ЭТНОГЕНЕЗИ ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА
§ 1. Антропологическиеаспекты происхождения казахского народа
Поиск истоковэтнообразования казахского народа чрезвычайно сложен, и теснейшим образомсвязан с изучением седой древности Казахстана, а также сопредельных территорий,насельники которых участвовали в обширных этногенетических процессах Евразии.
Среди множества аспектов происхожденияказахского народа можно выделить два стержневых: лингвистический иантропологический. Есть все основания полагать, что оба процесса на рассматриваемойтерритории развивались параллельно, главным образом по исторической вертикали.Такой подход позволяет проследить преемственность и сохранившиеся «предковые»черты. Правда, в отдельные исторические эпохи определенную роль сыграло иразвитие по горизонтальной линии. Примечательно, что в древности коренныенасельники региона имели общую лингвистическую и антропологическую основу, и усовременных потомков генетическая кластеризация в основном соответствуетлингвистической. Древнюю историю Казахстана можно разделить на два большихпериода: индоевропейский и тюркский. *
Первый период, несмотря на своюзначительную временную отдаленность, пред стает перед нами как реальносформировавшаяся фаза не только с выраженными хозяйственно-культурнымитрадициями, но и рядом известных этнических объединений и расовых образований.В лингвистическом отношении на этом этапе насельники не только Казахстана, но иобширного региона Евразии входили в древнеиранскую ветвь индоевропейскойсемьи'. Хронологически рассматриваемый период в Казахстане охватывает III—I тысячелетия до н. э.
Имеющиеся археологические артефактыКазахстана, связанные с этим периодом, свидетельствуют, что на его большейчасти была распространена так называемая андроновская культура эпохи бронзы. Вего западной части наибольшее распространение получила срубная культура. Вцелом эти культуры обладали выраженными региональными чертами, которые, в своюочередь, послужили основой для нового уклада жизни потомков в виде номадизма впоследующую эпоху раннего железного века. На этом этапе преемственностькультурно-исторической общности местных насельников раннего железного века спериодом эпохи бронзы Казахстана, о чем свидетельствуют многочисленныеархеологические источники, не вызывает сомнения2.
В рассматриваемый период территорияКазахстана по существу становится центром распространения так называемой«кочевнической триады», характерной для всех евразийских степей, т. е. ареаломповсеместного бытования классических предметов вооружения, конского снаряженияи «звериного стиля» в оформлении изделий. Истоки этой триады, как полагаютнекоторые исследователи, восходят к древним казахстанским племенам андроновскойкультуры середины П тыс. до н. э.3 Однако с открытием аржанской фазыразвития номадических культур в последнее время региональные особенностиевразийских племен от Хуанхэ до Дуная стали рассматриваться на фоне общеговзаимодействия всего кочевого мира в целом4. Однако этот обширныйкочевой мир имел своебразные локальные хозяй- Жтвенно культурные варианты.Одним из них являлись кочевые пле-Кена Казахстана эпохи раннего железноговека.В этот период в евразийских степях в виде отдельных этнических Общностейзафиксированы индоевропейские племена под названием «скифы» («саки»). Этитермины в сущности отражают одну и ту же Общность кочевых племен.Современниками сако-скифского племенного союза были савроматы, обитавшие вЗападном Казахстане и за его пределами. Вместе с тем в древних источникахупоминаются их многочисленные подразделения с довольно туманной локализацией вевропейских степях. Да и современная литература пестрит противоречиями об ихместонахождении. Наиболее широкую освещенность в литературе получили племенамассагетов, исседонов, аримаспеев и др. Некоторые исследователи последнихлетнастойчиво подчеркивают, что эти и другие этнонимы евразийских племен отражаютне целостное этническое образование, а скорее обобщенное наименованиенескольких определенных хозяйственно-культурных общнос-тей5. Поэтомуэтническое определение в древних письменных источниках и современныхархеологических исследованиях относительно локализации различных кочевыхобъединений в евразийских степях эпохи раннего железа и античности становитсяслишком гипотетичным и нуждается в серьезном критическом изучении, возможно, ив пересмотре. Несмотря на это, сако-скифский племенной союз в Казахстанесохранил индоевропейскую общность в своем этнокультурном развитии до рубежановой эры.
Такова в общих чертах этнокультурнаяситуация, которая лежала в основе этнообразовательного процесса местныхнасельников в эпоху бронзы и раннего железа. На этом этапе вся совокупностьважнейших компонентов хозяйственно-культурных традиций, этнического развития илингвистической близости, в конечном счете, образовала предковую основупоследующего процесса формирования культурно-исторической общности союзовплемен Казахстана, включая и казахскую народность в целом. В пользу этогоговорят основные результаты исследований по этнической археологии, этнологии,исторической этнографии и топонимике Казахстана. Это концептуальное положениенаходит наиболее важное обоснование в палеантропологических материалах Казахстана.
Как известно, объективным носителем,творцом и проводником ценностных ориентации всего этнокультурного наследия вразличные исторические эпохи был сам человек. Но существует и биологическаясторона его природы, когда одновременно он составляет часть естественноисторическойобщности людей, генетически связанных между собой разной степенью родства. Вгеноме человека заложены его внутренние и внешние особенности, а родственнаягруппа людей обладает своим определенным комплексом этих особенностей.
Замечено, что в силу географических иисторических причин в отдельных этнических группахчастота проявлениянаследуемых признаков варьирует по-разному. Именно характер распределения техили иных генов среди представителей определенной общности людей может многое рассказатьоб этнической истории народа, его миграциях, контактах, смешениях илиобособлениях в разные периоды. В основе данного антропологического исследованиялежат принципы этноисторического развития и географического распределения генетическихособенностей насельников Казахстана на протяжении ряда тысячелетий.
Обратимся к палеоантропологическимданным Казахстана эпохи бронзы, так как находки останков человека более раннихпериодов очень фрагментарны. Согласно палеоантропологическим и археологическимданным, древнее население Казахстана в этот период сосрс-
|| доточивалось в центре большойэтнокультурной области — Евразии ?; — и было одним из представителей обширногоантропологического i пласта; степного типапротоевропейского расового ствола. Основная ;. часть этого большого региона,включая Казахстан и Среднюю Азию, была самой ранней областью обитания ирасселения племен индоиранской культурно-исторической и лингвистическойобщности. На протяжении ряда тысячелетий носители этойдревнейшей цивилизацииоставались важнейшим ядром в формировании более поздних региональныхантропологических образований.
Палеоантропологические исследованияпозволили охарактеризовать внешний облик древних популяций Казахстана эпохибронзы. В этот период на всей его обширной территории были распростране-, ныразличные варианты древних европеоидов, но преобладающим .; антропологическимтипом был степной, называемый также андро-новским по названию археологическойкультуры; Он имел мезокран-ный череп, низкое, широкое и хорошо профилированноев горизонтальной плоскости лицо, сильно выступающие носовые кости и низкиеглазницы. Вместе с тем в некоторых частях Юго-Восточного (Семиречье) иЗападного Казахстана обитали племена, сходные по фенооблику с локальнымвариантом восточносредиземноморской расы. В целом эти и другие местныеевропеоидные расовые типы являлись тем мощным антропологическим пластом, набазе которого происходила дальнейшая трансформация генома древнего населенияКазахстана'. Таким образом, у истоков древнего антропологического пластаКазахстана находились хорошо отличимые, ярко выраженные варианты европеоиднойрасы без следов притока генов восточного (азиатского) расового ствола.Следовательно, европеоидный облик древних популяций Казахстана был изначальноявлением исключительно автохтонным, и важнейшие фены-признаки обликапередавались из поколения в поколение.
Изучениепалеоантропологии Казахстана эпохи раннего железного века показало, чтонаселение всего региона по-прежнему характеризовалось выраженными чертамиевропеоидной расы, известными и в эпоху бронзы. Другими словами,прослеживается четкая генетическая преемственность между населением двухрассматриваемых периодов Казахстана. Однако при скрупулезном анализе краниологическихсерий раннего железного века все же нельзя не отметить тенденцию, которая,несомненно, развивалась под воздействием фенов-признаков, привнесенныхпопуляциями восточного происхождения (Центральная Азия). Но удельный весмонголоидных элементов был еще незначительным в фенооблике древних популяцийКазахстана. В целом у местных племен скифо-сакского времени 1/6 частьфизических черт уже принадлежала «восточному» комплексу, представители котороговпервые с данного периода фиксируются на данной территории. На этом основанииможно говорить, что середина I тыс. до н. э. стала началом инфильтрациивосточных популяций и метисационного процесса у древних насельников Казахстана,когда ^элементы «восточного» расового ствола на рассматриваемой территориистали постепенно нарастать по мере приближения к позднему «I; Этапусредневековья. „“ В раннежелезном веке несколько инаяэтнокультурная картина наблюдается в западной части Казахстана, где обиталокочевое объединение скифо-савроматских племен. Культурные очаги этой общностинайдены в современных Актюбинской, Западно-Казахстанской, Атырауской иМангистауской областях. Однако большая часть памятников скифо-савроматскоговремени обнаружена за пределами Западного Казахстана, а именно, в Среднем иНижнем Поволжье и Южном Урале. Историю развития этой культурной общностинекоторые исследователи связывают с указанными регионами. Вместе с темсавроматы Западного Казахстана обнаруживают ощутимую антропологическую связь сандроновцами степной зоны. Таким образом, в эпоху раннего железа на территорииКазахстана мы сталкиваемся сдвумя культурными центрами: скифо-сакским искифо-сармат-ским. Творцами первого были потомки местных популяцийандро-новской культуры, второго — потомки древних популяций срубной культуры. Вобщем по археологическим данным между казахстанскими саками и савроматамипрослеживается историческая близость в материальной культуре и укладе жизни6.
В антропологическомотношении черепа савромато-сарматского времени из Западного Казахстанахарактеризуются выраженным фенообликом южной ветви европеоидной расы. Вмасштабе этой расы по ряду морфологических признаков они сближаются с локальнымвариантом восточносредиземноморского антропологического типа7.
В целомскифо-сарматские племена рассматриваемого региона по основным краниометрическимпризнакам все же оказываются близкими по фенооблику к сако-усуньскому мируЮго-Восточного Казахстана, представляя собой огромный сармато-усуньскийконтинуум. Палеоантропологические материалы собственно усуньского временипредставляются довольно информативными. Как известно, в конце I тысячелетия дон. э. в юго-восточной части Казахстана на смену этническому объединению племенсакского времени приходит новый племенной союз с этнонимом «усуни», который,как полагают исследователи, в сущности является последней фазой развитиясак-ской культуры. Поэтому подразделение племен на саков и усуней являетсяусловным, отражающим лишь разные этапы эволюции единой этнической общности8.В пользу этого говорят и данные палеоантропологии.
Рассмотрениекраниологических серий усуньского времени демонстрирует непрерывнуюгенетическую преемственность с предшествующим периодом, т. е.антропологическая основа местных популяций античйого времени по-прежнемуостается древнеевро-пеоидной. Что касается генетической примеси восточныхплемен, то ее удельный вес несколько возрастает по сравнению с предшествующейскифо-сакской эпохой. В целом доля этого компонента среди местных популяций ужесоставляла 1/4 часть от общей массы.
Основная причинаобнаруженной тенденции в расовой морфологии местных насельников несомненносвязана с проникновением и оседанием хуннских племен из Центральной Азии.Однако на данном этапе наших исследований конкретный вклад в генофонд местныхпопуляций пока остается не раскрытым из-за фрагментарности па-леоантропологическихматериалов по сармато-гуннским племенам,
|хотя их этнокультурноеразвитие оставило глубокий след в древней | истории Казахстана. К тому жепроблемы тохарской (юэчжийской)? цивилизации, оказавшей огромное влияние наэтнокультурное развитие местных племен, еще слабо разработаны. ,1 ^аостове приведенных и других данных можно заключить, что на | протяжении болеедвух тысячелетий до н. э. насельники Казахстана? в антропологическом отношенииобладали единой основой морфо-? физиологических особенностей. Она оказаласьдовольно устойчивой и, несмотря на многие эпохальные исторические события,происходившие в евразийских степях в I и II тысячелетиях н. э., в дальнейшемсохранилась в генетическом портрете современных казахов в виде предковых компонентов,характерных для населения бронзового и раннего железного веков Казахстана.Основанием для такого суждения служит весь обширный антропологический материалпо современным казахам.
Начало I тысячелетия н.э. для большей части Евразии, включая Казахстан и Среднюю Азию, ознаменовалосьновым этапом взаимодействия внутренних и внешних факторов в этно-ирасогенетичес-ком развитии, вследствие чего наступила кардинальная трансформациядревнего культурно-исторического уклада жизни местных племен и совершилсяпереход к прототюркской этно-культурной и языковой общности.
Как известно, во второмпериоде происходили многочисленные локальные миграции кочевых племен на Запад иобразование разных кочевых объединений с тюркоязычными наречиями на территорииКазахстана. Огромная площадь последнего с относительно стабильнымихозяйственно-культурными традициями в силу своего исторического развития игеографического положения надолгие тысячелетия стала естественным мостом междуВостоком и Западом, а ее коренные насельники были в самом центре миграционныхпутей Евразии. Что касается генофонда местных популяций этих периодов, топосредством ряда миграций и последующего смешения населения его состав,несомненно, подвергался неоднократным генетическим
/>
«добавкам» со стороныкочевых племен восточного происхождения. Палеоантропология Казахстана этоговремени свидетельствует об этом (рис. 1.). Масштаб притока этих генов былразным и, естественно, оказал определенный эффект на фенооблик местныхпопуляций. Это особенно заметно при сопоставлении краниологических серийусуньского и тюркского периодов. Тем не менее основная масса местных этническихобразований тюркского времени оставалась европеоидной, сохраняя генетическиеособенности предшествующих им древних племен. Если обратиться к общемусоотношению двух ведущих расовых компонентов в физическом облике местных насельниковрассматриваемого времени, то условная доля монголоидных элементов в целомсоставила 1/3 часть генофонда популяций. В ряде локальных групп уровень примесидостигал 1/2 части от общего генофонда. В некоторых краниологических сериях, вчастности в притобольской серии VIII—Х вв. н. э. из Северного Казахстана,условная доля монголоидности достигла 2/3 части от общей массы9.Аналогичное явление наблюдается в пограничных зонах (Поволжье и Приуралье),близких к западной части Казахстана, где у локальной популяции XI и XII—XIV вв.монголоидная примесь составляла столько же, сколько у нынешних представителейказахстанского варианта тураноидной (южносибирской) расы10. Все этоуказывает на то, что степень смешения физических черт на древней европеоиднойоснове с пришлыми монголоидами, характерная для современных казахов, имеламесто в отдельных частях Казахстана уже в тюркское время.
Для большинствапопуляций казахстанско-среднеазиатского региона конец I и начало IIтысячелетия н. э. ознаменовались успешным социально-экономическим и культурнымразвитием. В ряде оседлых и полуоседлых районов Казахстана усилился процессконсолидации между близкими и далекими племенными объединениями. Для населенияКазахстана этой эпохи в целом характерна выраженная тенденция к сложениюопределенной единой общеэтнической основы, обусловленной как географическими,так и культурно-историческими факторами. Таковыми являются расселенность восновном на территории с однообразным ландшафтом и схожим климатом, однотипностьхозяйственно-культурных традиций, единство языка и общность происхождения.Однако нашествие монголов в начале XIII в. и создание на территории Казахстанамонгольских улусов приостановили на долгие годы процесс завершенияэтнокультурного образования единой казахской народности.
При сопоставлениикраниологических серий казахов с сериями черепов «монгольского» и тюркскоговремени обнаруживается, с одной стороны, непрерывная генетическаяпреемственность между населением указанных периодов, с другой — дальнейшееусиление притоков генов «восточной» ориентации (см. рис. 1). В целом, за времямонгольского господства условная доля восточного компонента у местныхнасельников увеличилась примерно на столько же, насколько и в тюркское время(около 20%). На этом основании можно утверждать, что монгольская экспансия несопровождалась массовым переселением центральноазиатских племен или полнымвытеснением местных племен в другой регион и в целом не могла
вызвать резкой сменыгенетической структуры местных популяций. Антропологически ее основная рольсвелась к очередному усилению метисационного процесса среди древних потомковкрая. Вместе с тем следует указать, что этот не столь уж большой приток генов в«монгольское» время в масштабе всего Казахстана оказался достаточноэффективным, чтобы в фенооблике популяций формально стал превалироватьвосточный компонент над западным, т. е. за все время истории контактов доляпривнесенного компонента достигла 2/3 части от общего генофонда. Такоесоотношение главных составных компонентов в антропологическом составе населенияКазахстана остается относительно устойчивым от позднего средневековья досегодняшнего дня (рис. 2).
/>
Рис. 2 Условная доля монголоидныхэлементов у населения Казахстана в различные культурно-исторические эпохи поданным краниологии.
Такимобразом, палеоантропологические материалы Казахстана позволяют заключить, чтосвойственный современным казахам фенооблик окончательно сформировался непозднее XIV—XV вв. на основе сложного взаимодействия двух больших рас —автохтонной европеоидной и привнесенной монголоидной. Все это теперь составляетединый монолитный сплав антропологического состава казахского народа.
В рассматриваемом аспекте не менееважная информация содержится в обширных и уникальных материалах поантропологии современных казахов. Среди них особое место занимаюткраниологические серии казахов, которые'по существу являются самым надежным,и, зачастую, единственным источником для сравнительного анализа расогенезаказахов, а также в определении преемственности генетических связей междусовременными и древними насельниками Казахстана. Так, детальное изучениелокального разнообразия казахских краниологических серий в определенной меревысвечивает особенности внугрипопуляционного полиморфизма, постепенно накопленногона различных этапах становления тотальной совокупности казахов, как единойэтнической общности. Имеется ряд краниологических серий из различных районовреспублики, обладающих характерными чертами тураноидной расы и относящихся кединому локальному ее варианту. Однако среди них прослеживается определеннаявариабельность в соотношении европеоидности и монголоид-ности, несмотря надлительность и многократность метисационных процессов у местных популяцийКазахстана, начиная с древности.
Определение условной доли монголоидныхэлементов по краниологическим сериям показало, что у современных казахов онасоставила около 70%. Следовательно, в антропо-морфологической характеристикекраниологических серий казахов в ощутимой мере проявляется древний местныйсубстрат, на который накладывался в течение ряда тысячелетий субстратныйкомпонент монголоидного происхождения, ставший постепенно преобладающим (см.рис. 2). В целом такое проявление относительно равномерных коррелятивных связеймежду различными биологическими показателями подтверждает некоторую самостоятельностьрасогенетического процесса, в котором ведущая роль древнего предковогоевропеоидного компонента была исторически обусловлена. Этот компонент реальнопредставлен в физическом облике современных казахов.
Такая же антропологическая картина в целомпрослеживается и по другим системам фенов-маркеров, в частности по данным антропометрии,изосерологии, дерматоглифики и одонтологии. Основные полученные результаты порасовой соматологии свидетельствуют,. что на всей территории расселения казахихарактеризуются выраженной гомогенностью и имеют единый антропологическийфенооб-лик. В соответствии с четкой региональной локализацией в пределахсовременной территории Казахстана их антропологический тип можно назватьказахстанским вариантом смешанной тураноидной расы''. В составе этой расы,кроме указанного выше варианта, специалистами выделяются еще два локальных:притяныианьский и алтае-
/>
Рис. 3. Взаиморасположение казаховсреди некоторых народов Евразии по сумме измерительных (а) и описательных (б)признаков головы и лицевого отдела.
126
хаянский, типичными представителямикоторых признаны киргизы [и хакасы. Согласно морфологическим показателяммежгрупповых сопоставлений оба эти варианта тураноидной расы отличаются отказахстанского усилением элементов восточного расового ствола (рис. 3).
В антропологии Казахстана также нашлоотражение и изучение этнического образования казахов в серологическом аспекте.Поданным системы АВО для казахов, в целом можно считать установленнымпреобладанием аллеля 0. Процентное содержание аллелей А и В равномерно, аконцентрация генных частот р (А) и q (В) достаточноблизки между собой (А >В). Этот факт говорит о том, что в генети-i ческой структуре казахов почти равномерно сочетаютсяисходные составные компоненты на основе серологических факторов — европеоидныхи монголоидных. Основным вариантом в этой системе групп крови для казахскойпопуляции в целом является следующий:
О > А > В > АВ.Антропологическое значение такого распределения раскрывается при сопоставлениис общим распространением генных частот по локусу АВО у народов Евразии. Так,казахская популяция тяготеет к относительно средней величине колебаний частотфенотипов системы АВО населения Центральной и Средней Азии, а в ряде случаевсовпадает с таковыми вариантами у народов Восточной Европы и Передней Азии. Пораспределению фенотипа А казахи, находясь в пределах интервала частот, присущихнаселению Центральной Азии, приближаются к его верхней границе, а по отношениюк народам Восточной Европы — к нижней границе свойственных им частот. Фенотип Ву казахов имеет частоты, соответствующие средним цифрам частот у жителейЦентральной Азии, несколько превышающие показатели, характерные для популяцийВосточной Европы и близко подходящие к верхней границе интервала частот,свойственных населению Передней и Средней Азии. Соответственно этому частотыгенов р (А) и q (В) у казахов в основном лежат в области пограничных значений,характерных для популяций Центральной Азии и Восточной Европы.
Рассмотрение распределения системы группкрови MN среди казахских популяций показало, что дляних характерно преобладание аллеля М над N. Процент лиц с наличием обоихаллелей MN среди местных популяций значительно больше, чем с одним. По степениконцентрации генных частот по данному локусу казахи обнаруживают относительновысокий процент m (M) иумеренно низкий п (Ы). Установление по локусу MN частоты фенотипов и генотипову казахов наиболее близко подходят к этим показателям у народов Средней Азии.По отношению к европеоидным группам выявленные частоты у казахов находятся награнице таковых у народов Восточной Европы. В целом казахи вполне определенноявляются носителями смешанных особенностей по локусу MN12.
Поданным системырезус-фактора среди казахов исключительно преобладают лица срезус-положительной реакцией над резус-отрицательной. Для них характерноотносительно высокое содержание аллеля D. На всейизученной территории показателя встречаемости резус отрицательности стабильны,так как изменчивость генных частот по данному локусу у казахов невелика, и онипредставляют собой однородную естественноисторическую общность. В масштабеобщей казахской популяции уровень концентрации гена dне достигает распространенности этого аллеля у населения Восточной Европы, ноона несколько больше, чем у жителей Центральной Азии. В общем по данномугенетическому маркеру результаты определенно свидетельствуют о смешанномпроисхождении казахов между европеоидами и монголоидами. Здесь в качествекраткой иллюстрации можно привести процентное содержание резус-отрицательногофактора у народов Евразии. Правда, при этом проценты предварительно переводятсяв баллы. С учетом полярности генетической структуры сравнительных популяцийказахи стоят на четыре балла дальше от современных монголов, на пять баллов —от коренных народов Средней Азии и на десять баллов от восточных славян.Обобщенные генетические величины по изученным локусам позволяют заключить, чтона попу-ляционном уровне у казахов вполне реально существует свой генофонд.Его специфическая особенность наиболее ярко проявляется при межэтническихсопоставлениях, где в серологическом отношении наиболее типичные представителикак европеоидного, так и монголоидного расовых типов существенно отличаются отобобщенного генетического показателя у казахов (рис. 4). Таким обоазом-
/>
Рис. 4. Суммарные генетическиерасстояния казахов от некоторых народов Евразии.
проведенныйсерологический анализ отражает один из путей микроэволюционного развитиясовременных казахов и одновременно демонстрирует, в каком соотношении у нихсохранились исходные генетические особенности, а также показывает их условноерасстояние в этноантропологическом развитии от популяций сопредельныхтерриторий.
Как известно,специфическое сочетание полиморфных признаков кожного рельефа пальцев и ладониобладают высокой таксономической ценностью. Эти дерматоглифические данные посовременным этническим группам сейчас широко используются в антропологическойнауке. В полученных материалах весь комплекс признаков дерматоглификисвидетельствует об однородности локальных групп казахов и ее гомогенности какпопуляций в целом. По основным свойствам кожных узоров казахи находятся настыке монголоидно-европеоидных групп», т. е. относятся к популяциямметисного происхождения (рис.5).
/>
Рис. 5. Обобщенные дерматоглифическиерасстояния казахов (К) от некоторых народов Евразии.
Всовременной антропологии наряду с данными по расовой соматологии, серологии,дерматоглифике также изучаются особенности зубной морфологии человека вэтногенетических аспектах. Как из-вестно, морфологическое строение зубнойсистемы является одним из важнейших источников биологической иисторической информа-v ции, так как рядважных черт зубного рельефа указывает на присут-, ствие древних особенностей.Одонтологический анализ позволяет
• заключить, что поосновным фенам-маркерам зубного рельефа казах-", екая популяцияобнаруживает реальное внутриэтническое единство и укладывается в пределывариации переходных расовых типов Евразии.14
В целом, одонтологические особенности указахов выявляют в
• основном те жезакономерности, что и по другим системам антропо-,' логических признаков, т. е.по расовой соматологии, серологии,, особенно дерматоглифике (рис. 6). Об этомсвидетельствует, прежде ' всего то, что в зубной морфологии казахов черты«восточной» ориентации превалируют над особенностями «западной». Вместе с темпоказатели некоторых фенов зубного рельефа «западного» ствола в известной мереубывают по мере продвижения с западной в восточную часть республики.Выявленный «западный» стабильный компонент у современных казахов генетически уходитсвоими корнями к древнему местному субстрату.
Таким образом,масштабные комплексные антропологические исследования современных казаховсодержат достаточно познавательную информацию, которая в полной мересоотносится сданными междисциплинарных изысканий при разработке проблемэтногенеза, и, все это, вместе взятое, неопровержимо демонстрирует общностьгенетического процесса и пути формирования этнокультурной основы у древнего исовременного населения Казахстана. Имея древние истоки становления, казахскийнарод обретает свое реальное существование как самостоятельное этническоеобразование с середины II тыс. н. э., что признается большинствомисследователей. Именно с этого времени, о чем свидетельствует весь комплексисточников,
/>
местные популяцииобразовали единый этнический массив со всеми специфическими особенностямигенетического фонда и фенотипи-ческого облика, с самобытными культурнымичертами и основами современного языка на всей территории Казахстана.
В этомантропологическом, этническом и лингвистическом качестве казахский народпредстает перед новым историческим развитием в кругу современного разнообразиякультурных контактов в единой системе человеческих цивилизаций.
§ 2. Этническиепроцессы на территории Казахстана
Этническаяистория Казахстана, как и всего региона Центральной Азии, крайне сложна. Напротяжении веков здесь перекрещивались судьбы множества племен и народов.Сведения о них разбросаны
130
Itвбольшом количестве источников на многих языках, восточных и ||. европейских.Исследователями нескольких поколений востоковедов |? осуществлена большаяработа по их изучению.
г| В научнойлитературе утвердилось понимание этноса (т. е. народа Ц — племени, народности,нации), как исторически сложившейся, Г устойчивой совокупности людей,обладающей не только общими у внешнимифизическими чертами, но и относительно стабильными •;, особенностями культуры(включая язык) и психики, а также сознани-1 ем своего единства и 'обособленностиот других этнических групп (т. е. самосознанием), закрепленным в самоназвании(этнониме). Для формирования этноса и дальнейшего сохранения его целостнос-тиважнейшее значение имеет единство территории его расселения. v Чтобы у людей появились общие черты, выделяющие их изчисла
•других этносов, онидолжны непрерывно, длительно общаться друг с другом, а это возможно лишь приусловии их расселения, по крайней мере в период формирования, консолидацииэтноса, в пределах единой, постоянной территории15.
В XV—XVI вв. восновном завершился многовековой процесс формирования казахской народности и ееэтнической территории, фактически в тех же пределах, в которых размещалиськазахи и в последующие, века.
Этническую основуказахской народности, как и ряда других тюр-
•кских народностейрегиона Центральной Азии, также сложившихся к XV—XVI вв., составилимногочисленные разноязыкие в прошлом племена и народы, от саков, усуней,кангюев, гуннов, тюрков, тюрге-шей, карлуков, огузов, кимаков, кыпчаков донайманов, аргынов, киреев, конгратов, джалаиров, дулатов и многих других,обитавших в разное время на территории Казахстана'6. Некоторые изних в разные. эпохи имели свои государства. Многие древние тюркские родовые иплеменные названия сохраняются у казахов и в позднее время.
Истоки этногенетическихпроцессов, обусловивших образование казахской народности, восходят к глубокойдревности — эпохе разложения первобытнообщинного строя. В начальной стадии этипроцессы были связаны с автохтонным населением. Но в последующем развитии онивсе более зависели от этнических процессов на обширных пространствахЦентральной Азии. Движение этнической истории на территории Казахстана,сложение в разные периоды крупных этнических и этнополитических общностей и вконечном итоге — казахской народности органически обусловлены эволюцией и взаимосвязьюхозяйственных форм кочевого скотоводства и оседлого земледелия, а такжегородской культуры, прогрессивными изменениями в общественных отношениях. Вомногом этнические процессы определялись важнейшими политическими событиямидревности и средневековья, происходившими в целом вказахстанско-среднеази-атском регионе и за его пределами.
В развитииэтногенетических процессов на территории Казахстана выделяются несколькоэтапов. По антропологическим данным, в процессе этнического развития устойчивосохранялся на протяжении длительного времени европеоидный тип населения,подвергшийся со временем более или менее сильному (в разных зонах) изменению всторону монголоидности. Не оставалась неизменной и языковая ситуация,ираноязычность древних племен постепенно уступала место тюркоязычности болеепоздних обитателей данной территории. Андроновским племенам индоиранцев,европеоидного облика, занимавшимся скотоводством и земледелием в эпоху бронзы,наследовали в период раннего железа родственные скифам кочевые скотоводческиеплемена саков в южных и восточных областях, савро-матов — в северных и западных17.
Решающий этап вэтнических процессах в Казахстане и в целом в регионе степныхтерриторий Евразиисвязан с массовым расселением тюрков в западном направлении с середины I тыс.н. э. Все более определенной, моноэтничной, а именно — тюркской, становиласьэтнодсмографи ческая обстановка в степной части территории Казахстана исопредельных стран. На огромной территории в южном, юго-западном направлении,от Северной Монголии до Амударьи, включая Семиречье, также постепеннорасселяются тюркские племена. На землях Казахстана тюрки, среди которыхисточники называют племена бугу, байырку, бекли, кыбыр, тюргеш, булак, карлук идр., смешивались с потомками древних его обитателей саков, сарматов, усуней,кангюев.
Формирование новыхсоциальных (раннсфеодальных) отношений и образование древнетюркскойгосударственности в VI в.—Тюркского каганата, затем Западно-Тюркского каганата—содействовали интенсивномупритокутюркоязычныхплемен назаладные земли,тюркизации местного населения Казахстана, постепенной монголи-зацииантропологического типа, закреплению тюркских племен на определенныхтерриториях"'.
В эпоху возникновенияцелого ряда тюркских государств интеграционные тенденции в этническихпроцессах на территории Казахстана усилились. Эти государства обеспечиливозможность политической консолидации местного и пришлого населения, егоэтнокультурного обособления в отдельных регионах, стабилизацию условий дляхозяйственного освоения территорий.
На юго-востокеКазахстана Тюргешский каганат (VII—VIiIвв.) объединил племена большой территории Чу-Илийского междуречья, с центрамина Таласе и в Суябе. Тюрки приобщались к оседлоземле-дельческой и городскойжизни (до того носителями этой культуры были в основном согдийцы).
В Карлукскую федерациюплемен (VIII—Х вв.), переместившихся на территорию Семиречья из области междуЗападным Алтаем и Тарбагатаем, кроме собственно карлуков, входили кочевые иполукочевые тюркоязычные племена, объединявшиеся единым термином «карлук»:тухси, чигили, азкиши, дулу, халаджи, чаруки, аргу, барсха-ны и другие (часть изних ранее входили в Тюргешский племенной союз). В нее вошли также группыогузов, уйгуров, ссмиреченских согдийцев. Основная часть огузов ушла вПриаралье. В карлукской этнополитической общности преобладал европеоидныйрасовый тип с незначительной примесью монголоидности19. Значительнаямасса карлуков мигрировала в Мавераннахр, составив существенную частьформировавшейся узбекской народности.
/>Натерритории Южного Казахстана государство огузов (IX—XI вв.) объединилокангюйские (канглы) и кангаро-печенежские племена и этнические группыдолиныСырдарьи, асов и аланов из арало-каспий-ских областей, а также тюркские кочевыеплемена, продвинувшиеся на запад из Семиречья, в их числе — этническиегруппы карлуков, халаджей, чагра, чаруков. В антропологическом облике огузовпреобладали монголоидные черты20. Впоследствии большая часть огузовпередвинулась в Среднюю Азию, другая вошла в состав нового этно-политическогообъединения на территории Казахстана в государство кыпчаков.
В северных, восточных ицентральных районах Казахстана в VIII—XI вв. обитали кимакские и кыпчакскиеплемена, также создавшие свою раннефеодальную государственность. В составкимакского политического объединения входили кочевые и полукочевые тюркскиеплемена кыпчак, эймур, имак, татар, байандур и др.21 Преемникамикимакской государственности стали кыпчаки, одно из наиболее крупных племенкимакского объединения.
Становление иукрепление раннефеодальных общественных отношений, общие формы хозяйственнойжизни, материальной культуры, утверждение тюркского языка как основного средиобитателей обширных пространств Казахстана, хозяйственные и политическиевзаимосвязи населения упомянутых выше государственных образованийсодействовали объединительным тенденциям в этнических процессах. Однакоудревнихи раннесредневековых племен Казахстана в силу естественногеографических,хозяйственных условий их обитания, исторически складывавшихся обстоятельств ихполитической обособленности, а именно вхождения их в разные племенные союзы ираннефеодальные государства, все отчетливее выявлялись тенденции формированияих в несколько этнокультурных групп с территориальными центрами: в Семиречье иТуркестане (район Ка-ратау и долина Сырдарьи), в Центральном, Северном иВосточном Казахстане, а также в Западном, конкретнее в Прикаспии и При-аралье,в междуречье Урала и Волги. Дальнейшие исторические судьбы населениясредневекового Казахстана постепенно закрепляли такое разделение, хотя в целомобщение отдельных его частей не прекращалось. Все более сильное воздействие наэтнические процессы оказывал политический фактор.
Усилились хозяйственноеи культурное взаимодействие и этнопо-литическая консолидация племен и народовюга и юго-востока Казахстана между собой, а также политическая ориентация техи других на взаимосвязи с населением Средней Азии, чему во многом способствовалодлительное вхождение их в состав Караханидского феодального государства (X—XII вв.), занимавшего огромнуютерриторию Средней Азии, Восточного Туркестана, часть Южного и Юго-ВосточногоКазахстана22. В образовании государства Караханидов, объединившегооседлых земледельцев и кочевых скотоводов, большую роль играли обитавшие вСемиречье племена карлуков, чигилей и ягма. Консолидация этих племен вместе сместным населением в Средней Азии явилась существенным этапом на путиформирования узбекской народности, в Восточном Туркестане — уйгурской.Формированию их в условиях сравнительно развитых общественных отношений в этомгосударстве в более прочный этносоциальный ооганилм —
К народность мешалиполитические судьбы Караханидов, постспсн-«I ный распад его на Восточный иЗападный каганаты. ; Государственное объединение кыпчакских племен (XI—XIIвв.) ) содействовало этнополитическим и хозяйственно-культурным кон-. тактаммассы тюркских племен обширных территорий»от Иртыша до Урала и Волги идалее на запад. В составе племен кыпчакской конфедерации были кимаки (йемаки),байандуры, баяуты, канглы, уран, югуры, токсоба, олбурлик (ильбари), йета,буржоглы, анджоглы. дурут и многие другие. Восточно-кыпчакские племенавзаимодействовали на территории Восточного Дешт- и Кыпчака («Кыпчакская'степь»), т. е. степной территории Казахстана с другими тюркоязыч-нымиплеменами соседних государственных образований, они вобрали в себя частьогузских родов и племен. Многие племена и этничес-' кие группы региона (включаяи Южный Казахстан), объединенные: хозяйственно-территориальными иполитическими связями, принимали этноним «кыпчак» и именовали себя кыпчаками23.В XII— начале XIII вв. кыпчаки, как и карлуки, также были на пути сложениянародности раннефеодального типа. Но события последующих столетий раздробили иэту крупную этнополитическую общность, сделали восточных кыпчаков участникамисложения казахской, а также киргизской, узбекской, каракалпакской, ногайской ицелого ряда других народностей.
В начале XIII в. в Восточныйи Юго-Восточный Казахстан переместились из Монголии и Алтая под давлениеммонголов Чингисхана тюркоязычные (по другим сведениям монголоязычные) найманыи киреиты, имевшие свои государственно-политические объединения и достигшиеуровня раннеклассовых этнических общностей. Вовлеченные в орбиту монгольскихзавоеваний, они расселились в разных областях Монгольской империи и принялиучастие в формировании многих тюркских народов.
К началу XIII в. вусловиях тесного экономического взаимодействия населения обширных зонмногоукладного хозяйства, кочевого и полукочевого скотоводства и оседлогоземледелия и городской культуры, в ходе упрочения самостоятельныхобщественно-политических структур, упомянутых выше государственных образованийс большей или меньшей степенью стабильности, в процессе сложения языковой икультурно-бытовой общности определились основные узлы этногенеза, этническойконсолидации населения. Складывались условия для формирования по меньшей мередвух народностей: на кыпчакс-ко-огузской этнической основе — на обширнойтерритории Восточного Дешт- и Кыпчака и карлукской основе — в Семиречье.Дальнейшее общение между ними, продвижение кыпчаков (и входивших в ихполитический союз родов и племен) на юг и юго-восток, а семиречен-ских племен(карлуков, киреитов и др.) на запад формировало исторические предпосылки длясложения более крупной тюркоязычной народности. Однако дальнейшеепоступательное развитие этнической консолидации населения было задержаномонгольским нашествием.
Отрицательных воздействийна этническую ситуацию в регионе было слишком много. Была истреблена, уведена врабство, втянута в завоевательные походы Чингизидов и перемещена за пределыКазах стана значительная часть населения. Оставшаяся часть тюркских племенКазахстана оказалась разъединенной между новыми политическими образованиями —улусами Джучи, Чагатая, Угэдэя, хотя при разграничении территорий между ними вопределенной степени учитывались сложившиеся в прошлом этнические границы. УлусДжучи (затем Золотая Орда) занимал кыпчакские земли от Иртыша и Алтая до Дуная.В Казахстане он охватывал обширные территории центральных, северных исеверо-восточных, западных его земель. Улус Чагатая занимал Южный иЮго-Восточный Казахстан, т. е. земли кыпчаков, караханидских тюрков, карлуков.В улус Угэдэя из территорий Казахстана отошла северо-восточная часть Семиречья,куда перед тем передвинулись с востока разбитые монголами найма-ны и киреиты(киреи).
Добавился новыйэтнический компонент— монгольские роды и племена, передвинувшиеся на территориюКазахстана — жалаиры, конграты, мангыты, барласы, байрины и др. Захватмонгольскими феодалами пастбищ вел к вытеснению, перемещению местного населения.Феодальные войны и междоусобицы, политическое дробление улусов усилили процессизмельчания, разъединения, перемещения тюркских родов и племен. Монгольскоезавоевание территории Казахстана привело к усилению монголоидных черт вантропологическом типе местного тюркского населения, но сами монгольские этническиегруппы в виду их относительной немногочисленности и распыленности на огромныхтерриториях были постепенно поглощены, ассимилированы преобладающей тюркскойсредой.
§ 3. Завершениеформирования казахской народности
Монгольскоезавоевание оказало в целом большое влияние на ход этнических процессов натерритории Казахстана. Оно явилось важнейшим политическим фактором,качественно изменившим ход развития этносов в регионе, открыло пути к сложениюновых этносоци-альных общностей. Прежний эволюционный путь сложения упомянутыхвыше крупных раннефеодальных народностей на территории Казахстана был прерван.Изменились в этническом плане многие стороны жизнедеятельности местногонаселения, в частности, претерпели изменения этнический состав населения,формы его этносо-циальной организации, социально-экономические условия его жизнии т. д.
Выше были упомянутыновые этнические группы, тюркские и монгольские племена, появившиеся натерритории Казахстана в эпоху монгольских завоеваний. Численность монголов былаотносительно невелика по сравнению с покоренными народами, но они составлялиправящий слой и ядро военных сил в каждом из образованных ими улусов —государств. В Золотой Орде монголы составляли лишь четверть войска, от 40 тыс.в первые годы до 100 тыс. к рубежу XIV в. Войско Бату-хана названо в источникахкыпчакским, так как на 3/4 оно состояло из кыпчаков и других тюркских племен.На территории степной зоны Казахстана, где получил улус Орда-Ичен, былопримерно столько же монгольского войска: «Из войск Джучи-хана,— сообщил Рашидад-Дин,— половиной ведал он, а другой поло-
136
виной — Бату»24.До 200 тыс. кочевников из монголов и тюркских племен с Алтая и Южной Сибири(кунгратов, барласов, бааринов. джалаиров и др.) переселилось в Семиречье иПритяньшанье до середины ХШ в.2'
Но постепенно монголырастворились среди подавляющего числа тюркского населения, приняли их язык иобычаи. На огромной территории Золотой Орды кроме кылчаков, составлявшихподавляющую часть населения, проживали канглы, найманы, ксрситы,уйсу-ны, кенсгесы, аргыныимногиедругие. Арабский географ и путешественникАл-Омари весьма образно отразил в XIV веке процесс ассимиляции в Золотой Орде:«В древности это государство было страной кыпчаков, но, когда им завладелитатары, то кыпчаки сделались их подданными. Потом они смешались и породнились сними и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их, и все онистали точно кыпчаки, как будто они одного |с ними] рода, от того, что монголыпоселились на земле кыпчаков, вступили в брак с ними и остались жить на землеих (кыпчаков)»211. Это наблюдение относится и к восточной частиЗолотой Орды — территории Казахстана.
Вовлеченные взавоевательные походы, кочевники из восточной части Дешт-и Кыпчака не всегдавозвращались на прежние места обитания, они оставались в новых завоеванныхкраях (Поволжье, Булгария, Южная Русь). Часть кыпчаков под давлением монголовпереместилась в другие районы, в пределы Северного Казахстана, Западной Сибири.Туда же ушли найманы, ксреиты. Это вело к уменьшению численности населения в ихкоренных.землях, ослаблению хозяйственного потенциала. Особенно сильномонгольское завоевание нарушило сложившуюся этнополитичсскую структуру вСемиречье. Бывшее городское и сельское население частью рассеялось, ушло вдругие места, частью изменило тип хозяйства. Захват монголами лучших пастбищ,особенно в Восточном Казахстане и Семиречье, неизбежно вел к вытеснению с нихкоренного населения, а раздел монгольской знатью захваченной ими территории наулусы разобщал этнически родственные группы. Выше были отмечены аналогичныеизменения в Южном Казахстане.
С образованиемМонгольской империи и формированием улусов ускорился процесс интеграции племени народов, как ранее обитавших на этой территории, так и мигрировавших свостока. Новые общественные структуры, феодальныедержания, улусы такжесушест-венно изменили этническую карту региона. Распределив местное населениепо «тысячам» и «туменам», раздробив кочевые племена между уделами и улусами,монголы смешали население, переместили крупные его массивы на новые места обитания.Замена близкородственных связей территориальными содействовала ускорению процессаконсолидации кочевого населения в народность. В западной части Золотой Ордыэтот процесс протекал быстрее, чем в восточной, на территории Казахстана, всвязи с более благоприятными экономическими условиями — в части соотношенияоседлых и кочевых зон, сохранения старых и строительства новых городов — иболее интенсивным социальным развитием золотоордынского общества27.
С установлениеммонгольского господства на территории Казахстана сложились особо трудныеусловия для этнополитического развития местного населения, из-за исключительнонеблагоприятных социально-экономических его последствий. Сокращение ареалагородской и земледельческой культуры в монгольскую эпоху в силу сложившихсяэкономичсскихусловии, неспособствовавшихсе выживанию, усиление удельного весакочевого скотоводческого сектора хозяйства, замедление социального развития,одним из основных проявлений которого было закрепление пережиточныхформ общественнойорганизации,— все это сильно повлияло на ход этнических процессов. Разрушениеэкономики привело к разрыву хозяйственных связей, что тормозило этническоесплочение.
Но постепенновосстанавливалась хозяйственная жизнь. Стали возрождаться города на юге Казахстана,очаги земледелия в былых зонах оседлой культуры, расширялся товарообмен,восстанавливались хозяйственные контакты населения различных областей, чтообеспечивало взаимообщение племен, племенных объединений, другихэтнополитических групп. Эти процессы связаны с историей образования иукрепления государств Ак-Орды, ханства Абулхайр-хана, Ногайской Орды иМогулистана. В рамках этих государств появились более благоприятные, чем тобыло в монгольских улусах, условия для политического, хозяйственного и социальногоразвития населения Восточного Дешт- и Кыпчака и Семиречья, взаимообщения и взаимодействияего во всех формах общественной жизни. Политически объединив этническиетерритории племен, небольшие улусы и владения, возникавшие в результате усобици войн в Золотой Орде и Чагатаидском государстве, упомянутые государства явилисобой более прочную, этнически обособленную государственную организацию,обеспечившую входившим в него племенам и племенным объединениямтерриториальное и политическое единство, возможность развития экономики,культуры, мирных контактов населения различных районов Казахстана.
Известно, что важнымусловием слияния племен в народность является само развитие хозяйства,хозяйственных связей. Именно при кочевом и полукочевом скотоводстве с особойнеобходимостью устанавливались хозяйственные связи со смежными территориямиоседло-земледельческой и городской культуры в силу самой природыразноотраслевой экономики этих территорий. Создавался единый экономическийрегион с устойчивыми связями населения как в хозяйственном плане, так и вэтнокультурном, этнополитическом, устанавливались бытовые контакты не толькомежду представителями близкородственных этносов, но и других этнических групп.
В XIV— первой половинеXV вв., в период Ак-Орды, государства кочевых узбеков, стабилизируетсяэтнический состав племен на территории Казахстана, сглаживаются различиямножества местных и Переместившихся тюркских, монгольских племен,устанавливается общность этнических черт разных племенных объединений. Этигосударства были по существу полиэтничными по составу населения. Этническийсостав населения Ак-Орды, Ханства Абулхайра (Государства кочевых узбеков^,Ногайской Орды был в основном идентичным. Их населяли тюркоязычные племена,известные в письменных источниках того времени под собирательнымэтнополитическим термином (этнополитонимом) «узбек»: кыпчаки, уйсуны, конграты,
киреиты, мангыты,аргыны, карлуки, канглы, найманы. Кроме них источники называют племена и родыбуркутов, кыятов, утарчи, джа-тов, чимбасв, кенегссов, дурманов, карлаутов,таймасов,. шадбаклы, маджаров, уйратов и др." Многие из этих племенизвестны в составе казахских Среднего и Младшего жузов. Другая часть на рубеже XV—XVIвв. ушла в Среднюю Азию и унесла туда имя «узбек». В Ногайской Орде племенакыпчаков, канглы, найманов, уйшун и кунгратов вошли в состав ногайскойнародности, наряду с мангытами, алшинами, ктай, тама, ас и другими-1'.Все это были тюркские и тюркизированные племена и роды, общие для целого рядатюркских народов Средней Азии и Казахстана, разбросанные и перемешанные наогромной территории региона бурными событиями XIII—XIV столетий. Эти народыформировались в эпоху развитого средневековья практически одновременно.Формирование это происходило не изолировано, а в тесных контактах этническихгрупп, в политических связях государственных объединений, хозяйственном икультурном взаимообщении населения. В рамках упомянутых государств процессыэтнополитического развития были в определенной степени общими для узбеков,ногайцев, каракалпаков, сибирских татар, казахов.
Семиречье, входившее всостав Могулистана, населяли племена, известные в средневековых источниках подсобирательным этнополитическим термином «могулы»: дуглаты (дулаты), киреиты(киреи), канглы (бекчики), карлуки, курлауты, барласы, чорасы, джалаиры,уйсуни, кушчи, кончи, калучи, булгачи и другие, числом более 30 наименований.Основная часть этих родов и племен вошла в состав другой ветви казахов —Старшего жуза. Другая часть могулов ушла в Восточный Туркестан, где сталасоставной частью уйгуров, а третья часть — в Прйтяньшанье, войдя в составкиргизов30.
Возникнув на территориидревних историк о-этнографических областей — в районе расселения племенКыпчакского и Усуньского союзов, и Ак-Орда, и Могулистан в XIV—XV вв. сохранялипреемственность основного этнического ядра местных племен древнего Казахстана.Этнической основой этих государств и казахских Среднего и Старшего жузов былисоответственно одни и те же местные тюркские племена — ядра, занимавшиеопределенную этническую территорию, вокруг которых в течение многовекового ходаэтнического становления народности сгруппировались местные и пришлые,родственные и неродственные, целые и осколочные, тюркские и тюркизированные(ассимилированные) племена, роды и их подразделения. Это подчеркиваетнеслучайность возникновения Ак-Орды и Могулистана имен но на отмеченн ых вышетерритори ях Казахстана, подчеркивает, что этнической основой этих государствбыло местное население.
Пребывание названныхплемен в государствах Ак-Орда, Ногайский Улус (Орда), Ханство Абулхайра,Могулистан, их общие исторические судьбы, как, например, общая борьба противвласти золотоор-дынских ханов, необходимость сплочения для отпоразавоевательной политики правителей соседних феодальных государств (в частности,Тимуридов Мавераннахра, ойратов), способствовали этнической консолидациинаселения. Сплачивающим фактором является также общность культуры в самомшироком смысле, включая духовную и материальную культуру. Входя в разныегосударственные образования, население Казахстана в XIV- XV вв. пользовалосьодним языком; в то же время исследователями отмечается преемственность языка убольшинства племенных групп и племен в до- и послемон-гольских государствах наэтой территории. Характерные особенности языка закрепились на протяжении этоговремени и вполне соотносятся исследователями с языком памятников кыпчакскоилитературы XIV—XV вв. Историческая память народа концентрировалась в фольклоре— эпосе, песнях, легендах. Продолжали развиваться особенности хозяйственного иобщественного быта, материальной и духовной культуры складывавшейся народности.Антропологический материал, относящийся к этому времени, говорит о единстве восновном антропологического типа населения, идентичного казахам последующеговремени"
Длительное вхождениенаселения в систему отдельных государств в XIV—XV вв., как и прежде вмонгольские улусы, усилило воздействие отмеченных выше факторов, в силукоторых на территории Казахстана возникло несколько узлов этнической консолидациив форме трех жузов. Племена каждого из казахских жузов были связаны общимимаршрутами кочевания, имели общую этническую территорию, совпадавшую сосновной частью территорий упомянутых государств. Старший жуз занималтерриторию от Сырдарьи до Семиречья включительно; в его состав входили уйсуны,канглы, дулаты (дуглаты), албаны, суаны, сргели, ысты, ошакты, шапрашты,жалаиры и др. Средний жуз занимал районы Центрального и часть Северо-ВосточногоКазахстана; в его составе — кыпчаки, аргыны, найманы, конграты, киреиты,карлукские роды и др. Младший жуз занимал низовья Сырдарьи, берега Аральскогоморя, северную часть Прикаспийской низменности. В его составе племенноеобъединение алшын и такие племена, как адай, алаш, байбакты, жаппас, тазлар,кара-сакал, каракесек и др.''2 Время н механизм образования жузовостаются неисследованными. Отведения источников относятся к позднему времени,однако появление составных частей жузов, т. е. наиболее крупных из упомянутыхплемен, на территории Казахстана было зафиксировано выше при изложении многихисторических событий в древности и средневековье.
Основное содержаниеэтнической истории Казахстана того времени заключается в завершенииформирования народности, вычленении состава племен казахских жузов,продвижении племен и родов, дополнивших древние автохтонные этнические ядра, наих поздней-шиетерритории, зафиксированные источниками XVII—Х1Хвв. Можносказать, что к рубежу XV—XVI вв. жузы пришли уже сложившимися, но ихформирование и перераспределение, поляризация племен происходили впредшествующие столетия вместе с длительным процессом сложения народности,через этнополитические общности кыпчаков, узбеков, ногайцев, могулов иодновременно с вхождением отдельных родов и племен в другие формировавшиесятюркские народности. Окончательное завершение процесса этнической консолидацииказахской народности замедлялось разобщенностью отдельных, историческискладывавшихся ее частей, входивших в состав
несколькихгосударственных образований. Следует отметить, что в XIV—XV вв. продолжалисьмногочисленные миграции. Так, во время войн Тимура переместились могульскиегруппы из Семиречья в Среднюю Азию' При Абулхайр-ханс откочевали к нему изМогули-стана племена калучи ибулгачи, на каком-то этапе переместились изСемиречья киреи в Средний жуз, мангыты-ногайцы переместились с запада наСырдарью; на исходе XV в. ушли в Среднюю Азию с Мухаммедом Шайбани-ханом многиероды и племена из восточного Дешт-и Кыпчака. Все это дестабилизировалополитическое положение и затрудняло этническую консолидацию.населенияобширной территории Казахстана.
Государственноеобъединение во второй половине XV—XVI вв. основных этнических групп казахскойнародности и ее этнической территории ускорило процесс завершения формированиянародности. В отличие от ханства Абулхайра и Ак-Орды, а также Могулистана,Казахское ханство имело более широкую и прочную этническую основу — ужесложившуюся казахскую народность. Впервые после монгольского завоевания былиобъединены в одно государство почти все тюркские роды и племена восточногоДешт-и Кыпчака, Туркестана и Семиречья.
Следует особоостановиться на проблеме этнической общности населения юга Казахстана иостальной территории расселения казахского этноса. Письменные иархеологические материалы подтверждают связь населения этого района собитателями восточного Дешт-и Кыпчака и Семиречья не только традициямихозяйственно-политического и культурного развития, но и этногенетическим родством,общими этнополитическими судьбами. На территории Южного Казахстана и Юго-ЗападногоСемиречья издавна был стык двух главных этнических узлов формирования казахскойнародности, двух крупных этнополитичсских общностей древнего Казахстана — Кипчакскогосоюза племен в Центральном, Северном и Южном Казах-' стане и Усуньского союзаплемен в Юго-Восточном Казахстане, ставших основой Среднего и Старшего жузовказахов. Их этнические территории простирались к северу и северо-востоку отбассейна средней Сырдарьи и Каратау. От низовий Сырдарьи на северо-запад и насевер простирались земли казахского Младшего жуза. Фактически все три жузавыходили на территорию средневекового Туркестана, т. е. на значительную частьсовременной Шымкентской области33. В Туркестане (областиприсырдарьинских городов и ареала Каратау) в XIV—XV вв. жили кыпчаки, канглы,конграты, аргыны, дуглаты, мангыты, джалаиры, представители других казахских иузбекских родов и племен. Одни из них (кыпчаки, канглы) жили на этойтерритории с древних времен; другие (конграты, джалаиры) переселились примонгольском завоевании, хотя и включили в себя массу местных родов и осколковплемен, передав им свое имя; третьи (дуглаты, аргыны, мангыты и др.) попалисюда в период войн и миграций при Тимуре и Бараке, Абулхайрс и Джаныбске,могульском хане Юнусе и Мухаммаде Шайбани. Источники фиксируют и совместноепроживание казахов, узбеков, каракалпаков на территории Туркестана в этовремя. В вакфной грамоте конца XVI в. в составе жителей Сыгнака и его округиназваны казахи, тюрки (узбеки), арабы (потомки древних завоевателей),каракалпаки34. Длительное пребывание на территории Туркестанаразличных родов и племен, входивших в состав казахов и узбеков, мангытов имогулов, приводили к этнической пестроте местного населения, появлению особогоэтнического компонента в составе казахской народности, характерного только дляЮжного Казахстана. Вместе с укреплением Казахского ханства и ускорениемпроцесса консолидации народности в ее состав вошли казахские роды и племена,находившиеся в подчинении правителей Могулистана, Сибирского ханства, НогайскойОрды. Распад Ногайской Орды, территориальная и этническая близость ногайцев кказахам послужили предпосылками присоединения восточной груп-пы ногайскихулусов к Казахскому ханству и вхождения этой части ногайцев в казахский этнос всоставе Младшего жуза.
Сложившаяся народностьсо второй половины XV в. известна среди соседей и в письменных источниках,отражавших современные события, под именем «казахи» (казак). Происхождениеэтнонима казах долгое время являлось предметом дискуссий исследователей,отражено в многочисленных легендах народа, сложенных им относительно своегопроисхождения". В источниках этот термин употреблялся сначала асоциальномсмысле и означал «человека, отделившегося от своего госудаства, племени, родаи вынужденного вести жизнь искателя приключений» (В. В. Бартольд). По «Та' рих-и Рашиди» и другим источникам термин «казахи» применялся для обозначенияполитической группировки во главе с Джаныбеком и Гиреем, откочевавшей вСемиречье, сначала в форме «узбек-казахи» (узбек-казак), затем «казахи»(казак). В XV в. термины «узбеки» и «казахи» не имели четкого этническогозначения. Так, Ибн Рузбихан в начале XVI в. писал: «Три племени относят кузбекам, кои суть славнейшие во владениях Чингиз-хана. Ныне одно [из них] —шибаниты и его ханское величество после ряда предков был и есть их повелитель.Второе племя — казахи, которые славны во всем мире силою и неустрашимостью; итретье племя — мангыты, а [из] них цари астраханские»16. Сукреплением ханства Джаныбека и Гирея казахами стало называться все подвластноеим население. Постепенно термин «казахи» приобрел этнический смысл и сталупотребляться как этноним для обозначения уже сложившейся тюркской народностиВосточного Дешт- и Кыпчака, Семиречья и Южного Казахстана. Одна из последних инаиболее полных сводок сведений из письменных восточных источников о терминеказах и его социальной и этнической интерпретации представлена в книге С. Г.Кляштор-ного и Т. И. Султанова37.
Реальным историческимследствием жизнедеятельности Казахского ханства, длительного развитияказахской государственности в его политических рамках явилась единая казахскаянародность. Сознание своего этнического единства народ отразил в эпических произведениях;в упорной борьбе с Шайбанидами и Аштарханидами Мавераннахра, сибирскими ирусскими властями в Прииртышье и на Алтае, джунгарскими тайшами в Семиречье ина землях Восточного Казахстана отстаивал казахский народ свои коренныеэтнические территории, еще вXVI в. названные в письменных источникахтермином «Казахстан»38.