Министерство сельского хозяйства РФ Забайкальский аграрный
институт – филиал ФГОУ ВПО «Иркутская государственная сельскохозяйственная академия»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Тема: «Преобразования в эпоху Петра I»
Предмет: История Отечества
Выполнил: Андров А.С.
Специальность: 110401.65 – «Зоотехния»
Курс: 1 курс
Шифр: 102001
Проверил: Кожин
Чита, 2010г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. Личность Петра I и борьба за власть. 4
Глава II. Начало преобразований. 7
Глава III. Петровские преобразования в искусстве. 10
3.1. Архитектура, скульптура. 10
3.2. Живопись. 14
3.3. Ювелирное искусство. 17
Заключение 21
Список используемой литературы 23
ВВЕДЕНИЕ
Пока светит солнце и вертится земля, будет весенняя капель и половодье проснувшихся рек. Пока жива Россия, не умолкнут споры о Петре Великом, начатые еще его современниками. Стрельцы и петровские гвардейцы, старообрядцы и синодальные чиновники, старое боярство и новая знать — все они соответственно будут искать в Петре то «царя-анархиста», то отца отечества. Затем эти споры продолжат и углубят западники и славянофилы, «государственники» и анархисты, монархисты и социалисты… Причем каждая сторона по-своему права, но права односторонне, наполовину относительно истины. Истина же в противоречивости самого царя и его реформ, неоднозначности его дела, сочетания доброго и злого, государственного блага и народного страдания.
Петровское время относительно хорошо изучено русскими историками. Вряд ли есть такая тема русской истории XVIII века, освященная лучше. Противоречивые оценки личности и деяний Петра Великого привлекали внимание и историографов.
ГЛАВА I. Личность Петра Первого и борьба за власть.
Петр Великий, первый сын царя Алексея Михайловича от его второго брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной, родился 30 мая 1672 года. На четвертом году он осиротел, так как царь Алексей Михайлович умер. Петр остался на попечении матери. Первоначальное воспитание, какое он получил, не отличалось от воспитания, вообще дававшегося царевичам.
Весной 1682 года скончался царь Федор, и Петр был избран царем помимо старшего брата царевича Ивана Алексеевича, которого признали неспособным к правлению. Партия родственников первой жены царя Алексея — Милославских возмутила в защиту прав обойденного царевича стрельцов. Стрельцы сбросили на копья представителей партии Нарышкиных. Царями были признаны оба брат, а Софья провозглашена правительницей. Петр присутствовал при этой сцене на Красном крыльце и был спокоен. Однако она не прошла для него бесследно. Для него не было впоследствии ничего ненавистней стрельца. Может быть, и старина сделалась для Петра так ненавистна, потому что связывалось в его представлении с её защитником — стрельцом, сбрасывающим на копья его родных и близких. События 1682 года принудили царицу Наталью удалиться с детьми в подмосковное село Преображенское, летнюю резиденцию царя Алексея. Учебные занятия Петра были прерваны, остановившись на одной грамотности. Он остался без внимательного присмотра. Скучая сидеть в тереме возле печальной матери, он выбежал на улице села Преображенского, где нашел себе общество детей придворных конюхов и лакеев. Из этой весёлой компании он устроил два потешных полка, с которыми и играл в военные игры. В тоже время страсть к кораблю и мореплаванию захватывает Петра. Яуза стала ему тесна. Заведены были корабли на Переславском озере, а в 1693 году царь выпросился у матери в Архангельск, где впервые увидел настоящее море.
Эти игры, которым придавался Петр, постройка корабликов вызывали много вопросов, приходилось вызывать одного, то другого немца из соседней с Преображенским Немецкой слободы. Петр сделался частым гостем, с удовольствием пировал с иноземными офицерами, купцами и мастерами. Слобода была как бы маленьким уголком Европы. Познакомившись со сведущими иностранцами, Петр понял свою отсталость и снова сел за книгу, стал изучать арифметику, геометрию, артиллерию и фортификацию под руководством Франца Тамерлана. В нем самом разгорелось желание самому повидать, как живут люди на Западе, и вот в 1697 году совершилось небывалое дело, поразившее современников: царь уехал за границу. Снаряжено было посольство к разным западным государям, во главе которого стал ближайший друг Петра в годы его юности Франц Лефорт. К посольству примкнул и сам Петр инкогнито, под именем Петра Михайлова
В 1682 году, вспыхнувший новый стрелецкий мятеж, вспыхнувший в России в отсутствии Петра, заставил его прервать курс высшей школы и поспешить в Россию. Опять перед ним стоял образ стрельца-бунтаря, мешавший ему учиться. Не удивляет после этого жестокость, с которой царь, приехав в Россию, расправлялся со стрельцами. Стрелецкое войско было уничтожено, несколько сот стрельцов казнено.
Пробелы прерванного образования Петр потом восполнял в течении всей жизни. На печати, которой он запечатывал отправляемые им из-за границы письма, Петр вырезал девиз «Аз семь в чину учимых и учащих мя требую». Этому девизу Царь оставался верен до конца своих дней.
И современников, и потомков Петра будет поражать необычайная сила и своеобразие его личности. Энергия и разносторонность сочетались в нем с грубостью, а порой и жестокостью. Целеустремленность, трудолюбие — с пристрастием к пирушкам и забавам весьма низкого толка. Неприхотливость, простота в общении — со страшными вспышками ярости и рукоприкладством; далеко не полноценное образование — с постоянной тягой к знаниям, особенно военным и техническим; его чисто «сухопутное» происхождение — с любовью к кораблям и морю; наконец, его глубочайший патриотизм — с уважением, а в молодости и с преклонением перед западной культурой.
Столь выдающаяся в ряду московских государей личность Петра I служила как бы приметой времени. Почти столь же необычна, хотя и явно меньше по масштабу, силе характера была фигура кн. В.В. Голицына (1643 — 1714), фаворита Софьи, видного государственного деятеля и дипломата, оказавшегося волею судьбы одним из политических противников Петра I. Прекрасно образованный князь также был реформатором и поклонником Запада. Причем, в отличие от молодого Петра, он имел программу радикальных преобразований, включавшую реформу армии, распространение просвещения, включая отправку на учебу за границу, и даже отмену крепостного права! При активном участии Голицына было отменено местничество, а в 1686 г. был заключен «Вечный мир» с Польшей, по которому она окончательно отказывалась от Левобережной Украины, Киева, Смоленска, а Россия в союзе со странами «Священной лиги» вступала в войну с Турцией. На этом, однако, государственные свершения Голицына, практически, закончились. Два похода на Крым, осуществленные под его руководством в 1687 и 1689 гг., оказались неудачными, а его реформистские планы — нереализованными. Вместо утонченного книжника-идеалиста Голицына на авансцену ждавшей перемен России вступил Петр I, по выражению В.О. Ключевского, «царь-плотник», «работник на троне».
В 1689 г. правление Софьи было ликвидировано. Ее заточили в Новодевичий монастырь, а Голицына сослали в Каргополь. И хотя власть перешла к Петру, государственным делам он по-прежнему предпочитал воинские игры. Последние постепенно теряли характер «забав». Из потешных формируются регулярные иноземного строя полки (которые в дальнейшем положат начало русской гвардии), в Архангельске начинается строительство кораблей. Исподволь вызревает и политическая стратегия. Она органически соединила в себе наклонности Петра, его одержимость морским и военным делом, и объективные потребности страны, задыхавшейся в противоестественной изоляции от морских путей, а, следовательно, — от широких торговых и иных контактов с передовыми державами.
ГЛАВА II.Начало преобразований.
Петровские реформы – главный нерв, ведущая ось отечественной истории XVIII века, берут свое начало в веке XVII. В этом бесспорном факте сходятся почти все историки Петра, по-разному, однако, «периодизируя» начало преобразований. Так, А. Г. Брикнер в «истории Петра Великого» склонен открывать счет им после путешествия царя в Западную Европу в 1697 – 1698 гг., где, по его мнению, возник сам план реформ, и были собраны необходимые сведения для их начала. Но уже С. М. Соловьёв в «Истории России», а затем «Публичных чтениях о Петре Великом» показал, что дело обстояло прямо наоборот: сама идея Великого посольства возникла в результате и в русле начавшихся преобразований: требовались иностранные специалисты и русские кораблестроители для создания флота. С. М. Соловьёв, а за ним и современный исследователь Н. И. Павленко считают исходным пунктом преобразований Азовские походы1695 – 1696 гг. Как отмечает Н. И. Павленко, хотя эти походы были направлены против традиционного противника, но сопровождались рядом нетрадиционных черт: использованием флота, обеспечившего победу и взятие Азова.
Таким образом, по мысли историка, походы эти переросли роль чисто военных кампаний, они послужили исходным пунктом реформ, «они повлекли строительство воронежского флота, вызвали начальные меры по созданию регулярной армии. Оба новшества требовали огромных финансовых затрат. Отсюда городская реформа и начало изобретательской деятельности прибыльщиков. Введена была и новая форма поощрения воинской доблести – Петр учредил орден Андрея Первозванного. От перечисленных новшеств рукой подать до преобразований в области культуры, прежде всего распространения образований с целью обеспечения армии и флота квалифицированными специалистами». (Н. И. Павленко «Петр Великий»).
Характеризуя эти первые реформы, автор останавливается, прежде всего, на создании флота. Сама идея создания флота в сухопутной стране при почти полном отсутствии традиций кораблестроения, а главное, денег в казне, была чрезвычайно смелой, обличая в царе «человека необычайной энергии и широкого кругозора, не промышлявшего о сиюминутных выгодах и смотревшего в отдаленное будущее». (Там же С. 94).
Проблема выхода к магистральным морским путям оставалась нерешенной, а союзники России (в 1697 г. Россия, Австрия и Венеция заключили антиосманский союз) свертывали военные действия. С целью оживления коалиции и расширения ее состава в 1697 г. за границу было отправлено «Великое посольство». В него входили также молодые «валантиры», вызвавшиеся обучаться за границей морскому делу. Среди них под именем «урядника Петра Михайлова» был и царь. Вдохнуть новую жизнь в антиосманскую коалицию не удалось. Война с Турцией заканчивалась, а европейские державы начали уже готовиться к разделу огромных владений угасающей династии испанских Габсбургов (1700 — 1713 гг. на континенте полыхала «война за испанское наследство»). Однако «Великое посольство» сыграло немалую роль в судьбе России. Петр познакомился с европейской жизнью и получил важные уроки дипломатии, а также навигации и кораблестроения. Было нанято 672 иностранных специалиста — офицеров, моряков, кораблестроителей, врачей и т.д. Наконец, встреча на обратном пути с польским королем и саксонским курфюрстом Августом II, фактически, положила начало новому, теперь уже антишведскому Северному союзу. В 1699 г. он был заключен Россией, Саксонией и Данией. Летом 1698 г. посольство было прервано полученным из Москвы известием о бунте стрельцов.
За созданием флота последовала замена дворянской конницы и ненадежных стрельцов регулярной армией. По сути, сознание регулярной армии началось еще в детстве с создания Преображенского и Семеновского полков. Но чисто юридически начало постоянной армии положили указы от 8 и 17 ноября 1699 года, где были определены источники формирования новых полков. Первыми были «охотничьи люди» из числа лично свободных подданных разных званий, служивших за высокое жалование – 11 рублей в год. В итоге было сформировано 2 9 пехотных и 2 драгунских полка общей численностью 32000 человек, с иностранными офицерами во главе.
Для вновь создаваемой регулярной армии требовалось обмундирование и амуниция. Необходимые для этого средства правительство искало на пути увеличения косвенных налогов.
23 января 1700 года Петр обнародовал указ о введении в России гербовой или орленой бумаги «для пополнения своей, великого государя, казны». Отныне все частные акты должны были составляться не на обычной бумаге, а исключительно на орленой.
Согласно указу 30 января 1699 г., в центре учреждалась выборная коллегия — Бурмистрская палата, отвечающая за сбор прямых и косвенных налогов во всех городах и имевшая право суда над посадскими людьми.
1699 год ознаменовался двумя важными событиями. Поздней осенью в Преображенском под Москвой в глубокой тайне был заключен Северный союз между Россией и саксонским курфюрстом Августом II против Швеции.
В конце 1699 года было определено считать годы не от сотворения мира, а от рождества Христова. Новолетие было приказано считать не от 1 сентября, а от 1 января, по европейскому примеру.
ГЛАВА III. Петровские преобразования в искусстве.
3.1. Архитектура, скульптура
Динамика стилевого развития русской архитектуры XVIII века нарастала своеобразно. В стране, с запозданием выходившей на общеевропейский путь развития, освоение западноевропейских стилей неизбежно протекает ускоренными темпами, причем уже на начальной стадии развития, в петровскую эпоху, существуют зачатки всех стилевых линий, через которые предстояло пройти русской архитектуре на протяжении века. Сущность переходного времени выражалась состоянием многостилья, когда русское искусство образно говоря «примеряло» себя к разным европейским стилям, еще не сделав окончательного выбора, совмещая в себе черты барокко, классицизма и рококо.
Особое значение имело строительство новой российской столицы — каменного Санкт-Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы, и которое осуществлялось по разработанному царем плану. В разработке плана принимали участие как иностранные, так и русские архитекторы. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта, времяпрепровождения. Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр.
Главной архитектурной доминантой в Петербурге стал Петропавловский собор, увенчанный позолоченным шпилем, высота которого достигала 45 м. Петр строил Петербург как европейский город, хотя решающими для формирования стиля новой столицы были его личные вкусы, особое географическое положение и климатические условия. В самом начале строительства города Петр ориентировался на Амстердам.
В целом облик города при Петре имел необычайно своеобразный вид, так как стиль архитектуры включал и элементы барокко, и европейского классицизма XYII века, и французского “регентства” рубежа XYII -XYIII веков.
В середине века усилившаяся стилевая тенденция к скульптурной экспрессии форм сказалась на силуэте Петербурга, обогатившегося множеством новых, высоко поднятых колоколен и церквей. Причем вместо шпилей появились, подчеркнуто национальные мотивы пятиглавия, ярусности, башнеобразности, отчего силуэт города получил новые объемно-пластические акценты и несвойственный ему ранее живописный характер. «Регулярная» российская столица Петербург становится символическим воплощением образа самой абсолютистской империи с ее идеей всеобщего порядка.
В новой столице работали зодчие разных национальных школ. Русские, итальянские, голландские, немецкие и французские архитекторы возводили в русской столице дворцы, храмы и государственные здания, архитектура которых имела общие художественные черты, определяющие архитектурный стиль, обычно называемый русским барокко первой трети XVIII века или петровским барокко.
Все многообразие индивидуальных творческих взглядов различных архитекторов на практике смягчалось под влиянием двух основных факторов: во-первых, воздействием русских многовековых традиций, носителями и проводниками которых были исполнители архитектурных замыслов — многочисленные плотники, каменщики, штукатуры, лепщики и прочие строительные мастера. Во-вторых, ролью заказчиков, и, прежде всего, самого Петра I, который чрезвычайно внимательно и требовательно рассматривал все проектные предложения архитекторов, отвергая те, которые не соответствовали, с его точки зрения, облику столицы, или внося существенные, а иногда и решающие изменения.
Неоценимую роль в этом сыграли великие русские и иностранные архитекторы. Одним из известнейших представителей западной архитектурной школы, работавших в России, был Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771г.), сын итальянского скульптора К.Ф. Растрелли, служившего при дворе французского короля Людовика XIV. Наиболее известные его творения — это и ансамбль Смольного монастыря в Петербурге (1748-1764г.), созданный в традициях русских монастырских ансамблей предыдущих столетий, и дворцы елизаветинских вельмож М.И. Воронцова и С.Г. Строганова в Петербурге, но в наивысшей степени его талант проявился в создании таких шедевров как Зимний дворец в столице, Большой дворец в Царском Селе и Петергофе (Петродворце).
Новая столица кардинально отличалась от традиционного древнерусского города — прямые, пересекающиеся под прямым углом улицы-проспекты, типовые проекты домов, европейский облик архитектуры. Во многом внешний вид города был определен творчеством уроженца итальянской Швейцарии, приехавшим в 1703 г. Доменико Трезини (1670 — 1734). Им были построены такие замечательные архитектурные шедевры, как Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий. Появляется новый тип усадебной архитектуры. По указанию Петра I Доменико Трезини впервые в русской архитектуре разработал в 1714 году образцовые проекты жилых домов, предназначенных для застройщиков разного достатка: одноэтажные небольшие для беднейшего населения, побольше для знатных.
Вместо древнерусских палат получает распространение тип дворца в западноевропейском стиле. Одна из первых построек такого рода — дворец А. Д. Меншикова в Петербурге (арх. Дж.-М. Фонтана и Г. Шедель).
Первой постройкой в Петербурге был Домик Петра I. Небольшой деревянный домик Петра I был построен 24 — 27 мая 1703 года, буквально за 3 дня сразу же после первых побед русских войск на Неве во время Северной войны.
28 Мая 1703 года Петр I с генералитетом и знатными статскими чинами на 63 судах прошествовали к недавно построенному дворцу. Дворец был освящен, и стал местом жизни Петра в первые годы строительства Петербурга. В 1708 году появился первый «Зимний дом». Но свой первый дворец Петр любил и заботился о нем.
Сохранилось описание дворца. Площадь составляет 60 кв. метров, высота до конька крыши 5 м 72 см. Резное украшение на крыше указывает на то, что дом принадлежал бомбардиру. Вспомним о том, что в 1694 году в Преображенском полку была учреждена особая почетная рота бомбардиров, шефом которой был сам Петр I. Размер самого дворца никогда не менялся, рублен дворец был топором, сохранилась декорировка стен дворца под кирпич. В этом отразилась сама суть времени Петра, когда жили с опережением, подчас желаемое выдавалось за действительное. Пожалуй, Потемкинские картонные деревни берут исток от деревянного дворца, расписанного под кирпич.
У истоков маленькой речки Безымянный Ерик напротив первого дворца Петра I его Домика император решил создать одно из чудес нового города — регулярный Сад, «лучше, чем в Версале у французского короля». Воображение Петра поразила эта роскошная загородная резиденция и впоследствии он как в Петербурге в Летнем саду, так и в Петергофе старался превзойти чудо французского искусства.
Сад в Петербурге был основан осенью 1704 года и назван Летним. Петр принялся за новое дело для себя с характерной для него страстью к преобразованию. Первоначальный план сада был начертан самим Петром I, а русские архитекторы разработав и усовершенствовав его создали хитроумные лабиринты.
В 1721 году вдоль Невы тянулись три крытые прозрачные галереи через которые посетители могли попасть в сад. Две по бокам белые из дерева, а в центре галерея на столбах из русского мрамора. В центре сада была установлена «Венус старинный» — Венера Таврическая, ныне хранящаяся в Эрмитаже. «Белая дьяволица» вызывала такую лютую ненависть приверженцев к «старине», что возле нее была установлена круглосуточно вооруженная охрана. На пересечении фонтанов были установлены фонтаны и статуи. У аллей, были свои названия. Была Шкиперская аллея, где Петр I любил играть в шашки со своими приближенными и пить пиво.
В петровские времена в Летнем саду был птичник, изящная беседка, дом с фонтанным снарядом, приводимым в движение по средству большого колеса, а рядом с ним зверинец. Была большая оранжерея с экзотическими цветами. В центре парка располагался водоем, выложенный плиткой, а в центре водоема был грот из которого бил фонтан.
В 1710 году выстроен небольшой дворец, состоящий из нескольких помещений для Петра I и парадного зала — дворец Монплезир. Были построены павильон для уединения “Эрмитаж” и небольшой двухэтажный дворец “Марли”.
3.2. Живопись
В начале XVIII века, вступая на позиции искусства нового времени со значительным запозданием по сравнению с другими передовыми в художественном отношении европейскими странами, русская живопись по-своему отражает общие закономерности этой стадии развития. На первый план выдвигается светское искусство. Первоначально светская живопись утверждается в Петербурге и Москве.
Русские живописцы писали только иконы, а нужны были и торжественные баталии, прославляющие военные победы, и портреты царя и его приближённых. Русские граверы умели делать иллюстрации к церковным книгам, а нужны были виды строящегося Петербурга, изображения побед на суше и на море, гравюры к учебникам архитектуры, морского и артиллерийского дела.
Русская культура должна была высвободиться, наконец, из-под власти церкви, догнать, наконец, ушедшие вперёд европейские страны.
Петровская реформа, глобальные изменения в жизни российского общества дали сильнейший импульс для развития искусства. На рубеже двух столетий происходит резкая трансформация художественной традиции. Россия приобщается к западной школе живописи.
Петровские преобразования в культуре ставили целью не только привлечь иностранных художников, но и просветить отечественную публику, привнести в русское искусство лучшие традиции европейского художественного творчества. Период ученичества был для русских мастеров недолгим, и уже во второй половине столетия вернувшиеся из Италии и Голландии художники доказали миру собственный талант, обретенное мастерство, создавая непревзойденные шедевры.
Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению его тела, с другой. Русские художники овладевают техническими достижениями западных мастеров: в обиход входят новые материалы (холст, масляные краски, мрамор), живописцы овладевают техническими приемами реалистической передачи окружающего мира. В работах начинает использоваться прямая перспектива, позволяющая показать глубину и объемность пространства. Художники в бликах и тенях прослеживают направление света, учитывают расположение его источника, учатся передавать фактуру материала: металл, мех, ткань и стекло. В живопись проникает невиданное дотоле многообразие образов и сюжетов. Самой, пожалуй, интересной сферой развития изобразительного искусства была портретная живопись, более всех других свидетельствующая о глубине и резкости произошедшего перелома. Первыми художниками, чье творчество ознаменовало рождение нового искусства, были И.Н. Никитин и А.М. Матвеев.
Наиболее интересным явлением в искусстве петровской эпохи стал портрет. У истоков портретной живописи нового времени стоит И.Н. Никитин (ок. 1680 — 1742). И.Н. Никитин ярко воплощает силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой. Крупнейший реформатор русской живописи, он разделяет с ним триумфы, а под конец — трагические невзгоды.
Портреты, созданные им в ранний период, уже представляют собой вполне европейские по характеру изображения, наиболее близкие произведениям французской школы начала XVIII века. Используя общеевропейский опыт, русский художник реализует свои собственные представления о мире, красоте и индивидуальных особенностях модели. Так возникает свой вариант портрета — общепонятный и неповторимый.
С портретов, которые он написал, смотрят сильные, резко очертанные лица царя и его приближённых. К кисти этого великого художника принадлежат такие произведения, как: портрет цесаревны Анны Петровны и царевны Прасковьи Иоанновны ( предположительно 1714 г.).
К петровской эпохе по духу принадлежит и творчество другого русского живописца — Андрея Матвеева (1701-1739). По указу Петра он был послан в Голландию учиться, что обеспечило необходимый уровень знаний. Еще в период прохождения обучения им были созданы картины — «Аллегория живописи» (1725 г.) и « Венера и Амур». Самое известное произведение Матвеева — « Автопортрет с женой» (1729 г.). Произведение Макеева рисует новую для России культуру отношений. Муж и жена не просто выступают как равные: художник бережно и горделиво представляет зрителю свою супругу. Заинтересованность в делах искусства и трудолюбие выгодно отличали этого художника.
Особое место в изобразительном искусстве I половине XVIII в. занимала гравюра. Это был наиболее доступный широким массам вид искусства, быстро откликающийся на события времени. Виды морских сражений, городов, торжественных праздников, портреты великих людей — таков был спектр сюжетов, над которыми работали мастера гравюры. Лицо русской гравюры I четверти XVIII в. определяли мастера, сочетавшие в своих работах западную технику и национальный характер русской гравюры Иван и Алексей Зубовы, Алексей Ростовцев. Излюбленной темой работ А. Ф. Зубова были виды Петербурга, в которые обязательно включались водные пейзажи с кораблями.
Живописные миниатюрные портреты на эмали появились в России в начале XVIII века, первыми мастерами были Григорий Мусикийский и Андрей Овсов. Вначале на миниатюрах писали в основном портреты царствующих особ и членов их семей. В дальнейшем спрос на миниатюрные портреты был так велик, что в последней четверти столетия в Академии художеств был учрежден специальный класс миниатюрной живописи на эмали.
3.3. Ювелирное искусство
Преобразования и приобщение России к европейским традициям, культуре, быту в конце XVII — XVIII веков отразились и на изделиях русского ювелирного искусства. Само слово «ювелир», столь привычное сейчас, пришло в начале XVIII века на смену старому русскому названию «золотых и серебряных дел мастер». Причем, это не просто замена одного термина другим, а показатель наличия новых тенденций, связанных с европейскими веяниями в русской жизни, культуре и искусстве.
На протяжении веков развитие ювелирных украшений находилось в тесной зависимости от стилистических изменений моды, покроя одежд и т.п. Украшения начала XVIII века не отличались от аналогичных изделий конца XVII века до тех пор, пока не произошли и прочно не укоренились в быту изменения в костюме. Для украшения одежды и головных уборов по-прежнему использовались запоны разных форм и с разным декором (от скромных серебряных со стеклами до золотых, обильно дополненными алмазами, рубинами, изумрудами и эмалями).
Изысканным украшением костюма могли быть и пуговицы разных размеров и форм: плоские, в виде диска, шарообразные, куполообразные и т.д. Их делали из меди, серебра, золота, порой превращая в изящнейшие произведения ювелирного искусства. Пуговицы были гладкими литыми и ажурными сканными, с узорной чеканкой, чернью, эмалью, зернью, гравировкой, драгоценными камнями. По мастерству исполнения медные пуговицы порой превосходили серебряные. Во второй четверти XVIII века в Москве существовали цеховые объединения мастеров медных перстней и запонок, медных и железных серег, серебряных серег, медного пуговичного дела.
В 1700 году указом Петра I был введен новый обязательный для ношения костюм на западноевропейский манер; новый костюм, естественно, требовал новых украшений — среди русских ювелирных изделий впервые появились броши, диадемы, пряжки для обуви и платьев, запонки и др., широко распространенные в это время в Европе. За двадцать пять лет после указа новый костюм прочно вошел в быт русских дворян, хотя одежда купечества, мещан и крестьян существовала почти без изменений до конца столетия.
Для XVIII века, за исключением последних лет характерно женское платье с облегающим фигуру декольтированным корсажем и широкой юбкой; для мужчин вводятся французского образца кафтаны, камзолы, короткие панталоны, чулки, башмаки с пряжками, парик.
Русское общество познакомилось в XVIII веке и с таким новым для него явлением, как мода. Модная одежда распространялась с помощью готовых образцов, которые выписывались наиболее состоятельными дворянами из Парижа и Лондона; информация о модных новинках печаталась журналах «Трудолюбивая пчела», «Всякая всячина», «Магазин общеполезных знаний» и др.
Кроме моды в России XVIII века одежду дворян регламентировали также государственные постановления и указы, в которых четко определялась не только форма костюма, но и характер его отделки, ткань, цвет, украшения.
В связи с коренными переменами в женской и мужской одежде меняется и характер украшений. Вместо мониста, «кружева» и т.д. появляются броши различных форм, запонки, булавки для галстуков и причесок, эгреты (украшения для шляп), ожерелья, браслеты, диадемы, пояса, пряжки для платьев и обуви. Новым и весьма популярным украшением стал склаваж, который носили на ленте высоко на шее, порой, одновременно с длинными, свободно висящими рядами жемчужных нитей.
Бурному расцвету придворного ювелирного искусства в XVIII веке способствовала организация отечественных гранильных фабрик и привлечение большого числа опытных западноевропейских ювелиров для выполнения дорогих заказов петербургской знати. В 1721 году Петр I основал в Петергофе «Алмазную мельницу» для обработки драгоценных и поделочных камней, там же гранились и алмазы.
Редкими и дорогостоящими украшениями были часы, которые привозились из-за границы, или же иностранный механизм вставлялся в отечественный корпус. К последним относятся нагрудные часы в форме креста с механизмом работы лондонского мастера Гарфа (Guarf). Серебряный корпус их декорирован с обеих сторон растительным узором в технике многоцветной эмали на скани.
Оригинальным украшением были подвесные ароматники, предназначавшиеся для душистых веществ. Ароматникам придавали самые разнообразные формы: плодов, флаконов, сердечек, разных бытовых предметов. Ароматники начала XVIII века украшали красочными перегородчатыми эмалями, сканью с драгоценными камнями, гравировкой.
Самыми распространенными и любимыми украшениями в России во все времена были серьги и перстни. В конце XVII-начале XVIII века по-прежнему носили одинцы, двойчатки, серьги в виде корабликов и голубков; также появляется новая форма серег с квадратными и трапециевидными подвесками с драгоценными камнями в глухих гнездах, с крупными сверлеными жемчужинами и камнями-подвесками. Мочки серег становятся более тонкими, разъемными с шарнирами, предназначенными для продевания ухо. При этом украшалась только лицевая сторона подвески и мочки. В недорогих серебряных серьгах разъемные мочки часто заканчивались стилизованным листочком или раскрытым клювом птицы.
С начала XVIII века стали широко использоваться для украшения одежды запонки с головками разнообразных форм (крестообразные, в виде розетки из драгоценных камней, со стеклом, жемчугом и т.д.).
Широкое распространение получили платяные броши и булавки, которые с одной стороны были украшениями, а с другой выполняли чисто утилитарные функции: собирали складки платья, прикрепляли воротничок и т.д. Внешняя сторона их обильно украшалась самоцветами и гранеными алмазами. В изделиях с большим количеством драгоценных камней трудно проследить характерные особенности смены стилей (барокко, рококо). Только на украшениях со значительными поверхностями драгоценных металлов можно увидеть орнаментальные особенности стилей. Были распространены броши в виде букетов цветов, модными становятся броши с миниатюрными портретами, а в оправе более четко проявляются стилистические особенности классицизма.
Заключение.
По своему масштабу и стремительности проведения реформы Петра I не имели аналогов не только в российской, но и, по меньшей мере, в европейской истории. Мощный и противоречивый отпечаток наложили на них особенности предшествующего развития страны, экстремальные внешнеполитические условия и личность самого царя. Опираясь на некоторые тенденции, наметившиеся в XVII в., Петр I не только развил их, но как бы «пришпорив» страну, за минимальный исторический промежуток времени вывел ее на качественно более высокий уровень. Всего лишь за четверть века, причем века XVIII-го, отнюдь не столь стремительного, как XIX-й и уж тем более XX-ый, он превратил Россию в могущественную державу, которая по своей промышленной и военной силе не уступала самым развитым странам того времени. Петр приобщил Россию к передовым достижениям западной культуры, добился широкого выхода к Балтийскому морю, чего не могли добиться московские государи, начиная с XVIв. Из своего изолированного, захолустного положения страна не только вступила «на порог» Европы, но и стала доминировать на Востоке и Севере В результате петровских реформ «социальное положение „благородного“ сословия изменялось в одну сторону, — в сторону Запада, — в то самое время, когда социальное положение „подлых людей“ т.е. низкого происхождения люди (чернорабочие, наймиты, поденщики) продолжало изменяться в сторону прямо противоположную, — в сторону Востока.
Реформы в области культуры и быта, с одной стороны, создавали условия для развития науки, просвещения, литературы и т.д. Но, с другой, механическое и насильственное перенесение многих европейских культурных и бытовых стереотипов препятствовало полноценному развитию культуры, основанной на национальных традициях.
Главное же заключалось в том, что дворянство, воспринимая ценности европейской культуры, резко обособлялось от национальной традиции и ее хранителя — русского народа, чья привязанность к традиционным ценностям и институтам нарастала по мере модернизации страны. Это вызвало глубочайший социокультурный раскол общества, во многом предопределивший глубину противоречий и силу социальных потрясений начала ХХ в.
Петровские преобразования в сфере культуры, быта и нравов носили ярко выраженный политический характер, вводились зачастую насильственными методами. Во главу угла этих реформ были поставлены интересы государства, которое строилось по жесткому плану монаршей воли. Чисто внешние атрибуты Петровской эпохи, проявившиеся в декретивном введении европейских обычаев и нравов, в отрыве от вековых традиций русской культуры должны были подчеркивать принципиальные отличия созданной за четверть века Российской империи — великого государства европейского типа.
Несмотря на всю противоречивость личности Петра и его преобразований, в отечественной истории его фигура стала символом решительного реформаторства, плодотворности использования достижений Запада и беззаветного, не щадящего ни себя, ни других, служения Российскому государству. У потомков Петр I, практически, единственный среди царей по праву сохранил дарованный ему при жизни титул Великого.
Список используемой литературы
Балязин В.Н. Сокровенные истории дома Романовых. — М.: СП «Икпа», 1992. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. — Прага: Артия, 1980. Валишевский К. Пётр Великий. Воспитание. Личность. — М.: СП «Икпа», 1990. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. — М., 1996. Забелин И.Е Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях -Новосибирск: Наука, 1992. Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века — М., 1999. Ключевский В.О. Статьи. Собрание сочинений. т. 8. — М.: Мысль. 1990. Ключевский В.О. Исторические портреты: Деятели исторической мысли. — М.: Правда, 1990. Рыбаков Б.А… Очерки русской культуры. — М.: Высшая школа МГУ, 1990. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. — М.: Правда, 1991. Петракова А.Б. Русские ювелирные украшения XVIII века. //» Русскiй Антикварiатъ". — 2003- №3-4.