо плакали. А жених не приходил, ни один парень немог прийти. А дружка – свидетельница, была назначена, она обязательно была.
Подружки ее работали,утирки вышивали, работали неделями, а то и месяцами, песни пели. Однако востальных двух источниках жених имеет то или иное отношение к девичнику.
«На утро свадебного днянявесту причесывали подружки, они пели печальные песни, плакали, и невестаплакала, они прощались». Перед тем, как отправиться в церковь невестублагословляли: «… становили ее на колени, молитву читали, напутствие. Отецговорит: «Подражай мужу, а муж подражает Иисусу Христу, повинуйся мужу». А еслиродителей нет, то благословляла мать-крестная.» Благословление невест оченьсхожи, вероятно это связано с тем, что оно исходит от официальной церкви,которая имела очень огромное значение в жизни прошлых поколений, и, в отличииот народных верований, ее правила меньше подвергались изменению. Собственно,родители таким же образом благословляют дочь и сейчас.
Огромное отличиезаписанного обряда от остальных двух в том, что жених и невеста не видятся довенчания и едут в храм на разных повозках. Например, в обряде СелаРождественская Хава Жених приезжал до венчания в дом невесты выкупать ее, но вцерковь они ехали все же на разных повозках.
«Иконы, которымиблагословляли невесту, везут в церковь, стелется полотенце, или скатерть, нанее становится жених и невеста, надевают кольца. И эта скатерть называется посадная..И когда ребенок родится, то этим лечили раньше детей. Оно святое. На этомполотенце они стояли во время венчания. Такая же скатерть имеется и вматериалах экспедиции 2003 года в Р. Хаву. Кроме того там считалось, что тот изновобрачных, кто первый наступит на ткань будет верховодить в семье
Потом после венчания, нена самой свадьбе, сажали невесту и жениха за небольшой стол и подают курицу,которую воруют на «постели». Это для того, чтоб невесту никто неувел». И здесь мы тоже видим очень интересную деталь. Нам уже встречаласькурица в обряде, записанном Пятницким, но там она появлялась в заключительныйдень свадебных торжеств, и у нее было другое предназначение. В селеРождественская Хава в курицу наряжалась одна из женщин еще на сватовстве.
После венчания ехали молодыев дом жениха, где должен был проходить свадебный пир, им «каравай выносили наполотенце красивом, на него ставили солонку, и свекровь должна былаблагословлять сперва иконой, а потом угощать их.
Это был обыкновенный,круглый хлебушек красивый, который мать жениха сама пекла. До сих пор в НовойУсмани существует обычай встречать молодых после регистрации хлебом-солью.
«После венчания невестапереодевалась у жениха в другое платье, и подружки ее тоже, как какое кушанье,так они переоденут платья. Потом мать крестная берет ее и сажает за стол. А самапо праву руку от нее сидит, ведь мать занята, готовить. Сначала молодыесадились, а потом гости… В святом углу сидели одни старики, а старушки чутьпоодаль. И они пели старинные затяжные песни. Старики начинали, а молодежьподхватывала. Песнями гостей величали. Когда садились за стол, то брали чашку ив нее гости подарки дарили, кто отрез, кто деньги. Народу всегда биткомнабивалось, глядели, что дарят. Вся улица или полсела приходят на свадьбу. Всехсмотрят, как выглядит невеста, как жених, где ж там вести себя плохо, там напересудок на один. Боялись»
На свадьбу всегдастарались подавать на стол все самое лучшее: щи, кашу, оладьи, особенно мясамного было.
«А вот когда блинцыподадут, то значит, никаких кушаний больше не будет. Блинцами кончалась свадьба».Туже самую деталь мы наблюдаем в обряде Эртильского района.
Во всех трех источникахговориться, что первую ночь молодые проводили в доме жениха, и им, непременно,выделялось отдельное помещение. Вот как описывает это Клавдия Митрофановна: « Умолодых на брачную ночь была, если не отдельная комната, то так отгороженная.Материал такой, полух назывался, вся кровать им закрывалася, этобыла как комната отдельная.» На утро, как и в Эртильском районе, «…молодыхбудили дружок с подружкой. Приходили рано и они били об дверь горшки.»
Второй день свадьбыгуляли у невесты. Мы наблюдаем здесь периодичность. Пиры проходят попеременното в одном доме, то в другом.
Сейчас последний деньсвадьбы празднуют в жениховом доме, А у Пятницкого говориться, что последнийдень пируют у невесты.
Стоит заметить, что врассказе Клавдии Митрофановны самые долгие гуляния, посвященные свадьбе: «.Ездили они по гостям как молодожены в течении месяца, но по праздникам, не врабочие дни. Но, например, если ты гуляла у меня на свадьбе, то ты должна меняк себе в гости пригласить, чем больше гостей на свадьбе, тем больше приглашенийполучали молодые». Тогда как в записях Пятницкого они длятся неделю, а вЭртильском районе 2-4 дня.
Итак, мы видим, чтосвадебный обряд Новой Усмани середины 20 века имеет больше сходств со свадьбамиС. Рождественская Хава и Эртильского района этого же времени, нежели сНовоусманским обрядом 19 века. Современным обрядам свойственна упрощенностьсценария, процесс торжества не настолько театрализированный.