Министерство образования Российской Федерации
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ
УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Специальность 061000 - Государственное и муниципальное управление
Реферат по курсу «Культурология»
Тема: «Понятие гармонии, меры и красоты в древнегреческом искусстве».
Культура Древней Греции
Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи отводят античной (особенно греческой) культуре. И литература, и искусство, и философия Древней Греции стали отправной точкой в развитии европейской культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Наше знакомство с мировой культурой начинается с великолепных образцов греческого гения, проявившегося во всех сферах духовной и социально-политической жизни -- в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве. Грека, создали науку, которую некоторые исследователи называют «мышлением по способу греков». Целая плеяда блестящих имен открывает страницы античной культуры: драматурги Эсхил, Софокл, Еврипид, историки Геродот, Фукидид, философы Демокрит, Платон, Аристотель. Этот список можно до бесконечности продолжать.
В целом для античной культуры характерны рациональный (теорийный) подход к пониманию мира и в то же время соционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем. Этим Древняя Греция отличать от Востока, где развитие культуры протекало в основном форме комментирования древних учений, ставших канонискими, в форме увековечивания традиции.
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
Культуры Древней Греции и Древнего Рима объединяются понятием «культура античности». Термин «античный мир» был дан итальянскими гуманистами XV в., стремящимися возродить высокую культуру Греции и Рима. Античность по праву считается колыбелью европейской цивилизации. Она содержала себе истоки многих важнейших элементов современной европейской культуры.
О населении Древней Греции нет достаточно достоверных данных. Считается, что территория Греции и многочисленных окружающих ее островов была заселена уже в палеолите. В конце III тысячелетия до н. э. на юге Балканского полуострова появляются древнейшие греческие племена -- ахейцы. В Средней Греции сохранились следы проживания там во II тысячелетии ионийцев. Древнейшим островным племенем были критяне.
История Древней Греции включает в себя несколько периодов, которые одновременно являются и культурными периодами.
Первый период (III тысячелетие до н. э.--XII в. до н. э.) связан с территорией островов и некоторых прибрежных районов. Эта эпоха получила название крито-микенской. На начальном этапе развития центром этой культуры был остров Крит. Там сформировалась высокая культура, как считается, немало позаимствовавшая у египетской культуры. К примеру, как и в Египте, царь Крита совмещал в своем лице и административную, и религиозную функции. След египетского влияния заметен и в религиозных представлениях критян. На острове почиталось мужское большинство, часто изображавшееся в виде быка. Однако Критская культура все же была самобытной.
Около 1450 г. до н. э. на остров вторглись более примитивные и воинственные, нежели критяне, племена ахейцев. Считается, что именно это вторжение положило конец критской цивилизации. Однако критская культура получила продолжение в культуре Материковой Греции и островов Эгейского моря. Одним из ее центров на этом этапе развития был крупный ахейский город в южной части Греции -- Микены. Критская и Микенская культуры были однотипными, поэтому их объединяют под названием крито-микенской культуры. Именно к этому периоду относят легендарную Троянскую войну.
Примерно в XII в. до н. э. развитие крито-микенской культуры прервалось из-за нашествия новых греческих племен -- дорийцев Данного этим переселения других племен. Такое вторжение привело к деградации культуры Балканской Греции, к возврату к родовым отношениям. Уже к XI в. греки жили изолированными общинами или своеобразными родовыми поселками. Этой исходной точки развитие греческой культуры начинается как бы заново. Однако во второй раз развитие охватило не только ограниченную территорию, как это было в крито-микенскую эпоху. Переход на новый культурный уровень произошел практически на всей территории Греции. Это в определенной мере обеспечивало устойчивость прогрессивных процессов, гарантировало от возврата к родовым отношениям.
XI--IX вв. до н. э. называют гомеровским периодом, поскольку он связан с деятельностью легендарного создателя «Илиады» и «Одиссеи» -- Гомера. В этот период родовой строй снова постепенно разлагается. В это же время начинает складываться древнегреческая религия со своим пантеоном богов, живущих, как считали греки, на вершине Олимпа.
Особенностью архаического периода (VIII--VI вв. до н. э.) является возникновение полисов (городов-государств). Полис представлял собой объединение частных землевладельцев и ремесленников, которые признавались полноправными членами полиса и имели право на собственность. Полисная система предполагала разделение общества на слои, при этом свободным гражданам противопоставлялись рабы.
В классический период (V--IV вв. до н. э.) происходит бурное развитие греческой экономики, основой которой становится труд рабов. Тогда же высшего расцвета достигает древнегреческая культура.
Распространение достигшей невероятных высот греческой культуры за пределы Греции произошло в эллинистический период (IV в. до н. э. -I в. н.э.). Особенно этому поспособствовали завоевания Александра Македонского.
В чем специфика крито-микенской культуры и культуры Ахейской Греции?
Приблизительно в 2300 г. до н. э. на Крите начался подъем экономики и культуры. Пик расцвета критского общества пришелся на XX--XVI вв.до н. э. Культуру Древнего Крита называют минойской -- по имени легендарного царя Миноса -- сына Зев и Европы.
Центрами минойской культуры были дворцы, планировка которых напоминала огромный лабиринт. Особенно знаменит дворец в Кноссе. Кносский дворец имел четыре этажа. В нижних этажах располагались преимущественно хозяйственные и складские помещения, комнаты прислуги, а также ритуальные помещения и архивы глиняных табличек. В верхних этажах были расположены парадные залы, покои царицы и сокровищница. Необходимой принадлежностью дворца была ванная и комната для купания. Кносский дворец строился более полувека и позже не
достраивался и перестраивался. В итоге, заняв территорию около 16 тыс. кв. м, дворец превратился в маленький самостоятельный город.
В центре критских городов, недалеко от дворца правителя, располагались дома знати и придворных чиновников. Улицы были вымощены камнем, система сточных канав обеспечивала чистоту в городе. По керамическим трубам в дома поступала вода. Хранящиеся во многих музеях мира предметы из камня, слоновой кости, бронзы, фаянса свидетельствуют о высоком развитии критского ремесла. Археологами было обнаружено немало украшений из золота и аметиста. Были найдены также покрытые искусной резьбой печати. Удивительно красивы небольшие скульптуры, сделанные из слоновой кости и золота.
После введения в конце III тысячелетия до н. э. гончарного круга стало развиваться гончарное ремесло. Оно достигло наивысшего развития в так называемых «яичных скорлупках» -- небольших чашечках с очень тонкими стенками и вазах стиля «камарес». Особое место в критском прикладном искусстве занимала роспись керамики. В росписи ваз преобладали рисунки, навеянные критской природой, -- стебли растений, морские существа.
Судя по египетским источникам, между Критом и Египтом существовали довольно тесные связи. Это в определенной мере повлияло на критское искусство. В некоторых обнаруженных на острове изображениях людей влияние Египта прослеживается статочно отчетливо: профиль, фронтальное изображение глаза. Но в отличие от египетской линии -- четкой, отточенной веками -- в критском искусстве преобладает линия свободная, легкая, волнообразная.
Судя по всему, в религиозной жизни критян преобладали культы Бородин. Археологами были обнаружены статуэтки богини- матери. Немалое значение для Критской культуры имел образ быка. Очевидно, бык в культах плодородия символизировал мужское начало. Изображение этого животного нередко встречалось на фресках. В легендах, связанных с островом, фигурирует еще один бык, вернее, полубык - получеловек -- Минотавр. Сын жены царя Миноса от противоестественной связи со священным быком Посейдона, Минотавр был заключен Миносом в лабиринт.
Очевидно, почитался на Крите и Зевс, которого мифы называют отцом Миноса. На острове было обнаружено немало двусторонних топориков (лабрисов) и их изображений. Такой топорик был одним из самых древних предметов культа Зевса. Очевидно, и слово «лабиринт» является производным от слова «лабрис».
Когда не стало критской культуры, на Греческом материке, еще около трех столетий существовала близкая ей по духу микенская культура. Микены -- город в южной части Материков Греции -- в XVII--XIII вв. до н. э. был одним из наиболее крупных центров высокой культуры. Временем расцвета микенской культуры, находящейся под сильным влиянием Крита, считаете период между 1600 и 1200 гг. до н. э.
Микены располагались на площади приблизительно 30 тыс кв. м и были окружены внушительной городской стеной, выложенной из огромных камней: ее длина составляла 900 м, а ширина -- 6 м. У городских ворот располагался обширный некрополь с огромными купольными гробницами. Поэтому, описывая архитектуру Микен, искусствоведы нередко говорят о «циклопической» монументальности архитектурного стиля города. Одной из наиболее значительных построек Микен является так называемая Сокровищница царя Атрея периметром 14,5 м и высотой 13,2 м. В этой гробнице были найдены многочисленные драгоценные украшения. Непременная часть убранства царских погребений -- изделия из слоновой кости, янтаря, эмали -- свидетельствуют об обширных торговых связях микенцев.
Интереснейшей монументальной постройкой являются Львиные ворота. Эти ворота образованы двумя колоссальными камнями, покрытыми толстой плитой, над которой находится слегка расширяющаяся кверху колонна. По бокам колонны расположились две стоящие в геральдической позе львицы.
Помимо Микен, крупным центром культуры в то время была легендарная Троя. Город находился на Северо-Западном побережье Малой Азии. В результате продолжительной войны троянцев с ахейцами город был разрушен. Позже Троя пережила сильнейшее землетрясение.
Греческая традиция считала гибель Трои делом ахейцев: правители Микен фигурируют в преданиях как руководители войска, осаждавшего Трою. Сведения об этих событиях сохранили гомеровские поэмы «Илиада» и «Одиссея». Согласно легендам, троянский царевич Парис похитил супругу спартанского царя Менелая Елену Прекрасную. Но действительной причиной этого столкновения, вероятно, было то, что Троя мешала торговле Микен. За годы своего существования Троя неоднократно разрушалась и снова отстраивалась. Однако восстановиться после уже упомянутого землетрясения она не смогла.
Было время, когда многие ученые ставили под вопрос действительное существование Трои. Однако в 70-х гг. XIX в. немецкий археолог Генрих Шлиман в результате раскопок обнаружил остатки этого города, что помогло доказать его историческое существование.
Каковы же характерные особенности античной культуры?
Прежде всего античная культура космологична. Космос выступает ее абсолютом.
Космос по-гречески--это не только мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противосто-ящее Хаосу упорядоченностью и красотой. И если вся окружаю-щая природа прекрасна, то верность ей становится незыблемым принципом греческого искусства. И. И. Винкельман, исследуя гре-ческое искусство, упоминает о существовании закона, предписы-вающего художникам «подражать природе как можно лучше под страхом наказания». Уже в самом общем подходе к миру, приро-де, космосу античный грек утверждал эстетические категории, тесно связанные между собой, пронизывающие всю античную культуру и получившие особое развитие в искусстве - красота, мера, гармония.
Красота, прекрасное, согласно чтимому греками Аристоте-лю, объективно существует в настоящем мире, в ее основе лежат характеристики онтологического порядка: соразмерность, опреде-ленность, ограниченность и единство в многообразии.
Мера понимается как исходный принцип существования че-го-то определенного. Она едина и неделима, она -- характеристика совершенства. «Прекрасное есть надлежащая мера во всем», -- по-лагает философ Демокрит.«Меру во всем соблюдай» -- рекоменду-ет Гесиод. «Ничего слишком!» -- учит надпись на фронтоне в Дельфийском храме Аполлона. Мера вводится в античной Греции в фи-лософскую, политическую, эстетическую и этическую культуру, представляя собой одну из основных ее категорий. Природа Греции сама осуществляет меру -- в ней нет ничего громадного. Все обозримо и понятно. Море не угнетает рыбаков и мо-реплавателей своей безбрежностью, почти всюду видны берега, и остров, видимый за 150 км, кажется греку «щитом, положенным на море». Горы не отличаются значительной вышиной, в прозрачном воздухе все видимые предметы воспринимаются в отчетливых фор-мах. Грек не угнетен безбрежным пространством как египтянин в пустыне или скиф в степи, он воспринимает мир в четких естествен-ных границах. Незначительность размеров греческих государств превращало абстрактное понятие об отечестве в представление о родном и любимом городе-полисе.
Человек, привыкший к таким ясным конкретным представ-лениям и образам, как нельзя более был способен к пониманию гар-монии между видимыми частями созерцаемого. Вот почему как ос-новная черта бытия понималась греками и гармония - единство в многообразии, «внутренняя природа вещей». Наивысшеевыраже-ние гармония, как и мера, получает в искусстве, но образцом для произведений искусства является гармония в космосе, природе, гармония человека, общества
Античная культура -- это тип европейской рациональной культуры. Грек созерцал космос, воспринимая его таким, как он есть, не задумываясь и не давая глубокого осмысления античному мирозданию. Но восприняв его, грек должен был доказать, просчи-тать и вычислить все, что вначале он утвердил умозрительно и при-нял на веру. И если гармония, как настаивал Аристотель, есть отно-шение величин, которым свойственно «движение и положение», если она выражается в «пропорции и связи вещей», то должны быть математические нормы этой связи. Отсюда -- наличие канона, со-вокупности правил, определяющих идеальные пропорции гармо-нической человеческой фигуры. Тело человека подверглось тща-тельному геометрическому изучению, в результате которого были установлены правила пропорционального соотношения его частей. Историки полагают, что теоретиком пропорций является скульп-тор Поликлет (2-я половина V в. до и. э.), автор труда «Канон». Практически теория пропорций Поликлета выражена прежде все-го в его собственных статуях атлетов «Дорифора» («Копьеносец») и «Диадумена» («Юноша с победной повязкой»). Математические расчеты базировались на наблюдении над реальным человеческим телом. Но тело, совершенное и прекрасное само по себе, было лишь частью гармоничной личности античного мира. Идеал, к которому должен стремиться каждый гражданин греческого полиса -- калокагатия. Прекрасный и хороший, добрый человек соединяет в себе красоту безупречного тела и внутреннее нравственное совершенство, причем приоритет явно принадлежит второму. «Кто прекрасен -- одно лишь нам ра-дует зрение; кто же хорош -- сам собой и прекрасным покажется», -- выражает эту мысль поэтесса Сапфо (VII век до н. э.). Достигнуть идеала можно было упражнениями, образованием и воспитанием.
Воспитание предполагало единство развития физического и умст-венного в равной степени -- «гимнастического» и «мусического». Ко второму относилось «поприще муз» -- все искусства (пение, музы-ка, танцы, поэзия), искусство счета, речи, искусство спора. Основу литературного образования составляли произведения Гомера, Гесиода, Эзопа.Таким образом, уже космологизм греческой культуры пред-полагал антропоцентризм. Космос постоянно соотносится с чело-веком, природные объекты -- с человеческим телом. Такой подход определяется и общим отношением античного грека к земной жиз-ни. Любовь к повседневным радостям утверждалась в качестве сво-еобразного идеала, преимущество жизни над смертью огромно, понимание его составляет смысл античного мировоззрения: «Всем суждено умереть, и никто предсказать не сумеет даже на завтрашний день, будет ли жив человек. Ясно все это поняв, че-ловек, веселись беззаботно... И наслаждайся любовью, ведь жизнь у тебя однодневна. Прочие тяготы все я оставлю судьбе» (Греческая эпиграмма. - М. 1960. С. 276).
Антропоцентричность античной греческой культуры предпо-лагает культ тела человека. Вспомним, что идеализируя богов, греки представляли их в образе человеческом и наделяли высшей теле-сной красотой, потому что не находили более совершенной формы. Культ тела определялся и более прагматическими причи-нами. Каждому греку нужно было заботиться о ловкости и силе для военных целей, ему приходилось защищать отечество от вра-гов. Красота телосложения почиталась высоко и достигалась фи-зическими упражнениями и гимнастикой. Историки свидетельствуют, что культ тела был мощнейшим стимулом решения соци-ально-политических задач. Агесилай, царь спартанский, чтобы ободрить своих воинов, велел раздеть пленных персов. Увидев их изнеженные тела, свидетельствуют историки, греки расхохота-лись и пошли вперед, полные уверенности в победе над презрен-ным противником.
Антропоцентричность античной греческой культуры предпо-лагает культ тела человека. Вспомним, что идеализируя богов, греки представляли их в образе человеческом и наделяли высшей теле-сной красотой, потому что не находили более совершенной формы. Культ тела определялся и более прагматическими причи-нами. Каждому греку нужно было заботиться о ловкости и силе для военных целей, ему приходилось защищать отечество от вра-гов. Красота телосложения почиталась высоко и достигалась фи-зическими упражнениями и гимнастикой.
Историки свидетельст-вуют, что культ тела был мощнейшим стимулом решения соци-ально-политических задач. Агесилай, царь спартанский, чтобы ободрить своих воинов, велел раздеть пленных персов. Увидев их изнеженные тела, свидетельствуют историки, греки расхохота-лись и пошли вперед, полные уверенности в победе над презрен-ным противником. Культ тела был настолько велик, что нагота не вызывала чув-ства стыдливости. Стоило знаменитой афинской красавице Фрине, обвиненной в совершении преступления, сбросить перед судьями свои одежды, как они, ослепленные красотой, оправдали ее.
Человеческое тело стало мерилом всех форм греческой культуры. Греческая философия не может быть понята без эсте-тики теории красоты и гармонии. Греческая математика, физика, астрономия -- «скульптурны и осязательны». Пластично все гре-ческое искусство -- архитектура, скульптура, поэзия, драма. Представленная на сцене трагедия походила на ряд оживленных рельефов, маска актера служила символом изображаемого им ха-рактера. И сам актер представлял собой живую статую.Человек и его качества служили критерием определения да-же таких, казалось бы, далеких от телесной пластики видов дея-тельности, как риторика. Один из авторов сравнивал речи извест-нейшего в Афинах ритора Исократа с ухоженными и прекрасными телами юных атлетов на состязаниях, а речи его ученика Демосфе-на -- с воинами, в полном вооружении, грозно сверкающими оружи-ем и доспехами.
Но наиболее полно телесность и пластичность были выражены в таких видах искусства, как архитектура и скульптура. Математические расчеты сооружаемых храмов соотносились с че-ловеческим телом. При всяких сооружениях основные меры древ-ние заимствуют от человеческого тела: пальцы, ладони, стопы, лок-ти и т. д. Мужественная дорическая колонна уподобляется фигуре мужчины -- физически сильного, твердо стоящего на земле, не тре-бующего никаких украшений и прекрасного уже физическим со-вершенством, стройная ионическая колонна сравнивается с фигу-рой женщины, утонченной и нарядной. Колонна украшена орнамен-том в виде листьев пальмы или лотоса с завитками-волютами, аккуратными и симметричными, как прическа гречанки. И углуб-ления на ионической колонне тоньше и богаче, чем на дорической. Коринфская колонна создана, как полагает
Витрувий, «в подража-ние девичьей грации». Следует, однако, подчеркнуть, что антропоцентризм имеет более глубокий смысл, нежели соответствие с человеческим телом, даже в архитектуре. Как уже отмечалось, пропорции храма и его размеры соотносимы с человеком. Но не с реальным человеком -- для этого составляющие храма слишком велики, здание «предпо-лагало» героя, титанического человека, оно возвышает человека и приобщает его к миру высоких и могучих явлений. Такая архитек-тура становится важной силой в духовной культуре греческого об-щества, воспитывает в человеке гражданина.
Каково значение архаической эпохи для последующего развития Греческой цивилизации?
Архаический период (VIII--VI вв. до н. э.) ознаменовался важнейшими событиями, которые сильнейшим образом повлияли на развитие греческой цивилизации. В это время происходила великая колонизация -- освоение греками побережья Средиземного, Черного, Мраморного морей. Другим значительным достижением о появление алфавитного письма. Появляются первые философские системы. В это же время зарождаются естественные науки, Четности астрономия и геометрия. Под влиянием восточной архитектуры и скульптуры формируется греческое искусство.
Одним из наиболее значительных событий стало появление в архаическую эпоху специфического типа политического устройства -- полиса. Полис, т. е. город-государство, был объединением частных землевладельцев и ремесленников. Они признавались полноправными членами полиса и имели право на собственность. Свободным гражданам противопоставлялись рабы. Размеры городов-государств сильно разнились. Население полисов колебалось от тысячи до нескольких десятков тысяч человек. Политически активная часть полиса состояла из свободных и полноправных граждан, достигших 30 лет.
Древними греками был создан принципиально новый тип цивилизации. Основными ее принципами были рыночная экономика, основанная на добросовестном труде граждан, высокая культура демократического руководства и свободное развитие личности. Экономика опиралась на малое семейное хозяйство, использующее в основном личный труд селянина и его семьи (от греч. oikonomike -- «домашнее хозяйство» -- ведет свое происхождение слово «экономика»). В результате засушливый и некогда пустынный горный край, доведенный в эпоху варварства почти до истощения, за несколько столетий был превращен греками в цветущую землю с прекрасными городами, продуктивным земледелием и скотоводством.
Возможно, сами суровые природные условия повлияли на формирование предприимчивого и внимательного характера грека. Греки использовали каждую мелочь, каждое новшество, способное повысить эффективность труда, будь то ремесло, строительство или земледелие. К примеру, греки учитывали, какое удобрение нужно внести для определенного сорта винограда, чтобы не испортить вкус вина и одновременно добиться наивысшей эффективности, как наиболее рационально разместить на
ограниненной территории максимальное число виноградных лоз и т.п.
В результате создания такой интенсивной системы хозяйствования греки смогли составить конкуренцию традиционным аграрным регионам восточных цивилизаций.
В городском хозяйстве превалировали мелкие ремесленные, мастерские -- эргастерии. В мастерскую входил мастер, нескор ко учеников, от 5 до 30 рабов. Крупных мастерских (100--120 рабов) было немного.
В эпоху архаики формируется единое сознание греков и появляется самоназвание «эллины». Из разрозненных верований складывается целостная античная мифология. В литературе в начале эпохи преобладает эпос (к примеру, эпические поэмы Гесиода «Теогония» и «Труды и дни»). Позже все большее распространение получает лирическая поэзия со свойственным ей вниманием к внутреннему миру человека и событиям современной жизни. Величайшими представителями лирической поэзии были Архилох, Анакреонт, поэтесса Сапфо и др.
В искусстве складывается ордерная система: появляются дорический и ионический стили. Суровому, несколько тяжеловатому дорическому стилю соответствует строгая, геометрически правильная капитель колонны. В более утонченном ионическом стиле стройная колонна наряду с функциональной несет и декоративную нагрузку. Для нее характерны капитель с завитками-волютами -- и более сложный цоколь. В период архаики I утверждается синтез архитектуры и скульптуры -- храмы снаружи украшаются рельефами, внутри устанавливаются статуи богов. В особенности характерны для этого периода два вида I скульптур: обнаженный юноша -- курос и задрапированная I в мягкие ткани девушка -- кора. Интересно, что скульптура в Греции обычно раскрашивалась.
Греческое искусство невозможно представить себе без керамики. Живопись в современном виде -- как изображение на плоскости холста -- в то время не существовала. Однако существовал другой вид изобразительного искусства, достигший невероятных высот, -- вазопись (роспись керамики). Около 700г. до н. э. коринфские мастера изобрели чернофигурную технику росписи сосудов: изделие из неглазурованной красной глины расписывалась мифологическими и батальными сценами, раскрашенными черным цветом. Около 530 г. до н. э. афинские гончары предложили прямо противоположный вариант -- красно-фигурную керамику. Этот метод отличался более тщательной прорисовкой и разработкой деталей.
Таким образом, эпоха архаики была важнейшим периодов в истории развития греческой цивилизации. В это время произошло становление всех основных элементов античной культуры. Сложилась уникальная форма социально-политической и экономической организации общества -- полис. Современные демократии всего мира обязаны своим происхождением именно полису. В сфере искусства также были достигнуты значительные
Успехи. Сложившаяся в эпоху архаики гармония человека и общества и во многом связанный с этим взлет культуры стали непревзойденным образцом, на который позднее ориентировалась европейская культура.
Каких высот достигла греческая культура в эпоху классики?
Эпоха классики (V--IV вв. до н. э.) была временем расцвета зрелой греческой культуры. Само название этого периода говорит о том, что его достижения впоследствии стали восприниматься как непревзойденный пример.
Эпоха классики связана с именами великих античных скульпторов -- Фидия, Мирона, Поликлета и Праксителя. Одна из известнейших скульптур Мирона (V в. до н. э.) -- «Дискобол» -- изображает обнаженного спортсмена -- метателя диска. В этом и других своих произведениях Мирон достиг вершин в реалистической передаче движения человеческого тела. Скульптуры работы Фидия (середина V в. до н. э.) украсили Парфенон -- храм в Афинском акрополе. Произведения Поликлета представляют собой образ идеального гражданина -- физически и духовно совершенного
человека.
В целом скульптура в это время освобождается от архаической статичности и переходит к динамике. Позы статуй усложняются, появляются асимметрия, внутреннее движение. Лицо начинает отражать чувства и внутренний мир, хотя еще остается идеал скульптурного образа спокойствия и красоты. Помимо мрамора, широко используется бронза.
Эпоха классики ознаменовалась и великолепными архитектурными постройками. В это время создаются наиболее современные памятники религиозного и светского искусства. Пожалуй, самый знаменитый памятник того времени -- Афинский акрополь (акрополь -- это возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города). Разрушенный персами в 480 г., он заново отстраивается на протяжении всего V в. до н. э. под руководством великого древнегреческого скульптора Фидия. В строительстве принимали участие выдающиеся зодчие того времени: Иктин, Калликрат, Мнесикл. Акрополь и по сей день воспринимается как символ эпохи наивысшего расцвета Афин. Акрополь - храмовый комплекс, включающий ряд сооружений пропилеи (парадные ворота), храм Ники Аптерос (Бескры-Победы) и главный храм Афин -- Парфенон. Парфенон представляет собой периптер -- т. е. тип храма, окруженного со всех сторон колоннами. Фронтоны храма украшены скульптурными изображениями богов. На рельефном фризе изображено торжественное шествие афинян вдень праздника Великих Панафиней - торжества, посвященного покровительнице города -- богине Афине. Темы изображений, украшающих метопы (прямоугольные фрагменты фриза, чередующиеся с триглифами), -- борьба греков с троянцами, кентавромахия и гигантомахия (т. е. борьба с легендарными кентаврами и гигантами). Как видно, в скульптурных изображениях Акрополя получили отражение вся древнегреческая история и мифология. Прекрасно найденные пропорции, тонкая лепка архитектурных деталей, великолепное сочетание архитектуры и скульптуры делают Парфенон одним из шедевров мировой архитектуры.
В понятие высокой классики входят также литературные достижения -- создание жанров трагедии и комедии. Наивысшего расцвета греческая трагедия достигает в творчестве Эсхила, Софокла и Еврипида. Считается, что трагедия возникла из культа Диониса, когда при совершении обряда хор и один актер разыгрывали мифологические сюжеты из жизни бога, сопровождавшиеся пением и танцами. Слово «трагедия» (от греч. tragos -- «козел, жертвенное животное» и ode -- «песнь») можно перевести как «жертвенная песнь».
Эсхил (525--456 гг. до н. э.) ввел в представление второго актера. Так в трагедию входит диалог и драматическое действие. Постепенно роль хора уменьшается. У Софокла (496--406 гг. до н. э.) число актеров достигло трех. В трагедиях использовались и переосмыслялись известные всем мифологические сюжеты и, реже, реальные исторические события.
Античные драматурги раскрывали конфликт между личностью и неодолимой судьбой -- безличной силой, господствующей в природе и обществе. Зритель, переживая все коллизии действия вместе с героем трагедии, испытывал катарсис (греческое слово, означающее «очищение»). Эсхил воспел Прометея, давшего людям огонь и восставшего против тиранической власти Зевса («Прометей прикованный»). Софокл («Царь Эдип», «Антигона») делает одной из главных тем своих трагедий соотношение человеческой воли и слепого рока, причем победа всегда оказывается на стороне последнего. Внимание Еврипида привлекает столкновение интересов личности с окаменевшими старинными традициями. В трагедии Еврипида «Медея» перед нами предстает человек, раздираемый страстями, непредсказуемый, вступающий в противоборство с внешним миром.
В это же время творил Аристофан (приблизительно 455--386 гг. до н. э.) - драматург, в творчестве которого достиг наивысшего развития жанр комедии. Из 44 созданных им комедий до нас дошли только 11. В комедии «Мир» Аристофан остросатирически изобразил войну, в «Лисистрате» показал, как женщины изобрели средство покончить с войной, а в «Осах» высмеял судопроизводство и страсть афинян к судебным процессам. В IVстолетии до н. э. Греция переживает экономический и политический упадок. Однако развитие культуры на этом не останавливается. Небывалого расцвета достигает философия в лице Сократа, Платона и Аристотеля. Очень высокого уровня в это время достигает риторика -- наука об ораторском искусстве. Речи Исократа (436--338 гг. до н. э.) и Демосфена (384--322 гг. до н.э.) долгое время оставались непревзойденными образцами ораторского мастерства.
В искусстве IV век до н. э. именуют поздней классикой. В это время творили великие скульпторы - Пракситель, Скопас, Лисияп. Пракситель (около 390--около 330 гг. до н. э.) впервые в греческом искусстве показал красоту обнаженного женского тела. Лисипп, заставший уже период предэллинизма, известен портретными бюстами Сократа и Александра Македонского, в которых мастер сумел отразить сложный внутренний мир этих выдающихся личностей.
В 338 г. до н. э. после битвы при Херонее Греция теряет свою политическую независимость и подчиняется власти македонского царя Филиппа II -- отца Александра Македонского. С правлением последнего связано распространение греческой культуры, достигшей за период классики непревзойденных высот, по всему Средиземноморью.
Каковы особенности развития и распространения греческой культуры в эпоху эллинизма?
Особый этап в развитии древнегреческой культуры представляет собой эллинизм (323--30 гг. до н. э.). В это время культура эллинов (греков) распространилась по всей территории огромной державы Александра Македонского. Греческая культура вступала в сложные связи с местной культурой, за счет чего происходило, с одной стороны, их взаимное обогащение, с другой -- нивелирование культуры. В итоге по всему Средиземноморью была создана единая эллинистическая культура, сохранившаяся Даже после распада державы Александра на ряд самостоятельных государств.
В этот период получают развитие философия и наука. Одним из важнейших центров научного знания и духовной жизни в целом становится Египетская Александрия, основанная в 331 г. до н. э. Александром Македонским. В III в. до н. э. правителем Птолемеем II в этом городе была основана огромная Александрийская библиотека, фонды которой насчитывали около миллиона свитков и держали древнее собрание рукописных книг. Все рукописи библиотеки были систематизированы, а особый отдел занимался
переводом на греческий язык важнейших сочинений авторов разных стран. Наиболее известным был перевод Еврейских Писаний (Ветхого Завета) с еврейского на греческий язык. Этот перевод получил название Септуагинта, т. е. «перевод семидесяти6 так как по преданию перевод был осуществлен семьюдесятью учеными.
Библиотека входила в состав Мусейона (греч. museion означает «храм Муз»). Мусейон представлял собой совокупность научных и учебных учреждений; этот комплекс включал в себя и бесплатное жилье для ученых.
Александрийские ученые внесли заметный вклад в развитие естествознания, математики, техники, а также филологии. Александрийский математик Евклид (III в. до н. э.), автор труда «Начала», обобщил, систематизировал и завершил достижения своих предшественников в области геометрии. В Александрии же учился Архимед (около 287--212 гг. до н. э.). Этот исследователь разработал предвосхитившие интегральное исчисление методы нахождения площадей, поверхностей и объемов различных фигур и тел. В своих трудах по статике и гидростатике (закон Архимеда) ученый дал образцы применения математики в естествознании и технике. Помимо этого, Архимед был автором большого числа изобретений: архимедов винт, системы для поднятия больших тяжестей, военные метательные машины и др.
Работавший в Александрии греческий ученый Эратосфен (около 202 г. до н. э.) открыл способ измерения окружности Земли по длине тени в период летнего солнцестояния. Гиппарх Александрийский (190--125 г. до н. э.) установил точную длину солнечного года и вычислил расстояние от Земли до Луны и Солнца.
Постепенно Александрия превратилась из столицы птолемеевского Египта в центр всей эллинистической культуры.
В эпоху эллинизма получила развитие новая отрасль знания, практически отсутствовавшая в классическую эпоху, -- филология: грамматика, критика текста, литературная критика и т. п. Здесь опять же ведущая роль принадлежала александрийской школе. Главной ее заслугой является критическая обработка текста и комментирование классических произведений греческой литературы: поэм Гомера, произведений трагиков, комедий Аристофана.
Эллинистическая литература по сравнению с классической становится более разнообразной, однако уже не может подняться до высот греческой классики. Эпос, трагедия становятся более рассудочными, на первый план выходят эрудиция автора, изысканность и виртуозность слога. Продолжается развитие комедии. В жанре реалистической бытовой комедии работает афинский драматург Менандр (середина IV--начало III в. до н. э.). Широкое распространение получают короткие драматические сцены из жизни обычных горожан -- мимы.
Скульптура эллинистической эпохи отличается интересом к человеку и его внутреннему миру. Наиболее значительные произведения архитектуры и скульптуры поздней античности были созданы на Родосе, в Александрии и Пергаме. Пергамский алтарь Зевса интересен своим рельефом, расположенным под колоннадой. В это же время были созданы статуя богини победы Ники Самофракийской, скульптурная группа «Лаокоон», а также скульптура Венеры Милосской, ставшая воплощением идеала
женской красоты. А не дошедший до нас Колосс Родосский -- бронзовая статуя бога солнца Гелиоса, достигавшая в высоту 37 М; -- считалась одним из чудес света. В эллинистический период появляются новые философские учения -- эпикуреизм, стоицизм, скептицизм и неоплатонизм. Во всех этих учениях резко усиливается роль субъекта, который противопоставляет себя всему окружающему миру. Огромную роль в них играют также представления о судьбе, доходящие порой до крайнего фатализма. Преобладающими в эту эпоху настроениями оказываются усталость, разочарование, пессимизм. Древнегреческая культура начинает клониться к своему закату. Однако своими достижениями она не только во многом повлияла на свою преемницу -- римскую культуру, -- но и легла в основу культуры европейской.
Какую эволюцию претерпели религиозные взгляды древних греков?
Греческая мифология развивалась параллельно с родовой общиной. Древнейшую ступень мифологии ученые называют до-олимпийской, поскольку в то время еще не сформировалось представление о семье богов, живущих на Олимпе. Античная мифология в то время была доантропоморфной -- боги еще не представлялись внешне подобными людям и обладающими человеческими страстями и даже пороками. Исследователи также применяют к этому пласту мифологии термин «хтоническая» (от греч. chthon -- «земля»), поскольку в сознании архаичного грека земля мыслилась всеобщей матерью, которая все порождает и вскармливает. Поэтому все окружающее человека мыслилось одушевленным. Такие представления послужили основой для фетишизма. В Греции был особенно развит фитоморфный фетишизм, т. е. почитание деревьев и растений, таких как лавр, виноградная лоза, кипарис, дуб.
Очевидно, и сам архаический человек ощущал себя слитым с природным миром, ощущал себя и мир порождением одной и той же матери -- природы. «Поскольку границы между «я» и «не я» размыты, неясны, то человек еще не чувствует себя в полной мере человеком, а неким животным организмом, частью природного тела». Поэтому для древнейшей греческой мифологии были характерны смешанные формы, например сочетание человека и коня (кентавры) или смесь человека и змеи (Ехидна).
Гесиод в своей поэме «Теогония» («Рождение богов») то, как греки представляли себе происхождение мира (по-гречески «космоса»). В самом начале мир представлял собой (в переводе с греч. -- «зияние»), из которого выделилась богиня Земли Гея. От Геи произошел Уран -- бог неба. Уран и Гея роди? ли титана Кроноса и других титанов. Потомков Кроноса называют третьим поколением богов. Появление представления о семействе богов, живущих на горе Олимп в Фессалии, знаменует второй -- классический -- этап в развитии древнегреческой мифологии. Классическая мифология во многом была антиподом архаической, однако это не означает, что архаические представления полностью исчезли. Древнейшие верования, трансформировавшись, продолжали свое существование.
В семье олимпийских богов главным богом считался громовержец Зевс. Его супруга Гера почиталась как покровительница законного брака. Посейдон, брат Зевса, был хозяином подводного мира, другой же брат владыки Олимпа -- Аид -- считался богом подземного царства. Афина была богиней справедливой войны и мудрости. Покровительницей земледелия считалась Деметра, хранительницей домашнего очага -- Гестия. Дети Зевса -близнецы Аполлон и Артемида -- были покровителями искусства и охоты соответственно. Кроме того, почитались богиня красоты и любви Афродита и бог-кузнец Гефест. Богом виноделия и вина был Дионис -- сын Зевса от смертной женщины Семелы.
Богам строили храмы, внутри которых находилась статуя самого божества. По решению народного собрания в каждый храм назначался жрец. В храмах приносились жертвы, и порицалось будущее. Некоторые храмы, называемые оракулами, специально занимались предсказаниями. Особенно известен был Дельфийский оракул, расположенный у подножья горы Парнас в Фокиде. Там среди гор находилось ущелье, в котором из-под земли шли испарения. Жрица, вдыхая эти одурманивающие испарения, приходила в состояние транса и выкрикивала отдельные слова и фразы, которые затем толковались жрецами. Прорицание в Греции являлось не «вопрошанием» бога относительно его воли, а скорее попыткой заглянуть в будущее, уже определенное богами и скрытое от людей.
Немаловажной составляющей религиозного сознания человека, во многом определяющей и его поведение, является представление о смерти и состоянии умерших. Древнегреческая культура решила этот вопрос по-особому. Загробный мир представления древнему греку миром теней, где царит мрак и беспросветность. Это может напомнить представления, бытовавшие в древнем Вавилоне. Однако греки смогли преодолеть пессимистический настрой, связанный с подобными представлениями о бытии человека в загробном мире. Греки полагали, что человек должен
стремиться к деяниям, идущим во благо своей общине, и сопутствующей этому славе. Тогда и после смерти человек не будет быт и в определенном смысле приобретет бессмертие здесь, в мире людей.
Как развивалась античная философия?
Одним из важнейших явлений и результатов исторического развития Древней Греции стала древнегреческая философия. Возникнув в конце VII--начале VI столетий до н. э., философия до конца своего развития, пресекшегося в VI в. до н. э., оставалась характерным, своеобразным и значительным явлением культурной жизни античного общества. Философия, развивавшаяся в античной Греции, отражала своеобразие общественной системы, в которой она возникла. Умственное движение от VII до IV вв. до н. э. может быть охарактеризовано как путь от мифологии и религии к материалистически мыслящей науке.
Развитие древнегреческой философии начинается не в самой Греции, а на восточной окраине греческого мира -- в ионийских городах западного побережья Малой Азии. В крупнейшем из основанных греками малоазиатских городов -- Милете -- последовательно жили три философа: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Все представители милетской школы задавались вопросом о первоначале (по-гречески «архе») всего существующего, что указывает на отказ считать мир созданным богами. Фалес полагал, что все произошло из воды. Анаксимандр считал первоначалом «апейрон» (в переводе с греческого «беспредельное») -- некое первовещество. Анаксимен признавал в качестве «архе» воздух. Все они были не только философами, но и исследователями природы, ведь в то время наука еще не выделилась в отдельную область знаний, и философия развивалась в неразрывной связи: зачатками не только научных, но и политических знаний, а также в связи с мифологией и искусством.
Дальнейшее развитие философии связано со школой пифагорийцев. Основателем этой школы, скорее похожей на религиозную общину, был Пифагор -- также выходец с греческого востока, живший в IV в. до н. э. Главной заслугой Пифагора и его школы является философское осмысление числа и числовых закономерностей в окружающем мире. Хотя идеи этой школы были тесно связаны с религиозными представлениями и близки к мистике, деятельность пифагорейцев стимулировала развитие математики, которой впоследствии предстояло стать самостоятельной наукой.
Одним из крупнейших греческих философов был Гераклит Эфесский (около 554--483 гг. до н. э.). Этот мыслитель считал первоосновой всего существующего огонь. По его мнению, и в обществе, и в природе происходит вечная борьба, вечное движение.
Огромную роль в развитии древнегреческой философии сыграла элейская школа (по названию южно-италийского города Элея), деятельность которой приходится на конец VI--начало V в. до н. э. Наиболее значительный представитель этой школы -- Парменид -- впервые начал систематически пользоваться такими фундаментальными философскими категориями, как «сущее», «мышление», «бытие» и «небытие». Он же сформулировал исходный для всей философии принцип тождества бытия и мышления. По его мнению, между тем, что воспринимается чувствами, и тем, что постигается умом, лежит огромная пропасть. Реальным и истинным философ считал лишь то, что познается умом. Мир же, постигаемый чувствами, -- иллюзия, «мнение», а не истина.
Интересным явлением, возникшим в греческой культуре в V столетии до н. э., было появление софистики. Как философское течение софистика не была достаточно однородной. Однако главной общей чертой мировоззрения софистов было утверждение об относительности всех человеческих понятий, этических норм и оценок. Один из софистов, Протагор, утверждал, что человек является мерой всех вещей. Софисты обучали приемам ораторского искусства, которые позволяли доказать что-либо вне зависимости от истинности доказываемых положений.
Наивысший расцвет греческой философии приходится на конец V--IV вв. и связан с именами Сократа, Платона и Аристотеля.
Сократ (около 470--399 гг. до н. э.) явился родоначальником диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Философия в понимании Сократа -- не умозрительное рассмотрение природы, а учение о том, как следует жить. Цель его философии -- самопознание как путь к постижению истинного блага. Один из принципов учения Сократа гласил: «Познай самого себя». Сократ излагал свое учение устно, поэтому главным источником информации о его философии являются сочинения его учеников Ксенофонта и Платона. Жизнь философа закончилась трагически: обвиненный в «поклонений новым божествам» и «развращении молодежи», Сократ был приговорен к смерти. Однако для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца.
ученик Сократа, Платон (427--347 гг. до н. э.), после смерти учителя основал собственную школу -- Академию. Платон учил, ,0 преходящие и изменчивые вещи есть всего лишь подобие и 1Тражение их умопостигаемых прообразов -- «идей». Познание, в представлении Платона, -- это воспоминание («анамнесис») души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Побудительной причиной духовного восхождения философ считал любовь к идее («эрос»). Платоном было разработано и учение об идеальном построении государства. По Платону, каждому гражданину государства справедливость отводит определенную роль: действительно способные к управлению государством в силу природной одаренности и образования должны руководить, другим же двум сословиям следует заниматься военным делом, сельским хозяйством и ремеслом. Кроме того, Платон активно разрабатывал диалектику и наметил развитую неоплатониками схему основных ступеней бытия. В числе основных сочинений Платона следует назвать «Апологию Сократа», «Федон», «Федр» (учение об идеях), несколько книг: «Государства», «Теэтет» (теория познания), «Тимей» (натурфилософия).
Ученика Платона и одновременно критика некоторых его учений, Аристотеля (384--322), по праву называют энциклопедистом. В 335 г. Аристотелем был основан Ликей -- перипатетическая школа. Чтение лекций философ проводил в аллеях окружавшего школу сада, прогуливаясь туда и обратно. Поэтому учеников Аристотеля стали называть «перипатетиками» (т. е. «прогуливающимися»). Интересно, что именно Аристотель был воспитателем Александра Македонского.
Сочинения Аристотеля посвящены самым разнообразным наукам: политике, биологии, физике, механике, математике, теории поэзии и театра и т. д. Аристотель был основателем формальной логики. Он же разработал стройную систему категорий философского осмысления всего существующего, которой философия пользуется до сих пор. В отличие от Платона Аристотель не отрицал реального существования материальных вещей, но и не отказывался от теории идей. Согласно разработанной им теории государства наилучшие формы государственной власти, это монархия, аристократия и «политика» (т. е. умеренная демократия). Сущность искусства философ видел в подражании мимесис»), задачу трагедии -- в очищении духа («катарсис»), эллинистический период появляются новые философские учения: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм и неоплатонизм. В это время для философии характерно переключение внимания с решения универсальных задач на отдельного субъекта, его частичную жизнь и обеспечение личного счастья. Так, основатель скептицизма Пиррон полагал, что философ - это тот, кто стремится к счастью. Счастье же состоит в невозмутимости и отсутствии страданий. При этом единственный подобающий философу способ отношения к вещам может состоять только в воздержании каких либо суждений о них. Эпикур также понимал философию как деятельность, дающую людям посредством размышлений и исследований счастливую, безмятежную жизнь, свободную от человеческих страданий. Отсутствие страданий является у Эпикура главным признаком удовольствия. Однако это не значит, что человек должен предаваться любому виду удовольствия. Для выбора истинных наслаждений, говорил Эпикур, требуется благоразумие, которое философ почитал главной добродетелью
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |