Оглавление
Введение.
Реформы VII – VIII веков.
Социально-экономическое положение.
Заключение.
Список использованных источников и литературы:
Введение
Актуальностьтемы: изучение социально-экономического положения Японии в VII – VIII веках важно, поскольку проведенные реформы этоговремени привели к переходу к феодальному строю. Именно с этого момента можновести отчет существования Японии как государства.
Цельработы: ознакомится с социально-экономическим положением Японии в VII – VIII веках.
Задачи:
1. Ознакомится сосновными источниками по данной теме;
2. Выявить основныереформы VII – VIII веков в Японии;
3. Обозначитьсоциальное экономическое положение Японии в VII – VIIIвеках.
Вданной работе использовались следующие законодательные источники: «Закон из 17статей», «Манифест Тайка» и «Кодекс Тайхорё», которые содержатся в Хрестоматиипо истории средних веков 1 часть.
«Закониз 17 статей» был составлен по приказу регента Сётоку-тайси и издан в 604 году.В этом документе впервые были сформулированы положения политического строя.«Закон» подготовил условия для усиления царской власти.
«МанифестТайка» — так же является законодательным документом. Он устанавливает новыеземельные и налоговые отношение в стране после переворота.
«КодексТайхорё» — первый японский свод законов, возникший в 702 году. Японскийгосударственный кодекс, закрепивший результаты реформ Тайка. Юридически оформили уточнил надельную и налоговую систему, структуру государственного аппарата,права и обязанности чиновников, взаимоотношения привилегированной феодальнойаристократии и эксплуатируемого крестьянства, определил правовое положение различныхкатегорий государственных и частных рабов.
Висториографии достаточно широко раскрыт данный вопрос по истории Японии.Социальное и экономическое положение Японии тесно связанно с проведенными реформами.Отечественные и зарубежные историки в своих монографиях опираются на источники,перечисленные выше. Все специалисты схожи во мнениях о значении данных реформ.Это был шаг от разложения общинного строя к феодализму.
Реформы VII– VIIIвеков
В 604году принц Сётоку-тайси сделал попытку упорядочить внутреннюю структуру, создав«Закон из 17 статей». «Летом 12-го года правления Суйко (604 г.) в 4-й лунеТайко обнародовал законы 17-ти статей.»[1] В немсодержатся принципы существования и управления Японского государства. «Этопрежде всего принцип жесткой иерархии и абсолютного суверенитета правителя.»[2]Все эти принципы были заимствованы из китайской модели развития. Однакояпонское общество, которое сформировалось позже китайского, не готово было ихвоспринять. Страна раздиралась междоусобицами, которые переросли в переворот.Сётоку-тайси стремился найти политическую опору за рубежом. С 607 года в Китайбыли направлены посольства с целью установить прочные политические связи скитайским двором. Так же стремились развить и культурные связи: в Китай посылалисьмолодые люди для обучения. Сменились отношения с государствами Корейскогополуострова. Обе стороны обменивались посольствами. В Японию приезжаликорейские монахи, мастера-скульпторы, строители храмов.
«Спецификаисторического развития Японии состояла в непосредственном переходе отпервобытнообщинного строя к феодализму, минуя рабовладельческую формацию.»[3]Датой образования раннефеодального государства в Японии можно считать 645 год.Противники Сога объединились и организовали заговор. Был совершенгосударственный переворот. На престол был возведен старейший представительпрежнего царского дома Котоку (645 – 654 гг.). Годы его правления получилиназвание «великих перемен». Под «великими переменами» стоит подразумеватьреформы Тайка. «Весной в 1-й луне 2-го года Тайка (646 г.) после завершенияновогодней церемонии государем был провозглашен манифест о реформе.»[4]Вместо ранее существовавшего племенного союза было создано государство покитайскому образцу.
Земляобъявлялась собственностью государства. Осуществилась перепись и передел земли:«Надлежит осуществить первую перепись дворов и завести подворные списки дляпроведения передела земли»[5]
Земледелиев период раннего средневековья развивалось в двух формах: государственнойнадельной системы и крупной частнофеодальной вотчины (сёэн).
Длядержателей наделов устанавливались повинности трех видов:
1. трудоваяповинность;
2. поземельныйналог;
3. налог с изделийремесла.
Зерновойналог (со) взимался с единицы земельной площади и должен был составлять 3%урожая. Второй вид натурального налога (тё) взимался тканями, или другимиизделиями домашнего ремесла, а так же морепродуктами, металлами и другимипродуктами горной добычи в строго установленном объеме. «Третий вид налога (ё)взимался со взрослых мужчин и поступал в фискальный департамент (мимбусё), а с706 года – в департамент финансов (окурасё)»[6]. Налог ёуплачивался так же тканями как и налог тё. Отработочная повинность (буяку)выполнялась в пользу правительства и преимущественно на строительстве, а так жев провинциях. На работы в столицу чаще привлекались крестьяне центральныхпровинций. Это были здоровые мужчины в возрсте от 21 до 60 лет.
Упраздняласьпрежняя политическая система, которая была основана на господстве мелкихродственных семей. Создавалось централизованное бюрократическое государство.Его столица первоначально находилась в городе Нанива, а с 653 года – в Асука.«Должна быть с самого начала установлена столица…»[7].Законодательные мероприятия после переворота Тайка юридически оформили властьновых феодальных хозяев. В подавляющем большинстве это были потомки главсемейных групп в разлагавшейся семейной общине. Они составили нарождающуюсяфеодальную аристократию. Феодалы закрепили за собой все экономические и политическиепривилегии.
Надельныекрестьяне превратились в сословие феодального общества. По всему государствубыло введено крепостничество по образцу китайского.
Выступлениенарода в древней Японии против рабства и бегство рабов были революционнымпротестом народа, которое требовало освобождения от рабства. Это и послужилокатализатором для проведения реформ Тайка. «И, хотя эти выступленияподавлялись, экономическая невыгодность надзора над людьми, стремившимисяизбавиться от рабской эксплуатации, а также высокий процент смертности людей,находившихся на положении рабов, послужили экономическими предпосылками отменырабства.»[8]
/>
Социально-экономическое положение
Родоваяаристократия (кидзоку) получала земли, так называемые бенефиции, различныевыплаты за службу, при этом пользовались налоговыми и другими льготами, владелидомами, храмами, большим количеством рабов. Право на бенефиций было у принцев ивысших чиновников 1 – 3 рангов. Чиновники 4 – 5 рангов получали пожизненноежалование (ироку) шелком, шелковой ватой и полотном. Остальные представителизнати от 6 ранга и ниже этими привилегиями не пользовались. «Кроме того, всечиновники дважды в год получали сезонное жалование (кироку) при условии, что вминувшем полугодии они прослужили не менее 120 дней.»[9]
Незначительнуюдолю населения составляли крепостные ремесленники (дзако и синабэ). Ониобслуживали императорский дом, знать и правительственные учреждения. Однакоразница между дзако и синабэ не ясна. И те, и другие занимались ткачеством,изготовлением обуви, оружия, рыболовством, скотоводством, добычей металлов.Благодаря тому, что ремесло развивалось и те и другие к концу VIII были фактически освобождены.
Вкодексе «Тайхорё» рабы обозначаются термином «низкий люд». Причем делит их навиды: «Рабы правительственных учреждений (канко), а так же казенные рабы (нухи) Домашняя челядь (кэнин), а так же частные рабы »[10]Таким образом, раннефеодальное законодательство признавало рабство. «Владениерабами давало возможность получить дополнительную землю: на каждогогосударственного раба выдавался такой же надел, как и на свободного, на каждогораба, принадлежавшего частному лицу – одна третья надела свободного.»[11]Феодал за счет рабов мог значительно увеличить свои земельные владения.Наибольшее количество рабов было у царской семьи и буддийских монастырей.
Основнымисточником получения рабов были пленные из местных «инородцев». Но этот путьисчерпал себя, как только прекратилась завоевательная политика. Кроме того,существовали условия, при которых раб мог стать свободным:
1. если раб случайнопопадал в плен, но потом освобождался и сам возвращался в Японию;
2. если чужеземныерабы добровольно прибывали в Японию.
Длятого, что бы пополнить ряды рабов прибегали к насильственному уводу, похищению,к купле у глав семей их младших детей. В рабство обращали за неуплату долгов,так же существовала и самопродажа в рабство.
Болеепреобладали казенные рабы. Они использовались на тяжелых работах, но имелиправо на один день отдыха каждые десять дней. Так же они могли заключать бракис людьми, равными по статусу. Дети, рожденные от связи раба со свободнымсчитались свободными. Раб имел право подать прошение на переход в свободноесословие, а так же раб, достигший 76-летнего возраста, автоматически становилсясвободным.
Можноотметить, что положение японских рабов заметно отличалось, например, от римскихрабов, как по содержанию, так и в области права. Им предоставлялось большевозможностей, юридическая опека.
«Вначале VIII века при численности населения около6 млн. количество рабов составляло около 10% всего населения, а в отдельныхдеревнях и того меньше.»[12] Восновном рабы использовались на тяжелых строительных работах. Однако уже в IX веке применение рабского трудасократилось.
Внесословного деления находились японские парии. Они селились обособленно и имелимизерный клочок земли, меньший даже чем у крестьян. Они занималисьпреимущественно убоем скота, выделкой кожи, ремеслом.
Пореформе Тайка крестьяне получили земельные наделы. Государство в свою очередьобложило крестьянство многочисленными налогами.
«Вкачестве подати с каждого тана следует взимать 2 снопа и 2 вязки риса. Старые подати и повинности отменяются и заменяются общей объединеннойподатью, состоящей и шелковой пряжи и хлопчатобумажной ваты. помимотого, с каждой местности должна вносится определенных размеров чрезвычайнаяподать солью и различными продуктами в пользу государя, сообразно тому, чтопроизводится в данной местности. Для почтовой службы каждые 100дворов должны выставлять одного коня средних статей.»[13]
Приэтом принудительный труд составлял 60 дней в году. Очевидно, что народнаходился на положении крепостных. После уплаты налогов и выполненияповинностей, у крестьян не оставалось ни семян, ни денег. Они были вынужденызанимать рис под высокие проценты (суйко). Самое главное, что они должны былибрать рис только из государственных амбаров – своего рода продуктовая рента.Для уплаты долгов крестьяне прибегали к закладыванию своего небольшого наделапод высокие проценты. Встречались случаи продажи детей за 400 мон[14].Естественно было, что крестьяне выражали свое недовольство. Самойраспространенной формой протеста было бегство.
Пореформам Тайка все население стало делиться на полноправных – рёмин и неполноправных– сэммин. Платившие налоги крестьяне, были отнесены к полноправным, но, какзамечалось выше, находились в положении рабов. Должностные земельные наделыимели чиновники, и их размер зависел от ранга и должности чиновника. Знать,которая была приближена к царскому дому, получала землю в пожизненное владение.Иногда получали право передавать его по наследству в течении трех поколений.
РеформыТайка и кодекс Тайхорё были периодом укрепления государственной собственностина землю.
В VIII веке в Японии происходит развитиепроизводительных сил в сельском хозяйстве. Используются железные орудия,строятся плотины, водохранилища, каналы. Соответственно повысился уровеньсельского хозяйства. Увеличилась площадь обрабатываемых земель.
Получаетсвое развитие ремесло, которое по-прежнему связано с сельским хозяйством.Активно разрабатываются металлы: золото, железо, медь, серебро, а так же сера ислюда. В VIII веке создаются рынки у почтовыхстанций, портов. Это связано с желанием властей регулировать торговлю. Вкрупных городах могло существовать несколько рынков.
Заключение
Реформы Тайка и кодекс Тайхорё явились основой японскойэкономической, социальной и политической структуры. Это был период укреплениягосударственной собственности на землю.
В VII—VIII вв. японцы организуют свою жизнь покитайским канонам, придавая, прежде всего важное значение чиновничеству. Но вотличие от Китая в Японии с самого начала аристократия, крупные землевладельцывыполняли функции бюрократии, поддерживавшей через политические каналы связи скрестьянством.
Список использованных источников илитературы:
1. Закон из 17статей// Хрестоматия по истории средних веков/ Под ред. С. Д. Сказкина. – М.:Изд-во соц.-эконом. литературы, 1961. – С. 129 – 132.
2. Кодекс Тайхорё.// Хрестоматия по истории средних веков/ Под ред. С. Д. Сказкина. – М.: Изд-восоц.-эконом. литературы, 1961. – С. 135 – 141.
3. Манифест Тайка//Хрестоматия по истории средних веков/ Под ред. С. Д. Сказкина. – М.: Изд-восоц.-эконом. литературы, 1961. – С. 133 – 135.
4. История мировойэкономики/ Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 727 с.
5. Кузнецов Ю.Д.,Навлицкая Г. Б., Сырцин И.М. История Японии/ Ю.Д. Кузнецов, Г.Б. Навлицкая, И.М. Сырцин. – М.: Высшая школа, 1988. – 430 с.
6. Пасков С.С.Япония в раннее средневековье VII – XII века/ С. С. Пасков. – М.: Наука,1987. – 196 с.
7. Хани Г. Историяяпонского народа/ Хани Г. – М.: Изд-во иностр. литературы, 1957. – 213 с.
8. Ханин З.Я.Социальные группы японских париев/ З.Я. Ханин. – М.: Наука, 1973. – 202 с.