Подводныелодки типа «Сом»
10 февраля 1904 г. правление Невского судостроительного имеханического завода в Петербурге предложило Морскому техническому комитету(МТК) построить подводные лодки по проекту «Голланд-7Р». МТК«признал желательным приобретение» одной-двух лодок этого проекта. 27февраля 1904 г. Невскому заводу был выдан заказ на постройку пяти лодок сосдачей в августе-сентябре 1904 г. Одновременно, 28 апреля 1904 г., у фирмы Голландабыла куплена подводная лодка проекта «Голланд-7Р»,«Fulton», которой было присвоено новое наименование «Сом».Закладка всех пяти лодок состоялась на Невском заводе 10 мая 1904 г., корпусалодок строились из отечественных материалов, агрегаты и механизмы закупались вСША и на Невском заводе лишь собирались. Из-за отсутствия опыта постройка этихлодок продвигалась медленно. Ходовые испытания первой лодки «Щука»начались только 15 июня 1905 г. Все пять заказанных лодок были сданы лишь к 25мая 1906 г. Правление Невского завода не ограничилось постройкой пяти лодок и 4июля 1907 г. предложило МТК построить еще одну подводную лодку этого типа.Отдел подводного плавания Главного управления кораблестроения (ГУК) поддержалэто предложение. Ее испытания были закончены 22 ноября 1907 г. Лодке присвоенонаименование «Судак». Обучение экипажей первых подводных лодок этойсерии проводилось под руководством американских инструкторов.
Подводные лодки типа «Сом» были однокорпусными.Корпус имел веретенообразную форму, напоминающую «форму быстро плавающихрыб (дельфина)». Он отличался утолщенной носовой частью и узкими обводамикормовой части. Для повышения мореходности сверху прочного корпуса былаустановлена легкая надстройка.
Прочная рубка имела восемь иллюминаторов для наблюдения заобстановкой в позиционном положении. Для наблюдения и управления стрельбой наперископной глубине был установлен перископ системы Фосса. Управление подводнойлодкой осуществлялось двумя парами вертикальных и горизонтальных рулей, расположенныхкрестообразно за гребным винтом. Балластные цистерны располагались в прочномкорпусе и продувались сжатым воздухом на любой глубине вплоть до предельной.Лодки были оборудованы «автоматическим прибором для опоражнивания главнойцистерны при опускании на глубину больше 60 ф». Удобной была и системауравнительных цистерн.
В целом лодки типа«Сом» положительно отличались от подводных лодок других проектов тоговремени. Они обладали сравнительно высокой скоростью хода, быстротойпогружения, хорошей мореходностью, а также законченностью и продуманностьюдеталей.
«Сом»
***
«Белуга»
Заложена10 мая 1904 г. на Невском заводе. Спущена на воду в октябре 1905 г. 1 ноябрясовместно с ПЛ «Пескарь» и «Лосось» своим ходом перешла вЛибаву для окончательной достройки и проведения испытаний. Условия плаванияоказались тяжелыми — сильный ветер до 7 баллов, высокая крутая волна, низкаятемпература воздуха, приводящая к образованию ледового покрова до 2,5 см. Послепроведения сдаточных испытаний ПЛ «Белуга» 2 мая 1906 г. была принятав строй и зачислена в состав Учебного Отряда подводного плавания.
Интенсивноиспользовалась для обучения личного состава. Во время учений в 1908 году, присовместной буксировке учебным судном «Хабаровск», ПЛ«Стерлядь» навалилась на ПЛ «Белуга». Последствиемстолкновения на ПЛ «Белуга» было небольшое просачивание воды вофланцах систем охлаждения компрессора и бензиномотора и в нескольких заклепкахмежду 13 и 15 шпангоутами. Результаты контрольного погружения на глубину 17 м показали,что нет необходимости проводить срочные ремонтные работы. В 1909 г. лодканаходилась на капитальном ремонте, после окончания которого активноиспользовалась для отработки учебных атак. 18 апреля 1913 г. лодка подкомандованием лейтенанта Мессера при входе в устье Либавского каналастолкнулась с миноносцем «Внушительный». На лодке была поврежденакрышка торпедного аппарата и надстройка, миноносец получил надводную пробоинулевого борта, разорвано 4 шпангоута носовой кочегарки.
18мая 1913 г. проводились испытания приспособлений подачи воздуха с водолазногобота на лежащую на грунте ПЛ «Белуга». Воздушный шланг былприсоединен водолазом к ниппелю на командирской рубке. Испытания в целом далиположительный результат, позволили определить требования к системам подачи воздухана лодки. С началом войны вошла в состав сил Або-Оландской шхерной позиции. Вкомпанию 1915 г. ПЛ «Белуга» совершила 3 выхода на позиции длябоевого патрулирования. Осенью 1917 г. ПЛ «Белуга» была сдана в портна хранение. В начале 1918 г. ПЛ «Белуга» находилась на ремонте вРевеле, где 24 февраля 1918 г. была захвачена германскими войсками.Впоследствии вывезена в Германию и разобрана на металлолом.
Тактико-техническиеэлементыДлина, м 19,8 Ширина, м 3,6 Осадка, м 2,9 Водоизмещение надводное/подводное, т 105 / 124 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 1х160 / 1х70 Скорость надводного/подводного хода, узл. 8,5 / 6,0 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 500 / 30 Глубина погружения, м 30
Вооружение37 мм артиллерийское орудие (установлено в начале войны) 1 Торпеда в носовом трубчатом торпедном аппарате 1
***
«Лосось»
Заложена10 мая 1904 г. на Невском заводе. Спуск на воду произведен в начале сентября1905 г. Обучение команды проводилось под командованием известного в будущемподводника лейтенанта И. Ризнича.
15сентября 1905 года ПЛ «Лосось» посетил Морской министр вице-адмиралА.А. Бирилев, а на следующий день ПЛ «Лосось» маневрировала передНиколаем II, наблюдавшим с борта парохода «Транзунд». Не обошлось безнебольшого происшествия — лодка по вине командира навалилась на миноносец«Поражающий». В целом же показательное плавание оказалось успешным.
1ноября ПЛ «Лосось» совместно с ПЛ «Белуга» и«Пескарь» своим ходом в сопровождении кораблей вышла из Кронштадта вЛибаву для окончательной достройки и проведения сдаточных испытаний. Условияоказались тяжелейшими — сильный ветер до 7 баллов, высокая крутая волна, низкаятемпература воздуха, приводящая к образованию ледового покрова до 2,5 см. Лодкауспешно выдержала этот переход. После проведения сдаточных испытаний в мае 1906г. лодка была принята в строй и зачислена в состав Учебного Отряда подводногоплавания.
Осенью1907 г. ПЛ «Лосось» по железной дороге была переброшена на Черноеморе, где вместе с ПЛ «Судак» образовала первый на Черном мореполудивизион подводных лодок. В 1909 г. 24 августа во время учебного плавания вподводном положении в прочный корпус стала поступать забортная вода. Лодкапогрузилась на глубину 24 м с большим дифферентом. Откачать поступающую воду ивсплыть удалось только при усиленной работе всех насосов.
В1912-1913 гг. лодка находилась в капитальном ремонте. В период первой мировойвойны ПЛ «Лосось» находилась в составе действующего флота,использовалась для охраны смежного с Севастополем водного района, базируясь наБалаклаву. Лодка находилась в дежурстве, в море выходила по особому приказаниюначальника охраны рейдов, в том числе и для охраны эскадры при ее выходе иливозвращении в Севастополь.
Сфевраля 1918 г. находилась в порту на хранении. 1 мая 1918 г. была захваченагерманскими войсками, в ноябре 1918 г. — англо-французскими войсками, которые22-24 апреля 1919 г. затопили ее в районе Севастополя. Летом 1932 г. во времятренировочных спусков водолазы ЭПРОНа обнаружили на глубине 57 м три подводныелодки — «Лосось», «Судак» и «Налим». Лодки былиподняты. К тому времени они уже утратили свое боевое значение, ценности непредставляли и подъем их был осуществлен с целью тренировки водолазов ииспытаний новых типов мягких 40-тонных понтонов, поступивших на снабжениеЭПРОНа в 1931 г.
Тактико-техническиеэлементыДлина, м 19,8 Ширина, м 3,6 Осадка, м 2,9 Водоизмещение надводное/подводное, т 105 / 124 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 1х160 / 1х70 Скорость надводного/подводного хода, узл. 8,5 / 6,0 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 500 / 30 Глубина погружения, м 30
Вооружение37 мм артиллерийское орудие (установлено в начале войны) 1 Торпеда в носовом трубчатом торпедном аппарате 1
***
«Пескарь»
Заложена10 мая 1904 г. на Невском заводе. Спуск лодки на воду произведен в октябре 1905г. 1 ноября ПЛ «Пескарь» совместно с ПЛ «Белуга» и«Лосось» своим ходом в сопровождении кораблей перешла из Петербурга вЛибаву для окончательной достройки и проведения сдаточных испытаний. Условияплавания оказались тяжелыми — сильный ветер до 7 баллов, высокая крутая волна,низкая температура воздуха, приводящая к образованию ледового покрова до 2,5см. Лодки перенесли этот переход благополучно.
Впериод достроечных работ в ночь на 5 февраля 1906 г. ПЛ «Пескарь»стояла у борта транспорта «Хабаровск». Со стоящей рядом ПЛ«Сиг» было замечено, что у ПЛ «Пескарь» образовалсянеобычно большой дифферент на корму. Причиной образования дифферента явилосьпоступление воды из-за борта через неисправный клапан вспомогательной помпы(дежурный моторист заснул). Была вызвана команда ПЛ «Пескарь»,затопление лодки было предотвращено. Восстановление вышедшего из строяэлектродвигателя заняло целый месяц. Окончательно Невский завод сдал ПЛ«Пескарь» к 25 мая 1906 г. В Либаве лодка была включена в составУчебного отряда подводного плавания.
ПЛ«Пескарь» интенсивно использовалась для обучения личного состава ибоевой подготовки. С 10 июля по 15 августа 1907 г. лодка прошла в надводномположении 1100 миль, из них 800 миль самостоятельно. Погода во время этихпереходов была самая разная — от штилевой до 5 баллов волнения. В этот жепериод ПЛ использовалась и для проведения опытов. Так по приказанию морскогоминистра в 1908 г. были проведены опыты «взрыва пироксилина близ подводнойлодки для определения действия такового на самую лодку». 16 мая 1908 г. наПЛ «Пескарь» были погружены два барана, два кролика и собака. Лодкастала на якорь вблизи установленного накануне на грунте на глубине 10 ммертвого якоря весом около 10 т. После заполнения балластных цистерн личныйсостав покинул лодку, крышка боевой рубки была закрыта, на лодку былдополнительно установлен груз весом 1 т. Погружение лодки, имеющей небольшуюположительную плавучесть, осуществлялось при помощи выбирания стального троса,укрепленного на корпусе лодки и продетого через шкив мертвого якоря и поданногона килектор. Лодка была погружена под воду на глубину 6-7 метров. Взрывноеустройство было помещено на глубине 4 м на расстоянии от ПЛ 100 м и 60 м. Сразупосле взрыва трос с килектора стравливали и лодка всплывала. В результате 2-хопытов никаких видимых повреждений лодка и животные не получили. Таким образом,на практике было подтверждено, что на расстоянии возможного торпедного выстрелас подводной лодки по кораблю, взрыв торпеды не окажет разрушительного действияна атакующую ПЛ.
Послеокончания летней компании 1910 г. с 1 ноября вступила в вооруженный резерв. В1911 г. ПЛ «Пескарь» находилась в капитальном ремонте. После выходаиз ремонта ПЛ вновь была зачислена в Учебный Отряд. 13 июля 1913 г. ПЛ«Пескарь» на буксире у транспорта «Хабаровск» следовала изЛибавы в Ревель. При шторме в 5-6 баллов близ маяка Бакгофен лодка неожиданнозарылась носом в воду. Причиной зарывания лодки явилась остановка ходатранспорта «Хабаровск», вследствие чего горизонтальные рули,положенные на всплытие при нормальном ходе, перестали поддерживать нос лодки иона получила дифферент на нос. Волной были смыты за борт и погибли командир лодкикапитан 2 ранга Вурм и слушатель Учебного отряда подводного плавания лейтенантМезинов. На палубе остался только привязанный около рубки рулевой, управляющийвертикальными рулями. Хлынувшая на палубу вода проникла в балластную цистерну илодка начала погружаться. Когда уровень воды поднялся до рубочного люка, водастала поступать в лодку. Затопление ее было предотвращено находчивостьюунтер-офицера Леонова, который бросился в рубку и, преодолевая поток воды,сумел закрыть рубочный люк. В 1914 г. продолжала интенсивно использоваться вучебных целях и особенно для тренировок в стрельбах торпедами — совершила 39выходов в море и произвела 38 выстрелов торпедами.
В1915 г. ПЛ «Пескарь» вошла в состав сил Або-Оландской шхерной позициии несколько раз выходила на боевое патрулирование. Осенью 1917 г. ПЛ«Пескарь» была сдана в порт на хранение. В начале 1918 г. находиласьв Ревеле, где 24 февраля 1918 г. была захвачена германскими войсками.Впоследствии вывезена в Германию и разобрана на металлолом.
Тактико-техническиеэлементыДлина, м 19,8 Ширина, м 3,6 Осадка, м 2,9 Водоизмещение надводное/подводное, т 105 / 124 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 1х160 / 1х70 Скорость надводного/подводного хода, узл. 8,5 / 6,0 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 500 / 30 Глубина погружения, м 30
Вооружение37 мм артиллерийское орудие (установлено время войны) 1 Торпеда в носовом трубчатом торпедном аппарате 1
***
«Стерлядь»
Заложена10 мая 1904 г. на Невском заводе. В ноябре 1905 года после окончания основныхработ на Невском заводе ПЛ «Стерлядь» отправлена по железной дороге вЛибаву для окончания строительства и сдаточных испытаний. Окончательно ПЛ«Стерлядь» была сдана Невским заводом в мае 1906 г., после чего онавошла в состав Учебного отряда подводного плавания.
Вмае 1906 г. ПЛ «Стерлядь» совместно с ПЛ «Белуга» совершиласамостоятельное плавание без сопровождения, причем последний переход в 250 мильбез захода в базу был совершен в штормовую погоду. После ночного перехода лодкапришла в Либаву на место своей стоянки. По вине одного из машинистов оказалсянезакрытым забортный клапан. Поступившая в лодку вода привела к образованиюбольшого дифферента на корму и снижению запаса плавучести. Действиями экипажазатопление было предотвращено. 4 октября 1906 года в девятом часу вечера наспокойно стоящей у борта плавбазы «Хабаровск» лодке произошел взрываккумуляторных газов. Пострадало пять нижних чинов — один погиб, два оказалисьв тяжелом положении и двое были легко обожжены. Лодка осталась на плаву, течи впрочном корпусе не обнаружено, из строя была выведена аккумуляторная батарея.
В1907-1910 г.г. использовалась в учебных целях, принимала участие в маневрахфлота. В 1912-1914 г.г. использовалась для отработки учебных атак, в 1914 г.совершила 45 выходов в море, произвела 45 выстрелов торпедами.
Сначалом войны ПЛ «Стерлядь» вошла в состав сил Або-Оландской шхернойпозиции. Несколько раз выходила для боевого патрулирования. Осенью 1917 г. ПЛ«Стерлядь» была сдана в порт на хранение. В начале 1918 г. ПЛ«Стерлядь» находилась на ремонте в Ревеле, где 24 февраля 1918 г.была захвачена германскими войсками. Впоследствии вывезена в Германию иразобрана на металлолом.
Тактико-техническиеэлементыДлина, м 19,8 Ширина, м 3,6 Осадка, м 2,9 Водоизмещение надводное/подводное, т 105 / 124 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 1х160 / 1х70 Скорость надводного/подводного хода, узл. 8,5 / 6,0 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 500 / 30 Глубина погружения, м 30
Вооружение37 мм артиллерийское орудие (установлено во время войны) 1 Торпеда в носовом трубчатом торпедном аппарате 1
***
«Судак»
Подводнаялодка «Судак», шестая в серии подводных лодок типа «Сом»построена по инициативе Невского завода. 4 июня 1907 г. правление Невскогозавода обратилось в Морской Технический Комитет с предложением о приобретенииэтой лодки. По решению Отдела подводного плавания лодку приобрели для флота ипо железной дороге отправили в Севастополь, где после проведения сдаточныхиспытаний зачислили в состав флота под названием «Судак».
Виюне 1913 г. во время тренировочного плавания лодка села на риф в Казачьейбухте под Севастополем. Была снята с рифа миноносцем и самостоятельно вернуласьв Севастополь. В период первой мировой войны подводная лодка «Судак»находилась в составе действующего флота и использовалась для охраны смежного сСевастополем водного района, базируясь на Балаклаву. С февраля 1918 г.находилась в порту на хранении. 1 мая 1918 г. была захвачена германскими войсками,в ноябре 1918 г. — англо-французскими войсками, которые 22-24 апреля 1919 г.затопили ее в районе Севастополя. Летом 1932 г. была обнаружена и поднятаЭПРОНом. Не восстанавливалась.
Тактико-техническиеэлементыДлина, м 19,8 Ширина, м 3,6 Осадка, м 2,9 Водоизмещение надводное/подводное, т 105 / 124 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 1х160 / 1х70 Скорость надводного/подводного хода, узл. 8,5 / 6,0 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 500 / 30 Глубина погружения, м 30
Вооружение37 мм артиллерийское орудие (установлено в начале 1-й мировой войны) 1 Торпеда в носовом трубчатом торпедном аппарате 1
***
«Щука»
Заложена10 мая 1904 г. на Невском заводе. Спущена на воду 15 октября 1904 г. Полнаясборка всех механизмов завершена к апрелю 1905 г. Ходовые испытания проводилисьв Бьерке-Зунде. Приемный акт подписан 17 июня 1905 г. Командиром«Щуки» был назначен бывший водолазный офицер с броненосца«Георгий Победоносец» и известный в будущем подводник лейтенант ИванИванович Ризнич.
26июня лодка совершила самостоятельный переход из Бьерке-Зунда в Кронштадт. Этоплавание дало возможность выявить недостатки лодки и принять меры к ихустранению, как на «Щуке», так и на других строящихся подводныхлодках этой серии. Как отмечается в воспоминаниях И.И. Ризнича, «затемлодка отправилась в Транзунд и была погружена с полуторным числом команды на 12часов, причем через 12 часов были взяты анализы воздуха в лодке, и оказалось,что углекислоты в воздухе было 3,2%. Перед подъемом на поверхность был сделанопыт вентиляции лодки и этот опыт был настолько удачен, что когда люди вышли излодки, то не ощущали разницы между наружным воздухом и воздухом внутрилодки».
Послеперехода в Петербург лодка была погружена на железнодорожную платформу и отправленаво Владивосток, где была окончательно собрана 4 ноября 1905 г. Вместе с другимилодками использовалась для несения дозора в районе островов Русский и Аскольд иразведки в бухтах. Использовалась лодка и для определения возможности иотработки плавания в зимнее время в подо льдом. 21 ноября 1907 г. лодка присильном морозе погружалась и ходила подо льдом. Погружение производилось начистой воде в полынье, подо льдом лодка ходила в положении под перископом,которым разрезала лед. В результате этих опытов было показано, что плавание взимнее время и подо льдом возможно и получены некоторые рекомендации поподготовке лодки к такому плаванию.
Вдекабре 1914 г. подводную лодку «Щука» погрузили на железнодорожнуюплатформу и вместе с командой отправили на Черноморский флот в Севастополь,куда она прибыла в первой половине января 1915 г. Через неделю лодка былаготова к выходу в море. «Щука» совершила самостоятельный переход изСевастополя в Одессу, где несла дозорную службу на дальних подступах к порту.Боевую службу на подходах к Одессе лодка несла до июля 1915 г.
Затем«Щука» была вновь погружена на железнодорожную платформу и отправленана Балтийский флот в Петроград. Из Петрограда «Щука» своим ходомперешла в Мариехамн. «Щука» использовалась для несения дозорнойслужбы, совершила ряд выходов в южную часть Ботнического залива, где обычнодежурили по 3-4 подводные лодки. Со второй половины 1916 г. «Щука»использовалась в учебных целях. В ноябре-декабре 1917 г. «Щука»находилась без механизмов в капитальном ремонте в Ревеле. 24 февраля 1918 г.из-за невозможности вывода оставлена в Ревеле, где была захвачена германскимивойсками. Впоследствии вывезена в Германию и разобрана на металлолом.
Тактико-техническиеэлементыДлина, м 19,8 Ширина, м 3,6 Осадка, м 2,9 Водоизмещение надводное/подводное, т 105 / 124 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 1х160 / 1х70 Скорость надводного/подводного хода, узл. 8,5 / 6,0 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 500 / 30 Глубина погружения, м 30
Вооружение37 мм артиллерийское орудие (установлено по прибытии на Балтику) 1 Торпеда в носовом трубчатом торпедном аппарате 1
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.navy.ru/