Министерство образования и науки
Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ
А.В. ПАВЛИКОВА
О. В. ГЛАЗКОВ
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ В ТОВАРОВЕДНО-ЭКСПЕРТНОЙ ОБЛАСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рекомендовано редакционно-издательским советом ОрелГИЭТ в качестве учебного пособия для студентов,
обучающихся по специальности
35.11.00 «Товароведение и экспертиза товаров»
ОРЕЛ
Издательство ОрелГИЭТ
2008
УДК 004.9
ББК 32.973.26-018.2
П 12
Рецензенты:
к.т.н., доцент кафедры товароведения и экспертизы непродовольственных товаров ОрелГИЭТ Покусаева А.Д.
заведующая фирменным магазином ОАО «Гамма», г. Орел, Баева Т.В.
П 12 А.В. Павликова, О. В. Глазков
Компьютерные технологии обработки данных в товароведно-экспертной
области деятельности: учебное пособие– Орел: Издательство
ОрелГИЭТ, 2008. – 86с.
В учебном пособии рассматриваются функциональные возможности компьютерной техники и программного обеспечения для решения задач товароведения, приводятся примеры их практического применения.
Учебное пособие предназначено для студентов специальности 35.11.00 «Товароведение и экспертиза товаров» (непродовольственная группа).
УДК 004.9
ББК 32.973.26-018.2
©А.В. Павликова, О. В. Глазков, 2008
© Орелгиэт, 2008
Содержание
ВВЕДЕНИЕ… 5
1. Современное состояние рынка программного обеспечения для
специалистов торговых и промышленных предприятий
в сфере непродовольственных товаров.… 6
2. Требования к компьютерному оснащению и программному
обеспечению рабочего места товароведа на торговых предприятиях.… 12
3. Компьютерные технологии обработки данных в товароведно-
экспертной области деятельности… 14
3.1 Типовая технология подготовки табличного документа на
основе табличного процессора.… 14
3.1.1 Термины… 14
3.1.2 Операции над рабочими книгами и листами Excel… 16
3.1.3 Ввод/удаление, копирование, редактирование данных.… 17
3.1.4 Оформление таблицы.… 22
3.1.5 Проведение вычислений.… 26
3.1.6Установка параметров печати документа… 32
3.1.7 Экспорт данных из электронной таблицы в
текстовый процессор Word.… 35
3.2 Работа с диаграммами.… 35
3.3 Использование электронных таблиц Ехсеlкак баз данных… 39
3.4 Анализ и прогнозирование экономических показателей.… 58
3.4.1 Использование статистических функций… 58
3.4.2 Проведение регрессионного анализа. … 61
3.4.3 Проведение корреляционного анализа… 67
3.4.4 Методы прогнозирования динамики показателей … 68
4. Примеры использования табличного процессора Ехсеl при
обработке данных по анализу ассортимента и
оценке качества товаров … 73
Список литературы… 85
ВВЕДЕНИЕ
В подготовке специалистов – экспертов важное место занимает освоение дисциплины «Компьютерные технологии в товароведении и экспертизе товаров». В первую очередь это связано с тем, что компьютерная техника в последнее время широко внедряется и в сферу торговли, облегчая ряд работ, связанных с вводом и обработкой текстовых и числовых данных.
Специфика работ товароведа-эксперта предусматривает проведение таких видов работ как анализ ассортимента и проведение экспертизы качества изделий. При экспертизе товаровед пользуется различными методами, наиболее распространенными из которых в практике являются экспертный, органолептический и социологический, реже используются измерительные методы. Для всех перечисленных видов работ требуется обработка данных путем применения вычислений, в т.ч. с привлечением статистических методов исследования.
Выполняя профессиональные обязанности, специалист всегда должен уметь выбрать из имеющихся возможностей те, которые позволят получить наиболее эффективный результат, для чего он должен иметь представление о программном обеспечении, предлагающемся производителями для сходных товароведению целей, и о компьютерной технике, позволяющей реализовать поставленные цели.
Мы полагаем, что каждый студент должен освоить работу с табличным процессором Еxсе1, поскольку эта программа обладает всеми необходимыми средствами для обработки цифровых данных и входит в офисный пакет программ компании Microsoft, что свидетельствует о ее повсеместном распространении и доступности для обучения. Умение использовать возможности программы для решения узких профессиональных целей, путем создания на ее базе автоматизированных расчетных систем позволяет специалисту быть независимым от разработчиков программного обеспечения и гарантирует сокращение временных затрат его деятельности, каким бы видом работ он не занимался.
В данном пособии не ставится цель рассмотрения принципов работы с текстовым процессором, поскольку предполагается, что студенты владеют навыками работы с текстами, приобретенными в рамках дисциплины «Информатика».
1. Современное состояние рынка программного обеспечения для специалистов торговых и промышленных предприятий в сфере непродовольственных товаров.
Не смотря на то, что рынок делового программного обеспечения начал зарождаться довольно давно, его инфраструктура, какой она сохраняется до настоящего времени наиболее активно формировалась в 1991 — 1992 гг, когда и возникло большинство известных сегодня фирм-разработчиков.
Следует отметить, что на рынке широко представлены представители рынка финансово-экономических систем. К ним относятся: «Галактика», «Парус», «Экософт», «Интеллект-Сервис», "R-StyleSoftwareLab.", «Информатик», «ИНЭК», «Инфософт», «Компас», «Гарант-Сервис», «Авэр», «Ло КИС», «Элкод». Менее известные, но достаточно устойчивые и интересные компании — «Паритет Софт», «Порт», «Никос-Софт», «БИТ», «Бизнес-Консоль», «Аргус», «Асот-Центр», «Лег Пром Софт», «Софт Ленд Системз», «НИИЭВМсервис», «Квестор», «Компьютер-Сервис», ИСТ, «Альянс», «Рапс», «Джам», «Софт-Лаборатория», «Ориент Софт».
Согласно исследованиям, первая пятерка крупнейших фирм в этой области на рынке СНГ выглядит так: «1C», «Парус», «Интеллект-Сервис», «Информатик» и «Галактика».
Наибольшее количество разработок в этой области приходится на бухгалтерские и торгово-производственные программы. Также большую долю имеет область складских программ. Этот факт, напрямую связан с двумя первыми лидерами и показывает, что склад является ступенью любого торгово-производственного цикла, где сосредоточены материальные ресурсы, отражающиеся в бухгалтерских балансах.
Данные фирмы предлагают на российском рынке такие продукты как:
— «Фолио WinСклад» — программа складского учета, предоставляет возможности по приходу, расходу и оплате товаров; по контролю, управлению и анализу складской деятельности.
— «Фолио POS Магазин» – комплект программ, предназначенных для быстрой розничной торговли.
— «1С: Предприятие » — комплекс, содержащий различные программы для предприятий, например программа «1С: Торговля и Склад» предназначена для учета любых видов торговых операций. Программа способна выполнять все функции учета — от ведения справочников и ввода первичных документов до получения различных ведомостей и аналитических отчетов.
— «ФРЕГАТ-РОЗНИЦА» – универсальная система комплексной автоматизации предприятий розничной, оптовой и мелкооптовой торговли. С помощью данной системы можно автоматизировать работу торговых предприятий различного уровня.
— «ФРЕГАТ-СКЛАД» позволяет вести учет и контроль товаров, материалов, услуг, денежных средств и пр., поддерживает предусмотренный законодательством документооборот, обеспечивает возможность оперативно производить детальный и обобщенный анализ результатов деятельности предприятия.
— Система «ПАРУС-Предприятие» дает возможность автоматизировать бухгалтерский учет, основные торговые процессы и складской учет, расчет заработной платы и кадровый учет.
В целом, следует отметить, что программы финансово-экономического назначения предприниматели закупают с готовностью. Однако в торговых фирмах кроме необходимости оценки экономической деятельности возникает потребность в автоматизированной обработке данных по ассортименту и экспертизе качества реализуемых товаров, поскольку проведение таких расчетов вручную сопряжено с потерей полезного рабочего времени. Однако на рынке программы, которые могли бы применяться на торговых предприятиях для таких «узких целей», распространения не получили. Это может быть объяснено несколькими причинами. Во-первых, специфика работы товароведа в этом направлении определяется целями, преследуемыми руководством фирмы. Иными словами, проведение анализа ассортимента и оценки качества может проводиться с получением результатов разной степени конкретности. Более того, в настоящее время далеко не на всех предприятиях анализируется структура ассортимента, а оценка качества часто проводится формально. Те предприятия, которые осуществляют эти процедуры в полном объеме, обращаются за реализацией своих потребностей к разработчику программного обеспечения в частном порядке. В результате чего, эти программные продукты становятся собственностью торговой фирмы-заказчика, а сущность разработок — нераскрытой для других специалистов в этой области. Вторая причина подразумевает, что аналитические операции по анализу ассортимента и экспертизе качества товароведом производятся на достаточно «поверхностном» уровне. Здесь имеется в виду то, что детально, например, с привлечением статистических методов, с ассортиментом работают такие специалисты торговых предприятий, как менеджеры. Для них рынок программного обеспечения предлагает не только широкий спектр платных аналитических продуктов, но и бесплатные программы. В этом отношении интерес представляет продукция компании КонСи, которая в ряде случаев может быть использована и для решения товароведных задач.
Следует отметить, что маркетинговые программы компании КонСи находят применение в многочисленных сферах деятельности и бизнеса. Программы и технологии, разработанные специалистами этой компании известны среди маркетологов легкостью адаптации к реальных практическим ситуациям, с которыми сталкиваются аналитики при проведении собственных маркетинговых исследований.
Продукты КонСи являются аналитическими программами, поддерживающими классические методы проведения маркетинговых исследований, в которых применяются математические методы экономики и математической статистики.К числу программных решений КонСи относится: анкетирование и опросы при формировании ассортимента, сегментирование рынка и управление ассортиментом, позиционирование ассортимента, прогнозирование при формировании ассортимента, анализ структуры ассортимента и товарного ассортимента конкурентов, бенчмаркинг ассортимента, ситуационный анализ и стратегическое планирование ассортимента, анализ эффективности товарного ассортимента, ABC анализ и оптимизация ассортимента товаров.
Отдельно следует остановиться на возможности проведения ABC анализа — метода, с помощью которого отдельные элементы классифицируются и наглядно представляются по степени их важности для определенной проблемы. В принципе, ABC анализ имеет очень широкую область применения, поскольку в соответствии с исследуемыми величинами (например, товары, клиенты) классификации могут быть подвергнуты самые разные области.
ABC анализ опирается на гипотезу в соответствии с «Правилом 80:20» (или правилом Парето — итальянского экономиста (1848-1923) о том, что в реальности нередко 20% элементов обеспечивают около 80% результата, т.е. в пределах заданной группы или совокупности отдельные объекты имеют гораздо большее значение, чем то, которое соответствует их доле в численности этой группы.
Таким образом, например, может быть произведено разделение товарных запасов:
классA — узкий ассортимент (обычно 10% от полного списка), на который идет основная часть затрат (70%);
класс B — средняя группа (20%), затраты составляют 20% от полной суммы;
класс C — основная часть списка (70%), но с малыми суммарными затратами (например, 10% от полной суммы).
Предполагается, что необходимо вести пристальный контроль за дорогостоящими запасами класса A, можно слабее отслеживать состояние объектов в классе B и меньше всего заботиться о классе C.
В рамках исследований, проводимых с помощью продуктов, посвященных технологии управления ассортиментом и поддержке процедур формирования и оптимизации ассортимента, можно выделить ассортиментные группы и отследить продажи по категориям и по каждому товару в отдельности, в результате чего могут быть определены товары, дающие наибольший, приемлемый и самый низкий оборот, а также наибольшую и наименьшую прибыль. Анализ может быть проведен на основе статистических данных по торговому предприятию за год, полугодие, квартал (или любой другой период) с предоставлением результатов как в табличном, так и графическом виде.
Немаловажную роль и в практике маркетинга и в товароведной практике имеют социологические исследования. Для этих целей КОНСИ предлагает программную технологию анкетирования потребителей Simple Anketter, предусматривающую:
разработку анкеты для опроса потребителей;
проведение опроса потребителей и заполнение бумажных анкет;
ввод заполненных анкет в компьютер, для придания формализованного представления;
передачу введенных в компьютер анкет на обработку в аналитические программы с целью аналитического изучения потребителей различными методами математической статистики, а также представление введенных анкет в виде таблицы Excel.
Программа снабжена многочисленными примерами анкет. По каждому примеру программа позволяет получить сценарий проектирования бланка анкеты, который также можно распечатать из редактора Word. Сценарий представляет пошаговые инструкции для пользователя, сформулированные в терминах команд программы. Программой поддерживается работа в локальной сети при вводе анкет с нескольких компьютеров.
Тем не менее, для сходных товароведению задач, связанных с оценкой качества товаров, которые возникают на предприятиях-производителях, разработчиками активно предлагаются специальные программы, способствующие созданию продукции с высокими показателями качества и конкурентоспособности. И хотя товаровед должен опираться на методики, приведенные в ГОСТах, тем не менее, появившиеся методы и программное обеспечение научно-производственного характера представляют интерес, поскольку позволяют проанализировать, какие программы наиболее часто используются разработчиками в качестве базы для создания узкоспециализированного программного обеспечения.
Рассмотрим это на примере компьютерных технологий, предлагаемых предприятиям по изготовлению текстильных, одежных товаров ипушно-мехового производства. Требование на ограничение объема учебного пособия не позволяет столь же подробно рассмотреть идентичные аспекты других производств.