Молдавский национальный костюм
ТРАДИЦИОННЫЙ ЖЕНСКИЙКОСТЮМ
А) ЖЕНСКИЕ РУБАХИ
Молдавский национальныйкостюм – это разнообразие красок. При нашей роскошной и яркой погоде, простоневозможно создать что-то блёклое и незапоминающееся. Самыми любимыми цветамивсегда считались: красный, зеленый, синий, белый и немного коричневый. Тканьмогла быть также разнообразной. Это могла быть шерсть в холодное время года, амогло быть льняное или конопляное полотно. Бедные семьи использовали полотно изконопли (оно грубее). Лён и хлопок – семьи богатые. Из шелка делали полотенца сбахромой, женщины ими повязывали голову на праздники. Вся одежда была вышитанациональным узором. В прошлом в Молдавии не было ни одного села, в котором быженщины не украшали вышивкой домотканую одежду, скатерти, полотенца, занавеси,наволочки. Особенно украшали вышивкой одежду (обычно праздничную). Национальнаяженская одежда более красочна, чем мужская. В Молдавии много деревень, городови у каждой местности свои обычаи и свои костюмы. Различаются цветовая гамма,покрой, отделка и многое другое. Основной частью молдавского женского костюмабыла рубаха, которая была двух видов покроя: туникообразная с цельнокроеным рукавоми с плечевыми вставками на кокетке. Рубаха состояла из двух частей: верхней инижней. Верхняя часть “stan”, была похожана кофточку. Всегда была открытой, шилась всегда из легкого полотна иукрашалась вышивкой. Нижняя часть рубахи “poale”, всегда покрывалась юбкой идля неё использовали ткань, по проще. Но могли надевать “fată”, из-под которой видна нижняя частьрубахи. Тогда рубаху шили из самого лучшего полотна и украшали вышивкой илиузором мережки.уникообразная рубаха – самый распространенный вид одежды вдеревнях. Она дожила и до наших дней. В основном она распространена на севереМолдовы и в селах Буковины. Такие рубахи шили из льняного, конопляного илихлопчатобумажного полотна. Для праздничной рубахи использовали полотно изшелка-сырца “boranjic”. Вырезнойворот мог быть круглой или квадратной формы, позднее появился невысокий стоячийили отложной. Туникообразную рубаху украшали вышивкой, на груди три-четыревертикальные полосы. Орнамент всегда яркий, красочный для праздничных рубах.Для повседневных более сдержанных тонов. Характер орнамента зависел отрасположения районов и от местных традиций. К примеру, в праздничных рубахах насевере республики (Бричанский, Единецкий районы) вышивка распологалась по всейчасти рубахи до пояса, включая рукава. Орнамент рубах модернизировался ипоявился растительный мотив – изображение листьев, винограда и цветов. Онрасполагался в основном в виде квадрата или прямоугольника на плечах поперёкрукава. Эта вставка называется-“altiă”, а рубаха с таким рукавом- ‘cămeăcu altiă”.
В селах левобережногоПриднестровья (Рыбницкий, Каменский районы) были распространены рубахи сцельнокроеным рукавом, украшенные орнаментом в виде розеток на плечах ирукавах. Это один из вариантов орнамента “altiărîuri”. Особенностьэтих рубах, стоячий или отложной воротник и собранный у кисти широкий рукав срасширяющейся манжетой. Эти рубахи называют “cămeă cu mincet”.
Б) РАЗНОВИДНОСТИ ЮБОК
Комплект национальнойодежды состоял из рубахи и юбки, к которым иногда добавлялся передник.
Самый распространённыйвид юбки – “catrină”. Эта юбкапредставляет собой цельный несшитый кусок ткани, который надевают, оборачиваявокруг бёдер так, чтобы одна пола находила на другую. Надевали её и другимспособом – закладывая одну полу за пояс (без особой разницы, какую сторону, закакую закладывать), но во многих сёлах носили с обоими опущенными полами. Длинаюбки “сatriă” составляет в длину 1м 40смпри высоте 0,80м. В верхней части юбка крепилась поясом.
Юбку ткали на горизонтальномткацком станке из шерсти лучшего качества “peri-or de lînă”.Распространённая расцветка юбки для будних дней, представляла собой, чёрную илитёмно-коричневую юбку с несколькими вертикальными, красными полосами. Оченьредко можно было встретить с горизонтальными полосами. “Catrină” могут быть двух разновидностей. Впервом случае юбка делится на две части верхняя и нижняя. Верхняя часть большенижней и окрашена в чёрный или тёмно-синий цвет, нижняя – в красный илисветло-синий. Во втором – левый и правый бок юбки покрыт вертикальныморнаментом, а средний свободен от узоров. Этот тип характерен для жителейсеверных районов Молдовы. Праздничные “catrință” имели ярко выраженный рисуноккрупные цветы или розы, вышитые красными, жёлтыми или синими нитями. Иногдаюбка могла быть украшена бисером или золотыми и серебряными нитями. Вмолдавских сёлах на севере и на юге Бессарабии, носили только юбки “fotă”. Она состояла из двух шерстяныхфартуков, но она не получила широкого распространения. Такие юбки в Закарпатье,а также в молдавских сёлах Буковины, носила название “zadie”. Еще один тип юбки“fustă”. Она обычно состояла из нескольких полотнищ или из двух полотнищ сдобавленными клиньями. На подол такой юбки часто нашивали цветные ленты –красные, синие или зеленые. В конце XIX века появился обычай надевать поверхюбки полотняный передник, который завязывался на поясе и назывался – “pestelcă”.Передник и головной убор показывали статус женщины. Женщина начинала носитьпередник только после свадьбы, что показывало её переход в категорию замужнихженщин. В древности передник носили как самостоятельную поясную одежду, егонадевали поверх рубахи.
В) РАЗНОВИДНОСТИ ЖЕНСКОЙНАПЛЕЧНОЙ ОДЕЖДЫ
В теплое время годанадевали жилеты, а зимой – длинные шерстяные безрукавки, подшитые мехом“minteana”, или короткое полупальто “scurteică, sucmănel’. А так женосили овчинные безрукавки и тулупы, пальто. Жилеты шили из плотной шерстянойткани темного цвета или вязали из шерсти. Меховые безрукавки ‘bonda, bondiă, peptar” отличались потипу кроя: с разрезом посередине и с застежками; с короткими полами беззастежек; с разрезом на боку и застежками. Самой распространенной была безрукавка с разрезом посерединеи с застежкой. Жилеты и безрукавки богато украшались орнаментом. Зимние шерстяныековты украшались кружевами, лентами, а шерстяные безрукавки – орнаментом изтонкого шнурка. В северных районах распространены безрукавки из белой шерсти “căptăru”. Ониукрашались в сочетании черного декоративного шнурка и белого поля безрукавки. Шнурок, пришитый к безрукавке,образует зигзагообразные линии вдоль бортов, ворота и вырезов на плечах.
Особенно богаторасшивались женские безрукавки из кожи. Белое поле овчинной кожи вышивалицветными нитками мулине, бисером или украшали аппликациями из кусков кожи.Наиболее яркие безрукавки шили в северных районах Молдавии и в молдавских селахЧерновицкой области. Для орнамента здесь использовали разноцветный бисер,красные и черные шерстяные нитки. Очень редко можно было встретить куртку срукавами “anterie”. По типу она похожа на болгарскую куртку, которая былашироко распространена. Верхняя зимняя женская одежда мало отличается по покроюот мужской. Женщины носили длинную плечевую одежду из домотканого сукна „suman”, а также полушубки “cojocel”. Еще были распространены такие видыженской верхней одежды как “jubea, zăbun, burnuz, polîc”.Каждый вид имел свои особенности, нопо покрою они напоминали “suman”
Г) ТРАДИЦИОННЫЕ ГОЛОВНЫЕУБОРЫ И ОБУВЬ
В прошлом существоваломного разновидностей головных уборов, которыми женщины отличались от девушек.Девушки до замужества ходили с не покрытой головой, с распущенными волосами, аих голову покрывал венок из цветов или заплетали волосы в две косы. Во времясвадьбы с невесты снимали свадебное покрывало и надевали женский головной убор.Это означало, что девушка перешла в категорию замужних женщин.
Традиционными считалисьголовные уборы полотенчатообразного типа: “cîrpă” – будничный и “neframă” – праздничный.
“Cîrpă” — сложный головной убор, напоминающий русскуюрогатую кику. Основу составлял деревянный обод, передние концы которого срезаныи образуют рога. Обод укрепляли на голове при помощи платка и покрывали сверхуполотенчатообразным убором, концы которого могли спускаться под подбородок илина плечи женщины.
Праздничный головнойубор, “neframă”, или “maramă”, представлял собой платок, по форменапоминающий длинное полотенце. По форме и способу носки близок к древнерусскимголовным уборам. Подревнерусскому обычаю сверх кики, а также повойника и зимней шапки надевали платок,сложенный в виде треугольника — убрус, или наметка.
Он складывался подподбородком так, что два его конца, часто украшенных вышивкой, спадали нагрудь. Зимним головным убором (особенно среди высших слоев населения) былишапки типа мужских, с матерчатым верхом и меховой опушкой, а также плоскиемоховые шапки с наушниками – “каптуры”. С зимними головными уборами убрус моглиносить и по-другому — надевать под шапку.
Для “neframă”, тканьизготавливали легкую, часто прозрачную, шириной полметра и длиной до двухметров, изготовляли на небольшом ткацком станке. Полотно ткали изхлопчатобумажной или шелковой пряжи. Для праздничных видов употребляли золотыеи серебряные нити. Мотивы могли быть разными – это либо геометрические полосы,либо гирлянды цветов. Орнамент мог располагаться не только по краям, но и повсему полю покрывала. Повязывали по разному, либо ткань покрывала голову, аконцы были опущены на спину. Либо один конец опущен на грудь, а другойпереброшен на спину – так носили в северных районах. Иногда завязывали подподбородком узлом и оба конца опускались на грудь.
Со временем полотенчатыеплатки вышли из моды и их заменили головные платки. В конце XIX века былонесколько способов завязывания платка: în pălărie платокпокрывал только верхнюю часть головы; după cap – узел находился назатылке; subbarbă – концы завязывалипод подбородком. Различными были и названия головного платка: “broboadă,testemel” – на севере Молдавии; “batic, batistă cornior, alincă” – вцентре; “legătoare,băsma, bariz, colar” – на юге. Летом носили в основном белые или светлые платки. Зимние были болееплотные, чаще шерстяные. Пожилые женщины в основном носили темные расцветки.
Женской обувью с древнихвремен были “opinci” – обувь из сыромятной кожи, стянутой по верхнему краю.Летом крестьянки ходили босиком. В холодное время года зажиточные крестьянкинадевали сапоги, кожаные ботинки. Туфли всегда шились на заказ, носились толькопо праздникам и передавались из поколения в поколение. Пожилым людям шили изваляной шерсти или вязали тапочки ”totoci, cupici, tîrîiți”.
ТРАДИЦИОННЫЙ МУЖСКОЙКОСТЮМ
А) МУЖСКИЕ РУБАХИ
Мужская одежда, в отличиеот женской, была менее разнообразной и красочной. Это была рубаха из хлопковогоили льняного домотканого полотна. Её носили на выпуск, поверх штанов, иповязывали одним или несколькими поясами – один поверх другого. Мужские рубахибыли различных типов: туникообразные; с плечевыми вставками; на кокетке или сюбкой. Туникообразный покрой рубахи (косоворотка) — самый древний. Доставшаясянам, от русских и украинских поселений проживающих на территории Молдовы. Внастоящее время такую рубаху можно встретить только в некоторых селах севераМолдовы, где их название, указывает на их древность, — “cămeă bătrînească”. В селах некоторых районов (Дондюшанского,Вулканештского, Оргеевского, Рыбницкого) носили косоворотку с разрезом на грудис левой стороны. Такую рубаху, не носили навыпуск, а заправляли в штаны. Покройрубахи был одинаков – к центральному полотнищу пришивали боковые прямоугольныевставки. Рукав прямого покроя сочетался с ромбовидной ластовицей “pavă”.Ворот, вырезной круглой формы. Позднее появился невысокий стоячий воротник.Длина рубахи и ширина рукавовразличались от местных традиций. В некоторых селахраспространены были длиннополые широкорукавные рубахи, характерные для жителейгорных районов. Для жителей равнины – короткие рубахи с узкими рукавами. Рубахас плечевыми вставками, пришитыми по утку, распространена в молдавских селахюжного Припрутья и в некоторых центральных и северных районах. Вставки имелидва названия: “platcă” – в Леовском и Резинском районах и “petic” – ВРышканском, Вулканештском и Оргеевском районах.
Рубаха на кокетке – этораспространенный городской покрой, попав в село, прижился там и приобрелхарактер народной рубахи. В конце XIX – начале XX века – это былсамый распространенный покрой мужской рубахи в Молдавии. К кокетке пришивали всборку переднее и заднее полотнища и рукава. Туникообразного покроя рубаха сюбкой, “cămeșă cu fustă”, состоящая изкороткой до пояса рубахи и юбки до колен, которую носили на резинке. Местосоединения рубахи и юбки, перехватывали двумя поясами.
Все рубахи украшалисьорнаментом или мережкой. Но особо богато украшались – косоворотки. Вышитуюодежду носили в основном молодые мужчины. Богато вышивали праздничные исвадебные рубахи. Ткань для них изготавливали техникой саржевого мелкоузорногопереплетения. Манжеты украшали тканным орнаментом, а иногда мережкой либокружевами. Чаще всего делали вышивку на груди (прямоугольный участок) и вдоль разреза.Часто украшали вышивкой манжеты, ворот, полы рубахи. Реже — участки на плечах. Вороту рубах, во многих случаях, оставался неизменным – это круглый вырезной ворот спрямым разрезом. Позже появлялись разновидности, но наиболее распространенным,был невысокий стоячий воротник с прямым разрезом, скрепляющийся завязками илизастегивавшийся на пуговицы. Поле воротника, также украшали орнаментом, норедко.
Б) РАЗНОВИДНОСТИ МУЖСКИХШТАНОВ
Мужские штаны имелинесколько вариантов покроя. Они различались местными традициями и местностью.Различались по покрою и качеству материала. Штаны были разных типов: холщовые“izmene”; шерстяные “iari”;зимние шерстяные штаны “bernevici, nădraji, cioareci” и зимние из овечьихшкур “meini”.
Самыми распространеннымиштанами были “izmene” – они изготавливались из льняной, конопляной илихлопчатобумажной ткани. “Izmene”служили повседневной рабочей одеждой, которую носили летом. Но в некоторыхселах носили и как праздничную одежду. (рис а.б). В селах Вулканештского районаизготавливали свадебные “izmene” из тонкого хлопчатобумажного полотна и
украшали вышивкой сорнаментом. Со временем, “izmene” стали носить как нательное бельё и надевалиповерх них брюки.
Мужскими брюкамираспространенными в северных районах республики, были “iari” – узкие и длинныебелые штаны из домотканой шерстяной материи. Характерной особенностью этих брюкбыла их длина: она могла быть равной полному человеческому росту. На ногесобирались складками. Такая одежда характерна для горных районов, их носилипастухи — моканы, перегонявшие стада овец. И “izmene” и “iari” имели крой страпециевидной вставкой в шагу. Распространены они были только на севереМолдавии. По качеству материала и по покрою существовало несколько типовштанов. Один из них – штаны из толстой шерстяной ткани темного цвета, сшитыебез соединительной вставки или с небольшой ромбовидной вставкой “bernevici”.Этот тип брюк – славянского происхождения и был распространен у всех славянскихнародов Балканского полуострова.
Другой тип – зимниешерстяные щтаны из белой или серой плотной ткани с двумя соединительнымивставками – “cioareci, nădraji”. Штаныэтого покроя иногда украшали спереди у пояса несложным орнаментом изаппликаций. Зимней одеждой для пастухов были “meini” – штаны из овечьих шкур,сшитых мехом внутрь.
В) РАЗНОВИДНОСТИ МУЖСКОЙНАПЛЕЧНОЙ ОДЕЖДЫ
В мужском костюме многовидов наплечной распашной одежды, которую носили поверх рубах. В теплое времягода надевали жилеты, их покрой был аналогичен женской одежде. Мужские овчинныебезрукавки украшались так же, как и женские, но орнамент был более скромным иделался из кожаных аппликаций. В холодное время года мужчины носили длиннуюплечевую одежду из домотканого сукна – “suman”. Ткань, называлась так же как иодежда, могла быть крашеной или некрашеной и, в зависимости от этого, — белогоили серого или коричневого цветов. “Suman” не имел воротника, его кроили с круглым вырезнымворотом и носили с поясом. Позже, “suman”стали шить со стоячим иотложным воротниками, пуговицами и завязками, коротким или длинным. Украшалиорнаментом, аппликациями из черного шнура. Иногда к воротнику пришивали капюшон“glugă”, которым, покрывали голову в дождливую погоду, тогда “suman” назывался — „manta cu glugă”. Богатые крестьяне носили зимой шубы “contăi”, покрытые тонким сукном. Еще более богатой одеждой считали“cojoc” – тулуп из овечьих шкур, сшитых мехом внутрь, свободным покроем.
Г) ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ
Зимним головным уборомбыла островерхая барашковая шапка “cușmă”. Летом носили войлочную илисоломенную шляпу. Мужчины, согласно обычаю, не должны были выходить из дому безголовного убора. Молодые парни украшали праздничные шляпы лентами, цветами илипавлиньим пером.
Д) ТРАДИЦИОННАЯМОЛДАВСКАЯ ОБУВЬ
Древнее изготовлениеобуви в Молдавии было обычным процессом. Традиционной молдавской обувью были –“opinci”. Сначала разделывали щкуры и шерстьживотных, и из них шили вручную обувь. Самодельная кожаная обувь, по форменапоминающая болгарские “опанки”, или украинские “постолы”. Их изготовляли изсвиной или коровьей кожи. Бедные крестьяне плели “opinci” из камыша или излиповой коры. По форме их можно разделить на два типа. На севере носили „opinci” с носком, в остальныхрайонах, носили их без носка, равномерно стянутые складками спереди. До кожанойобуви люди обувались в обувь, сделанную из растений. Сначала готовили связки,которые потом присоединяли друг к другу с помощью веревок и получалась целаясоломенная плоскость. Ее можно было согнуть и обвязать веревками. Получалосьчто-то вроде русского лаптя.
РАЗНОВИДНОСТИ ПОЯСОВ
молдавскийнациональный костюм
Обязательной частьюмолдавского костюма был пояс – древний элемент одежды. Археологические находкиговорят, что на территории Молдавии уже в V веке в быту применяли кожаные поясас металлическими накладками. В древности у молдован существовали верования вчудодейственную силу, которую придает пояс. Пояс, над которым был прочитанзаговор, надевали для излечения больному или жениху на свадьбу – “на счастье”. Внекоторых селах был обычай, по которому весной перед посевом крестьяне, выйдя вполе, подбрасывали вверх красные пояса с пожеланиями, чтобы так же “высокоросла пшеница”.
По форме пояса былиразличны. Наибольшее распространение имел пояс тканый шерстяной. Женщины помимошерстяных носили шелковые разноцветные пояса. Пояс в прошлом служил как бывозрастным показателем, его надевали только взрослые женщины. Так, впреднестровских селах Севериновка, Подойма девушки носили широкие цветныепояса, сшитые из покупного сатина “brîu mare”. Ширина пояса доходила до15-18см. Поверх пояса повязывали несколько синих лент. В селах Слободзейскогорайона, в послевоенные годы девушки на выданье подпоясывались косынкой,повязывая углом вниз. Замужние женщины, носили узкие, шерстяные пояса “brîude lînă”, вытканые на станке. Женские пояса были уже мужских. Поясшириной 10-12см. назывался „cingă”.Были и еще тоньше пояса назывались “frîngii”, которыми, подвязывали юбки.
У мужчин в прошлом былираспространены шерстяные пояса. Поверх шерстяного надевали узкий кожаный пояс смедными блёстками. Пастухи носили широкие, до 30см., кожаные пояса “cimir”.Такие пояса, были украшены блёстками и внутри имели карман для денег, снаружи кним подвешивали различные предметы – трубку либо нож. На севере Молдавиибогатые крестьяне заказывали широкие пояса у мастеров-шорников. Беднякиподпоясывались веревками.
Длина доходила до двухметров, а ширина до двадцать пяти см. Для измерения ширины пояса пользовалисьмерой „palmă”, равной 28см. Еще шире посаизмерялись другой мерой “palmă domnească“, длина которой равна 29см. Мужскиепояса чаще делали одноцветными – красными, синими, зелеными либо белыми. Иногдав расцветке появлялись горизонтальные полосы другого цвета. В северных районахможно было увидеть пояса с крупным рисунком, изображающим листья и цветы, атакже ветви дерева с крупными листьями. Эти пояса были только женскими ивышивались разноцветными шерстяными нитками.
В РоссийскомЭтнографическом музее в Санкт-Петербурге есть большая коллекция тканых поясов.В основном это пояса, изготовленные в XIX и XX вв. Мужской тканый пояс красногоцвета сохранился до наших дней, в отличие от всех остальных деталей одежды.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Народный костюм, егоразнообразный колорит и многообразие вышивки и сейчас заставляют насвосхищаться. Они заражают нас оптимизмом, дают настроение праздничности ивеселья. Народные мастера до сих пор превращают старинные вещи в произведенияискусства. При этом без малейшего труда добиваются разнообразия. Коллекциимолдавского народного костюма, хранящиеся, в фондах музеев открывают перед намипрекрасное народное искусство, и оставляют свидетельства богатой фантазиимолдавских людей, их тонкого вкуса, изобретательности и высокого мастерства. Молдавскаястрана располагает огромным богатством традиций в области национальногонародного искусства, многообразие форм, красочность элементов костюма,изящество и неповторимость костюма, особенности вышивки. Сейчас народный костюмне пользуется у народа большим спросом, но он нужен нам для проведенияразличных народных праздников, на народных гуляниях, когда молдавские танцорыедут на гастроли.
Благодаря тому, что мыизучаем эту тему, мы должны понимать, что нужно беречь традиции и нашенаследие. То, что носили наши предки нужно передавать из поколения в поколение.Не даром эти коллекции хранятся в различных музеях мира.