Погребальный ритуал удмуртов в конце 19 –начале 20 вв
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
« Ижевский государственный технический университет»
Воткинский филиал
Кафедра Э иОП
Реферат по курсу истории и религии
На тему: Похоронно-погребальные обряды у удмуртов
Выполнил: студент группыТ-113 /Купчинин Л.А./
Проверил: ст.пр. /ЮсуповаЮ.Г./
Проверка структуры и оформления текста:ст.пр. /Мальцева Т.Г./
г.Воткинск
2005 г.
Содержание
Вступление ………………………………………………………………………………….2
Погребальный ритуал удмуртов вконце 19 — начале 20 веков…………………………..3
Знание современными удмуртамитрадиционных похоронных обрядов……………….8
Изменения в похороннойобрядности удмуртов в советский период………………….10
Список литературы………………………………………………………………………...12
-1-
Вступление
Я выбрал тему реферата«Похоронно-погребальные обряды у удмуртов», потому что мне интересен данныйвопрос. Мне интересно, как удмурты проводили похоронный обряд, кто в нёмучаствовал, сколько времени длился обряд. Подробно данная тема описана вкниге «Семейные обряды удмуртов»,которую я использовал для того, чтобы написать реферат.
-2-
Погребальныйритуал удмуртов в конце 19 –начале 20 вв.
Почитаниепредков человека
неунижает
(Удмуртскаяпословица)
Отдать последний долг умершему,оказав ему погребальные почести, всегда было предметом высокого нравственногодолга человека. В основе погребальных обрядов, по утверждению С.А. Токарева,лежат полуинстинктивные, а частью разумные действия:изолировать труп, а в то же время как-то сохранить его в качестве дорогойреликвии в памяти о близком человеке, почитать эту память поминальной трапезойи прочее.
Представление о смерти, как опереселении в иной «потусторонний» или «загробный» мир определило содержание традиционных погребальных обрядов.Они состояли в различных действиях, которые, согласно традиционномумировоззрению, должны были облегчить умершему переход в «загробный» мир,устранить возможные препятствия на его пути, обеспечить ему благополучие в«потустороннем» мире. Необходимость соблюдения всех действий вытекала из распространённогоубеждения, что судьба души зависит от выполнения живыми должных обрядов надтелом умершего. Кроме того, считалось, что соблюдение всех необходимых обрядовнад умершим гарантирует доброжелательное его отношение к живым.
Обряды иверования удмуртов, связанные со смертью и похоронами, относятся к наиболееконсервативным и устойчивым. Суеверный страх смерти, неумение объяснить еёпричины породили множество примет и поверий, будто бы предвещавших смерть: войсобаки, крик курицы по — петушиному, крик совы во дворе, каравай, оставшийся впечи после снятия хлебов, сновидения, связанные с копанием земли или рубкойдров, и т.п. Случайные совпадения в последовательности названных событий счьей-то смертью порождали иллюзорное представление об их причинно-следственнойсвязи.
В воззренияхна смерть отражена мысль о её неизбежности ( огпол кулонлэсь нокин но уз мозмы – одной смерти никто не минует ), по этому старыелюди готовились к ней заранее: приготовлялисмертную одежду, договаривались об омовении их тела и о месте захоронения.Смерть по старости воспринималась как естественное завершение жизни,освобождение от земных дел. Смерть по болезням или случайностям считаласьненормальной, но воспринималась как фатальная неизбежность, предначертаниесвыше. Бытовала представление о лёгкой и трудной смерти: говорили, что легкоумирают добрые праведные люди, а трудная смерть посылается недоброму человеку,при кончине которых даже погода портится.
Смертьсвязывалась с понятием о душе, считалось, что со смертью душа вылетает из тела.Представления о душе были двойственны и нечётки: она и материальна, инематериальна. До выноса покойника его душа будто бы незримо находилась в доме,поэтому в это время запрещалось в избе что-либо резать ножом, ножницами, местипол, на поминальном ужине в день похорон пользоваться вилками, так якобы можноненароком «поранить душе лицо». Душа, по суеверным представлениям, могла пить иесть, поэтому с наступлением смерти на окно ставили чашку с водой и вешалиполотенце, «чтобы душа умылась и вытерлась». Во время поминальной трапезы возлепечки ставили корытце, куда клали кусочки пищи поминальных блюд. Былораспространено верование, что после смерти в течение 40 дней душа покойноголетает неприкаянная, она может прилететь и домой, поэтому старались не озлобитьеё, чтобы не навредила живым; некоторые все эти дни держали на столе чашку сводой.
Такимобразом, описанные обычаи обнаруживают двойственность представлений о душе: онаможет быть злой и доброй, она невидима, но в то же время как будто иматериальна.
Как и у других народов, уудмуртов бытовало представление о нечистоте покойника, от соприкосновения скоторым будто бы могли быть нежелательные последствия, подобные
представления могли появиться нареальной основе: от соприкосновения с умершими от
-3-
инфекционных заболеваний такиепоследствия, очевидно, бывали, но при незнании их причин представление обопасности распространилось на все трупы. Постепенно появились суеверныетолкования и различные действия для очищения. Так, считалось, что от контакта струпом у моющих потом всегда будут мёрзнуть руки. Поэтому обмывать покойников молодым не давали, этоделали старые люди. Мужчин мыли старики, женщин и детей – старухи. Мыли тёплойводой берёзовым веником на большом куске луба, воду надо было брать из реки,черпая её против течения. После мытья воду сливали в такое место, где никто неходил. Вредоносное действие приписывалось вещам, соприкасавшимся с покойником: венику, ковшу, которым его обливали, одежде, в которой он умер, и лубку на котороммыли. Их выбрасывали в специальные места, называемые кур куян( место для бросания лубков). Это место также считалось нечистым иопасным.
После выноса покойника мыли полы.Участники похорон, выйдя с кладбища, также выполняли разнообразные очистительныеобряды: хлопали друг друга по спине, жгли костёр, так как верили в очищающуюсилу огня; мыли обувь и т.п. Телегу (илисани), на которой везли гроб, в течение трёх дней не заводили во двор, аоставляли на улице. Вернувшись с похорон, прежде чем войти в избу, мылись вбане и сменяли одежду. Войдя в дом, прикасались к печке, протирали золою руки.
Умирать на перине обычно не давали,умирающего переносили на пол, постелив что-либо из старой одежды,. Объяснялиэто тем, что будто бы на перине умирать тяжело. Очевидно, это толкованиепридумано для того, чтобы не пришлось выбрасывать дорогую вещь- перину: ведьчтобы справить новую, требовалось несколько лет. И если даже случалось, чтосмерть застала на перине, её всё же не выбрасывали, а выносили на несколькодней во двор.
Как видим, в объяснениях обрядовыхдействий встречаются прямо противоположные толкования в зависимости отситуации. Нередко они связаны с двойственным отношением к покойнику: страхомперед ним и в то же время почтением. Страх перед покойником заставлял удмуртовторопиться с похоронами: нередко хоронили на другой день. В подготовке кпохоронам участвовали родственники, соседи. Лицам, мывшим покойника, дариличто-либо из вещей покойного. Одаривали и тех, кто делал гроб, копал могилу.
Одевалипокойника не обязательно в новую, но чисто выстиранную одежду, преимущественносветлых тонов. Смертную одежду полагалось шить только вручную, не завязывая нанитке ни одного узелка.
По покроюсмертная одежда была традиционной национальной. И если даже при жизни женщинаносила рубаху на кокетке, но по происхождению более позднюю, то в качествесмертной ещё долго шили прямую, без кокетки и без пуговиц, заменяя их завязкамииз тесёмок.
Северныеудмуртки подвенечное платье хранили в качестве смертной одежды. Если же онобыло сильно поношенное, то шили другое, но подвенечное просили положить в гроб.Объяснений этому информаторы не дают, очевидно, этот обычай связан схристианскими верованиями.
На ногипокойнику надевали новые лапти, женщине – белые холщовые чулки и носки, мужчине– белые онучи, которые надевали не так, как живому человеку, а обёртывали, каки у русских, в обратном порядке. Так же в обратном направлении крутили вокругноги верёвки лаптей ( отсюда выражение: обут, как покойник, если человек поошибке неправильно одел онучи).
Одетогопокойника укладывали в гроб, положив туда предварительно мелкой стружки илистьев от берёзового веника и застелив всё это белым холстом. В изголовьеклали подушечку из кудели или листьев веника, на белую наволочку пришиваликрест из чёрной ткани.
По обычаю,покойника даже ненадолго нельзя было оставлять одного, особенно ночью; поэтомуночью у гроба дежурили 2-3 человека сменяясь каждые 2-3 часа. Обычай ночного бдения у тела умершего был умногих народов Европы .
Бывалислучаи, когда умерших насильственной смертью, самоубийц и утопленников в домене держали, а вырывали под окном неглубокую яму, где покойник лежал до дняпохорон, накрытый ветками хвойного дерева. Таких покойников не отпевали,хоронили их за
-4-
пределамикладбища. Заметим, что лишение погребальных почестей так называемых заложных покойников, то есть умерших не своей смертью, быловесьма широко распространено у многих народов.
В деньпохорон с утра мужчины-односельчане отправлялись копать могилу, а в домесобирались люди проститься с покойником и проводить его в последний путь.Близкие люди умершего были заняты приготовлением к выносу и погребению. Времяот времени несколько раз до выноса и перед самым выносом, особенно женщины,принимались у гроба причитать.
В концепозапрошлого века Н. Г. Первухин в бывшем Глазовскомуезде зафиксировал несколько заплачек по умершему- ватонкрезь: заплачки мужа по жене, заплачки жены по мужу,заплачки матери по холостому сыну и незамужней дочери. Однако специальныхплакальщиц у удмуртов не было. Как говорят информаторы, каждый изливал своёгоре, как мог.
Прощались,подходя поочерёдно к покойнику и при этом целуя иконку, лежащую на его груди,или лоб. По другую сторону гроба стояли два человека из членов семьи умершего икаждому, кто подходил, дарили несколько суровых ниток, а близкой роднераздавали вещи покойного. По рассказам, в некоторых деревнях подарок должныбыли получить не менее сорока человек.
Выносили впервую очередь крышку, затем гроб с телом, стараясь не задеть дверной косяк.Задеть косяк, по суеверию, считалось дурной приметой, якобы быть ещё одномупокойнику. За дверью запевали христианскую молитву. Членам семьи покойного,особенно его детям, воспрещалось выносить гроб. Суеверное представление о том,что покойник может возвращаться, и страх перед ним заставляли принять некоторыемеры для предотвращения его возврата.
По сообщениюВ. Шестакова, в бывшем Глазовском уезде в прошломвеке гроб с телом покойника выносили не в дверь, а в окно или через крышу.Обычай этот известен не только у удмуртов. Более древней его формой был выноспокойника через пролом в стене, широко распространенный, согласно Д. Н.Анучину, во всех частях света у многих народов. Прослеживая эволюцию данногообычая, Д. Анучин писал, что с введениемболее прочных жилищ выламывание стало неудобным,тогда покойников стали выносить в окно, а в дальнейшем через дверь, нопредварительно сняв её с петель. Со двора гроб выносили через большие ворота,тогда как все провожающие выходили через малые.
После выносатела было принято садиться на то место, где стоял гроб, «чтобы не боятьсяпокойника», а перед выходом из дома по той же причине заглядывали в печь. Еслиуже вышел из дома вслед за гробом, возвращаться в избу за чем-либо запрещалось,в таких случаях говорили, что «покойник себе спутника ищет».
До концадеревни гроб по очереди несли на руках. Впереди похоронной процессии неслимешочек –«гостинец» от покойного ( монетка, несколько ниток, кусок хлеба,понемногу масла и мёду), который отдавался первому встречному. По путиследования похоронная процессия ненадолго останавливалась у дома, где жилстарый или больной человек, который хотел, но не мог прийти проститься спокойником.
У околицыостанавливались, гроб ставили на повозку и закрывали. На кладбище ездили толькоблизкие родственники. Дома оставались 2-3 пожилые женщины, чтобы сделать уборкуи приготовиться к поминкам.
Если церковьбыла близко, перед погребением покойника возили туда отпевать, где и оставлялина ночь.
На кладбище (шайвыл) гроб открывали для прощания, после чегозаколачивали и осторожно опускали в могилу. Перед этим туда кидали монетки,«чтобы откупить место». Гроб опускали на специальных полотенцах или холстах.Это было связано с представлением, бытовавшим у многих народов, о переходе душив загробный мир по мосту через реку. Считалось, что мостом будет служить холст,на котором опускали гроб. Иногда на дне ямы и над гробом делали настил из досокили тонких стволов срубленных тут жедеревьев. Члены семьи покойного не принимали участия в опускании гроба, но онипервые бросали горсти земли, причём землю брали не голыми руками, а щепкой илиподолом верхней одежды. Над могилой устраивали небольшой холмик. Утаптыватьземлю на могиле или утрамбовывать
-5-
лопатой неполагалось. В изголовье сажали деревце. При погребении некрещёного на могилеставился не крест, а столбик, на котором вырезали тамгу – пус– знак семейной собственности. Хоронили, как правило, рядом с умершимиродственниками.
Приведя впорядок могилу, на ней устраивалискромную трапезу, оставшуюся еду (хлеб, масло, печенье, яйца) брать домой неразрешалось, её крошили на могилы.
Выйдя складбища, совершали разнообразные очистительные обряды. Дома передавали привети пожелания благополучия от покойника. Вечером устраивался поминальный ужин – кисьтон – с приглашением всех, кто приходил на похороны.Прежде чем сесть за стол, молились, обращаясь сначала к ранее умершим спросьбой принять новопредставленного, житьдружно, желали им благополучия на «том свете» и просили их помогать оставшимсяв живых. Кончив молитву, стоя отведывали кушанье, откладывая по ложке или покусочку в тарелку, предназначенную для умершего, которую ставили у печки ( куяськон ). Затемсадились за стол, где оставляли место для покойника и клали для него ложку.Веселиться на поминках было не принято. В конце поминального вечера содержимоетарелки покойника выносили собакам. После еды все кости собирали в тарелку иликорзину и в полночь назначенные выносили и всё содержимое закапывали в огороде.Остальные в это время читали молитвы. Объяснений этому обычаю наши информаторыне давали.
Поминки вчесть покойного устраивались ещё на седьмой или девятый день, на сороковой деньи через год. На седьмой или девятый день поминали в кругу семьи, сорочины и годиныотмечались с приглашением всех родственников. Для поминок на 40-ю ночь и вгодовщину резали барана или овцу в зависимости от пола умершего, которомупредназначались приносимые в жертву животные.
В честьумерших устраивались ещё жертвоприношения – йырпыт сётон ( буквально: даваниеголовы и ног).если его посвящали мужчине, варили конские головы и ноги, женщине– коровьи. Приглашали родственников, одной из уважаемых женщин поручали варитьконские или коровьи голову и ноги. Мясо съедали, кости ног клали в корзину, вглазницы черепа – деньги. После трапезы всё это с шумом, криками, под звонбубенцов несли за околицу в направлении к кладбищу. Женщину, варившуюмясо, везли на санях. За околицей жгли костёр из соломы, туда бросалисодержимое корзины, в некоторых деревнях её подвешивали к дереву, изгороди.Обратно шли с пением свадебных песен, дурачились, шумели – чтобы тому, комупосвящался обряд, « жилось» весело.
Умершихродственников поминали в любое воскресенье, когда приготовляли какое-либопраздничное кушанье. В таких случаях сначала молились, поминая умерших родных,потом стоя отведывали его со словами «азяды мед усёз» ( пусть перед вами упадёт) и лишь после этогосадились за стол. Все поминки удмуртов, как это не трудно заметить, являютсяпроявлением у них весьма развитого культа предков. Раньше чем через год послепохорон не разрешалось устраивать генеральную уборку, когда мыли потолки,стены, утварь. В течении года не полагалось белить печь.
В таком видепредстают, по рассказам наиболее осведомлённых информаторов, обряды связанныесо смертью и похоронами. Большая их часть, как видно из изложенного, порожденаиллюзорными представлениями о душе, о природе смерти и «потустороннем» мире. Вних заметно своеобразное сочетание языческих и христианских верований. Пожалуйбольше, чем в любой другой области народной идеологии, они содержат различныепредставления, основанные на древних поверьях. В то же время и влияниехристианства здесь ощущается несколько сильнее, чем в других семейных обрядах.В молитвенных обращениях ко всем умершим представителям рода, в погребениирядом с родственниками можно уловить родовые или же патронимические пережитки.
Составпохоронной обрядности удмуртов отдельных районов довольно единообразен, если несчитать траурных песнопений жителей северных районов. Незначительные локальныеособенности заключались в местном изменении того или иного элементаобщераспространенного обычая.
-6-
Описанныепогребальные обряды, распространенные у удмуртов отмечены у многих народов.Причина этого заключается в главной идее, лежащей в их основе – идеепродолжения жизни в «загробном мире»,которая и определила содержание большинства обрядов. Некоторые обряды, имеяцелью не допустить смерть в дом, носят оградительный характер.
-7-
Знаниесовременными удмуртами традиционных похоронных обрядов
Знание обрядов
Сельские жители
горожане
1968 г.
1979 г.
1968 г.
1979 г.
Не знают
Слабо знают
Имеют ясное представление
Очень хорошо знают
9.7
44.3
41.4
4.6
18.2
52.3
27.7
1.8
33.7
38.3
24.8
3.2
43.5
45.6
10.5
0.4
Подвоздействием социалистического образа жизни традиционная обрядность, связаннаяс верованием в загробную жизнь, постепенно забывается и уходит из жизни, что вполнезакономерно. Как видно из таблицы, лиц, имеющих об описанных похоронных обрядахясное представление и очень хорошее знание, не так уж и много: меньше однойтрети среди сельских удмуртов и десятая часть горожан. Отмеченные различия вуровне знаний городских и сельских жителей по этому вопросу не столь резки, какв знаниях свадебных и родильных обрядов. Причины этого, по-видимому, внеодинаковой степени бытования всех этих обрядовых ритуалов в городе и в селе.Традиционные обряды, связанные с рождением ребёнка, в городе не бытуют, здесьвыполняются лишь гражданские обряды.
Похоронные обряды в городе посравнению с селом соблюдаются в значительно меньшей степени, так как здесьсужена сфера их бытования: обмывают и одевают умершего в морге посторонниелюди; в копании могилы родственники также не принимают участия, так как накладбище есть рабочие-могильщики. Не приходится выбирать и место для погребенияна кладбище, его отводит администрация кладбища. Значит, традиционные обрядымогут быть выполнены и выполняются, когда гроб с телом покойника находитсядома, при его выносе, а также на кладбище при самом погребении. И всё же несмотря на суженность сферы соблюдения традиционныхпохоронных обрядов в городе, для них, как видно, остаётся больше возможностей,чем, например, для выполнения традиционных свадебных обрядов. По сравнению с1968 г. знание погребальных обрядов так же, как свадебных и родильных, заметноослабело: число незнающих и слабо знающих увеличилось, в то время как число тех, кто «имеет ясноепредставление» и «очень хорошо знает»,сократилось.
В сельской местности республикитрадиционные погребально- поминальные обряды больше известны в районахцентральной зоны (34%), несколько меньше в южной зоне (28%) и ещё меньше в северных районах (22.5%). Всеверной зоне численность лиц, знающих традиционную погребальную обрядность, колеблетсяот 8% в Балезинском до 31% в Красногорско-Юкаменскомрайонах-ТЕРах. В центральной зоне наибольшая разницамежду Увинским (15%) и Завьяловским(55%) районами – ТЕРами; в южной- между Кизнерским, где традиционная обрядность активно исчезает, иМожгинским, в котором её ещё знают и соблюдают больше, чем в других районах зоны.
Как видно по картосхеме, наибольшеезнание погребальной обрядности свойственно удмуртам Завьяловскогорайона. Таким образом, завьяловские удмурты, несмотряна близость крупного города, характеризуются, как и в 1968 г., наибольшейприверженностью традиционной обрядности.
Женщины по сравнению с мужчинамипогребально-поминальные обряды знают несколько лучше: сведения, связанные силлюзорным представлением о «загробной жизни», о душе, якобы летающей до 40-годня, чаще можно услышать от женщин, нежели от мужчин, которые более решительноотметают подобные представления. В целом рассказы
-8-
женщин сравнительно подробнее, чему мужчин. В количественном выражении это выглядит так:31,5% сельских женщин и26,7% мужчин о погребально-поминальных обрядах сообщили подробные сведения. Заметим,что в 1968г. разница в количественных характеристиках мужчин и женщин былаоколо 3%.
Как уже отмечалось, разница впоказателях мужчин и женщин выросла и по знанию свадебных обрядов, из чего, видимо,можно заключить, что процесс «забывания», утраты традиционной национальнойобрядности у мужчин идет сравнительно быстрее, в то же время у них вышевосприимчивость к новой гражданской обрядности. Думается, что этот фактнебесполезен для практики атеистической пропаганды.
В знании поминально–погребальной обрядности весьма ощутимы повозрастные различия. В сельскойгруппе 17-20-летних знания обнаружили 9,1%ответивших.В каждой последующейгруппе по сравнению с предыдущей знающих больше, а среди 70-летних – 44,1%.Знанияпожилых людей передаются другим членам семьи. Это видно из того, что в техсемьях, где есть старики, знающих погребальные и другие обряды несколько больше,чем в тех, где нет пожилых людей. Особенно это относится к сельским жителям, вгороде влияние типа семьи мало заметно.
Знание погребальных обрядовдифференцировано также социально-профессиональной принадлежностью иобразовательным уровнем опрошенных.
Знающих погребальные обрядыбольше в однонациональных удмуртских семьях и средитех, кто на вопрос «Что объединяет Вас со своим народом?» указал наобъединяющую роль обрядов.
Таким образом, материалыпоказывают интенсивное сокращение знания традиционных обрядов, связанных сосмертью и похоронами, что свидетельствует об изменении отношения к ним состороны народа: советская действительность, вытесняя иллюзорные представления о«загробном мире», делает ненужной и соответствующую обрядность. Лучше всегоосведомлены в них, с одной стороны, люди старших возрастов с низким уровнемобразования, знающие эти обряды из реального быта, с другой – лица с высшимобразованием, знания которых обусловлены интересом к истории народа.
-9-
ИЗМЕНЕНИЯ В ПОХОРОННОЙ ОБРЯДНОСТИ УДМУРТОВ
В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД.
Характер погребального ритуала, также, как и других семейных обрядов, в советский период, особенно в последние двадесятилетия, заметно изменился. Определяемый когда-то суеверным страхом передумершим, могущим, согласно поверьям, озлобиться на живых и нанести им вред занесоблюдение установленных обычаем обрядов, нынешний ритуал похорон приобретаетиное содержание: это прощание и проводы в последний путь советскогогражданина, труженика. И все же трагичность ситуации, невозвратимость потери, эмоциональноепотрясение, невольные раздумья о жизни и смерти делают похороны областьюострого столкновения с остатками религиозного мировоззрения, которые находятвыход в религиозной похоронной обрядности. Анализ похоронного ритуала, совершаемогов наши дни в удмуртской деревне, выявляет живучесть религиозных обрядов приобщей закономерной тенденции их искоренения из социалистическойдействительности.
Как выяснилось в ходеобследования, молодые люди не знают мотивов того или иного похоронного обряда. Онивоспринимают эти действия как признанный стереотип, стандарт поведения ( таквсегда делается в подобных случаях), не усматривая в них внутреннего смысла, зачеми почему следует поступать в ходе исполнения обряда именно так, а не иначе. Незнаниепричин возникновения того или иного обряда, утрата им прежнего смысла ведут кновому его толкованию даже самими исполнителями (известно, что одни и те жеобряды в разные эпохи объясняются по-разному) или к отказу от его выполнения. Например,еще в 60-е годы при прощании с покойником раздавали суровые нитки. В иныхдеревнях нитки давали в связанном виде, чтобы «покойник не смог возвратитьсядомой», в других, напротив, запрещали это делать, чтобы « дорога покойника натот свет была прямой», как нитка. Нам случилось быть очевидцем этого спора напохоронах, на которые собрались представители двух деревень – однодеревенцы умершего и его родственники, приехавшие издругой деревни того же района. Факт этот весьма любопытен, он красноречивоговорит об утрате отдельными обрядами своего первоначального содержания, чемобъясняется, на наш взгляд, возникновение спорных моментов, когда обе стороны выставляют,казалось бы, понятные доводы для обоснования своих действий, но ни та, нидругая сторона, как выясняется, не вполне уверена в правильности инеобходимости совершаемых действий. Теперь для раздаванияпокупают катушечные нитки и вопрос о завязывании не у кого не возникает.
Однако бездумное восприятиеобрядов как стандарта поведения способствует сохранению не соответствующихсоветскому образу жизни обрядов.
Похороны в наше время несчитаются делом только семейным или родственным, как это было в прошлом. Ворганизации похорон, как правило, участвуют трудовые коллективы. Предприятиявыделяют транспорт, оказывают материальную помощь, заказывают памятник.
Гроб обивают тканью, чегораньше не было. Покойника одевают в новую одежду. Пожилые, как и в прошлом, готовятее заранее сами. Ни по крою, ни по способу шитья она не отличается от той, какуюпокойник носил при жизни. Сохраняется запрет на изготовление смертной одежды изшерстяных тканей, как более тяжелых. Других объяснений не дают. Согласнолитературным сведениям, еще в Х1Х в. Припохоронах летом с покойником клали запас зимней одежды. Теперь этого не делают,более того, зимой одевают покойника по-летнему и теплую одежду в гроб некладут.
В северных районах исполняется шой крезь – специальная мелодия без слов, которая исполняетсяпри похоронах и дома и на кладбище. Есть у северных удмуртов и шайвыл мадь – песня со словами, которыепоют, когда покойник находится дома, а также при выносе на кладбище. Интересно,что в качестве шайвыл мадьсейчас чаще исполняют русские народные песни или так называемые «жестокие»романсы:»Прощайте все, мои родные»,»Ходила я в лесу по малину»,»Я на той-тогоре, где цветочки цветут»,»Скучно мне жить на чужой стороне»,»Сижу я втемнице, лежу я в сырой» и т.п.У центральных и южных
-10-
удмуртов ватонкрезь и шайвыл мадь не известны. В Алнашскомрайоне при покойнике поют печальные песни, которые не являются специальнымипохоронными. Многие и в деревнях нанимают духовой оркестр, что в городскихпохоронах уже стало общепринятым.
Хоронят сейчас обычно на третий день, принеобходимости (если ждут приезда родственников издалека) откладывают и начетвертый день. Отпевать покойника в церковь мало кто возит даже в тех селах, гдеона есть. Зато широко практикуется заочное отпевание, когда покойника в церковьне везут, а отпевают без него.
До конца деревни гроб, как ипрежде, несут на руках, на кладбище везут на машине.
При похоронах авторитетных уважаемых людейпроизносят прощальную траурную речь. Одобрительное отношение окружающих к такимречам убеждает в их необходимости на всех похоронах, и в селе и в городе, таккак проникновенное слово о человеке – труженике, в котором подчеркиваются всеего заслуги, с удовлетворением воспринимаются не только родственникамиумершего, но и всеми присутствующими, помогает им обходиться без иллюзорного, религиозногоутешения. Этот хороший обычай в селах встречается намного реже, чем в городах, нои здесь он не стал еще общепринятым. Прощальное слово – это не только даньзаслугам умершего, но и утверждение жизни, моральных ценностей советскогообщества.»Зеч адями кулэ ке но, ужезкуле « — «Добрый человек умирает, дела его остаются» — говорит удмуртскаяпословица. Поэтому надо прожить так, чтобы оставить добрую память, ибо, какутверждает поговорка_ доброго человека добром вспоминают _ «зечмуртэ зечен буре вае «Народная мудрость учит заботиться о добром имени, чтобыи после смерти оно не забылось – «кулэм бераз адямилэн нимыз кыле «.
В нашей стране (в республикахПрибалтики, на Украине) накоплен большой положительный опыт организации ипроведения гражданского похоронного ритуала.
На Украине, например, созданыбюро коммунально-ритуальных услуг, которые принимают заказы на транспорт, приготовлениемогил, изготовление надгробных памятников, гробов, покрывал, прокатмагнитофонов с записями траурных мелодий и др. (в настоящее время данные бюро существуют практически в каждом городе). Вбюро можно заказать хор или оркестр, оформить документы на захоронениеумершего.Бюро выделяет организатора похорон и распорядителя, которые помогаютсоветами родственникам, составляют и произносят прощальное слово ит.д.Гражданские панихиды проходят на траурных площадках, сооруженных у входа накладбище. В знак траура по умершему на траурной площадке приспускается флагреспублики.
Новый гражданский ритуалиграет большую роль в преодолении религиозности. Имеющийся в стране опытубеждает в необходимости более активного его внедрения в быт.
В Удмуртии имеется опыторганизации гражданских похорон, когда хоронят известных людей. Есть постояннодействующая похоронно-ритуальная служба. Однако единичны случаи проведения днейпамяти на кладбищах, хотя, как подсказывают материалы обследования, потребностьв них есть. Требует внимания и состояние кладбищ. Только активноезаинтересованное вмешательство в это дело со стороны общественности поможетскорее окончательно изжить все еще встречающиеся религиозные пережитки в этойобласти.
-11-
Список литературы
Л.С. Христолюбова Семейные обряды удмуртов Ижевск 1984 г.
-12-