Реферат по предмету "Культура и искусство"


Я.А. Эшпай - марийский композитор



Министерство образования республики марий эл

Реферат по истории и культуре марийского народа на тему:

Я.А. ЭШПАЙ - МАРИЙСКИЙ КОМПОЗИТОР

Йошкар-Ола, 2008

Содержание

Введение

1. Биография

2. Вехи

3. Снова на родине

4. «Салым сола» - начало начал

5. Московская консерватория. Аспирантура (1927-1933 гг.)

6. Наследие (1933-1941 гг.)

7. Последние годы

Заключение

Приложение 1

Приложение 2

Список литературы

Введение

Имя Якова Андреевича Эшпая непосредственно связано с историей марийской музыки, хотя можно сказать, что и с историей, судьбой народа, Республики Марий Эл. Вместе с братом, основоположником марийского профессионального музыкального искусства И.С. Ключниковым-Палантаем, он не только стоял у истоков, но и стал достойным продолжателем их общего дела - создания марийской профессиональной музыки.

Яков Андреевич Эшпай является создателем первых марийских инструментальных произведений, автором музыки для симфонического, духового оркестров, оркестра народных инструментов, скрипки, фортепиано, большого числа сольных и хоровых вокальных произведений. Его подвижнический труд по собиранию и обработке народных мелодий (свыше 500 записей) - пример вдохновенного служения искусству.

Имя Якова Андреевича Эшпая широко известно не только в Республике Марий Эл, но и в России. Можно без преувеличения сказать, что творческое наследие этого выдающегося марийского музыканта составляет гордость нации.

Современная молодежь нуждается в своего рода ярких образах малой родины, каким является Яков Андреевич Эшпай и его творческое наследие. Цель данной работы - посредством знакомства с биографией, анализа и обобщения статей, высказываний в прессе, материалов архивных документов, показать целостность творческой натуры известного марийского композитора, богатство его выдающейся художественной личности.

1. Биография

Яков Андреевич Ишпайкин (Эшпай) родился 11 ноября 1890 года в с. Кокшамары, в семье, в которой музыка являлась органически необходимой частью жизни. В ней многие, и мужчины и женщины, славились своей музыкальностью. В своих воспоминаниях, описывая родословную, Яков Андреевич отмечал, что его далекий прадед был одним из первых поселенцев этих мест и основателем целого рода, многие представители которого славились своей музыкальностью. Замечательным гусляром был дед - Яков Афанасьевич. Хорошо играла на гуслях и пела народные песни бабушка. Ее песни и колыбельные через много лет вошли в золотой фонд фольклорных записей Якова Эшпая. Отец - Андрей Яковлевич, его братья и сестры - так же хороршо играли на гуслях. А уже более молодое поколение начало больше играть на гармони. Когда знакомишься с родословной этой семьи, то неожиданно приходит сравнение с … И.С.Бахом. Несколько поколений музыкантов из рода Бахов подготовили появление музыкального гения. Так и здесь. Несколько поколений далекого предка Эшпая как бы сконцентрировали свой музыкальный дар - вначале в музыке Я.Эшпая, а затем ярко, могуче взошли в творческом явлении его сына Андрея Яковлевича Эшпая. (Приложение 1).

Биография Якова Андреевича насыщена яркими и разнообразными событиями. Он прошел путь от простого крестьянского паренька до видного музыканта, кандидата искусствоведческих наук. И кто знает, как бы сложилась его судьба, не будь тех благоприятных факторов в детстве, которые и сформировали его творчество.

Вспоминая детские и творческие годы и ту родовую среду, в которой он рос, Яков Андреевич позднее писал: "Мой двоюродный брат - Палантай. И хотя он был старше меня на четыре года, росли мы вместе. Его мать хорошо играла на гуслях, а дяди Андрей и Игнатий - на гуслях и гармонике. А другой наш дядя, учитель Уфимского двухклассного инородческого училища Иван Павлович Ишпайкин, хорошо играл на скрипке. На скрипке также играл и двоюродный брат, учитель Бирской учительской школы Николай Матвеевич Орлов. Часто мы, двоюродные братья Ваня, Николай Орлов и я, собирались вместе и музицировали. Брат был хорошим организатором всяких игр, а главное - хорового пения, и он собирал из нас, двоюродных братьев и сестер, целую капеллу. Входили в нее две дочери дяди Игнатия Яковлевича (старшая, уже учительница в Красном Яре - Наташа, а другая - Валя, она училась в Казанской женской семинарии, играла на скрипке, пела). Летом к нам присоединялся брат Николая Иван Матвеевич Орлов (он тогда учительствовал в Пермской губернии), а также племянник Ивана Павловича Александр Васильевич Ишпайкин (он учился вместе с Николаем Орловым в Бирской учительской семинарии, хорошо пел, играл на английском концертино). Вот такая компания у нас летом собиралась в деревне Кокшамары! Мы устраивали пикники и прогулки на луга к Волге, плавали на лодках по Кокшаге вверх в леса. Так проводили время до конца июля, а после уже участвовали в полевых работах и на сенокосе. Осенью все разъезжались, а мы оставались с Ваней и Алешей в деревне. Алеша - совсем юнец, был младшим сыном Василия Павловича Ишпайкина. Он хорошо играл на окарине (род свистковой флейты), которую ему подарил дядя. Втроем мы ходили в лес за грибами и там срезали дягиль-траву, из трубки ее вырезали шиялтыш и наигрывали народные мелодии".

2. Вехи

Прошло много лет, прежде чем Яков стал профессиональным музыкантом. А сначала были сельская школа, участие в школьном хоре, работа (когда он подрос) сплавщиком леса по рекам Большая Кокшага и Волга в летние месяцы, неудачная попытка поступить в Бирскую семинарию (был признан врачом непригодным к учебе). Затем учеба в Михайло-Архангельской школе Козьмодемьянского уезда. Именно здесь Яков стал много внимания уделять занятиям музыкой - играл на скрипке в ансамбле, был помощником регента школьного хора. Как же пригодились ему тогда навыки, полученные в хоре сельской школы, и азы скрипичной игры, которыми он овладел самостоятельно в детстве (5-летнему мальчику отцом по случаю была куплена маленькая скрипочка).

И вот уже Яков Андреевич учитель Кукшенерской школы Помарской волости и одновременно преподаватель пения в земской школе соседнего села Алексеевского. Энтузиазм молодого педагога не находит ни понимания, ни поддержки, а конфликт с курирующим церковно-приходскую школу попом вынуждает Эшпая оставить работу. Но это обстоятельство дало возможность осуществить окончательно созревшее решение получить профессиональное музыкальное образование. Воспользовавшись советом Палантая, Эшпай едет в Казань для поступления в регентские классы музыкального училища (год спустя он перейдет на отделение теории). Оставшись без средств к существованию, он вынужден, первое время поступить певчим в хор Ивановской монастырской обители, что давало ему маленькое жалованье, а также ночлег. А вскоре пришла помощь в лице директора музыкального училища, известного музыканта, композитора, активного инициатора музыкального образования Р.А. Гуммерта. Заметив неподдельный интерес и старание Якова к учебе, а также увидев большие потенциальные возможности юноши, директор училища освобождает его от платы за учебу и дает ему рекомендации для работы учителем пения в двух городских приходских школах.

Последующие два года после окончания музыкального училища были связаны с работой в Уфимской духовной семинарии, где Эшпай - учитель пения и музыки. Одновременно с этим он руководит хорами семинарии и женского епархиального училища, а также участвует в струнном квартете учительского института, играя на скрипке и альте. Надо отметить, что любовь к ансамблевой игре у Эшпая сохранится и позднее.

В 1915 году он мобилизован на военную службу, которая, с учетом его музыкального образования проходила в полковом оркестре и полковом хоре, где он был подрегентом.

События 1917 года сначала направляют Эшпая в политическое русло. После февральской революции солдаты избирают его секретарем гарнизонного Совета, а затем делегируют в Совет солдатских депутатов в Петроград. Однако болезнь не позволяет ему активно заняться политической деятельностью. Депутат Эшпай отпущен для выздоравливания домой, и последующие 10 лет его деятельности будут связаны с родным краем.

3. Снова на родине

Приехав на родину, в д. Кокшамары, Эшпай вместе с братом Николаем Орловым (вернулся из сибирской ссылки, куда попал за участие в кокшамарских волнениях 1906 года) и при поддержке сельчан организовал Школу повышенного типа и Народный дом. Видя активность Эшпая и его желание помочь сельчанам, кокшамарцы ходатайствуют об освобождении его от армейской службы.

И вот уже Яков Андреевич учительствует в родном селе, преподает пение в Чувашской учительской семинарии, в Марпосадской школе II ступени, а в 1924 году Мароблоно назначает Эшпая преподавателем в Горномарийский техникум (г. Козьмодемьянск), где он организует квартет, ставший для Эшпая не просто хобби, а любимейшим занятием и средством общения. Выступая перед слушателями, квартет стал пропагандистом классической музыки, в частности, произведений А. Чайковского, М. Глинки,

А. Бородина, Э. Грига и др. Нередко эти концерты предварялись вступительной беседой об исполняемых произведениях и их авторах (обычно выступал Эшпай).

В Козьмодемьянск Яков Андреевич приехал с семьей, женой Валентиной Константиновной (урожденная Тогаева) и маленьким сыном Валей. А в 1925 году в семье Эшпаев появляется второй сын - Андрей, ныне известный композитор, народный артист СССР, достойный продолжатель творчества отца.

Энергия молодости, жажда активности, желание как можно больше успеть сделать полезного и доброго - вот что, прежде всего, двигало Эшпаем в то время. Его деятельность разностороння, интересы, связанные с музыкальной областью - широки. Он работает как лектор на учительских курсах в Краснококшайске, на горномарийских курсах учителей (1918-1920 гг.), делегируется от Марийской области в Москву на Всесоюзный съезд работников просвещения-националов (1919 г.), избирается Заволжским районом делегатом во ВЦИК по вопросу выделения района из состава Чувашской области и присоединения к Марийской (1924 г.). Вместе с Палантаем и В.М. Васильевым Эшпай принимает участие в первой в истории края музыкально-этнографической экспедиции. Собранные ими в Горномарийском районе песни вошли в сборник "Мари чодра" под редакцией В. Васильева (Центриздат, М., 1923).

Впоследствии Эшпай будет неоднократно участвовать в этнографических экспедициях, а собранные им песни и инструментальные мелодии будут использованы в его композиторском творчестве, войдут в различные фольклорные сборники, останутся в рукописях научных фондов. А вышедшая в Москве в 1957 году его книга "Марийские народные песни", включающая 80 марийских мелодий, собранных Эшпаем, станет своего рода, кульминацией его фольклорной деятельности.

4. «Салым сола» - начало начал

1 марта 1921 г. - день, который стал важной вехой в судьбе Я.А. Эшпая. Эту дату можно, без преувеличения назвать днем рождения Эшпая - композитора. Именно тогда в торжественном концерте, посвященном образованию МАО (Марийской автономной области), прозвучало первое сочинение Якова Андреевича - обработка горномарийской песни "Салым сола" для скрипки и фортепиано. Солировал сам автор, а партию фортепиано исполнял И. Палантай. Несмотря на то, что это была первая проба пера, песня "Салым сола" по праву считается одним из лучших сочинений композитора.

Примечательно данное событие еще и тем, что впоследствии Эшпай будет постоянно творчески откликаться на юбилейные даты республики. Так, к 10-летию МАО он написал Юбилейный марш для духового оркестра, к 15-детию - "Былину" для симфонического оркестра, Пьесу для флейты и фортепиано, а к 25-летию - Юбилейную кантату (совместно с Б. Шехтером, текст Ю. Данцигера).

5. Московская консерватория. Аспирантура (1927-1933 гг.)

В 1927 г. несмотря на возраст (37 лет), Яков Андреевич поступает в Московскую государственную консерваторию. С этого момента начинается серьезная исследовательская работа Эшпая в области марийской народной музыки. Именно в консерваторские годы Эшпай начинает серьезно заниматься композицией.

Основу тематизма написанных тогда сочинений (Две марийские песни для голоса фортепиано, Три хоровые песни, Мелодия народа мари для гобоя и фортепиано, Квинтет для деревянных духовых инструментов, Три марийских танца для секстета домр) составляют подлинные марийские мелодии. В вокально-хоровых композициях Эшпай развивает метод многоголосной обработки марийских мелодий, найденный И. Палантаем. И более того, подобные приемы он перенес, индивидуально переосмыслив их, в область инструментальной музыки.

Приехав в Москву, Эшпай быстро находит друзей, завязывает творческие контакты. Среди его сокурсников по консерватории Н. Раков, А. Хачатурян, З. Компанеец. Особенно теплые дружеские отношения, несмотря на разницу в возрасте, сложились у него с Николаем Раковым. Яков Андреевич, по воспоминаниям Ракова, так увлеченно и трепетно знакомил его с марийскими мелодиями, с таким воодушевлением говорил о них, что сподвигнул своего сокурсника на создание произведения на основе марийского тематизма.

Впрочем, темы своему другу для произведения предложил сам Эшпай. Так, созданная Раковым в 1931 г. "Марийская сюита" стала хронологически первым симфоническим произведением на марийские темы, а впоследствии по праву стала считаться классикой марийского симфонизма. Не случайно именно это произведение на конкурсе в честь 10-летия МАО было удостоено I премии.

В истории марийской музыки 30-е годы связаны с рождением марийской симфонической музыки. Корифеями этого жанра стали Я. Эшпай ("Былина", Марийский марш) и К. Смирнов ("Вечер в Морках", "Весна"), которые в числе первых марийских композиторов освоили приемы и технику оркестрового письма, искали пути претворения особенностей народной марийской музыки в новых для нее формах и жанрах.

6. Наследие (1933-1941 гг.)

В 1933 году Яков Андреевич приезжает в Йошкар-Олу. Здесь он работает зав. сектором искусств при ОБЛОНо, зав. музыкальным отделом Маргостеатра, музыкальным редактором Радиокомитета, научным сотрудником МарНИИ (Марийский научно-исследовательский институт). И параллельно с этим Эшпай работает в техникуме искусств (ныне музыкальное училище им. И.С. Палантая). Он преподает теоретические дисциплины, фольклор, помогает техникуму в привлечении преподавательских кадров, приобретении инструментов, а также является инициатором создания симфонического оркестра. Так же в эти годы он активно сочиняет музыку. Среди сочинений этого времени - обработки народных песен, песни для хора, музыкальное оформление пьес марийского драмтеатра («Шурно», Шкетана, «Пасека», «Марийская рота» С. Чавайна). В эти годы были написаны «15 марийских песен» для голоса с фортепиано, Пьеса для струнного квартета, подготовлены два сборника песен для школ и пр.

В эти же годы Я.А. Эшпай приступает к созданию марийской оперы. Это была еще неизведанная в марийской музыке и огромная работа. Я. Эшпай осознавал недостаточность своего композиторского мастерства, сложность задачи. И вновь Эшпай испытывает тягу продолжить учебу, совершенствуясь в композиторской технике. Он начинает заниматься у таких маститых композиторов, как В. Шебалин и А. Александров. Появляются произведения: Поэма для скрипки и фортепиано, Большая сюита для хора, Сюита для духового оркестра, хоровые опусы.

Помимо композиторского творчества, следует особо выделить деятельность Я. Эшпая как ученого-музыковеда. Он автор большого количества статей, первые из которых появились на страницах журнала "У илыш" ("Новая жизнь") еще в 1925 году. Яков Андреевич - первый в республике профессиональный музыковед, и, более того, свыше тридцати лет он был единственным представителем в данной области. Яков Андреевич первым стал серьезно и углубленно исследовать марийский музыкальный фольклор. Остается только сожалеть о том, что ряд исследовательских работ так и остались лишь в рукописном варианте, хранятся в научных фондах.

Разносторонняя активная деятельность Я.А. Эшпая была отмечена присвоением ему в 1941 г. звания заслуженного деятеля искусств МАССР.

Война круто повернула жизнь Якова Андреевича. Пришлось приостановить только что начатую работу над оперой "Мирон Мумарин". Из Москвы семье Эшпаев пришлось эвакуироваться к родственникам в Мариинский Посад, чтобы дать возможность младшему сыну Андрею закончить школу. Война принесла большое горе в дом Эшпаев: старший сын Валентин погиб… В это тяжелое время Я. Эшпай не оставляет творчество - он пишет патриотические песни о войне, о бойцах: «Не надо нам войны», «Бойцу комсомольцу» и др.

Яков Андреевич продолжал работу и над оперой, но она не продвигалась из-за отсутствия нормальных условий, в частности из-за отсутствия инструмента. Он просит Совнарком МАССР найти для него возможность работать, и в апреле 1942 г. он по вызову Союза композиторов СССР возвращается в Москву для усиленной работы по созданию первой марийской оперы. В 1943 году первый акт оперы был завершен, показан и принят в Комитете по делам искусств СНК РСФСР. Работа над оперой принесла Якову Эшпаю очень много переживаний и к сожалению из-за ряда причин так и не была завершена, но путь, по которому прошел композитор, во многом оказался перспективным и предвосхитил рождение первой марийской оперы «Акпатыр» Э.Н. Сапаева.

Продвигается вперед научная работа Якова Эшпая - труд о марийских народных инструментах, который он оформляет как диссертацию на тему «Музыкальные инструменты марийского народа». Защита состоялась в 1946 г. на Ученом Совете теоретико-композиторского факультета МГК. Яков Эшпай стал первым марийским кандидатом искусствоведения.

С 1947 по 1953 гг. Я.А. Эшпай работает в Марийском научно-исследовательском институте, являясь его старшим научным сотрудником. Тема его исследовательской работы в институте - «Музыкальная культура народа мари». Половину его рабочего времени занимала научная, другую - творческая работа. Научная работа замысливалась как капитальный труд, однако работа продвигалась медленно. Якова Эшпая больше привлекала творческая работа. В 1947 г. Он принял активное участие в работе творческого совещания и съезда композиторов автономных республик РСФСР, проходившем в Казани. Здесь он выступил с докладом «Марийская музыка за 30 лет», показал свою «Марийскую сюиту». В 1949 г. Он работает над составлением сборника марийских народных песен и инструментальных мелодий ( не опубликован, хранится в научном рукописном фонде МарНИИ). В 1951 г. На основе своего доклада в Казани пишет очерк «Марийская музыка за 30 лет». Среди опубликованных работ Я. Эшпая как музыковеда - замечательная статья «Палантай - первый марийский композитор». Среди музыкальных произведений, созданных композитором в эти годы, - кантата «Лес», «Сюита для квартета деревянных духовых инструментов, хоровые обработки народных песен. За большие заслуги в области развития музыкального искусства Я.А. Эшпай в 1951 г. Был награжден орденом «Знак почета», а затем двумя правительственными медалями.

7. Последние годы

В 1953 г. Яков Андреевич оставляет институт. Однако продолжает работать. В 1954 г. Пишет свои воспоминания - очерк «50 лет жизни в музыке». Итогом долгого пути фольклориста, собравшего и записавшего много народных песен и инструментальных мелодий, явилась его книга «Марийские народные песни», вышедшая в Москве в 1957 г. Сборник включает 80 песен, среди которых есть уникальные записи старинных песен. Живя в Москве, Яков Андреевич постоянно участвовал в жизни своей республики : писал музыку к спектаклям марийского драматического театра, выступал на страницах местных газет, пропагандировал марийскую музыку с трибун различных конференций и в публикациях сборников народных песен.

В последние годы жизни Яков Андреевич нередко ездил на родину, в Марийскую республику. Ему было интересно общаться с молодыми композиторами, привлекала и природа, возвращавшая его в незабываемое детство и юность, в родные Кокшамары. Здесь, на природе, Яков Андреевич много рисовал карандашом с натуры. В последние годы жизни - это более 15 лет Якова Андреевича Эшпая радовали успехи сына - Андрея Эшпая, вырастающего в крупного, яркого композитора. Перед самой смертью Я.А. Эшпай начал готовить сборник своих хоровых произведений. Он умер в Москве в 1963 г. Сборник «Муралтем колтена» («Дружно споем») под редакцией А.И. Искандерова вышел уже после смерти автора в том же году. В память о выдающемся музыканте марийский народ установил на его родине в селе Кокшамары мемориальную доску, присвоил его имя одной из улиц столицы республики Марий Эл, города Йошкар-Олы.

Заключение

Свыше 500 народных песен и инструментальных мелодий собрал и записал Яков Эшпай, он явился автором первых марийских инструментальных сочинений, приступил к национальной опере, был первым ученым-исследователем марийской музыки. Какое разностороннее проявление творческой натуры! Слова его знаменитого сына - Андрея Яковлевича Эшпая не только прекрасно сказаны, но и по сути верны : « Отец был поразительно талантлив и не только как этнограф - страстный собиратель мелодий своего народа, но и как человек, «ощущавший себя частью родной природы…»

Яков Андреевич Эшпай прожил большую и долгую жизнь. В ней были светлые дни и месяцы, связанные со сбором и обработкой мелодий родного народа, с работой по душе, периоды творческого подъема и создания оригинальных музыкальных произведений. Однако постоянно меняющиеся жизненные условия в обществе, не всегда способствовали творчеству: предвоенный период массовых репрессий, потеря старшего сына на войне и еще многие и большие, и малые жизненные неурядицы послужили причиной того, что некоторые большие начинания композитора так и не были завершены.

Однако значение деятельности Я. Эшпая в его творческой преданности искусству своего народа. Вот почему произведения его не теряют оригинальности и по сей день, а научные труды по-прежнему вызывают интерес всех, кому не безразличны проблемы национального искусства.

Список литературы

1. Андрей Эшпай: Беседы. Статьи. Материалы. Очерки /сост. Е. Гульянц. - М.: Сов композитор, 1988.

2. Герасимов О.М. Народная музыка мари: традиции и современность. Учебное пособие. Йошкар-Ола: Мар. гос. университет, 1999

3. Кондратьев А.А. Эшпаи - музыканты и композиторы из Кокшамар. - Уфа: Информреклама, 2003

4. Мамаева М.Н. Яков Андреевич Эшпай. 1890-1963, Йошкар-Ола, 1995

Приложение 1

Родословная Эшпаев




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Управление качеством в соответствии с требованиями международных стандартов ISO 9000 версии 1994 года
Реферат Сущность международной торговли
Реферат Животные и растения болот. Разнообразие болот. Экологические условия болот
Реферат Тезисы к экзамену по Экомике предприятия
Реферат Экономические реформы современной России
Реферат Діагностика кризового стану підприємства та розробка антикризових програм
Реферат Микроклимат в коллективе – это очень важно
Реферат Развитие мотивационной составляющей учебной математической деятельности школьников
Реферат Мониторинг кредитов, его цель и задачи
Реферат Анализ государственных финансов Удмуртской республики 2006-2009 гг.
Реферат Способы организации и развития внимания учащихся старших классов
Реферат Внешний государственный долг Российской Федерации
Реферат Будова та принципи компютерних мереж
Реферат Abortion Vs Adoption Essay Research Paper Abortion
Реферат Add Essay Research Paper Chris Brown English