Реферат по предмету "Разное"


Александр александрович блок русский поэт, писатель, публицист

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОКрусский поэт, писатель, публицист28.11.1880 – 7.08.1921ТРАГЕДИЯ ПОЭТА-ДВОРЯНИНАВ ЭПОХУ ГИБЕЛИ РУССКОГО ДВОРЯНСТВА О, я хочу безумно жить: Все сущее увековечить, Безличное – вочеловечить, Несбывшееся – воплотить!А. А. Блок Благословляю всё, что было,Я лучшей доли не искал.О, сердце, сколько ты любило!О, разум, сколько ты пылал!А. А. Блок Покой и воля. Они необходимы поэту для освобождения гармонии. Но покой и волю тоже отнимают. Не внешний покой, а творческий. Не ребяческую волю, не свободу либеральничать, а творческую волю, – тайную свободу. И поэт умирает, потому что дышать ему больше нечем: жизнь потеряла смысл.^ А. А. Блок (за полгода до смерти) Александр Блок… Поэт, публицист, писатель, один из доброй сотни мастеров слова прославленного серебряного века России. Русский дворянин. Советский чиновник. «Трагический тенор эпохи» – согласно Ахматовой; воплощение самой поэзии и служение поэзии – «вседержитель моей души» – сообразно Цветаевой; «Бог в лупанарии1» – по мнению Вячеслава Иванова; «средневековой рыцарь, выскочивший прямо из готического окна и устремившийся к исчадию Волги» – по насмешливому выражению Мережковского; «мальчик с душой без штанов и без сердца» – по утверждению Горького. А также: «лирический герой» (по Тынянову), «безответственный лирик» (по Чулкову), «чемпион наших молодых2» и «изящный андрогин3» (по Анненскому), «правдивый и простой» (по Ходасевичу). «Анапестический в интимном, он облекся в сюртук свой, как в ямб» – писал о Блоке его друг и соперник Андрей Белый, понимая под «ямбом» всегда и во всем светскую манеру поведения Блока, а под «анапестом» – его скрытый внутренний лиризм. Как видим, сколько людей, столько и мнений, но нет равнодушных – и это один из показателей выделенности человека среди других, его неординарности и индивидуальности. Творчество Блока во многом, если не сказать – целиком, автобиографичное и полностью отвечает духу времени, в которое жил и «возрастал» поэт. Символически его лирику можно разделить на четыре этапа. Первый – «усадебно-дворянский», в нем тихая, размеренная жизнь в кругу родных и близких в деревне Шахматово, любовь к природе и любовь на фоне природы, в чем-то наивная, но возвышенная и мистическая. Второй – «буржуазно-капиталистический», это величественный Петроград, со всей его городской стихией, «влекущей и пугающей», «страшной и прекрасной». Третий – «народнический», как найденный Блоком исход «спасения народом» России и старых русских ценностей, а значит, и самого себя. И, наконец, четвертый – «революционный», принятие Блоком революции и разочарование в ней, крушение всех его надежд и чаяний, а вместе с тем и всей жизни. Драма Блока – социальная драма многих представителей русского дворянства. Но обо всем по порядку, чуть подробнее и с учетом астрологических данных гороскопа рождения поэта. Согласно древнеарийскому солнечному календарю, Александр Блок родился в год Ужа – 28 ноября 1880 года. Мистериальное проявление этого года связано, в первую очередь, с колесом Времени, захватывающим в свой стремительный водоворот, активным движением в его потоке и невозможностью из него вырваться. Именно в такой водоворот Времени – период «смены эпох» в России – и попал Блок. Он был уверен в правильности своего выбора, полагая, что после всех событий в России начала ХХ века, «Октябрь 1917 года», наконец-то, принесет свободу, и ошибся… Ибо «Новое Время» обернулось на его шее «удавом», беспощадным и жестоким. Время, которому он со всей своей дворянской интеллигентностью и поэтической одаренностью был не нужен. Время, которое требовало от него стать в общую «чиновничью упряжку». Время, к которому он оказался не готов и «задохнулся» в его удушающем кольце, «потому что дышать ему больше ничем». Человек-Уж – человек экзальтированный и мистически настроенный, переменчивый, с тайной внутри, элитарный и мрачноватый, временами активный и подвижный, временами пассивный и замкнутый, но всегда умеющий «держать взгляд».^ Гороскоп Александра Блока г. Петербург П/Гринвич: 0:00 28.11.1880 00:20 59°55'00"с.ш., 30°15'00"в.д. Воскресенье, 12 с.д., 25 л.д.  061150 R 121657 Система домовПлацидуса  110644 R 271247 R 264305  125108  074826  105100 R 141220 II 004017  254631 R 273124 III 011856 R 094023 R 273124 IV 113134 R 224410  073201 V 191907  133504  271620 VI 171912 Дата и место рождения Александра Блока известны. Время рождения взято на основании предположения о нахождении Асцендента в знаке Весов. Несколько слов о ректификации гороскопа Блока. Время рождения поэта не известно, гороскоп выполнен на основании предположения о нахождении Асцендента в знаке Весов. Как известно, главным отличием Блока была абсолютная дипломатия, самообладание, выдержка, неуязвимость, умение держать себя на людях в любой обстановке. В спорной ситуации Блок всегда стремился к урегулированию отношений, миру и компромиссу, но никогда к войне или раздуванию вражды. Подобное поведение проявлялось им даже тогда, когда задевались вопросы его чести и достоинства. Он был выше всяких ссор и, каких бы то ни было, выяснений отношений. К тому же, как «весовщик», Блок придавал очень большое значение светским манерам, правильному поведению в обществе, а также своему внешнему виду, его одежда шилась строго по фигуре, и он в ней был безупречен. Там же, в знаке Весов, находится Луна («мир эмоций», крайне важная планета для любого поэта!), которая, исходя из характера и поведения Блока, должна быть вблизи Асцендента и попасть в I дом гороскопа. Луна на Асценденте дает эмоциональный характер с большими психологическими перепадами, чувствительность, артистизм и экстравагантность, а также раннее проявление способностей. По собственным словам Блока, «сочинять стихи» он начал «чуть ли не с 5 лет», «серьезное писание началось около 18 лет». В 14 лет вышел первый номер рукописного журнала «Вестник», который юный Блок издавал три года. С 15 лет началось серьезное увлечение театром, он даже хотел «податься в актеры», в более зрелом возрасте занимался написанием сценариев и участием в театральных постановках. Что касается эмоциональности и подвижности психики поэта, то об этом, лучше любых слов, говорит его творчество – «рыдающие драмы Блока», к концу жизни которого развилось особое тяжелое нервно-психическое состояние – психастения. Положение Луны, как управителя Х дома (достижений, профессионального раскрытия), в I доме говорит о самостоятельном, индивидуальном раскрытии целей, привлечении внимания к своей личности, популярности и престиже. Избрав для себя литературный путь, Блок неуклонно следовал своей цели, проявив себя не только поэтом, но и писателем, литературным критиком и даже переводчиком. Он хорошо печатался и всегда был востребован обществом. Если бы альмутен I дома (Луна) находился в XII доме, то это дало бы Блоку некую тайную власть и скрытые цели, а также тайную известность в узком кругу, чего в жизни поэта никогда не было. Наоборот, он всегда был на виду у всех, его жизнь широко обсуждалась, в нее даже пытались активно вмешиваться. В день рождения Блока положение Асцендента в Весах с Луной на Асценденте и в I доме гороскопа возможно лишь в течение 45 минут сразу после полуночи, когда над горизонтом восходят 5–12 градусы Весов, среди которых наиболее подходящим является 8 градус – «Черной лохматой собаки». Вот его характеристика: человек серьезный, с хорошей выдержкой, выправкой, чувством долга, целеустремленный, всего добивается сам, но пессимист, не умеет удержать вокруг себя людей и сильно переживает по этому поводу. При таком расположении Асцендента наиболее значимым в гороскопе становится III дом – «литераторский», в который попадает Солнце – главный показатель любого гороскопа, Восходящий лунный узел – путь эволюции (кармическая программа человека), и Венера – планета любви и гармонии, что крайне важно для любого поэта-лирика. Исходя из этих данных, можно сказать, что профессиональный путь был выбран Блоком правильно. И, как указывает стоящая на точке IC Венера (IC – точка рода, предков), во многом этот путь оказался предопределенным родными. Как известно, по материнской линии поэт Александр Блок происходил из русской дворянской семьи Бекетовых4, в которой было немало литераторов, в частности, очень хороших переводчиков: бабушка Елизавета Григорьевна Бекетова, а также все три дочери Бекетовых – Екатерина, Александра (мать Блока) и Мария. Все они в свое время принимали участие в воспитании и обучении Сашеньки, который был словно «ангелочек прелестный», и с детства прививали ему любовь к литературе. В семье отца Александра Блока литература играла не столь большую роль, как в семье матери, однако ее навыками тоже владели сполна. Отцовская линия Блока своими корнями уходила к обрусевшим выходцам из Германии, которые служили еще при царе Алексее Михайловиче и за особые заслуги по указу царя Павла I были возведены в российское дворянство5. Со стороны обоих родителей Блок унаследовал интеллектуальную одаренность, склонность к занятиям литературой, искусством и наукой. Сначала Блок, словно «поддавшись влиянию рода отца», который был правоведом, поступил на юридический факультет Петербургского университета. Но затем, видимо, «материнские корни пересилили», и Блок перевелся на славяно-русское отделение филологического факультета, окончательно избрав для себя путь литературы. В то же время нужно отметить, что со стороны обоих родителей Блок унаследовал некоторую «психическую отягощенность». Дед по отцу умер в психиатрической больнице. Характер отца отличался странностями, стоявшими на грани душевного заболевания, а иногда и переступавшими за нее, – это вынудило мать поэта вскоре после его рождения покинуть мужа (впоследствии она вышла замуж за поручика лейб-гвардии гренадерского полка Ф. Ф. Кублицкого-Пиоттуха, который стал отчимом Александра). Но мать Блока и сама была женщиной крайне неуравновешенной, и неоднократно лечилась в лечебнице для душевнобольных. Все это отчасти объясняет, почему у самого Блока со временем развилось тяжелое нервно-психическое состояние. На отягощенные проблемы рода, унаследованные от предков, в гороскопе Блока указывает Черная Луна в Раке (знаке рода и тяжелой кармы предков). При этом управитель знака Рака, Луна, попадает точно на Асцендент гороскопа Блока, – это показатель того, что кармические проблемы рода действительно могут оказывать негативное влияние на личность человека. Главной планетой любого поэта-писателя является, конечно же, Меркурий, дающий умение излагать свои мысли. Меркурий Блока в Скорпионе, отсюда отмечаемая многими тяжесть и мрачность его стихов, мистицизм в поэзии, нередко – тема смерти или, как минимум, дурных предчувствий. При этом соединение Меркурия с Марсом добавляет его стихам драматизм, поэтический надрыв. Примером этакого саркастически-«скорпионьего» стихотворения в поэзии Блока является его пресловутый «Балаганчик». Образцом же высших мистических настроений и «причастности к тайнам» (в соединении с Меркурием в Скорпионе находится еще и Белая Луна!) может служить стихотворение «Девушка пела в церковном хоре». Имели место в жизни Блока и предчувствия наяву. Как-то раз приятели Блока позвали его с собой на прогулку. Блок отказался. На следующий день он узнал, что лодка, на которой каталась веселая компания, перевернулась, и его приятель утонул (плавать он не умел, как и Блок). Мать и друзья поэта сочли, что эта гибель – остерегающий знак ему. В продолжение темы «скорпионьих проявлений» заметим также то, что в гороскопе Блока имеется заполненный планетами VIII дом (катарсиса, ведущего к разрушению либо преображению) – в нем Хирон, Плутон и Нептун, которые соответственно являются управителями I (личности и пути ее развития), II (богатства) и V (творчества, любви, детей) домов. Этим в жизни Блока объясняется притяжение многих драматических ситуаций, но через которые шло его собственное становление, к которым он относился как к урокам судьбы. Например, Блок неоднократно влюблялся, воспламеняясь страстью, и активно добивался предмета своей любви. Но со временем страсть проходила, и он понимал, что это была всего лишь влюбленность, и он разрывал отношения (альмутен V дома в VIII). Правда, как у человека творческого, тем более поэта, всякая такая страсть заканчивалась сборником стихов. Кто же те женщины, что были его музами? Ксения Михайловна Садовская, первое серьезное увлечение Блока, курортный роман. Немецкий городок Бад Наугейм. Она – жена действительного статского советника, он – гимназист. Ей – 38, ему – 17. Он чист и юн, разыгрывает из себя покорителя женских сердец, хотя ни разу ни в кого еще не влюблялся. У нее трое детей, но она сохранила живость характера и красоту тела. Он потерял голову и старался ни на шаг от нее не отлучаться, она помыкала им и заставляла ревновать. В Петербурге встречи продолжились. Теперь потеряла голову она, поняв, что полюбила мальчика, который через год повзрослел, охладел и начал взывать к ее благоразумию. Спустя некоторое время у нее наступило раскаяние, она взывала к его благоразумию, а он выговаривал ей как провинившейся школьнице, и все начиналось сначала: «Этой дорогою ложной // Мы безрассудно пошли…». И шли до тех пор, пока в его жизни не появилась Любовь. Любовь Дмитриевна Менделеева, дочь известного русского ученого. После долгих ухаживаний в августе 1903 года состоялось венчание Блока с его «Прекрасной Дамой», о которой так много говорится в его творчестве. Она всегда оставалась для него тем небесным созданием, которое он однажды воспел в стихах, скорее ангелом, нежели женщиной с земными чувствами и страстями. Блок считал, что она дана ему Богом как земное воплощение божества, и такое отношение к возлюбленной «не допускало» общепринятых форм любви. Брак был престижным (Юпитер на Десценденте), но несчастным (там же, в VII доме, Сатурн в разрушительном градусе). Брак был обоюдовыгодным и устойчивым (управитель VII дома во II доме, управитель IV дома в VII доме), но с огромным количеством проблем между супругами и постоянно на грани разрыва (управитель VII дома во II доме, который является восьмым домом для VII дома, т.е. несущим разрушение). Поэтому формально их брак всегда сохранял свой статус, но семейная жизнь не задалась. Люба оказалась вполне земной женщиной и не соответствовала тому божественно-бестелесному образу, который придумал себе Блок. По этой причине в жизни Любы появились поэты Андрей Белый и Георгий Чулков, а у Блока – актриса Наталия Волохова и певица Любовь Андреева-Дельмас. Наталия Николаевна Волохова репетировала в блоковском «Балаганчике». После премьеры, которая состоялась под Новый, 1907, год, устроили «бумажный бал»: дамы были в маскарадных костюмах, мужчины – в черных полумасках, все пили, пели, танцевали и объяснялись друг другу в любви. Вдохновленный страстным влечением к Натали, Блок за 10 дней написал посвященный ей цикл из 30 стихотворений – «Снежная маска». Роман длился два года и был для Блока мучительным и нерадостным – он, как всегда, придавал своей возлюбленной запредельные черты, а она была женщиной всего лишь из плоти и крови и от мира сего. Натали уехала от Блока в Москву, он до бесчувствия напился, а когда пришел в себя, бросился за нею. Выяснение отношений привело к окончательному разрыву. «Снежная маска» растаяла, остались только стихи: «Я помню длительные муки…» И он снова вернулся к семейному очагу, по которому к этому времени «разрушительным смерчем» уже пронесся Андрей Белый. Любовь Александровна Дельмас (псевдоним) – оперная дива, блоковская «Кармен» – пела в театре музыкальной драмы. Долгое время 35-летний Блок вел себя как гимназист: покупал ее карточки, бродил мимо ее дома и все никак не решался познакомиться. Однажды он написал ей письмо, в котором признался в любви, письмо было анонимным, но она догадалась, кто ее поклонник. Когда «Кармен» шла в сезоне последний раз, Блок оставил для нее номер своего телефона и просьбу позвонить. Она позвонила во втором часу ночи… И он приехал. Два месяца они почти не расставались, он сходил от нее с ума и искренне мечтал о счастье. Но вскоре им овладели тоска и тревога, и он отказался от нее, простившись стихами: «Та жизнь прошла… и странно вспомнить, что был пожар». Любопытно, что за год до этого Блоком были написаны посвященные Дельмас стихи (цикл «Кармен»), то есть роман был сначала придуман и пережит им в стихах! И Блок снова вернулся домой, который для него всегда был местом успокоения, уютным и комфортным (точно на IC находится Венера, к тому же стоящая в королевском градусе). Любовные увлечения Блока, скрытые, страстные, неожиданные и импульсивные, можно объяснить столь динамичной конфигурацией аспектов в его гороскопе, как «Дамоклов меч», который образован Плутоном, Луной, Венерой и соединением Меркурия с Марсом и Белой Луной. «Меч», который при каждом порыве «любовной страсти» поэта буквально «отсекал ему голову»: «Эй, встань и загорись и жги! // Эй, подними свой верный молот… // Не медли. Помни: слабый колос // Под их секирой упадет…», – но и служил поэзии. «Секира» – Плутон, Луна, Венера – возврат к одним и тем же проблемам и повторение одних и тех же уроков, но в тяжелой форме. Все три планеты имеют прямое отношение к влечению, захватывающему и душу и тело. Действие «Секиры» внезапно и преходяще. На вершине этого «Меча» стоят Меркурий, Марс и Белая Луна в Скорпионе. Итогом «любовных опьянений» поэта были его душераздирающие стихи о блаженстве, страдании и наслаждении, после чего наступало «тяжкое похмелье» – мучительный разрыв и внутреннее опустошение. Что говорить, «их было много… // воспоминанья, тени сна… // я только странно повторяю // их золотые имена», и «…страсти таинство свершая, // и поднимаясь над землей, // я видел, как идет другая // на ложе страсти роковой». Но свою Прекрасную Даму он так и не нашел. Другой не менее значимый для Блока вопрос – его гражданская позиция и проявление в обществе. Рожденный под знаком Стрельца, знаком социальной активности, Блок не мог оставаться в стороне от происходивших вокруг него процессов и событий. Как истинного русского интеллигента, его всегда интересовала и волновала судьба России, ее народа. И это тоже было одной из тем его творчества. В поэзии и прозе Блока нашли отражение события и кровавого 1905 года, и Первой мировой войны, и революционного 1917 года, и последовавшей вслед за ним войны гражданской. Более того, в июле 1916 года, как человек военнообязанный, он был призван на службу и зачислен табельщиком в 13-ю инженерно-строительную дружину Всероссийского союза земств и городов, пребывавшую в Белоруссии, на Пинских болотах, где провел примерно полгода, до Февральской революции. Февральскую революцию Блок встретил с радостными надеждами, Октябрьский переворот – восторженно. Высшего подъема революционная настроенность Блока достигла в 1918 году, когда им была написана поэма «Двенадцать», стихотворение «Скифы» и статья «Интеллигенция и революция», в которой Блок призывал своих собратьев-интеллигентов «всем телом, всем сердцем, всем сознанием» слушать «великую музыку будущего», «величавый рев и звон мирового оркестра» – «слушать Революцию». С этого времени Блок начинает работать в советских учреждениях: председательствует в репертуарной секции Петроградского театрального отдела Наркомпроса, состоит членом редакционной коллегии издательства «Всемирная литература», работает председателем режиссерского управления Большого драматического театра, принимает участие в организации «Вольной философской ассоциации», избирается членом совета Дома искусств, в правление Петроградского отделения Всероссийского союза поэтов, а затем и в правление Союза писателей. Активное участие Блока в культурно-просветительских учреждениях новоиспеченного государства мотивировалось его убеждениями о долге интеллигенции перед народом. Однако острое несоответствие между представлениями поэта об «очищающей революционной стихии» и «кровавой повседневностью» тоталитарного режима все больше приводило к разочарованию в происходящем. И чем дальше, тем больше его тяготили все прибавляющиеся чиновничьи обязанности, убивавшие в нем поэта. Усугубляло положение Блока еще и то, что его позиция вызывала резкую отповедь со стороны большинства поэтов и писателей старой России, на что большевистская критика отвечала «о слиянии поэта с народом». Если первое обращение Лунных узлов (в 18,5 лет), находящихся в гороскопе Блока в знаках Стрельца–Близнецов и в III–IX домах, направило его по литературной стезе (III дом), то второе их обращение (в 37 лет) «переквалифицировало» поэта в чиновника, постепенно занимавшего все больше и больше постов (IX дом). К тому же, в IX доме находится не только Нисходящий лунный узел, как уже отработанная кармическая программа (то, что должно стать жизненной опорой, в крайнем случае – отдачей кармического долга, а никак не направлением эволюции), но и Черная Луна – ложный путь, место обольщения, просчетов и ошибок. В жизни Блока это проигралось как обольщение «ложным мировоззрением», которое в итоге завело его в «творческий тупик»: «Двадцатый век… еще бездомней, // еще страшнее жизни мгла, // еще чернее и огромней // тень Люциферова крыла». И это была его «Крестовая конфигурация»: Черная Луна в IX доме вблизи МС давала ему следовавшие чередой многочисленные чиновничьи обязанности, но напрочь лишала его внутренней и внешней гармонии (в оппозиции к Лилит стоит Венера), уничтожала его прежний авторитет, как поэта, среди старой русской интеллигенции (Лилит в квадратуре к Юпитеру), и разрушала его душу, приводя к тяжелейшим депрессивным состояниям (Лилит в квадратуре к Луне). Все это было похоже на Удава, медленно скручивавшегося кольцами на его шее, пока, наконец, он «не задохнулся». С января 1921 года нарастающая депрессия Блока постепенно стала переходить в психическое расстройство, сопровождавшееся болезнью сердца6. Говоря блоковским языком, «земное сердце уставало так много лет, так много дней…». И началась самая настоящая «пляска смерти». Его все больше и больше угнетало чувство непомерной усталости, все чаще и чаще болело сердце, еле-еле ходили ноги. Но он продолжал мужественно бороться с тяжелым послереволюционным бытом – как и большинство петербуржцев, добывал обледенелые дрова, мерзлую капусту и ржавую селедку. И никогда ни на что не жаловался. Стихи почти прекратились, они приходили так редко, что их можно было пересчитать по пальцам. Как-то он сказал: «Поэт – сын гармонии, и называется поэтом не потому, что пишет стихами, а потому, что приводит в гармонию слова и звуки». Но сейчас он уже не мог освобождать эти звуки из хаоса, придавать им форму и осуществлять предназначение поэта – нести в мир гармонию. А жить без поэзии, без вдохновения, по сути – без божества, он не мог, и поэтому после смерти творческой был готов умереть физически. Летом Блок разобрал свой архив и сжег некоторые записные книжки и письма. В первую неделю августа он впал в забытье, бредил по ночам и страшно кричал. Ему кололи морфий, но ничего не помогало. Седьмого утром он умер. Десятого его похоронили на Смоленском кладбище возле могилы деда, без речей, под старым кленом. Печальная процессия растянулась почти по всей Офицерской улице, близкие и друзья от дома до кладбища несли открытый гроб, засыпанный цветами, на руках. Блок умер вместе со своей эпохой, с ее великой культурой, культурой старого русского дворянства… А мы, спустя столько лет, возможно, оказались одними из тех, кого поэт предвидел в своих стихах и о ком столь вдохновенно написал:^ Быть может, юноша веселыйВ грядущем вспомнит обо мне:Простим угрюмство – разве этоСокрытый двигатель его?Он весь – дитя добра и света,Он весь – свободы торжество! 1 Публичный дом (латин.). 2 Первый среди молодых поэтов того времени. В свои 29 лет (именно тогда писал о нем Анненский) Блок был автором уже нескольких поэтических сборников. 3 Андрогины – в античной мифологии перволюди, соединявшие в себе мужское и женское начало. Здесь – символ двусмысленной загадочности. 4 ^ Из автобиографии А. А. Блока: Дедушка по матери, Андрей Николаевич Бекетов, был ботаником, ректором Петербургского университета. Петербургские Высшие женские курсы, называемые «Бестужевскими», во многом обязаны своим существование именно Бекетову. Бабушка по матери, Елизавета Григорьевна Корелина (дочь известного путешественника и исследователя Средней Азии Г. С. Корелина), всю жизнь работала над компиляциями и переводами научных и художественных произведений, список ее трудов громаден, она была очень начитана и владела несколькими иностранными языками. От четы Бекетовых унаследовали любовь к литературе и три их дочери. Наибольшей известностью пользовалась старшая, Екатерина Андреевна, переводившая с французского, испанского и английского, и сама писавшая стихи, повести и рассказы. Мать Блока, Александра Андреевна, переводила с французского стихами и прозой, в молодости писала стихи, но печатала – только детские. Ее сестра, Мария Андреевна, переводила с польского, немецкого и французского. 5 ^ Из автобиографии А. А. Блока: Дедушка по отцу – лютеранин, потомок врача царя Алексея Михайловича, выходца из Мекленбурга (прародитель – лейб-хирург Иван Блок был при Павле I возведен в российское дворянство). Бабушка по отцу – дочь новгородского губернатора, Ариадна Александровна Черкасова. Отец поэта, Александр Львович Блок, был профессором Варшавского университета на кафедре государственного права, а также хорошим музыкантом, знатоком изящной литературы и тонким стилистом. 6 Реконструировавшие болезнь и смерть Блока по документам и воспоминаниям современников, доктор медицинских наук М. М. Щерба и кандидат медицинских наук Л. А. Батурина утверждают, что поэт погиб от подострого септического эндокардита (воспаления внутренней оболочки сердца), неизлечимого до применения антибиотиков. Эта болезнь обычно наблюдается в возрасте 20–40 лет, чаще у мужчин. Поражение сердца выражается в клапанном пороке (за счет эндокардита) и в миокарде (воспалении средней, мышечной оболочки сердца). Одно из характерных проявлений – множественные эмболии (закупорка, чаще всего тромбом) малых и больших сосудов мозга, внутренних органов, кожи, конечностей. Непосредственная причина смерти – сердечная недостаточность или эмболии. Психические перенапряжения и нарушения питания увеличивают частоту возникновения этой болезни.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.