Реферат по предмету "История"


Формирование режима личной власти Сталина. Бюрократическая сущность государства. Роль партийных и репрессивных органов государства

Филиал
Федеральногогосударственного образовательного учреждения
высшего профессиональногообразования
«Северо-Западнаяакадемия государственной службы»
в г. Иваново
Курсоваяработа
по курсу «Историягосударственного управления в России»
Формированиережима личной власти Сталина. Бюрократическая сущность государства. Роль партийныхи репрессивных органов государства
Выполнил: студент 3 курса,
специальности «Государственное
и муниципальное управление»,
гр. У-6/07, Казаков Д.А.
Проверил: к.и.н., доцент
Юркин Н.Г.
Иваново, 2010

Оглавление
Введение
Глава I. Формирование режима личной власти Сталина
1. Борьба Иосифа Сталина за власть
2. Причины победы Сталина вовнутриполитической борьбе
3. Предпосылки формирования культаличности
Глава II. Бюрократическая сущность государства
1. Понятие бюрократии и бюрократия вРоссии
2. Формирование Советской бюрократии
3. Роль бюрократии в эпохутоталитаризма
Глава III Роль партийных и репрессивных органов государства
1. Формирование партийных ирепрессивных органов
2. Роль партийных и репрессивныхорганов государства
Заключение
Список использованной литературы

Введение
XX век – это грандиозная эпопея,расположившаяся на стыке эпох, и повествующая нам о важнейших событиях вистории человечества, предопределивших и изменивших до неузнаваемости путьразвития и облик всей нашей цивилизации, и каждого живущего человека вотдельности. Это история побед и поражений, научного и технологическогопрорыва, кровопролитных войн и в тоже время расцвета подлинного гуманизма,покорения космоса и, наконец, величайшей и небывалой по своим размахам борьбыидей и мировоззрений в планетарном масштабе. Первая половина XX столетия унесла больше жизней, чемнесколько предыдущих веков вместе взятых, прежде чем мы пришли к современномупонимаю истинной цены и значения человеческой жизни и свободы. Мир рождался вмуках.
Немалую рольв историческом процессе прошлого столетия играла и наша страна. Мы свергалицаризм и пытались создать общество равных, рушили империи, а затем отстраивалиих заново, рвались в космос и побеждали на фронтах второй мировой, проповедовалисоциальную справедливость и соревновались с другими державами, мечтали осветлом будущем и верили в утопичные идеалы. Конечно, нам было свойственноперегибать палку во все времена, не обошлось без перегибов и в предшествующеестолетие. Но, пожалуй, вряд ли кто-то имеет моральное право кинуть в наскамень, за то, что мы делали сами с собой. XX век немыслим без России и немыслим без СССР. В нашей историиесть много страшных слов, таких, как тоталитаризм или ГУЛАГ, и есть многопрекрасных, таких, как Великая победа и первый в истории человечества полет вкосмос. Безусловно, каждый имеет право на свое личное отношение к нашемусоветскому прошлому, но, посмотрев в зеркало истории, мы не увидим там никого,кроме самых себя, потому что Советским Союзом были мы, и Советский Союз –случился с нами. Это один из тех фактов, которые можно либо принимать, либонет. Но, к сожалению, до акта исторического примирения нам, по всей видимости,еще далеко.
Из всехпредложенных для написания курсовой работы тем, я выбрал именно эту, потому чтосчитаю послереволюционные годы и эпоху правления Иосифа Сталина переломными иопределяющими моментами в истории развития всего государственного управления вРоссии в двадцатом столетии. Вряд ли кто-то может окрестить эти годы каким-нибудьоднозначным словосочетанием и поставить всю эпоху правления Сталина подкакой-либо определенный флаг. Потому, что на чашах весов с одной стороны –террор, репрессии, лагеря и тоталитарный режим, а с другой –индустриализация,победа над фашизмом, и превращение страны в ядерную сверхдержаву, с которойсчитался и которую опасался весь мир. Иными словами, извечным является вопрос оцелях и средствах, методах и результатах. Цельюмоей курсовой работы является попытка объяснения и осмысления процессов,происходивших в сфере государственного управления в 20-30-х годах XX столетия, а также описание исопоставление основных политических событий того времени. На основе изученноймною литературы, я хотел бы попробовать изложить по порядку все факты, так илииначе связанные с темой моей работы, и одновременно с этим проанализировать идать свою оценку событиям, изменениям и характерным явлениям в системегосударственного управления Советским Союзом послереволюционной и Сталинскойэпохи. Я намерен последовательно рассматривать вопросы формирования режималичной власти Иосифа Сталина, бюрократической сущности и роли партийных ирепрессивных органов государства. Следует подчеркнуть, что описать иисследовать целую эпоху, невозможно в страничном формате курсовой работы, таккак для этого потребуется огромное количество страниц. Поэтому я постараюсьрассмотреть наиболее основные события, не углубляясь в излишние подробности.

Глава I. Формирование режима личной властиСталина
1. БорьбаИосифа Сталина за власть
Актуальность рассматриваемогомною вопроса заключается в том, что исход борьбы за политическую власть впериод 20-х годов оказал огромное влияние на становление нового государства ирешающим образом определил путь развития страны на долгие годы вперед. Это былодин из ключевых моментов в Российской истории, и его последствия безусловнооставили большой отпечаток на нашей политической системе, нашем обществе инашем самосознании. Существует известная поговорка о том, что история не имеетсослагательных наклонений, но с самого момента окончательного установлениярежима личной власти Сталина и по сегодняшний день не утихает спор о том, чтобыло бы, если бы в борьбе за власть победил не Иосиф Сталин, а кто-либо из егоглавных оппонентов. Одни утверждают, что в случае победы Льва Троцкого странабыла бы брошена в костер мировой революции, и победа Сталина явиласьсвоеобразным тормозом подобных порывов. Другие утверждают, что в случаепоражения Сталина страна пошла бы по более продуктивному и демократическомупути развития, что, в конечном счете, возможно, могло бы предотвратить вторуюмировую и «холодную» войны, создание полицейского государства,огромных человеческих жертв и разбиение мира на два противоборствующих лагеря.Третьи упрекают Сталина в создании жесткой тоталитарной системы, не обладавшейэлементом гибкости, которая явилась бомбой замедленного действия ипредопределила неизбежность краха Советского Союза. Четвертые наоборотутверждают, что тоталитаризм был наиболее оптимальной моделью государственногоустройства, учитывая эпоху, поствоенное состояние страны и жизненно важныецели, которых невозможно было достичь гуманными методами за короткий промежутоквремени. Но поскольку история это, прежде всего, неизменная данность, то в этойглаве я бы хотел остановиться на исследовании политической борьбы 20-х годов ипопытаться выявить те или иные причины победы в этой борьбе Иосифа Сталина.
Изучаялитературу, авторы которой исследуют политическую ситуацию 20-х годов, я пришелк выводу, что один из главных вопросов о причинах победы Иосифа Сталина вполитической борьбе звучит примерно так: «Сталин создал аппарат, илиаппарат создал Сталина?». Одни авторы рассматривают его победуисключительно в контексте персональной борьбы за власть, и основной тезисданной точки зрения заключается в том, что Сталин достиг своего могущества иустановил диктатуру только благодаря собственным амбициям, жажде власти,интригам, хитрости, расчету манипуляциям и т.д. На мой взгляд, подобный подходявляется однобоким, так как не учитывает всей многогранности политическихпроцессов, происходящих в обществе вообще, и в России 20-х годов в частности.Другие авторы утверждают, что причины победы Сталина кроются вовсе не в немсамом, а в общей атмосфере того времени и ситуации, сложившейся в партии,государственном аппарате, и стране в целом, при этом, конечно, не исключая иличный вклад Сталина, но делая его менее значительным. Таким образом,сторонники этой точки зрения считают, что если бы не было одного Сталина,аппарат бы неизбежно создал другого. Следует заметить, что в настоящее времяданная точка зрения воспринимается «в штыки», непременно клеймится «Сталинизмом»,и трактуется, как попытка снять со Сталина личную ответственность за массовыерепрессии. Лично мне наиболее реалистичной и разумной кажется третья версия,сторонники которой приходят к выводу, что сначала аппарат создал Сталина, азатем Сталин создал аппарат. Это звучит наиболее убедительным, потому что содной стороны мы не можем исключить ряд событий и настроений, безусловносыгравших Сталину на руку, а с другой не можем взгромоздить исключительно наплечи одного человека достижение гегемонии в такой сложной и не предсказуемойсистеме как РКП (б) и Советский Союз 20-х годов в целом. Поэтому, скорее всегоистина находится где-то посередине.
К началу 1922года в Советской России сложился режим, который можно было бы охарактеризовать,как диктатуру партии. Закончилась гражданская война, и действовал НЭП.Происходил процесс бюрократизации партии и централизации власти. В августе 1922года была принята резолюция «Об антисоветских партиях и течениях»,фактически означавшая запрет всех партий, кроме РКП(б), и разрешавшая репрессиипротив инакомыслия, что и показал, состоявшийся тогда же процесс надруководителями правых эсеров. В самой РКП(б) еще с 1921 года действовала резолюция«О единстве партии», принятая X съездом РКП(б), в соответствии скоторой решения, принятые большинством, являлись обязательными к исполнениювсеми членами партии, что по сути являлось запретом фракционности, и былоискусно использовано для политической борьбы и партийной чистки в 20-30-е годы.Безусловным лидером партии большевиков был Владимир Ильич Ленин, не занимавшийв ней никаких руководящих постов, но обладавший непререкаемым авторитетом. Втом же 1922 году на XI съезде РКП(б) генеральным секретарем центральногокомитета партии был избран Иосиф Виссарионович Сталин.
И вот здесьследует отметить одну немаловажную деталь. Во время назначения Иосифа СталинаГенеральным секретарем ЦК РКП(б), данная должность не наделяла его большойвластью, и означала лишь руководство аппаратом партии (в основноморганизационно-технической работы), в то время как лидером партии иправительства по прежнему оставался председатель Совета народных комиссаровРСФСР В.И. Ленин. И на момент назначения Сталина на эту должность, никому вцентральном комитете РКП(б) и в голову не приходило, что Иосиф Виссарионовичво-первых, буквально за несколько лет сможет сосредоточить в своих руках стользначительную власть, что словосочетание «Генеральный секретарь»станет ассоциироваться с высочайшим постом партийного руководства (хотя уставВКП (б) даже не предусматривал ее существование), и во-вторых, закрепится вней на долгие 30 лет. За все время правления Сталина, формально такой должностине существовало. После 17-го съезда ВКП(б), состоявшегося в 1934 году, пост «генеральногосекретаря» упразднили и ЦК ВКП(б) избрал Секретариат ЦК ВКП(б) в составеА.А.Жданова, Л.М.Кагановича, С.М.Кирова и И.В.Сталина. Официального утвержденияв должности «генерального секретаря» не проводилось, и Сталинпрекратил использовать это словосочетание в официальных документах,подписываясь как «секретарь ЦК». Таким образом, де-юре «Генеральныйсекретарь» являлся лишь одним из четырех равных секретарей, де-фактоявляясь полновластным правителем. Возвращена и закреплена документально даннаядолжность была только в 1966 году, и первым официальным «генсеком»стал Л.И. Брежнев.
Несмотря нато, что должность «генсека» считалась организационно-технической,секретариату ЦК был непосредственно подчинен Учетно-распределительный отдел ЦК,который занимался распределением партийцев низшего звена по различнымдолжностям. Таким образом, Сталин получил возможность проводить самостоятельнуюкадровую политику, чем сразу же и воспользовался. Ухудшающееся здоровье Ленина,и поразивший его в мае 1922 года первый удар, послужили удачным поводом дляначала широкомасштабной внутриполитической борьбы его «наследников»за власть. Лидер дал слабину, и с каждым днем большевики все больше убеждалисьв том, что к полноценному исполнению своих обязанностей он вряд ли вернется. Наиболеевероятным претендентом на руководство страной считался Лев Троцкий. Началосьпротивостояние в руководстве партии. В 1923 году, еще до физической смертиЛенина, противостояние приняло открытый характер. В октябре Троцкий обратился вЦК с письмом, в котором указал на становление бюрократического внутрипартийногорежима, раскритиковал экономическую политику, повлекшую кризис НЭПа, и призвалк коренной реорганизации всей системы руководства страной. Через неделюоткрытое письмо в поддержку Троцкого написала группа из 46 старых большевиков(известное как «Заявление 46»). Центральный комитет, разумеется,ответил решительным опровержением. Ведущую роль в этом сыграла так называемая «тройка»:Сталин, Зиновьев и Каменев. Через некоторое время, обнародованная резолюция «Оединстве партии» вынудила Троцкого замолчать. Однако осенью 1924 года ЛевТроцкий выпустил книгу «Уроки Октября», в которой недвусмысленноутверждал, что революцию делал он с Лениным. Книга была резко раскритикована иизъята из оборота. Далее ему припомнили «меньшевизм» 1917-го года, иуже через несколько месяцев он был смещен со всех занимаемых постов. Такимобразом, единственным возможным способом борьбы за власть для Троцкого осталасьпублицистика, в то время как Сталин располагал рычагами организационноговоздействия.
Несмотря нато, что в «антитроцкистской» кампании Сталина поддерживали Г.Е.Зиновьев и Л.Б. Каменев, этот союз продлился недолго. Сталин выдвигает теорию овозможности построения социализма в отдельно взятой стране, противопоставляемойидее перманентной революции Троцкого, и сближается с Бухариным, развивавшим вэто время идеи о необходимости всемерной поддержки крестьянства. На XIVпартийном съезде в декабре 1925 года Л.Б. Каменев обвиняет Сталина в диктате ивождизме. Съезд резко осуждает «оппозиционеров» и через некотороевремя следует смещение Зиновьева и Каменева со всех занимаемых постов, сназначением вместо них преданных Сталину людей. Далее была предпринята попыткасоздать «объединённую оппозицию», в которую вошли сторонникиТроцкого, Зиновьева и Каменева. Но все попытки оппозиции объяснить свою точкузрения приводили лишь к очередному осуждению. В 1926-1927 гг. Троцкий,Зиновьев, Каменев и их наиболее видные сторонники были удалены из ЦК, затемисключены из партии. В январе 1928 года Л.Д. Троцкий был сослан в Алма-Ату, а в1929 году выслан из СССР в Турцию. Каменев и Зиновьев покаялись в своих ошибкахи через некоторое время были восстановлены в партии.
Завершающийэтап в политической борьбе 20-х годов, связан с хлебозаготовительным кризисом1928 года и выступлением так называемой «правой оппозиции», в которуювходили Н.И. Бухарин и А.И. Рыков, выступавшие за равномерное развитие всехотраслей народного хозяйства. Оппозиционеры предлагали создать такой режим, прикотором крестьяне бы обогащались, и тем самым обогащали бы страну. Эта точказрения подверглась критике на XVI партийной конференции в апреле 1929 года,рассматривавшей только два варианта первой пятилетки. Несмотря на признаниеБухариным, Рыковым и другими своих «ошибок», против них в печати быларазвёрнута кампания по обвинению в «пособничестве капиталистическимэлементам». После этого Бухарин был выведен из состава Политбюро, а Рыковзаменен на посту председателя Совнаркома В.М. Молотовым, безусловно преданнымИосифу Сталину Таким образом в течении 20-х годов Сталин «уничтожил»практически всех своих политических оппонентов. Разгром «правой оппозиции»можно назвать завершением внутриполитической борьбы и окончательным утверждениемрежима личной власти Иосифа Сталина. Последующие чистки и смещения являютсяскорее не борьбой за власть, а ее удержанием, а также профилактическимтеррором.
2. Причиныпобеды Сталина во внутриполитической борьбе
Итак, каковыже все-таки были причины победы Иосифа Сталина во внутриполитической борьбе завласть 20-х годов? На первый взгляд все выглядит довольно просто. Большевикстарой закалки Сталин, пользуясь доверием Ленина и некоторых других лидеровпартии, становится генеральным секретарем ЦК. Одновременно с этим болезньЛенина выводит его из большой политики, и становится очевидным, что кто-тодолжен стать его приемником, но поскольку Владимир Ильич официально не успелподготовить себе замену, появляется ясное понимание того, что надвигаетсябольшая борьба за власть. Осознав это, Сталин, используя свое положение,начинает форсированную накачку аппарата партии лояльными к себе кадрами, всемисилами пытается создать себе образ самого верного и преданного последователяЛенинских идеалов, а также укрепляет союз с Зиновьевым и Каменевым, образовываятак называемую «тройку». Таким образом, он укрепляет свои позиции, исоздает плацдарм для грядущего политического сражения. Вполне возможно, что натот момент Сталин не ставил себе главной целью завоевание единоличной власти, авсе его действия первоначально были направлены на сохранение текущих позиций,укрепление в центральном комитете и оборону от нападок всех остальных «Ленинскихнаследников». Хотя, с другой стороны, все могло быть и наоборот, но,учитывая непредсказуемость в партии и стране, даже при всей амбициозностигенерального секретаря, самым важным представлялось выдержать именнопервоначальные удары своих политических оппонентов, что впрочем, не мешалостроить долгосрочные планы и питать иллюзии о личном господстве. Справедливостиради, стоит заметить, что подобные иллюзии с большой вероятностью питали, и всеостальные политики того времени, включая Троцкого, Зиновьева, Каменева,Бухарина, Рыкова и прочих. В распоряжении у главного оппонента Сталина –Троцкого, было нечто совсем иное, — не набор высших государственных должностей,а популярность и обаяние, некий ореол вождя революции, присущий только Ленинуда ему, вследствие чего любое появление Троцкого на съезде неизменновстречалось бурными овациями. Некоторые члены партии, как и сам Троцкий,считали, что в случае необходимости, только он и достоин, сменить Ленина.
После того,как Ленин окончательно превращается в «овощ», борьба за властьстановится не столько очевидной, сколько неизбежной. Первым «тройку»атаковал Троцкий, возглавлявший «левую оппозицию». Он направилоткрытое письмо в ЦК, в котором раскритиковал бюрократизацию, и призвал креорганизации управления страной, что, по сути, было мягким намеком на смещениеСталина и его сподвижников с ключевых постов. Его поддержали 46 видныхбольшевиков того времени. «Тройка» держала удар, и практически сразуже выступления Троцкого и «46-ти» были осуждены в ЦК и политбюро, онбыл обвинен во фракционности и «личных амбициях». После того, какТроцкий попытался нанести удар при помощи публицистики, опубликовав статью «УрокиОктября», он был окончательно смещен со всех постов, но оставлен в партии,так как по-прежнему имел большой авторитет среди большевиков. Таким образом,Сталин выиграл этот виток борьбы за власть, ослабив и лишив практически всехинструментов давления своего противника. Все выглядит довольно просто илогично, если рассматривать борьбу Сталина и Троцкого, как шахматный поединокили спортивное соревнование. Но существовало также несколько других факторов,которые возможно и играли решающую роль в исходе борьбы. Многие, если небольшинство, члены ЦК РКП(б), РКП(б), и весь разбухший бюрократический аппаратв целом, откровенно боялись победы Троцкого, так как во-первых, порывы к личнойвласти они видели именно в нем, во-вторых, его выступления противбюрократизации не устраивали сложившийся государственный аппарат, и в третьих,вчерашним революционерам и сегодняшним представителям новой политической элитывовсе не импонировали безумные идеи Троцкого о невозможности построениясоциализма в отдельно взятом государстве, и необходимости экспорта революции навесь мир. Сталин же, был настоящим другом бюрократии, противником разжиганиякостра мировой революции и сторонником построения социализма в отдельно взятойстране. И даже притом, что в генеральном секретаре тоже усматривалось явноестремление к диктатуре, выбирая из двух зол, большинство партийцев и бюрократовподдерживали именно его, что ни в коем случае также не исключает и людейискренне поддерживающих Сталина и видевших в нем будущее партии. Отсюдаследует, что на начальных этапах борьбы, скорее всего именно аппарат создалСталина, но конечно и не без стараний последнего.
Существуетверсия, что в 1922 году приходу Иосифа Виссарионовича на пост генеральногосекретаря способствовала группа партийцев во главе с Зиновьевым и Каменевым,считавших его послушным и исполнительным человеком, который будет представлятьих интересы в секретариате, без попыток лидирования, то есть опять же не онвыдвигал себя, а его выдвигали. Невозможно сказать так это было или не так, нов данной версии определенно есть рациональные зерна. Впрочем, и от них Сталинизбавился почти сразу же после смещения Троцкого. Сталин сближается сБухариным, тем самым, разрушая союз с Каменевым и Зиновьевым. Последние,объединившись с Троцким, пытаются создать «объединенную оппозицию»,но терпят фиаско, лишаются занимаемых постов и исключаются из партии. Ихпоражение можно объяснить усилившейся поддержкой Сталина аппаратом, а также еговозросшим влиянием.
Далее генеральныйсекретарь сжигает последние мосты в союзе с Бухариным, и громит остаткиоппозиции, снимая с должностей, исключая из партии, а в некоторых случаяхрепрессируя всех ее представителей. На все ключевые государственные посты онназначает преданных себе людей, и уже в конце 20-х начале 30-х окончательноформирует режим личной власти в стране. После этого, можно утверждать, что ужесам Сталин начинает формировать и менять систему, которая поддерживала его впериод борьбы за власть. Таким образом, я прихожу к выводу, что победа Сталинане является исключительно его личной заслугой, а представляет собой суммусложившихся обстоятельств и его личного вклада.
3.Предпосылки формирования культа личности
Под термином «культличности» понимается возвеличивание отдельной личности (как правило,государственного деятеля) средствами пропаганды, в произведениях культуры,государственных документах, законах. Утверждается, что личность имеетмногочисленные таланты во всех областях человеческой деятельности, ейприписывается необычайная мудрость, способность предвидеть будущее, выбратьединственно правильное решение, определяющее процветание народа и другое. Вгосударственных учреждениях развешивают портреты данного вождя, надемонстрациях люди носят его изображения, возводятся памятники. В дополнение кчертам личности выдающегося государственного деятеля начинают приписыватьзамечательные человеческие качества: доброту, любовь к детям и животным,простоту в общении, скромность, способность снизойти к нуждам и чаяньямпростого человека. Хотя подобное обожествление представителей властисуществовало во все времена, термин «культ личности» наиболее частоприменяют к социалистическим и тоталитарным режимам.
Выражение «культличности Сталина» получило широкое распространение после появления в 1956году в докладе Н. С. Хрущёва «О культе личности и его последствиях» ив постановлении ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий».Хрущев в частности сказал: «Культ личности приобрел такие чудовищныеразмеры главным образом потому, что сам Сталин всячески поощрял и поддерживалвозвеличивание его персоны.» В 1961 году тело Сталина выносят из МавзолеяЛенина-Сталина. Начинаются массовые переименования: город-герой Сталинград былпереименован в Волгоград, Столица Таджикской ССР Сталинабад — в Душанбе.Развенчание культа личности Сталина можно считать закономерным явлением, потомучто самоидентификация политической фигуры Хрущева происходила по модели «Я– не Сталин», что значительно более укрепляло позицию Никиты Сергеевича,чем, если бы он позиционировал себя, как Сталинский наследник. Справедливостиради стоит заметить, что развенчание и искоренение культа личности Сталина, никоим образом не затронуло культ личности Ленина, который бережно продолжалиподдерживать и сохранять вплоть до самого развала Советского Союза.
В настоящеевремя официально принято считать культ личности исключительно делом рук ИосифаСталина и его ближайшего окружения, и представлять ситуацию таким образом, что «злодей»Сталин «промыл мозг» всем гражданам СССР, и чуть ли не заставилмолиться сам на себя, как на идола и святого. Вместе с тем, официальный взглядна данную проблему совершенно упускает из виду то, что, во-первых, Россия болееполовины тысячелетия не знала ничего другого кроме самодержавия, во-вторых, шелзапоздалый и сложный процесс секуляризации общества и переход к светской моделиустройства, и в третьих, в стране исторически полностью отсутствоваликакие-либо демократические традиции, царил патернализм, который нельзя быловзять и выкорчевать за несколько месяцев, лет, и даже десятилетий.Безграмотность населения оставляла желать лучшего. Таким образом, мы видим, чтов обществе существовала совершенно отчетливая потребность в авторитаризме,самодержавии, и предмете обожествления, что в сумме с врожденнымипатерналистскими настроениями и безграмотностью неизбежно привело бы к культуличности, и не будь культа Сталина, был бы культ Ленина, Троцкого, Царя, Бога ит.д. И рассматривая положение вещей с данной точки зрения, можно предположить,что Иосиф Сталин прекрасно видел эту тенденцию, и, поставив свою фигуру вопустошенные революцией части народного сознания, он, прежде всего,удовлетворил спрос на культ, а не навязал его, как принято считать. Безусловно,Сталин имел в своих руках мощнейшие инструменты пропаганды, такие как радио,кинематограф, контроль над прессой, то есть полный контроль над информацией. Ивсе эти инструменты с большим усердием обслуживали его культ. Но, на мойвзгляд, первопричиной этого служила именно потребность общества в культе итрадиционной сакрализации лидера. Сталин воспроизводил архетип и нравственныйоблик царя, и эта роль гармонично вписывалась в привычные представлениябольшинства народа о верховном правителе.
В атмосферевсего времени правления Сталина, модель государственного и культурногоустройства, в восприятии масс, пришла в дореволюционную норму. Ленинвоспроизводил образ верховного и мифического божества, Сталин – образ егонаместника на земле и самодержавца, имеющего данное свыше право на абсолютнуювласть, а культ личности Сталина и догматичная идеология – заменяли религию.Таким образом, все расколотые элементы массового сознания, были искуснозацементированы и приведены в норму, если это можно так назвать.
Сложно судитьо том, положительной или отрицательной была роль культа личности, и нельзя непризнать, что он имел явные корыстные цели, перегибы и злоупотребления. Можнолишь указать на то, что подобные проявления, и та степень, до которой удалось выраститькульт, отчетливо свидетельствовали о недостаточной развитости Советскогообщества того времени. Следует также подчеркнуть, что культ личности в той илииной форме наблюдался практически в любой стране, прошедшей через революционныйпроцесс и установление режима личной власти одного человека. Примером можетслужить революция во Франции, и возникший через некоторое время культ личности,пришедшего к власти, Наполеона Бонапарта.

Глава II. Бюрократическая сущностьгосударства
1. Понятие бюрократиии бюрократия в России
Слово «бюрократия»происходит от французского слова bureau и греческого слова кратос, и дословноозначает «Власть канцелярии». Под бюрократией понимается системауправления, основанная на вертикальной иерархии и призванная выполнять поставленныеперед нею задачи наиболее эффективным способом. «Бюрократией» частоназывают не только систему управления, осуществляемую специальным властнымаппаратом, но и сам этот аппарат и всех его представителей.
Впервыепонятие «бюрократия» возникло в 1745 году. Термин был образованфранцузским экономистом Винсентом де Гурне. В момент своего образования словоимело негативный смысл – и подразумевалось, что бюрократы-чиновники отнимаютреальную власть у монарха (при монархии) или у народа (при демократии).
Первым, ктопродемонстрировал достоинства бюрократии, как системы управления, был немецкийсоциолог Макс Вебер, который предложил понимать под ней рациональную работуучреждений, в которой каждый элемент работает максимально эффективно. Послеэтого в ситуациях плохой работы чиновников (волокита, требующая оформлениямногих лишних документов и долгого ожидания решения) стали вести речь не обюрократии, а о бюрократизме, разведя два этих понятия. Если первоначальнопонятие «бюрократия» употребляли только в связи с правительственнымиучреждениями, то сейчас его используют при определении любой крупнойорганизации, имеющей большой и разветвленный штат управленцев («корпоративнаябюрократия», «профсоюзная бюрократия» и др.).
Описываяидеальную бюрократическую организацию, Вебер выделил несколько ее типичныхособенностей. Важнейшими из них являются:
1.Специализация и разделение труда. Каждый сотрудник имеет определенныеобязанности и сферу деятельности, которые не могут дублировать сферу полномочийдругих членов организации.
2.Вертикальная иерархия. Структуру бюрократической организации можно сравнить спирамидой: большинство находится в ее основании, а меньшинство – в верхнейчасти. Каждый человек, входящий в эту вертикальную иерархию, руководитнижестоящими людьми и в свою очередь, подчиняется вышестоящим, благодаря чемуосуществляется контроль за деятельностью каждого элемента организации.
3. Четкиеправила. Деятельность каждого члена организации регламентирована правилами,цель которых – это рационализация всего процесса управления. В идеале этиправила должны сделать предсказуемой деятельность каждого работника и всейорганизации. Хотя правила и могут видоизменяться, в целом они должны бытьустойчивы в течение долгого времени.
4.Обезличенность взаимоотношений. В идеальной бюрократии личные симпатии, чувстваи предпочтения не играют роли. Этот принцип является единым для взаимоотношенийвнутри организации, и в ее отношениях с внешними для организации партнерами.Условием идеальной бюрократии также является то, что набор новых сотрудниковпроводится на основе соответствия определенным объективным критериям внезависимости от личных знакомств и привязанностей.
/>В России, система управления, в которой карьера зависит отличных профессиональных качеств, возникла еще в допетровские времена. Когда в XVI веке в Московском государстве началивозникать функционально-специализированные органы государственного управления, «приказы»,то работающие в них незнатные дьяки постепенно стали играть не менее важнуюроль, чем знатные бояре. «Приказные» чиновники сильно отличались отобрисованного Вебером идеального западного чиновника. Многие из этихособенностей устойчиво сохранялись и в последующие века.
Новый толчокразвитию бюрократии в России был дан реформами Петра I, который, ориентируясьна опыт стран Западной Европы, пытался заменить потомственных боярпрофессиональными чиновниками. Высшими бюрократическими органами стали Сенат,пришедший на смену боярской Думе, и коллегии, которые заменяли прежние приказы.Стремясь законодательно закрепить происходившие с аппаратом управленияизменения, Петр I подписал Генеральный регламент коллегий (1720). Этот документсодержал правила функционирования государственного аппарата, какбюрократической организации: выстраивал иерархию, устанавливая подчиненностьнижестоящих учреждений вышестоящим, закреплял обезличенность взаимоотношенийпосредством связей между инстанциями только письменным образом, устанавливалспециализацию и обязанности всех служащих. Дополнительная проработка принципаиерархии была проведена посредством Табеля о рангах (1722), которыйустанавливал иерархию служащих и правила продвижения по служебной лестнице.Наконец, в 1763 году повсеместно было введено регулярное жалование длячиновников.
Управленческийаппарат СССР унаследовал основные особенности бюрократии дореволюционнойРоссии. Советская администрация не превратилась в европейскую бюрократию, асформировала в 1920–1930-е особый тип чиновничества – номенклатуру. Карьерачлена номенклатуры зависела не столько от его деловых качеств, сколько отполитической лояльности и от личных связей. Резко вырос сам штат управленцев,что, однако, не способствовало росту качества управления.
2. ФормированиеСоветской бюрократии
В СоветскойРоссии бюрократия развивалась способом, который Макс Вебер определил, как «рутинизацияхаризмы». Смысл его заключался в том, что группа людей, объединеннаявокруг яркой личности, постепенно превращается в бюрократическую структуру,которая своей целью видит внедрение в обществе идей и взглядов своего лидера.Таким образом, вся бюрократическая структура вырастает вокруг видного лидера,которым на начальном этапе и послужил Владимир Ильич Ленин.
Формированиеноменклатуры, как господствующего класса советского общества осуществлялось втри этапа. Сначала происходило создание деклассированной организациипрофессиональных революционеров — зародыша нового класса. Вторым этапом явилсяприход этой организации к власти. И окончательной стадией формирования новойуправленческой прослойки явилась ликвидация ленинской гвардии сталинскойноменклатурой.
ПослеОктябрьской Революции произошли серьёзные изменения в государственном аппаратестраны. Старое чиновничество было разогнано, так как, согласно коммунистическойидеологии, старый аппарат подавления трудящихся должен был исчезнуть, и на егоместо должно было прийти новое пролетарское государство. Новый бюрократическийаппарат первоначально формировался из представителей профессиональныхреволюционеров (так называемой «ленинской гвардии») с привлечениемрабочего класса, а также отдельных «буржуазных» специалистов,необходимых для управления отраслями экономики. Они были первымипредставителями класса советских бюрократов.
Однако Ленинпризнавал, что во многом дореволюционный госаппарат, который согласномарксистским положениям (озвученным Лениным в работе «Государство иреволюция») необходимо «разбить и „уничтожить“ сохранился внеприкосновенности. Ленин писал: „Наш госаппарат, за исключениемНаркоминдела, в наибольшей степени представляет из себя пережиток старого, внаименьшей степени подвергнутого сколько-нибудь серьезным изменениям. Он толькослегка подкрашен сверху, а в остальных отношениях является самым типичнымстарым из нашего старого госаппарата… Я предвижу одно возражение, исходящеелибо прямо, либо косвенно из тех сфер, которые делают наш аппарат старым, т.е.от сторонников сохранения нашего аппарата в том же до невозможности, донеприличия дореволюционном виде, в каком он остался и посейчас..“
Постепенно вгосударственном аппарате сложился механизм назначений и перемещений. В 1920году в ЦК и губкомах РКП(б) были образованы учетно-распределительные отделы.Они стали первыми органами, специально занимавшимися выдвижением и перемещениемответственных партийных работников, а также учетом кадров. Особенно активнодействовал учетно-распределительный отдел ЦК, подчиненный непосредственноСекретариату ЦК РКП(б), генеральным секретарем которого с 1922 года являлсяИосиф Сталин,. В 1922 году Учраспред ЦК произвел более 10-ти тысяч назначений.
В период НЭПаи на фоне политической борьбы 20-х годов происходил рост, а такжепоследовательное сосредоточение всё большего числа полномочий и властныхфункций государственного аппарата. Номенклатура проникала во все сферы жизнисоветского общества, все больше приобретая тоталитарные оттенки. По мереувеличения влияния Сталина, усиливалась и власть бюрократии.
Со временемпредставители старой гвардии революционеров-большевиков были постепенновытеснены и заменены новыми людьми, преданными новому руководству. Плавноформировался и совершенствовался новый механизм отбора управленческих кадров.Была введена так называемая номенклатура должностей в государственном ипартийном аппарате, кандидаты на которые утверждались партийными комитетамисоответствующих уровней. Сталин определял требования к номенклатуре такимисловами: „Люди, умеющие осуществлять директивы, могущие понять директивы,могущие принять директивы, как свои родные, и умеющие проводить их в жизнь“.
Подбор ифильтрация кадров принимала форму чисток, достигших своего пика в 1937 году.Таким образом, власть перешла к ограниченному кругу лиц, которые потеряли своюпервоначальную связь с рабочим классом и стали особой „кастой“.Многие исследователи утверждают, что хотя формально установленный в стране стройназывался социализмом и утверждалось, что собственность принадлежит трудящимся,на самом деле номенклатура представляла собой особый класс, получивший такназываемую народную собственность в своё полное распоряжение. Количествочиновников в советской России первоначально было небольшое— 300 тыс. служащихпри Ленине. При Сталине их число достигло 1,837млн. Советская номенклатураосновывалась в первую очередь на партийных структурах, которые фактическируководили страной, и прочно вросли в госаппарат.
3. Роль бюрократиив эпоху тоталитаризма
У большинствалюдей слово бюрократия вызывает самые неприятные ассоциации, и удостаиваетсяогромного количества нелестных отзывов и упреков. Это, конечно, вполнесправедливо, но только именно по отношению к бюрократам, а не кбюрократическому принципу организации в целом, т.к. сам по себе он являетсяодним из лучших изобретений человечества. Как известно, основная функциябюрократии – управление, а причина ее появления – возникшая на определенномэтапе развития общества потребность в управлении более рациональном, посравнению с существовавшими на тот момент институтами. Но, как становитсяпонятно из истории всех человеческих изобретений, даже кухонным ножом, можнорезать как хлеб, так и людей, а соответственно при помощи огня можно, какготовить пищу, так и сжигать дотла города. Простыми словами, все зависит оттого, как и с какой целью использовать бюрократию.
Итак, какуюже роль играла бюрократия, или так называемая „номенклатура“ в эпохуправления Иосифа Виссарионовича Сталина? Отвечая на этот вопрос, прежде всего,не хотелось бы руководствоваться моралью, потому что с точки зрения морали всюисторию человечества можно трактовать, как череду бесконечных преступлений. Вданном пункте, я хотел бы попробовать понять, в какой форме бюрократиявписывалась в существовавший политический режим и какие функции она в немвыполняла.
Послеоктябрьской революции, разрушив старый государственный аппарат, большевикиформируют свой, который по их первоначальному убеждению, должен был стать болееэффективным и совершенным, чем предыдущий „царский“, по утверждениюмарксистов „Обслуживавший интересы буржуазии“. Иными словами,считалось, что свержение царского режима, изменение природы государства, ипобеда „прогрессивных“ идей, в конечном счете, должны привести кэволюции государственных институтов, и в дальнейшей перспективе к ихпостепенному отмиранию. Но уже через некоторое время после созданиябольшевистского аппарата, Ленин и его соратники пришли к пониманию того, чтоэволюции так и не произошло, а вся необюрократия практически один в одинвоспроизводит модель и функции дореволюционной „буржуазной бюрократии“.На фоне централизации власти, утверждения монополии одной партии, а такжепостепенного врастания последней в государственный аппарат, происходилоразбухание бюрократии, что с каждым днем все больше увеличивало ее влияние.Желающие текли рекой, а высоких требований не предъявлялось, что в результатепривело к наполнению рядов советских чиновников неквалифицированными карьеристами,а в последствии к формированию особой касты партийно-государственной бюрократии– номенклатуры.
Первымтревогу забил Ленин, но вскоре болезнь его значительно ослабила, и в условияхнадвигающегося передела в высших эшелонах партии, административно-бюрократическийресурс превратился в важный инструмент борьбы за власть. Сталин это прекраснопонимал, и сделал ставку именно на государственный аппарат, в то время какмногие его оппоненты в основном сосредотачивались на борьбе идей, взглядов ипозиций внутри партии. Будучи в должности генерального секретаря, Иосиф Сталинпроводил самостоятельную кадровую политику, заручаясь поддержкой бюрократии вцентре и на местах, а также способствовал росту ее влияния и привилегий, чтовызывало недовольство у многих большевиков. Правда после разгрома „левойоппозиции“ это недовольство уже не могло приобрести более или менееорганизованный характер, что позволяло генеральному секретарю по-прежнемупроводить свою политику усиления влияния партийно-государственного аппарата. В некоторомроде, Сталин был выразителем интересов бюрократии, что и обуславливало ответнуюподдержку Сталина аппаратчиками, в конечном счете, сыгравшую немалую, если нерешающую, роль в его победе над политическими оппонентами.
Подруководством Сталина, в стране формировался тоталитарный политический режим,который стремился к полному контролю над всеми сферами жизни общества. Такимобразом, полномочия представителей номенклатуры возрастали с каждым днем, а самбюрократический аппарат постепенно превращался в мощный и фактически основнойинструмент осуществления власти в стране, который, подобно спруту, запускалсвои щупальца практически во все социальный процессы, вплоть до личной жизникаждого человека. В наше время многие упрекают Сталина в бюрократизации общества,создавая впечатление того, что он лично создал и вырастил всю отечественнуюноменклатуру того времени. Следует отметить, что, по сути, генеральныйсекретарь не был отцом бюрократии, так как она росла и развивалась под влияниемогромного количества политических, экономических и социальных процессов, ссамого момента ее перерождения из царской в большевистскую. Сталин же, скорееумело „оседлал“ ее, и, установив контроль, скорректировал такимобразом, что она превратилась в необходимый ему инструмент тоталитарногоуправления. В итоге вся политическая машина государства походила наиерархическую административную пирамиду, на вершине которой, находилась партия(высший эшелон), в свою очередь на вершине которой, находился ИосифВиссарионович.
Несмотря навидимую слаженность и универсальность, тоталитарная бюрократия, впрочем, как идругие ее варианты, имела очевидные недостатки. Согласно „принципу Питера“,в иерархической организации любой работник поднимается до уровня своейнекомпетентности. То есть, человек, работающий в любой иерархической системе,повышается в должности до тех пор, пока не займёт место, на котором он окажетсяне в состоянии справиться со своими обязанностями, то есть окажетсянекомпетентным. Этот уровень и называется „уровнем некомпетентности“данного сотрудника. На этом месте сотрудник „застрянет“ и будетнаходиться до тех пор, пока не покинет систему. Принцип Питера применим к любойиерархической системе, в которой работник, первоначально находившийся на низшихуровнях иерархии, со временем растёт в должности, а значит и к бюрократии,особенно к ее тоталитарной форме. Таким образом, в кровеносной системегосударственного аппарата регулярно возникали „тромбы“ из сотрудниковдостигших уровня своей некомпетентности. Сама бюрократия регулировать себя былапрактически неспособна в силу особенностей своего построения, и дляпериодической „прочистки труб“ было необходимо внешнее вмешательство.При сложившейся тоталитарной пирамиде, единственным, кто мог вмешиваться ирегулировать работу аппарата был Иосиф Сталин, который использовал как точечныекадровые замены, так и генеральные чистки бюрократических рядов.
Отвечая, напоставленный в начале пункта вопрос о роли бюрократии в эпоху Сталина, яприхожу к выводу, что вся бюрократическая структура Советского Союза выполнялане только и не столько предназначенные для классической бюрократииадминистративные функции, сколько служила мощным скелетом и опорой всегототалитарного режима, и незаменимым инструментом Иосифа Сталина в частности.Весь партийно-государственный аппарат был централизован таким образом, чтопозволял генеральному секретарю и приближенной к нему политической элитеконтролировать практический все политические, экономические, культурные ипрочие процессы, происходившие в стране. А совокупность бюрократов образовывалаособую замкнутую касту, наделяемую сверху привилегиями

Глава III Роль партийных и репрессивныхорганов государства
1. Формированиепартийных и репрессивных органов
Послереволюции все нормальные экономические механизмы и отношения были разрушеныгражданской войной. В условиях острой необходимости обеспечения городов и армииоружием, продовольствием и прочими необходимыми ресурсами, в еще не окрепшемСоветском государстве формируется политика „военного коммунизма“,которая характеризовалась ликвидацией частных банков, конфискацией вкладов,национализацией промышленности, монополией на внешнюю торговлю,продовольственной диктатурой и принудительной трудовой повинностью. Активно шёлпроцесс формирования высших и местных органов государственной власти игосударственного управления. Официально высшим законодательным,распорядительным и контролирующим органом в стране стал всероссийскийцентральный исполнительный комитет (ВЦИК), избиравшийся всероссийским съездомсоветов, и действовавший в периоды между съездами. Власть на местахпринадлежала областным, губернским, уездным и волостным съездам Советов игородским и сельским Советам.
На II-омВсероссийском съезде советов, прошедшем 26 октября (8 ноября) 1917 года,принимается декрет „Об учреждении Совета Народных Комиссаров“, итаким образом создается первое советское правительство, под председательствомединогласно избранного Владимира Ильича Ленина. Руководство отдельныминаправлениями государственной жизни поручалось специальным комиссиям, которыевскоре стали называться народными комиссариатами, а в разговорном языке „наркоматами“.Председатели каждого наркомата входили в Совет Народных Комиссаров. В декрететакже указывалось, что народные комиссии обязывались в тесном единении смассовыми организациями рабочих, крестьян, солдат, матросов и служащихобеспечить проведение в жизнь программы, сформулированной II Всероссийскимсъездом Советов. Наркоматы брали на себя функции прежних царских министерств.Главой каждого комиссариата был народный комиссар, по должности являвшийсячленом Совнаркома (СНК) и имевший заместителей, а совещательным органом –коллегия. К январю 1918 структура Наркоматов включала: Наркомат внутренних дел(НКВД), Наркомат государственного призрения (НКГП), Наркомат земледелия (НКЗ),Наркомат местного самоуправления (НКМС), Наркомат по военным делам(Наркомвоен), Наркомат по морским делам (НКМД), Наркомат по деламнациональностей (Наркомнац), Наркомат почт и телеграфов (НКПТ), Наркоматпродовольствия (Наркомпрод), Наркомат просвещения (Наркомпрос), Наркомат путейсообщения (НКПС), Наркомат торговли и промышленности (НКТП), Наркомат труда(НКТ), Наркомат финансов (НКФ), Наркомат юстиции (НКЮ).
В декабре1917 года, образуется Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ), которые берет насебя функции органа хозяйственного управления, и по словам Ленина »….должен быть таким же боевым органом для борьбы с капиталистами и помещиками вэкономике, каким Совет Народных Комиссаров является в политике". ВСНХ былнаделен широкими полномочиями. Его основной задачей являлась организациянародного хозяйства и государственных финансов, в соответствии, с чем онразрабатывал план и нормы регулирования экономической жизни страны, объединялдеятельность центральных и местных органов управления отдельными отраслямихозяйства, Всероссийского совета рабочего контроля, а также деятельностьфабрично-заводских и профессиональных организаций рабочего класса. ВСНХ былнаделен правом принудительного синдицирования различных отраслей промышленности,конфискации, реквизиции, торговли и проведения иных мероприятий в областипроизводства, распределения и государственных финансов.
Советскаявласть форсированными темпами распространялась и укреплялась на местах по всейстране. Центральные органы Советского государства — Всероссийский ЦентральныйИсполнительный Комитет, Совет Народных Комиссаров и Народный КомиссариатВнутренних Дел руководили всеми сторонами деятельности органов власти наместах.
Несмотря на весьвнешний демократизм официальной государственной системы Советского Союза, наделе реальная высшая власть в стране принадлежала вовсе не Съезду советов,ВЦИКу, СНК или НКВД, а руководству коммунистической партии. И если народныесоветы в первые годы после революции играли хоть сколько-нибудь значимую роль вуправлении государством, то уже к середине 20-х годов партия настолько вросла вгосударственный аппарат, что абсолютно все внутриполитические ивнешнеполитические решения принимались именно в высших партийных органах. А всеруководители государственных ведомств являлись членами партии и входили всостав ЦК.
Формальновысшим органом в партии большевиков, а фактически высшим органом государства,являлся центральный комитет, который состоял из членов и кандидатов в члены ЦК.Впервые центральный комитет партии был избран на VII конференции в апреле 1917года в количестве девятичленов: Зиновьева Г.Е., Каменева Л.Б., Ленина В.И., Милютина В.П., Ногина В.П.,Свердлова Я.М., Смилга И.Т., Сталина И.В., Федорова Г.Ф, и четырех кандидатов:Бубнова А.С., Глебова-Авилова Н.П., Правдина А.Г., Теодоровича И.А. Впоследующие годы избирался на каждом съезде. Кроме центрального комитета,значительную роль в политической жизни 20-х годов, играла Центральнаяконтрольная комиссия (ЦКК), которая была создана в 1920 году, с целью защитынорм партийной демократии и борьбы с бюрократизмом в рядах партии. На деле,помимо своих основных функций, ЦКК играла значительную роль в борьбе синакомыслием в партии под флагом недопущения «групповщины и фракционности».Еще один центральный орган партии – Центральная ревизионная комиссия. Еезадачей являлся, прежде всего, контроль за финансовой отчетностью органовпартийных комитетов и предприятий (газет, издательств и т.д.), а также проверкабыстроты и правильности работы с документами. Реальная же власть в партии, азначит и в стране, на протяжении многих лет была сосредоточена в рукахисполнительных органов Центрального комитета: Оргбюро, Секретариата, Политбюро,а также непосредственно Генерального секретаря ЦК.
Организационноебюро (Оргбюро), как исполнительный орган центрального комитета партии, возникло16 января 1919 года для подготовки VIII съезда партии. В резолюции VIII съезда «По организационному вопросу» было записано, чтоОргбюро состоит из 5 членов ЦК, заседает не реже трех раз в неделю, направляетвсю организационную работу партии и отчитывается перед пленумами ЦК. Постепенночисленность Оргбюро увеличивалась, достигнув своего предела после XV съезда: 13 членов и 7 кандидатов.Согласно Уставу КПСС, принятому на XIX съезде, Оргбюро было ликвидировано, поскольку его функции дублировалиПолитбюро и Секретариат ЦК.
СекретариатЦК возник в 1917 году, после VII(апрельской) партконференции, и первоначально обязанности секретаря выполнялаЕ.Д. Стасова, не являвшаяся членом ЦК и организовывавшая всю техническуюработу: переписку с местными парторганизациями, подбор работников и т.п. После VI съезда бал образован Секретариат изпяти членов ЦК. Всей организационной работой партии (Секретариатом) в этотпериод руководил Я.М. Свердлов. В резолюции VIII съезда «По организационному вопросу»впервые было сформулировано понятие Секретариата ЦК как органа, состоящего изответственного секретаря, члена Оргбюро, и пяти технических секретарей.Указывалось, что он организует ряд отделов. Это означало планомерноеформирование партийного аппарата. В течение года было создано 8 отделов ЦК.Секретариат в новых условиях занимался повседневной организационной работой. Впоследующие годы роль Секретариата ЦК постоянно возрастала. Росло и числосекретарей ЦК. Каждый из них ведал определенной сферой: идеологией,промышленностью, сельским хозяйством, транспортом и т. д. Решения Оргбюро иСекретариата ЦК могли быть отменены только Политическим бюро ЦК (Политбюро)
Политбюробыло образовано на заседании ЦК 10 октября 1917 года как временный орган дляполитического руководства вооруженным восстанием. 29 ноября 1917 года былоизбрано бюро ЦК с правом «решать все экстренные дела». Резолюции VIII съезда «По организационномувопросу» было предусмотрено создание Политбюро из пяти членов ЦК дляпринятия решений «по вопросам, не терпящим отлагательства». Политбюродолжно было каждые две недели отчитываться перед Пленумом ЦК. 25 марта 1919года Пленум ЦК впервые избрал его постоянный состав. В Уставе партии, принятом VIII Всероссийской партконференцией,говорилось, что Политбюро создается ЦК «для политической работы».Резолюция XII съезда «По организационномувопросу» предусматривала в его составе «не более семи членов ичетверых кандидатов». На заседаниях Политбюро в тот период моглиприсутствовать члены ЦК и три постоянных представителя президиума ЦКК. Но уже вУставе партии, принятом на XIVсъезде, эти положения специально не оговаривались. На деле уже к началу 20-хгодов Политбюро превратилось в высший орган руководства всей жизнью советскогогосударства. На его заседаниях принимались решения не только по важнейшимвопросам внутренней и внешней политики, но и вполне конкретные постановления оназначении советских, хозяйственных, судебных работников, предрешалисьприговоры судов и обсуждались просьбы о помиловании, направлявшиеся в адресПрезидиума ЦИК и т.п. Решения Политбюро были обязательны для всех партийных,советских, хозяйственных и общественных организаций.
На протяжениивсей истории Советского Союза, в политическое бюро ЦК входили все руководителицентрального партийного аппарата, важнейших государственных ведомств ипредставители крупнейших партийных организаций. С 1922 года на заседанияхПолитбюро ЦК председательствует Генеральный секретарь ЦК (генсек), формально высшийруководитель аппарата коммунистической партии, избиравшийся на Пленуме ЦК иответственный перед ним, а фактически, на протяжении многих десятилетий,руководитель советского государства с почти неограниченными полномочиями.Первым Генеральным секретарем ЦК партии, с самого момента создания этойдолжности, был Иосиф Виссарионович Сталин.
Немаловажнымдля руководства большевиков в условиях гражданской войны представлялосьудержание власти, а значит, требовалось создание специального органагосударственной безопасности, в том числе и для подавления одной из главныхугроз для коммунистической партии – контрреволюции. Первоначально функцииоргана борьбы с контрреволюцией, наряду с другими многочисленнымиобязанностями, выполняли военно-революционные комитеты. Толчком к ускорениюрешения вопроса о создании специализированного аппарата, способного выявлять исвоевременно пресекать выступления против режима, стало ухудшение политической иоперативной обстановки. После обсуждения Совнаркомом информации о готовящейсявсероссийской забастовке чиновников, Ф.Э. Дзержинскому было поручено составитьособую комиссию для выработки эффективных мер противодействия.
7(20) декабря1917г Совет народных комиссаров образует Всероссийскую чрезвычайную комиссию поборьбе с контрреволюцией и саботажем при Совете Народных Комиссаров (ВЧК приСНК РФСФР). ВЧК должна была вести предварительное следствие, пресекать акцииконтрреволюционеров и саботажников, вырабатывать специфические меры борьбы спротивником. Расследованные дела передавались в ревтрибуналы. Создание ВЧКявилось закономерным актом государственного строительства и Комиссия сталапервым советским специализированным органом государственной безопасности.
Решающийтолчок к повсеместной организации чекистских аппаратов дала I Всероссийскаяконференция чрезвычайных комиссий, работавшая в Москве 11-14 июня 1918 года. Еёделегаты приняли постановление об организации во всех губерниях, на узловыхжелезнодорожных станциях, в портах и пограничной полосе «стройной сети»чрезвычайных комиссий по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией. Со дняобразования ЧК все иные губернские и уездные органы, ведшие дела подобногорода, упразднялись, а все дела о совершённых государственных преступленияхпередавались исключительно в введение чрезвычайных комиссий. Местные ЧКподчинялись ВЧК и были подотчётны местному Совету и его исполкому. Наконференции определялись права и задачи местных и уездных ЧК, примернаяструктура и функции основных отделов. Начиналось формирование достаточнокрупных чекистских вооружённых отрядов для участия в операциях и охраныобъектов, они положили начало войскам госбезопасности.
В первый жегод существования чрезвычайных комиссий вопросы их деятельности находились всфере внимания комитетов РКП(б) и исполкомов Советов. Однако тогда жепроявляется тенденция, которая стремительно превращается в норму деятельностиорганов государственной безопасности. Если на I Всероссийской конференции чрезвычайных комиссий в 1918 годуотмечено, что ЧК «должны быть в тесном контакте со всеми партийными исоветскими органами», то в сентябрьском «Положении о губернских иуездных чрезвычайных комиссиях» зафиксировано: «В своей работечрезвычайная комиссия … должна опираться на местные комитеты партии коммунистов».О Советах и исполкомах в этом документе уже не упоминается, хотя временнаяразница между двумя этими документами всего три месяца. и это совсем неслучайно. По мере укрепления руководящей роли коммунистической партии в системедиктатуры пролетариата, устранения представителей других партии из Советов иисполкомов, изгнания их из чекистских органов, тенденция к подчинению служб ВЧКне государственной власти, а правящей партии, превратились в чётко выраженнуюполитическую линию этой партии.
Послеокончания гражданской войны, и перехода от «военного коммунизма» кновой экономической политике, а также в связи с общей стабилизацией ситуации,потребовалось сужение полномочий ВЧК и ее реорганизация. 6 февраля 1922 годаВЦИК издал постановление «Об упразднении Всероссийской чрезвычайнойкомиссии и о правиле производства обысков, выемок и арестов». ВЧК и еёподразделения на местах упразднялись. Их задачи передавались Государственномуполитическому управлению (ГПУ) при наркомате внутренних дел РСФСР. ГПУпоручалась борьба со шпионажем, бандитизмом, подавление вооружённыхвыступлений, охрана транспортных коммуникаций и границ республики,расследование всех противогосударственных выступлений. Подчинение органовгосбезопасности Наркомату внутренних дел, а губернских отделов ГПУгубисполкомам Советов органически включило секретную службу в государственнуюсистему управления страной.
Послеобразования Союза Советских Социалистических Республик (СССР), создаетсяобъединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР,объединявшее и координировавшее республиканские ГПУ в борьбе с контрреволюцией,шпионажем и бандитизмом. С середины 1920-х годов создались реальные предпосылкидля сосредоточения усилий органов госбезопасности на борьбе с иностраннымиспецслужбами. Однако сохранить наметившийся курс, отвечавший историческойреальности, не удалось. Введение чрезвычайных мер по хлебозаготовкам 1928 годаобозначило возврат партийно-государственной верхушки к практике времен «военногокоммунизма» и «чрезвычайщины». Органы госбезопасности быливтянуты в силовое решение острых экономических проблем, и именно на ГПУ былавозложена ведущая роль в осуществлении коллективизации сельского хозяйства: егопредставители входили в «тройки» по ликвидации кулачества, еговоинские части обеспечивали депортацию раскулаченных, а затем и обеспечениеГУЛАГом «великих строек коммунизма». Тоталитарный режим стремительновыдвинул административные органы на ведущее место в системе управления страной.В 1934 году функции государственной и общественной безопасности сосредотачиваютсяв мощнейшем объединении – Наркомате внутренних дел СССР (НКВД). Это былзакономерный результат.
Рассмотревкраткую историю формирования государственных, партийных и репрессивных органов,я прихожу к выводу, что последовавшее за гражданской войной формированиежесткого тоталитарного режима, не было случайностью, а являлось результатомзакономерного развития всей, сложившейся еще в годы гражданской войны,политической системы, характеризовавшейся повсеместным врастанием партиибольшевиков в государственный аппарат, репрессивной политикой подавления всехвозможных и потенциальных политических противников партии, и установленияметодов административно-командного хозяйствования и управления.
2. Рольпартийных и репрессивных органов государства
Для того, чтобыответить на третий и заключительный вопрос о роли партийных и репрессивныхорганов государства, поставленный мною в данной курсовой работе, необходимо ещераз окинуть взглядом процессы и основные моменты, происходившие в СоветскойРоссии в период 1917 – 1923 годов. После свершения Октябрьской революции иустановления власти большевиков, на территории бывшей Российской империизавязывается цепь вооруженных конфликтов между различными силами внутри страны,а если проще, то начинается гражданская война. В условиях войны, всеобщейразрухи и иностранной интервенции, для сохранения и удержания власти большевикидолжны были оперативно реагировать на вызовы времени, результатом чего и сталаполитика «Военного коммунизма» и «Красного террора».Коммунистическая власть, впрочем, как и любая другая, в условиях военногоположения могла опираться, прежде всего, на силу и силовую централизациювласти, которая сама по себе требует максимального подавления сопротивляющихсяи противостоящих правительству внутригосударственных элементов. Результатомэтой необходимости послужило создание одного из первых репрессивно-карательныхорганов – ВЧК, а идеологическим подкреплением насильственных методов подавления«несогласных» послужил тезис о «диктатуре пролетариата».Поскольку большевики имели в руках все рычаги силового воздействия, плавнопроисходит неизбежное выдавливание с политической арены всех оппозиционнонастроенных партий и движений, и уже к концу гражданской войны завершаетсяокончательное утверждение монополии одной партии, по сути – партократии. РКП(б) довольно быстро сосредотачивает в своих руках исполнительную изаконодательную власть, формируя новый государственный аппарат таким образом,что все управление в конечном итоге замыкается на большевистской партии, делаяее основной и единственно легальной политической силой в стране, а ее лидеров –верховными руководителями государства. Соответственно, для того, чтобыудерживать свое положение, правительству большевиков был необходим болееразвитый репрессивно-силовой аппарат, который и получает бурное развитие впервые же годы, после Октябрьской революции. ВЧК быстро разрастается,углубляясь во все уголки страны, тем самым, обеспечивая на местах влияниепартии и подавление контрреволюционных сил. Дальнейшая эволюция аппаратачекистов в ГПУ, ОГПУ и НКВД, является не только развитием ведомства, как органагосударственной безопасности, а еще и налаживанием структурыкарательно-репрессивной машины, необходимой каждому правительству в условияхтоталитаризма и командно-административной системы.
После того,как в 20-х годах карательный аппарат выполнил свою изначальную функцию, ифактически истребил большинство всех реальных врагов революции, новой цельюстали враги потенциальные. Началась «охота на ведьм», которая сразной интенсивностью продолжалась до самой смерти Сталина. Во-первых,признание отсутствия реальной угрозы, могло поставить под сомнение самосуществование репрессивных органов, что было бы просто немыслимо для режима, ипоэтому был необходим новый образ старого врага. Во-вторых, «охота наведьм» всегда служила прекрасным поводом для проведения тех или иныхкадровых, классовых и прочих чисток.
Коммунистическаяпартия, обладала всеми ветвями власти и играла руководящую, контрольную ираспорядительную роль, то есть управляла. А карательно-репрессивные органыиграли роль ее опоры и силового инструмента воздействия на общество. Еслипровести аналогию между процессами управления и ездой на лошадях, то весьпартийный аппарат можно представить, как наездника, а репрессивные органы какузду, шпоры и хлыст, позволяющие наезднику контролировать и принуждать. Также,репрессивный аппарат выполнял и другую функцию – чисткупартийно-государственных рядов, начиная от верхних эшелонов, и заканчиваясамыми низшими представителями иерархии. Это использовалось для очищения партииот наводнивших ее карьеристов (на ранних этапах), для борьбы за власть, атакже, в качестве профилактической меры воздействия, так как тоталитарнаямашина и командно-административная экономика, для поддержания своейработоспособности регулярно нуждались в стимуле, и единственным доступным длясложившейся системы стимулом – был страх, внушавшийся путем регулярногоперетряхивания всех винтиков и болтиков. Нагнетаемая атмосфера постояннойнапряженности держала в тонусе весь государственный бюрократический аппарат, апо большому счету и всю систему в целом. Я хотел бы подчеркнуть, что такаятрактовка не претендует на истину, и является лишь моей попыткой объяснитьсмысл происходивших событий. Официально, любое применение репрессивногоаппарата объяснялось в контексте существовавшей идеологии, например, массовыерепрессии, считались наступлением социализма и пролетариев на враждебные классыи так далее.
К моментуприхода Иосифа Сталина к власти, Советская система управления была по большомусчету уже сформирована, и в совокупности партийно-государственного ирепрессивных аппаратов, представляла собой мощнейший ресурс, обладание которым,являлось источником практически ничем не ограниченной власти. В свою очередь,для полноценного функционирования тоталитарному аппарату, не способномуработать без четких инструкций, не хватало только одного – жесткого руководствасверху, а по-другому – диктатора. Таким образом, победа в борьбе за властьСталина и формирование режима его личной власти явилось завершающим этапом вскладывании полноценного тоталитаризма.

Заключение
Завершаянаписание курсовой работы, и подводя итог описанию и исследованию политическойборьбы 20-х годов, советской бюрократии и роли партийных и репрессивных органовгосударства, мне бы хотелось дать личную оценку этим процессам и событиям, итем самым обобщить полученные мною знания и сделанные мною выводы. Замечу, чтоиз-за особенности, длительности и важности рассматриваемого мною периодавремени, было бы невозможно рассуждать о целях, причинах и результатах, неучитывая при этом фигуру Иосифа Сталина и собственную позицию относительноэтого вопроса. Но я искренне надеюсь, что у меня по максимуму получилосьудержать все страницы курсовой работы исключительно в контексте «историигосударственного управления», не выходя за ее рамки и не углубляясь ввопросы ее не касающиеся.
ИосифВиссарионович Сталин умер 63 года назад, но созданная им государственнаямашина, с некоторыми изменениями, пережила его на несколько десятилетий.Отдельные ее элементы, при желании, мы можем разглядеть и в современнойполитической организации общества. На сегодняшний день, при оценке плюсов иминусов эпохи Сталина, наблюдаются регулярные попытки приписывать всеположительные достижения того времени только, и исключительно, советскомународу, а все плохое, ужасное и кровавое сваливать на плечи одного, и по мнениюсовременных идеологов единственного во всем виновного, генерального секретаря.В этом наблюдается очевидное противоречие, попросту игнорируемое «антисоветски»настроенными деятелями. Да, конечно, на нем лежит большая часть ответственностиза жизни, перемолотые жерновами беспощадной и хладнокровной тоталитарноймашины. Но, не учитывать личного вклада Сталина в неоспоримый и беспрецедентныйэкономический, научный и военно-технологический прорыв страны, абсолютно тожесамое, что не признавать заслуги капитана морского судна — в успешномзавершении дальнего плавания, надевая все лавры на головы простых матросов, илиотрицать вклад архитектора в строительство многоэтажного дома, ссылаясь на то,что строят строители.
Безусловно,Иосиф Сталин один из величайших тиранов за всю историю России, и его режимпогубил огромное количество людей. Но в тоже время, он является архитекторомсупердержавы, на потенциале которой, что уж там скрывать, мы выезжаем до сихпор. Именно он, является «командиром» форсированной индустриализации,без которой нас бы смели с лица земли, и лишили бы даже не права нанезависимость, а права на существование. И именно при нем, ценой нечеловеческихусилий, было создано и поставлено на вооружение первое советское ядерноеоружие, благодаря которому наши границы стали неприкосновенными, а международныйстатус неоспоримым. Также, следует отметить введение бесплатной медицины и образования.Таким образом, созданная Сталиным политическая система, доказала своюспособность реагировать на вызовы того времени, и остается только догадываться,что бы могло произойти со страной, если бы вместо такого человека, как Сталин,у «руля» оказался бы такой человек, как Горбачев например.
Лично я,рассматриваю тоталитаризм, как болезнь, которой российское общество переболелов результате извечного запоздалого развития, и считаю, что если бы не былоодного диктатора, неизбежно бы был другой, а тоталитаризм при этом был бы темже. К такому выводу я пришел на основании изученных мною, в ходе написанияданной работы, фактов, различных взглядов, и теорий. И мне также кажется вполнезакономерным то, что под давлением изменявшейся ситуации советский строй сначаласмягчился, а потом треснул, позволив прорасти новой и более развитой системеуправления, новому государственному и экономическому строю.

Списокиспользованной литературы
1. Коржихина, Т.П. Историягосударственных учреждений СССР: учебник / Т.П. Коржихина. М.: Высшая школа,1986.
2. Ленин, В.И. Полное собраниесочинений в 55 томах / ред. М.Я. Панкратова. М.: Издательство политическойлитературы, 1974. Т. 35
3. Ленин, В.И. Как нам реорганизоватьРабкрин. // Правда. 1923. 25 января.
4. Методические рекомендации понаписанию рефератов, курсовых и дипломных работ для студентов заочной формыобучения специальностей 080504 «Государственное и муниципальное управление»,030501 «Юриспруденция» / сост. М.В. Теплянский. Иваново.: ФилиалСЗАГС в г. Иваново, 2009.
5. Носова, Н.П. Государственныеинституты России в 19-20-вв.: учебник / Н.П. Носова. Тюмень.: ТюмГу, 2003.
6. Омельченко, Н.А. Историягосударственного управления в России: учебник / Н.А. Омельченко. М.: Проспект,2008.
7. Соколов А.К. Курс Советской истории 1917 – 1940: учебноепособие для студентов вузов / А.К. Соколов. М.: Высшая школа, 1999
8. Хрущев, Н.С. Доклад XX съездуКоммунистической партии Советского Союза «О культе личности и егопоследствиях» от 25 февраля 1956. // Известия ЦК КПСС, 1989. № 3.
9. XII съезд РКП (б). Стенографический отчет / техническийредактор А. Виноградова. М.: Издательство политической литературы, 1968.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.