--PAGE_BREAK--двигалось в полной тишине, 30 августа завершилось переправа через
Оку, 6 сентября войско подошло к Дону, где Дмитрий и замыслил
встретить Мамая. Местом встречи было выбрано Куликовское поле, и
не случайно. Вся география Куликовского поля благоволила русскому
войску: речные, лесные и болотистые фланги, возвышение на месте
стана русских войск. Мамай же двигался к Куликову полю с Краси-
вой Мечи. В ночь с 7 по 8 сентября русские войска переправились
через Дон и встали в боевой порядок в водоразделе между Смолкой и
Нижним Дубиком.
Левый фланг русского войска, на который должен был пасть ос-
новной удар татар, переходил в топкие берега Смолки, за левым
флангом распологались резерв и засадный полк. Правый фланг был
так же защищен болотистыми берегами Непрядвы, а так же тяжеловоо-
руженной псковской и полоцкой конными дружинами. В центре -
большой рати, были сведены все городские полки. Передовой полк
составлял все же часть большого полка, задача же сторожевого пол-
ка заключалась в завязывании боя и возвращении в строй.
Утром 8 сентября над Куликовским полем стоял густой, непро-
ницаемый туман, который рассеялся только к двенадцатому часу.
Битва Четобея и Пересвета положила начало битве …
… На Куликовом поле Орда имела превосходство в коннице и
угрожала русским флангам. Орда стремилась окружить русских и перебить их строй таранным ударом. Русские приняли бой в активной
обороне. Эта была еще одна тактическая задумка Дмитрия. После то-
го как был отражен таранный удар Орды, и она спешилась, русские
воины, чтобы снять численное превосходство предприняли сложный
маневр левого фланга: отступили, заманили правый фланг Орды в за-
саду, уничтожили его; а потом уже русские войска взяли в окруже-
ние главные силы Мамая.
Разгром Мамая, и последовавшие за этим ордынские неурядицы,
которые привели к окончательному распаду грабительского государ-
ства, демонстрация превосходства русского военного искусства над
военным искусством врага, усиление государственной власти на Ру-
си – заметные последствия битвы на Куликовом поле. Вместе с этим
Куликовская битва положила начало возрождению национального само-
сознания русского народа.
Огромную роль в этой победе сыграл Дмитрий Донской. Это ис-
торический деятель, который сумел понять народные чаяния и объе-
динить всех русских людей на их свершение и перед решающей схват-
кой с угнетателями примирить самые острые общественные противоре-
чия. В этом его заслуга во внутренней политике. Но он не только
возродил лучшие традиции военного искусства, он обогатил его но-
выми принципами стратегии и тактики, в невероятно сложных усло-
виях сумел вооружить и обучить войско. Так же сподвижниками его
во всех его делах были митрополит Алексей и игумен Троицкого мо-
настыря Сергий Радонежский. Эти люди смогли под эгидой русской
церкви собрать всех гонимых людей под единое знамя освобождения.
Одним из самых значительных полководцев Древней Руси был Дмитрий
Волынский, отнюдь не по капризу отдал князь под его начало засад-
ный полк и руководство всей битвой. Это ли не высшая оценка?
Куликовская победа создала в Восточной Европе качественно
новую политическую ситуацию, при которой искусственно сдерживав-
шиеся объединительные процессы получили простор для своего разви-
тия. С Куликовской победы началось неуклонное восхождение Москвы,
столицы Русских земель. Сейчас же явились и признаки возросшего
личного влияния Дмитрия Донского. Здесь надо сказать, что Дмит-
рий воевал не только с Мамаем, но и с литовским князем Ягайло,
войско которого во время Куликовской битвы стояло у Дмитрия поч-
ти за спиной, потому что Донской не смог бы воевать с объединен-
ным войском и поэтому хитрым маневром отрезал Ягайло от Мамая.
В 1381 году Тохтамыш дает ярлык на великое княжение Ягайлу.
Поставив Ягайло противовесом Москвы, Тохтамыш решился на вторже-
ние в пределы Северо-Восточной Руси, чтобы сорвать планы Дмитрия
и его митрополита Киприана по созданию общерусского антиордынско-
го фронта. Здесь надо отметить, что в предкуликовский период
вражда между некоторыми княжескими домами была притушена, Кули-
ковская победа ее придавила авторитетом победителя, но приход к
власти Тохтамыша, нового властителя Орды, оживил угасшие было на-
дежды на перемены правящей династии на владимирском столе, таки-
ми были братья великой княгини Евдокии: Василий и Семен.
Не ощущая в себе силы начать вторжение так, как это делали
Батый и Мамай, Тохтамыш напал на Русь крадучись, расчитывая на
внезапность. Дмитрий поручил защиту Москвы Киприану и сыну Андрея
Ольгердовича князю Остею, оставив в Кремле княгиню Евдокию. Дон-
ской был уверен в том, что Москва устоит перед Тохтамышем и сам
пошел в Переяславль собирать переяславские, суздальские и белоо-
зерские полки.
23 августа к Москве подошли передовые ордынские отряды и
сожгли посады. 24 августа Москву обложили главные силы. Три дня
безуспешно бросались ордынцы на стены и наконец прибегли к обыч-
ному для них коварному приему. Тохтамыш послал к воротам нежего-
родских князей Василия и Семена, сыновей Дмитрия Суздальского.
Остей вышел на переговоры в сопровождении духовенства; его схва-
тили и убили, духовных «ободрали», в открытые ворота ворвались
ордынцы.
Овладев Москвой, Тохтамыш распустил отряды по волостям.
Ограбили Юрьев, Дмитров, Можайск. Под Волоколамском отряды стол-
кнулись с войском, которое собирал Владимир Андреевич, ордынцы
были изрублены в короткой сече. Узнав об этом, Тохтамыш собрал
рассеянные отряды и помчался прочь так же скоро, как и явился, не
пожелав встречаться ни с Владимиром Андреевичем, ни с тем более
Дмитрием Донским, который двинул свое войско из Костромы к Москве.
Так закончился поход Тохтамыша на Москву в 1382 году. Орде
снова удалось предотвратить чрезмерное усиление одного из госу-
дарств Восточной Европы – Московского, вступившего после Куликов-
ской битвы на путь интенсивной интеграции с западно-русскими фео-
далами Литовско-Русского княжества. Таким образом, вновь созданы
условия для восстановления необходимого Орде равновесия между
Москвой и Вильно, центром Литовского княжества. Но, что стало ха-
рактерным, ордынские политики очень скоро не только прекратили
нашествия на Москву, но и стали оказывать ей поддержку.
Москва и Вильно, Дмитрий и Ягайло подогревались ордынскими
политиками – они увеличивали накал их соперницества, и одновре-
менно подогревали сепаратиские настроения удельных князей внутри
этих двух великих княжеств. В следствие этого 1383 году из-под
влияния Москвы был выведен Великий Новгород, Ягайло в свою оче-
редь должен был пойти на территориальные уступки Ордену. Ягайло,
оказавшийся тем самым как бы меж двух огней, и Дмитрия, нуждав-
шийся в тот период в политически сильных союзниках, создал в
1383-1384 годах условия для сближения Москвы и Вильно.
Заключенный Московско-Литовский договор 1384 года был инте-
ресен тем, что в нем фактически была признана ведущая роль Дмит-
рия Донского. В этих условиях Орда и Орден усилили свой финансо-
вый и политический нажим. Орда действовала через Новгород, Орден
же поменял тактику и содействовал объединению Ягайла и Витовта,
тогдашнего союзника крестоносцев. В результате усилий Орды, Орде-
на и примкнувшей к ним Польши к лету 1385 года все попытки уста-
новления московско-литовского сотрудничества были пресечены, а
уже в начале 1386 года последовало династическое объединение
Польского королевства и Литовско-Русского княжества, получившее
название Польско-Литовская уния 1385 года.
19 мая 1389 года в Москве умер Дмитрий Донской, 19 августа
но московский престол вступил Василий I Дмитриевич. Летом 1390
года в торжественной обстановке состоялось бракосочетание Васи-
лия и Софьи Витовтовны. В Восточной Европе Василий, Витовт и Кип-
риан, ставший 1 октября 1389 года митрополитом, пытаются воспре-
пятствовать упрочнению унии и заменить польско-католическую коло-
низацию литовских и русских земель, консолидацией русских сил
вокруг Москвы, это было предпринято сразу после Куликовской побе-
ды. Но в ход наметившегося исторического процесса опять тесно
влились события в Орде. Новый этап в истории Золотой Орды совпал
со смертью Дмитрия. Когда-то Тохтамыш вышел из повиновения Тиму-
ру и стал претендовать на подвластные ему территории. Началось
противостояние. Тохтамыш сразу же после смерти Дмитрия Донского
выдал ярлык на княжение Владимирское его сыну, Василию I, и уси-
лил его, передав ему и Нижегородское княжество и ряд городов.
Тохтамыш между тем метался в противоречиях ордынской политики на
Руси, и на реке Терек в 1395 году войска Тимура разбили Тохтамы-
ша, расправились с ним за его двойственность. После битвы на Те-
реке непобедимый «бог войны» двинул свои войска через Поволжье и
Приднепровье к Москве, но простояв 15 дней в Ельце он повернул
прочь.
Историческое значение Куликовской битвы в том, что ее результат привел к краху татарско-литовских планов раздела Руси.
Битва показала возможность победы над татарами, дала новый импульс силам, стремящимся к государственному единству Руси, объективно способствовала усилению Московского княжества — центра, стремившегося объединить Русь.
Следует заметить, что всего через 15 лет после Куликовской
битвы, продемонстрировавшей превосходство русской политики и рус-
ского военного искусства над ордынским и во многом решающим обра-
зом ослабившей политическое и экономическое влияние татаро-мон-
гольского ига в Северо-Восточной Руси, среднеазиатскому полковод-
цу надо было крепко призадуматься, прежде чем вступать в сраже-
ние с московскими войсками. Тимур ушел в свои пределы, поделив
Волжскую Орду между своими ставленниками. Между тем, внутренние
процессы консолидацие русских сил после Куликовской победы уже
вышли из-под контроля Орды и какой-либо третьей силы. Сближение
между Василием I и его тестем продолжалось. На это немало сил по-
ложил и митрополит Киприан. Надо полагать, что он являлся тем
церковным деятелем, который был необходим наметившемуся истори-
ческому процессу.
5)Свержение Золотоордынского ига.
Момент для нашествия на Русь Ахмат выбрал чрезвычайно удачно. Все как будто складывалось в его пользу. На северо-западе Русь воевала с Орденом. Феодальный мятеж ослаблял силы Русского государства. Некоторые летописцы даже прямо связывают окончательное решение Ахмата о походе с получением известия об этом мятеже. С Крымом у Руси еще только шли переговоры, а союз Ахмата с королем был уже фактом. Да и сам Казимир обладал гораздо большими политическими и военными возможностями, чем непрочно сидевший на своем престоле вассал турецкого султана.
Медленно двигалась Большая Орда по Дикому Полю. Ахмат не рассчитывал на эффект внезапности. Большее значение он придавал совместным действиям всех антирусских сил, своему союзу с Казимиром.
В конце мая — начале июня началось развертывание русских войск на окском рубеже. 8 июня в поход выступил великий князь Иван Молодой — видимо, с достаточно крупными силами, раз во главе их был поставлен второй человек государства.
Нелегко было определить направление главного удара Ахмата. Ордынцы разорили волость Веснугу между Калугой и Серпуховом. Но это было не более чем демонстрацией. Хан с главными силами медленно поднимался вверх по берегам Дона. После долгой зимы конница нуждалась в сочных степных пастбищах. На берегах Оки были пока только стычки передовых отрядов.
В воскресенье 23 июля в поход из Москвы к Коломне выступили главные силы русских под предводительством самого великого князя .
Приближалась осень. Уже несколько месяцев стояли русские войска в полной боевой готовности на Оке, наблюдая на противоположном берегу татарские разъезды. Ахмат прощупывал оборону русских. Убедившись в ее прочности, в том, что весь левый берег надежно прикрыт русскими войсками, хан решил предпринять обходной маневр. В последних числах сентября он двинулся «со всеми своими силами мимо Мценеск, Любутеск и Одоев» к тому месту, где в Оку впадает Угра. Маневр Ахмата выводил его во фланг русским войскам. Угра, узкая и извилистая, изобилующая бродами, не являлась сама по себе сильным оборонительным рубежом в отличие от полноводной Оки. Угра протекала по границе Русского государства и Великого княжества Литовского. На правом ее берегу находились земли русских княжеств, вассально зависимых от короля Казимира. В этом районе, довольно густонаселенном, Ахмат мог снабжать свое войско за счет местного населения, т. е., попросту говоря, за счет грабежей. Здесь он мог рассчитывать соединиться с войсками короля Казимира. По самое главное — Ахмат мог прорвать здесь, на самом слабом, уязвимом участке, оборонительную линию русских войск и вторгнуться в глубину Русской земли.
Движение Ахмата к Угре не осталось незамеченным для русских. Иван Молодой и князь Андрей Меньшой получили распоряжение великого князя идти к Калуге, к устью Угры.
30 сентября, впервые за два месяца, великий князь приехал в Москву. В столице состоялось совещание — «совет и дума». Присутствовали дядя великого князя, Михаил Андреевич Верейский, все бояре, митрополит и епископы. На этом совещании высших представителей светской и церковной власти и были приняты важнейшие решения, связанные с борьбой против Ахмата. По словам летописца, бояре и епископы «молиша» великого князя «великим молением, чтобы крепко стоял за православное крестьянство против бесерменству». В трудную для Руси годину светские и церковные власти, даже оппозиционный митрополит Терентий, оказали поддержку политике великого князя.
Было принято решение простить мятежных братьев и призвать их на защиту южного рубежа. Князья уже и сами понимали, что их предприятие не удалось. Ни у кого на Русской земле они не нашли поддержки. В разоренных ими самими Великих Луках было больше нечего делать. Псков отказал им в убежище. Теперь они охотно согласились на предложения великого князя, который обещал им территориальные уступки. Но главное было обеспечить защиту против Ахмата. Князья двинулись со своими войсками на юг. Феодальный мятеж окончился .
Выход главных сил хана к Угре и возможность форсирования ее создавали прямую угрозу Москве. Ордынская конница с берегов Угры в три-четыре перехода могла достигнуть столицы. Иван Васильевич помнил, как тридцать лет назад татарские всадники под водительством Мазовши внезапно появились перед стенами столицы. Помнил он и опыт Алексина, погибшего со всеми своими жителями. На этот раз оборона Москвы и всей Русской земли была организована совсем по-другому.
Заранее была эвакуирована и сожжена Кашира. Этот городок на правом берегу Оки было невозможно эффективно защищать от ордынцев. Эвакуировали и некоторые другие города. Перейдя Угру (а это было сравнительно нетрудно сделать), татарские всадники могли рассыпаться по Русской земле, предавая все мечу и пламени. Опять запылали бы города и села. Независимо от хода дальнейших событий Русская земля была бы снова разорена. Чтобы спасти самих людей, население городов переводилось под защиту крепостных стен. Как всегда, множество людей скапливалось в самой Москве. Но и столица далеко не чувствовала себя в безопасности.
Из Москвы на Белоозеро отправлялась государственная казна и семья великого князя. Старуха великая княгиня Мария Ярославна (инока Марфа) отказалась от эвакуации и осталась в Москве. Во главе обороны столицы встал боярин князь Иван Юрьевич Патрикеев. Было принято важнейшее решение — об эвакуации московского посада.
Тридцать лет не было врагов под стенами Москвы. Выросло целое поколение русских людей, ни разу не видевших ордынцев на своей земле. Во многих тысячах дворов московского посада жила самая трудолюбивая, энергичная и предприимчивая часть жителей столицы. Но опасность была реальной. Дворы следовало оставить и сжечь, все имущество перенести под защиту кремлевских стен .
Поднялся глухой ропот. Неохотно расставались посадские люди, торговцы и ремесленники со своими домами. Но другого выхода не существовало. Москву необходимо было привести в полную боевую готовность на случай внезапного появления врага.
На рассвете 6 октября русские на Угре впервые увидели войска Ахмата. Сам хан с главными силами подошел на два дня позже. Начались бои на Угре.
Хан пытался форсировать реку в нижнем ее течении, близ г. Воротынска. Угра здесь течет в широкой пойме, удобной для развертывания кавалерии. (До наших дней сохранилась дер. Якшуново, где, по местным преданиям, находилась ставка Ахмата.) Но напрасно устремлялись ордынские всадники к бродам. Они встречали организованное и решительное сопротивление русских войск.
Впервые на поле сражения загремели русские пищали (легкие полевые орудия). Артиллерийский огонь и тучи стрел с русского берега заставили ордынскую конницу остановиться. Четыре дня (с 8 по 11 октября) шли бои за переправы. Русская оборона оказалась непреодолимой. Орда была отбита от бродов. Попытка форсирования Угры закончилась неудачей. На четвертый день, 11 октября, подошли свежие русские силы, приведенные из Москвы великим князем. Ахмат прекратил атаки и перешел к обороне. Началось «стояние на Угре».
По свидетельству летописных источников, это стояние вовсе не было тихим и мирным, как это часто изображается в литературе. Решалась судьба Русской земли. Осенние дни и долгие, холодные ночи были наполнены непрерывным напряженным ожиданием вражеских атак. Через узкую Угру летели стрелы, ядра русских пищалей. То тут, то там ордынцы пытались перейти реку. Особенно решительную попытку они предприняли в Опакове, недалеко от теперешнего г. Юхнова, в 60 км выше устья Угры. В этом месте река делает крутой поворот, высокий правый берег нависает над левым. Конница, собранная на правом берегу, может быстро переправиться через узкую реку. Но и эта попытка была отбита русскими. Они прочно держали оборону по всему фронту 16.
Перестрелка через реку продолжалась. Со дня на день могли подойти силы князей Андрея и Бориса. Приближалась зима — время, вообще говоря, неблагоприятное для татарской конницы. Хотя успешные зимние походы ордынцев случались и зимой (нашествие Батыя в 1237—1238 гг. и поход Едигея в 1408 г.), татары предпочитали, как правило, действовать летом. Не ясна была позиция короля Казимира. Неясно было, что предпримет союзник Руси хан Менгли-Гирей. Чем дольше стояли ордынцы на Угре, тем меньше у них было шансов на победу.
Великий князь решил вступить в переговоры о Ахматом. Иван Молодой и Андрей Меньшой в этом его поддержали. К хану отправился Иван Федорович Товарков-Пушкин.
Ход переговоров освещен в Софийско-Львовской и Вологодско-Пермской летописях. О переговорах (в общей форме) пишет в своем «Послании» и архиепископ Вассиан. Расходясь в деталях, эти источники все же позволяют установить некоторые весьма интересные факты.
Русские предложения носили общий, неконкретный характер — хану предлагалось прекратить военные действия. Ахмат в принципе отнюдь не отказался от переговоров. Сначала он потребовал прибытия великого князя, изъявления его покорности. По словам хана, именно отсутствие этой покорности заставило его, Ахмата, начать воину. Вторая причина его похода, как он формулировал,— невыплата дани («выходу не дает девятый год»). Эти требования были отвергнуты русской стороной. Хан тогда потребовал присылки сына или брата великого князя. Ему отказали и в этом. Наконец Ахмат согласился вести переговоры с обыкновенным послом, но захотел, чтобы таким послом был Никифор Федорович Басенков. Не получил хан удовлетворения и этой, казалось бы, весьма скромной просьбы.
Русские, очевидно, вовсе не рассчитывали на соглашение с Ахматом, да на это и трудно было рассчитывать — непримиримы были интересы Руси и Орды. Ведя переговоры, русские стремились только прозондировать почву и по возможности затянуть время. И то, и другое удалось. Великий князь понял, что Ахмат совсем не уверен в своей силе .
Тем временем подошли войска удельных князей. Менгли-Гирей послал отряд для нападения на южную окраину владений Казимира. Правда, татары тут же извинились перед королем. Но дело было сделано. Может быть, из-за нападения отряда Менгли, может быть, из-за глухого сопротивления своих многочисленных русских подданных, населявших обширные приграничные пространства, может быть, из-за того, что недалеко от дороги из Вязьмы на Москву стояла мощная, готовая к бою русская рать, король Казимир не выступил против Руси.
Октябрь кончался. Зима была необычно ранняя. Ударили морозы. Реки стали покрываться льдом. Угра перестала быть препятствием для ордынцев — тонкую ниточку замерзшей реки их конница могла пересечь в любом месте. Иван Васильевич приказал главным силам сосредоточиться на Кременецкой позиции — отсюда удобно было двинуть их в любой пункт на Угре в случае перехода ее татарами. На самом берегу реки были, очевидно, оставлены сторожевые дозоры.
Морозы усиливались. По крепкому льду ордынцы могли легко перейти не только Угру, но и широкую Оку. Великий князь отдал распоряжение отойти еще на одни переход, к Боровску. Боровск — на правом берегу Протвы, на холмах с хорошим обзором. Лесистая местность около Боровска крайне неблагоприятна для действий конницы. Русские войска выходили на позицию «как мощно бы стати против безбожного царя Ахмата». Но главное — Боровск перекрывал пути не только от Угры, но и от Оки. Из него можно быстро выдвинуться на среднее течение Оки, между Калугой и Серпуховом .
Но, как это нередко бывает на войне, случилось непредвиденное. Орда стала быстро отступать по всему фронту. Отход Ахмата начался, по свидетельству Вологодско-Пермской летописи, «в четверг канун Михайлова дни». Михайлов день, 8 ноября, приходился в 1480 г. на среду. Надо, видимо, понимать текст летописи так: в «четверг, кануном которого был Михайлов день», т. е. 9 ноября. Согласно Владимирскому летописцу, «царь Ахмут побежал месяца ноября в 10 день, в пятницу». По сообщению Московской летописи, «царь побежал ноября в 11». Тут нет противоречия. Отступление огромного войска на фронте шириной во много десятков километров могло начаться не одновременно .
Стояние на Угре окончилось. Нельзя не отметить, что русские войска находились в значительно более выгодном положении, чем их противник. Русские стояли на своей земле, защищали подготовленные позиции, имели обеспеченный тыл. Орда жила за счет грабежа волостей, входивших в состав Великого княжества Литовского. Многие сотня километров степных пространств отделяли ее от базы, на берегах Нижней Волги. Зимняя кампания оказалась непосильной для ордынцев. Перейти по льду Угру и вступить в решительные сражения с русскими войсками в заведомо невыгодных для себя условиях Ахмат не решился. Отступив в степь, он признал свое стратегическое поражение. Но это было больше, чем поражение. Это было крушение всей политической концепции Ахмата, всех его великодержавных амбиций, архаических по форме и реакционных по существу. Это было крушением империи Батыя. продолжение
--PAGE_BREAK--
Ахмат отступал в морозные степи, разорив двенадцать волостей на правом берегу Угры и захватав полон. Пытался он разорить и русские волости на правом берегу Оки — Конин и Нюхово. Но русские войска преследовали его по шагам. Находясь в Боровске, Иван Васильевич не терял управление войсками. В погоню за Ахматом двинулись конные полки князей Андрея и Бориса и Андрея Меньшого. При их приближении ордынцы обратились в бегство.
Поход 1480 г., один из самых трудных за многие столетия, окончился. Войска с победой возвращались домой. 28 ноября, во вторник, «прииде князь великий Иван Васильевич на Москву, и с сыном своим, великим князем Иваном Ивановичем, и с всеми силами. И взрадовавшеся все людие радостию велиею зело». Столица Русского государства приветствовала своих спасителей.
Главная объективная причина победы над Ахматом — создание единого мощного Русского государства. За сто лет до этого Дмитрий Донской одержал великую победу на Куликовом поле и положил начало освобождению Руси от ордынского ига. Но он возглавлял союз князей, в котором участвовали далеко не все русские земли. Союз оказался непрочным, и победу закрепить не удалось. Теперь в распоряжении его правнука, государя всея Руси, были все силы Русской земли. В Русской земле развивалась экономика, росли города и торговля, крепло национальное единство.
6)Историческое значение ига для русских земель.
Удобный метод измерения воздействия на Русь – сравнение русского государства
и общества домонгольского периода и пост монгольской эры, в частности,
сравнение духа и институтов Московской Руси и Руси Киевского периода.
Политическая жизнь русской федерации Киевского периода строилась на свободе.
Три элемента власти – монархический, аристократический и демократический –
уравновешивали друг друга, и народ имел голос по всей стране – и бояре, и
городское собрание или вече, имели право слова в делах. Типичный князь
Киевского периода был просто главой исполнительной ветви правительства, а не
самодержавным главой государства.
Картина полностью изменилась после монгольского периода. Прежде всего, в 16-
начале 17 вв. вместо русской федерации, все члены которой имели сходные
конституции, мы находим резкое разделение между Восточной Русью (Московией) и
Западной Русью (включенной в Польско-Литовское Содружество). Кроме того, на
южных окраинах каждой из двух частей Руси появились военные государства
нового типа – казачьи поселения. Они представляли собой древнюю русскую
демократическую традицию. Аристократический элемент власти в Западной Руси не
только сохранился, но даже усилился под влиянием Польши и стал основой
политической жизни Украины и Белоруссии. В Восточной же Руси поддерживался и
развился до высокого уровня монархический элемент.
Власть московского царя, идеологическая и фактическая, была несравнимо больше,
чем власть его суздальских предшественников (в Суздальской земле монархический
элемент был наиболее сильным). Хотя в 16 веке наблюдался рост монархических
институтов по всему европейскому континенту, нигде этот процесс не шел так
быстро и глубоко, как в Восточной Руси. Англичанин Дж. Флетчер, посетивший
Москву в 16 веке, пришел к заключению, что «государство и форма его правления
чисто тираническая, поскольку во всем исходит из интересов князя, при этом в
совершенно откровенной и варварской манере».
Не менее резок контраст между до и пост монгольскими периодами в области
социальных отношений. Самые основы московского общества были не такими, как в
Киевский период.
Общество Киевской Руси можно, по нашему мнению, с определенными оговорками,
назвать свободным обществом. Рабы существовали, но они считались отдельной
группой, не входящей в состав нации. Ситуация была схожей с положением в
Древней Греции: рабство сосуществовало со свободой большей части общества.
Правительство функционировало на основе сотрудничества свободных социальных
классов: бояр, горожан и «людей» в сельских районах. Правда, существовала
группа крестьян, так называемые смерды, которая находилась в сфере особой
княжеской юрисдикции, но даже они были вольными. Была также группа
полусвободных – закупы, чье положение, в конце концов, стало схожим с
положением рабов, но их обращение в рабство являлось результатом долгов, т.е.
нерегулируемого взаимодействия экономических сил, а не действия
правительства.
В Московском царстве 16-17 веков мы обнаруживаем абсолютно новую концепцию
общества и его отношения к государству. Все пласты нации, от низших до высших,
исключая рабов, были прикреплены к государственной службе. И бывшие удельные
князья, и бояре теперь становились постоянными слугами царя, как и более низкие
слои, такие как дети боярские и дворяне (придворные). Попытки сопротивления
новому порядку со стороны князей и бояр сокрушил царь Иван Четвертый во времена
террора опричнины. Через институт военных поместий цари контролировали и
земельные владения служащих им людей, и армию. Необходимость обеспечения
поместий рабочей силой привела к установлению крепостного права, сначала только
временного. Это крепостное право крестьян было сделано постоянным и узаконено
«Уложением» в 1649 году. И вольные крестьяне на государственных землях, и крепостные, а также горожане считались низшим классом царских подданных, свободными от воинской или придворной службы, но обязанными платить тяжелые налоги и, в некоторых случаях, выполнять обязательные работы (тягло). «Служба» (в вышеозначенном нами смысле) стала, в конце концов, характеристикой человека благородного происхождения, а «тягло» -
простолюдина. Это различие превратилось в основную черту социального строя
Московского царства в 17 в.
Из этого краткого сравнительного анализа характерных черт государства и
общества Киевской и Московской Руси становится ясно. Что пропасть между этими
двумя режимами была огромна. Совершенно очевидно, что такая перемена не могла
произойти за одну ночь. В самом деле, процесс трансформации свободного
общества в общество обязательной повинности начался во время монгольского
периода до середины 17 века.
Вопрос для нас теперь состоит в том, какова роль монголов в этом процессе.
Чтобы выяснить это, мы должны кратко рассмотреть изменения, которые произошли
в русской национальной экономике, политике, социальной организации за
монгольский период.
Массовое разграбление и уничтожение собственности и жизни на Руси во время
монгольского нашествия 1237-1240 годов было ошеломляющим ударом, который
нарушил нормальное течение экономической и политической жизни. Трудно точно
оценить потери русских, но, вне всяких сомнений, они были колоссальны, и, если
мы включим в это число огромные толпы людей, мужчин и женщин, уведенных
монголами в рабство, они вряд ли составляли меньше 10% от общего населения.
Больше всего в этой катастрофе пострадали города. Такие старые центры русской
цивилизации, как Киев, Чернигов, Перяславль, Рязань, Суздаль, несколько более
молодой Владимир суздальский, а также некоторые другие города, были полностью
разрушены, а первые три из вышеперечисленных потеряли свое былое значение на
несколько столетий.
В конце 50-х годов археологами было установлено, что во Владимиро-Суздальском
княжестве, в Черниговских землях, Рязанско-Муромском крае из 157 поселений,
датируемых домонгольским временем, более 110 (т.е. более двух третей)
прекратили свое существование в 13 в. На многих обнаружены следы пожарищ.
Лишь кое-где хозяйственная жизнь возобновилась через 200-300 лет. На
территориях Смоленского княжества, которые почти не затронуло нашествие,
численность поселений в 13 в. сократилась на треть.
Монгольская политика забирать искусных мастеров и квалифицированных
ремесленников на службу к хану накладывала новое бремя даже на те города,
которые не постигло физическое разрушение в первый период завоевания. К
великому хану посылалась квота лучших русских ювелиров и ремесленников.
В результате монгольских завоеваний роль рабского труда значительно возросла.
Основная масса русских, попадавших в Золотую Орду, становилась рабами. Кого же
предпочитали брать в плен завоеватели? Так Плано Карпини, итальянский
монах-францисканец, посланный к монголам с грамотой от папы Иннокентия
Четвертого в 1245 году, сообщает в своих записках, что при взятии осажденного
города «татары спрашиваю, кто из них (жителей) ремесленники, и их оставляют, а
других, исключая тех, кого захотят иметь рабами, убивают топором». О том же
повествуется и в другом месте: «В земле Саррацинов и других, в среде которых
они являются как бы господами, они забирают лучших ремесленников и приставляют
их ко всем своим делам. Другие же ремесленники платят им дань от своего
занятия».
Мастера различных специальностей нужны были Орде для строительства городов,
зданий, для изготовления оружия, украшений, керамики – всего того, чем
впоследствии стала знаменитой золотая Орда. Именно согнанные из разных стран
ремесленники и создали ее пеструю, яркую материальную культуру.
Многие ремесленники отправлялись к хану Золотой Орды для личных нужд, а также на
строительство и украшение его столицы – Сарая. Ремесленники разного рода –
купцы, оружейники и т.д. – поступали также в распоряжение членов дома Джучи, а
также высших военачальников монгольских армий в Южной Руси. Рассредоточение
русских мастеров-ремесленников в монгольском мире истощило на время источник
опыта собственно Руси и не могло не прервать развития производственных
традиций. Так, перестали изготавливаться шиферные пряслица; резко сократилось,
а затем и исчезло производство стеклянных браслетов и бус; прекратилось
изготовление керамических амфор; резкий упадок испытало искусство
перегородчатой эмали; сложная техника черни и зерни в ювелирных работах
возродилось лишь в 16в.; было утрачено искусство резчиков по белому камню,
творениями которых мы любуемся при осмотре домонгольских Дмитровского собора в
Юрьеве Польском; на несколько столетий исчезла многоцветная строительная
керамика. Производство скани остановилось почти на столетие, после чего возобновилось под влиянием центрально-азиатских образцов. Строительные ремесла в Восточной Руси
претерпели значительный регресс. Каменных зданий в первое столетие
монгольского владычества было возведено меньше, чем за предыдущий век, качество
работ заметно ухудшилось.
Сельское хозяйство было меньше затронуто монгольским нашествием, чем
промышленные ремесла. В тех частях Южной Руси, которые находились под
непосредственным контролем монголов, они сами поощряли возделывание зерновых
(просо, пшеница) для нужд своей армии и администрации. В других частях Руси
именно сельское население выплачивало основную часть дани, собираемой
монголами или для монголов, поэтому они не были заинтересованы в снижении
продуктивности сельского хозяйства. Та же ситуация была и в отношении
охотничьего промысла и рыболовства. Выплавка железа и добычи соли также не
уменьшилась особенно, поскольку большая часть поверхностных залежей железной
руды и соли находилась на новгородской территории и в северной части Великого
княжества Владимирского, то есть они находились за пределами
непосредственной досягаемости монголов.
Развитие сельского хозяйства в центральной и северной частях страны являлось
одним из следствий миграции населения в первый период монгольского господства
в районы, казавшиеся наиболее безопасными от набегов, такие как окрестности
Москвы и Твери. Также быстро заселялись северо-восточные части Великого
княжества Владимирского, преимущественно районы Костромы и Галича. С ростом
населения все больше и больше лесов расчищалось под пашню.
Теперь нам следует рассмотреть развитие торговли на Руси во время
монгольского периода. По всей видимости, контроль над торговыми путями был
важным аспектом монгольской политики, а международная торговля являлась одной
из основ монгольской империи так же, как и Золотой Орды. Золотоордынские
ханы, и особенно Менгу Тимур, много делали для развития торговли и с
Новгородом, и с итальянскими колониями в Крыму и на Азове. Региональные
монгольские правители тоже покровительствовали торговле. Отсюда можно было бы
предположить, что монгольское господство будет благоприятствовать развитию
русской торговли. В целом так и было, но не весь период. В первые сто лет
монгольского владычества русская внутренняя торговля сильно уменьшилась из-за
разрушения городских ремесел, а вследствие этого – неспособность городов
удовлетворять потребности сельских жителей. Что же касается внешней торговли,
то ее монополизировала могущественная корпорация мусульманских купцов.
Только при Менгу Тимуре, благодаря его свободной торговой политике, русские
купцы получили шанс на участие в торговле с Западом. Новгород поддерживал
оживленную и выгодную торговлю с Генуей. Москва и Тверь торговали с Новгородом
и Псковом, также с Литвой и Польшей, а через них с Богемией и Германией.
Если говорить о политическом влиянии со стороны Золотой Орды во время татаро-
монгольского ига, то можно с уверенностью сказать, что традиционные
взаимоотношения между монархией, демократией и аристократией, как тремя
элементами власти, были совершенно разрушены монгольским нашествием. Прежнее
равновесие их исчезло.
Одним из подтверждений этому может служить постепенное сокращение власти вече
(одного из главных демократических институтов) и последующее его
исчезновение. Князьям и боярам удалось приспособиться к требованиям
завоевателей и установить с ними относительный мир. Горожане же и
ремесленники особенно, вскипали негодованием при каждом очередном
ограничении, вводимом новыми правителями. Поэтому монголы, со своей стороны,
были полны решимости подавить сопротивление городов и ликвидировать вече как
политический институт. Для этого, по всей видимости, они склонили русских
князей к сотрудничеству, поскольку те сами опасались революционных тенденций
вече в городах.
Совместными усилиями монголы и князья предотвратили общее распространение
городских волнений во второй половине 13 в. и подавляли разгоравшиеся время от
времени восстания. Власть вече, таким образом, резко сократилась, а к середине
14 в. оно прекратило нормальную деятельность в большинстве городов Восточной
Руси и не может рассматриваться как элемент правления. «Само слово «вече» стало
синонимом мятежа».
Боярский совет представлял в своем лице аристократический элемент власти.
Несмотря на все свое влияние на ход государственных дел и рост собственных
земельных владений, московскому боярству не удалось за монгольский период
точно определить свои политические права. Какие факторы помешали им создать
твердые конституционные гарантии работы их совета? Главным из них, по нашему
мнению, было существование высшей монгольской власти. Поскольку власть
русских князей, включая великого князя московского, исходила от ханского
ярлыка, князь всегда мог обратиться к хану за помощью против внутренней
оппозиции. Другим ограничением потенциальных политических устремлений бояр
являлось отношение низших слоев, горожан. Несмотря на упадок вече как
института, горожане, тем не менее, оставались элементом в русской политике.
От них можно было ожидать яростного противодействия установлению
аристократического строя любого рода. Хотя великий князь постоянно срывал их
преждевременные попытки восстать против монголов, народ не выступал против
княжеской власти в принципе, поскольку в великом князе, как главе вооруженных
сил, они видели единственного лидера, способного в будущем возглавить
успешную национальную борьбу с монголами. Простые люди тоже с подозрительностью относились к боярам как к группе, и не доверяли им. В любом случае, с точки зрения народа, князь представлял из себя меньшее зло, чем бояре.
Кроме того, постепенно усиливалась и расширялась хозяйственная база князей. С
ограничением политической власти монголами, им ничего не оставалось, как
уделять больше времени руководству своими владениями. В результате
великокняжеские владения превратились в главную основу и экономическую силу
княжества. Земельные поместья не только являлись одним из основных источников
дохода великого князя, но также они стали ядром его владений в
административном смысле. Вся концепция княжеской власти была теперь изменена
наследственными традициями. Теперь во всех княжествах главенствовал
наследственный принцип передачи власти от отца к сыну. Следует здесь сразу
отметить, что монголы с первых дней признали права династии Рюрика на великое
княжение. В Москве семейная традиция обязывала каждого князя выделять удел
всем его сыновьям, но, в отличие от других княжеств, он обычно делал долю
старшего сына - наследника престола, больше доли остальных. Сначала
материальное превосходство старшего сына была не сильно заметна. Но, как
принципы, эта тенденция сыграла огромную роль, т.к. каждый последующий князь
мог увеличить пропорцию в пользу своего старшего сына. Мотивом этого было,
очевидно, желание надежно гарантировать каждому последующему правителю
господствующее положение в своем роду, если не полное единство княжеского
правления. Дмитрий Донской был первым, кто «благословил» своего старшего сына
Василия Первого Великим княжеством Владимирским. В свою очередь, чтобы
закрепить права своего старшего сына – Ивана Третьего, уже Василий Второй
объявил его великим князем и соправителем в конце 1447 или начале 1449 года.
А во второй половине его правления, Василий Второй без колебаний
«благословляет» Ивана Третьего своей «отчиной», великим княжеством. Тот
вступил на стол по этому благословению, не заботясь уже об утверждении хана.
Т.о., действия монголов по внесению раздора между князьями посредством
перетасовки ярлыков на княжение, играя на политических амбициях последних –
стали причиной, не «желая этого», кардинальных изменений в наследственной
традиции.
С другой стороны, в Орде русские князья усваивали новые, неизвестные на Руси
формы политического общения («бить челом»). Понятие абсолютной, деспотической
власти, с которой русские были знакомы лишь теоретически, на примере
Византии, вошло в политическую культуру Руси на примере ордынского хана.
Ослабление городов создавало возможность для князей самим претендовать на
такую же власть и подобное выражение чувств подданных.
Под влиянием специфически азиатских правовых форм и способов наказания, у
русских развивалось традиционное родоплеменное представление о карающей
власти общества и ограниченности княжеского права наказывать людей.
Теперь карающей силой стало не общество, а государство в лице палача. Именно
в это время Русь узнала «китайские казни» — кнут («торговая казнь»),
отрезание частей лица (носа, ушей, языка), пытки на дознании и следствии. Это
было совершенно новое отношение к человеку по сравнению с 10 веком, временем
Владимира Святославовича.
В условиях ига исчезло представление о необходимости баланса прав и
обязанностей. Обязанности по отношению к татаро-монголам использовались
продолжение
--PAGE_BREAK--