СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Советская военнаяпромышленность в 1938-1940 гг.
1.1 Военнаяпромышленность в 1938 г.
1.2 Мобилизационная подготовкасоветской промышленности
1.3 Военная промышленность СССР в1939–1941 гг.
Глава2.Проблемыорганизации производства военной продукции в 1941 г.
Заключение
Список использованных источников илитературы
ВВЕДЕНИЕ
Даннаяработа посвящена деятельностисоветского государства по укреплению обороноспособности страны в 1938-1941 гг.
В предвоенныегоды был предпринят ряд крупных мер по укреплению обороноспособности страны.Успешное осуществление ленинской политики социалистической индустриализациистраны, создание современной, мощной тяжелой промышленности и в крупныхмасштабах – оборонной промышленности (авиационной, танковой, артиллерийской, идр.) дали возможность советскому государству достичь серьезных успехов воснащении армии военной техникой.
Цель работы:рассмотреть процесс укрепления обороноспособности СССР накануне ВеликойОтечественной войны
Задачи:
1. Рассмотретьразвитие военно-промышленного комплекса СССР в 1938-1941 гг.
2. Выяснить причины проблеморганизации производства военной продукции в начальный период ВеликойОтечественной войны
Анализисточников и литературы: Источниковую базу составляют директивные документыпартии и правительства; нормативные документы Госплана СССР и наркоматов СССР;отчетная документация по вопросам выполнения текущих и перспективных плановпредприятий, объединений, главков, наркоматов (министерств); мемуары имаргиналии; произведения руководителей партии и правительства.
Практическиво всех фундаментальных научных исследованиях о событиях 2-й Мировой войнызатрагиваются вопросы предвоенной организации в СССР военно-промышленногопроизводства, эффективности проводимой советским руководствомвоенно-технической политики, анализируются количественные данные роста производствавоенной продукции в годы Великой Отечественной войны и особенности организациисоветской военной экономики в интересах мобилизации материально-финансовых ит.д. ресурсов на нужды обороны СССР.
В работахсоветских ученых-экономистов раскрываются и анализируются, пусть и наограниченном круге источников, производственно-технологическая структурасоветской оборонной промышленности, показатели основной производственнойдеятельности военно-промышленных наркоматов и входивших в их систему «кадровыхвоенных заводов». Не утратили своей научной актуальности написанные в 60–80-егоды работы по истории советской авиационной и бронетанковой техники,артиллерийского и стрелкового вооружения.
ГЛАВА 1. СОВЕТСКАЯ ВОЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В 1938-1940 ГГ.
1.1 Военная промышленность в 1938 г.
Вначале декабря 1938 г. Сталин отстраняет Ежова от поста наркома НКВД. С январяпо июль 1938 г., в несколько этапов, Сталиным проводится лицемерная кампания поустранению перегибов в работе органов внутренних дел: кого-то освобождаютиз-под ареста, кого-то восстанавливают в рядах ВКП(б), а кого-то наказывают «загрубейшие нарушения социалистической законности». Под руководством новогонаркома Л.П.Берия НКВД превращается в еще более мощную многофункциональнуюорганизацию, чем она была при его предшественниках. Не сокращая масштабырепрессивной деятельности (с 1937 по 1939 г. расходы на содержание тюремногоуправления возрастают с 56,6 млн. руб. до 563 млн. руб., расходыоперативно-чекистского управления с 708,4 млн. руб. до 1395 млн. руб.), НКВДнепрерывно увеличивает свою долю участия в укреплении обороноспособности страныпо линии строительства стратегических шоссейных дорог (ГУШОСДОР), комплексногопроизводственного освоения отдаленных и необжитых территорий с богатейшими месторождениямиполезных ископаемых (Дальстрой) и т.д. 13 января 1940 г. постановлением СНКСССР и ЦК ВКП(б) за № 60–30 ее. в ведение НКВД передаются медно-никелевыйкомбинат «Североникель», трест «Кольтрой», строительство Кандалакшскогоалюминиевого завода «в целях, – как сказано в постановлении, – значительногоувеличения выплавки никеля и связанного с этим форсированного строительствапусковых объектов 1940–1941 гг.». Берия убеждает Сталина в целесообразностииспользования арестованных и осужденных специалистов военной промышленности поих профессиональному назначению в специальных конструкторских бюро инаучно-исследовательских институтах. Берия ничего нового не выдумывал.Известно, что еще в 1929 г. в Бутырской тюрьме существовало КБ ВТ –Конструкторское Бюро «Внутренняя тюрьма» – во главе с Поликарповым иГригоровичем, затем переведенное на территорию Ходынского аэродрома и названноеЦКБ-39-ОГПУ. В подмосковный дачный поселок Болшево в 1938–1939 гг., вспециальный концентрационный лагерь, по приказу Л.П.Берия, свозилисьзеки-оборонщики со всех тюрем и лагерей. Среди них: конструктор тяжелойартиллерии русского флота, бывший полковник царской армии Е.А.Беркалов – автор«формулы Беркалова», по которой во всем мире рассчитывались орудия; летчик иавиаконструктор, член Итальянской компартии Роберт Бартини; ведущий специалистпо авиационному вооружению А.В.Надашкевич; ведущий технолог авиапромаА.С.Иванов, конструктор подводных лодок Кассациер; бывший заместительначальника ЦАГИ член-корр. АН СССР АИ.Некрасов; будущие конструкторыкосмических ракет С.П.Королев и В.П.Глушко и т.д.
ИзБолшево зеков-оборонщиков направляли в обустраивающиеся (в соответствии стребованиями режима конвоя и стражи) конструкторские и исследовательскиеорганизации НКВД. Среди них неоднократно описанная в литературе «шарагаТуполева», официальное название которой – ЦКБ-29-НКВД. В «шараге Туполева»,понятно, создавались новые конструкции самолетов (в том числе одни из лучших вмире фронтовые бомбардировщики Ту-2 и Пе-2).
ВОТБ НКВД (будущее НИИ-6-НКВД) создавались новые образцы боеприпасов и передовыетехнологии военно-химического производства. 3 марта 1940 г. Л.П.Берия обратилсяв Экономсовет СНК СССР с предложениями об освоении в промышленном производстверазработанных ОТБ НКВД средств вооружения. В записке сообщалось: «Группой арестованных подруководством арестованного С.И.Лукашова (бывший работник АртиллерийскогоУправления НКО) разработаны 45 мм бронебойно-зажигательный снаряд и два образцазажигательных авиационных бомб. Группа арестованного Рябова (бывший работникАртиллерийского Управления НКО) разработала конструкцию зарядов, позволяющуюполучить беспламенный и бездымный артиллерийский выстрел. Ими также разработанспециальный пороховой заряд для бронебойной пули Б-30. Группа под руководствомз/к Фишмана (бывший начальник Химуправления НКО) разработала новый образецпротивогаза, защитная мощность которого в два раза превышает мощность принятогона вооружение противогаза МТ-4. Группа заключенных под руководством Ступникова(бывший главный инженер НКОП) разработала новую технологию производства сернойкислоты, позволяющую повысить производительность действующих сернокислотныхзаводов в три раза. Зеки-оборонщики, многие из которых оказались под арестомиз-за ложных доносов или выбитых под пыткой свидетельских показаний, не моглине задумываться над вопросом о целесообразности выполнения своихпрофессиональных обязанностей на свободе. [1]
1.2 Мобилизационная подготовка советской промышленности
Военно-мобилизационнаяподготовка промышленности СССР имела своей основной задачей обеспечить поставкув военное время необходимого вооруженным силам страны предметов военногопотребления в количестве, заявленном НКО СССР. Для этого разрабатывались: а)сводный мобилизационный план промышленности; б) мобилизационные планынаркоматов; в) мобилизационные планы предприятий.
Сводный мобилизационныйплан промышленности состоял: а) из сводного расчета потребности и графикаподачи вооружения и боевой техники по основным номенклатурам; б) планамероприятий, обеспечивающих подачу (наращивание производственных мощностей впериод действия мобплана, схемы отраслевого и межотраслевого кооперированияпромышленных предприятий); в) сводного плана материально-технического обеспечения.
Сводный мобилизационныйплан наркоматов включал: а) мобилизационное задание и расчеты подачи по всемосновным номенклатурам вооружения; б) распределение мобзадания по предприятиямнаркомата с указанием схем кооперации; в) мероприятий, обеспечивающих подачу;г) план материально-технического обеспечения (потребности и источникипокрытия); д) мероприятия по переводу предприятий на военное положение.
Мобилизационные заданияпредприятий включали в себя: а) мероприятия, проводимые с объявлением мобилизацииили по особому распоряжению правительства; б) производственную мобилизационнуюпрограмму или иное задание; в) особые указания по осуществлению программы илизадания, например, производство каких видов продукции начать, каких настолько-то процентов сократить, выпуск каких изделий вовсе свернуть; г)подготовительные мероприятия к осуществлению мобилизационного задания.
Мобилизационное заданиевыдавалось директору предприятия (объединения) за подписью начальника главка иначальника мобилизационного отдела, регистрировалось после утверждения Наркомомпод отдельным номером в книге регистрации мобилизационных заданий наркомата.Все документы, имеющие отношение к мобзаданию, например, чертежи ипроектно-сметная документация, подлежали хранению отдельно от прочих секретныхдокументов, могли передаваться и пересылаться только по линии мобилизационныхорганов. Начальники мобилизационных отделов наркоматов и главков, директоразаводов несли персональную ответственность за разглашение тайны мобплана, «будьэто сделано в частном разговоре или при докладе на заседании партийного,советского или какого-либо другого органа». [2]
Общее руководство разработкой,обеспечением и проведением в жизнь мобилизационного плана промышленности в1928–1938 гг. осуществлял Совет Труда и Обороны (вначале через РаспорядительныеЗаседания затем через Комиссию Обороны), а в 1938–1941 гг. Комитет Обороны приСНК СССР. Мобилизационные планы отраслей промышленности, имеющих оборонноезначение, в 1932–1936 гг. разрабатывали главки Наркомата ТяжелогоМашиностроения СССР. В 1937–1938 гг. разработка мобилизационного плана повооружению, боевой техники и военно-техническому имуществу была возложена наНаркомат Оборонной промышленности СССР; по машинам и механизмам – на НаркоматМашиностроения СССР; по металлу, топливу, электроэнергии – на Наркомат ТяжелогоМашиностроения СССР.
В результате разукрупнения в1938–1940 гг. вышеуказанных промышленных наркоматов и формирования новых,мобилизационный план промышленности потребовал более сложной ведомственнойувязки и согласованности. Для этой цели при Комитете Обороны весной 1938 г.была создана Военно-Промышленная Комиссия (председатель Л.М.Каганович), а приней – Военно-Техническое Бюро.
17 июня 1938 г. КомитетОбороны при СНК СССР принимает постановление № 3 о введении в действиемобилизационного плана тяжелой промышленности на период с 1 января по 31декабря 1939 г. под литером «МП-1». 29 июля 1939 г. Комитет Обороны принимаетпостановление № 267 ее о введении с 1 августа 1939 г. отдельногомобилизационного плана по гражданским наркоматам и ведомствам под литером«МП-8». Мобилизационный план «МП-1» предусматривал подачу в расчетный период:51818 артиллерийских систем, 27260 самолетов, 19290 танков, 5700 бронемашин,82300 тракторов, 2740800 винтовок. Размеры подачи артиллерийского выстрела былиопределены в количестве 233353 тыс. шт.; винтовочных патронов – 16640,4 млн.шт. Химическая промышленность СССР была обязана поставить в первый год войны285 тыс. тонн пороха, 615,7 тыс. тонн взрывчатых веществ и 227,7 тыс. тоннотравляющих веществ.
Расчеты «МП-1» посырьевым отраслям военно-промышленных производств выражались в следующихпоказателях: сталь 9,5 млн. тонн, прокат 5,8 млн. тонн, медь 305 тыс. тонн, свинец154,1 тыс. тонн, алюминий 131,1 тыс. тонн, никель 12,1 тыс. тонн, олово 11,1тыс. тонн, цинк 88,2 тыс. тонн. По группе цветных металлов потребности мобплана«МП-1» полностью не обеспечивались, поэтому в случае войны, да еще при наличииполной экономической блокады, промышленность СССР оказалась бы в крайне тяжеломположении. По продукции основной химии, напротив, было гораздо меньше проблем,чем в начале 30-х годов. Мощности производства крепкой азотной кислоты, олеума,хлора, серы, толуола и анилина соответствовали уровню подачи «МП-1». Выполнимостьмобилизационного плана «МП-1» в расчетный период вызывает много вопросов.Предприятия Наркомата Оборонной промышленности, Наркомата Тяжелойпромышленности и Наркомата Машиностроения, являвшиеся основными поставщикамивоенной продукции по плану текущих заказов НКО СССР в 1938 г. должны былипроизвести валовой продукции в фактических оптовых ценах в размере 67 млд.руб., в том числе предметов вооружения и боевой техники на 10,57 млд. руб.Стоимость же всей номенклатуры продукции по мобилизационному плану «МП-1»составила бы в оптовых ценах 1938 г. не менее 60 млрд. руб. Таким образом, приусловии выхода предприятий НКОП, НКТП и НКМаша на уровень подачи вооружения ибоевой техники, предусмотренный «МП-1», «гражданские» промышленные производстваи транспорт страны оказались бы в крайне тяжелом положении, оказывающемсоответствующее разрушительное влияние на военно-промышленные производства.Второй важный вопрос – равномерность нагрузки производственных мощностей, что,в принципе, разрешимо посредством хорошо продуманных и отлаженных на практикекооперативных связей. Однако, пренебрегая кооперацией в прошлом, моборганы немогли в сжатые сроки исправить свои упущения. По состоянию на начало весны 1939г. в порядке производственной кооперации производились элементы артиллерийскоговыстрела (гильзы, корпуса снарядов, взрыватели, запальные стаканы к химическимснарядам), авиационные поковки, корпуса авиационных бомб и отдельные агрегаты(артиллерийские и танковые манометры, стереоприцелы, часовые механизмы для мини т.д.). В справке Военно-Промышленной Комиссии «О состоянии производственнойкооперации по производству средств вооружения и боевой техники» от 25 апреля1939 г. откровенно признается: «Производственная кооперация на данное время непродумана, построена бессистемно. Главки и наркоматы этому вопросу внимания неуделяют. Заводы действуют по своей инициативе: ищут предприятия, уговариваютпринять заказ и всяческими путями стараются удержать их. Предприятия, привлекаемыек производству в порядке кооперации, назначают ничем не обоснованные Расценки,пытаясь за счет этих заказов улучшить свои финансовые дела. Это приводит ктому, что основной завод не прекращает производства деталей, предназначенных кпоставкам по кооперации».[3]
Третий важный вопрос –обеспечение промышленности рабочей силой в условиях военного времени, в томчисле – нормативные перечни категорий военнообязанных, подлежащих отсрочке ибронированию за соответствующими предприятиями, из-за несогласованности сНаркоматом Обороны СССР моборганы наркоматов забронировали за народнымхозяйством 2,5 млн. военнообязанных, что оказалось совершенно недостаточно дляобеспечения потребностей оборонной промышленности и других важнейших отраслейэкономики. В 1941–1945 гг. Государственный Комитет Обороны и СНК СССР вынужденыбыли принять более 1 тысячи постановлений по вопросам бронирования запромышленностью квалифицированных кадров.
Не исключено, чтоглавной причиной, побудившей советское руководство в начале 1939 г. разделитьНаркомат Оборонной промышленности СССР на 4 специализированныхвоенно-промышленных наркомата, явилось стремление административными методамивнедрить в военно-промышленные производства принципы кооперации испециализации, установить более жесткий оперативный контроль за состояниемтехнологического процесса и, соответственно, графиками мобилизационногоразвертывания.
В записке НаркомаОборонной промышленности М.М.Кагановича в ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 21 января1939 г. необходимость создания «специализированного наркомата по выстрелу»Наркомата Боеприпасов – мотивировалась потребностями «комплектации всейпрограммы выстрела», распределенной между 400 заводами различных наркоматов,«наблюдения за выполнением программы, планирования заданий», оказания«технической помощи» и т.д. Необходимость создания Наркомата вооружениямотивировалась М.М.Кагановичем тем, что «переход на более совершенные видывооружения (самозарядные винтовки, зенитные автоматы, новую дивизионную итяжелую артиллерию) требует углубленного технического руководства». Чтокасается будущих наркоматов судостроительной и авиационной промышленности, тоэти военно-промышленные производства, по его словам, «составляют законченныйпроизводственный комплекс». [4]
11 января 1939 г.Указом Президиума Верховного Совета СССР «О разделении Наркомата Обороннойпромышленности СССР» было положено начало формирования в структуре управлениясоветской экономикой специализированных военно-промышленных наркоматов, каждыйиз которых представлял собой целостный производственно-технологический комплекспо изготовлению соответствующих видов военной продукции.
Ниже в таблице показанораспределение по новым общесоюзным наркоматам: авиационной и судостроительнойпромышленности, боеприпасов и вооружения, – производственных предприятий,научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций, количестварабочих и служащих. В таблице также отражены показатели запланированного поуказанным наркоматам на 1939 г. объема валовой продукции (в Действующих оптовыхценах предприятий) и капитальных вложений.
Военно-промышленныеНаркоматы СССР в 1939 г.[5]/> Количество заводов Количество НИИ и КБ Количество работающих (тыс. чел.) Валовая продукция (млн. руб.) Капитальные вложения (млн. руб.) НКАвиапром 86 9 272,6 5738,8 1427 НКБоеприпасов 53 12 337,1 4993,9 1525 НКСудостроения 41 10 173,2 3054,1 945 НКВооружения 38 8 223,2 3820,2 1003 Всего: 218 39 1006,1 17607,0 4900
Производствобронетанковой техники было распределено Между наркоматами «гражданского»машиностроения. В состав образованного 2 июля 1939 г. Наркомата Среднегомашиностроения СССР, в частности, были переданы танковые заводы бывшегоНаркомата Оборонной промышленности № 183, 174 и № 37.
Военно-химическиепроизводства из состава бывшего 6-го Главного управления НКОП были переданы вНаркомат Химической промышленности СССР (сформирован 28 февраля 1939 г.).
Участие наркоматов ввыполнении плана заказов Наркомата Обороны СССР на предметы военногопотребления в 1940 г. характеризует следующая таблица.
Распределение заказовНКО СССР по наркоматам промышленности (тыс. руб. в ценах 1940 г.)[6]1) Наркомат Боеприпасов СССР 10003835,1 2) Наркомат Авиационной промышленности СССР 7284920,7 3) Наркомат Вооружений СССР 5031647,8 4) Наркомат Среднего машиностроения СССР 2373183,6 5) Наркомат Тяжелого машиностроения СССР 1167339,3 6) Наркомат Обороны СССР 903211,1 7) Наркомат Химической промышленности СССР 850117,2 8) Наркомат Общего машиностроения СССР 719281,3 (10) Наркомат Судостроительной промышленности СССР 490941,1
По отношению к общемуобъему заказов, определявшемуся в размере более 30,9 млрд. руб., на долю НКБсоответственно приходится 32,3%, НКАП – 23,5%, НКВ – 16,2%, НКСредмаша 7,6%,НКТяжмаша – 3,7%, предприятий НКО – 2,9%, НКХимпрома 2,7%, НКОбщемаша – 2,3%,НКСП – 1,5%. На долю остальных наркоматов приходится 7,3% выполнения заказа НКОСССР. В случае мобилизационного развертывания промышленности СССР участиенаркоматов в производстве продукции военного потребления выразилось бы, порасчетам Военно-Промышленной Комиссии, в таких пропорциях: НКБ – 27,9%, НКАП –14,5%, НКСредмаш – 11,6%, НКВ – 11,1%, НКОбщемаш – 6,8%, НКТП – 5,3%, НКХимпром– 6,6%, НКСудпром – 2,4%.
Длярешения основных задач военно-мобилизационной подготовки промышленности СССРрасформирование НКОП и создание нескольких специализированныхвоенно-промышленных наркоматов имело положительное значение. В случаенеобходимости экономический потенциал каждого из них мог быть усиленприсоединением родственных по технологическому процессу предприятий,находящихся в другом ведомственном подчинении, правда, в случае внезапноговступления в войну сроки мобилизационного развертывания военно-промышленнойбазы от этого не сокращались. С другой стороны, в случае потери значительнойчасти территории страны (временная оккупация) и наступления транспортного иэнергетического паралича концентрация военно-промышленного производства нанемногих, но значительно удаленных от линии фронта и радиуса действия авиациипротивника предприятий позволяла продолжать обеспечение армии предметамивооружения и боевой техники, несмотря на неполное использование преимуществкооперации и специализации накануне мобилизационного развертывания основнойпромышленной базы.
Посостоянию на 22 июня 1941 г. в полном объеме работа над составлением сводногомобилизационного плана промышленности «МП-1» и уточнением мобзаданийпредприятий не была завершена, но с приближением и, особенно, с началом второймировой войны ряд подготовительных мероприятий по поэтапному введению его вдействие был осуществлен. Об этом свидетельствуют, например, такиепостановления Экономсовета и СНК СССР, как «О балансах и планах распределениякачественных сталей и ферросплавов» от 29 августа 1939 г., «О составлениибалансов производства и распределения серной и азотной кислоты» от 1 сентября1939 г., «О развитии станкостроительной промышленности СССР» от 4 сентября 1939года. Данными постановлениями регулируется распределение продукции чернойметаллургии, основной химии и станкостроения в целях удовлетворения возрастающихпотребностей оборонной промышленности. [7]
1.3 Военная промышленность СССР в 1939–1941 гг.
Среднегодовые темпыроста производства военно-промышленных наркоматов в 1938–1940 гг. составили141,5% вместо 127,3%, предусмотренных третьим пятилетним планом.
По балансу народногохозяйства СССР 1940 г. доля военной продукции составила в товарной продукциипромышленности страны, оценивавшейся в действующих оптовых ценах размере 390 млрд.руб., 27 млрд. руб. или около 7% (в «неизменных» ценах 1926/27 гг. эта долявыразилась бы в размере 17,4%).
Перераспределениематериальных ресурсов в пользу военно-промышленных и смежных с ними производстввызвало крайнее Спряжение с выполнением планов предприятий и наркоматов «гражданской»промышленности. Из-за дефицита стали и проката снижался выпуск тракторов, комбайнов,автомобилей и т.д. Так, Горьковский автозавод для нормального хода производствадолжен был располагать постоянным переходящим заделом металла и деталей на 35 дней.На самом деле с 1939 г. у завода никакого задела не осталось. От массовогопоточного производства ГАЗ вынужден был перейти на мелкосерийное, терпя большиепотери на непредусмотренные технологией частые переналадки оборудования и сменуштампов.
По третьему пятилетнемуплану в оборонной промышленности страны первоначально было намеченостроительство 84 предприятий, общей сметной стоимостью около 3,2 млрд. руб.Более 8 млрд. руб. капитальных вложений планировалось направить нареконструкцию и расширение действующих «кадровых» военных заводов. В результатепересмотра программы оборонного строительства (июль 1939 г.) общий объемкапитальных вложений в оборонную промышленность в третьей пятилетке (НКАП, НКВ,НКБ, НКСП) возрастал до 20,3 млрд. руб.
В августе 1939 г.Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление «О развитии авиамоторных заводов».Оно было рассчитано на удвоение мощностей советского авиамоторостроения.
В сентябре 1939 г.Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление «О реконструкции существующих и строительственовых самолетных заводов». Оно предусматривало к концу 1941 г. увеличитьпроизводственные мощности авиазаводов более чем в полтора раза по сравнению с1939 годом. Было решено построить 9 новых самолетостроительных заводов иреконструировать 9 действующих.
Не дожидаясь завершенияэтой программы, советское руководство распорядилось о передаче Наркоматуавиационной промышленности СССР 60 предприятий «гражданского» машиностроения.По сравнению с 1938 г. производственные площади НКАП выросли в 2 раза, аколичество установленного оборудования (металлорежущие станки) – в 1,4 раза.
В январе 1940 г.Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление «О работе Наркомата авиационнойпромышленности», направленное на скорейшую разработку новых образцов боевыхсамолетов и сокращение сроков перехода к их массовому производству. Количествоавиационных научно-исследовательских и опытно-конструкторских органзаций всистеме НКАП увеличилось с 9 до 20.
Порученное советскимруководством задание не уступать по тактико-техническим данным лучшим образцамзарубежной авиационной техники советские конструкторы выполнили с честью.Особенно отличились конструкторские коллективы под руководством С.В.Ильюшина(бронированный штурмовик ИЛ-2), В.М.Петлякова (скоростной пикирующийбомбардировщик Пе-2), Лавочкина (истребитель ЛаГГ-3), А.И.Микояна (истребительМиГ-3) и А.С.Яковлева (истребитель Як-1). В начале 1941 г. авиционнаяпромышленность полностью перешла на выпуск только самолетов новых конструкций.По состоянию на 22 июня 1941 г. их насчитывалось уже 17% от общего количестванаходившихся на вооружении ВВС РККА единиц авиационной техники.
В июне 1940 г.Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление «О производстве танков Т-34 в 1940г.», в котором обязало Наркомат среднего машиностроения СССР изготовить в 1940г. 600 танков Т-34. Принятие Т-34 на вооружение РККА произошло 19 декабря 1939г. Освоение в серийном производстве началось на харьковском танковом заводе №183. Затянувшаяся подготовка рационального технологического процесса непозволяла загрузить под серийное производство Т-34 мощности Челябинского иСталинградского тракторных заводов, поэтому в течение 1940 г. промышленностьвыпустила только 115 боевых машин данного типа. В начале 1941 г. к серийномувыпуску Т-34 подключились все тракторные и броневые заводы страны.Изготовленные в течение 1940 г. и первой половины 1941 г. 1225«тридцатьчетверок» вместе с 636 тяжелыми танками КВ производства ленинградскогоКировского завода составили около 10% от общего количества единиц бронетанковойтехники, состоявшей на вооружении Красной Армии.
В результатереконструкции и строительства новых цехов на Уралмашзаводе, Уралвагозаводе,Ново-Черкасском, Ново-Краматорском и Боткинском машиностроительных заводов в1939–1940 гг. удалось в 1,5–2 раза увеличить мощности по производству стволов илейнеров для артиллерийской промышленности. В том, что во время ВеликойОтечественной войны система артиллерийского вооружения Красной Армии неиспытывала потребности в введении новых калибров или принципиально новых конструкций,большая заслуга принадлежит советским военным руководителям иинженерам-конструкторам, отработавшим в 30-е годы большую гамму калибровартиллерийских систем с хорошими боевыми качествами.
В 1939–1940 гг.промышленность вооружений увеличивает серийный выпуск минометов, в том числекалибра 82-мм и 120-мм конструкции Б.И.Шавырина, которые первоначально в ГАУРККА не были по достоинству оценены.
Продолжалосьнаращивание мощностей по производству ручного огнестрельного оружия, отрабатываласьсистема стрелкового и пулеметного вооружения. В 1939 г. Наркомат Обороныаннулировал заказ на производство пистолета-пулемета Дегтярева (ППД), сочтя егооружием малоэффективным, однако в период войны с Финляндией его производствопришлось возобновить. Задачу упрощения технологии изготовленияпистолета-пулемета успешно решил конструктор Шпагин. Названный его
именем образец автоматического стрелкового оружия – ППШ – потребовалминимальной затраты станко-часов; только канал ствола подвергался тщательнойобработке, остальные же металлические детали нуждались лишь в холоднойштамповке. Простота конструкции пистолета-пулемета Шпагина позволялаосуществлять его серийное производство на любом машиностроительном заводе.
В сентябре 1939 г.советское руководство приняло решение резко сократить число строящихся линкорови тяжелых крейсеров, с тем чтобы сосредоточить материальные средства и рабочуюсилу на постройке в сжатые сроки подводных лодок и легких боевых надводныхкораблей. В этой связи, например, пришлось заморозить строительство самогокрупного в стране судостроительного завода № 402 в г. Молотовске, который былрассчитан на одновременную постройку 2-х линкоров в эллинге и 8-ми миноносцевна стапелях.
Все вопросы принятия навооружение новых образцов вооружений и боевой техники, их освоения в серийномпроизводстве находились под личным контролем И.В.Сталина, возглавлявшего двапоследних предвоенных года Комитет Обороны СССР. По воспоминаниям Наркомавооружения СССР Б.Л.Ванникова, «Сталин изучал ежедневно сводки о выпуске самолетови авиационных двигателей, требуя объяснений и принятия мер в каждом случаеотклонения от графика… То же самое можно сказать о его участии в рассмотрениивопросов танковой промышленности и военного судостроения».[8]
Повседневного вниманияк вопросам развития оборонной промышленности Сталин требовал и от своегоближайшего окружения. Согласно постановлению ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 10 сентбря1939 г., Экономсовет (председатель А.И.Микоян, заместитель Н.А.Булганин, члены:С.М.Буденный, Е.А.Щаденко, Л.З.Мехлис) и Комитет Обороны (председательИ.В.Сталин, первые заместители В.М.Молотов и Н.А.Вознесенский, члены: Н.Г.Кузнецов,А.А. Жданов, А.И.Микоян, Л.П.Берия, Б.М.Шапошников, Г.И.Кулик, Ф.И.Голиков)обязывались «заседать ежедневно». Установление в 1939–1940 гг. жесткогоцентрализованного контроля за деятельностью военно-промышленных наркоматовспособствовало более рациональной загрузке производственных мощностей исвоевременной комплектации военных заводов предметами материально-техническогоснабжения.
В следующей таблицеприводятся данные о выполнении промышленностью плана текущих заказов НКО СССРна основные виды военной продукции за указанный период. [9]Виды военной продукции 1939 г. 1940 г. /> заказ выпол. % вып. заказ выпол. % вып. артсистемы (шт.) 19620 16459 83,8 8266 13724 166,0 в том числе: мелкокалиберные 8965 8965 100,0 7397 7063 95,4 среднекалиберн ые 10371 7224 69,6 10523 6437 6.1,1 крупнокалиберные 284 270 95,0 346 224 64,7 Минометы 7900 4457 56,4 19875 38349 192,9 Артснаряды (тыс. шт.) 25095 18099 72,1 22195 14921 67,2 Мины (тыс. шт.) 12500 2741 21,9 12209 18285 149,7 Авиабомбы (тыс. шт.) 2979 2834 95,1 9828 7691 78,2 Винтовки (тыс. шт.) 1920 1497 77,9 1986 1461 73,5 Пулеметы (шт.) 115881 96433 83,2 46000 нет свед. Винтпатроны (млн. шт.) 2160 2194 101,5 3143 2820 89,7 Самолеты (шт.) 9091 10758 118,3 13864 10565 76,2 в том числе: бомбардировщики 3611 2744 75,9 6090 3674 60,3 истребители 3875 4150 107,1 5800 4657 80,2 Танки (шт.) 3278 2986 91,1 3370 2790 62,7
На 100% и более плантекущих военных заказов в 1939–1940 гг. выполнен по 2–3 позициям из 13,представленных в таблице. На две трети и более план выполнен почти по всемпозициям, что можно считать определенным успехом относительно показателейпредыдущих лет. По сравнению с 1938 г. общая стоимость заказа НКО СССРпромышленности в 1940 г. увеличилась на 38,2% и составила 17,5 млрд. руб.
Основные показателихозяйственной деятельности предприятий военно-промышленных наркоматов (снижениесебестоимости, освоение капитальных вложений, ликвидация финансовойзадолженности и т.п.), напротив, значительно ухудшились. Нарком боеприпасовИ.Сергеев в своей записке в Комитет Обороны «О работе за 1940 г. попроизводственно-хозяйственной деятельности Наркомата Боеприпасов» от 5 февраля1941 г., например, отмечал: «Производственную деятельность НКБ закончил снеудовлетворительными показателями. План, установленный Правительством, сорван(выполнение 83,7%). Капитальное строительство выполнено на 68,3%. Потери отубытков по браку составили 322,7 млн. руб. или 4,3% к себестоимости, против 4%за 1939 г.».
Показателихозяйственной деятельности других наркоматов оборонной промышленности такжеявлялись далеко не блестящими. В записке Наркома обороны СССР С.К.Тимошенко вКомитет Обороны от 25 мая 1940 г., например, сообщается, что в результатепроверки калькуляции себестоимости и пересмотра оптовых цен на заказы поартиллерии на предприятиях Наркомата Вооружения ГУАС КА добился экономии вразмере более 1,5 млрд. руб. «Однако, – отмечает он, – этот результат далекоеще не является предельным, так как процент накладных расходов и брака впринятых на 1940 г. отпускных ценах продолжает оставаться чрезвычайно высоким».[10]
Наибольшие претензииТимошенко предъявляет к авиационной промышленности, которая, по его словам,заложила в оптовые цены чрезмерные накладные расходы (от 200 до 500 процентов)к фонду заработной платы и попыталась списать на заказчика не менее 105 млн.руб. бракованной продукции.
За ухудшениепоказателей хозяйственной деятельности военно-промышленных наркоматов во многомответственны Экономсовет и Комитет Обороны, которые в 1940 г. своевременно несбалансировали стоимостные и натуральные показатели хозяйственного плана. В1941 г. повторилось то же самое.
По оценкеМобилизационного управления Госплана СССР, изложенной в записке в ЦК ВКП(б) от8 апреля 1941 г. «утверждение натурального разреза плана по обороннойпромышленности с большими опозданиями – явление постоянное по всем наркоматам,также как и неувязки внутри плана между натурой и объемными и качественнымипоказателями. При значительном изменении ассортимента и объема производства изделийв натуральном выражении это неизбежно приводит также и к несоответствиювыделяемых материальных фондов… При данной организации планирования, надополагать, что план капитального строительства по оборонной промышленности такжедалеко не совершенен».
До 1940 г.несоответствия между натуральным и стоимостным выражениями хозяйственного планавоенно-промышленных наркоматов могли быть устранены в процессе приведения цен всоответствие с реальными затратами, поскольку цены на новую продукцию являлисьне твердо-расчетными, а ориентировочными. После утверждения СНК СССР решенияЭкономсовета от 23 августа 1940 г. «Об отмене ориентировочных цен на военнуюпродукцию, вырабатываемую заводами наркоматов авиационной промышленности,вооружений, боеприпасов, тяжелого машиностроения, цветной металлургии истройматериалов, возможности повышением цен исправить ошибки в планированииоказались ограниченными. Свое решение об отмене ориентировочных цен Экономсоветмотивировал тем, что, дескать, практика их применения «приводит кбезответственности поставщиков и создает возможность бесхозяйственногорасходования средств».
С осени 1940 г.формирование отпускных цен на военную продукцию осуществляется назаводах-изготовителях, на основе нормативов расхода материалов, рабочеговремени и планового процента накладных расходов. На все изделия устанавливаютсяУтверждаемые правительством твердо-расчетные, то есть директивные, цены. Вслучае выполнения заводом внеплановых заказов, цены по ним устанавливались всоответствии с действующими общесоюзными прейскурантами, и лишь на опытныезаказы, выполняемые Наркоматом авиационной промышленности СССР. Спускалось, в порядкеисключения, отклонение в пределах 50% в сторону повышения от предварительнойотпускной цены.
Установлениедирективных цен на военную продукцию полностью отвечало интересам ее главногозаказчика и потребителя – Наркомата Обороны СССР. Его представители такжеполучили доступ к отчетно-сметной документации предприятий и наркоматов,выполняющих военные заказы, и, в случае несоответствия отпускных цен напродукцию военного потребления установленным нормативам, могли апеллировать квышестоящим инстанциям. Контингент военных представителей Наркомата ОбороныСССР на промышленных предприятиях и опытно-конструкторских организациях с 1938г. по 1940 г. увеличился почти в полтора раза и насчитывал 20281 человек, изкоторых 13791 представляли интересы сухопутных войск и военно-воздушных сил,3004 человек – военно-морских сил. В феврале 1939 г. в Комитете Обороны былразработан проект «Положения о военизированном предприятии». Его реализацияпривела бы к тому, что рабочие и служащие предприятий, входящих в систему военно-промышленныхнаркоматов, Наркомата Обороны СССР и НКВД, сравнялись в своих правах (точнееговоря, в бесправии) с солдатами и офицерами срочной службы. Проект «Положения»узаконивал неограниченное применение сверхурочных работ и самых строгих дисциплинарныхвзысканий за невыполнение норм выработки, допущение брака и т.п. В какой-томере эти идеи нашли отражение в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 26июня 1940 г. «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную неделю ио запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений»,который следует оценивать в качестве социального мероприятия, предваряющеговведение всеобщей трудовой повинности и общей «военизации» режима работы всехгосударственных предприятий и организаций.
Оценивая уровеньвоенно-экономического потенциала СССР и степень приведения его в состояниемобилизационного развертывания в последние предвоенные годы, Маршал СоветскогоСоюза Г.К.Жуков в своих мемуарах констатировал «факт неуклонного и быстрого», даже«форсированного», развития оборонной промышленности. «Еще больший крен в этусторону, – считал он, означал бы уже переход с рельсов мирного развития странына рельсы военного развития, вел к изменению, перерождению самой структурынародного хозяйства, ее милитаризации в прямой ущерб интересам трудящихся».[11]
На основании докладаНаркома Обороны СССР К.Е.Ворошилова в Комитет Обороны при СНК СССР от 12октября 1939 г. о плане заказа по вооружению и боевой технике на 1940 г. можновысказать предположение о том, что военное командование страны планировало с1940 г. в полной мере начать мобилизационное развертывание советской военнойпромышленности. Общий объем заказов НКО СССР на предметы вооружения, боевуютехнику, боеприпасы и военно-техническое имущество определялся в размере 30,9 млрд.руб. В дальнейшем, при разработке хозяйственного плана на 1940 г., размерывоенного заказа были урезаны до 17,5 млрд. руб., и соответственно, уменьшены поколичеству единиц боевой техники, артиллерии, ручного огнестрельного оружия ит.д.
Сталин твердо обещалсоветскому военному командованию, что до 1942 г. военного столкновения СССР сГерманией не произойдет.
обороноспособность советскаявоенная продукция
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИПРОИЗВОДСТВА ВОЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В 1941 ГОДУ
В результате пораженийКрасной Армии в летне-осенней кампании 1941 г. территория СССР была разделенана временно-оккупированные противником районы, прифронтовые районы и районыглубокого тыла. В районах, оккупированных немецко-фашистскими войсками к ноябрю1941 г., до войны проживало 40% населения СССР, производилась значительнаячасть промышленной продукции, собиралось 38% валовой продукции зерна, былососредоточено 41% протяженности железных дорог. Немалый урон понесла экономикаприфронтовых районов, подвергшихся ожесточенным воздушным налетам врага. Восновную экономическую базу обеспечения Красной Армии превращались районыглубокого тыла, и прежде всего восточные районы.
23 июня 1941 г. ПолитбюроЦК ВКП(б) приняло решение о введении в действие утвержденный правительством 6июня 1941 г. мобилизационный план по производству боеприпасов, в осуществлениикоторого, кроме 65 предприятий Наркомата боеприпасов, должны были принятьучастие около 600 «гражданских» заводов. Для наркоматов химическойпромышленности, общего машиностроения, среднего машиностроения, тяжелогомашиностроения, черной и цветной металлургии введение в действиемобилизационного плана по боеприпасам явилось конкретным оперативным заданиемпо перестройке производства на условия военного времени.
16 августа 1941 г. СНКСССР и ЦК ВКП(б) утвердили «Военно-хозяйственный план на четвертый квартал 1941г. и на 1942 г. по районам Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана иСредней Азии». Он был направлен на то, чтобы в максимально сжатые срокиразвернуть в восточных районах страны основную военно-промышленную базу:организовать массовое производство танков, танковой брони, самолетов,авиамоторов, стрелкового вооружения, всех видов артиллерии, минометов ибоеприпасов.
В общем планекапитального строительства удельный вес наркоматов военной промышленностиповышался с 30% в первом полугодии 1941 г. до 40% в четвертом квартале того жегода. В 9 раз сокращалось количество предусмотренных третьим пятилетним планомновостроек; наркоматам разрешалось строительство лишь тех предприятий, котороеможно было завершить в течение года. Планом четвертого квартала намечалосьфинансирование работ по восстановлению 825 эвакуированных в июне-августепромышленных предприятий.
В интересах организацииединого технического руководства и оперативного маневрированияпроизводственными мощностями во второй половине 1941 г. на базе наркоматовтяжелой промышленности, электропромышленности, общего и среднего, машиностроенияи судостроительной промышленности были созданы новые военно-промышленныенаркоматы: танковой промышленности и минометного вооружения. НародныйКомиссариат танковой промышленности СССР был образован в соответствии с УказомПрезидиума Верховного Совета СССР от 11 сентября 1941 г. По состоянию на 1января 1942 г. в состав наркомата вошли 27 предприятий с общим числом рабочих ислужащих 218,3 тыс.чел. Кроме бронетанковой техники, дизельных моторов изапасных частей к танкам и артсамоходам предприятия наркомата производилиснарядную заготовку, корпуса снарядов, мин и авиационных бомб, авиапоковки ибронедетали для самолетов Ил-2 и ЛаГГ-3, корпуса подводных лодок, броневыещиты, рядовой и качественный прокат черных металлов.
21 ноября 1941 г.Указом Президиума Верховного Совета СССР Наркомат общего машиностроения СССРбыл преобразован в Наркомат минометного вооружения СССР. В начале ВеликойОтечественной войны в НКМВ входило 147 предприятий, из которых во второйполовине 1941 г. действующими являлись 64 предприятия.[12]
Специализацияпредприятий нового военно-промышленного наркомата – НКМВ СССР – в целомопределилась условиями Мобилизационного плана Наркомата общего машиностроения СССР,согласно которому заводы бывшего Главсельмаша перестроились на массовоепроизводство корпусов мин; заводы бывшего Главхиммаша – на серийное и массовоепроизводство корпусов мин, авиабомб и снарядов; заводы бывшего Главтекстильмаша– на массовый выпуск ротных и батальонных минометов, а заводы бывшегоГлавстройреммаша – на массовое производство крупнокалиберных минометов. Предприятия,входившие в состав Главпродмаша, Главприбора и Главармалита начали осваиватьсерийное производство взрывателей, авиационных бомб, артиллерийских снарядов,приборов управления зенитным артиллерийским огнем и пистолетов-пулеметовсистемы Шпагина.
Фактически в летниемесяцы 1941 г. пришлось демонтировать и вывезти из расширяющегося ареалаприфронтовой зоны 1360 крупных промышленных предприятий, из которых 455разместилось на Урале, 210 – в Западной Сибири, 250 – в Казахстане и СреднейАзии. Вместе с эвакуированными заводами и фабриками на Восток прибыли рабочие,инженерно-технические работники, служащие, их семьи. В 1941 г. в глубокий тылбыло эвакуировано более 10 млн. человек. Размещение на новых местахприбывающего населения и грузов осуществлялось в соответствии с постановлениямиГКО «О порядке размещения эвакуируемых предприятий» от 7 августа 1941 г., СНКСССР «О графике восстановления заводов, эвакуированных на Волгу, Урал, вСибирь, Среднюю Азию и Казахстан» от 29 октября 1941 г., другимипартийно-правительственными решениями. В 1 квартале 1942 г. ситуация выгляделаследующим образом: [13]/> Количество эвакуируемых заводов Количество демонтированных заводов Количество восстановленных заводов НКАвиапром 118 94 72 НКТанкпром 9 9 8 НКБоеприпасов 45 41 6 НКВооружения 32 31 2 НКСудпром 22 22 17 НКМин вооружения 99 72 25 /> 325 269 130
В докладе Госплана СССР«О ходе восстановления эвакуированных предприятий по наркоматам» от 10 декабря1941 г. сообщалось, что установленный решениями ГКО график ввода в Действиеэвакуированных предприятий не выдерживается как по Причине «неудовлетворительнойорганизации во всех наркоматах дела эвакуации», так и «неудовлетворительнойорганизации работ по восстановлению эвакуированных предприятий».
В отечественнойлитературе об эвакуации советской промышленности на Восток всегда писали как о«героической эпопее», значение которой не умаляют, а наоборот, дажеподчеркивают негативные детали и аспекты, обусловленные экстремальностьюситуации и вытекающей из нее дезорганизованности работы государственногоаппарата. В указанной выше записке Госплана СССР от 10 декабря 1941 г. по этомуповоду говорится следующее: «При эвакуации предприятий отбор оборудования длямонтажа проводится во многом случайно, без учета комплектности отдельных видовоборудования и особенно оборудования производственного и энергетического.
Демонтировавоборудование, наркоматы не организовали учета этого оборудования и контроля запродвижением его в пути, в результате чего эшелоны с эвакуированнымоборудованием прибывают к месту назначения, как правило, с большим опозданием,частями и некомплектно.
Большинство наркоматоввсю работу по эвакуации оборудования и продвижения его в пути переложили наНКПС. Скорость продвижения поездов с оборудованием НКПС'ом установлена 400 км всутки, фактически же по вине НКПС поезда с эвакуированным оборудованиемпродвигаются со скоростью 200 км в сутки, а в отдельных случаях менее 100 км.Большинство поездов не имеют номеров маршрутов, что затрудняет наблюдение за ихпродвижением. Значительная часть оборудования следует в поездах отдельнымивагонами, которые после переформирования составов в пути выпадают из учета.Большое количество маршрутов на различных станциях простаивают по неделе иболее. При отсутствии контроля со стороны промышленных наркоматов запродвижением оборудования в пути, все это удлиняет сроки перевозки, срываетустановленные графики монтажа оборудования из-за его некомплектности.
При общем отставаниимонтажных работ еще более значительно отстает ввод в действие смонтированногооборудования, в результате чего восстанавливаемые предприятия систематически невыполняют заданий по выпуску готовой продукции.
Основная причиназадержки ввода в действие оборудования состоит в остром недостаткеквалифицированных рабочих… Как правило, наркоматы при вывозе оборудованияпредприятий не обеспечили эвакуации необходимого количества квалифицированныхрабочих, а на местах не организовали подготовку новых кадров из местного иэвакуированного населения».
По тем же причинам:экстремальность ситуации и дезорганизация работы аппарата управления, – неудалось выполнить план 4 квартала 1941 г. по новому строительству. В запискеначальника Главвоенстроя С.Г.Шапиро Заместителю председателя СНК СССРН.А.Вознесенскому от 14 октября 1941 г. указывается, что в вопросахстроительства новых заводов Наркомата боеприпасов, «несмотря на большой объемстроительно-монтажных работ и чрезвычайно сжатые сроки сдачи объектов вэксплуатацию, до сего времени нет ясности в дислокации новых предприятий. Врезультате этого Главвоенстрой потерял два месяца, в течение которых могли быбыть проведены подготовительные работы. Намеченные пункты строительства заводовнеоднократно менялись и до сих пор от НКБ не получены титульные списки».
Не сразу удалосьупорядочить процесс разработки и утверждения планов производствавоенно-промышленной продукции, наладить проверку и контроль за ихнеукоснительным соблюдением. Так, в докладе Отдела боеприпасов Госплана СССРчлену ГКО Л.П.Берия «Об упорядочении планирования производства боеприпасов» от23 июня 1942 г. обращалось внимание на следующие несоответствия в сложившейсянакануне войны и сохранявшейся до весны 1942 г. системе планированияпроизводства элементов артиллерийского и минометного выстрела:
1. Оторванностьпланирования производства боеприпасов от их материально-техническогообеспечения. Как правило, месячные планы производства боеприпасов утверждалисьотдельными решениями ГКО, а материально-техническое обеспечение ихпредусматривалось в общих квартальных планах снабжения народного хозяйства, свыделением целевым назначением только лишь некоторых видов материалов.
2. Недостаточная увязкав планировании производства элементов боеприпасов с объемом валовой продукции,фондами зарплаты и другими технико-экономическими показателями их производства.
3. Несоответствие вомногих случаях заданий, даваемых отдельным предприятиям по боеприпасам сдругими важнейшими заданиями, а также планами капитального строительства и восстановления,эвакуированных предприятии.[14]
Со стороны центральногоаппарата наркоматов в условиях войны требовалось четкое распределение заданийпо находящимся в их подчинении предприятиям, с учетом их производственныхвозможностей и необходимости непрерывного наращивания объемов производствавоенно-промышленной продукции. В этом отношении также первоначально было многонедостатков, которые обуславливали аритмичность производственного процесса рядапредприятий. Так, в докладной записке секретаря Нижнетагильского горкома ВКП(б)в ГКО от 14 ноября 1941 г. обращалось внимание на совершенно дезорганизующуюработу снарядного завода № 63 практику управления им со стороны 4-го ГлавногоУправления Наркомата боеприпасов. «В течение сентября-октября месяцев 1941 г.,– говорится в записке, – заводом было получено 15 противоречащих друг другууказаний, парализующих нормальную работу завода. План по снарядам несколько разто увеличивался, то сокращался, что не давало заводу возможности занятьсяусовершенствованием технологии и подъемом производительности труда. Массовоепроизводство снарядов требует огромной работы по переоснащению ипереоборудованию станков, расстановки их по потоку в соответствии стехнологическим процессом, а также времени, необходимого рабочим-станочникамдля освоения каждого нового типа изделия. Так как номенклатура изделий врезультате противоречивых указаний НКБ не определилась, станочное оборудованиепо нескольку раз переставлялось с места на место, а значит, простаивало.
В настоящий моментзавод имеет задание по выпуску 15 типов изделий, большинство из которыхзапланировано производить мелкими сериями, что совершенно недопустимо дляпредприятия, спроектированного под массовое поточное производство».
Одним из наиболеесложных и ответственных направлений организации военно-промышленногопроизводства с первых месяцев войны явилось налаживание системыпроизводственных связей: между предприятиями данного наркомата, междупредприятиями разных наркоматов при комплектации «готового изделия», междупредприятиями разной ведомственной принадлежности в пределах данногоэкономического района, области или края.
Среди эвакуируемыхзаводов было немало предприятий-монополистов в том или ином виде промышленнойпродукции, например, московский завод № 203 Наркомата электропромышленностиявлялся единственным предприятием СССР по производству танковых и самолетных радиостанций.В октябре 1941 г. завод был полностью демонтирован и эвакуирован в г.Сарапул,где в течение нескольких месяцев восстанавливал довоенные мощности (400радиостанций в месяц). Таким образом, в период восстановления завода № 203наркоматы авиационной и танковой промышленности испытывали большие затрудненияпри укомплектовании боевой техники аппаратурой связи.
Важнейшую роль всоздании системы производственной кооперации предприятий наркоматов «военной» и«гражданской» промышленности сыграл сформированный 30 июня 1941 г.Государственный Комитет Обороны СССР, который конкретными решениями обязывалнаркоматы и ведомства какую продукцию, в каких количествах и в какой связи (сдругими наркоматами) производить, в какие сроки (по графику) и по какому адресупоставлять потребителю. В ноябре-декабре 1941 г. выпуск военной продукции былнаименьшим за все время войны. Если в августе 1941 г. было произведено 5 млн.артиллерийских выстрелов, то в ноябре лишь 3,2 млн., боевых самолетов,соответственно, 2046 шт. и 448 шт. В сентябре 1941 г. промышленность вооруженийпроизвела 317,7 тыс. шт. винтовок и 22,1 тыс. шт. пистолетов-пулеметов, а вноябре того же года 221,2 тыс. шт. винтовок и 3345 шт. пистолетов-пулеметов. Сиюня по декабрь 1941 г. Красная Армия потеряла 20,5 тыс. танков, а получила оттанковой промышленности 5,6 тыс. единиц бронетанковой техники; потери боевыхсамолетов за тот же период составили 17,9 тыс. шт., а пополнение 9,9 тыс. шт.
Падение объемовпроизводства военно-промышленной продукции совершалось в условиях паденияобъемов производства чугуна, стали, проката, крепкой азотной кислоты, олеума,толуола и других стратегически важных видов промышленного сырья. Например,среднесуточное производство продукции черной металлургии предприятияминаркоматов военной промышленности и НКЧермета сократилось с июня по декабрь1941 г., в среднем, в три раза.
Среднесуточноепроизводство металла во второй половине 1941 г. (тыс. тонн)[15]/> июнь август сентябрь октябрь ноябрь декабрь Чугун 52,4 47,2 30,2 16,7 12,6 12,1 Сталь 65,2 54,6 42,6 28,2 23,7 22,6 Прокат 48,5 30,0 26,1 18,1 15,3 15,0
Во второй половине 1941г. советская металлургическая промышленность лишилась 124 коксовых батарей, 61доменных печей, 204 мартеновских печей, 16 конвертеров, 14 трубопрокатныхстанов, 150 прокатных станов. В декабре 1941 г. были намечены к восстановлению15 мартеновских печей, 5 доменных печей, 7 коксовых батарей. Из данного перечняв декабре месяце 1941 г. удалось ввести только 2 прокатных стана наНово-Тагильском и Магнитогорском металлургических заводах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В начале 1939 г. всистеме административно-хозяйственного управления «оборонной промышленности» иэкономической структуре военно-промышленного комплекса выделяются две отраслиобщественного производства с законченным производственно-технологическимциклом: самолетостроение и судостроение, – которые перешли в подчинение союзныхнаркоматов авиационной и судостроительной промышленности. Остальные видыпроизводства военной продукции распределяются в системе наркоматов общего исреднего машиностроения, тяжелой, химической и электротехническойпромышленности, вооружения и боеприпасов.
Союзные наркоматывооружения и боеприпасов являлись наиболее соответствующими понятию «обороннаяпромышленность», поскольку имели непосредственное отношение к производствуосновных средств ведения войны. Разделяя их на самостоятельные отраслиадминистративно-хозяйственного управления, советское руководство рассчитывалона то, чтобы создать с помощью входящих в их систему «кадровых» военных заводовнеобходимые технические условия для отработки и последующей организации, вслучае войны, массового производства образцов систем вооружения и боеприпасов,подключая к этому «запасные» предприятия «гражданского» машиностроения.
В начале 1941 г. всистему военно-промышленных наркоматов вооружения, боеприпасов, авиационной исудостроительной промышленности входит 300 производственных предприятий с общимчислом работающих около 1 млн. человек. Удельный вес военной продукции в общемобъеме промышленной продукции страны в «неизменных» ценах 1926/27 гг.увеличивается с 8,6% в 1937 г. до 18,7% в 1940 г. и 22,4% в первом полугодии1941 года.
Накануне ВеликойОтечественной войны завершается Создание советского военно-промышленногокомплекса, как совокупности обособившихся от своих «родовых» отраслей видовобщественного производства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. ВанниковБ.Л.Оборонная промышленность СССР накануне войны (из записок наркома) // Вопросыистории за 1968 г, № 10. – М, 1968.
2. ГастевА.Мобилизация производства на военные и предвоенные годы. – М, 1937.
3. ЖуковГ.К.Воспоминания и размышления. – М, 1970.
4. Историявторой мировой войны. – М, 1975. Т.4.
5. КузнецовН.Г.Накануне. – М, 1989.
6. Советскаяэкономика в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. – М, 1970.