Реферат по предмету ""


Женщины на российском престоле: Елизавета Петровна (1741-1761)

Министерство образования РФСредняя школа №347
Невский район.
Реферат по Истории России:
«Женщины на российскомпрестоле:
Елизавета Петровна(1741-1761)»Подготовил: ученик 11Б класса
Радута Сергей
Руководитель: учитель высшей категории
Желтухин Борис АлексеевичСанкт-Петербург
2002-2003 учебный год.
ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ.                                                                                                                                     3
ПО ДОРОГЕ КПРЕСТОЛУ.                                                                                                            3
ПЕРЕВОРОТ 1741ГОДА.                                                                                                                5
ПЕРВЫЕШАГИ.                                                                                                                              5
ИНОСТРАНЦЫ ВРОССИИ.                                                                                                           6
ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИДЕЯМ ПЕТРАВЕЛИКОГО.                                                                         6
ЛИЧНОЕ УЧАСТИЕ ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ  ВПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИСТРАНЫ.             7
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЕЛИЗАВЕТЫПЕТРОВНЫ.                                                            8
ПОЛОЖЕНИЕ КРЕПОСТНЫХ ВРОССИИ.                                                                                   8
ПОЛОЖЕНИЕ ДВОРЯНСТВА, РОСТПРИВЕЛЕГИЙ.                                                                              8
ПРОТЕСТНАРОДА.                                                                                                                        9
ЭКОНОМИЧЕСКАЯПОЛИТИКА.                                                                                                 9
ВНЕШНЯЯПОЛИТИКА.                                                                                                                 10
СЕМИЛЕТНЯЯВОЙНА.                                                                                                                  10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                                 10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                 12
           
ВВЕДЕНИЕ.
Елизавета Петровна – русскаяимператрица с 25 ноября 1741 г. по 24 декабря 1761 г., дочь Петра Великого иЕкатерины I.
Время правления императрицыЕлизаветы Петровны было незаслуженно обойдено вниманием отечественнойисториографии. Немного найдется публикаций, подробно и глубоко анализирующихположение России тех лет.
На самом деле, фигура ЕлизаветыПетровны – дочери Петра выглядит не столь значительно как по сравнению свеликим отцом, так и по сравнению с поздней ее последовательницей – ЕкатеринойII. Но нельзя отдать должное царице, с педантичной настойчивостью проводившей вжизнь петровские идеи. Реставрационный импульс в политике Елизаветы был силендо самого конца.
Среди представителей эпохинепрерывных дворцовых переворотов Елизавета способна олицетворять стремлениеправящих кругов к стабильности как внутри, так и вне Российской империи.
Елизавета Петровна, по мнению В.О.Ключевского была «умной и доброй, но беспорядочной и своенравной русскойбарыней», соединявшей «новые европейские веяния» с «благочестивой отечественнойстариной».
Именно слабое внимание времениправления Елизаветы Петровны, как в исторической литературе, так и по линиишкольного образования, побудило меня к самостоятельному изучению этогонемаловажного отрезка в истории отечества. Времени неспокойному ипротиворечивому.
В написании этой работы яиспользовал работы известных историков: «История России с древнейших времен»С.М. Соловьева, «Курс русской истории» В.О. Ключевского, «В борьбе за власть.Страницы политической истории XVIII века» Е.В. Анисимова, «Мир русскойистории», А.Н. Мячина. 
Мне хочется отметить схожестьвзглядов Соловьева и Ключевского, хотя бы с той точки зрения, что правлениеЕлизаветы они считают благоприятным. Этих людей сближает и то, что они жилипримерно в одно время, и оба они одного социального происхождения – родились всемьях священнослужителей. Вопрос о страшном положении крепостничества, кажется,мало волнует авторов, а политическую линию правительства Елизаветы считаютудачной для России.
В противовес им можно поставитькнигу Е.В. Анисимова. Этот автор ближе к нам, и он объективнее рассматриваетинтересующий нас отрезок русской истории. Читая его книгу, я не смог понятьвзгляда автора на политику Елизаветы. Положительные для правления Елизаветыфакты одинаково часто чередуются с отрицательными. Скорее всего, возможностьсделать выводы Анисимов оставил читателю, не взяв на себя такой ответственности.
Книга А.Н. Мячина «Мир русскойистории», носит скорее энциклопедический характер, и
Использованные мной работыдополняют друг друга, и мне кажется, позволяют получить довольно объективнуюточку зрения.
ПОДОРОГЕ К ПРЕСТОЛУ.
18 декабря 1700 года, русскаяармия, победившая под Полтавой, торжественным маршем под звуки музыки и сразвернутыми знаменами вступала в Москву, где Петра I ждала радостная весть—рождение дочери.
Получив радостную весть, Петростановил шествие, и началось 3-х дневное празднество по случаю рожденияровесницы Полтавской Виктории, нареченной именем Елизавета.
            Детство и юность Елизаветы провела в подмосковных  селах Преображенском иИзмайловском, благодаря чему Москве и ее окрестности остались ей близкими навсю жизнь.
Ни строгих правил, ни воспоминанийне могла вынести Елизавету из беспризорной, второй семьи Петра. Елизавета ссестрами очень редко видели отца, участвовавшего в непрерывных походах. Когда кмужу уезжала Екатерина, дети переходили под опеку сестры Петра НатальиАлексеевны, или семьи Меньшикова. Эта беспризорность конечно же не могла несказаться на ее характере.
В соответствии с перспективнымицелями петровской династической политики строилось и воспитание царевен. Ихучили тому, что могло пригодится при европейских дворах: танцам, музыке, умениюодеваться, этике и особенно иностранным языкам. Особое внимание уделялосьфранцузскому языку, и в последствии Елизавета знала его в совершенстве.
Вне всякого сомнения, что Елизаветабыла хорошо образованной женщиной своего времени. Это не омрачают даже такиефакты как ее слабое правописание, и просто невероятное свидетельство князяЩербатова о том, что уже будучи  императрицей Елизавета не знала, чтоВеликобритания есть остров. Дело в том, что правописанием и географией могпощеголять не всякий образованный мужчина.
           Петр намеревался выдать дочь-красавицу за одногодка- французского короляЛюдовика XV, или за кого либо из семьи Бурбонов. Переговоры на эту темудовольно интенсивно велись в первой половине 20-х годов. Однако впоследствииантирусской группировке удалось заморозить эти переговоры. Главным их доводомбыло то, что Елизавета родилась от «подлой» женщины, которая в момент появлениядочери на свет не состояла в браке с царем. В 1726 году брачные переговорыполностью прервались известием о браке Людовика XV с Марией Лещинской.
           Екатерина, умирая в мае 1727 года завещала Елизавете выйти замуж за КарлаАвгустина. Этому браку тоже не суждено было состояться – Карл умер в том жегоду. С тех пор на протяжении 14 лет, вплоть до вступления на престол Елизаветафигурировала во всевозможных брачных комбинациях. Среди ее женихов упоминалисьпринц Георг Английский, Карл Бранденбург-Байрейтский, Мануель Португальский имногие другие. Ходили слухи даже о сватовстве персидского шаха Надира.
           Предоставленная в царствование Петра II сама себе, живая, приветливая, но неспускавшая глаз с самой себя, при этом крупная и стройная, с красивым круглым ивечно цветущим лицом, царевна всецело отдалась вихрю веселья и увлечений. Юныйцарь некоторое время полностью попал под обаяние своей тетки-красавицы.
           Это влияние Елизаветы на царя не могло не пугать лидеров Верховного тайногосовета Долгоруких и Голицыных. Они добились таки отдаления Петра II отЕлизаветы. Впрочем Елизавета не упорствовала в придворной борьбе за власть. Всеее помыслы были поглощены развлечениям, моде и любовным похождениям.
           Со смертью Петра II, и с восшествием на престол Анны Иоановны, в жизниЕлизаветы начинается пожалуй самый сложный период. Анна очень хорошо понимала,какую опасную соперницу имеет она в дочери великого дяди. Формально Елизаветазанимала очень высокое место в государстве при дворе. Фактически же все десятьлет правления Анны Иоановны, Елизавета находилась в опале. За ее поведениемзорко следили. Минних, по поручению императрицы поместил к ней в дом урядникаЩегловитого, который доносил, кто бывал у Елизаветы и куда она выезжала; чтобследить за ней по городу, он нанимал особых извозчиков. Елизавета не могла незнать, что за ней наблюдают, поэтому она жила скромно, уединенно, среди своегомаленького двора. Она сохраняла свою красоту, но уже никто больше не говорил оее живости и веселости, которой не шли теперь к опальной дочери Петра Великого.
           Смерть Анны несколько улучшила тяжкие, подтянутые отношения Елизаветы с большимдвором. Правительство оказалось слабым, начались смуты, перевороты. Отметим,что Елизавета не принимала никакого участия в совершавшихся в то времяпереворотах. Вместе с Анной Леонидовной, она сидела у постели умирающей АнныИоановны, и в истории с назначением регентом Бирона, как и позже в сверженииего, никак не фигурировала.
           Одним из первых шагов Бирона-регента было увеличение пенсии Елизавете. Он нередконавещал ее. Возможно он чувствовал шаткость своего положения, и тем самым хотелподстраховаться на случай падения. Это ему удалось. Елизавета с начала своегоправления была хорошо расположена к нему. Не менее галантно обращался сцесаревной и Минних. Их внимание к Елизавете было не случайным, а вынужденным.Уже тогда о симпатиях гвардии к цесаревне знали все, что делало ее опаснымконкурентом.
           Опальная положение, уединенная жизнь Елизаветы при Анне послужили к выгоде дляцесаревны с воспитательной точки зрения. Молодая, ветреная, шаловливаякрасавица, возбуждавшая различные чувства, кроме уважения, исчезла. Елизаветавозмужала, сохранив свою красоту, получившую теперь спокойный, величественный,царственный характер.
           Таким образом, с значением дочери Петра Великого соединились теперь большиеправа, но вместе и большие, страшные обязанности. Она являлась перед народомкак молчаливый протест против тяжелого, оскорбительного для народной честинастоящего, как живое и прекрасное напоминание о славном прошедшем. От неечего-то ждут, она должна что-то исполнить. Но с кем и как? Самые видные немцыперессорились, губят друг друга и дают русским возможность взять вверх; но затои у русских нет человека, который бы встал в центре этого движения. Елизаветадолжна была встать в центре этого движения, но как могла на это решитьсяженщина, столько лет проведшая в бездействии в постоянном страхе и унижении.
           Поддерживающие Елизавету из корыстных побуждений французский посол Шетарди и шведский– барон Нолькен, видели в восшествии на престол Елизаветы выгоды для своихстран, но кроме как финансовой поддержки ничем более на могли помочь ей.Нерешительность Шетарди и чрезмерные притязания Нолькена заставили Елизаветупрервать с ними переговоры, ставшими невозможными еще и потому, что Швецияобъявила войну правительству Анны Леопольдовны.
           Эти события в совокупности с тяжелым разговором с Анной Леопольдовной, которыйсостоялся 23 ноября и касался Шетарди и Лестока побудили наконец Елизавету крешительным действиям.
ПЕРЕВОРОТ1741 ГОДА.
           Был второй час ночи 25 ноября 1741 года, когда Елизавета в сопровожденииВоронцова, Лестока и Шварца – своего учителя музыки отправилась в казармыПреображенского полка. Войдя в гренадерскую роту, где уже заранее знали о ееприбытии, Елизавета сказала: «Ребята! Вы знаете, чья я дочь, ступайте за мною».
           Силами 308 гвардейцев, Елизавета не встретив сопротивления, без кровопролитияпроизвела арест Брауншвейгской фамилии, а затем и их приверженцев – Минниха,Остермана и других.
           Бытует точка зрения, что Елизавета возведена на престол дворянской гвардией. Ноименные списки участников переворота 25 ноября 1741 года позволяют уточнитьвопрос о социальной опоре Елизаветы. Эти списки содержат подробные сведения опрохождении службы гвардейцами, участвовавшими в перевороте в пользу Елизаветы,об их семейном положении, взысканиях, грамотности и, что особенно важно – об ихсоциальном происхождении. Списки показывают, что из 308 гвардейцев, лишь 54человека или 17,5 %, происходили из дворян. Остальные же 82, 5% были выходцамииз крестьян и прочих низших сословий.
           Анализ измененных списков лейб-компании не должен однако вводить нас взаблуждение относительно социального состава гвардии в целом; она, конечно,состояла в основном из дворян, в том числе и знатных. Но знать осталасьбезучастной к заговору и перевороту, и Елизавету поддерживали гвардейские низы,потому что они были ближе к широким слоям столичного населения, гдепатриотические настроения преобладали. Верхи же гвардии – «золотая молодежь»того времени – были теснее связаны с дворянством и разделяли его несколькопренебрежительное отношение к Елизавете. Этим и объясняется незначительноеколичество дворян в лейб-кампании от отсутствия в них знатных фамилий.
           К утру манифест о восшествии на престол и форма присяги были готовы. После тогокак присягнули гвардия и чиновники, Елизавета под приветственные крикигвардейцев «виват» и залп салюта с бастионов Петропавловской крепости иАдмиралтейства проследовала в Зимний дворец.
           Началось новое царствование…
ПРАВЛЕНИЕ ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ.
ПЕРВЫЕШАГИ.
           Вступая на путь заговора и намереваясь захватить власть Елизавета не имеланикакой конкретной программы. У нее и ее ближайшего окружения не было такихконструктивных идей, которые знаменовали бы принципиальные изменениясоциально-экономического курса страны. Довольно смутные мысли о необходимостивосстановить попранные немецкими временщиками «начала» Петра, реставрироватьотмененные после смерти реформатора учреждения, восстановить забытые законыПетра – вот собственно и все, с чем пришла к власти императрица.
           Первым шагом Елизаветы при восшествии  на престол был выпуск манифеста гдеона подробно и без стеснения доказывала что после смерти Петра II она былаединственной законной наследницей.
           Составители манифеста «забыли», что по завещанию Екатерины I, после смертибездетного Петра II престол должен был достаться сыну Анны Петровны и герцогаГолштинского.
           Там же, в манифесте, Елизавета выставляла целый ряд обвинений против немецкихвременщиков и их русских друзей. Все они были отданы под суд, который определилОстерману и Минниху смертную казнь четвертованием, но возведенные на эшафот онибыли помилованы и сосланы в Сибирь. Этим жестом Елизавета подтвердиласерьезность своего обещания отказаться от смертной казни.
ИНОСТРАНЦЫВ РОССИИ.
           Так случилось, что в начале 40-х годов XVIII века на вершине власти огромногогосударства оказались люди, далекие от интересов России, не знавшие и непонимавшие ее проблем. С вступлением на престол Елизаветы Петровны началосьнародное движение, направленное против преобладания иноземцев, утвердившегося вдва последних царствования. Ссылка Остермана, Минниха, Ленвольда показывало чтоэто господство прекращается при новом режиме. Можно было опасаться волнений внизших слоях народонаселения, где уже давно с воцарением Елизаветы соединялиизгнание всех иностранцев из России, еще в царствование Анны здесь толковали:«Государыня цесаревна Елизавета Петровна имеет ссору с ее императорскимвеличеством за иноземцев».
Теперь цесаревна принялагосударство, но иноземцев не высылала, хотя и жили они постоянно между страхоми надеждою слыша угрозы от солдат .
Своей последовательной политикойЕлизавета довольно быстро убедила всех, что не намерена изгонять иностранцев изРоссии. Как и Петр Великий, она исходила из идеи использования иностранныхспециалистов, в которых остро нуждалась Россия. Такой подход оставалсянеизменным в течении всех лет правления Елизаветы, и не мог не принести своиплоды. Сотни иностранных первоклассных специалистов нашли в России вторуюродину, и внесли свой вклад в развитие ее экономики, культуры и науки.
Можно с уверенностью сказать, чтоприход Елизавета к власти положил начало беспрецедентной по тем временамкампании, которую иначе как пропагандистской и не назовешь. Цель ее состояла втом, чтобы сформировать благожелательно настроенное к новой монархинеобщественное мнение, убедить возможно более широкий круг подданных в законностивласти дочери Петра I на престол. В пропаганде того времени отмечалась нетолько кровная, но и идейная близость Елизаветы к Петру:
           Во дщери Петр опять на трон взошел,
           В Елизавете все свои дела нашел…
(А.П. Сумароков)
ВОЗВРАЩЕНИЕК ИДЕЯМ ПЕТРА ВЕЛИКОГО.
Идея о преемственности «началПетра» Елизаветой сочеталась с двумя концепциями.
Во первых, с приходом к властиЕлизаветы осуществляется политическая канонизация Петра Великого. Его личностьи дела расценивались однозначно – как ниспосланное небом благо для России.
Во вторых, пропагандой Елизаветыоформляется крайне негативная оценка периода истории России от смерти ЕкатериныI и до восшествия на престол Елизаветы. Эти 14 лет расценивались как времямрака, упадка страны. Этим утверждениям не мешало даже например то, что встране за эти самые годы выпуск чугуна и железа вырос в 2 раза.
Первейшую задачу Елизавета видела ввосстановлении государственных институтов и законодательства в том виде, вкотором они были при Петре I. В Указе от 12 ноября 1741 года – центральномуказе реставрационного характера категорическим образом предписывалось всеуказы и постановления Петра «наикрепчайше содержать и по них неотменнопоступать во всех правительствах государства нашего». Императрица в глубокомпредставлении перед делами великого отца своего представляла себе его работунад государственным строительством настолько совершенной, что одногопоследовательного и добросовестного проведения в жизнь его узаконениядостаточно для понятия благоденствия в государстве. Дело правительства егодочери – дело реставрации, а не творчества.
Елизавета искренне желала вернутьсяназад к порядкам Петра, хотя в управлении государством не было определеннойпрограммы, его идеи не всегда соблюдались и не развивались. Но одновременно среставрационными усилиями, однозначно обреченными на провал, Елизавета и еесподвижники внесли в государственное устройство принципиально новые черты. Вотличие от режима Анны Иоановны, Елизавета пошла по пути рассредоточениявласти. На первый взгляд это напоминало Петровскую коллегиальность, но делообстояло сложнее. В основе петровской коллегиальности лежало желание не сколькодемократизировать управление, сколько надежда создать еще один способтотального контроля подданных. Практика Петра не давала в его отсутствиесосредоточится слишком большой власти в одних руках.
Елизаветинская коллегиальность быланесколько иного рода. При дворе было образовано «министерское и генералитетскоесобрание», которое занималось главным образом внешними делами. Указом от 12декабря 1741 года явился именной указ в котором императрица повелела, чтобправительствующий сенат имел прежнюю свою власть как при Петре Великом;повелевала все указы и регламенты Петра Великого наикрепчайше содержать и поних неотменно поступать… Фактически же, Сенат имел гораздо больше полномочий,нежели при Петре. Елизаветинский Сенат не только обладал законодательнойвластью и являлся высшей судебной инстанцией, но и назначал губернаторов и всювысшую провинциальную администрацию, то есть в значительной мере контролировалстрану.
Постоянные заявления о верностиправительства Елизаветы «началам» Петра служили прежде всего целям упрочнениявласти императрицы. Наиболее выпукло «верность» Елизаветы принципам политикиПетра показывает ее отношении к любимому детищу Петра – военно-морскому флоту.Так, если в 1733 году на Балтике Россия имела 37 линейных кораблей и 15фрегатов, то в 1757 году число кораблей сократилось до 27, а фрегатов до 8,причем состояние их было удручающе. Эскадры годами не выходили в моря, и перваяже морская кампания в Семилетнюю войну показала почти полную непригодностьфлота, который больше боялся свежего ветра чем неприятеля; корабли теряли прогнившийрангоут, давали течь, тонули.
Практика довольно скоро показала,что реставрировать прошлое, а также жить по его законам, невозможно. Елизаветапод влиянием очевидной необходимости была вынуждена согласится с доводами П.И.Шувалова и признать, что «нравы и обычаи изменяются в течении времени, почемунеобходимо перемена в законах». Несомненно неудачу «реставрационной» политикиЕлизаветы предопределило то, что она следовала не по духу, а по буквезаконодательства Петра, слепо копируя его систему правления. Это неизбежнолишало ее политику динамизма, так необходимого в то время.
В первые годы царствованияЕлизаветы Петровны то и дело открывались новые заговоры, которые открывались подвум причинам: из-за преувеличенного страха перед восстановлением Браунгшвейскойдинастии, и из-за интриг лиц, приближенных к Елизавете и борющихся за власть.
Чтобы упрочнить престол за собой иза потомством своего отца, Елизавета поспешила возвратить в Петербург своегоплемянника Карла-Петра Ульриха – сына Анны Петровна и герцога Голштинского. 7ноября 1742 года он был провозглашен наследником престола. Перед тем он принялправославие с именем Петра Федоровича; было приказано к его имени добавлять:внук Петра Великого.
ЛИЧНОЕ УЧАСТИЕЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ.
Первое время по вступлении напрестол Елизавета сама принимала деятельное участие в государственных делах.Благовея перед памятью отца, она хотела править страной в духе его традиций.Однако ее энтузиазма хватило ненадолго, почти всецело уйдя в придворную жизнь,с ее весельем и интригами, передала управление государством в руки своихфаворитов. Ленивая и капризная, пугавшаяся всякой серьезной мысли, питавшаяотвращение ко всякому занятию, Елизавета не могла войти в сложные международныеотношения тогдашней Европы, и понять дипломатические хитросплетения своегоканцлера Бестужева-Рюмина. Но в своих внутренних покоях она создала себе особоеполитическое окружение из приживалок и рассказчиц, сплетниц, где премьером былаМавра Егоровна Шувалова. Предметами занятий этого кабинета были сплетни,россказни, наушничества, всякие каверзы и травля придворных друг против друга,доставлявшая Елизавете великое удовольствие. Все дела Елизавете подавалисьчерез какую-то Елизавету Ивановну, которую так и звали министром иностранныхдел.
Не имея блестящих способностей,образования, опытности и привычки к делам правительственным, Елизавета,разумеется, не могла иметь самостоятельных мнений и взглядов, исключая техслучаев, когда она руководствовалась чувством. Подданные кричали, чтоимператрица не занимается государственными делами, отдает все времяудовольствиям.
СОЦИАЛЬНАЯПОЛИТИКА ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ.
«Роковой проблемой» эпохи стоящей вцентре российской жизни XVIII века, являлись взаимные отношения сословий и самодержавия.Прежде всего в ней отразилось трагедия государственного неустройства,вынуждавшая российских самодержавцев на разных этапах нашей истории прибегатьтолько к политическому, а отнюдь не только к интимному фаворитизму.
Правительство Елизаветы, ощущаякрайнюю неустойчивость своего положения, старалось найти выход в максимальномудалении от того «равенства перед дубиной», которым некогда Петр пытался не безуспеха сцементировать страну.
Если во времена Анны Иоановныдворянство и получало несомненные привилегии за счет крестьян, то оно платилоза них тем же «равенством перед дубиной», но только еще более унизительным.Двумя стремительными переворотами в 1740 и 1741 годах гвардия принципиальноизменила положение. Она вырвала у самодержавия гражданские права для дворян, идала правительству возможность выбрать рациональные варианты дальнейшегоразвития. Самодержавие, к сожалению, выбрало вариант внутренне порочный,удовлетворяя похоть одного социального слоя за счет ограбления и уничтожениядругого, что только усугубило нестабильность.
ПОЛОЖЕНИЕКРЕПОСТНЫХ В РОССИИ.
У крепостных отобрали единственнуювозможность вырваться из крепостного состояния – крепостных людей отстранили отслужбы в армии. Тем самым правительство взглянуло на них как на рабов, а в дальнейшемэнергично проводило этот взгляд на практике.
Торговля людьми приобрела небывалыеразмеры, люди – мужчины, женщины, дети – целыми деревьями, семьями, поодиночкебыли предметом купли-продажи, и о них сообщали в газетах, как и о продающихсядровах, скоте, долгах.
Помимо продажи, дворяне получилиеще целый ряд мер воздействия на крепостных. Можно без преувеличения считать,что § 1, главы XIX «О власти дворянской…» звучит настоящим апофеозомкрепостному праву: «Дворянин имеет над людьми и крестьянами своими мужескаго иженскаго полу и над имением их полую власть без изъятия, кроме отнятия живота инаказания кнутом и проведения над оными пыток. И для того волен всякий дворянинвсех своих людей и крестьян продавать и закладывать в приданные и в рекруты отдаватьи во всякие крепости отдавать… мужескому полу жениться, а женскому полу замужидти позволять.» В этом документе нет ни слова о правах крестьянина, речь о немидет лишь как о живой собственности. И хотя этот проект не стал Уложением, егонормы, ожившие в наказах дворян 1767 года, в большинстве своем в течении второйполовины XVII века стали законами и закрепили юридически на долгие года властьдворянства.
ПОЛОЖЕНИЕДВОРЯНСТВА, РОСТ ПРИВЕЛЕГИЙ.
Еще при жизни Елизаветы составителиуложения разработали норму, отменявшую обязанность государственной службы длядворян. Она получила силу закона при Петре III.
Закон о 25-летнем сроке службы,изданный в 1735 году и сразу же приостановленный, теперь получил силу. Практикаже узаконила что теперь и 25-летню службу дворяне фактически проходили гораздоменьший срок, так как правительство щедро им разрешало льготные идолговременные отпуска, которые настолько укоренились, что в 1756-1757 годахпришлось прибегнуть к крутым мерам, чтобы заставить зажившихся в своих поместьяхофицеров явиться в армию. В ту же эпоху среди дворянства распространился обычайзаписываться в полки еще в младенческом возрасте, и таким образом еще задолгодо совершеннолетия достигать офицерских чинов. Восстановленная прокуратура неимела прежней силы, вследствие чего служба из тяжелой подчас повинности сталапринимать характер доходного занятия. Особенно это относится к воеводам. Кнут,казнь и конфискация имущества, следовавшие при Петре Великом, Анне Иоановне заказнокрадство и взяточничество, теперь сменилось понижением в чине, переводомна другую работу и редко увольнением.
ПРОТЕСТНАРОДА.
Неограниченная власть дворян надкрепостными людьми узаконенная государством и освященная церковью не могла неприводить к усилению эксплуатации, к жестокость обращения, а нередко и кпреступлениям. Одним из самых страшных примеров служит трагедия, развернувшаясяв центре Москвы. Здесь на протяжении семи лет зверствовала пресловутаяСолтычиха.
Дорвавшись до власти, этот «уродрода человеческого» замучил не один десяток людей. Свидетели показали, чтоСолтычиха лично убила, или приказала убить не менее 100 человек.
Дело Салтыковой было одновременно иуникальным и типичным. Обстановка глумления над человеческой личностью,жестокость и безнаказанность царили повсеместно и неизбежно порождалипреступления помещиков и – как протест – жалобы, бегства, скрытое и открытоесопротивление крестьянства.
Крестьяне не ограничивалисьжалобами и побегами. Многие из них брались за оружие. В 30-50-х годах XVIIIвека вооруженные выступления крестьян происходили в 54 уездах страны. Вспыхиваято здесь, то там, крестьянские бунты быстро гасли, но уже предвещали гигантскийпожар Пугачевского восстания, охватившего в 1773-1775 годах огромнуютерриторию, потрясшего основы самодержавия монархии.


ЭКОНОМИЧЕСКАЯПОЛИТИКА.
Большой проблемой было состояниефинансов государства. После пребывания у власти немецкого правительства Россияне могла свести концы с концами в своем хозяйстве. Комиссия о коммерции создаларяд проектов для развития внешней торговли. Купечеству, как и дворянству,государство открыло дешевый кредит, учредив в 1754 году Заемный иГосударственный банки. В деле торговли и промышленности шел медленный, нопостоянный прогресс.
Одним из центральных экономическихрешений правительства Елизаветы была отмена в 1754 году внутренних таможен. Этостало возможно, благодаря проекту П.И. Шувалова, в котором он предложилотменить внутренние таможенные сборы, за счет увеличения внешних сборов. Этопривело к значительному оживлению торговых связей между различными регионамистраны. Так произошло одно из самых важнейших явлений в русской жизни. Русскаяземля была давно собрана, но внутренние таможни разрывали ее на множествоотдельных стран. Этим актом Елизавета уничтожила последние следы удельногоделения. Купечество глубоко оценило реформаторские усилия Елизаветы, преподнесяей на золотом блюде бриллиант в 56 каратов. Но тем не менее эта реформа былапроведена в узкосословных интересах дворянства, добивавшегося увеличениядоходов от эксплуатации крестьянства.
Показательно так же и то, чтоотмена внутренних таможен не повлекла за собой устранения других препятствий напути свободной торговли, а именно различных монополий и откупов, которые быливесьма выгодны дворянству.
В 40-е годы XVIII столетия казнаиспытывала острую потребность в притоке поступлений. П.И. Шувалов понимал, чтоувеличивать ставку подушной подати бесперспективно, и поэтому выдвинул весьмасмелое для своего времени предложение о переориентации бюджетных поступлений, спрямого на косвенное. Конкретно в проектах 1745, 1747 годов, он предложилпостепенно поднимать цену на продаваемую соль и соответственно снижать ставкуподушной подати.
В итоге цена на соль поднялась на120%, а поступления в казну от соляного налога возросло с 801 тысячи в 1749, до2,2 миллионов рублей в 1761 годы, т.е. почти в 3 раза.
ВНЕШНЯЯПОЛИТИКА.
Если основным идеологом внутреннейполитики был Шувалов, то на поприще внешней политики преуспел Алексей ПетровичБестужев-Рюмин. Он не раз излагал свое отношение к внешней политике, которуюназывал «системой Петра I»: в основе этой концепции лежало признание трехсоюзов. Во первых с «морскими державами» – Англией и Голландией, мотивируювыгодными торговыми отношениями. Во вторых союз с Саксонией для держания в уздеПольши и Речи Посполитой. В третьих с Австрией для противостояния Османскойимперии. Здесь можно усомниться в том, что «система Петра» была такой же, какойее представлял Бестужев, но суть не в этом. Неизменным в политике Петра былоподдержание союза с такими государствами, с которыми у России быладолговременная общность интересов. И в этом смысле Бестужев правильно понималсмысл петровской внешней политики.
СЕМИЛЕТНЯЯВОЙНА.
В царствование Елизаветы Россияприняла участие в семилетней войне (1756-1763 гг.), вызванной столкновениеминтересов агрессивной Пруссии с интересами Австрии, Франции и России. В ходевойны русские войска дважды разгромили непобедимую прежде армию Фридриха II.Русские войска заняли столицу Пруссии Берлин.
В конце 1761 года 16-ти тысячныйкорпус под умелым командованием Румянцева захватил крепость Кольберг на берегуБалтики. Открывался путь на Штеттин и Берлин. Пруссия стояла на краю гибели.
Спасение для Фридриха пришло изПетербурга – 25 декабря скончалась Елизавета Петровна, и сменивший ее на тронеплемянник Петр III Федорович заключил перемирие с обожаемым им прусскиммонархом. А полтора месяца спустя заключает с ним мирный договор – Пруссияполучает обратно все свои земли. Таким образом не остается сомнений в том, чтовся кровавая работа русской армии погибла. Более того – генералу З.Г. Чернышевубыл дан приказ готовиться выступить с армией уже союзной державы короляпрусског


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Девочка со спичками
Реферат М. Бойчук та його концепція розвитку українського мистецтва.
Реферат Пути взаимосвязи основного и регионального компонентов образования в школьном литературном краеведении
Реферат Духовные связи Ф.И.Тютчева и Ф.Н.Глинки
Реферат Культура Древнего Ирана
Реферат Анализ стихотворения Владимира Маяковского «Послушайте!»
Реферат Бретонское самосознание
Реферат Анализ хозяйственной деятельности КФХ Рассвет
Реферат Верещагин В.В.
Реферат Флаг Флориды
Реферат Управление производственным предприятием
Реферат Национальные особенности румынской кухни
Реферат Исследование влияния линейных дефектов структуры на критическое поведение трехмерной модели Гейзенберга
Реферат Мария Магдалина. Популярные сюжеты
Реферат Социокультурный портрет провинции глазами будущих культурологов