Реферат по предмету "История"


Политические и правовые идеи декабристов

ПЛАН
Введение… 2
2.Основная часть. 3
2.1.«Русская Правда» Пестеля. 3
2.2.«Конституция» Муравьёва. 9
Заключение… 14
Список используемой литературы… 16
Введение
В декабре 1825 года в Санкт-Петербурге произошло вооружённоевыступление, а затем на Украине восстание Черниговского полка. Выступления былиподготовлены тайными обществами.
Именно в среде тайных обществ вырабатывались наиболеерадикальные проекты государственных преобразований.
В Санкт-Петербурге было создано Северное общество под руководствомНикиты Михайловича Муравьёва (1795 – 1843), а на Украине – Южное общество подруководством Павла Ивановича Пестеля (1793 – 1826).
И в начале 20-х гг. 19 века появляются проекты Н.М.Муравьёва – «Конституция» и П.И. Пестеля – «РусскаяПравда».
Вообще декабристы оставили множество произведений, средикоторых можно найти и работы политико-правового характера. И содержание этихработ по-прежнему остается актуальным для России. Так, в частности, решениевопроса об административно-территориальном делении всегда будет оставатьсяважным для России из-за огромной размеров её территории и большого количестванародов, населяющих её.
Цель данного реферата: анализ тех социально-экономических,политико-правовых преобразований, которые декабристы собирались провести всфере государственного устройства, управления и судоустройства, административно-территориальногоделения, решения национального и аграрного вопросов, а также измененийправового статуса личности в Российской империи (отмена сословного деления,признание конституционных прав граждан и так далее).
2. Основная часть 2.1. «Русская Правда» Пестеля
«Русская Правда», написанная Пестелем, явиласьманифестом, программным документом Южного общества.
Полное название конституционного проекта Пестеля –«Русская Правда или Заповедная государственная дарственная Грамотавеликого народа российского, служащая Заветом для государственного устройстваРоссии и содержащая верный Наказ как для народа, так и для Временноговерховного правления». Как следует из названия, этот документ должен былслужить «наказом» Временному революционному правительству.
По мысли Пестеля, объявленное Сенатом после переворотавременное правительство должно было состоять в основном из членов тайногообщества. Обладая диктаторской властью, правительство после принесения емуприсяги от Синода, Сената и всей России, «раздав Министерства, армии,корпуса и прочие начальства членам общества, мало-помалу в продолжение несколькихлет будут вводить новое образование»1.
В «Русской Правде» проектировалась республиканскаяформа правления. Монархическое устройство государства, по мнению автора, посущности непрочно и несовместимо с народной волей.
Республиканский проект Пестеля носил якобинский характер:сильная централизованная административная власть, военно-деспотического типадолжна была подготовить переход к республиканской форме. В новой республикезаконодательная власть принадлежит Вечу, избранному по двухступенчатой системевыборов.
Оно избирается на пять лет (каждый год обновляется 1/5 частьего). «Заветные» (конституционные) законы «обнародуются и насуждение всей России предлагаются»1.
«Народное вече есть одно целое и на камеры (палаты) неразделяется. Вся законодательная власть в нём обретается». Оно«представляет волю в государстве, душу народа. Никто не может распуститьНародное вече».
Народное вече избирает на год своего председателя из числадепутатов, «последний год заседающих». Полномочиями народного вечеявляются такие, как:
·    объявление войны;
·    заключение мира;
·    обсуждение и принятие всех законы, кроме конституционных(«заветных»). И только после их обсуждения и одобрения народомполучают силу закона.
Между сессиями Народного вече его функции исполняет Временнаякомиссия.
Исполнительная власть сосредоточивается в руках ДержавнойДумы, которая состоит из пяти человек, выбранных народом (затем – один ежегодноизбирается Народным Вече из кандидатов, предложенных губерниями).«Ежегодно один из Думы выходит и заменяется другим выбором. Председательесть член, заседающий последний или пятый год».
Под ведомством и начальством Державной Думы состоят всеминистерства (приказы).
Полномочиями Державной Думы должны быть следующие:
·    ведение переговоров с иностранными государствами;
·    руководство военными действиями во время войны, но Дума не имеетправа ни объявлять войну, ни заключать мирные договоры и прочие трактаты.
Дума имеет свою канцелярию. «Все министерства и вообщеправительствующие места состоят под ведомством и начальством Державнойдумы».
Для того чтобы указанные выше власти не выходили из своихпределов, учреждается блюстительная власть, которая поручается ВерховномуСобору. Верховный Собор – это 120 бояр, которые пожизненно назначаются НароднымВече из кандидатов, предложенных губерниями. Верховный Собор проверяетзаконность всех мер, принимаемых государственными учреждениями.
На рассмотрение Верховного собора представляются все законы,принятые Народным вече, и ни один из них не может вступить в силу без санкцииэтого контрольного органа. Однако лишь Верховный собор рассматриваетпредоставленные ему законы лишь с точки зрения их соответствия конституции, невникая в содержание: «Собор не рассуждают о сущности предметов, а смотритна одни лишь формы».
Верховный Совет:
·    посылает своих полномочных представителей в министерства иобласти;
·    назначает главнокомандующего действующей армии.
Пестель придавал большое значение Верховному собору какгаранту соблюдения законности. Предусматривалось, что в этот орган избиралисьнаиболее заслуженные и авторитетные граждане страны.
По Пестелю, распорядительную власть на местах должныосуществлять окружные, уездные и волостные наместные собрания, а исполнительную– окружные уездные и волостные правления.
Главами окружных и уездных наместных собраний должны бытьвыборные посадники, а главой волостного собрания – волостной предводитель.
Компетенция волостных собраний должна быть довольно широкой:они должны выслушивать исполнительных органов власти в волости, уезде, губернии– в волостных, уездных и земских правлениях, принимать и рассматривать жалобына местное начальство, выбирать новых чиновников местного управления иутверждать прежних, и вообще заниматься всеми делами местного значения,«до волости и уезда касающимся».
Местные органы власти избираются сроком на один год. Выборыявляются прямыми и производятся на волостных собраниях. Краткие срокиполномочий местных выборных органов власти рассматривались Пестелем какгарантия против узурпации власти.
Избирательные права должны получать все граждане мужскогопола, достигшие двадцатилетнего возраста, а женщины избирательных прав неимели.
У Пестеля отсутствует избирательный ценз. Чтобы избирать ибыть избранным, надо было быть лишь совершеннолетним гражданином Российскойреспублики. Пестель предполагал, что избиратели отдадут предпочтение болеепросвещённым людям, но ценза грамотности у него в конституции не было: играмотный и неграмотный имели одинаковое право голосования. «Каждыйгражданин имеет право на занятие всех мест и должностей по государственнойслужбе. Одни дарования, способности, познания и услуги служат поводом ипричиною к прохождению службы».
Россия представлялась унитарным государством, отдельные еётерритории (Финляндия) инкорпорируются в единое устройство, отдельные местностилишаются какой-либо автономии.
Будучи убеждённым республиканцем, Пестель требовал не тольколиквидации самодержавия, но и любой монархии, даже ограниченной конституцией.
Более того, чтобы гарантировать будущую Российскуюреспублику от реставрации монархии, Пестель выступал не только за цареубийство,но и вообще за «истребление всей императорской фамилии», зафизическое уничтожение всех возможных претендентов на российский престол.
Пестель – сторонник единого русского централизованногогосударства. Он отвергал Федерацию как возрождение «удельнойсистемы». Особенно пагубна та федерация в России, где существует многоязыков и вер, племён и народов.
«Все различные племена, составляющие Российскоегосударство, признаются русскими и, слагая различные свои названия, составляютодин народ русский».
Поэтому господствующей религией должно стать православие.
«Невыгоды» федеративного образования государстваПестель усматривает в следующем. Верховная власть в таком государстве «незаконы издает, но только советы», так как при самостоятельности отдельныхчастей в федерации у верховной власти не окажется «принудительныхсредств» к приведению законов «во исполнение».
В федерации областные интересы неизбежно будут брать верхнад общегосударственными. Особый образ правления и особые законы в областяхприведут к ослаблению связей между ними, а также к осознанию ненужностиверховной власти, а, следовательно, и к распаду государственной организации.
«Каждая область, составляя в федеративном государстве,так сказать, маленькое отдельное государство, слабо к целому привязана будет идаже во время войны будет действовать без усердия к общему составу государства,особенно если лукавый неприятель будет уметь прельстить её обещаниями о каких-нибудьособенных для нее выгодах и преимуществах. Особенно пагубным для неё выгодах ипреимуществах».
Согласно проекту Пестеля, Россия подразделяется на десятьобластей и два удела, каждая область состоит из пяти округов (или губерний),губернии в свою очередь делятся на уезды, уезды на волости. Пестель составил икарту нового административного деления России. Столицей России Пестельопределил Нижний Новгород.
Вообще аграрный проект Пестеля основан на том, чтобы,освободив крестьян, улучшить их положение, «а не мнимую свободу имдаровать». Для этого земли каждой волости делятся на две части, одна изкоторых будет общественной собственностью, а другая – частной.
Общественные земли предназначены для доставлениянеобходимого всем гражданам без изъятия, они не могут закладываться илипродаваться.
Каждый россиянин имеет право получить в своей волостиучасток земли, который был бы достаточным для пропитания одного тягла (муж сженой и тремя детьми).
Частные земли должны продаваться свободно и свободно жепокупаться1. Они «будут служить к доставлению изобилия».
Пестель выступал против имущественного ценза: «Богатыевсегда будут существовать, и это очень хорошо, но не надобно присоединять кбогатству ещё другие политические права и преимущества».
В «Русской Правде» говорится, что «личнаясвобода есть первое и важнейшее право каждого гражданина и священнаяобязанность каждого правительства. На ней основано всё сооружениегосударственного здания и без неё нет ни спокойствия, ни благоденствия».
Провозглашается неприкосновенность личности и жилищаграждан: «Никто из граждан не должен быть лишён и под стражу посажен иначекак законным порядком и законным образом. Всякое действие, сему противное,наводит строжайшую ответственность на нарушителей… В дом гражданина никто войтине может без его согласия».
Цель аграрного проекта, по Пестелю: обеспечить каждомуроссиянину прожиточный минимум, который защищал бы его от нищеты и произвола«аристократии богатств».
Отличительная черта нынешнего столетия, считал Пестель,ознаменовывается явной борьбой между народами и феодальной аристокрацией, вовремя которой начинает возникать аристокрация богатств, гораздо вреднейшаяаристокрации феодальной.
В целом «Русская правда» была самым радикальным изконституционных проектов, разработанных декабристами, выдающимся документомдекабристской идеологии, вобравший в себя лучшие достижения передовойобщественной мысли того времени.
2.2. «Конституция» Муравьёва
«Конституция», которую написал Муравьёв Н.М., – этоманифест Северного общества.
Теоретической основой программы Муравьева, так же как иПестеля, была просветительская философия, а сама программа объективно выражалазадачи буржуазно-демократического переустройства страны, но она являлась плодомсамостоятельного политического творчества, на основе западноевропейского иамериканского опыта и применения его к русской действительности.
По «Конституции» будущая власть в России сохранитмонархическую форму.
Во «Вступлении» говорится: «Опыт всех народови времён доказал, что власть самодержавная равно гибельна для правителей и дляобщества, что она не согласна ни с правилами святой веры нашей, ни с началамиздравого рассудка. Нельзя допустить основанием Правительства произвол одногочеловека; невозможно согласиться, чтобы все права находились на одной стороне,а все обязанности на другой. Слепое повиновение может быть основано только настрахе и не достойно ни разумного правителя, ни разумных исполнителей. Ставясебя выше законов, государи забыли, что они в таком случае вне законов, внечеловечества! Что невозможно им ссылаться на законы, когда дело идёт о нихсамих. Одно из двух: или они справедливы, тогда к чему же не хотят и самиподчиняться оным, или они несправедливы, тогда зачем хотят подчинять их другим.Все народы европейские достигают законов и свободы. Более всех их народ русскийзаслуживает и то и другое»1.
Итак, основными принципами, изложенными во«Вступлении» к «Конституции», являются такие как:
·    суверенитет народа;
·    верховенство закона (в данном случае конституции);
·    необходимость федеративного устройства для такого обширногогосударства, как Россия.
Эти положения и нашли своё развёрнутое воплощение в«Конституции» Н.М. Муравьёва1.
По проекту Муравьёва будущая Россия должна представлять собойфедеративное государство (он был сторонником государственного устройстваСеверо-Американских Штатов). Империя делилась на отдельные федеральные единицы,которые Муравьев назвал «державами», обладающие определённойавтономией, со своими «столицами», законодательными и исполнительнымиорганами власти, правом самостоятельно решать свои внутренние дела.
Державы и области образуются по территориальному принципу.
Федеративное устройство в такой обширной стране, как Россия,по мнению Н. Муравьева, явится противодействием чрезмерному усилениюцентральной власти, которая в централизованном государстве неизбежно выльется вдеспотическое правление. Федерация гарантирует страну от деспотии, обеспечитсохранение свобод граждан.
Н. Муравьев проводит строгое разделение власти – назаконодательную, исполнительную и судебную.
Законодательную власть осуществляет Народное Вече, котороесостоит из Верховной Думы (верхняя палата) и Палаты представителей (нижняяпалата).
В Верхнюю Думу избираются по три депутата от каждой державыи по два депутата от области, то есть 45 депутатов согласно первому варианту и42 – по второму. В Палату народных представителей избираются по одному депутатуот 50 тысяч жителей мужского пола (по расчету Н. Муравьева – всего 456депутатов).
Депутаты в обе палаты избираются на шестилетний срок, приэтом каждые два года 1/3 депутатов переизбирается. Народному Вечепредоставляется право законодательной инициативы, объявление войны и заключениямира, заключение других договоров с иностранными государствами, принятиерешения о предания государственных чиновников (право импичмента).
Заседание палат в Народном Вече и Державном Вече являетсяоткрытыми, содержание дебатов должно публиковаться в особых бюллетенях, заисключением тех вопросов, которые будут признаны составляющие государственнуютайну.
Депутаты обладают депутатской неприкосновенностью: взять подстражу и предать суду депутата можно лишь с согласия той палаты, членом которойон является, но ни в коем случае не во время заседания палаты или по пути вгород, где проходят заседания законодательного органа, или же во времявозвращения оттуда. Депутаты пользуются полной свободой выражения своегомнения: «Члены не отвечают за мнения, обнаруженные в палате, никто, нигдене вправе тревожить их и требовать от них объяснений сказанного ими во время ихзаконодательного служения».
В период службы в палатах депутаты получают денежныевознаграждение, им оплачивается и их транспортные расходы.
Верховная исполнительная власть принадлежит императору:«Император есть верховный чиновник российского правительства». Привступлении в правление он приносит присягу посреди Народного Веча, дав клятвуверности сохранять и защищать конституционный устав России.
Права императора довольно обширны:
·    назначение министров, чиновников, послов;
·    право отлагательного вето;
·    права верховного военачальника; и другие.
«Императорское звание учреждено наследственным дляудобства, а не потому, чтобы оно было в самом было семейственнымсостоянием».
Женщины не имеют праву на престол.
Низшей судебной инстанцией (в волости) является выборный«совестный судья», разбирающий дела по мелким гражданским иимущественным проступкам. Следующей инстанцией является «уездноесудилище» по гражданским и уголовным делам. Оно состоит из выборного«уездного судьи» и «съезда совестных судей». Кассационнойинстанцией служит «областное судилище» из 5-7 «областныхсудей» (по числу губерний, входящих в областной судебный орган). Этаинстанция принимает дело на апелляцию в том случае, если при решении делаприменили «не надлежащий закон».
Высшим органом судебной власти является «Верховноесудилище», которое судит высших государственных и должностных чиновников,решает и международные споры.
Существуют системы судов: областные, уездные заседания, вкоторых принимают участие присяжные.
По Муравьёву, существует активное и пассивное избирательноеправо.
Активное избирательное право – это право «бытьизбранным в какое-либо общественное звание по законодательной, исполнительнойили судебной власти», а пассивное избирательное право – это право выбиратьдепутатов в представительные органы управления и должностных лиц.
Защита интересов землевладельцев-помещиков наиболее полноотразилась в решении Н. Муравьевым аграрно-крестьянского вопроса. «Землипомещиков остаются за ними».
Помещик в лице крестьянина получал рабочую силу,экономически прикреплённую к району землевладельческого имения. Вознаграждениесо стороны крестьянина за уход от владельца – замаскированный выкуп личности.
Муравьев не только обезземеливал крестьянство, но и неустранял и внеэкономического принуждения. Создавая внешнюю видимость свободногодоговора, он сохранял, хотя и в смягчённой форме, юридическую преградусвободному переходу.
Муравьёв полагал, что военная революция произойдёт в столицахи других частях страны, где имеются вооружённые силы, руководимые офицерами –членами тайных обществ.
Движение войск на столицы прекращается с упразднениемпрежнего правления.
Конституция Никиты Муравьева в большей степени, нежели«Русская Правда» Пестеля, несла на себе печать непоследовательности иограниченности.
Тем не менее, это – глубоко прогрессивный документреволюционного преобразования тогдашней крепостной России, направленный нарешительную ломку феодально-абсолютистских порядков и предусматривавшийдостаточно широкие для того времени демократические преобразования. Вот почему,несмотря на критику отдельных положений этого проекта (в частности,имущественного ценза, решения аграрного вопроса) членами Северного общества,проект Н.М. Муравьева не встретил принципиального неприятия как со стороныпетербургских, так и московских декабристов. Предлагаемые ими поправки идополнения не затрагивали важнейших основ Конституции Н.М. Муравьева.
Заключение
Мы рассмотрели основные политико-правовые идеи наиболееизвестных из декабристов – П.И. Пестеля и Н.М. Муравьёва.
Конституционные проекты Пестеля и Муравьёва являются однимииз первых документов в истории России, так кардинально предусматривающиеизменение тогдашнего строя России.
Несмотря на различие «Конституции» и «РусскойПравды» (в вопросах о форме правления, административном устройстве, врешении аграрного вопроса, в отношении избирательной системы), в основном, помногим положениям (идея гражданской свободы и народного представительства,уничтожения личного рабства и введения законного управления, ликвидациисословных перегородок и установления формального равенства всех граждан) этипроекты были сходными.
Выступление декабристов было самым заметным и значительнымфактом общественно-политической истории Российской империи первой четверти 19века.
Политико-правовые программы тайных обществ по-новомупоставили ряд коренных проблем развития России. Актуальность этих проблемобусловила разнообразие и противоречивость идеологических оценок событий 1825года.
Движение декабристов наложило глубокий отпечаток надальнейшую историю России, ибо это было первое организованное выступлениепротив самодержавно-крепостнических порядков в России и стало началом первого,дворянского периода в революционном движении в России.
Политико-правовые взгляды декабристов, также сыграли большуюроль. Так, например, идеи декабристов, отличающиеся радикализмом для своеговремени, оказывали влияние на ход государственных реформ в XIX веке (какрассказывают современники, материалы допросов 18 декабристов были настольнойкнигой императора Николая 1) и идеологию будущих поколений общественныхдеятелей России.
Список используемой литературы
1.     Большая Российская юридическая энциклопедия. М., 2000, с.810.
2.     Избранные социально-политические и философские произведения декабристов.М., 1951, с.497.
3.     Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. М., 2002, с.768.
4.     История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. О.Э. Лейста.М., 2002, с.688.
5.     История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. В.С.Нерсесянца. М., 1996, с.816.
6.     Мальцев В.А. Основы политологии. Учебник для вузов. М., 1997, с.480.
7.     Основы политологии: Курс лекций / Под ред. В.П. Пугачёва. М., 1992,с.660.
8.     Семенова А.В. Временное революционное правительство в планахдекабристов. М., 1982, с.123. с. 206.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.