Реферат по предмету "Менеджмент"


Инновационная инфраструктура - бизнес-инкубатор (на примере Иркутска)

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Инновации в малом бизнесе
2. Инновационная инфраструктура
2.1 Инновационная активность вРоссии
2.2 Бизнес-инкубаторы
3. Иркутский бизнес-инкубатор
3.1 Историческая справка
3.2 Региональный опыт
3.3. Бизнес-помощь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ 
ВВЕДЕНИЕ
Нидля кого не секрет, чтобы открыть свое дело, нужно приложить немало усилий.Четко сформулировать идею предприятия, найти стартовый капитал, составитьперспективный бизнес-план, пройти процедуру регистрации, сформировать команду…и так далее, и так далее.
Проблеммного, но самые большие трудности, встающие на пути начинающегопредпринимателя, – это так называемые «организационные вопросы».Найти подходящее помещение для офиса, приобрести необходимую мебель, компьютеры,оргтехнику – все эти рутинные, но важные дела отнимают львиную долю сил,средств и времени, – того, чего на старте бизнес-проекта крайне важно неупустить, чтобы остаться на плаву. Как же оптимизировать неизбежные расходыэтих ресурсов? Одно из самых эффективных решений этого вопроса – обратиться вбизнес-инкубатор. Тут можно не только найти помощь в организации предприятия,но и многому научиться.
Бизнес-инкубатор– это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий длявозникновения и эффективной деятельности малых инновационных (венчурных) фирм,реализующих оригинальные научно-технические идеи. Бизнес-инкубаторпредоставляет таким фирмам материальные, информационные, консультационные идругие необходимые услуги. Создание бизнес-инкубаторов, таким образом, – одиниз самых распространенных и эффективных инструментов поддержки развития малогопредпринимательства со стороны государства.
Большинство малыхпредприятий затрачивают неимоверные усилия на решения организационных вопросов,таких как поиск помещений для производства и офиса, организацию связи,приобретение вычислительной и оргтехники, поиск квалифицированныхбухгалтерских, юридических и прочих услуг.
Главнаязадача – помочь тем, кто открывает собственное дело, особенно на начальной стадии.Наибольшая польза от бизнес-инкубатора состоит в том, что он дает возможностьполной концентрации на предпринимательских задачах, помогает сосредоточиться наразвитии своего дела, не теряя времени на решение «бытовых вопросов»,и что немаловажно – несет снижение расходов на управленческий аппарат. Конечнымпродуктом деятельности бизнес-инкубатора является независимый предприниматель,хорошо адаптированный к условиям рыночной среды.
Вданной работе мы постараемся осветить как теоретические аспекты инновационнойинфраструктуры – бизнес-инкубатора, так и практические вопросы существованиятакой структуры на примере города Иркутск.
1. Инновации в малом бизнесе
Вэкономической теории достаточно широко распространен классический подход копределению понятий предприниматель и предпринимательство, когдапредпринимательская деятельность понимается как нахождение уникальногосочетания факторов производства, которое позволяет получать новый результатэкономической деятельности. Такое определение предпринимательства подчеркиваетинновационную сущность этого явления, его ориентацию на нововведения. Вместе стем, применительно к тематике данной статьи и данного издания, следуетсосредоточиться на той предпринимательской деятельности, котораянепосредственно связана с разработкой и применением научно-техническихнововведений.
Вданном контексте можно рассматривать инновационные предприятия как предприятия,участвующие в процессе, направленном на воплощение результатов научныхисследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый илиусовершенствованный продукт, технологический процесс, используемый ипрактической деятельности. Собственно же, инновация – это конечный результатинновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового илиусовершенствованного продукта, реализуемого на рынке (продуктовая инновация),или в виде нового или усовершенствованного технологического процесса,используемого в практической деятельности (процессная инновация).
Частноепредпринимательство в инновационной сфере фактически начато развиваться вовторой половине 80-х годов. Этап становления инновационного бизнеса в Россиизавершился к концу 90-х годов. К этому времени число активно работающих малыхинновационных предприятий стабилизировалось.
Следуетотметить, что основная масса возникших в этот период инновационных предприятийбыла создана для реализации инновационного потенциала, заделы для которого былисформированы еще в советский период на государственных предприятиях, внаучно-исследовательских институтах и конструкторских бюро.
Ссозданием этих предприятий связывались надежды на коммерциализацию многолетнихнаучных и инженерных разработок, в первую очередь в машиностроении, химическойпромышленности, некоторых других областях высоких технологий, в том числеконверсионных.
Характерно,что в начальный период еще фактически отсутствовала инфраструктура поддержкималого бизнеса в том достаточно разветвленном виде, в котором она существуетсегодня. Поэтому созданные тогда предприятия практически не имели серьезнойинституциональной опоры для реализации инновационных проектов. Часть из нихсами создавали такую опору, прибегнув к коммерческой деятельности, какисточнику последующих инвестиций в высокорисковую инновационную деятельность сдостаточно длительным сроком окупаемости вложенных средств. Какой-то частиповезло найти стороннего инвестора, еще испытывавшего иллюзии относительновозможности быстро коммерциализовать научный потенциал. В последующем, по мереформирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (например, ввиде технопарков при крупных высших учебных заведениях) возникла вторая волнаинновационных предприятий, однако ее отраслевой потенциал уже был сильно смещенв сторону телекоммуникаций и информационных технологий. 
2.Инновационная инфраструктура 2.1 Инновационная активность в России
Инновационнаядеятельность в России характеризуется низким результирующим показателеминновационной активности при значительном научно-техническом потенциале. Внастоящее время разработку и освоение инноваций осуществляют около 6,2 %промышленных предприятий (по данным экспертных оценок).
Изданных государственной статистики следует, что только пять отраслей имеютзначения данного показателя, превышающие среднюю по промышленности величину.Это медицинская промышленность (17,3%), химическая и нефтехимическаяпромышленность (17,3%), черная металлургия (10,5%), машиностроение иметаллообработка (7,9%) и топливная промышленность (3,5%). По этому показателюРоссия существенно отстает от ведущих стран мира, где на долю новых илиусовершенствованных технологий, содержащих новые научные решения, приходится от70 до 85 процентов валового внутреннего продукта.
Несмотряна то, что статистика в последние годы не отмечает роста количества малыхпредприятий и численности занятых в малом бизнесе в производственной инаучно-технической сферах, малое предпринимательство в этих отраслях занимаетсвою нишу, удовлетворяя потребности в специализированной продукции и услугах, втом числе в инновационной сфере.
Малыепредприятия принимают участие в ускорении процессов реструктуризации отраслей иреформировании предприятий, внедрении эффективных механизмов взаимодействиякрупных предприятий с малыми, способными встраиваться в технологическиепроцессы, производить необходимые комплектующие и оказывать всевозможныеуслуги.
Динамикаразвития малого предпринимательства показывает, что обеспечение ростапроизводства и наращивание производственного и научного потенциала невозможнобез привлечения необходимых инвестиций. В условиях ограниченности финансовыхресурсов всех институциональных инвесторов, неразвитости рыночных институтов иинфраструктуры инновационной деятельности, государственное регулирование инновационногоразвития экономики играет для России особую роль.
Основноенаправление государственной инновационной политики в этой сфере состоит в томчтобы, с одной стороны, сохранить накопленный научно-технологический потенциали, с другой стороны, развивать необходимую инфраструктуру и экономическиемеханизмы, стимулирующие инновационные процессы.
Особенностьтекущей ситуации состоит в наличии научно-производственной базы, значительногообъема фундаментальных и технологических заделов, высококвалифицированныхкадров в сочетании с недостаточной реализацией конкретных инноваций в связи сотсутствием собственных средств у предприятий, ограниченностью централизованныхисточников финансирования, заемных и привлеченных средств, низким спросом нанаучно-техническую продукцию.
Настоящийпериод является периодом закрепления позитивных тенденций в направленииинтенсивного использования предпринимательского потенциала в промышленности инауке, путем создания гибких организационных структур предприятий и активногоиспользования инновационного потенциала малого предпринимательства.
Малыетехнологические фирмы занимаются доведением научных исследований и разработокдо готового рыночного продукта, выпуском малых серий продукции. Они играют рольинтерфейса между наукой, производством и рынком, сканируют рынок, поставляютзаказы на рыночно ориентированные исследования и разработки, осуществляютпродвижение разработок на рынок. Вложенные в инновационную инфраструктурусредства возвращаются повышением занятости и увеличением сбора налогов. 2.2 Бизнес-инкубаторы
Сначала 1990-х в России стали появляться такие важные элементы инфраструктурыподдержки малого бизнеса, как агентства развития предпринимательства,учебно-деловые центры, бизнес-инкубаторы, технопарки и инновационно-технологическиецентры. Позднее развитие сети подобных объектов инфраструктуры сталонепременным элементом всех государственных программ поддержки малогопредпринимательства, как федеральных, так и подавляющего большинстварегиональных.
Согласносложившейся классификации, технопарки, также как и бизнес-инкубаторы, относятсяк элементам инфраструктуры, обеспечивающим комплексную поддержку малогопредпринимательства. При этом если бизнес-инкубаторы ассоциируются прежде всегос поддержкой малого бизнеса вообще, то технопарки, в первую очередь, –инновационного.
Первыебизнес-инкубаторы возникли еще в начале 90-х годов как организации и структурыс ограниченным персоналом, развивающие малое предпринимательство. Они облегчаютначальные стадии развития новых предприятий, представляя им физическоепространство для работы, помещения и сооружения на основе совместногопользования, доступ к большому набору услуг и хорошо подобранный комплекспрограмм деловой поддержки. Последний включает постоянную помощь в управлениипредприятием, доступ к финансированию, предоставление существенных ценовыхльгот, специализированные программы обучения и пр. Подразумевается, чтонахождение в бизнес-инкубаторе рассчитано только на несколько первых лет(обычно 2-3 года), достаточных для становления малого предприятия. Такимобразом, основная цель программ бизнес-инкубирования – производство успешных «выпускников».
В1997 году по инициативе 22-х действующих бизнес-инкубаторов и организаций,содействующих поддержке и развитию малого предпринимательства, было учреждено «Национальноесодружество бизнес-инкубаторов» (НСБИ) с целью координации и управленияпроцессом становления бизнес-инкубаторов в регионах России. Предполагалосьналадить тиражирование опыта создания и успешного развития региональныхбизнес-инкубаторов.
Сегодняосновными направлениями деятельности НСБИ являются такие, как:
— обеспечение поддержки уже действующих и начинающих свою деятельностьбизнес-инкубаторов с помощью передачи обобщенного и систематизированного опытапо организации и деятельности наиболее успешных российских и зарубежныхобъектов инфраструктуры;
— организация обучения и методическая поддержка; содействие в финансировании;
— формирование информационной базы для обеспечения активного взаимодействиярегиональных бизнес-инкубаторов и обслуживаемых ими предприятий, а такжеоказание консультационных, юридических и организационных услуг и проведениеаналитических исследований.
Вконце 90-х годов в рамках НСБИ было проведено маркетинговое исследование работыосновных российских инкубаторов малого бизнеса. На основании проведенныхисследований была выявлена «усредненная» функциональная модельроссийского бизнес-инкубатора, которая характеризуется следующим:
— позначимости основные функции в деятельности бизнес-инкубаторов были оценены так:43% – сервисное обслуживание, 24% – учебно-методическое, 17% – финансовое и 16%– психологическая поддержка;
— среди клиентов бизнес-инкубаторов большинство составляют производственныепредприятия (38%) и предприятия сферы услуг (23%), далее идутнаучно-технические компании (15%), торговые (14%), строительные (3%) и другие(7%);
— среди обследованных бизнес-инкубаторов 61,5% составили инкубаторыуниверсального типа, а 38,5% имели определенную отраслевую или социальную специфику(производство товаров и услуг, социально-значимые программы,радиоприборостроение и т.д.).
72,7%опрошенных показали, что предельный срок нахождения предприятий вбизнес-инкубаторе устанавливается, а 27,3% предпочитают не вводить ограниченийпо срокам. При этом согласно результатам опроса более 45% тех, кто ограничиваетвремя пребывания предприятий периодом их становления, добиваются этого путемпонуждения – увеличением размера арендных платежей.
СегодняНСБИ, по данным информационного сайта содружества, объединяет уже 85бизнес-инкубаторов из различных регионов России.
Следуетотметить, что бизнес-инкубаторы существуют не только в чистом виде. Часто, взависимости от особенностей конкретного региона, специфики возлагаемых задач,характера партнерских отношений и т.д., создаваемая структура обладает наборомпризнаков, присущих различным структурам поддержки. Бизнес-инкубаторы могутсуществовать в структуре технопарков. Кроме того, в своей эволюции, структура,первоначально созданная как бизнес-инкубатор, со временем за счет расширенияпартнерских отношений может выполнять функции, присущие инновационным центрам,промышленным паркам или каким-то иным элементам инфраструктуры. Именно такпроисходил процесс развития инфраструктуры в России, когда структуры поддержки,созданные первоначально как, например, учебно-деловые центры в рамкахсовместных проектов с зарубежными партнерами, смогли продемонстрировать высокийрыночный потенциал и качество команды менеджеров. На следующих этапах,например, в рамках реализации федеральных и региональных программ созданияинфраструктуры поддержки, именно эти факторы стали определяющими для того,чтобы на базе этих центров формировались новые структуры – агентства,бизнес-инкубаторы, технопарки и центры поддержки инноваций и так далее. Такимобразом,, бизнес-инкубаторы являют собой лишь часть достаточно разветвленной инфраструктурыподдержки малого бизнеса. В области поддержки инновационной активности малогобизнеса помимо них большую роль играют федеральные и региональные фонды,формируемые за счет как бюджетных, так и внебюджетных источников финансированияи осуществляющие отбор и финансирование на возвратной основе инновационныхпроектов. Крупнейшими из них являются Российский фонд технологического развития(РФТР) и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-техническойсфере, созданные по инициативе и при непосредственном участии Министерстванауки, высшей школы и технической политики РФ в начале 90-х годов.
Дляформирования национальной инновационной системы, поддержки малых предприятийосуществляется реализация нового этапа Межведомственной программы активизацииинновационной деятельности в научно-технической сфере (на 2007-2009 годы).Первая программа реализовывалась в период с 1999 по 2000 гг.
Запрошедшее с начала действия Программы время, при долевом участии средствфедерального бюджета, региональных бюджетов и внебюджетных средств, в 24регионах России создано 50 инновационно-технологических центров, в которыевходят сотни малых технологических предприятий. При этом в 8 регионах России,обладающих высоким научно-технологическим потенциалом (г. Москва,Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Зеленоград, Нижний НовгородВладимир), создано 18 федеральных инновационно-технологических центров, вкоторых разместилось около 400 малых технологических предприятий с общей численностьюработающих около 7 тыс. человек. Работа этих центров содействует эффективнойреализации имеющегося в регионах интеллектуального продукта вконкурентоспособные товары, стимулирует реальное инвестирование российскогочастного капитала в инновационную деятельность, способствует повышениюэкспортного потенциала отечественной высокотехнологичной, наукоемкой продукции.
Инновационныйпроцесс ускоряется в 2-3 раза и примерно в 2 раза сокращаются затраты наинновации; возрастает годовой объем реализации продукции на одного работающего(на 40-80 процентов); возрастает эффективность использования ресурсов.
Министерствомпромышленности, науки и технологий Российской Федерации совместно сМинистерством образования Российской Федерации, Министерством РоссийскойФедерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства иМинистерством труда и социальной защиты Российской Федерации создаетсямногоуровневая система подготовки менеджеров для инновационной деятельности внаучно-технической сфере России. В рамках этой системы уже прошли обучение ипереподготовку сотни специалистов малых инновационных предприятий. Важнымзвеном этой системы является Российский государственный университетинновационных технологий и предпринимательства, имеющий 12 своих филиалов врегионах Российской Федерации.
Однойиз актуальных задач является создание условий, при которых действующиеинновационные структуры могли бы решать задачи регионального и федеральногоуровня по выпуску и реализации наукоемкой, конкурентоспособной продукции. Еерешение возможно путем создания инновационно-промышленных комплексов, которыеявляются логическим продолжением уже существующих структур поддержки малогоинновационного предпринимательства.
Продолжаетсяразвитие поддержки малых инновационных предприятий в области маркетинга ирекламы путем стимулирования и поддержки систематически организуемыхинновационных выставок-ярмарок, на которых малые предприятия инновационнойсферы из различных регионов России получают возможности не только реализоватьконкретные разработки, но и обменяться опытом, найти контрагентов.
Решениюэтой проблемы способствует также введение в опытную эксплуатацию первой очередисистемы информационного обеспечения инновационно-технологических центров.Создан электронный банк данных инновационных проектов, рекомендованныхэкспертизой к реализации. В сети «Интернет» открытинформационно-консультационный центр по вопросам коммерциализации технологий,включая правовые аспекты, охраны, защиты и использования интеллектуальнойсобственности.
Решениезадачи развития конкурентоспособного технологического потенциала страны требуетпривлечения внебюджетных финансовых ресурсов на цели разработки и реализациинаукоемких инновационных проектов, и том числе в форме венчурногоинвестирования, эффективность которого подтверждена мировой практикой. В этойсвязи необходимо отмстить активную деятельность Венчурного инвестиционногофонда, созданного под эгидой Минпромнауки России, а также Российской ассоциациивенчурного инвестирования, объединяющей основные институты, действующие наданном рынке. 
3.Иркутский бизнес-инкубатор 3.1 Историческая справка
Созданиебизнес-инкубаторов является одним из самых распространенных и эффективныхинструментов поддержки развития малого предпринимательства со стороныгосударства. Первый бизнес-инкубатор появился в США в 1959 году. В пустующихпосле закрытия фабрики помещениях люди, оставшиеся без работы, открыли своималые предприятия. Этот опыт оказался весьма успешным. В 1985 году в миредействовало около 70 бизнес-инкубаторов, в 1992 – 470, а в 1995 – уже 1100.Интересно, что постепенно на схему привлечения частных инвесторов дляфинансирования венчурных фирм переходят и университетские инкубаторы. Вчастности, так теперь работает Оксфордский центр инноваций в Великобритании.
Чащевсего инкубаторы формируются по смешанной схеме, но по мере их «взросления»тяготеют к специализации. Например, создаются инкубаторы только для фирм,производящих программное обеспечение или работающих в области биотехнологий.
В2000 году в России действовало 54 бизнес-инкубатора, в 2003 году их было уже70. В конце 2005 года в стране насчитывалось около 100 бизнес-инкубаторов,более 50 инновационно-технологических центров и более 50 технопарков. 3.2 Региональный опыт
Иркутскийинновационный бизнес-инкубатор был создан по инициативе губернатора Иркутскойобласти Александра Тишанина в рамках программы поддержки и развития малогопредпринимательства. Инкубатор начал свою деятельность в сентябре 2006 года впомещении общей площадью 1820 кв. метров, на которой расположено 48 офисов с мебелью и оргтехникой, а также два конференц-зала. В инкубаторе размещено 32предприятия: 12 из них занято в сфере материального производства, 10 – в сфереуслуг и 10 – в сфере IT-технологий.
Бизнес-инкубаторыявляются одним из самых эффективных инструментов поддержки малого бизнеса.Большинство малых предприятий затрачивают неимоверные усилия на решенияорганизационных вопросов, таких как поиск помещений для производства и офиса,организацию связи, приобретение вычислительной и оргтехники, поискквалифицированных бухгалтерских, юридических и прочих услуг. Основной задачейбизнес-инкубатора как раз и является оказание подобных услуг субъектам малогопредпринимательства, чтобы предприниматели на начальном этапе могли сконцентрироватьсяна развитии своего бизнеса. Конечным продуктом деятельности бизнес-инкубатораявляется независимый предприниматель, хорошо адаптированный к условиям рыночнойсреды.
Цельюсоздания Иркутского инновационного бизнес-инкубатора является стимулированиесоздания новых предприятий в инновационной и высокотехнологической сферах.
Иркутскийинновационный бизнес-инкубатор обеспечивает:
1. предоставление в пользование нежилых помещений Иркутского инновационногобизнес-инкубатора по договору аренды (в первый год аренды – не более 40% отминимальной ставки арендной платы, установленной администрацией Иркутскойобласти для аренды нежилых помещений, находящихся в областной государственнойсобственности) и оборудования по договору безвозмездного пользования;
2. осуществление технической эксплуатации нежилых помещений в Иркутскоминновационном бизнес-инкубаторе;
3. оказание офисных, консультационных и информационных услуг,повышение квалификации и обучение персонала субъектов малого предпринимательства.
«Сегодняна базе нашего бизнес-инкубатора создано 250 рабочих мест», – рассказываетведущий специалистэксперт отдела по развитию малого предпринимательствадепартамента предпринимательства, инноваций, науки и высшей школы Иркутскойобласти Василий Рудяков. «Вклад предприятий, размещенных в инкубаторе, врегиональный валовой продукт области в 2007 году составил 48 млн. рублей».
Основнаяособенность Иркутского инновационного бизнес-инкубатора заключается впреобладании размещенных в нем IT-ориентированных компаний, и компаний,предоставляющих разнообразные услуги. Среди субъектов малогопредпринимательства, размещенных в инкубаторе, есть инновационныепроизводственные компании. 3.3 Бизнес-помощь
Гибкаясистема аренды помещений и оборудования, совместно используемые услуги,консультации при установлении контактов и заключении хозяйственных сделок,различные образовательные мероприятия, а также территориальная близость к такимже активным и динамичным молодым предпринимателям – это и есть помощь впреодолении трудностей начального этапа.
Концепциябизнес-инкубатора не предполагает долговременных или безвременных договоров обаренде. В Иркутском бизнес-инкубаторе договор заключают на срок до трех лет. Впервый год ставка аренды составляет 40% от ставки на аренду областногоимущества, во второй год – 60% и в третий год – 100%. Кроме площадей дляразмещения производства и оказания услуг, бизнес-инкубатор предоставляетпредпринимателям мебель, компьютерную и оргтехнику.
Заявкина размещение предприятия в инкубаторе рассматриваются на конкурсной основе.Для того чтобы начинающие предприниматели были приняты в резиденты Иркутскогобизнес-инкубатора, они должны подать в конкурсную комиссию соответствующуюзаявку, анкету предприятия, представить резюме проекта и бизнес-план.Критериями отбора являются такие показатели, как: новизна и эффективностьпредлагаемых решений; качество проработки бизнес-плана; срок реализациипроекта; технологическая реализуемость и социальная значимость проекта, а такжевоздействие на окружающую среду.
«Насегодняшний день свободных помещений в бизнес-инкубаторе нет. Однако мыпланируем расширить площадь имеющегося у нас здания за счет достройки мансарды,и тогда вновь сможем принимать заявки на размещение предприятий», –сообщил Василий Рудяков.
Бизнес-инкубатордает старт многим новичкам на рынке. За три года, проведенные в его стенах,молодое предприятие «становится на ноги», доказывает своюконкурентоспособность и выходит в свободное плавание с багажом, в котором естьочень ценная вещь. Это теоретические знания, полученные на семинарах иконсультациях, опробованные на практике, а также умение их применять. Однимсловом, незаменимый опыт.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Такимобразом, можно сделать вывод, что в настоящее время в России созданыпрактически все необходимые базовые элементы поддержки инновационногопредпринимательства, которые в совокупности способны оказать содействие малыминновационным предприятиям в их становлении и деятельности. Вместе с темзначительная часть трудностей и препятствий на пути становления и развитияроссийского малого предпринимательства лежит за рамками самой сферы малогопредпринимательства. На основании имеющихся статистических и аналитическихданных можно выделить ряд основных проблем, с которыми сталкиваются в своейдеятельности представители малого предпринимательства, в том числе и в сфереинновационной деятельности:
— несовершенство нормативно-правовой базы в сфере малогопредпринимательства;
— отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсногообеспечения развития малого предпринимательства;
— несовершенство системы налогообложения;
— недобросовестная конкуренция;
— несовершенство государственной системы поддержки малого предпринимательства;
— неразвитость системы информационной поддержки малых предприятий;
— проблемы кадрового обеспечения подготовки специалистов для малогопредпринимательства;
— административные барьеры;
— доступ к федеральному и муниципальному имуществу.
Инновационнаядеятельность является одним из факторов повышения эффективности российскойэкономики и конкурентоспособности отечественных предприятий, создания условийнормального функционирования промышленности в целом, реструктуризации отраслейи реформирования предприятий.
Повышениеинновационной активности малых предприятий производственной сферы,способствующих сохранению и приумножению научно-технического потенциала страны,становится одним из важнейших направлений экономической стратегии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.           PR. В Иркутскеработает Иркутский инновационный бизнес-инкубатор [Электронный ресурс]:www.sia.ru/?section=484&action=show_news&id=5526
2.           Бизнес-инкубаторыи Ten3 инкубатор [Электронный ресурс]:www.cecsi.ru/incubator.html
3.           Гольдштейн Г. Я.Инновационный менеджмент. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005.
4.           Гольдштейн Г.Я.Стратегический инновационный менеджмент: Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. – 267 с.
5.           Донских Е. Чтотакое бизнес-инкубаторы и кого в них выращивают? // Аргументы и факты. –29.05.2008.
6.           Зачем нужна поддержканачинающим предпринимателям? [Электронный ресурс]:www.business-incubator54.ru/bis_inc.php7.           Иркутскийинновационный бизнес-инкубатор: Высокий старт для вашегопредприятия [Электронный ресурс]: mbusiness.irk.ru/bi1.htm
8.           Скареднева Е.Иркутский бизнес-инкубатор: как вырастить бизнес / Е.Скареднева // Правила игры. – 2008. – №3.
9.           Цыганов А.Г. Инновациив малом бизнесе [Электронный ресурс]:www.innovbusiness.ru/content/document_r_A6B0F472-FCD5-48C8-AF8F-5F0DD243D6CA.html
10.         Шевченко И.К.Организация предпринимательской деятельности / Учебное пособие. – Таганрог:Изд-во ТРТУ, 2004.
11.         Шумпетер И.Теория экономического развития. – М.: Экономика, 1995.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.