Реферат по предмету "История"


Рим в период республики

Введение
 
Древний Рим(лат. Roma antiqua) – одна из ведущих цивилизаций Древнего мира иантичности. Принято делить историю римского общества и государства на триосновных периода: Царский период (VIII–VI вв. до н.э.); Республиканскийпериод (VI–I вв. до н.э.); Императорский период (I–V вв. н.э.). В 509 г. до н.э. в Риме после изгнания последнего (седьмого) рекса Тарквиния Гордого устанавливаетсяреспублика.
Республика – историческаяэпоха Древнего Рима, в которой сочетались аристократические и демократическиечерты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированноеположение знатной богатой верхушки рабовладельцев. Это отразилось в полномочияхи взаимоотношениях высших государственных органов.
Изучениеистории римского общества – прослеживание основных закономерностей егоправового, социального, политического и культурного развития и выявлениеспецифических, присущих только древнему Риму черт – имеет особый интерес.Ведущие проблемы курса истории государства, получили наиболее четкое оформлениеи завершенность в римское время. Если ранней республике были свойственныпервоначальные формы рабства, то для периода поздней республики, гражданскихвойн, историческим содержанием которых был переход от системы античногодемократического полиса к тоталитарному инвелирующему режиму, характернозначительное увеличении численности рабов, проникновение рабского труда вразличные сферы экономической жизни государства.
 

ВозникновениеРимского государства
 
Древний Рим (лат. Roma antiqua) – одна из ведущихцивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу(Roma), в свою очередь названному в честь легендарного основателя – Ромула.Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием,Палатином и Квириналом. Определённое влияние на становление древнеримскойцивилизации оказала культура этрусков и древних греков. Пика своего могуществаДревний Рим достиг во II веке н.э., когда под его контролем оказалосьпространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и отАзербайджана на востоке до Португалии на западе.
Современному миру Древний Рим подарил римское право, некоторыеархитектурные формы и решения (например, арку и купол) и множество другихновшеств (например, колёсные водяные мельницы). Христианство как религияродилось на территории Римской империи. Официальным языком древнеримскогогосударства был латинский, религия в течение большей части периодасуществования была политеистична, неофициальным гербом империи был золотой орёл(aquila), после принятия христианства появились лабарумы (знамя, установленноеимператором Константином, для своих войск).
Древний Рим – одно из крупнейших рабовладельческих государств – оставилярчайший след в истории человечества. Его культурное наследие оказало глубокоевлияние на все последующее развитие европейской цивилизации. Благодаря созданиюи фиксации разветвленной системы обязательственных правовых норм, оно достиглозначительных результатов, которые оказали решающее влияние на юридическую мысльСредних веков и Нового времени, и которые, несомненно, принадлежат к числусамых выдающихся достижений римлян.
Источниками знаний о государстве и праве Древнего Рима являютсядошедшие до нас памятники законодательства (законы XII таблиц, Кодекс Фердосия,Кодекс Юстиниана и др.); сочинения римских юристов (Гая, Павла, Ульпиана идр.); историков (Тита Ливия, Тацита, Авла Гелия, Флавия и др.), философов иораторов (Цицерона, Сенеки и др.), писателей (Плавта, Теренция и др.), а такжемногочисленные документы (папирусы, эпитафии и т.д.).
Историческая традиция связывает основание города Рима, а значит, иРимского государства, Ромулом и Ремом с 753 г. до н.э. Продолжительность римской истории исчисляется 12 веками. На протяжении столь длительного существованияРимское государство и право не оставалось неизменным, они прошли определенныйпуть развития.
Принято делить историю римского общества и государства на триосновных периода: Царский период (VIII–VI вв. до н.э.); Республиканскийпериод (VI–I вв. до н.э.); Императорский период (I–V вв. н.э.).Последний период еще подразделяется на принципат и доминат. Переходк доминату относится к III веку н.э.
Западная Римская империя погибла в V в. Восточная империя(Византия) пала под ударами турок в середине XV в.
 
Государственный строй Рима в период республики
 
В 509 г. до н.э. в Риме после изгнания последнего (седьмого) рексаТарквиния Гордого устанавливается республика.
Республика – историческая эпоха Древнего Рима, отличавшаясяаристократическо-олигархической формой правления, в которой высшая власть сосредоточиваласьглавным образом у сената и консулов. Латинское выражение res publica означаетобщее дело.
Римская республика просуществовала около пятистолетий, с VI до I в. до н.э.
В период республики организация власти была достаточно проста, инекоторое время отвечала условиям, какие были в Риме ко времени возникновениягосударства. На протяжении последующих пяти веков существования республикиразмеры государства значительно увеличились. Но это почти не отразилось наструктуре высших органов государства, по-прежнему находившихся в Риме иосуществлявших централизованное управление громадными территориями.Естественно, что такое положение снижало эффективность управления и стало современем одной из причин падения республиканского строя.
В Римской республике сочетались аристократические идемократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавшихпривилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев. Этоотразилось в полномочиях и взаимоотношениях высших государственных органов. Имиявлялись народные собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собраниясчитались органами власти римского народа и были олицетворением свойственнойполису демократии, не они преимущественно управляли государством. Это делалисенат и магистраты – органы реальной власти нобилитета.
В Римской республике существовали три вида народных собраний – центуриатные,трибутные и куриатные.
Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшиеблагодаря своей структуре и порядку принятие решений преобладающих аристократическихи богатых кругов рабовладельцев. Правда, их структура с середины III в. дон.э. с расширением пределов государства и увеличением числа свободныхизменилась не в их пользу: каждый из пяти разрядов имущих граждан сталвыставлять равное количество центурий – по 70, а общее число центурий былодоведено до 373. Но преобладание аристократии и богатства все же сохранилось,так как в центуриях высших разрядов было гораздо меньше граждан, чем вцентуриях низших разрядов, а неимущие пролетарии, чья численность значительновозросла, по-прежнему составляли только одну центурию. В компетенциюцентуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностныхлиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрениежалоб на приговоры к смертной казни.
Второй вид народных собраний представляли трибутные собрания,которые в зависимости от состава жителей триб, участвовавших в них, делились наплебейские и патрицианско-плебей-ские. Поначалу их компетенция былаограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) ирассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские собрания,кроме того, избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они получилии право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизниРима. Но вместе с тем в результате увеличения к этому времени числа сельскихтриб до 31 (с сохранившимися 4 городскими трибами всего стало 35 триб) жителямотдаленных триб стало затруднительно являться в собрания, что позволило богатымримлянам усилить свои позиции в этих собраниях.
Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли былоезначение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другимисобраниями, и в конце концов были заменены собранием тридцати представителейкурии – ликторов.
Народные собрания в Риме созывались по усмотрению высшихдолжностных лиц, которые могли и прервать собрание, и перенести его на другойДень. Они же председательствовали в собраний и объявляли вопросы, подлежащиерешению. Участники собрания не могли изменять внесенные предложения.Голосование по ним было открытым и только в конце республиканского периода быловведено тайное голосование (участникам собрания раздавались специальные таблицыдля голосования). Важную, чаще всего определяющую, роль играло тообстоятельство, что решения цен-туриатного собрания о принятии законов иизбрании должностных лиц в первый век существования республики подлежалиутверждению сенатом, но и затем, когда в III в. до н.э. это правило былоотменено, сенат получил право предварительного рассмотрения вопросов, выносимыхв собрание, что позволяло ему фактически направлять деятельность собрания.
Особое значение в Римской республике принадлежало сенату,обладавшему значительной компетенцией, вершина власти которого относится к 300–135 г.до н.э. Сенат (лат. senatus, от senex – старик, совет старейшин) – один извысших государственных органов власти в Древнем Риме. Возник из советастарейшин патрицианских родов в конце царской эпохи (около VI века до н.э.). Сустановлением республики сенат, наряду с магистратами и народными собраниями(комициями) стал существенным элементом общественной жизни. В состав сенатапожизненно входили бывшие магистраты – таким образом, здесь концентрировалисьполитические силы и государственный опыт Рима.
Сенаторы (вначале их было 300, по числу патрицианских родов, а в I в.до н.э. число сенаторов было увеличено сначала до 600, а затем до 900) неизбирались. Специальные должностные лица – цензоры, распределявшие граждан поцентуриям и трибам, раз в пять лет составляли списки сенаторов изпредставителей знатных и богатых семей, уже занимавших, как правило, высшиегосударственные должности. Это делало сенат органом верхушки рабовладельцев,фактически независимым от воли большинства свободных граждан.
Члены сената делились на ранги в соответствии с ранее занимаемымидолжностями (консулы, преторы, эдилы, трибуны, квесторы). Во время дискуссийсенаторы получали слово в соответствии с этими рангами. Во главе сената стоялнаиболее заслуженный, первый из сенаторов – принцепс (princeps senatus).
В период Республики в ходе сословной борьбы плебеев с патрициями(V–III вв. до н.э.) власть сената была несколько ограничена в пользукомиций (народных собраний).
Формально сенат был совещательным органом, и его постановленияназывались сенатус-консульты. Но компетенция сената была обширной. Он, какуказывалось, контролировал законодательную деятельность центуриатных (а затем иплебейских) собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая(и отвергая) законопроекты. Точно таким же образом контролировалось избраниенародными собраниями должностных лиц (вначале утверждением избранных, авпоследствии – кандидатур). Большую роль играло то обстоятельство, что враспоряжении сената находилась казна государства. Он устанавливал налоги иопределял необходимые финансовые расходы. К компетенции сената относилисьпостановления по общественной безопасности, благоустройству и религиозномукульту. Важное значение имели внешнеполитические полномочия сената. Если войнуобъявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзеутверждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы междукомандующими армиями. Наконец, в чрезвычайных обстоятельствах (опасная война,мощное восстание рабов и т.п.) сенат мог принять решение об установлениидиктатуры.
Таким образом, сенат фактически осуществлял руководствогосударством.
Постановления сената (s. c., senatus consulta) имели силу закона,так же как и постановления народного собрания и собрания плебеев – плебисцита.
По словам Полибия (т.е. с точки зрения римлян) решения в Карфагенепринимались народом (плебсом), а в Риме – лучшими людьми, то есть Сенатом.
Римская республика на всех своих этапах была рабовладельческой посвоему историческому типу и аристократической по форме правления.
В период рассвета республики наиболее привилегированными считалисьглавы фамилий из сенаторского сословия – нобили. Им же принадлежаликрупные земельные угодья. Имущественный ценз для таких граждан достигалмиллиона сестерций (мелкая серебряная монета).
Вторым сословием были всадники, имущественный ценз которыхсоставлял 400 тыс. сестерций. Представители первых двух сословий пользовалисьпреимуществом на занятие должностей, могли иметь свои носилки, ложи в театре,одевать золотые кольца.
Рангом ниже стояли декурионы – средние землевладельцы,бывшие магистраты, управлявшие городом.
Важнейшими этапами борьбы между плебеями и патрициями стали:учреждение в 494 г. до н.э. должности плебейского (народного) трибуна.Избираемые плебеями 10 трибунов не участвовали в управлении, но могли наложитьвето на распоряжение любого должностного лица.
В 451–450 гг. до н.э. издаются законы XII таблиц, чтоограничивает возможность произвольной трактовки права патрицианскимимагистратами. С 449 года до н.э. плебейские сходки могли принимать законы. С445 года до н.э. были разрешены браки между плебеями и патрициями. Это открылодоступ плебеям к высшей магистратуре и в сенат. Раньше к этим должностям их недопускали, так как считалось, что священное гадание (ауспиции) мог совершатьтолько консул из патрициев.
Для Римской республики характерна система сдержек и противовесов:два консула, два собрания, ответственность магистратов за злоупотребления, действияих в рамках строго определенных сроков; отделение судебной власти отисполнительной.
Сенат состоял из 300 членов, куда входили наиболее богатые,именитые члены патрицианских фамилий, лица, занимавшие в прошлом высшиедолжности в магистратуре, а также те, кто оказал большие услуги государству. Современем по закону Овиния в сенат стали избирать представителей плебеев. В 367 г. до н.э. было установлено, что один из двух консулов должен был избираться из плебеев. В 289году до н.э. был принят закон Гортензия (диктатор), который фактическиуравнивал правомочия плебейских собраний с центуриатными.
Магистратурами в Риме именовались государственные должности. Как ив Древних Афинах, в Риме сложились определенные принципы замещения магистратур.Такими принципами были выборность, срочность, коллегиальность, безвозмездностьи ответственность. Все магистраты (кроме диктатора) избирались центуриатнымиили трибутными собраниями на один год. Это правило не распространялось надиктаторов, срок полномочий которых не мог превышать шести месяцев. Кроме того,полномочия консула, командовавшего армией, в случае незакончившейся военнойкампании могли быть продлены сенатом. Как и в Афинах, все магистратуры быликоллегиальными – на одну должность избиралосьнесколько человек (диктаторназначался один). Но специфика коллегиальности в Риме заключалась в том, чтокаждый магистрат имел право самостоятельно принимать решение. Это решение моглобыть отменено его коллегой (право интерцессии). Вознаграждения магистраты неполучали, что, естественно, закрывало путь к магистратурам (а затем и в сенат)малоимущим и неимущим. В то же время магистратуры, особенно в концереспубликанского периода, стали источником значительных доходов. Магистраты (заисключением диктатора, цензора и плебейского трибуна) по истечении срока ихполномочий могли быть привлечены к ответственности народным собранием,избравшим их.
Необходимо отметить и еще одно существенное отличие римскоймагистратуры – иерархию должностей (право вышестоящего магистрата отменитьрешение нижестоящего). Власть магистратов подразделялась на высшую (imperium) иобщую (potestas). В imperium включались высшая военная власть и право заключатьперемирие, право созывать сенат и народные собрания и председательствовать вних, право издавать приказы и принуждать к их исполнению, право суда иназначения наказания. Эта власть принадлежала диктатору, консулам и преторам.Диктатор имел «высочайший империум» (summum imperium), включавший правоприговаривать к смертной казни, не подлежащее обжалованию. Консулу принадлежалбольшой империум (majus imperium) – право выносить смертный приговор, которыймог быть обжалован в центуриатном собрании, если он был вынесен в городе Риме,и не подлежал обжалованию, если был вынесен за пределами города. У претора былограниченный империум (imperium minus) – без права приговаривать к смертнойказни.
Власть potestas принадлежала всем магистратам и включала в себяправо отдавать распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение.
Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстраординарные,(чрезвычайные). К ординарным магистратурам относились должности консулов,преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.
Консулы (в Риме избирались два консула) были высшими магистратамии возглавляли всю систему магистратур. Особенно существенными были военныеполномочия консулов: набор в армию и командование ею, назначениевоеначальников, право заключать перемирие и распоряжаться военной добычей.Преторы появились в середине IV в. до н.э. в качестве помощников консулов.В силу того, что последние, командуя армиями, часто отсутствовали в Риме, кпреторам перешло управление городом и, что особенно важно, руководствосудопроизводством, позволявшее в силу имевшегося у них империума издаватьобщеобязательные постановления и тем самым создавать новые нормы права. Вначалеизбирался один претор, затем два, один из которых рассматривал дела римскихграждан (городской претор), а другой – дела с участием иностранцев (преторПерегринов). Постепенно число преторов увеличилось до восьми.
Два цензора избирались раз в пять лет для составления списковримских граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления спискасенаторов. Кроме того, к их компетенции относилось наблюдение занравственностью и издание соответствующих эдиктов. Квесторы, бывшие сначалапомощниками консулов без специальной компетенции, со временем стали ведать (подконтролем сената) финансовыми расходами и расследованием некоторых уголовныхдел. Число их, соответственно, росло и к концу республики достигло двадцати.Эдилы (их было два) наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей нарынке, организовывали празднества и зрелища.
Коллегии «двадцати шести мужей» состояли из двадцати шестичеловек, входивших в пять коллегий, ведавших надзором за тюрьмами, чеканкоймонеты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами.
Особое место среди магистров занимали плебейские трибуны. Их правоveto играло большую роль в период завершения борьбы плебеев за равноправие.Затем, по мере увеличения роли сената, активность плебейских трибунов пошла наубыль, а попытка Гая Гракха во II в. до н.э. усилить ее окончилась крахом.
Экстраординарные магистратуры создавались только в чрезвычайных,грозящих особой опасностью Римскому государству обстоятельствах – тяжелаявойна, большое восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. Диктаторназначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченнойвластью, которой подчинялись все магистраты. Право veto плебейского трибуна нанего не действовало, распоряжения диктатора не подлежали обжалованию, и за своидействия он не нес ответственности. Правда, в первые века существованияреспублики диктатуры вводились не только в чрезвычайных обстоятельствах, а длярешения конкретных задач и полномочия диктатора ограничивались рамками этойзадачи. За ее пределами действовали ординарные магистратуры. В период расцветареспублики к диктатуре почти не прибегали. Срок диктатуры не должен былпревышать шести месяцев. Вместе с тем в период кризиса республики это правилобыло нарушено и появились даже пожизненные диктатуры (диктатура Суллы «дляиздания законов и устройства государства»).
К экстраординарным магистратурам могут быть отнесены и комиссиидецемвиров, образованные в период одного из подъемов борьбы плебеев за своиправа для подготовки Законов XII таблиц, созданных в 450–451 гг. до н.э.
Период республики – период интенсивноговосходящего развития производства, приведшего к значительным социальнымсдвигам, нашедшим отражение в изменении правового положения отдельных группнаселения. Значительную роль в этом процессе сыграли успешные завоевательныевойны, неуклонно расширявшие границы Римского государства, превращавшие его вмогущественную мировую державу.
Уже само создание центуриатных собраний, состоявших из вооруженныхвоинов, означало признание роли военной силы в возникшем государстве. Громадноерасширение его пределов, достигнутое вооруженным путем, свидетельствовало как ороли армии, так и о росте ее политического значения. Да и сама судьбареспублики оказалась во многом в руках армии.
Первоначальная военная организация Рима была проста. Постояннойармии не было. Все граждане с 18 до 60 лет, обладавшие имущественным цензом,были обязаны участвовать в военных действиях (причем клиенты могли выполнятьвоенные обязанности вместо патронов). Воины в поход должны были являться сосвоим оружием, соответствовавшим их имущественному цензу, и продовольствием.Как отмечалось выше, каждый разряд имущих граждан выставлял определенное числоцентурий, объединявшихся в легионы. Командование армией сенат вручал одному изконсулов, который мог передать командование претору. Во главе легионов стояливоенные трибуны, центуриями командовали центурионы, отряды конницы (декурии)возглавлялись декурионами. В случае если военные действия продолжались большегода, консул или претор сохранял свое право командовать армией.
Большая военная активность повлекла изменения в военнойорганизации. С 405 года до н.э. в армии появились добровольцы, которым сталиплатить жалованье. В III в. до н.э. в связи с реорганизацией центуриатногособрания число центурий возросло. На их базе формировалось до 20 легионов.Появляются, кроме того, легионы от союзников, организованных Римом муниципий иприсоединенных к нему провинций. Во II в. до н.э. они составляли уже додвух третей римской армии. В это же время понижается имущественный ценз, скоторым была связана военная обязанность.
Длительность и частота войн превращает армию в постояннуюорганизацию. Они же вызвали растущее недовольство основного контингента воинов –крестьянства, отвлекаемого от своих хозяйств, приходящих из-за этого в упадок.Назрела необходимость реорганизации армии. Она была проведена Марием в 107 годудо н.э.
Военная реформа Мария, сохранив воинскую повинность римскихграждан, допустила набор добровольцев, получавших вооружение и жалованье отгосударства. Кроме того, легионерам полагалась часть военной добычи, а с I в.до н.э. ветераны могли получать земли в Африке, Галлии и в Италии (за счетконфискованных и свободных земель). Реформа существенно изменила социальныйсостав армии – большую ее часть теперь составляли выходцы из малоимущих инеимущих слоев населения, чье недовольство собственным положением исуществующими порядками нарастало. Армия профессионализировалась, превратиласьв постоянную и становилась самостоятельной деклассированной политической силой,а полководец, от успехов которого зависело благосостояние легионеров, – крупнойполитической фигурой.
Первые последствия сказались скоро. Уже в 88 году до н.э. приСулле армия впервые в римской истории выступила против существующей власти исвергла ее. Впервые римская армия вошла в Рим, хотя по древней традиции ношениеоружия и появление войска в городе запрещалось.
В течение нескольких столетий Рим вел агрессивные войны. Емуудалось к началу I в. до н.э. захватить огромные территории. Кроме Италии,Рим владычествовал в Испании, Сицилии, Сардинии, Северной Африке, Македонии,частично в Малой Азии. Возникла необъятная рабовладельческая держава. На рынкиРима поступало огромное число невольников. После взятия Карфагена (149–146 гг.до н.э.) 50 тыс. пленных были переданы в рабство. Дешевизна рабов позволилаиспользовать их в сельском хозяйстве в гораздо большем масштабе, чем прежде.
Полную правоспособность имели только свободнорожденные римскиеграждане. Вольноотпущенники, которые тоже могли быть римскими гражданами, былиограничены рядом политических и частных прав, оставаясь в определеннойзависимости (клиентеле) от своих бывших хозяев (патронов).
К числу свободных, не имеющих римского гражданства, были отнесены латиныи перегрины. Латинами называли жителей Италии, не входящих в римскуюобщину. Они были лишены политических прав, в некоторых случаях не могливступать в брак с римскими гражданами. Но признавались их имущественные права иправа на судебную защиту. В I веке до н.э. после союзнических войн латины иримские граждане были уравнены в своих правах. Перегринами называлииностранцев, а также жителей римских провинций, не обладавших ни римской, нилатинской правоспособностью. Поскольку они не могли пользоваться нормамиримского права, был выработан специальный комплекс норм – право народов, а длязащиты имущественных прав была учреждена должность перегринского претора. В 212 г. н.э. император Каракалла предоставил права римских граждан всем жителям римских провинций.
Рабы не имели никаких прав, считались говорящими орудиями.Источниками рабства были плен, рождение от рабыни, долговое рабство в Риме неполучило широкого распространения, а в III в. до н.э. было отменено.Господин не отвечал за убийство раба. Боясь новых восстаний рабов,господствующий класс вынужден был пойти на некоторые реформы. Император Адриан(II в.) издал указ, по которому хозяин за беспричинное убийство невольникадолжен был платить штраф. Наиболее жестоких господ принуждали продавать своихрабов. Позднее отдельным рабам разрешали иметь свое имущество, приобретатькорабли, открывать торговые заведения. Освободиться от рабства можно было лишьс согласия господина.
Главная социальная база республики ослабевала. Недовольствокрестьян совпало с мощным восстанием рабов в Сицилии (73–71 гг. до н.э.),восстанием Спартака и др. Шестилетняя война с нумидийцами, нашествие кимеров итевтонов потребовали мобилизации всех сил. Военные ресурсы были на пределе. Этосвидетельствовало о глубоком кризисе республики.
В 82 г. до н.э. полководец Сула занял Рим. По заранее составленнымспискам «подозрительных» были уничтожены тысячи республиканцев. Эти спискиполучили название проскрипционных. Проскрипционные списки с тех порстали символом беззакония и жестокости. Сулла заставил народное собраниеизбрать его диктатором, причем первый срок диктатуры не был ограничен. В сенатбыли назначены дополнительно 300 членов из числа сторонников диктатора. Сулластал неограниченным правителем Рима.
Постепенная ликвидация республиканских институтов продолжалась иво время гражданской войны (I в. до н.э.). При Цезаре в сенатдополнительно вошли еще 300 его сторонников. В результате этот орган насчитывал900 членов. Цезарь за свои победы получил звание постоянного диктатора ипонтифика, а в 45 г. до н.э. ему присвоили титул императора. Он мог единоличноосуществлять высшую власть, объявлять войну и заключать мир, распоряжатьсяказной, командовать войском.
Моральное разложение знати заставило Цезаря (100–44 гг. до н.э.)взять на себя не совсем свойственные его должности функции. Были введены законыпротив роскоши, разврата, пьянства, разгульного образа жизни. Контроль над ихвыполнением (а также наблюдение за женщинами легкого поведения) возлагался наспециально созданную полицию нравов, но работа велась малоэффективно.
Окончательный упадок республики и переход власти в руки одногочеловека произошел вскоре после убийства Цезаря (44 г. до н.э.). Его дальнему родственнику Октавиану удалось полностью подчинить себе все прежниеучреждения.


Заключение
 
Древний Рим – одно из крупнейших рабовладельческих государств – оставилярчайший след в истории человечества. Его культурное наследие оказало глубокоевлияние на все последующее развитие европейской цивилизации. Благодаря созданиюи фиксации разветвленной системы обязательственных правовых норм, оно достиглозначительных результатов, которые оказали решающее влияние на юридическую мысльСредних веков и Нового времени, и которые, несомненно, принадлежат к числусамых выдающихся достижений римлян.
Источниками знаний о государстве и праве Древнего Рима являютсядошедшие до нас памятники законодательства (законы XII таблиц, Кодекс Фердосия,Кодекс Юстиниана и др.); сочинения римских юристов (Гая, Павла, Ульпиана идр.); историков (Тита Ливия, Тацита, Авла Гелия, Флавия и др.), философов иораторов (Цицерона, Сенеки и др.), писателей (Плавта, Теренция и др.), а такжемногочисленные документы (папирусы, эпитафии и т.д.).
Историческая традиция связывает основание города Рима, а значит, иРимского государства, Ромулом и Ремом с 753 г. до н.э. Продолжительность римской истории исчисляется 12 веками. На протяжении столь длительного существованияРимское государство и право не оставалось неизменным, они прошли определенныйпуть развития.
В Риме навозникновение классов и государства большое влияние оказала длительная борьбадвух группировок свободных членов родоплеменного общества – патрициев иплебеев. В результате побед последних в нем утвердились демократическиепорядки: равноправие всех свободных граждан, возможность каждого бытьодновременно землевладельцем и воином и др. Однако к концу II в. до н.э. вРимской империи обострились внутренние противоречия, повлекшие создание мощнойгосударственной машины и переход от республики к империи.

Списокиспользованной литературы
1. Всеобщая историягосударства и права. Под. Ред. К.И. Батыра. – М.: «Былина», 1995.
2. История государства иправа зарубежных стран. Часть 1. Под ред. Проф. Крашенинниковой Н.А. ипроф. Жидкова О.А. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999.
3. История государства иправа зарубежных стран. Часть 2. Под ред. Проф. Крашенинниковой Н.А. ипроф. Жидкова О.А. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999
4. История древнего мира.Античность. М.: – «Владос», 2000.
5. Милехина Е.В.«История государства и права зарубежных стран», 2002
6. Поляк Г.Б., Маркова А.Н.«Всемирная история». М.: – «ЮНИТИ», 1995.
7. Сизиков М.И.«История государства и права». М.: – «Юридическая литература», 1997.
8. Тэпс, Д.С. Историягосударства и права зарубежных стран: учебное пособие / Д.С., Тэпс. — СПб.: Изд-воСЗАГС, 2008. – 560 с.
9. Черниловский З.М.«Всеобщая история государства и права», М.: – «Юристъ», 2002
10. Электроннаяэнциклопедия www.wikipedia.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проценты по кредитам. Налоговый учет в банке
Реферат Понятие транспортно-коммерческих рисков на примере перевозок воздушным транспортом
Реферат Метод быстрого реагирования в логистике
Реферат Технология послеуборочной обработки зерна и семян в хозяйстве
Реферат Talking To The Dead Essay Research Paper
Реферат Становление и развитие политологии как науки
Реферат Виртуальные миры и человеческое познание Концепция виртуальных миров и научное познание
Реферат Порядок отражения в учете расчетов с учредителем
Реферат Руководство по управлению рисками
Реферат Северная Америка 3
Реферат Автоматизация склада: Учетная и WMS - система, есть ли разница?
Реферат Эффективное управление логистикой
Реферат Обустройство подземных переходов в г Сумы
Реферат Особенности и характеристика двух основных элементов таможенного оформления
Реферат Хозоперации и налоги: тенденции спорных вопросов