Реферат по предмету "Культура и искусство"


Национальная культура и её основные компоненты



17

ПЛАН

Введение

1.Национальная культура и её основные компоненты

1.1Типы национальных культур

1.2 Основные компоненты национальных культур

1.3 Традиционные культуры и их различия

2. Некоторые аспекты украинской национальной культуры

2.1 Конституция Украины от 28 июня 1996 года о развитии культуры

2.2 История развития украинской национальной культуры

2.3 Национальные праздники, обычаи и обряды

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРА (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие "культура" употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле - сфера духовной жизни людей.

Современное человечество насчитывает тысячи народов, почти 200 государств, более 5 млрд. землян. Среди всей массы людей нет двух одинаковых. Каждый имеет свои особенности. Кроме индивидуальных различий есть и групповые: семейные, половые, возрастные, профессиональные, национальные и т.д. Любая нация, социальная группа принимает из системы общекультурных человеческих ценностей только то, что соответствует духовному настрою их уровня развития, уровню развития возможностей. Региональные и национальные культуры становятся взаимосвязанными. Они влияют друг на друга, усиливается взаимосвязь различных стран и народов. Кроме того, появляется мощная тенденция к сохранению собственной идентичности национальной культуры.

Слово НАЦИЯ (от лат . natio - племя, народ) обычно рассматривается, как историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Складывается из различных племен и народностей. Ряд современных ученых связывают нацию с определенным народом, включает в число ее сущностных принципов общность самосознания и социальной структуры; другие рассматривают нацию как общность принадлежности к определенному государству.

Говоря о национальной культуре применяют термин «цивилизация».Этот термин часто употребляется как синоним культуры или как уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация).

Большинство учёных определяют цивилизацию, «как социокультурную общность, обладающую качественной спецификой», «как целостное конкретно- историческое образование, отличающееся характером своего отношения к миру природы и внутренними особенностями самобытной культуры.»

Географически Можно определить такие культурные регионы и традиционные культуры:

1. Арабо-мусульманский культурный регион

2. Дальневосточный

3. Индийский

4. Африканский (Зап и центрАфрики и Вост и Юг Африки)

5. Культура Латинской Америки

6. Европейский культурный регион

7. Культура североамериканского региона

8. Культура славян.

1. НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И ЕЁ ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

1.1 Типы национальных культур

Существуют различные типы национальных культур. Среди них можно, например, выделить

1. скандинавский (Швеция, Норвегия).

В скандинавских странах с 19 в. (особенно в 40-60-х гг.) развился СКАНДИНАВИЗМ - буржуазное течение, культивирующее идеи государственного, политического, экономического и культурного объединения этих стран. Интересна для изучения СКАНДИНАВИСТИКА - комплекс наук, изучающих скандинавские языки, литературы, древнескандинавскую письменность, историю, экономику и культуру скандинавских народов.

2.Романский(Бельгия ,Франция)

Область филологии РОМАНИСТИКА, изучает романские языки и литературу, фольклор и культуру романских народов.

3.Синтоистский (Япония),

4. Азиатский (Гонконг, Тайвань, Сингапур),

5.Англосакский (Канада, Австралия, Великобритания)

АНГЛОСАКСЫ, общее название германских племен англов, саксов, ютов и фризов, завоевавших в 5-6 вв. Британию. В 7-10 вв. сложилась англосаксонская народность, впитавшая и кельтские элементы.

Позднее англосаксы, смешавшись с датчанами, норвежцами и (после Нормандского завоевания Англии 1066) выходцами из Франции, положили начало английской народности.

1.2 Основные компоненты национальных культур

1. Историческое прошлое. Можно считать, что цивилизация включает в себя историческое развитие и культурные достижения конкретного народа (или группы народов)

2.Определенный уровень развития общества, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

3.Специфические сферы деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура)

4.Предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т. д.)

5.Человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).

6. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК, язык нации, сложившийся в процессе ее развития; система нескольких форм существования языка: литературный язык (устная и письменная формы), народно-разговорные разновидности языка и диалекты. Применяя к истории культуры цивилизационный подход русский учёный Н.Я. Данилевский (1822-1885) считал, что «всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком,…составляет самобытный культурно-исторический тип…», который находится в борьбе и связи с другими.

7.социальные нормы, правила мышления и поведения. ТРАДИЦИЯ (от лат . traditio - передача), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни.

ОБЫЧАЙ, стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Устаревшие обычаи сменяются в процессе исторического развития новыми.

Каждая нация, каждый народ, даже каждая социальная группа имеет свои обычаи, которые складывались на протяжении многих столетий. Обычаи это неписаные законы, которыми руководствуются в ежедневных делах. Обычаи и язык - это наименьшие элементы, которые объединяют отдельных людей в один народ, в одну нацию. Обычай, как и язык формировался на протяжении всей жизни и развития каждого народа. У всех народов существует поверие, что тот, кто забыл обычаи своих отцов, карается людьми и Богом.

РЕЛИГИЯ (от лат. religio - набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в бога или богов. Исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам).

Неотъемлемой частью социальной и духовной жизни человека является его отношение к религии.

РАМАКРИШНА (наст. имя Гададхар Чаттерджи) (1836-86), индийский религиозный проповедник и общественный деятель считал, что для возрождения Индии и всего человечества необходима единая религия, проповедовал духовное родство всех религий. По Рамакришне, главное требование религиозной этики - не отречение от мира, а выполнение своих обязанностей. Его идеи оказали большое влияние на идеологию индийского национального движения.

А. ТОЙНБИ считал, что прогресс человечества - в духовном совершенствовании, эволюции от примитивных анимистических верований через универсальные религии к единой религии будущего. Выход из противоречий и конфликтов общества видел в духовном обновлении.

В 20 веке господствующей становится система общемировоззренческих установок, предлагаемых наукой, массовой культурой, но не религией. Распад традиционных религиозных ценностей способствует утверждению нигилизма -отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни.

РИТУАЛ (от лат . ritualis - обрядовый), вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (в т. ч. речевых); выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности. Ритуал играет важную роль в истории общества как традиционно выработанный метод социального воспитания.

1.3 Традиционные культуры и их различия

Традиционные общества и традиционные культуры, где под традицией понимается установившиеся на протяжении веков правила поведения, часто обозначают термином цивилизация.

Английский историк и социолог А. Тойнби (1889-1975) насчитал 21 цивилизацию в истории человечества. Многие из них неповторимы, но все имеют общие черты и большинство из них связано с понятием Восток.

Можно дать характеристики отдельных видов культуры и проследить их общие и индивидуальные черты. К таким видам можно отнести западноевропейскую культуру, североамериканскую, южно-азиатскую и т.д.

Западноевропейская культура унаследовала 7 предыдущих цивилизационных достижений и культуру нескольких империй. Единого культурного пространства в Европе нет, она разделена на Западную и Восточную. В самой Западной Европе очень большое различие между культурами народов, например, Скандинавии и Средиземноморья. Машинная (техногенная) цивилизация Запада возникла как традиционный путь развития. Человек запада - властелин над природой. «Экологизация» современной модели техногенной цивилизации, основанной на идее господства человека над природой, ведёт к активному поиску «точек соприкосновения» с национальными культурами в различных регионах планеты. Но Европейская культура стремится преобразовать мир, а Китайская, например, считает мир как «лучший из возможных» и господствующей является идея приспособиться к нему.

Именно наше время показало ограниченность европоцентристского взгляда на культуру, когда техногенная европейская культура объявлялась главенствующей, базисной по отношению ко всем другим, региональным и национальным. Современный опыт показал: восточные страны смогли адаптировать ценности западной культуры в своих системах производства и образования. Страны Тихоокеанского региона превратились в один из локомотивов научно- технического прогресса. При этом культурные основы их жизни оставались специфическими, особенными. Говоря о понятиях Восток и Запад, нельзя забывать, что, например, на самом Востоке японская и индийская культуры имеют свои принципы построения и свои специфические и уникальные достижения.

В своё время немецкий учёный Макс Вебер (1864-1920) показал, как на основах протестантской культуры возникла в Западной Европе рыночная экономика. Современные исследования обнаруживают удивительную пластичность самобытных национальных культур в восприятии и адаптации рыночных механизмов. Интересно отметить, что такие образцовые в техногенном отношении страны, как Япония, основываются на национальных формах культурного развития. Техногенная цивилизация своеобразно прижилась в условиях особых культурных установок. Нетрадиционные взаимоотношения человека и природы, личности и общества, заложенные в ментальных установках японской культуры, оказали стимулирующее воздействие на развитие современной рыночной инновационной экономики. Поэтому в Японии возникли своеобразные организационные формы культуры. Национально-культурные черты японского характера проявляются, например, в приверженности к коллективным формам организации труда.

Россиянину и украинцу всегда в тягость рационализм французов. Французы склонны представлять картину света по схемам разума и намного меньше вдаются в коллективные воспоминания, чем немцы. Скандинавия далека от России из-за протестантского пуританизма. Пуританская этика с её прагматизмом не понятна славянам.

Несмотря на то, что Европу и Америку объединяют некоторые общие проблемы, велика разница между их культурами. В США существует культ силы и успеха, там сильна потребность в учителе, наставнике. Характерной чертой североамериканской культуры есть культ вещей. Этот культ был создан переселенцами, которые начинали жизнь на пустом месте. Ещё одной чертой Американской культуры есть значение мастерства в любом деле. В основе «большой американской мечты» лежит надежда каждого американца на выигрыш миллиона, а каждого чистильщика обуви - стать президентом. В 70-ых-80 принципы индивидуализма, независимости и сверхсамостоятельности были обязательным атрибутом успешной реализации «американской мечты». Способ действий и даже мыслей у американца не такой как у европейца. Для американца, как носителя англо- саксонской цивилизационной традиции, общими ценностями является свобода и демократия, плюрализм, собственность и рыночная экономика. Европейца волнует другой субъект истории - народ, нация, национальное меньшинство и т.д. Американец отдаёт большее предпочтение карьере, чем родственным отношениям. В понимании европейца в основе концепции нации лежит целостность этноса. Европейцам всё время надо чувствовать себя в истории- истории семьи, народа, нации. Американцам, как молодой нации не присуще чувство истории.

Страны древнего востока: Междуречье, (Месопотамия), Индия, Китай, считаются колыбелью цивилизации. Ещё в 12 веке Европа знала, что вся власть и мудрость человека берут начало на Востоке.

Традиционное или восточное общество может вести один и тот же способ жизни столетиями, и даже тысячелетиями. Но и на Востоке существует несколько культур.

На пользу эффективности цивилизации Востока идёт необычайная стабильность его социальных условий. Прямой противоположностью ему есть цивилизация Запада. Характерной её чертой есть подвижность, разнообразие, изменчивость.

Южно-азиатский вид культуры существует на густонаселённых территориях и городах. Здесь культивируется владение своим телом и волей, что объединяется с массовой склонностью к удовольствиям.

Гибель одних восточных культур и возникновение других не меняет сам тип культуры. Виды деятельности, их способы и цели на Востоке консервативны. Их основной культурной идеей являются традиционные мифы, канонизированные стили мышления. Для человека Востока важно взаимопонимание человека и природы, равновесие между человеком и его землёй. Восточный человек считает себя частью природы и никогда не отделяет себя от неё.

Западный и восточный тип цивилизации обменивается ценностями. Сегодня существуют 2 тенденции отношений между Востоком и Западом: 1- интеграция цивилизаций Востока и Запада, 2- проба сберечь цивилизации Востока и Зап. Разница культур Запада и Востока - одна из причин конфликта между ними. Зап. идеи и представления отличны от представлений Вост. цивилизаций. Конституционализм, либерализм, права человека, свобода, равенство, братство, власть закона, демократия не воспринимаются народами других культур света. Проба распространить эти идеи на Восток вызвало сопротивление. Молодёжь Востока поддерживает религиозный фундаментализм. Идеологи Востока хотят возродить значение местных ценностей.

Идея «универсальной цивилизации» возникла на Западе. Она противоречит сосредоточению на самобытности каждого народа Востока. Сравнение более 100 исследований о ценностях в разных обществах привели к выводу, что ценности, кот наиболее важны на Западе, являются менее важными в общемировом масштабе.

В Африке, избавившейся от колониальной зависимости, развернулась борьба по проблеме формирования культуры. Старые концепции культурного национализма сталкиваются с новыми. Новая национальная буржуазия восприняла весь набор ценностей как образование и религию.

Следует особо подчеркнуть, что для современной эпохи характерна не замкнутость, не закрытость, а взаимодействие и взаимообогащение национальных культур. Так характерная для Востока ценность коллективизма оказалась в определённой степени приемлемой и для США- страны высокоразвитой индивидуалистической культуры. Казалось, что преобладание ценностей, связанных с самостоятельностью, стремлением к принятиям единоличных решений, высокими бойцовскими и конкурентными качествами, не даёт возможности измениться стилю руководства. Однако авторитарный стиль руководства часто оказывается неэффективным, формы решения становятся коллективистскими.

Возникший в начале 20 века ДИФФУЗИОНИЗМ объяснял развитие культур отдельных народов не их самостоятельной эволюцией, а заимствованиями культурных достижений других народов (при миграциях и т. п.). Механическое перенесение культурных форм общения и жизни невозможно. Национальная культура- это пластическое целое, изменяющееся как целое эволюционным образом.

2. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ УКРАИНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

2.1 Конституция Украины от 28 июня 1996 года о развитии культуры

Статья11. Государство содействует консолидации и развитию украинской нации, её исторического сознания, традиций и культуры, а также развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности всех коренных народов и национальных меньшинств Украины.

Статья10. Государственным языком в Украины является украинский. В Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств Украины.

Статья53. Гражданам, принадлежащим к национальным меньшинствам, гарантируется право обучения на родном языке либо на изучение родного языка в учебных заведениях либо через национальные культурные общества.

Статья12 Украина проявляет заботу об удовлетворении национально-культурных и языковых потребностей украинцев, проживающих за пределами государства.

Статья54. Гражданам Украины гарантируется свобода литературного, художественного, научного и технического творчества, защита интеллектуальной собственности. Государство содействует развитию науки, установлению научных связей Украины с мировым сообществом.

Культурное наследие охраняется законом. Государство обеспечивает сохранение памятников и других объектов, представляющих культурную ценность, принимает меры для возвращения на Украину находящихся за её пределами культурных ценностей народа.

Статья66. Каждый обязан не наносить вред природе, культурному наследию, возмещать причинённые им убытки.

Ст35. Каждый имеет право на свободу мировоззрения и вероисповедования, отправлять религиозные культы т обряды.

Ст116 Кабинет министров разрабатывает и осуществляет общегосударственные программы экономического, социального и культурного развития Украины.

2.2 История развития украинской национальной культуры

Украинцы начали развивать свою национальную культуру задолго до принятия христианства. Вместе с христианством Византия принесла нам свою культуру, но и сейчас в обычаях и устном народном творчестве встречается староукраинская дохристианская культура.

Истоки формирования украинской культуры лежат в далёком прошлом. Нашествием монголо-татар Юго-Западной Руси был нанесён огромный ущерб. В 13-16 веке были преодолены разрушительные последствия, начался подъём производительных сил, формирование украинской народности, рост национального самосознания. Широко развивается устное поэтическое творчество украинского народа, печатаются книги на старославянском языке. Начало книгопечатанию было положено на восточнославянских землях белорусским просветителем Франциском Скориной. Музыка и театр находились в тесной связи с бытом и обычаями. Важное значение имело культурное наследие Древней Руси. На украинских землях переписывались литературные памятники (летописи и т.д.) В 15-16 веке на украинские земли проникают идеи гуманизма. Углубляется интерес к духовному миру человека. В 16-17 веке распространялось просвещение, расширялось научное познание мира. Большую роль в развитии знаний сыграл Киевский коллегиум- первое высшее заведение в Украине. Украинская культура 18 века тесно переплеталась с духовной жизнью общества, претерпевала качественные изменения. Украина была в тяжёлом социально- политическом положении, но среди народа по-прежнему была жива национальная самобытность.

На протяжении 19 века создателем и вдохновителем новой культуры и движения культурно-национального возрождения была украинская интеллигенция, которая выступала как за национальное развитие народа, так и за социальную справедливость. Украинская интеллигенция стала переходить от предложений к действиям, к попыткам мобилизовать общество. В 20 веке украинская культура развивается вместе с борьбой за национальную независимость. Происходит возрождение украинской государственности. Культурная жизнь активизируется, подъём охватывает все сферы искусства, появляются мастера, прославившие украинскую культуру: П. Тычина, В. Соссюра, М. Рыльский О. Вишня и т.д. Развивается театр, музыка, изобразительное искусство, кинематограф, открывается Украинская Академия искусств. Судьбоносное решение 1991 года и принятие Акта о государственном суверенитете Украины ускорили процессы государственного строительства и роста национальной. Среди первых документов, принятых Верховной Радой в 1991 году, были законы о языках, образовании, культуре. Возрождение духовной культуры Укр народа связано с возрождением религии и церкви. Также очень важна для процесса национально-культурного развития активная помощь со стороны государства.

2.3 Национальные праздники, обычаи и обряды

Обычаи народа, традиции, язык способствовали сохранению украинской нации, поддерживали дух народа.

Специфически-национальный облик украинского костюма складывался, начиная с 14 века. Украинские шаровары, начиная с 16 века носили все слои мужского населения. Как правило, они были очень широкими, особенно у запорожских казаков. Женский костюм обычно украшался цветной вышивкой самых разнообразных сюжетов. Носили бусы и серьги, часто выполненные в виде колокольчиков. В праздники девушки в косы вплетали разноцветные ленты и цветы, голову украшали венками. Украшением мужчин были очень длинные усы.

Основу национальной кухни украинского народа составляли блюда из зерновых. Готовили кисель, борщ, пили квас, пиво, горилку. Среди мужчин распространялось курение табака. Трубка становилась неотъемлемым атрибутом казака.

Традиционная бытовая культура украинского народа складывалась в процессе формирования украинской народности. В обрядовой культуре украинского народа сохранились древние обряды и обычаи древнерусской народности.

Рождение ребёнка сопровождалось различными обрядами, где главную роль играла бабка-повитуха. Считалось, что только после крещения ребёнок защищён от злых духов. Наиболее красочным и значительным был свадебный обряд. В домах жениха и невесты пекли каравай - свадебный ритуальный хлеб, который символизировал дар всего рода молодым. Хлеб в обрядах славянских народов занимает особое место. С Ним связана вера в жизнь, благополучие, здровье, счастье.

В Украине сохранились обычаи чтить некоторых древнерусских языческих божеств. По традиции в их честь устраивались празднества. Особенно популярен был праздник Купала - бога достатка. Купала празднуют 24 июня. Считается, что костры, разведённые в этот день, имеют целебную силу. Через них прыгали, чтобы очиститься и избавиться от болезней. На купала гадают на будущее, собирают травы, которые защищают от злых духов.

Первоначально календарные праздники определялись аграрными устоями жизни. На Рождество, Новый год, Крещение проводилось много магических ритуалов, которые по верованиям должны были обеспечить людям удачу в следующем году. На Рождество колядуют, варят кутью, которая является символом урожая и есть древнейшая форма жертвенного хлеба, на Новый год дарят подарки, на Крещение - гадают. В эти праздники ходят в гости, поют, славят хозяев, желают им счастья. В начале весны празднуют Масленицу. Готовят блины, вареники. Перед Пасхой красят яйца, выпекают пасхи, начиняют колбасы и т.д. На площадях перед церквами проходят народные гуляния, в церквях звонят колокола. В первое воскресенье после Пасхи чтут память умерших. В этот день раздают милостыню. Завершение весны и начало лета связывают с Троицей. В эти дни жилища украшают зелёными ветками, отсюда и второе название троицы- Зелено свято. Но обычай- это не отдельное явление в жизни народа- это взаимоотношения между людьми, которые влияют на народную культуру и народное творчество.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сам ход развития мировой цивилизации показывает, что значимость национальных культур возрастает в современном мире, где каждая специфическим образом воспринимает мировые формы развития и вносит свой вклад в процесс становления общечеловеческой культуры.

Цивилизация зародилась тысячи лет назад среди песков и камней долин Тигра, Евфрата, Нила, а позднее - на берегах Средиземного моря. Навсегда культурными достижениями человечества останутся: Шумерское письмо, появившееся почти 5 тыс. лет назад; Греческая Олимпия, где В 776 году до н.э. был зажжён первый Олимпийский огонь; древнеримский театр Колизей на 50тыс и цирк Максимус-350тыс зрителей; Пирамиды в Египте; Гуманизм эпохи Возрождения; кругосветное плавание Магеллана и открытие Америки Колумбом; изобретение первой электрической лампочки П.Н. Яблочковым в 1876году; создание американцем Х. Эйкеном первого компьютера (вычислительной машины, весом 5 тонн с 3304 переключателями); первый полет в космос Ю.А. Гагарина на космическом корабле "Восток"12 апреля 1961.

Однако были в истории человечества и печальные вехи. Это войны. Первая мировая война привела к серьёзным ослаблениям, вторая к колоссальным разрушениям в Европе. В ХХ веке существовала модель монокультуры, отрицающая многообразие существующих в мире культур, основанная на утверждении господства одной национальной культуры, одной нации и одного государства - тысячелетнего рейха -германский фашизм. В любых своих разновидностях фашизм противопоставляет ценностям демократии т. н. новый порядок и предельно жесткие средства его утверждения: идеологический, массовый террор, шовинизм, переходящий в геноцид; ксенофобия по отношению к "чужим" национальным и социальным группам, к враждебным ему ценностям цивилизации. Культура превращена в антикультуру.

Становление мировой культуры 20 века сопровождалось мощным движением роста национальных культур. Всех объединяет единая общечеловеческая культура, связывающая людей и народы общими общечеловеческими ценностями, гуманизмом, распространением передовых знаний, взаимообогащением национальных культур, экологическим отношением к природе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кормич Л.I.,Багацький В.В. Культорологiя(iсторiя свiтовоi культури XXстолiття): Навчальний посiбник. - Х.:Одiссей, 2004,-304с.

2. Культурология: учебн.пособие/Под ред. Г.Драча. - Ростов-н/д. ; Издательство “Феникс” , 1998 г. -572с.

3. Основы марксистской философии.АН СССР. Учебник / Под ред. П. Павелкина - М.: Госполитиздат, 1959.-671с.

4.Коровкин Ф.П. История древнего мира, - М.:Просвещение,1990.-254с.

5.Власенко О.И., Зайончковский Ю.В. Культурология:учеб.пособие.-Х.: Парус,2006.-512с.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.