2
Федеральное агентство по образованию
Сочинский Государственный Университет
туризма и курортного дела
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
Культурно-художественные ресурсы региона
Тема:
Сочинский Художественный музей: история создания, деятельность, фонды
Выполнил (а) Морозова Н.В.
Группы 07-ЗСТ-3
Вариант № 22
____________________________________
Проверила Чучвага Л.М.
Сочи 2009г.
План
Введение
Когда на улице слишком жарко или наоборот дождливо, отдыхающие обычно устремляются либо в магазины, либо в музеи. Благо, и того и другого в Сочи в достатке. Что касается музеев, то в Сочи найдётся выставка на любой вкус.
Сочинский художественный музей - культурно-просветительское учреждение в Центральном районе города Сочи.
Художественный музей - памятник архитектуры федерального значения.
Музей расположен в одном из красивейших зданий города, значительном градообразующем объекте, памятнике архитектуры 1930-х годов. История музея связана с историей города. Коллекция включает произведения мастеров отечественного искусства XIX - XX вв., дает возможность увидеть камерные стороны их творчества.
Любители изящных искусств наверняка задержатся в Художественном музее, расположенном в красивейшем здании в Центральном районе Сочи. Величественный дворец, украшенный колоннадой, был построен в 1936 году по проекту архитектора Ивана Жолтовского.
Несмотря на немногочисленность экспозиций, Вы можете встретить среди них настоящие жемчужины русской живописи.
В музее, так же представлена экспозиция, под названием "Памятные места Сочи". Здесь Вы увидите старинные открытки, картины и графику сочинских мастеров.
Особенностью музея, является торговый салон, расположенный в вестибюле. В нём Вы можете приобрести понравившиеся произведения искусства.
В Художественном музее, помимо основной экспозиции, постоянно проходят выставки московских и зарубежных мастеров. Доброй традицией стали выставки работ Екатерины Рождественской и Никоса Сафронова.
История
По проекту Ивана Владиславовича Жолтовского было воздвигнуто здание, в котором ныне располагается Сочинский художественный музей. "Архитектор организует не только пространство, но и человеческую психику, он подлинный организатор жизни", - говорил И.В. Жолтовский.
МУК "Сочинский художественный музей" является правопреемником Выставочного зала изобразительного искусства гор. Сочи, учрежденного в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР в 1971 году.
Здание, в котором находится Сочинский художественный музей, по праву считается не только градообразующим началом центра города, но и главным его памятником архитектуры 30-х годов прошлого столетия.
Здание построено в 1936 г. по проекту ведущего архитектора официальной советской архитектуры 1930 - 50-х годов И.В. Жолтовского. В основе проекта классичесский ренессанский образец. Первоначальное назначение здания - административное, однако формы здания отвечают, прежде всего, архитектуре курорта, связаны с южной природой. Это не случайно, поскольку здание было построено по проекту академика архитектуры И.В. Жолтовского в 1936 году, как административный центр Уполномоченного ВЦИК СССР по строительству города-курорта Сочи-Мацеста, и долгие годы здесь находился идеологический центр советской власти - Горком КПСС.
Торжественная колоннада портика, мощно и энергично разработанные элементы классической архитектуры делают небольшое по размеру здание величественным и нарядным. Весь архитектурный облик здания создает торжественное настроение, располагает к сосредоточенному, внимательному осмотру произведений искусства.
Помимо выставочной деятельности перед сочинским художественным музеем была поставлена задача создать собственное собрание произведений искусства. уже первые посетители могли увидеть небольшую постоянную экспозицию советской живописи. На данный момент она занимает больше половины площади музея. Это произведения живописи, скульптуры, графики, созданные советскими художниками. История создания некоторых произведений связана с определенными страницами истории города.
С одной из страниц истории Сочи связано и создание картины "Италия" (1931) Исааком Израилевичем Бродским (1883-1939). Для украшения одного из санаториев курорта Бродскому было предложено написать картину. Художник, хорошо известный, в то время как автор произведений на историко-революционную тему, для выполнения заказа вспоминает сюжет, который разрабатывал, будучи в 1910 - е годы в Италии после окончания Академии художеств.
Искусство 40-х - начала 50-х годов во многом опиралось на традиции русской классики второй половины 19 века, на традиции передвижников. Историко-революционный жанр тех лет решает образ народа как подлинного творца истории. Именно эту задачу ставит в картине "Айдынский поход" (1947) Виктор Иванович Уфимцев (1899-1964), один из основателей историко-революционного жанра в Узбекистане. Его произведения неизменно основывались на непосредственном изучении натуры и связывались с четко разработанным сюжетом.
Изображение природы нашей родины посвятила свое творчество Лидия Исааковна Бродская (1910). В полотне "Закат над Днепром" (1972) она создает многоплановый пейзаж - картину с большим пространством, эпически воспевающую могучую силу реки, красоту и простор ее берегов.
Творчеству многих современных живописцев свойственно особое внимание к внутреннему миру человека, его духовным и интеллектуальным запросам. Характерно, что мастера и образный язык которых на протяжении последних 35-40 лет определились во вполне законченную систему, как бы испытывают потребность найти новые интонации своему отмеченному высоким профессионализмом искусству.
Собрание произведений искусства в сочинском художественном музее продолжает формироваться. Помимо раздела живописи здесь комплектуются отделы графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
В настоящее время музей занимает территорию 0,67 га. Общая площадь помещений 2605 кв. м. Экспозиционных площадей 1537 кв. м., фондохранилища - 200 кв. м.
История Сочинского художественного музея охватывает более чем тридцатилетний период. На протяжении этого времени, начиная с 1972 года, когда проходила реконструкция здания - памятника архитектуры федерального значения и музей назывался Выставочным залом изобразительного искусства, здесь никогда не прекращалась научно-просветительская, фондовая и экспозиционно-выставочная работа.
С 1988 года в Сочи, согласно приказу МК РСФСР, действует художественный музей, его коллекция насчитывает 5054 единицы хранения, куда входят почти все известные виды и жанры изобразительного искусства.
В хронологическом смысле собрание музея открывает античное серебро и холодное оружие II-I вв. н.э., затем древнерусская икона ХVIII-ХХ вв., и, конечно же, коллекция живописи, графики и произведений декоративно-прикладного искусства ХIХ-ХХI вв.
Музей обладает уникальными коллекциями, включающими произведения мастеров, отечественного искусства XIX-XX веков, дают
возможность увидеть разные стороны их творчества (4,5 тысячи единиц хранения). Постоянная экспозиция музея: "Русское искусство рубежа XIX - XX веков", "Отечественное искусство советского периода 1930 - 1970 г. г. " насчитывает более 700 экспонатов. В музее проводятся массовые мероприятия, ежемесячно открываются временные выставки из собраний музея, творчества местных художников, частных коллекций. Работает стационарная выставка пластических композиций "Библейские сюжеты. Жизнь Христа". Музей предлагает экскурсионные лекции.
В коллекцию Сочинского художественного музея входят почти все известные виды и жанры изобразительного искусства. В хронологическом смысле собрание музея открывает античное серебро и холодное оружие II-I вв. н.э., затем древнерусская икона ХVIII-ХХ вв., коллекция живописи, графики и произведений декоративно-прикладного искусства ХIХ-ХХI вв. Главным достоянием музея является коллекция живописи, которая изобилует многими выдающимися именами художников дореволюционного искусства и народных художников России ХХ века. На сайте представлены общие сведения о музее, историческая справка, особенности экспозиции музея, выставки, электронный каталог живописи, графики и иконописи, схема музея, контактные данные.
Деятельность и фонды
С 1972 здесь располагается Сочинский выставочный зал, а затем - Сочинский художественный музей. В музее собрано более 3000 экспонатов русского, советского, зарубежного искусства по разделам: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественные промыслы.
В Сочинском художественном музее одновременно экспонируется до 10 экспозиций постоянного и временного хранения, которые вызывают неизменный интерес жителей и гостей курорта, о чем свидетельствует статистика. В общем музей посещают около ста тысяч любителей искусства за год.
Постоянная экспозиция охватывает период с XVIII века до современного искусства и представляет таких мастеров, как В. Маковский, М. Клодт, Л. Лагорио (англ), П. Кончаловский, С. Герасимов, П. Вильямс, И. Машков, С. Некритин, Н. Андронов, Д. Жилинский.
Ежемесячно устраиваются выставки, посвящённые искусству отдельных художников, творческих объединений, представляющие коллекции государственных и частных собраний. В музее имеется художественный салон, где можно приобрести произведения искусства, художественный антиквариат, произведения мастеров ювелирного искусства, изделия народных художественных промыслов и Калининградского янтарного комбината.
В фойе Художественного музея работает салон по продаже сувениров, антиквариата и картин современных художников.
В музее постоянно ведется большая научно-исследовательская работа по изучению музейной коллекции изобразительного искусства, а также исследованию других выдающихся художественных памятников на территории Сочи.
Одним из важных разделов работы музея является экспозиционно-выставочный. На данный момент музей располагает тремя постоянно действующими выставками:
"Русское искусство ХIХ-ХХI вв. " (живопись, скульптура, графика)
Декоративно-прикладное искусство России ХХ в. "Мегапроект. Макет Сочи олимпийского" - планировочные проекты Сочи - столицы Олимпийских игр 2014 года.
Кроме того, ежегодно экспонируется 15-20 временных выставок из разных городов и музеев страны. На базе музея проводятся фестивали и форумы по теме изобразительного искусства ("Квадролог", "Бархатные сезоны", "Буян остров" и др.).
Главным достоянием музея является коллекция живописи, которая изобилует многими выдающимися именами художников дореволюционного искусства и народных художников России ХХ века (И.К. Айвазовский, И.И. Шишкин, В.Д. Поленов, В.А. Серов, Б.М. Кустодиев и т.д.). Историческое значение коллекции художественного музея неоднократно отмечалось выдающимися деятелями культуры и искусства нашей страны. В частности, в 2004 году музей посетил министр культуры РФ г-н Соколов, который отметил не только красоту и великолепие здания музея, но и высокую историко-художественную значимость его коллекции.
Кроме постоянной экспозиции в музее ежемесячно открываются временные выставки из собрания музея, творчества местных художников Юга России, ярмарки ювелирных изделий.
Художественный музей Сочи участвует в британском проекте "Искусство Англии в региональных музеях России"
Сочинский художественный музей принимает участие в международном проекте "Искусство Англии в региональных музеях России", который инициирован Британским советом, на протяжении 10 лет сотрудничающим с такими крупными музеями России, как Государственный Русский музей, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Проект предполагает три разноплановые выставки, которые посетят всего 12 художественных музеев России, среди которых и сочинский. Уже известно, что первый вернисаж "Волшебный карандаш" будет посвящен работам современных английских авторов-иллюстраторов. Позже в музее откроется оригинальная выставка "Если бы у меня был ты" Дарена Алмонда. Форма подачи вернисажа будет совсем необычная - в виде видеоинсталляции.
В Сочи выставка прибудет после премьеры на Международном московском биенале современного искусства. Завершит британский проект "Искусство Англии в региональных музеях России" персональная выставка работ известного скульптора Генри Мура.
Контингент посетителей музея составляют жители и гости курорта, студенты, школьники, воспитанники дошкольных учреждений. Ведется шефская работа по обслуживанию воинских частей на территории города, отделов соцзащиты и др. Научными сотрудниками и экскурсоводами музея проводится несколько тысяч экскурсий, лекций и массовых мероприятий, в том числе: вернисажи, творческие встречи с выдающимися художниками, работает абонемент лектория для студентов СГУКДиТа "Шедевры Третьяковской галереи".
За весь период существования музея его посещаемость составила более 3 млн. человек. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что Сочинский художественный музей является истинным научно-просветительским центром и ведущим очагом культуры на Черноморском побережье Кавказа.
В структуре организации имеются:
архив, научная библиотека, экспертная группа, реставрационные мастерские.
Единиц хранения:
4900, из них 4500 предметов основного фонда
Наиболее ценные (уникальные) коллекции:
"Советская живопись 1930 - 50-х годов" - 70 ед. хр.
"Советская графика" - 300 ед. хр.
"Жудожественные ремесла" - 350 ед. хр.
"Русская живопись конца XIX - начала ХХ вв. " - 16 ед. хр.
В здании музея проводятся также постоянные выставки. Например:
"Русское искусство рубежа XIX - XX веков"
"Искусство советского периода 1930 - 1950-х годов"
"Графика советского периода" "Антиквариат из частных коллекций"
"Сочи и его окрестности" Выставка живописи и фотографии
"Время вперед"
Персональная выставка живописи и графики В. Яблонского.
Наиболее интересные предметы фондов
Крупные выставочные проекты:
"Молодые художники Юга России". 1998 г.
"Современное изобразительное искусство". Фестиваль. Ежегодно с 1994 г.
Выездные и обменные выставки:
"Скромное обаяние 30-х годов". Живопись и графика 1930 - 50-х годов. - 60 ед. хр.
"Художник и модель". Живопись, графика. - 65 ед. хр.
"Круг Фаворского". Живопись, графика - 70 ед. хр.
Издания, выпущенные организацией:
"Путеводитель" - 1982 г.
Каталог со сатьей "Сочинский фестиваль современного изобразительного искусства". 1994 г.
Каталог со сатьей "Сочинский фестиваль современного изобразительного искусства". 1995 г.
Основные экскурсии:
Советское искусство 1930 - 50-х годов
Евангельские сюжеты
Современное искусство России
Дополнительные услуги:
киоск или магазин, публичная библиотека, кафе или бар
Образовательные услуги:
Лекционный цикл "Введение в искусствознание".
Поблизости имеются:
гостиницы и места группового питания
В парке, перед зданием музея, проходят различные праздники и торжества.
Туристические маршруты:
Экскурсия по городу
Местные достопримечательности:
Собор Михаила Архангела - памятник культовой архитектуры конца XIX в.
Адрес:
Сочинский художественный музей
Адрес: 354000, Краснодарский край, г. Сочи, Курортный пр., 51
Проезд: Авт.1, 3, 4, 5, 8, 17, 21, 22, 23 до ост. "Гостиница Сочи"
Директор Сочинского Художественного музея П.А. Хрисанов
Зам. директора по научной работе С.С. Шелихова
Режим работы: * Ежедневно с 10.00 до 17.30, кроме понедельника.
Заключение
Тридцать пять лет назад Министерство культуры РСФСР издало приказ об основании в Сочи Выставочного зала, на основе которого только спустя пять лет был основан Художественный музей. Именно так административное здание, построенное по проекту академика Жолтовского, - Дом уполномоченного - переквалифицировалось в хранилище произведений искусства. Сочинский художественный музей необычен тем, что основу его коллекции составили картины, переданные из многочисленных сочинских здравниц и, кстати, имеющие свои порой необычные истории. Например, полотном Петра Вильямса "Андалузский танец из балета С. Прокофьева "Золушка", на котором изображены народная артистка СССР балерина М. Семенова и заслуженный артист РСФСР С. Корень, сотрудники музея гордятся по праву. Автор "Андалузского танца" Петр Вильямс с 1941 года работал главным художником в Большом театре и оформлял балеты "Золушка" (за декорации к которому он был удостоен Государственной премии) и "Ромео и Джульетта". Ценность картины высока еще и оттого, что для Вильямса нехарактерно создание живописных полотен, и лишь немногие музеи в стране имеют его работы. В первое послевоенное лето в Сочи на отдыхе находилась группа артистов Большого театра. Тогда знаменитый художник и выполнил заказ санатория "Правда". Позже оказалось, что живопись по достоинству оценить было некому - "Андалузский танец" влачил свое существование где-то на хоздворе санатория без рамы и подрамника, до тех пор пока не попал в музей.
Готовясь к празднованию юбилея, научные сотрудники музея подготовили две выставки, каждая из которых по-своему индивидуальна.
Коллекция античного декоративно-прикладного искусства и оружия широко известна благодаря своей необычной истории, связанной с традицией "черных копателей", но выставляется впервые под названием "Серебро и оружие из Мзымтинского клада". Состояние уникальных предметов, изъятых у грабителей и поступивших в фонды музея, было удручающим: многие вещи измяты, сильно повреждены и подвержены коррозии. Выдвигалась даже версия, что к ним относились как к лому из драгметаллов, - объем вещей стремились уменьшить перед тем, как спрятать в надежное место.
Предметы вооружения - железный меч, наконечники копий, кольчатые удила и другое конское снаряжение, бронзовый аттический шлем со стрелкой, подвижными нащечниками и назатыльником, - представленные на выставке, датируются IV-II веком до нашей эры.
Зимой была завершена реставрация бронзовой части сочинского "греческого клада", проводить которую приглашали художника-реставратора по металлу высшей категории из Государственного Эрмитажа Ольгу Семенову. Ею была проведена кропотливая и сложная работа, ведь семь лет все эти предметы ждали своего часа в хранилище, находясь в "оболочке" из породы, которую археологи называют "розовой цемянкой".
Не менее интересная экспозиция создана на основе работ, которые авторы или их наследники передавали в дар Художественному музею за время его существования. В трех залах размещены как живопись и графика, так и предметы декоративно-прикладного искусства. Это горячие и перегородчатые эмали А. Скрипникова и Э. Тури, фаянсовые вазы, гутное стекло, майолика…
Есть работы, которые перекликаются своей тематикой друг с другом, несмотря на то, что написаны с разрывом в 40 лет и разными авторами. Это, например, "Портрет женщины в красном" Л. Кружковой и "Рождество в Нью-Йорке" Г. Иващенко. Героини обеих работ - русские женщины в платках. Лишь выражение лица, умиротворенное, спокойное - у одной и скрещенные на груди, словно защищаясь от бед и невзгод, руки другой говорят о разности судеб.
"Шествие", выполненное И. Клюшкиным с использованием картона, левкаса и масла, отнюдь не картинка из жизни эпохи соцреализма. Арлекины, гуськом шагающие в сумерках, будто вышли из петербургского карнавала или "Нежного шоу" Славы Полунина, загадочно храня одну лишь им ведомую тайну.
Нынешним жителям Сочи наверняка будет интересно увидеть графические зарисовки города 60-х годов Д. Двозкина, "зафиксировавшего" для потомков железнодорожный и морской вокзалы, ротонды на набережных и другие узнаваемые уголки любимого города.
А вот глядя на скульптуру В. Елисеева "Спасите наши души", признаюсь, становится несколько не по себе: настолько автор реалистично передал ужас, испытываемый человеком перед смертью.
Нельзя без улыбки смотреть на композицию "Из мухи - слона" В. Елисеева, четыре составляющих которой показывают, как из небольшого насекомого "вырастает" огромное животное.
Стоит сказать, что научные сотрудники постарались на славу. Им удалось перенести посетителей и в далекое начало, и в середину XX века и не "отпустить" из века нынешнего, мастерски совместив современное и академическое искусство.
Художественный музей по возрасту еще очень молод. Все проекты и их воплощения, рожденные людьми, принадлежащими к уникальной касте хранителей прекрасного, ждут своего часа. А нам предстоит еще не раз посетить уникальные выставки, познакомиться с современными художниками и их работами. И встречи эти, как всегда, пройдут в стенах Сочинского художественного музея!!!
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |