Реферат по предмету "Психология"


Теория мышления в ассоциативной психологии

Содержание: Содержание: 1 АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. (АССОЦИАНИЗМ) 2 АССОЦИАЦИЯ 3 ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ. 4 АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 7 Литература: 8 АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. (АССОЦИАНИЗМ) Происходит от лат. associatio - соединение и греч. psyche - душа + logos - учение. Ведет свое начало с Т.Гоббса, Д.Юма, Дж.С.Милля. Это психологическое направление было ориентировано

на строго причинный анализ психики. Крупнейший представитель ассоциационизма XVIII в. Д. Гартли соединил понятие рефлекса с понятием ассоциации. Это соединение выразилось следующим образом: внешнее воздействие, порождающее рефлекторный ответ, запечатлевается в виде следов памяти — ассоциаций; частое повторение соответствующего воздействия ведет к быстрому восстановлению следов по механизму ассоциации. Его книга «Наблюдения за человеком» (1749) положила начало классическому

ассоцианизму. Единицей анализа психики была признана ассоциация, как связь между двумя или более психическими образованиями. Сложные психические процессы трактовались как результат соединение простых элементов (ощущений, представлений). Существенные результаты были достигнуты прежде всего в области психологии обучения. В своем развитии ассоциативная психология прошла ряд этапов: выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных психических явлений, прежде всего процессов припоминания. классический этап,

когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве которых рассматривались ощущения и представления. экспериментальный и практический этап, который характеризуется попыткой ввести в основную концепцию фактор активности субъекта. АССОЦИАЦИЯ Мнемический процесс. Установление в результате опыта связи между двумя психическими элементами. При актуализации в дальнейшем одного элемента связи обусловливает проявление и другого.

В различных направлениях ассоциативной психологии было предложено выделять ассоциации по типу их образования. Так были выделены ассоциации: по сходству (красное - пурпурное), по контрасту (большое - маленькое), по смежности в пространстве или во времени (запах приправы к пище вызывает аппетит), причинно-следственные (сильный ветер - озноб). Предлагаемая таблица. Надо подобрать к предложенным словам ассоциации и разложить их по типам. сходство контраст Смежность в пространстве или времени

Причинно-следственные Луна Головка сыра Солнце Спутник Ночь Спиленное дерево Мост Растущее дерево Звук мотора бензопилы Пила Огонь Красная ткань Вода Летящие искры Спичка Было обнаружено, что сила ассоциативной связи зависит от ряда условий (сила впечатлений, вызываемых элементами связи, их новизна, а также способности индивида).

ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ. Психология мышления стала специально разрабатываться лишь в XX в. Господствовавшая до этого времени ассоциативная психология исходила из того положения, что все психические процессы протекают по законам ассоциации и все образования сознания состоят из элементарных чувственных представлений, объединенных посредством ассоциаций в более или менее сложные комплексы. Представители ассоциативной психологии не видели поэтому необходимости в специальном исследовании мышления:

они по существу конструировали его из предпосылок своей теории. Понятие отожествлялось с представлением и трактовалось как ассоциативно связанная совокупность признаков: суждение - как ассоциация представлений; умозаключение - как ассоциация двух суждений, служащих его посылками, с третьим, которое выводится из него. Эта концепция идет от Д. Юма. Еще в конце XIX в. она была господствующей.

Первое существеннейшее отличие мыслительного процесса от процесса ассоциативного заключается в том, что течение мыслительного процесса регулируется более или менее адекватно отраженными в сознании связями своего предметного содержания (рис.1); ассоциативный же процесс определяется сплошь и рядом не осознанными связями по смежности в пространстве и во времени между полученными данным субъектом более или менее случайными субъективными впечатлениями (рис.2). У каждого субъекта они устанавливаются в зависимости

от того, в каких соединениях данные впечатления были им восприняты и независимо от того, насколько существенны эти связи для самих предметов. В ассоциативном процессе связи и отношения, объективно определяющие течение процесса, не осознаются самим субъектом как связи его предметного содержания. Каждое представление может по ассоциации вызвать любое из представлений, с которыми оно при своем появлении находилось в пространственной или временной смежности, а таких представлений обычно бывает множество.

Каждое из могущих быть ассоциативно вызванных представлений в свою очередь является отправной точкой разбегающихся в разные стороны ассоциаций. Таким образом, основанная на ассоциации связь между исходным представлением и последующим не однозначна: процесс лишен направленности, в нем нет регулирующей его организованности. Так, например, протекают у нас обрывки мыслей, случайно всплывая и разбегаясь сейчас же в разные стороны, когда, выключившись из мыслительной работы, требующей сосредоточенной направленности

и собранности на одном предмете, на разрешаемой нами задаче, мы, утомленные, предоставляем нашим "мыслям" блуждать и расплываться в случайных грезах; но и в этих грезах больше направленности, чем в простой цепи ассоциаций. В мыслительном же процессе действием этого механизма ассоциаций можно было бы скорее объяснить те случаи "рассеянности", когда в последовательный ход мыслительных операций вдруг врывается по случайной ассоциации всплывший образ, отклоняющий мысль от ее пути, от нормального,

упорядоченного течения мыслительных операций. Характеры протекания элементарного ассоциативного процесса и высшего мыслительного процесса так существенно различны, что сведение второго к первому совершенно неправомерно. АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ Предложен одновременно К.Г.Юнгом, М.Вертгеймером и Д.Кляйном для исследования мотивации личности. Это проективный метод. В нем испытуемому предлагается как можно быстрее отвечать на набор слов-стимулов

любым словом, которое приходит ему в голову. Возникающие при этом ассоциации регистрируются по их типу, частоте однородных ассоциаций, времени между словом-стимулом и ответом испытуемого. Также фиксируются поведенческие и физиологические реакции. На основании этих данных делается вывод о скрытых влечениях и "аффективных комплексах" испытуемого. Дальнейшее развитие эта методика получила в исследованиях

А.Р.Лурия, который предложил так называемую "сопряженную моторную методику", при использовании которой испытуемый должен одновременно со словесным ответом делать определенные движения двумя руками (например, нажимать двумя указательными пальцами на два телеграфных ключа). При этом анализ двигательной координации позволяет существенно расширить возможности диагностики аффективных реакций испытуемого. Литература: С. Л. Рубинштейн.

Основы общей психологии. СПб 1998. Ивановский В.Н. Ассоциационизм психологический и гносеологический. Казань, 1909 Российский Государственный Педагогический Университет им.А.И.Герцена Факультет коррекционной педагогики Кафедра сурдопедагогики Реферативное сообщение по сурдопсихологии «Теория мышления в ассоциативной психологии».

Выполнили студентки II курса, группы сурдо, специалитет Филиппова Дарья Леонтьева Анастасия Преподаватель – Тымкив А.С. 2005г



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Художественная культура Древней Греции в период архаики и ранней классики
Реферат Туристские центры Карельско Кольского района
Реферат Youth Violence Essay Research Paper In the
Реферат Модель оценки эффективности управления ПИФом на примере ЗПИФН "Вольные каменщики" по доверительным управлением ООО "УК" МАГИСТР"
Реферат Film ReviewMi2 Essay Research Paper Mission Impossible
Реферат The Aeneid Books Essay Research Paper The
Реферат Типы и виды контроля знаний на уроках ОБЖ
Реферат Отчет о практической деятельности старшего фельдшера-лаборанта
Реферат Моделирование управленческих решений
Реферат Метафизика русской прозы, вопросы литературы безвременья
Реферат А. Ю. Завьялов Пермский государственный университет
Реферат Проект модернизации одноковшового экскаватора с целью повышения производительности и экономической эффективности
Реферат Genetic Engineering Essay Research Paper Genetic EngineeringThe
Реферат The Robber Bride Essay Research Paper Depending
Реферат Историко-педагогический анализ становления воспитательных систем инновационных школ в России XIX - начала XX века