Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Особенности развития личности по Э.Эриксону и исследование эго-идентичности и ролевого смешения в подростковом возрасте

Министерство образования РеспубликиБеларусь
БелорусскийНациональный Технический Университет
Кафедра “Технология и методикапреподавания”
КУРСОВАЯ РАБОТА
По теории педагогики
Особенности развития личности поЭ.Эриксону и исследование эго-идентичности и ролевого смешения в подростковомвозрасте.
Руководитель:                                                                                 А.С. Баранова
                                                                                                         
Исполнитель:
студентIII курса, гр. 109503                                                                        А.П.Титова
Минск 2005Содержание.
Введение…………………………………………………………………………………4-51.     Особенности развитияличности по Э.Эриксону………………………….61.1           Проблема личности впсихологии……………………………………..6-71.2           Многообразие теорийличности……………………………………….8-91.3           Теория личности Э.Эриксона…………………………………………10
1.3.1 Особенности развития личности………………………………10-17
1.3.2 Эго-идентичность и ролевое смешение вподростковом возрасте………………………………………………………………..18-20
2. Методика исследования…………………………………………………….21
    2.2 Анализрезультатов…………………………………………………...22-23
Заключение……………………………………………………………….24-25
Список использованных источников…………………………………….26
Приложения……………………………………………………………..…27
Введение.
Термин «личность» имеетнесколько различных значений. Её изучением занимается особый подразделакадемической психологии, который охватывает широкий спектр разных, зачастуюпротиворечивых теоретических представлений. Наука о личности — это дисциплина,стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальностипутём использоввания разнообразных исследовательских стратегий. Другаяотличительная черта психологии личности- особое значение методов оценки приизучении, объяснении, прогнозировании, вынесении обоснованных решений в том илиином индивидуальном случае. К этим методам относятся интервью, тестирование,наблюдение и регистрация поведения, измерение физиологических реакций, анализбиографических и личных документов. Фактически, каждое направление исследованияличности предполагает использование той или иной техники оценки. [11, 21]
Ребёнок не можетформироваться, воспитываться как личность и индивидуальность в изоляции отобщества, вне социально обусловленного удовлетворения человеческихпотребностей, вне системы общественных отношений и коллектива. Общественныезависимости, отношения, общение, образующиеся в коллективной деятельности,являются питательной средой образования человеческого, общественного начала вчеловеке. От богатства действительных общественных отношений личности зависитеё духовное богатство, возможность превратить потенциальные сущностные силы вразносторонне развитые человеческие способности к труду, творчеству,общественной деятельности и общению.[3, 89]
Существует большоеколичество теорий личности. В своей курсовой работе я рассмотрю теорию личностиЭ. Эриксона. Центральным для эраксоновской теории эго является положение о том,что человек в течение жизни проходит через восемь универсальных для всегочеловечества стадий. Процесс развёртывания этих стадий регулируется в соответствиис эпигенетическим принципом созревания. Эпигенетическая концепция развитиябазируется на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступаетв определённое для неё время ( «критический период» ), а также о том, чтополноценно функционирующая личность формируется только путём прохождения всвоём развитии последовательно всех стадий. [5, 128]
В курсовой работе мноюизучается актуальная прблема, связанная с эго-идентичностью и ролевымсмешением. Актуальность изучения эго-идентичности у подростков определяетсязначимостью для каждого человека данного периода в развитии личности.
Целью работы являетсяисследование эго-идентичности и ролевого смешения в подростковом возрасте.
В соответстии с целью,выделяются следующие задачи:
–       Изучить литературу по темекурсовой работы;
–       Подготовить методику дляизучения эго-идентичности и ролевого смешения;
–       Провести исследование;
–       Проанализировать результаты,сделать выводы.
Объектом исследования является эго-идентичность и ролевое смешение.
Предмет –  подростки.
Курсовая работа состоит из: введения, теоретической, практическойчасти, заключения, списка использованных источников и приложений.Объём курсовой работы — 31  страница. Использованно 15 источников.
Ключевые слова: личность, психология личности, эго-идентичность,ролевое смешение, теория личности, критический период, эпигенетическаяконцепция, кризис идентичности.
Исследование проводилось на базе 10 ”O” класса СШ № 199.
1. Особенностиразвития личности по Э.Эриксону.1.1 Проблемаличности в психологии.
Пси­хология личности, как отрасль общей психологии,об­ращается к методологическим основаниям построения различных теорий личности,выделяя в них общие компоненты. Среди них следующие:
— структура или устойчивые качества в психической реальности человека;
— мотивы и потребности как источники индивидуаль­ной активности;
—развитие личности или возможности ее качествен­ного изменения подвлиянием воздействия разных факторов;
 —понятие о норме и патологиипсихической реаль­ности как обоснование возможностей воздействия человека начеловека;
—понятие о психическом здоровье как ответственности человека заосуществление собственной жизни.
В современной психологической науке широкоиспользуются идеи о появлении и функционировании личностных качеств человека,разработанные З.Фрей­дом, А.Маслоу, Э.Берном, К.Юнгом, А.Адлером, Э.Фром­мом,К.Роджерсом и многими другими авторами. [1, 220]
В современной психологии под личностью понимается«индивид как субъект социальных отношений и социальной деятельности». В болееузком смысле данное понятие выражает системное качество индивида, определяемоевключенностью в общественные от­ношения и формирующееся в совместнойдеятельности и общении. Данная категория являет­ся центральной в отечественнойи зарубежной психологии. Основные психологические тео­рии личности прошлидостаточно длительный путь развития. [7, 33]
Феномен личности как специфические особенно­стипсихической реальности описывает множество теорий личности.
Теории личности, которыесоздают психологи, не­сут отпечаток конкретного времени их создания, так как ниодин ученый не может избежать его влияния Прикасаясь в своем мышлении к истине,он может по­лучить то знание, которое можно назвать абсолютно ис­тинным. Тогдаэто знание будет транслироваться во времени как основание и обоснование самойнауки. Так происходит, например, с идеями Аристотеля, которые в той или инойформе практически воспроизводятся в психологических теориях личности. Изучениеего тек­стов — это работа по прояснению проблем и успехов своременных психологовв понимании, изучении лич­ности. [1, 218]
В современной отечественной психологии идет активноепереосмысление сформировавшихся теоретических и методологи­ческих основ ивзглядов на личность. Для выработки истинно научного психологического зна­ния оличности важно всесторонне учесть достижения отечественной и зарубежной психоло­гии.Объективный подход к этому вопросу указывает на то, что основы психологическогозна­ния изначально закладывались в зарубежной психологии. Поэтомуцелесообразно, прежде всего, на них обратить внимание.
Типы теорий личности
Способ выяснения поведения
Психодинамические
Социодинамические
Интеракционистические
Экспериментальные
Способы получения данных о личности
Неэкспериментальные





Структурные
Угол зрения на личность
Динамические
Дошкольный    Школьный период жизни
Возрастной диапозон
Вся жизнь от рождения  до последних лет
Черты, качества, свойства
Понятия, в которых описывается личность
Формы поведения
Рис.1 Теории личности. Основание дляклассификации.
Содержательновсе они представлены следующими теориями: психоаналитические кон­цепциифрейдизма, постфрейдизма и неофрейдизма; бихевиористские и необихевиористс­киеконцепции; гуманистические теории; интеракционистские (интерперсональные)концеп­ции; экзистенциалистские; социологические (в том числе марксистскиориентированные); эк­лектические и другие. [7, 33-34]
1.2 Многоообразиетеорий личности.
Как уже говорилось выше, существуют следующиетеории личности: психоаналитические кон­цепции фрейдизма, постфрейдизма инеофрейдизма; бихевиористские и необихевиористс­кие концепции; гуманистическиетеории; интеракционистские (интерперсональные) концеп­ции; экзистенциалистские;социологические (в том числе марксистски ориентированные); эк­лектические идругие.
БИХЕВИОРИЗМ (от англ, behaviour — поведение) как науку о поведении обосновал аме­риканский психолог Дж. Уотсон.«С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психо­логии (человека)является поведение человека от рождения до смерти», — писал основопо­ложникбихевиоризма.
Бихевиоризм исключил сознание из психологии, хотя его наличие неотрицалось. Счита­лось, что сознание не может быть предметом научного изучения,поскольку при объективной изучении человека бихевиорист не наблюдает ничеготакого, что он йог бы назвать сознанием».
ФРЕЙДИЗМ (ПСИХОАНАЛИЗ). Направление,объясняющее развитие и структуру личнос­ти иррациональными, антагонистическимипо отношению к сознанию психическими фактора­ми. Психоанализ показал, что засознанием скрываются мощные пласты несознаваемых субъек­том психических сил,процессов, механизмов. Зигмунд Фрейд (1856-1939).
Карл Густав Юнг (1875-1961) — швейцарскийпсихиатр, психолог, основатель АНА­ЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.В психике выделял «сознательное» и «бессознательное»,которому при­надлежит решающая роль в регулировании поведения. Бессознательное,в свою очередь, су­ществует в двух формах:
а)  индивидуальной (личной);
б)  коллективной — ее образуетпсихический фонд, в котором закреплен опыт предше­ствующих поколений.Содержанием этого фонда являются инстинкты, влечения, архетипы.
Альфред Адлер (1870 — 1937) — австрийскийпсихолог. Он стал родоначальником ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.. Краеугольным камнем в системе взглядов А. Адлераявляется поло­жение о том, что индивидуум не может быть отделен от социума.Онподчеркивал социальные детерминанты личности: способность людей творить своюсудьбу, преодолевать примитивные побуждения и неконтролируемую среду в борьбеза более удовлетворительную жизнь, совершенствовать себя и окружающий мирпосредством само­познания.
НЕОФРЕЙДИЗМ, или ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ.
Направление в психологии, сторонники которогопытаются преодолеть биологизм клас­сического фрейдизма и ввести основные егоположения в социальный контекст. К этому на­правлению принадлежат Карен Хорни,Эрих Фром, Эрик Эриксон.
ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ направление в рамках неофрейдизма ярко представляетЭрих Фромм, который выразительно обрисовал социальные детерминантыличности.Фромм первым сформулировал теорию типов характе­ра, основанную насоциологическом анализе того, как люди в обществе активно формируют социальныйпроцесс и саму культуру.
ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ. Основным положением этой школы психологии сталоутверж­дение, что исходными, первичными данными психологии являются целостныеструктуры (геш-тальты). Представители: М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Левин.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, Зародилась в Калифорнии в1950-е годы. Данное направление в психологии называют гуманистическим, т. к.оно основано на вере в возмож­ность расцвета каждой личности, если предоставитьей самой выбирать свою судьбу и направ­лять ее. Таким образом, стержнемгуманистической идеи является оптимистический взгляд на природу человека.
В развитие гуманистической психологи особый вкладвнесли Карл Роджерс, Абрахам Маслоу, Гордон Олпорт.Один из лидеров гуманистической психологии КарлРоджерс (1902-1987) считал, что фундаментальным компонентом личности выступаетсобственная жизненная кон­цепция, которая формируется в процессе взаимодействиячеловека с социальной средой.
Отечественные психологи подходили к предмету психологии с различ­ныхточек зрения: Л. С. Выготский разработал культурно-историческую теорию; С. Л.Рубин­штейн — принцип единства сознания и деятельности; А. Н. Леонтьев развилих идеи в концеп­цию деятельностного подхода. Б. Г. Ананьев предложилсистемно-целостный поход, на осно­ве которого сформировалась акмеология.
Рассмотренные представления о психике, характерные для основныхнаправлений раз­вития психологического знания в зарубежных и отечественныхшколах, подчеркивают не столько их противоречивость, сколько многообразиевзглядов психологической науки на психику че­ловека. Основные пути развитияроссийской психологии связаны с системным подходом к анализу психологическихпроблем.
В целом важно понимать, что овладение всем богатством психологическогознания о личности является важной предпосылкой для проникновения в глубинныетайны человека, его поведения и деятельности. Знание достижений зарубежнойпсихологии позволяет обогатить представления о личности, которые сложились вотечественной психологии. Это является важной предпосылкой для уточненияпсихологической структуры личности и обеспечения продуктив­ного развития ииспользования творческого потенциала.[7, 34-45]
1.3Теорияличности Э.Эриксона.
1.3.1Особенности развития личности.
Прошло почтидесятилетие, прежде чем Эриксон сис­тематизировал свои клинические наблюдения.Он выдви­нул три новых положения, ставших тремя важными вкла­дами в изучениечеловеческого Я. Во-первых, Эриксон предположил, что наряду с описаннымиФрейдом фазами психосексуального развития (оральной, анальной, фалли­ческой игенитальной), в ходе которого меняется направ­ленность влечения (отаутоэротйзма к внешнему объекту), существуют и психологические стадии развитияЯ, в ходе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себеи своей социальной среде. Во-вторых, Эриксон утверждал, что становлениеличности не закан­чивается в подростковом возрасте, а растягивается на весьжизненный цикл. И наконец Эриксон говорил, что каж­дой стадии присущи своисобственные параметры разви­тия, способные принимать положительные и отрицатель­ныезначения. [9,316]
Теоретические формулировки Эриксона касаютсяисключительно развития эго. Хотя он неизменно настаивал на том, что его идеи неболее, чем дальнейшеесистематическоеразвитие концепции  Фрейда опсихосексуальном развитии всветеновых открытий в социальных и биологических науках, Эриксон решительно отошелот классического психоанализа по четырем важным пунктам. Во-первых, в егоработе отчетливо виден решительный сдвиг акцента от ид к эго, чтосам Фрейд лишь частичнопризнавал в последние годы своей деятельности.С позиции Эриксона, скорее именно эго составляет основуповедения и функционирования человека. Он рассматривал эго как автономнуюструктуру личности, основным  направлением развития  которой является  социальная адаптация;параллельноидет развитие ид и инстинктов. Подобный взгляд на природу человека, названныйэго-психологией, радикально отличается от раннего психодинамического мышлениятем, что эго-психология описывает людей как более рациональных и поэтомупринимающих осознанные решения и сознательно решающих жизненные проблемы.Эриксон доказывал, что эго  — этоавтономная система, взаимодействующая с реальностью при помощи восприятия,мышления, внимания и памяти.
Во-вторых, Эриксон развивает новый взглядотносительно индивидуального взаимоотношения с родителями и культурнымконтекстом, в котором существует семья. Эриксон подчеркивает историческиеусловия, в которых формируется эго у ребенка. Он основывается на результатахнаблюдений за людьми, принадле­жащими к различным культурам, чтобы показать:развитие эго неизбежно и тесно связано с меняющимися особенностями социальныхпредписаний и системой цен­ностей.
В-третьих, теория развитияэго охватывает все жизненное пространство инди­видуума (то есть от младенчествадо зрелости и старости).
Его теория ставит во главуугла качества эго, то есть его достоинства, раскрывающиеся в различные периодыразвития. Возможно, это последнее разли­чие является ключевым для пониманияконцепции Эриксона об организации и развитии личности.
Пока мы касались только основныхтеоретических расхождений между Эриксоном и Фрейдом. Однако стоит отметить, чтосуществуют и вопросы, по которым между ними существует согласие. Например, обатеоретика сходятся в том, что стадии развития личности предопределены, ипорядок их прохождения является неизменным. Эриксон также признает биологическиеи сексуальные основы всех более поздних мотивационных и личностных диспозиций,а также принимаетфрейдовскуюструктурную модель личности (ид, эго, суперэго). [11, 217-219]
Центральным для созданной Эриксоном теорииразвития эго является положение о том, что человек в течение жизни проходитчерез несколько универсальных для всего человечества стадий. Процессразвертывания этих стадий регулируется соответствии с эпигенетическим принципомсозревания. Под этим Эриксон по­нимает следующее:
1) в принципе, личность развиваетсяступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личностидвигаться в направлении дальнейшего роста, рас­ширения осознаваемогосоциального кругозора и радиуса социального взаимодей­ствия;
2) общество, в принципе, устроено так, чторазвитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, обществопытается способствовать сохранению этой тен­денции, а также поддерживать какнадлежащий темп, так и правильную последователь­ность развития [15, 320].
Эриксон разделил жизньчеловека на восемь отдельных стадий психосоциального развития эго (как говорят,на «восемь возрастов человека»). Согласно его утверждению, эти стадии являютсярезульта­том эпигенетически развертывающегося «плана личности», которыйнаследуется генетически. Эпигенетическая концепция развития (по-гречески «επi» означает «после», a«γενεσιζ  » — «рождение, происхождение») базируется напредставлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает вопределенное для нее время («критический период»), а также о том, чтополноценно функционирую­щая личность формируется только путем прохождения всвоем развитии после­довательно всех стадий. Кроме того, согласно Эриксону,каждая психосоциаль­ная стадия сопровождается кризисом — поворотным моментом вжизни индиви­дуума, который возникает как следствие достижения определенногоуровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индиви­дуумуна этой стадии. Иначе говоря, каждая из восьми фаз жизненного цикла человекахарактеризуется специфичной именно для данной фазы («фазо-спеЦифической»)эволюционной задачей — проблемой в социальном развитии, ко­торая в свое времяпредъявляется индивидууму, но не обязательно находит свое разрешение.[13, 201]

Эриксон выделялосновные дихотомии, характерные для раз­личных стадий психосоциальногоразвития личности:
1) доверие —недоверие (грудной возраст);
2)  автономия — стыд и сомнения (1—2 года);
3)  инициатива — чувство вины (3—5 лет);
4)  трудолюбие — неполноценность (младшийшкольный возраст);
5) становлениеиндивидуальности (идентификация) — роле­вая диффузия (юность);
6)  интимность — одиночество (начало взрослогопериода);
7) творческаяактивность — застой (средний возраст);
8) умиротворение— отчаяние (старость) (табл.1)Табл.1
Стадии развития личности(по Э.Эриксону)
Стадии
Нормальная линия
Аномальная линия
 
развития
развития
развития
 
1
2
3
 
1. Раннее мла-
ДОВЕРИЕ К ЛЮДЯМ как
НЕДОВЕРИЕ К ЛЮДЯМ как
 
денчество (от 0 до 1
взаимная любовь, привя-
результат плохого обращения
 
года)
занность, взаимное призна-
матери с ребенком, игнориро-
 
 
ние родителей и ребенка,
вания, пренебрежения им, ли-
 
 
удовлетворение потребно-
шения любви. Слишком раннее
 
 
стей детей в общении и дру-
или резкое отлучение ребенка
 
 
гих жизненно важных по-
от груди, его эмоциональная
 
 
требностей
изоляция
 
2. Позднее мла-
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ,
СОМНЕНИЕ В СЕБЕ И ГИ-
 
денчество (от 1 года
УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ.
ПЕРТРОФИРОВАННОЕ ЧУВ-
 
до 3 лет)
Ребенок смотрит на себя как
СТВО СТЫДА. Ребенок чувст-
 
 
на самостоятельного, но
вует свою неприспособлен-
 
 
еще зависимого от родите-
ность, сомневается в своих спо-
 
 
лей человека
собностях, испытывает лише-
 
 
 
ния, недостатки в развитии эле-
 
 
 
ментарных двигательных навы-
 
 
 
ков (например, хождении).
 
 
 
Слабо развита речь, сильное
 
 
 
желание скрыть свою ущерб-
 
 
 
ность от окружающих людей.
 
 
 
Чувство стыда
 
3. Раннее детство
АКТИВНОСТЬ. Живое во-
ПАССИВНОСТЬ. Вялость, от-
 
  (около   3 -5 лет)
ображение, активное изуче-
сутствие инициативы, инфан-
 
ние окружающего мира,
тильное чувство зависти к дру-
 
подражание   взрослым,
гим детям и людям, подавлен-
 
 
включение в полоролевое
ность, уклончивость, отсутствие
 
 
поведение, инициативность
признаков полоролевого пове-
 
 
Дения, чувство вины
 
4. Среднее детство
ТРУДОЛЮБИЕ. Выражен-
ЧУВСТВО СОБСТВЕННОЙ
 
(от 5 до 11 лет)
ное чувство долга и стрем-
НЕПОЛНОЦЕННОСТИ. Сла-
 
ление к достижениям, раз-
боразвитые трудовые навыки,
 
 
витию познавательных и
избегание сложных заданий,
 
 
коммуникативных умений и
ситуаций соревнования с дру-
 
 
навыков. Постановка перед
гими людьми, острое чувство
 
 
собой и решение реальных
собственной неполноценности,
 
 
задач, нацеленность фанта-
обреченности на то, чтобы всю
 
 
зии и игры на лучшие пер-
жизнь оставаться посредствен-
 
 
спективы, активное усвое-
ностью. Ощущение временно-
 
 
ние инструментальных и
го затишья перед бурей или пе-
 
 
предметных действий, ори-
риодом половой зрелости, кон-
 
 
ентация на задачу
формность, рабское поведение,
 
 
 
чувство тщетности прилагаемых
 
 
 
усилий при решении разных
 
 
 
задач
 
5. Половая зрелость, подростни-чество и юность (от 11 до 20 лет)
ЖИЗНЕННОЕ САМООПРЕ­ДЕЛЕНИЕ. Развитие временной перспективы — планов на будущее, самоопределение в вопросах: каким быть? и кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях.
ПУТАНИЦА РОЛЕЙ. Смещение и смешение временных перспектив: мысль не только о будущем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознании, сильно выражен­ное стремление разобраться в самом себе в ущерб отношениям с внешним миром. Полоролевая фиксация. Потеря трудовой активности. Смешение форм полоролевого поведения, ролей в лидировании. Путаница в моральных и мировоззренческих установках.
 
УЧЕНИЕ. Четкая половая поляризация в формах поведения. Формирование мировоззрения. Взятие на себя лидерства в группах сверстников и при не­обходимости подчинение им. Становление индивидуальности.
6. Ранняя взрослость (от 20 до 40-45 лет)
БЛИЗОСТЬ К ЛЮДЯМ. Стремление к контактам с людьми, желание посвятить се­бя другим людям. Рождение и воспитание детей. Любовь и ра­бота. Удовлетворенность лич­ной жизнью.
ИЗОЛЯЦИЯ ОТ ЛЮДЕЙ. Из­бегание людей, особенно близ­ких, интимных отношений с ними. Трудности характера, неразборчивые отношения и не­предсказуемое поведен


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.