Министерствосельского хозяйства Республики Казахстан
КазахскийАгротехнический университет
Имени СакенаСейфуллина
Курсоваяработа
На тему:
Казахскийорнамент
Выполнил:
Семён Алтынай
Астана 2009
Содержание
Введение
История развития казахского орнамента
История искусств Казахстана
Способы создания казахского национальногоорнамента
— Вырезание орнамента на бумаге,сложенного в 1 раз
— Вырезание орнамента на бумаге,сложенного в 2 раза
— Вырезание орнамента на бумаге,сложенного в 3 раза
Заключение
Орнаменты
Список использованной литературы
Введение
Дизайн – задуманныйчеловеком план или схема чего – то, что будет реализовано, т.е. первый набросокбудущего произведения. Design(от англ.) – обозначать, определять назначение.
Этнос – нация, народ, естественносложившаяся на основе оригинального стереотипа поведения группа людей,существующая, как энергетическая структура, противопоставляющая себя всемдругим таким коллективам, исходя из ощущения взаимной симпатии особей,делящихся на «своих» и «чужих».
Впервые этностиль возникоколо 200 лет назад. В наши дни переживает свое второе рождение.Привлекательность этнодизайна – его максимальная демократичность, гибкость иоткрытость. Это направление принципиально не признает четко очерченныхстилистических рамок, ставя во главу угла экзотику, яркость и необычность, поройдаже на грани эпатажа. В большинстве случаев дизайнеры, оформляющие этническийинтерьер не стремятся к точному воссозданию конкретного национального колорита.Их главная задача путем использования экзотических предметов декора,нетрадиционных отделочных материалов нестандартных эстетических решений придатьпомещению выразительность, заставить его заиграть новыми красками.
В этнодизайне существуеточень много направлений. Помимо наиболее популярных, африканского иливосточного вариантов этнического дизайна, существуют десятки всевозможныхэтностилей.
Сегодня существуетпроблема нарушения гармоничного взаимодействия универсальной мировой культурытрадиционных локальных культур всего мира, проявляющихся в различных сферах,что подтверждает экологические катастрофы, войны, ассимиляции и исчезновениямалых народов, изменения национальных языков, образа жизни и быта.
Яркий пример проявлениятакой проблемы, последствием которой является формирование имиджа современногообщества, представляет собой одежда, как важнейший продукт и компонент любойкультуры. Качественное значение одежды в универсальной и традиционной культуреразлично. Осознание разницы этих значений приводит к затруднению, осложняявзаимоотношения, диалог развитие и культурный синтез. Причины и смысл появленияодежды традиционной культуре существенно отличается от тех смыслов ипоследствий, которые в процессе эволюции одежда обрела сегодня. Смысловоенаследие отчетливо проявляется в такой сфере универсальной культуры как современнаямода, создавая массу противоречий и культурный дисбаланс, что по существуявляется одной из значимых характеристик нашей эпохи. В традициях костюмасохранилось подлинное значение одежды, содержащей уникальную информацию,способную помочь разрешить многие кризисы современности.
Следует отметить, чтоявление «дизайн», получило определенную и не всегда правильную трактовку вобществе, что создало ему определенный имидж «поверхностного» оформлениявнешнего вида чего либо. «Дизайн» в профессиональном понимании обязательноотражает гармоничное композиционное решение изнутри, основанное на всестороннемучете условий эксплуатации, свойств использования материалов, теснуювзаимосвязь художественных, конструкторских, технологических аспектов.
В настоящее времянаметился определенный кризис истощения творческого базиса «голого дизайна». Вто же время это естественно, поскольку этнодизайн, по большому счету,отличается от современного только способом производства. Основанием для этогослужит идея тождества дизайна самой культуре, проникающего во все сферыжизнедеятельности человека, участвующего во всех культурных процессах.
В процессе проектногоанализа традиционного костюма и современной моды, где первый выступает вкачестве творческого источника, а вторая в качестве творческой среды и проектногоаналога, был осуществлен дизайн – анализ в рамках собственного дизайн –проекта.
Дизайн–проект – этосоздание коллекций моделей современной одежды на основе традиционного народногокостюма. Главная идея проекта – демонстрация синтеза демонстрационной иуниверсальной культур, как способа разрешения проблемы культурного дисбалансана примере одежды, формирование у широкой аудитории интереса к уникальнымтрадициям ремесленнического искусства.
История развитияказахского орнамента
Центральная Азия – сердцеевроазиатского материка. Исторические судьбы народов, населяющих этопространство, тесно переплетены между собой, ибо это ветви одного дерева.
«Никто не приходит «ниоткуда»,и не исчезает в «никуда». Мы есть, и мы были всегда. Ибо мы знаем свою родословнуюв семи коленах, знаем свою историю в 27 веках. Если уподобить современноеискусство Казахстана кроне пышно-цветущего дерева, то традиционное казахскоеискусство, и в первую очередь орнамент – образ глубоких его корней. Изучениеорнамента – путь к истокам». (Р. Жусупов, директор музея Современного икусства«Шежире»)
Орнаменты — один из видов древнего народного искусства.Истоки возникновения этого искусства исходят из далекой древности. Сюжетноесодержание и название орнаментов менялись и совершенствовались соответственноособенностям жизненной ориентации и быта народа в каждую новую эпоху. Внастоящее время искусство создания орнаментов, обретя качественно новое богатоесодержание и новаторские черты, превратилось в духовное и материальное достояниеказахского народа.
Прикладное искусство — один из основных разделов казахскойэтнокультуры, необходимо преподавать в школах, начиная с первого класса.Учащиеся должны обучаться искусству создания орнаментов не только на урокахрисования и труда, но и на уроках истории, так как изделия прикладногоискусства являются носителями информации о древней культуре народа. Их образцыхранятся в музейных фондах в качестве экспонатов археологических раскопок. Ещев дописьменные времена кочевники отображали особенности своей жизни и быта припомощи изделий прикладного искусства. Произведения древнего прикладногоискусства дают учащимся объективные сведения о прошлой жизни наших предков. Всепроизведения прикладного искусства, найденные в ходе археологических раскопок натерритории нашей страны, украшены орнаментами. И что характерно, в соответствиис уровнем развития каждой эпохи менялись особенности стиля мастеров —создателей орнаментов. Если говорить на языке орнаментов, то много еще нераскрытых тайн хранят они. Иначе говоря, до сих пор с научной точки зрения недоказаны тотемные и магические символы и смысловые значения многих орнаментов.В настоящее время орнаменты, утеряв свое символическое значение, в бытувоспринимаются только с эстетической точки зрения. В казахской степи орнаментысовершенствовались в различных направлениях. Разные регионы нашей страныотличались особенными, только им присущими орнаментами, своеобразием их стилей.Несмотря на это, основным элементом, первоосновой всех орнаментов, считается орнамент«рог» (мүйіз), в котором преобладают роговидные, дуговидныелинии. В традиционных изделиях казахского народа: в оружейном искусстве, вубранстве юрт, в ювелирных изделиях, в ковроткачестве, в плетении алаша —паласов, в изделиях из войлока, в коржынах, в посуде, в одежде, изготавливаемыхметодом плетения, шитья, сшивания лоскутков, плавления, резки, широкоиспользовалось украшение орнаментами. В настоящее время учеными обнаруженооколо 230 видов орнаментов. В данном пособии рассматривается только самыйраспространенный вид — «мүйіз» — роговидный орнамент.
«Мүйіз» можно назвать истоком, первоэлементомказахского орнамента, так как другие виды орнаментов создавались на его основе.Менялись только названия, например, "қошкармүйіз" — бараньи рога; «аркармүйіз» — рога архара; «бұғымүйіз»— рога оленя; "қырықмүйіз" — сорок рогов; "қосмүйіз"— двойные рога; «сыңармүйіз» — однорогий; «сынықмүйіз»- сломанный рог; а также орнаменты, обозначающие отдельные части тела животных,птиц — «төртқұлақ» — крестовина; түйетабан— верблюжья ступня; «сыңарөкше» — единственная пятка;"қосалқа" — двойное ожерелье; "құсканаты"— птичьи крылья; "қазтабан" — гусиные лапки. Мастераприкладного искусства делают различные композиции из этих элементов и эффектноиспользуют их в украшении изделий. Содержание казахских орнаментов связано сживотноводством, с охотой, с отображением природы, картин кочевий, внешнеговида предметов домашнего обихода, но всех их объединяет, как уже говорилось,один элемент — «мүйіз» — рог. Каждый мастер-творецоригинального вида орнамента, называл его по-своему, в зависимости отназначения и использования в быту.
Орнаменты типа «мүйіз» иногда бывают оченьмелкими, а порой — крупными. Мелкие используются в украшении ювелирных изделий,в рисунках вышивок, в изделиях из дерева и кости, а крупные — в ковроткачестве,в плетении алаша, терме-алаша; в текеметах орнамент заложен в самой основевойлока, в сырмаках — вырезается из двухцветного войлока. Крупный орнаменттакже используется в изделиях из чия, в изготовлении коржынов, в элементаходежды, в строительном деле.
Народные мастера, используя орнамент «мүйіз»во всевозможных вариациях, создают оригинальные и сложные композиции.
Мастера, используя новые орнаменты в соответствии стребованиями времени, например, для реставрации древних изделий,предусматривают не только эстетические цели, но и утилитарные: делают их болеепрочными.
Орнаменты с древнейших времен широко использовались вразличных видах искусства казахского народа. Они являются его спутниками, как вповседневной жизни, так и в праздники, являются его духовным достоянием. Внастоящее время искусство создания орнамента стало одним из основныхнаправлений культурного развития народа. Орнаменты совершенствуются во времени,обретая все более богатое содержание и новый вид.
Обогащение духовной самобытности народа, расширение егомировосприятия в связи с обретением независимости, позволило народным мастерамподняться на более высокую ступень творческих поисков.
В настоящее время открываются новые предприятия, занимающиесяизготовлением традиционных народных изделий, украшаемых уникальнымиорнаментами, пользующимися большим спросом.
Создатели орнаментов изобретают новые сюжеты, обращая большоевнимание на их художественное решение. Поэтому в настоящее время все чащевстречаются более современные по композиционному решению новые образцыорнаментов, называющиеся «шаршыою» — орнамент-квадрат, «араласөрнек»— смешанный узор.
К тому же в изображенияхмногих орнаментов проскальзывает содержательный смысл, скрытая, иносказательнаяхарактеристика животных, зверей или птиц. Эти орнаменты обладают неповторимойкомпозицией, своеобразной симметрией и асимметрией, уникальным неповторимымколоритом и своеобразным ритмом, а также только им присущим философскимсодержанием.
Слово «композиция» на латыни означает расположениеузоров и орнаментов на какой-либо вещи. Например, если украшают узорами иорнаментом пиалу, то они не должны иметь очень мелкий или крупный рисунок, аподходящий к размерам пиалы. Поэтому мастеру, в первую очередь, следуетопределить пространственный масштаб изделия, на котором он должен разместитьорнамент.
Для орнамента также важно соблюдение законов симметрии: обеего стороны должны быть равными. Чтобы вырезать орнамент для определенногоизделия, сначала делается образец из бумаги. При создании орнамента необходимознать, что особую красоту ему придают краски. В казахском прикладном искусствеиспользуются традиционные цвета, которые применяются мастерами в течение многихвеков: красные, синие, желтые, зеленые, белые и черные. Эти цвета имеют толькоим одним присущую символику. Синий — цвет неба; белый — символ истины; желтый — цвет мудрости, нравственности, печали; зеленый — молодости, весны и т.д.Соответствие цветов друг другу, их гармоничное сочетание называют колоритом. Вмногоцветных узорах-орнаментах часто встречается совершенный колорит. Присоздании орнаментов, кроме законов симметрии, необходимо также соблюдениеритма.
Повторение в орнаментах одного и того же элемента называетсяритмом. Например, повторение несколько раз элемента "қошқармүйіз"- бараньего рога — это ритм. Если "қошқармүйіз"повторяется 5, 6, 7, 8 раз и так до бесконечности — это называется«шетою» — бордюрный орнамент.
История искусств Казахстана
Деревянные изделия прикладного искусства
/>
Юрта. Самый распространенный вид юрты — шестиканатная. Этозначит, что юрта собирается из шести кереге — деревянных решеток. Величина юртыопределяется количеством канатов. В зависимости от количества канатовопределяется количество головок — кереге, а от них зависит количество ууков —вогнутых элементов конструкции, которые составляют купол юрты. Размер юртызависит от размера ромбовидных отверстий решетки — кереге. «Тор көзкереге» — ромбовидные отверстия, в которые помещается один кулак, в«жел кез кереге» помещается два кулака.
Остовы юрт, преподносимые в XIX веке в дар Российским царям и казахским богатеям, илипосылаемые на различные выставки, отливались из чистого серебра и посеребреногожелеза. Они украшались орнаментами, вырезанными из кости.
Детали, соединяющие кереге и шаңырақи образующие куполообразную крышу юрты (согнутые длинные палки), называютсяууками. Мастера — изготовители юрт, делают ууки из ветвей ивы, растущей поберегам рек. В разных регионах Казахстана — это плакучая ива, голубая ива,черная ива, светлая ива и другие. Согласно вековому опыту народа, самым лучшимдеревом, используемым для изготовления остова юрт, считается ива, или как ееназывают в народе — тальник. Уыки и кереге, изготовленные из ветвей высушеннойивы, легкие и прочные. Зажиточные люди в прошлом делали весь остов юрты изберезы. Остов юрты, изготовленный из березы, очень прочный.
Шаңырақ — это круг, образующий потолок юрты. Шаңырақ делается из березы или черного тальника. В серединешанырака, чтобы не уронить тундик (кусок войлока), устанавливают кулдиреуш. Тамимеется толстая круглая дощечка. 5-6вогнутых кульдиреуш соединяют ее с кругом шанырака. Дверь юрты — «сықырлауық»,в переводе означает «скрипучий». Детали такой двери скрепляются другс другом без гвоздей. Дверь юрты, ее верхние наличники и косяки украшалиразличными резными орнаментами, красили в разные цвета и инкрустироваликостями.
Изделия прикладного искусства, изготовленные из кожи и дерева
Седло. Для казахского народа, издревле занимающегосяскотоводством, ведущего кочевой образ жизни, основным видом транспорта былалошадь. Вот поэтому изготовление снаряжения для лошади занимает особое место вжизни народа. Основной частью снаряжения является седло.
/>
Встречаются различные виды казахских седел. На огромныхпросторах казахской земли населения было сравнительно немного, что привнеслосвои особенности в жизнь народа. Такие особенности наблюдаются и в изготовленииседел, сбруй и другого «лошадиного инвентаря». Основное их отличие вметодах изготовления и во внешнем виде. Согласно этим особенностям определяют"қазақ ер" — казахское седло, «шошақ басер» — седло с острой головкой, "үйрек бас ер" —уткоголовое седло, "құранды ер" — составное седло.Составное седло обычно встречается в Южном Казахстане, на востокеКарагандинской области и в южных регионах Целиноградской, Костанайской иАлматинской областей.
Мастера по дереву собирают составное седло из 18-20 частейдеревянных деталей. Для изготовления составного седла используется древесинатополя, джиды, тальника; мягкая, но прочная. Соединяют части составного седлажелтым и черным клеем. Желтый клей делается из компонентов дерева, а черный —из мяса отощавших животных. В мясо добавляют порезанную на мелкие кусочкизасохшую верблюжью шкуру и долго кипятят эту массу в большом количестве воды вказане пока мясо не примет мягкую консистенцию; затем бульон процеживают, атвердую массу выбрасывают. Жидкость после остыванияпревращается в черный клей. У казахов, живущих на полуострове Мангистау и и поберегам реки Эмба, распространен вид седла, называющийся "қозы құйрықер", напоминающий курдюк ягненка. Иногда его называют и по другому —«ақ бас ер» — седло с белой головкой или «шошақ бас қазақыер» — остроголовое казахское седло. У седла "қозықұйрықер" имеется много общего с составным седлом. Но все же оно не являетсяразновидностью составного седла. Это особый вид седла. "Қозықұйрықер" делают из пяти деталей — березовых чурбачков. Хотя внешне оно мало чемотличается от составного седла, но в технологии изготовления, в основном всоединении, а также в украшении, заметны значительные отличия. Детали седласкрепляются не посредством клея, а с помощью гвоздей. Лицевая сторона переднейлуки седла украшается простейшим геометрическим орнаментом. У казахов, жившихпо берегам рек Тургай и Иргиз, а также на землях Кокшетау, было распространено"үйрек бас ер" — уткоголовое седло. Кроме передней луки,которая наподобие утиной головы выдается вперед, седло этого вида мало чемотличается от составного седла. Деревянный остов делается из четырех деталей(березовых чурбачков), которые соединяются при помощи гвоздей, затем весь остовзачехляется грубой кожей или сафьяном.
Седло состоит из токым — подседельника, желдік — войлока,терлік — потника, тебіңгі — тебенги, үзеңгі — стремени, айыл— подпруги, құйысқан — подхвостного ремня, өмілдірік —нагрудника, жүген — уздечки, жабу — попоны, ат көрпе — корпе длялошади (небольшое стеганное одеяло), тұсау — пут, шідер — треножника идр.
Тебіңгі — тебенга — наколенник, который с одной стороныприкрепляется для красоты, а с другой — для предохранения обуви седока отконского пота (в случае небольшого потника), а при длинном потнике предохраняетобувь от быстрого изнашивания.
Желдік — двухслойный стеганый войлок, зачехленный сафьяном.Чтобы черпак не скользил по крупу лошади, он шьется по размеру седла. Краячерпака украшаются вышивкой и серебряными бляхами. Узенгі, Teміp узенгі — железное стремя. Куется из цельного куска железа.Только подошва делается отдельно. Мастера-кузнецы выковывают стремя целиком, атолько потом отделывают его серебром. Посеребренное стремя украшаетсяорнаментами разных видов. Если в одних случаях делается чернение при помощиклассических методов, то в других — орнамент вырезают из серебряной пластины иискусственно чернят. Но в большинстве случаев стремя делается без каких-либоизлишних украшений. Для прикрепления стремян к седлу используется ремень изгрубой кожи — "қаиса" или из сафьянаи делается двухслойное крепление. Кұр айыл — айыл-подпруга, сделанная изверевок. Шап айыл — подпруга паховая — натягивается поверх седла. Төсайыл — подпруга на груди — натягивается поверх корпе. Құйысқан— подхвостник, делается из сыромятной кожи или из грубо выделанного сафьяна,чтобы седло не скользило на шею лошади. Өмілдірік — нагрудник — держитседло, чтобы оно не скользило назад. Два конца его ремня прикрепляются с двухсторон луки седла. Жүген — уздечка. Казахские мастера уделяют большоевнимание уздечкам. Уздечки делаются из сыромятной кожи, сафьяна и состоят изчетырех частей: поводка, недоуздка, поводий, и удила (X. Аргынбаев. Қазақ халқының қолөнері,19-34 стр.)
/>
Торсық — делается из обрезков кожи, после того как изнее сделали саба (емкость для хранения кумыса). Торсыки делают большими ималенькими. Для изготовления суйретпе (посуда для изготовления пищи) частоиспользовали шейную часть верблюжьей шкуры. Объем жанторсыка (персональноготорсыка) небольшой, обычно 2, 3 литра. Торсык украшается орнаментом. Выделаннуюшкуру кипятят в краске, сделанной из корневищ деревьев, затем сушат. Послеэтого выкраивают из шкуры несколько жанторсыков, украшают их орнаментом и сшивают.Затем снова сушат, заполнив каждый торсык горячим песком. После просыханияторсыка песок из него высыпают и сушат торсык на ветру. Жанторсык, сделанныйтаким образом, никогда не будет терять своей формы. (X. Аргынбаев. Қазақ халқының қолөнері,91 стр.).
Ювелирные изделия
Білезік — браслет. Делается из серебра или золота. Браслеты вразных регионах Казахстана имеют свою форму. Местные особенности проявляются вметодах их изготовления, в размерах, во внешнем виде. Браслеты украшаютсяполудрагоценными камнями: агатом, бирюзой и др. Ввосточных и юго-восточных регионах Казахстана в основном распространеныокруглые или четырехгранные кованые браслеты. В регионах ЦентральногоКазахстана куются в основном тонкие браслеты, в южных областях — цельные литыебраслеты, а на западе и юго-востоке распространены объемные браслеты спозолотой и драгоценными камнями.
/>
Сақина — кольцо. С помощью зубила и шила на кольцонаносятся простейшие орнаменты. Иногда кольца делаются и без орнаментов.
Жүзік — перстень украшается драгоценными иполудрагоценными камнями, разноцветными стеклами или элементами из самого жесеребра, из которого делаются выпуклые орнаменты: «балдақ»,«отау», "құстұмсық".
На западе и юго-западе Казахстана делают красочный объемныйперстень, называемый "құдағижүзік" —кольцо для сватьи. В кольцо сразу вдеваются оба рядом расположенных пальца.Поверхность перстня объемная. Он украшается драгоценными камнями, разноцветнымстеклом и покрывается позолотой. Орнамент на перстне делается из чистогосеребра или вырезается из посеребреного железа и прикрепляется к перстню,создавая имитацию черненного серебра.
Құдағижүзік — перстень — традиционный подарокродителей невестки молодой свекрови, нашедшей общий язык с невесткой и ставшейей второй матерью. Перстень надевается сразу на средний и безымянный палец. Егоповерхность закрывает почти четыре пальца. (X. Арғынбаев, Қазақ халқының қолөнері,63 стр.).
Сырға — серьги — обычно носили взрослые девушки и«молодухи». Раньше пожилые женщины, хотя и имели серьги, но не носилиих. До революции казахские женщины носили платки — «жаулық» и«кимешек». Кимешек прикрывал уши, и не было надобности в ношениисерег. Различаются следующие виды серег: айшыкты сырга — в виде месяца, айсырга — в виде луны, тумарша сырга — серьги-амулеты (треугольной формы);салпыншакты сырга — серьги с подвесками; козалы сырга — серьги с подвесками,наподобие хлопковых коробочек; тасты сырға— серьги с камнем; қаралы сырға — черненые серьги; иыкты сырға— серьги до плеч; қоңырау сырға — серьги колокольчики; күмбездісырға — куполообразные серьги; сояу сырға — остроконечные серьги.Название серег в основном зависело от того, на что они были похожи внешне, изкакого металла и каким методом сделаны. (X. Арғынбаев, Қазақ халқының қолөнері,стр. 64).
Белдік — пояс, ремень. Жигиты среднего возраста или мужчинылет пятидесяти, в основном щеголи — салы и сери, поверх камзоловпод-поясывались «Kіce» и «кемер белбеу». Вотличие от других видов ремней «Kice белбеу» имеет кожаные подвески, прочно прикрепленные на ремешках,так называемые «оқшантай», в форме старинной пороховницы.«Кемер белбеу» короткий: он только один раз опоясывает талиючеловека. Оба конца ремня заканчиваются "қапсырма" — застежкамииз железа. Поверхность «белбеу» украшается серебряными бляхами,драгоценными и полудрагоценными камнями. Такие пояса носят и женщины. Пояса длямужчин обычно делаются из шелка, бархата и сукна.
Орнаменты, украшающие пояса, в основном цветные, а серебряныебляхи — черненые, иногда и с позолотой. (X. Аргынбаев, 65 стр.).
Шолпы — украшение для косв виде подвесок. Это нанизанные друг на друга небольшие звенья из металла илисеребряные монеты. К самой верхней монете прикрепляется завязка из веревочкиили цепочка. Эта завязка вплетается в косу вместе с волосами. Порой шолпыделают методом «сымкептеу». Между монетами встав ляются драгоценные иполудрагоценные камни. Поверхность рукодельных монет украшают чернением иливырезают на каждой монете отдельный уникальный орнамент. Раньше взрослыенезамужние девушки носили в косах украшения «шолпы». (X. Аргынбаев, 64 стр.).
Алқа — ожерелье. Это прекрасный образец ювелирногоукрашения казахской женщины. Прекрасные уникальные виды алка встречаются взападных и юго-западных регионах Казахстана. На местном диалекте их называют"өңіржиек" (нагрудник). Эти ожерелья соединяются друг сдругом при помощи маленьких колечек и состоят из нескольких четырехугольныхукрашений. В середине и по краям каждого украшения вставляются драгоценныекамни. Такие украшения делаются из тонкого, внутри полого, серебра. Тұмарша— амулетик, одеваемый на шею. Ювелиры делают его из серебра в виде треугольникаили небольшой трубочки и прикрепляют к тонкой цепочке. Это украшение делаетсяполым изнутри для ношения бумажек с записями молитв. Издревле считалось, чтоамулеты предохраняют владельцев от сглаза, порчи и всякой другой беды. Поэтомулюди, верящие в необычные свойства амулета, делали его из серебра, украшаливсевозможными орнаментами, позументами, покрывали позолотой. (X. Аргынбаев, 64 стр.). Обычно такойдар преподносили свекрови родители невесты через год после свадьбы.
Сәукеле — головнойубор невесты — самое дорогое из женских украшений. Основа его — высокий конусиз тонкого белоснежного войлока. Верх его обшивают красным сукном или парчой,украшают золотом, серебром и драгоценными камнями, разноцветным стеклом; низоторачивают нутрией или другими дорогими мехами. Саукеле по заказу отца невестыделалось заранее, до свадьбы. Если украшениями саукеле служили драгоценныекамни и металлы такие, как бриллианты, жемчуг, золото и серебро, оно имелодостаточно высокую стоимость. Например, одно из таких саукеле (Букеевская орда)было оценено в 100 серебряных рублей. А в Семипалатинской области цена одного саукеледостигла 200 рублей. Саукеле, находящееся в музее Антропологии и этнографии,сделанное в прошлом веке в Жетысуйском регионе, было оценено в сто лошадиныхголов. Конечно, такие дорогие саукеле встречались редко. Наиболее древние видысаукеле можно встретить в музеях.
Изделия прикладного искусства из шерсти
Киіз — войлок. Отбирают осенний настриг шерсти овцы, натулаке — сушеной шкуре. Ее взбивают палочками — сабау, специально нарезаннымидля этой цели из тамариска, таволги и других степных кустарников; затем тонкимслоем раскладывают на циновке из чия. Шерсть заливают горячей водой, затемнесколько человек заворачивают чий рулоном. Один человек тянет рулон вперед, адругие, следуя за ним, пинают ногами, время от времени поливая его горячейводой. Когда войлок почти готов, его вынимают из чия и начинают битьпредплечьями рук, садясь в ряд. Убедившись в готовности, отряхивают и сушат насолнце. Из обыкновенного войлока без орнамента делают туырлыки для юрт (имизакрывают кереге), тундики — куски кошмы для закрытия шанырака и другиеизделия.
/>
Текемет отличается отобыкновенного войлока тем, что во время валяния на белом войлоке делают черныеузоры и наоборот. Для текемета подбирают тонкую шерсть более ровнойконсистенции. Образец заранее вырезанного орнамента располагают на поверхноститекемета. Затем, также как и при изготовлении войлока, текемет, завернутыйрулоном в чий, пинают 6-7 человек. Готовый войлок заливают водой, затем сушат.Разноцветная шерсть, предназначенная для закладывания в текемет, краситсязаранее. Готовый текемет казахи используют для подстилки на пол юрты.
Тақыр кілем — безворсовый ковер. Ворсовый коверотличается от безворсового тем, что в нем используется нить двойного кручения иткут ее методом «теру». Безворсовый ковер не имеет орнаментов. Онткется из разноцветных ниток. Безворсовые ковры украшаются композициями изразличных геометрических фигур, сделанных из нитей, напоминающих цвета радуги.Такие ковры обычно вешают на стены.
Сырмақ делают из однотонного войлока, на которыйпришивают орнамент из войлока другого цвета. Линии пришива украшают тесьмой илинитью другого цвета. Казахи используют сырмаки в быту для подстилки. Обычносырмак для красоты настилается поверх текемета или простого войлока. Существуют несколько видов сырмаков: ақ сырмақ — белый сырмак, қара ала сырмақ — черно-белыйсырмак, жиекті сырмақ — сырмак скаймой, дебіске сырмак,. Они отличаются друг от друга тем, что каймой дляорнаментов служат нити разных цветов.
Тұскиіз отличаетсяот ворсового и безворсового ковров тем, что на нем различными нитями, зачастуюпозументными, вышиваются узоры и орнаменты, символизирующие богатстворастительного и животного мира. Середина тускииза геометрической формы обычнобывает из одноцветной материи или меха, а края — из ткани, на которойвышиваются узоры. Тускииз, в середину которого вшита шкура тигра, можно увидетьв музее имени А. Кастеева.
/>
Шымши — плетенный чий.Для казахского прикладного искусства характерен и такой вид промысла, какплетение циновок из чия — степного тростника. Сначала каждую тростинку вотдельности обвивают по заданному рисунку разноцветными волокнами непряденойшерсти. Затем, сплетая их все вместе, получают великолепный ковровый рисунок.Плетеными таким способом циновками — шымши обкладывают решетчатые стены юрты —кереге. Для шымши заготавливаются тростинки одного размера; затем онисоединяются при помощи различных нитей, и получается полотнище нужных размеров.Шымши также используется при изготовлении войлока.
Аяққап — чехол для посуды. В каждом регионеКазахстана при изготовлении аяккапов используют разные технологии. Орнаменты,украшающие аяккапы, похожи на те, которые используются на алаша, коврах,текеметах. Аяккап делается из войлока четырехугольной формы или формы, прямой сдвух сторон, а внизу вогнутой. По краям аяккапа пришивается бахрома. Этотпредмет домашнего обихода, очень нужен для казахов, ведущих кочевой образжизни.
Кесеқап — чехол для пиал. Делается из войлока в видеконуса и украшается различными видами орнаментов. С двух концов овальной формыпришивается бахрома. В кесекапе имеется веревочка, которой затягиваетсяотверстие. В нем очень удобно перевозить посуду во время кочевок.
Баскұр используется для соединения деревянных деталейюрты друг с другом, также для придавливания внешнего войлочного покрытия юрты.Для этого же используются кур, таңғыш, шалма, туырлық, үзіки веревки тундика: балақ бау, иық бау, жел бау и другие.
Ақ басқұрплетется методом «терме алаша». На белом фоне разноцветными ниткамиизображаются различные орнаменты. Баскур используется как для красоты, так и впрактических целях — прикрывает место соединения кереге юрты с уыками.
/>
Способы создания казахского национального орнамента
Вырезание орнамента на бумаге, сложенной в один раз
Орнамент «мүйіз» — рог
/>
Наглядные пособия и материалы: Образец рукотворного орнамента«мүйіз» размером 60x40 см, ножницы,бумага, ручка, карандаш, ластик (резинка) и др.
Ход выполнения: раскрашиваем акварелью орнамент,вырезанный из бумаги. После высыхания краски наклеиваем его на бумагу другогоцвета. Необходимо иметь разноцветную бумагу,карандаши, ластики, акварельные краски, посуду для воды, тетрадь для рисования,кисточку, клей и ножницы. Вырезание орнамента: белую бумагу складываем вдвоевдоль горизонтальной линии, затем на свернутой бумаге рисуем карандашоморнамент «мүйіз» и вырезаем его. Получаемобразец орнамента «мүйіз». Используя этот метод, рисуя элементы орнамента «мүйіз», можно вырезать различныеорнаменты, нарисованные соответственно фантазии и смекалке каждого ученика.
Орнамент «сынықмүйіз» — сломанный рог
/>
Наглядные пособия и материалы: Образец орнамента«сыныкмушз» на бумаге размером 60x40 см, цветная бумага, клей,ластик, ножницы, ткань и другие наглядные пособия.
Ход выполнения: складываем вдвое бумагу квадратной формы вдоль пунктирнойлинии, рисуем на ней карандашом образец орнамента и, как показано на рисунке,вырезаем его ножницами.
Складываем вдвое бумагу или материю, рисуем карандашом насложенной бумаге изображение элемента орнамента «сынықмүйіз».Затем вырезаем орнамент по линии рисунка. После развертывания бумаги появляетсяновый орнамент, составленный из роговидных элементов. Затем аккуратнорасправляем свернутые листы и раскрашиваем роговидный орнамент в черные,красные, желтые, синие цвета, а элементы «мүйіз» — в черные,белые, красные, зеленые, синие или желтые цвета; склеивают их. Сделанный издвух совмещенных цветов орнамент наклеиваем на ткань, вырезанную в видепрямоугольника. Получается небольшой коврик, который можно повесить на стену.
Орнамент "құсқанаты" — птичьикрылья
/>
Наглядные пособия и материалы: Образец орнамента "құсқанаты",сделанный на бумаге размером 60x40 см, карандаш, ластик, разноцветная бумага,ткань, ножницы, клей, акварельные краски, кисточка, посуда для воды.
Ход выполнения: после объяснения особенностей данногоорнамента, из свернутой вдвое бумаги вырезам элемент орнамента«кусканаты». по образцу наглядного пособия вырезаем из разноцветнойбумаги орнамент "құсқанаты". Расправив вырезанныйорнамент, наклеиваем его на бумагу другого цвета.
Вырезание орнамента из листа, сложенного в 2 раза
Орнамент "қосалқа" — двойное ожерелье
/>
Наглядные пособия и материалы: Образец полного или неполногоорнамента «косалка» размером 60x40 см или 29x20 см; разноцветнаябумага, ножницы, ткань, клей, карандаш и др.
Ход выполнения: Учитель рисует на сложенном вдвое листебумаги эскиз половины орнамента "қосалқа" и вырезает егоножницами. Вырезанный орнамент наклеивает на бумагу другого цвета и показываетученикам. Таким образом, учащиеся обучаются нескольким методам созданияорнамента "қосалқа".
Для вырезания орнамента "қосалқа" инаклеивания его на бумагу уходит мало времени. Подобные упражнения помогаютобучаться ученикам работать быстро. При пришивании орнамента "қосалқа"на ткань, чтобы края орнамента не разошлись, следует пришивать его методом«оверлог». Края орнамента, пришитые таким образом смотрятся особеннокрасиво. Так можно создавать образцы сырмака, тускииза. Научившись этому методусоздания орнаментов, можно делать более сложные орнаменты. Тонкие, заранеезаготовленные прямоугольные листы, складываются вдвое по пунктирной линии.Образец начинают вырезать со сложенного края листа. Таким методом можно создатьпоказанные на рисунке орнаменты.
Вырезание орнамента из листа, сложенного в 3 раза
Орнамент «төртқұлақ» — крестовина
/>
Наглядные пособия и материалы: Образец орнамента «төртқұлақ»размером 60x40 см, разноцветная бумага, кисточка, карандаш, ластик, клей иобразец орнамента «төртқұлақ».
Ход выполнения: рисуем на углу сложенного в три раза листабумаги половину орнамента «төртқұлақ» ивырезаем его ножницами. Орнамент вырезается не из того угла листа, которыйсложен, а с края. Вырезанный образец орнамента наклеиваем на бумагу другого.
Запомните!
До этого вы учились вырезать орнаменты из бумаги, сложенной водин раз или вдвое. Пока вы полностью не научитесь этой методике, не торопитесьпереходить к более сложной. Дома, в школе или в мастерской, прежде чемприступать к созданию орнамента, заранее подготовьте рабочее место, необходимуюбумагу, карандаши, клей, ножницы и линейки. Обрезки бумаги бросайте в заранеезаготовленные ящики, коробки или урны.
Если у вас все подготовлено для работы, приступайте ксозданию орнамента «төртқұлақ». Вначалевырежьте из бумаги прямоугольник, затем, измерив его линейкой и разделив наравные части, сложите лист. Затем сложите лист еще раз вдоль стрелки, указаннойна рисунке. Получился прямоугольник вдвое меньше первоначального. Теперь вдольпунктирной линии, соединяющей противоположные углы, (см. рисунок), по направлениюстрелки сверните лист еще раз. Получится треугольник с прямым углом. Возьмитеостро отточенный карандаш и нарисуйте половину образца уже знакомого ваморнамента "қошқармүйіз".
Острыми ножницами, начиная с указанной на рисунке сторонытреугольника, начинайте осторожно вырезать орнамент.
Попробуйте самостоятельно вырезать орнамент «төртқұлақ»,следуя этой методике. Если у вас получится, считайте, что вы овладелиопределенными навыками. Следует не ограничиваться образцами, указанными вкниге. Попытайтесь вырезать и другие простейшие элементы национальногоорнамента. Только переходя от меньшего к большему, от простого к сложному,можно овладеть приемами и методами создания исконно национальных, прекрасныхорнаментов.
Орнамент «шетою» — орнамент, следующий добесконечности
/>
Наглядные пособия и материалы: Образец орнамента«шетою» на белой бумаге размером 60x40 см, белая и цветная бумага,карандаш, ножницы, клей, ткань, дерево, шило, тушь и др.
Ход выполнения: Повторяющиеся до бесконечности один и тот жеэлемент орнамента встречается обычно на полосатых изделиях, на кошмах, коврах,сырмаках и других. Для создания этого орнамента вырежьте тонкую полоску белойбумаги длиной 30см. Затем бумага делится на столько частей, сколько раз мыхотим повторить элемент орнамента. Например, мы хотим повторить один и тот жеэлемент 6 раз. Для этого 30 см делим на 6 (30: 6 = 5). Получаем цифру 5.Значит, мы должны сложить бумагу 5 раз (см. рисунок). Затем на свернутой бумагерисуем необходимый элемент орнамента и вырезаем его.
Орнамент «ромб» — ромб
Наглядные пособия и материалы: Образец орнамента«ромб», белая и цветная бумага, ножницы, карандаш, клей, ткань,иголка, нитка и др.
/>
Ход выполнения: Для создания цельной композиции ромбовидногоорнамента бумагу складывают втрое. Получается прямоугольник. Затем вдольпунктирной линии, соединяющей противоположные углы, еще раз. Получаетсятреугольная фигура в виде амулета — тумара. Сторону, противоположную прямомууглу, считают центром орнамента. От центра рисуем карандашом эскиз орнамента.Затем начинаем вырезать орнамент со стороны свернутого края треугольника.
Вырезав эскиз целиком, начинаем не торопясь, аккуратнораспрямлять бумагу. Орнамент кладем на ровную поверхность и придавливаем сверхутяжелым предметом. Если орнамент небольшого размера, его можно положить междулистами книги или наклеить на бумагу другого цвета.
Орнамент «шаршыою» — квадратный орнамент
/>
Наглядные пособия и материалы: Образец орнамента в квадратена белой бумаге размером 60x40 см, белая и цветная бумага, клей, ножницы,кисточка, карандаш и др.
Ход выполнения: Самое основное условие в вырезании орнамента— это складывание листа. Складываем прямоугольный лист вдоль, а затем поперек.Затем один слой нижнего угла складываем наискосок, вверх. Второй слой — такжена другую сторону. Часть, которая представляет собой треугольник, отрезаемотдельно. На ней чертим восьмую часть эскиза орнамента и вырезаем ее.Распрямляем вырезанный орнамент и наклеиваем на бумагу другого цвета.
Заключение
Многие исследователиописали так называемый «синдром миллениума» — кризис эстетических ценностейстарого света. Людям надоел « High Tech», захотелосьчего — то родного теплого и до боли домашнего. Поэтому в последние годы всеболее популярен этнический стиль в интерьере, в создании которого используетсябогатейшее художественное наследие традиционных, а порой и первобытных культур,не знакомых с достижениями человека цивилизованного. В качествевспомогательного материала, который поможет приобщиться к обширной сфереисконной традиционной культуры — прикладному искусству, будет содействоватьпродолжение реалий данного искусства, сохранившихся, благодаря усилиям многихпоколений на протяжении тысячелетий. Какую бы профессию ни пожелал избрать человекв будущем, знание основ, изобразительного искусства, искусство ваяния, вышивки,создание орнаментов, несомненно расширит его кругозор и будет совершенствоватьмировосприятие в целом. Как и все другие виды творческой деятельности,искусство создания орнаментов оказывает благотворное влияние на повышениеинтеллектуального уровня человека, содействует совершенствованию уже обретенныхим знаний. Человек не только овладевает техникой создания орнаментов, но изнакомится с забытыми понятиями и словами, имеющими прямое отношение к этомувиду искусству. С целью пояснения того, какие виды орнаментов используется наизделиях из войлока, а какие — на деревянных изделиях, к данной курсовой работеприлагаются образцы различных орнаментов. Уроки рисования, преподаваемые еще вшколе, являются первичным этапом эстетического воспитания человека. С цельюразвития познавательных способностей человеку следует научиться рисовать ивырезать образцы орнаментов, их элементы, а также знакомиться с их древниминазваниями.
Список использованнойлитературы
1. С. Кенжеахметулы «Традиции и обрядыказахского народа» Алматы 2004 г.
2. Б. Шоптыбай «Қазақтың ою — өрнектері» Алматы — өнер 2006 г.
3. М. Аджи «Тюрки и мир: сокровеннаяистория» Москва АСТ 2004 г.
4. Л.Н. Гумилев «Древняя Русь и ВеликаяСтепь» Москва ЭКСМО 2006 г.
5. В.И. Тимошина «Культурология:Казахстан – Евразия – Восток – Запад» Алматы 2001 г.
6. «История Казахстана» Алматы – Атамура1 том
7. В. Аяган «Қазақ ою» Алматы 2004 г.
8. Р.М. Фокина «Орнамент» Феникс 2005 г.
9. М.Ш. Омирбекова «Традиционнаякультура казахов» Алматыкітап 2004 г.
10. У. Джаксыбеков«По следам легенды о золотой домбре» Алматы 1990
11. О. Жанибеков «Қазақ киімі» Алматы — өнер 2005 г.
12. А.К. Маргулан«Казахское народное прикладное искусство» 3 том Алматы — өнер 1994 г.
13. Г.Е. Тайжанова«Казахи» Казахстан 1995 г.
14. Толенбаев –Омирбекова «Способы создания казахского орнамента» Алматы 1993 г.
15. Казахстан«Национальная энциклопедия»