Реферат по предмету "История"


От режима личной власти к коллективному руководству. (Изменения в системе политической власти после смерти И.В. Сталина в 50-е годы)

Министерствообразования и науки Российской ФедерацииСтавропольский государственныйпедагогический институт
Историко-филологическийфакультет
кафедра истории и права
 
 Дипломнаяработа
на тему: «От режималичной власти к коллективному руководству. (Изменения в системе политическойвласти после смерти И.В. Сталина в 50-е годы)»
Работу выполнила
студентка VIкурса
Лагутенко Л.П.
группы ФЗО/VI История
работа допущена к защите
научный руководитель кандидат историческихнаук, доцент
«___» ___________ 200__ г.
Литвинов Владимир Васильевич
заведующий кафедрой
рецензент доктор юридических наук,профессор
Пономарев Евгений Георгиевич
Дата «___» ___________ 200__ г.
Оценка: «_______________________»
Ставрополь 2006 г.

Содержание
Введение
Глава I.Режимличной власти: от становления к краху.
§1.Формирование режима личнойвласти Сталина в СССР: историки сталинизма.
§2.Великая Отечественная война.Роль Сталина – главнокомандующего.
§3.Жизнь после войны (1945 – 1953гг.): ожидание и реалии, политика центра; новая волна репрессий с 1948 г.
Глава II.«Оттепель»:трансформации политической системы страны.
§1.СССР к концу сталинской эпохи:итоги и перспективы.
§2.Ситуация «без Сталина»:несостоявшийся новый триумвират, лидеры «оттепели».
§3.Через развенчание «культаличности» к коллективному руководству.
Заключение.
Примечания.
Библиография.

Введение
«Великая и страшная фигура Сталина, как гвоздь в доску, вбитый в великоеи страшное столетие, до сих пор окутана прямо-таки мистическим туманом»1.
Действительно, личность Сталина – одна из самых сложных и противоречивыхв истории. Удивителен его путь политического деятеля от малозаметного участникаОктябрьской революции до лидера партии и государства. Процесс усиленияединовластия, подмены диктатуры пролетариата диктатурой вождя показываетгенезис культа личности Сталина, человека, который был главным виновником беззаконий,творившихся в стране в 40-е – начале 50-х гг.
И хотя об «эпохе» Сталина написано уже немало монографий произведенийхудожественной литературы, но и сегодня на Сталина и сталинизм мы смотрим с«высоты птичьего полета»2.
Прошло уже более полстолетия со дня смерти Сталина. Сегодня, спустядесятилетия, с большей временной дистанции эти мрачные страницы летописисоветского народа, полные подвижничества, трагизма, обманутой надежды, видятсяглубже, основательнее, вернее.
Поэтому и сегодня тема Сталина и сталинизма является для российскогонарода по-прежнему актуальной, ибо в наш век перестроек народу пришлосьболезненно пережить крутые «повороты» на дорогах новой истории нашегогосударства.
Даже ошибки и «горький» опыт прошлого помогают нам осознавать величие итрагедию нашего сегодняшнего дня.
«Незаконченное» прошлое может быть как у отдельного человека, так и уцелого поколения, не знающего до конца подлинной истории своего триумфа итрагедий.
Изучение, тем более научное исследование по заданной теме «От режималичной власти к коллективному руководству (изменения в политической властипосле смерти Сталина в 50-е годы)» помогает понять характер, особенностиисторического развития на современном этапе, опасность перехода к тоталитаризмупри условии безграничного стремления к единовластию, увидеть, как триумф одногочеловека привел к трагедии весь народ. В этом тоже состоит, безусловно, актуальностьзаданной темы.
Хронологические рамки дипломной работы охватывают периоды: с 20-хгодов до начала 60-х годов, т.е. период утверждения единовластия Сталина,утверждения его «культа личности» и тоталитаризма политико-государственнойсистемы начало разоблачения «культа личности» «вождя народов» на XX съезде КПСС и в последующие годы до 1960 г.
Территориальные рамки: дипломная работа охватывает территориальныеграницы СССР, целый ряд западно-европейских стран в связи с успешнымзавершением Великой Отечественной войны и освобождением не только своегоОтечества от фашизма, но и стран Западной Европы.
Структура работы состоит из введения, двух глав и заключения.
Научная актуальность темы определяется необходимостью изучитьпоявившиеся новейшие исследования отечественной и зарубежной историографии итем самым на этой основе и на основе открывшихся архивных источников, связанныхс заданной темой дипломной работы, приобрести более глубокие знания издостоверных исторических источников по периоду 20-х – 50-х г.г. XX века в истории нашего Отечества.
Историография.
В Советском Союзе за период до начала 50-х г.г. XXвека в историографии накопилось немало монографий, статей, историческихисточников – (документов, воспоминаний современников и т.д.). За последние годы(90-е ХХ века, 2000 – 2005 г.г.) историография по заданной теме пополниласьновейшими исследованиями отечественных и зарубежных учены, раскрытыми архивнымидокументами, в которых уточняются многие вопросы, связанные с «триумфом ипадением» (Волкогонов Д.) Сталина.
Постоянное внимание советской историографии и историографии РФ привлекалии привлекают внимание, прежде всего исторические документы, особенно«раскрытые» и ставшие доступными для исследователей архивные документы ивоспоминания современников, сторонников и противников «вождя народов».
Можно назвать воспоминания современников Сталина, представляющие особыйинтерес.
1) Каганович Л.П. «Памятные записки. Мой ХХ век». – Москва,издательство «ВАГРИУС», 1996 г.3
Само существование воспоминаний Кагановича Л.П. «Памятные запискирабочего коммуниста – большевика, профсоюзного, партийного и советского –государственного работника» подвергалось сильным сомнениям, так как тридцатьлет он был «фигурой умолчания», лишь в годы перестройки его личностью активнозаинтересовались историки и журналисты. Но количество данных им интервью можнобыло пересчитать по пальцам. «Такие люди уносят свои тайны в могилу» — таковобыло единодушное мнение. И вот воспоминания изданы в 1996 г. Вернее, изданынаиболее интересные фрагменты из 14 тысяч рукописных страниц, составляющихмемуарное наследие Кагановича. Его «Памятные записки» — это книга человека,абсолютно уверенного в своей личной, политической и исторической правоте, неменявшего своих взглядов в зависимости от конъюнктуры. В книге 16 глав иприложения: письма, заметки, черновые наброски, отдельные мысли. Л.М. Каганович(1893 – 1991) – виднейший представитель «сталинской гвардии». На протяженииболее четверти века он был одним из первых лиц в Политбюро и правительствеСССР, руководил промышленностью транспортом страны.
В 1957 г. Подавлением Н.С. Хрущева, его «выдвиженца» и ученика, был снятсо всех постов, впоследствии исключен из партии. Свои «Памятные записки» онписал, по его собственному выражению, не для праздного обывателя, а скорее дляархива, в который придет ученый-историк, исследователь эпохи, в которой жил иработал Л.М. Кагановича, чтобы воспользоваться воспоминаниями очевидца иактивного участника событий того времени. Книга воспоминаний Кагановичанеобычная во всех отношениях. Необычна и личность ее автора. Многое узнаетчитающий «Памятные записки». Революционную деятельность он начал рано – в самыепервые годы ХХ века 1917 г… Гражданская война, революционный Петроград,организационная работа ЦК партии в 1922 – 1925 г.г., борьба с оппозиций идругие проблемы партийной жизни 20-х г.г., работа на Украине в 1922 – 1928г.г., в ЦК ВКП(б), во главе московских коммунистов, битва за Кавказ, началовосстановления в послевоенные годы и т.д. – все это содержится в «Памятныхзаписках» Кагановича. Это очень ценная книга и для автора данной работы.
2) Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия. Политический портрет И.В.Сталина. В 2-х книгах – М.; издательство Агентства печати новости. 1989 г.4
Свою работу автор назвал «Триумф и трагедия», так как стремился в нейпоказать, как триумф одного человека обернулся трагедией для великого народа.
Как известно, личность Сталина – одна из наиболее сложных ипротиворечивых. Материалы для политического портрета Сталина автор собиралмного лет. Но сама книга написана им менее чем за полтора года.
В книге, в которой используются многие неизвестные ранее документы, анализируетсяэволюция Сталина – политического деятеля т малоизвестного участника Октябрьскойреволюции до единовластного лидера партии и государства. Автор прослеживаетвесь процесс усиления единовластия, «диктатуры вождя», генезис культа личностиСталина, главного виновника беззаконий, творившихся в стране в 40-50-е г.г.Автор подчеркивает, то обожествление вождя привело к тому, что он довелгосударство до триумфа с элементами тоталитаризма, что стало трагедией длянарода. Люди его любили, во время войны шли в бой со словами: «За Родину! ЗаСталина!»
«Люди действительно его любили. Но он не любил их. Более того, он коварнообманул миллионы, отождествив себя с социализмом. Вера в социализм былаавтоматически перенесена и на него. Думаю, — пишет Волкогонов, — это самыйпарадоксальный случай «затмения» целого народа».5
Используя сопоставления с историей древнего мира, автор объясняет, какСталин стремился оправдать себя, свои действия. Но он исторически промахнулся.
3) Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995 г.г.). Под редакциейА.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. – М.; «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС».1996 г.6
В хрестоматии опубликованы документы по отечественной истории с 1946 по1995 г. Цель составителей – на основе представленных материалов обеспечить дляиспользующих хрестоматию научный подход их к истории Отечества, показатьреальное развитие исторического процесса во всей его противоречивости.Собранные в хрестоматии государственные, правительственные и партийныедокументы, материалы периодической печати, воспоминания, архивные источники,многие из которых публикуются впервые, — это прекрасные исторические источники.К главам даны пояснения научного характера.
4) Шевелев В.Н. Н.С. Хрущев. Серия «След в истории». –Ростов-на-Дону, «Феникс». 1999.7
Н.С. Хрущев, третий по счету лидер Советского государства после Ленина иСталина. Автор показывает, что он вошел в историю «в черно-белом» образе. Доброи зло были уравновешены в нем. Это был человек больших страстей и великихзаблуждений. В книге рассматривается жизненный путь Хрущева, еговзаимоотношения со Сталиным, с другими вождями, входящими в «ближний круг», егодлительную борьбу за власть, восхождение на Олимп. Автор стремится показать,что представляла собой «хрущевская оттепель», способствовавшая формированиюнового общественного и духовного климата в обществе. Автор старается,объяснить, почему именно Хрущев победил в борьбе за власть.
5) Зевелев А.И. Истоки сталинизма. Из серии «Политическая историяХХ века». М., «Высшая школа». 1990 г.8
Автор на основе имеющихся источников об истоках и процессе формированиясталинщины, раскрывают ее объективные и субъективные факторы. Сознавая, чтотакая задача многогранна и весьма обширна, автор сосредоточился на показеформирования единовластия Сталина в партии, где оно имело наибольшее ипервоочередное проявление и влияло на все стороны ее жизни.
Особое внимание автор уделяет анализу ленинских идей о коллективностипартийно-государственного руководства и роли личности в истории. Раскрываетсяпроцесс утверждения Сталина в должности генсека и создания им своего послужногоокружения. Подробно раскрываются так называемые «отставки» Сталина. Взаключении работы дается определение политической сути сталинщины и еепоследствий.
6) Диктаторы. История в лицах.
а) Ян Грей. Иосиф Сталин. Личность в истории.
б) Троцкий Л. Сталин.
Перевод с английского – М. «Интер Дайджест». 1995.
Эта книга отличается от множества других публикаций о Сталине преждевсего столкновением противоположных взглядов на личность кремлевского диктатора.Английский историк Ян Грей, доказывая фатальную неизбежность жестокой власти вРоссии, почти канонизирует эту зловещую фигуру. Совершенно иного мненияпридерживается автор другого исследования – Лев Троцкий. Его книга о Сталинетак и осталась незаконченной. Первый и главный разоблачает «верногопродолжателя дела Ленина» был убит по тайному указанию героя своей книги. Впредисловии к книге «Сталин» сказано, о ком и каком духе идет речь вмонографии. Имя человека, более тридцати лет наводившего ужас на своихподданных, известно всему миру. Легенды и ложь, правда и полуправда – весьогромный поток информации о нем хлынул на читателя с началом перестройки9,т.е. эта монография – одно из самых новейших исследований зарубежнойисториографии о Сталине.
В этой книге человека из стали, диктатор и тиран показан в необычномракурсе. Оригинальность подхода к этой личности английского историка Яна Грея инеотразимый документализм Льва Троцкого дают возможность по-новому воспринятьобраз бывшего вождя. Ян Грей считает, что политика Сталина – это продолжениетрадиций евразийской линии русской истории. Спасение русской нации, считаетавтор, всегда зависело от существования централизованного государства иправителя, способного мобилизовать людские и материальные ресурсы на защитуОтечества. Признав Россию своей страной, Сталин вобрал в себя взгляды и обычаи великороссов,и веру в особую судьбу русского народа и государства.
Во второй части книги читатель может ознакомиться с сокровенными мыслямиЛьва Троцкого о бывшем соратнике, ставшим для него впоследствии врагом ипалачом.
Ян Грей считает, что Сталин был великим реформатором типа Ивана Грозногои Петра Великого. Сталин, согласно Грею, модернизировал отсталую империю ипревратил ее в мощное индустриально-аграрное государство. А Лев Троцкий первыйв мире раскрыл иезуитскую сущность московских судебных процессов 1936-1938 г.г.и многое другое.
Итак, описываемые в этой книге исторические события, изображенные с такихразных позиций, заставляют задуматься о том, почему невозможно зачеркнуть этотпериод из нашей истории.
В этом и состоит главная ценность данной книги.
Объект исследования принципа управления партией и государствомсоветской эпохи.
Предмет исследования: трансформации стиля и методов управленияпартией и государством в сталинской и хрущевской эпохи.
Цель дипломной работы: Выявить сущностные особенности режималичной власти И.В. Сталина, характер управления партией и государством при Н.С.Хрущеве и уровень утверждения коллективных принципов руководства.
Задачи: исходя из поставленной цели, авторам определены задачи:
-    выявить содержание понятия культ личности и характер режималичной власти Сталина;
-    установить факторы, обусловивший переход к коллективным признакамруководства;
-    выявить уровень и продолжительность коллективных признаковруководства в эпоху «оттепели».
Методологической основой работы явилось сочетание формационного ицивилизационного подходов к исследованию исторических процессов:
1.  Историко-генетический метод позволил проследить процесс развития трансформациинашего общества в период 20-40-х г.г.;
2.  Историко-сравнительный метод применялся в процессе сопоставлениядеятельности лидеров советского государства, что позволило рельефнее отразитьличностные качества Сталина.
3.  Типологический метод позволил обнаружить закономерности историческогопроцесса или их противоположности в два исторических периода: при Сталине и безСталина.
Первую группу источников составили: законодательные акты, решениясъездов, пленумов, конференций ЦК партии и Верховного Совета СССР.
Вторую группу составляют письма В.И. Ленина, воспоминания соратниковСталина – членов Президиума ЦК партии, правительства и т.д.
Третья группа источников представлена периодической печатью, содержитинформацию, связанную с деятельностью Сталина, Хрущева и др.
Четвертая группа источников представлена материалами ХХ съезда КПСС,воспоминаниями современников о происшедших в связи с решениями съездаизменениях в общественно-политической жизни общества.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 11 класс ««История России XX начала XXI вв.»
Реферат 1. Наркология это самостоятельная отрасль медицины, объединяющая следу
Реферат Беларуская выяўленчае мастацтва Беларус
Реферат Организация деятельности торговой точки оптового склада "Сахарок"
Реферат Кровеносная система человека
Реферат Історія української кухні
Реферат Fighting fоr wоmеn’s libеrаtiоn
Реферат Происхождение жизни абиогенез и панспермия
Реферат 1-6 Використання художньо-педагогічних технологій у підготовці вчителів до інтегрованого викладання мистецьких дисциплін
Реферат Хельсинкские соглашения 1975 г
Реферат Бизнес - планирование в коммерческой организации методы и формирование информационной базы
Реферат Методи статистичного аналізу показників кредитних ресурсів та їх використання
Реферат Беспризорность, как социально-педагогическая проблема
Реферат Психологические вопросы организации внимания младших школьников на уроках
Реферат Организация системы оплаты труда на предприятии (на примере Азовского филиала ООО "ЭЛИД""