Реферат по предмету "История экономических учений"


Классификация экономических учений по исторической хронологии

Российско-Армянский Государственный(Славянский) университет
                                     
                              Реферат
           Тема: КлассификацияЭкономических Учений
                по исторической хронологии
                                                               Выполнила: Студент Экономического фаультета
                                                     
                                                  Малхасян Натали Вагановна
                                             
                                                  Принял Преподователь:
                                                    
                                                Манасерян Татул Норайревич
                                                Ереван, 2008 год
                     



             Содержание

 1.Введение
 2.Экономическая Мысль Древности
 3.Особенности Экономической Средневековья
 4.Меркантилизм.Экономическе Предпосылки Меокантилизма
 5.Физиократы.               
 6.Классическая экономическая наука.
 7.Историческаяшкола германии
 8.Марксистская экономическая теория
 9.НоваяИсторическая Школа Германии
10. Маржинализм
11. Неоклассическаяэкономическая теория
12.Кейнсианство
13. Институциально-СоциальноеНаправление
14.Мой вывод
                                               1.Введение
Экономическая теория — одна из самыхдревних наук, где всю историю развития экономической науки можно разделитьна 3 основных этапа:
1. Экономическое учение дорыночной эпохи. Этот период включает экономическиеучения Древнего мира и средневековья. В это время экономические мысли выражалифилософы и религиозные деятели.. Однако нимыслители древнего мира, ни мыслители средневековья  не создали законченных систем экономическихвзглядов. Первая школа экономической науки – меркантилизм. Источникомбогатства меркантилисты считали торговлю. Богатство отождествлялось с деньгами,золотом.
2. Период с конца 17 века до 30-х гг. 20 века. Появляются физиократы воглаве с Ф. Кенэ, которые источником общественного богатства признавалипроизводство, причем только в сельском хозяйстве. В этот период сформироваласьклассическая экономическая наука, начало которой было положено трудами Смита, азавершено трудами Милля. В экономической теории доминировал принцип либерализма
3. Период развития учения о регулировании рыночной экономикии 30-х гг. 20века. Появилась антимонопольная концепция и идеи социального контроля обществанад экономикой.Кейнс доказал необходимость гос. регулирования эк-ки. Опиралсяна то, что рыночная эк-ка не может саморегулироваться, без вмешательства гос-ване может быть равновесной при полной занятости, т.к. рын. эк-ка не обеспечиваетэффективный спрос. Альтернативное направление —Неолиберализм — направление вэкономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью, сто­ронникикоторого отстаивают принцип саморегулирова­ния, свободного от излишнейрегламентации.В середине 50-х гг. возникла неолиберальная школа — монетаризм —экономичес­кая теория, приписывающая денежной массе, находящейся в обращении,роль определяющего фактора в процессе формирований хозяйственной конъюнктуры иустанавли­вающая причинную связь между изменениями количества денег и величинойвалового конечного продукта. В современной экономической теории кроменеолиберального выделяют неоклас­сическое, неокейнсианское,институционально-социологи­ческое и другие направления.
                                                     2.Экономическая МысльДревности
Первоначально политическая экономия возникла как наука обогатстве. Экономическая наука возникла в древнем мире, но не быласамостоятельной.
Ксенофонт 430-355г. до н.э.
1) отдавал предпочтение натуральному хозяйству на земле
2) одобрял штрафы за накопление в личном пользовании золота и серебра
3) ремесленный труд – относился снисходительно, но ремесленник может достичьбольшего умения за счет специализации (разделение труда).
Платон (427-347г. до н.э.)
1) государство не может существовать длительное время, если оно основано толькона натуральном хозяйстве и деньги имеют ограниченное хождение
2) горожан надо наделять землей
3) имущество граждан не должно быть чрезмерным
4) запрещаются ссуды под %
5) государственное регулирование цен
6) правители и воины не имеют частной собственности
7) крестьяне и ремесленники могут быть частными собственниками
8) имущество граждан подлежит учету, и государство отнимает у них любой излишекпревышающий максимум
Вывод: исчезнет соперничество и раздоры, суды, золото и серебро станутненужными.
Аристотель (384-322г. до н.э.)
Человек общественное животное, которое может жить только в обществе игосударстве.
созданию государства способствует обмен между людьми
ни производство, ни жизнь не могут обойтись без рабов, так как орудия труда немогут сами работать
рабы — источник богатства
должен быть средний достаток
частная собственность
одну и ту же вещь можно использовать по-разному: по назначению (потребительскаястоимость) и не по назначению (меновая стоимость)
деньги — средство сравнивать разные блага, поэтому их нельзя давать в ссуду под%.


   3.Особенности Экономической Средневековья
  ФомаАквинский (1225-1274)
все принадлежит Богу и человек может этим только пользоваться
частная собственность нужна для эффективного удовлетворения личных нужд
богатство делится на естественное (плоды земли и ремесла) искусственное(золото)
обмен товаров по справедливым ценам
земельная рента оправдана, так как это часть продукта производимого силамиприроды
запрещены кредит и % (каноническим правом)
Далее было придумано оправдание %: если человек занимает кому-то деньги, тоон лишается того дохода, который мог бы получить с их помощью и в качествекомпенсации он вправе требовать возврата большей суммы, чем у него брали.
4.Меркантилизм. Экономическе Предпосылки Меокантилизма
Экономическаянаука стала самостоятельной, так как появились самостоятельные экономическиеработы.
Меркантилизм- богатство общества это деньги.
16 век – ранний М.(монетаризм) — политика на увеличение количества денег встране любым путем.
        Поздний М. возник после великихгеографических открытий, когда не торговать было невозможно и поэтому:
развитие торговли (цель внешней торговли – приток золота и серебра в страну)
отказ от запрета на вывоз денег за границу
отказ от запрета на импорт
завоевание рынков, в том числе колониальных
активный торговый баланс (тратить меньше чем получать)
зарплата на относительно низком уровне (прибыли будут высокими)
поддержка национальной промышленности (импорт дешевого сырья и высокие пошлинына остальной импорт)
Томас Мен (1571-1641)
Термин «политическая экономия»
Джон Локк (1632-1704)
внешняя торговля-главное средство увеличения богатства
труд — главный источник богатства
значение имеет не только номинальное количество денег, но и скорость обращения
Страна, не имеющая рудников, может обогатиться только
1)завоевания
торговля
Джон Лоу (1671-1729)
        Организатор выпускабумажных денег во Франции
Бумажные деньги не имеют никакой естественной цены, но нужно строгорегулировать их выпуск в соответствии с потребностями обращения и торговли.
                                        5. Физиократы.
          Первымипредставителями классической политической экономии являются физиократы(власть природы) Франция
        Франсуа Кенэ (1694-1774)
источник богатства — земля и труд, а не внешняя торговля
деньги — средство обмена и не представляют собой богатства
все богатство создается в земледелии
производительный труд — только земледельческий
прибыль (чистый продукт) дает только земля — что остается от суммы всех благесли вычесть затраты на их производство
промышленный труд лишь изменяет форму
разграничение капитала на основной (первоначальные авансы) и оборотный(ежегодные авансы).
               
                 6.Классическая экономическая наука.
       Разложение меркантилизма изарождение классической экономии 18век – период развития отдельных отраслейпромышленности и называемый «мануфактурным периодом капитализма».
        Вильям Петти (1623-1687)
Родоначальник классической экономии в Англии. Появление экономическойстатистики и методов вычисления национального дохода.
богатство властителя зависит от богатства всех его подданных
чем богаче подданные, тем больше средств можно собрать в виде налогов
богатство Англии не только деньги, но и земля, железо, лес, зерно
государственное вмешательство в экономику
предостерегает от излишней роскоши
богатство создается в сфере материального производства, а сфера обращенияобеспечивает его распределение
источником стоимости является труд
естественная цена (внутренняя основа рыночной цены, определяемая трудом) — стоимость определяемая временем затраченным на производство товара
рыночная цена – политическая цена
зарплата – естественная цена труда (минимум средств существования рабочих)
прибыль – та часть продукта, которая остается после выплаты зарплаты и семян
денежная рента – есть %, а величина процента зависит от спроса и предложенияденег и не должна регулироваться законом
Адам Смит
двоякая задача экономической науки:
а) анализ объективной экономической реальности и выяснение закономерностей ееразвития
б) выработка рекомендации для экономической политики фирмы и государства
истинное богатство состоит не в деньгах, а в земле строениях предметахпотребления
источник богатства – труд
разделение труда – важнейший фактор всей истории человечества
одобрение законов об ограничении ставок % нормой (5%)
3 класса общества: зарплата — наемные рабочие, прибыль (конечная цельпроизводства) – капиталисты, рента – землевладельцы
валовой годовой продукт страны — сумма цен всех продаж в денежном выражении
чистый годовой продукт – сумма всей зарплаты, прибыли и ренты
капитал – запасы, необходимые для дальнейшего производства; накопление капитала– главное условие увеличения богатства общества
терминология «основной и оборотный капитал»
размер зарплаты определяется соглашением между рабочим и капиталистом
потребность хозяина в работнике меньше, поэтому это ведет к уменьшению зарплаты
минимум зарплаты определяется ценой средств существования работника
колебания зарплаты определяются действием рыночного спроса и предложения нарынке труда
3 состояния общества:
прогрессирующее – увеличение богатства и рост спроса на рынке труда
стационарное – положение рабочих тяжелое
регрессирующее — положение рабочих плачевное
отделение земельной ренты от арендной платы
предпочтение земледелию по сравнению с мануфактурами
разделение труда на:
производительный – создающий стоимость богатства общества
непроизводительный – остальная деятельность (слуги)
цель – надо вкладывать капитал в производство
3 функции государства:
обеспечение военной безопасности
правосудие
обязанность создавать и содержать общественные учреждения
налог должны платить все пропорционально их имуществу
4 правила взимания налогов:
пропорционально
определенность (четкая сумма и время)
минимальность налога (должен покрывать только самые насущные нужды)
удобства для плательщика
самым подходящим объектом для обложения налогом является земельная рента, налогс прибыли – неэффективен, налог на зарплату – нецелесообразен
значительное внимание уделяется внешнеэкономическим связям (свободная внешняяторговля выгодна всем и чем богаче партнер, тем лучше
Давид Рикардо (1772-1823)
все доходы создаются в производстве
основная задача политэкономии – установление законов распределения«продукта земли» (национального дохода и богатства общества) междутремя классами общества
«теория стоимости»
потребительная стоимость (полезность) – не является мерой стоимости хоть инеобходима для последней
меновая стоимость (стоимость) – определяется затратами труда на их производствоа не полезностью
цена как денежное выражение стоимости
естественная цена – выражение стоимости
рыночная цена связана с отклонением от цены под действием спроса и предложения
цена складывается в процессе производства
рост производительности труда ведет к уменьшению стоимости
рента – доля продукта земли, которая уплачивается землевладельцу за еепользование
величина ренты зависит от
плодородия
местонахождения
величины вложенного капитала
капитал – часть богатства, употребляемая в производстве
основной
оборотный
деньги – бумажные деньги существуют, если они размениваются на золото потвердому соотношению, но их ценность зависит только от их количества вобращении
«теория заработной платы»
зарплата – рыночная цена труда, которая колеблется вокруг своей основы –естественной цены
естественная цена труда (стоимость средств существования рабочего и его семьи,которая зависит от количества предметов жизни, которые можно на них купить)
прожиточный минимум зависит от исторических условий и традиций и сложившихсянорм потребления
принимал «теорию народонаселения» Мальтуса
кризисы перепроизводства невозможны
выгодность международной торговли и специализации стран на производствеотдельных товаров
Томас Мальтус (1766-1834)
«теория народонаселения»
общество в состоянии равновесия (количество продуктов потребления соответствуетчисленности населения)
при отклонении возникают силы, возвращающие к равновесию (война, болезни)
цены всех товаров определяются соотношением спроса и предложения
скорость роста населения больше чем предметов потребления
2) регулирование роста населения через изменение зарплаты
важное значение имеет не номинальная зарплата, а реальная определяемая ценойпотребляемой пищи
против уравновешивания доходов
средний класс – основа общества
Жанн Батист Сей
Французский экономист.
политэкономию разделил на три самостоятельные части:
производство
распределение
потребление
противопоставил трудовой теории стоимости «теорию полезности»
стоимость отождествлялась с потребительной стоимостью
три фактора участвующих в процессе производства и три основных дохода:
земля – земельная рента
труд – заработная плата
капитал – процент
главный интерес производителей состоит в обмене одних продуктов на другие,деньги играют роль посредника
сделал неверный вывод: каждый продавец является в то же время и покупателем
в масштабе общества предложение и спрос уравновешиваются и общееперепроизводство становится невозможным
заинтересованность каждого производителя в благополучии всех других
Джон Стюарт Милль (1806-1873)
попытка «примирить непримиримое» – интересы труда и капитала
законы производства неизменны и заданы техническими условиями (имеют характер«свойственный естественным наукам»)
законы распределения являются управляемыми «человеческой интуицией»
теория производительного труда (только производительный труд, результатыкоторого осязаемы, создает богатство) новое – труд на охрану собственности иприобретение квалификации
заработная плата – плата за труд зависит от спроса и предложения на рабочуюсилу
заработная плата при прочих равных условиях ниже, если труд менее привлекателен
теория ренты – «компенсация уплачиваемая за пользованием землей»
теория народонаселения – единственное средство для обеспечения полной занятостии высокой заработной платы за счет добровольного ограничения роста численностинаселения
стоимость — понятие относительное
— создание стоимости трудом, требующимся для производства товарных благ (именноколичество труда имеет первостепенное значение для изменения стоимости)
«меновая стоимость, потребительная стоимость, стоимость»
изменение количества денег влияет на изменение относительных цен товаров(количественная теория денег)
суждения и трактовки о социалистическом устройстве общества (преодолениезлоупотреблений с правами собственности)
важную роль в социально-экономическом развитии общества отводилась государству


                                  7.Историческая школа германии
Фридриха Листа (1789 -1846 гг.)
«Национальная система политической экономии»(1842г.).(хозяйство каждой конкретной страны развивается по собственным законам)
считали активную государственную политику необходимымусловием хозяйственного прогресса в противоположность невмешательствугосударства в экономику у «классиков».
Интереснымнаправлением исследований исторической школы стали более или менее удачныеварианты периодизации всеобщей экономической истории. Так, Ф. Лист выделял вней пять стадий: дикости, пастушескую, земледельческую, земледельческо-мануфактурную,земледельческо-мануфактурно-коммерческую.
В 1ые указалина существенные различия экономических систем, хотя  отрицали ее как науку, ибо стремились не кобъяснению и предвидению тенденций хозяйственного развития (как классики), алишь к добросовестному описанию, накоплению фактов, предоставив делать выводыистории.
                  8.Марксистская экономическая теория
       Основоположник международного коммунизмаисследовал реалии современного ему общества
совокупность производственных отношений, в которые вступают люди в общественномпроизводстве составляет экономическую структуру общества, реальный базис, накотором возвышается юридическая и политическая надстройка
капитализм отрицает демократию, трудятся ради получения прибыли и имеет местоэксплуатация одного класса другим
неизбежный крах капитализма, потому что не обеспечивается полная занятость
идеалом считает коммунистическое общество, состоящее из двух фаз:
низшей – социализма
высшей – коммунизма
в этом обществе средства производства не станут более объектом индивидуальногоприсвоения, и каждый человек обретет подлинную свободу
в центре своей теории он поставил борьбу классов; в первоначальном варианте«Капитала» нет и намека на революцию, а речь идет о развитии науки итехники
ключевой теорией является теория прибавочной стоимости
рабочая сила как товар продается по стоимости
источником прибавочной стоимости является «неоплаченный труд»рабочих, продающих свою рабочую силу
рабочий день делится на «необходимое время» и «прибавочноевремя» (создается прибавочная стоимость)
капитал – средство эксплуатации рабочего и установления власти над рабочейсилой
постоянный (часть капитала, которая воплощена в средствах производства)
переменный (часть, которая воплощена в рабочей силе)
трудовая теория стоимости (стоимость определяется общественно необходимымрабочим временем)
законы рыночной экономики (обмен в любом обществе должен осуществляться ссоблюдением закона стоимости – связь между общественным трудом, стоимостью иценами товаров)
заработная плата – вознаграждение рабочего за его труд как результат обмена скапиталистом за продаваемую рабочую силу, а не сам труд
теория ренты – помимо дифференциальной ренты еще и абсолютную связанную соспецифически низкой в сельском хозяйстве органической структурой капитала и смонополией частной собственности на землю
теория воспроизводства (экономический цикл начинается с подъема вызванногоростом совокупного спроса с целью накопления ради максимизации прибыликапиталистов и заканчивается спадом – снижение нормы прибыли и замедляетсянакопление
причина кризисов – бедность и ограниченность потреблений масс, котораяпротиводействует стремлению капиталистического производства развиватьпроизводительные силы
                         
                9.Новая Историческая Школа Германии
-накопить как можно больше фактовдля создания будующей теоpии.Если стаpая истоpическая школа боpолась склассиками, то новая боpется с маpксизмом.
            Общаяхаpактеpистика школы:
            1. Hетопpеделенных истоpических законов. Hет тpадиций, обычаев в экономике иповтоpяющихся связей.
2.Попытка найти локальные чеpты pазвития. Hовая истоpическая школа имеет дванапpавления.В 1872 году в Геpмании был создан «союз социальнойполитики». Главную задачу и пpедпосылки сфоpмулиpовал Шмоллеp. Ставится задачаpефоpмиpовать стpой. Пpавое кpыло пpедставлено Шмоллеpом. Власть госудаpсва,его вмешательство в общественную и экономическую жизнь должна осуществлятьсямудpым и твеpдым пpавительством. Следовательно нужно сохранить монаpхию.
                                           10. Маржинализм
   использование предельных величинв анализе экономических процессов.
Методологиямаржинализма включает:
1.Субъективно-психологический подход к экономическим явлениям. Главное не самиэкономические явления, а их субъективная оценка со стороны человека.
2.Принцип рационального поведения человека. Исследуется субъект наделенныйрациональным стремлением к максимизации собственной прибыли.
3.Принцип главенства распределения на производстве. (Сначала распределение, потомсоздание). Главное для характеристики распределения продукта- интенсивностьиндивидуального потребления.
4.Принцип редкости. Допускается ограниченность, фиксированность наличияопределенных благ. (Каждое благо конечно).
            Маржинализмимеет три основных течения:
1.                                                                                                                                              
2.                                                                                                                                              
3.                                                                                                                                              
11. Неоклассическая экономическая теория
 Неоклассики развили инструментарий предельногоанализа экономики, прежде всего понятие предельнойполезности, практически одновременно открытое У. Джевонсом,К. Менгероми Л. Вальрасом,а также предельнойпроизводительности, которое использовалось и некоторымипредставителями классической экономики. Они подчеркивали значение дефицитностиблаг для определения их цены,заложили общее представление о сути оптимальногораспределения (заданных) ресурсов.Приэтом они исходили из теорем предельного анализа, определяя условия оптимальноговыбораблаг, оптимальной структуры производства, оптимальной интенсивностииспользования факторов,оптимального момента времени (процентнойставки). Все эти понятия суммируются в главном критерии:субъективные и объективные нормы замещениямежду любыми двумя благами(продуктами и ресурсами) должны быть равны для всех домашних хозяйств и всехпроизводственных единиц соответственно.В дополнение к этим основным условиямисследовались условия второго порядка — законубывающей отдачи, а также система ранжированияиндивидуальных полезностей.
Главным достижением этой школыявляется разработанная Вальрасом модель конкурентного равновесия.Тем не менее в целом для Н. т. э. характерен микроэкономическийподход к экономическим явлениям, в отличие от кейнсианства,в теории которого доминирует макроэкономическийподход.Неоклассики заложили базу для более позднихэкономических концепций, таких, как теорияэкономики благосостояния, теорияэкономического роста. Эти концепции иногда называют современной неоклассической школой.Ряд экономистов недавнего времени попытались также соединить некоторыеположения классической теории, неоклассицизма и кейнсианства — это течениеполучило название неоклассическогосинтеза.
Идеи Н. т. э. наиболееполно были изложены в “Принципах экономической теории” А. Маршалла, которые“… должны быть признаны одной из наиболее долговечных и жизнеспособных книг вистории экономической науки: это единственный трактат XIX в. по экономическойтеории, который все еще продается сотнями каждый год и который все еще сбольшой пользой может быть прочитан современным читателем.
                                          12.Кейнсианство
Основная идея – системарыночных и экономических отношений не является совершенной и саморегулируемой имаксимально возможную занятость, и экономический рост может обеспечить толькоактивное вмешательство государства в экономические процессы.
Новое:
макроэкономика как самостоятельный раздел экономической теории
с ростом доходов склонность к потреблению понижается, а склонность к сбережениювозрастает
присущая человеку склонность сберегать определенную часть дохода сдерживаетувеличение дохода из-за сокращения объема инвестиций
поставил проблему спроса в центр исследований (экономическая теория спроса)
вынужденная безработица (заработная плата зависит от спроса на труд, а онограничен – уровень занятости)
обеспечение нормального размера инвестиций упирается в проблему перевода всехсбережений в реальные капиталовложения (инвестиции = сбережениям)
реальный размер инвестиций зависит от:
ожидаемого дохода капиталовложений или их предельной эффективности
нормы процента
мультипликатор – увеличение инвестиций в одной отрасли вызывает увеличениепотребления и дохода, как в данной отрасли, так и в сопряженных отраслях
чем ниже норма ссудного процента, тем выше стимулы к инвестициям, что в своюочередь расширяет границы занятости.
                13.Институциально-Социальное Направление
Институционализм выступает какэволюционное направление. Его представители акцентируют внимание насоциально-экономические изменения и стремятся к динамическому анализу.Институционалисты констатируют противоречия между постоянно изменяющейся средойи обладающей значительной инерцией, консервативной институциональной структуройобщества, сформированной в результате развития в условиях прошлого.
Основу методологии институционализма составляетрасширенная трактовка предмета политэкономии, использование большого количестванеэкономических факторов. Идея синтеза экономического и социального анализа,«междисциплинарного подхода», является определяющей для теоретиковсовременного институционализма. Они включают в экономические теории, человеческоеповедение, политику и многие другие факторы, но специфика и приматэкономических отношений при этом практически ликвидируются. Институционалистыне считают человеческие отношения базисными, определяющими. В ихидеалистической трактовке решающими оказываются правовые отношения, психологиялюдей и другие надстроечные элементы.
Представители современного институционализма стремятсядать определенные оценки и прогнозы будущему развитию капиталистическогообщества. Они разработали разнообразные «сценарии будущего»… Все этисценарии имеют общую основу — технологический детерминизм; все они предполагают«трансформацию» капитализма, а с точки зрения идеологической ролипредставляют как альтернативу социализму.
                                       
                                  14.Мой  вывод
Мой вывод состоитиз таблицы:
 SHAPE * MERGEFORMAT
Экономические идеи Древнего Мира
                 V в до н.э. –V в н.э.
Экономическая мысль Среднего Века
                        VII-XII в
   Меркантилизм
        XV-XVIII в
        Физиократия
          1730-1780
  Классическая школа
            1770-1840
Ранние Теории Кризисов
             1790-1820
Утопические Теории
        Марксизм
        1830-1895
Маржинальная революция
               1820-1880
Неоклассическая экономическая теория
                           1870-1970
Макроэкономика
       Кейнсианство
         1900-1946
Историческая школа             Германии
Новая историческая школа Геомании
Институциально-социальное напрвление
Институциональные напрвления


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Фондовые биржи и голубые фишки России
Реферат Водозаборная станция города
Реферат Отраслевая и межотраслевая горная рента в отраслях топливно энергет
Реферат Бунин. "Солнечный удар"
Реферат Средства лечебно физкультурных комплексов применяемые в детском возрасте
Реферат Краткая характеристика предприятия ОАО "Минский завод отопительного оборудования"
Реферат Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в школе
Реферат Влияние внешней среды на деятельность организации (на примере администрации Кировского района г. Астрахани)
Реферат Научно-технический прогресс и его значение для развития предприятий отрасли
Реферат Эффективная школа
Реферат Александр Тюрин Вооруженное восстание животных
Реферат Проявления зороастризма в бытовой жизни
Реферат Анализ и оценка кредитоспособности заемщика (на примере СЗАО "СКВО" Зерноградского района Ростовской области)
Реферат Развитие коммуникативных способностей у детей школьного возраста
Реферат Экономическая оценка инвестиционного проекта по производству камбалы дальневосточной холодного к