Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культура и религия Индии - история и современность



2

План:

Введение……………………………………………………….3

1. Социальная структура Индии……………………………..4-5

2.Основные направления духовной культуры Индии……….6-9

3.Искусство Индии……………………………………………..10-11

Заключение………………………………………………………12
Список литературы………………………………………………13

ВВЕДЕНИЕ

Страной чудес выглядела Индия в глазах тех, кто посещал ее во все времена. Например, русский путешественник Афанасий Никтин (?- 1474/1475) писал следующее: « Дворец его (правителя) весьма чудесный, всюду резьба да золото, и каждый камень резной и золотом расписан причудливо, а во дворце сосуды разные». Хождение за три моря Афанасия Никитина.- М.: Издательская группа « Прогресс»-« Культура», 1995 С. 97

Греческий историк Диодор Сицилийский (ок. 90-21 до н.э.), автор 40 книг по всемирной истории, с восхищением описывал природу Индии: « Много в Индии больших гор, поросших всевозможными приносящими плоды деревьями, много широких равнин, отличающихся красотой и пересеченных множеством рек… Изобилует Индия и разнообразными животными- как наземными, так и летающими, отличающимися величиной и силой. Многочисленных и весьма крупных слонов взращивает индийская земля, в изобилии доставляя им корм. … Люди там … сведущи в искусствах, быть может, оттого, что дышат они чистым воздухом и пьют тончайшего состава воду. Земля их, изобилующая взращенными человеком плодами, заключает в себе и много рудоносных жил разных металлов: есть в ней много серебра, золота, немало меди и железа, а также олово и другие металлы, необходимые для изготовления украшений, предметов повседневного пользования и для военного снаряжения». Хрестоматия по истории древнего мира. Пособие для учителя / Сост. А.Е. Черкасова.- М.: Просвещение, 1991. С.83

Удивительно в Индии многое, в том числе становление и особенности ее культуры. О них-то и пойдет разговор ниже в данной работе.

1. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ИНДИИ

Общиной индийского общества в древности, так же, как и в других восточных цивилизациях, была сельская община. Труд земледельца был главным средством жизнеобеспечения. При всех богатствах природы требовалось стабильное и надежное производство продуктов. Сельская община Индии имела свои особенности. В Индии долго сохранялось коллективное землепользование. Но при этом существовали семейные наследственные участки. Семьи были большими и строились по патриархальному принципу: глава семьи- домохозяин ( грихастха) был не только руководителем, кормильцем и воспитателем детей, но и полноправным властелином над всеми домочадцами, к которым принадлежали и жены, и дети, и рабы. Дети рабов (чаще рабынь) не обязательно оставались рабами, а родственники домохозяина не были совершенно полноправными: « хозяин имел право заложить кого-либо из них в случае нужды, а то и отдать жрецам для жертвоприношения». Васильев Л.С. История Востока. В 2т.- М.: Высш. шк., 1994. т.1 С. 157 Все семьи на равных основаниях участвовали в любых важных делах общины, будь то постройка храма, строительство дорог или расчистка земли от джунглей, и совместно выполняли эти работы, что вырабатывало в общинниках чувство единства, взаимопомощи. Община управлялась выборным советом, собранием общины, но правом голоса пользовались только домохозяева. В общине жили нанчтые всем коллективом ремесленники.

Таким образом, община не была однородной, но она скреплялась внутренними связями, например, обязательным обменом различными услугами каждого всем и всех- каждому. Закон взаимных услуг-джадмани- был обязателен для всех, он укреплял и независимость общины от внешнего мира, и ее внутреннее единство.

Общину связывала друг с другом не только джажмани, но и религиозная общность, которую не нарушало и неравенство в положении людей: просто каждая варна, а позднее и каста знала свое место и не выражала недовольства, поскольку варна и каста определялись кармой, следовательно, были предопределены. Так закрепились в Индии отношения относительной независимости общины от власти монархов, поскольку вся община управлялась изнутри, управлялась теми, кто был избран и имел на это право: старшими по возрасту или общественному положению.

Примерно по такому же принципу ( варно-кастовому) были организованы и города, возникшие впервые в долине Ганга около IX-VIII веков до н.э. В городах селились по большей части ремесленники, которые были организованы в корпорации- шрени и существовали подобно сельским общинам, однако они подчинялись государству и платили налоги, также регистрировались по месту жительства.

В государственном ведении находились также дорожное строительство, крупная, в основном морская, торговля и судоходство. Но в целом Индия отличается от других восточных культур тем, что в ней никогда не существовало сильной административной структуры и политической власти. Это не было необходимо, поскольку особенности менталитета, традиции жесткой фиксации положения каждого человека в обществе через систему варн и каст создавали основание для государственной целостности.

Усложнение жизни людей привело к разделению варн на различные касты. В настоящее время кастовый строй сохраняется преимущественно у крестьянского населения страны.

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ИНДИИ

Индийские памятники мысли и мировоззрения отличаются богатством и разнообразием, гаммой красок, изобилием форм, которые могли сложиться лишь в этом мире причудливой природы. Как и во многих других культурах, в индийской мифологии мы встречаемся с обожествлением сил природы, и с деяниями богов и героев, но только в Индии мифология весьма сильно окрашена эмоционально, содержит столько необычных сюжетных ходов, что в ней , по мнению А.Н. Быстровой Быстрова А.Н. Мир культуры ( Основы культурологи). Учебное пособие.-М.: ИВЦ « Маркетинг», Новосибирск: ООО « Издательство ЮКЭА», 2000 С.163,довольно затруднительно выделить рациональное начало. Между тем, оно не только присутствует, но и определяет весь ход представлений о мире, перешедший впоследствии из мифологии в религиозные и философские учения. Кроме того, индийская мифология соединяла в себе древнейшие представления индоевропейских и туземных племен, от которых в индийской религии и мифологии сохранились образы богини Притхиви и бога Шивы, воина Рамы и бога Кришны. Можно также найти много общего в индийской мифологии с иранскими мифами.

Почти в каждом из божеств, олицетворяющих силы природы, есть нечто общее с греческими богами- либо имена, восходящие к общим корням, либо связанные с мифами греков и других народов сюжеты. Это бог солнца Сурья, богиня зари Ушас, Твашар- божественный мастер и другие. Среди особо почитаемых богов -бог огня Агни, бог луны Сома.

Еще одной особенностью индийской мифологии является то, что она передавалась устно. Текстами вед владели брахманы.

К древнейшим ведам относятся четыре сборника- самхиты. Веды преследуют различные в большинстве своем имеющие магическое, ритуальное значение, культурные цели. Впоследствие веды были дополнены самыми различными комментариями: это брахманы, араньяки и упанишады.

Брахман как философская категория обозначает высшее духовное начало, высшую объективную реальность, абсолют , в котором все сущее в мире возникает, существует и прекращает свое существование. Мифологический словарь/ Гл. ред. Е.В. Мелетинский.- М.: Сов. Энциклопедия, 1991

Брахман связан со своей противоположностью и, одновременно, тождественностью- атманом. Атман -так же высшее , всепроникающее, но субъективное начало.

Таким образом, брахман- это то, что предопределяет бытие, а Атман то, что в нем заключено, как соль в воде. Эти две сущности мира связаны диалектически: они перетекают друг в друга, они едины, являясь противоположными, и наоборот, противоположны, будучи едиными.

Во всей системе мировоззрения в Индии много места уделяется человеку, к нему сводятся многие рассуждения о мире, хотя он и не является центральным звеном в религиозно-философских взглядах древности. При этом больше внимания уделяется не столько происхождению человека, сколько его месту в мире и возможностям, связанным с этим. Варны и касты предписывали человеку его способ существования.

Однако моральная сторона жизни каждого человека оказывается дважды зависимой: от предназначения свыше, с одной стороны, и от собственных поступков и деяний, с другой. Карма каждого человека определяет степень его благополучия. Кроме того, именно карма- причина того, к какому полу принадлежит человек, в какой варне и касте рожден, какой срок жизни ему предстоит прожить. И , самое главное, карма подчиняет себе весь путь человека в цепи дальнейших перерождений.

Эти и другие близкие к названным воззрения существуют уже в ведических текстах, особенно в упанишадах, где цель жизни и действий человека состоит в глубоком познании, отрешении от страстей и желаний.

Индуизм унаследовал у ведических взглядов идею об иерархии людей и принадлежности их к различным варнам, о роли брахмана как посредника между людьми и богами, о сансаре и карме.

В индуизме прослеживаются два направления- шиваизм и вишнуизм. В шиваизме, кроме устрашающего бога Шивы, почитается уравновешивающая его богиня Кали, супруга бога Шивы, его женская половина. Поклонение богу-защитнику Кришне породило еще одно направление религии- кришнаизм.

Особое место в религиозно-философских взглядах раннего периода индийской мысли занимает буддизм. Он сложился , с одной стороны, как реакция на постепенно возникающие новые отношения в обществе, связанные с неизбежным распадом прежней патриархальной семьи и общины, где каждый принадлежал к определенной варне и касте и должен был выполнять вполне определенную роль и проделывать заранее предписанный жизненный путь. С другой стороны-, - это чисто человеческое стремление каким-либо образом прервать бесконечный процесс перерождений, как бы вовлекавший человека в безостановочный круг предопределенной обязательной деятельности.

Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама ( 623- 544 до н.э.) В легендах говорит о том, что он получил прекрасное образование у брахманов, был женат, имел сына. Однажды, сев вечером под дерево и просидев под ним всю ночь, он пережил момент просветления, давшее ему знание о том, что жизнь- страдание, но есть путь спасения, освобождения от страданий, и его понял и затем описал Сидхартха Гаутама, ставший теперь Буддой.

Путь к освобождению выражен в «четырех благородных истинах буддизма:

1.Жизнь есть страдание.

2. Причина всех страданий - желания.

3. Страдания можно прекратить путем избавления от желаний.

4. Это достигается посредством «правильного знания» и « правильного поведения».

Освобождение - это избрание пути, лишенного крайностей: как страстных желаний, наполненных сильными чувствами, так и абсолютного бесстрастия. Это должен быть третий путь, при котором чувствам человека присущи спокойствие, гармония, уравновешенность.

В основных направлениях буддизма -хинаяне и махаяне, сформировавшихся практически сразу после его возникновения, выбор пути понимается неодинаков. Тем не менее, можно заключить, что специфика духовной культуры Индии в том, что она стремилась к упорядочению мира, приданию определенности бытию человека в нем, делая основной акцент на нравственном начале.

В искусство Индии буддизм привнес совершенно определенные социальные идеи- это идеал несовершения зла и насилия, которые в искусстве приобретали конкретно-образный характер Тришин А.Ф. Мировые религии и религиозные памятники.- М.: « Московский лицей», Брянск: « Курсив», 1997 С. 60. Так, в буддизме была создана целая система символов-образов, обозначавших скрытый смысл учения Будды и его жизни. Наиболее распространенным символом является изображение колеса или сияющего круга, который символизирует учение Будды или его самого.

Не менее распространены буддийские символы быка, льва, слона и лошади, которые воспроизводят различные стадии жизненных превращений Будды.

3. ИСКУССТВО ИНДИИ

Искусство Индии- отражение ее истории, особенностей ее становления и уклада, поэтому несет в себе множество противоречий. Во-первых, оно почти целиком анонимно, поскольку создавалось ремесленниками, а литературные источники- передавались из уст в уста от брахманов их ученикам.

Во-вторых, в древней Индии не было своих историографов, и часто практически невозможно установить не только автора, но и приблизительное время создания.

В-третьих, Индия многонациональная и многоязычная страна, где живут разные народы, создавшие свою мифологию, свою литературу.

В развитии искусства Индии можно условно выделить: этап ведической литературы, этап буддистской культуры, период взаимопроникновения в индийскую культуру культур завоевателей: греческой, затем исламской. Во время колонизации Индии англичанами ее искусство по большей части жило прошлыми традициями.

Индийскому искусству присущи некоторые особенности, которые отличали его во все времена.

Во-первых, традиционность: как бы ни изменялись времена, религии, политическая картина, оно сохраняет свое неповторимое мировосприятие, свои сюжеты, способы их выражения.

Во-вторых, динамичность. В отличие от других восточных художественных традиций, его пронизывают танец, движение, ритм, присутствующий явно или в скрытом виде во всех видах искусства. Особенно явственно это выступает в архитектурно-скульптурных ансамблях.

В-третьих, чувственность.

Представляя весь мир, как результат божественной любви, сначала индийская мифология, а потом и философско-религиозные учения, и наконец, искусство прославляют чувственную форму любви, не видя в ней низменного. Наоборот, любовь выступает как великое творческое начало мира и поэтому также оснащена традицией.

В-четвертых, символичность.

Искусство соединяет религию, философию, поэзию в единый образ мира. Каждый такой образ связан тысячами связей с древнейшими взглядами, каждый несет для посвященного целый мир значения и смысла.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершение данной работы можно выделить основные моменты:

1. Индийская культура- одна из первых культур Востока, которая не прекратила своего существования , а остается живой культурой с глубокой древности и до наших дней. В ней удивительным образом переплетаются древнейшие традиции и современные взгляды. Это предполагает возможности не только дальнейшего изучения ее особенностей, но и переосмысления их с позиции современности.

2. Индийская культура, представляющая собой соединение культуры древних аборигенов, живших в долине реки Инд, и индоариев, расселившихся преимущественно на берегах Ганга, совершенно уникальна даже в тех своих сторонах, которые обнаруживают сходство с другими народами, вышедшими « из единой праиндоеаропейской общины».

3. Духовная культура Индии соединяет в себе представления о космической первооснове всего сущего со стремлением человека к самосовершенствованию, позволяющему ему преодолеть объективную причину его существования. Во многих религиозных системах Индии соединяются фатализм и представления о возможности преодоления фатальной необходимости. При этом практически всегда главная роль отводится сознательному поведению и образу жизни самого человека.

4. Индийские мыслители создали первую в истории Востока сравнительно цельную систему философских взглядов, выработали ее основные категории и понятия. Впервые в истории культуры в Индии встречаются как идеалистические, так и материалистические взгляды на мир.

5. В центр множества учений, начиная от мифологических и кончая философскими, поставлен человек, его путь самосознания и самосовершенствования, несмотря на то, что вся восточная культура не знает проблемы человека как предмета для анализа. Поэтому в Индии, как и во многих последующих культурах, так сильна этическая сторона жизни человека и общества, такое большое значение имеют традиции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Быстрова А.Н. Мир культуры ( Основы культурологи). Учебное пособие.- М.: ИВЦ « Маркетинг», Новосибирск: ООО « Издательство ЮКЭА», 2000

2. Васильев Л.С. История Востока. В 2т. Т.1-М.: Высш. шк., 1994

3. Мифологический словарь./Гл. редактор. Е.В. Мелетинский.- М.: Советская энциклопедия, 1991

4. Тришин А.Ф. Мировые религии и религиозные памятники.- М.: « Московский лицей», Брянск: « Курсив», 1997

5. Хождение за три моря. Афанасий Никитин.- М.: Издательская группа «Прогресс»- « Культура», 1995

6. Хрестоматия по истории древнего мира. Пособие для учителя./ сост. А.Е. Черкасова.- М.: Просвещение, 1991




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.