Реферат по предмету "Педагогика"


Психологические вопросы организации внимания младших школьников на уроках

Содержание
Введение
Глава I. Внимание школьников на уроках
1.1 Внимание как познавательный процесс человека
1.2 Психологические особенности внимания у школьников
1.3 Особенности познавательной и учебной деятельности младшего школьника
1.4 Особенности внимания у младших школьников
1.5 Развитие непроизвольного и произвольного внимания
Глава II. Педагогическая эффективность методов дляорганизации внимания на уроках
2.1 Задачи педагога в образовательной деятельности
2.2 Использование наглядности на уроках как способ организации внимания
2.3 Использование технических средств для развития вниманияу младших школьников на уроках
2.4 Игровые приемы в обучении как средство развитиявнимания в младшем школьном возрасте
2.5 Вспомогательные приёмы,используемые на уроках для развития внимания
Заключение
Список литературы
/>/>Введение
Успех воспитания зависит, преждевсего, от знания педагогом закономерностей возрастного развития детей и умениявыявлять индивидуальные особенности каждого ребенка. Вся жизнь ребенка должнабыть организована с учетом возможностей данного возраста, имея в видупобуждение перехода к следующему возрастному периоду.
Актуальность проблемыизучения особенностей организации внимания у детей младшего школьноговозраста определяется тем, что именно в этом возрасте формируется качественноновые характеристики внимания, равно как и других процессов. Существуютразличные способы и методы развития внимания на уроках.
Педагогу необходимо знать иучитывать особенности формирования внимания у детей младшего школьноговозраста, так как именно в этом возрасте формируется качественно новыехарактеристики внимания.
Любому педагогу известно, кактрудно у детей поддерживать «внимание» в течение более или менеепродолжительного времени. Дети легко отвлекаются, перебрасываются с предмета напредмет, с трудом могут сосредоточиться на какой-нибудь одной работе. Приходитсяих приучать быть внимательными, приучать останавливаться подолгу на одномкаком-нибудь деле. Вся работа только тогда проводится хорошо, когда онапроводится со вниманием, даже запоминаем мы лучше, если внимательны к данномуматериалу. Поэтому вся педагогика в значительной степени ставила своей задачейвоспитание внимания.
Цель работы — изучениеорганизации внимания младших школьников на уроках.
Данная цель конкретизирована вследующих задачах:
Охарактеризовать внимание какпсихологическую категорию;
Определить возрастныеособенности;
Определить особенности вниманиямладших школьников в контексте познавательной и учебной деятельности младшегошкольника;
Раскрыть возможности примененияразличных методов организации и развития внимания на урока;
Охарактеризовать условияактивизации непроизвольного и произвольного внимания на уроках;
Определить педагогическуюэффективность методов для организации внимания.
В качестве объекта моегоисследования я рассмотрела организацию внимания младших школьников на уроках.
Предметом данногоисследования является ребёнок младшего школьного возраста.
Значимость данной работызаключается в том, что при работе с детьми младшего школьного возраста педагогдолжен иметь представление о:
психологических свойствахвнимания,
возрастных особенностях вниманиядетей младшего школьного возраста,
различие произвольного и непроизвольноговнимания,
теории и методике развитиявнимания и умение практически применять их практике. Что я и попыталасьраскрыть в своей работе.
Методика организации и развитиявнимания на уроках, применяемая учителем, должна способствовать правильной организациивнимания на уроках.
Внимание как психологическаякатегория, его виды, функции, возрастные особенности рассматривалось многимиотечественными и зарубежными психологами.
В различной психологической ипедагогической литературе рассматриваются вопросы изучения и формированиявнимания младших школьников.
Многие авторы настаивают напервостепенной роли педагога и методике обучения. Очень многое зависит отличности педагога от его знаний о возрастных психологических особенностей детеймладшего школьного возраста и от способности учителя правильно организоватьвнимание, использовать грамотные методические приёмы для организации и развитиявнимания.
Теоретическим основанием даннойработы являются работы отечественных и зарубежных психологов и педагогов:
о фундаментальных концепцияхвнимания Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Рубинштейна С. Л.;
о прикладных исследованияхвнимания Гальперина П. Я.,.;
исследования внимания с учётомвозрастных особенностей Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.Н. Волковой.
/>/>Глава I. Внимание школьников на уроках/>/>1.1 Внимание как познавательный процессчеловека
 
Внимание — один изпознавательных процессов человека; процесс сознательного или бессознательного (полусознательного)отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорированиядругой.
Внимание человека обладает пятьюосновными свойствами:
устойчивостью,
сосредоточенностью,
переключаемостью,
распределением,
объемом.
Устойчивость вниманияпроявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояниевнимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и неослабляя внимание.
Устойчивость внимания можетопределяться разными причинами. Одни из них связаны с индивидуальнымифизиологическими особенностями человека, в частности со свойствами его нервнойсистемы, общим состоянием организма в данный момент времени. Другиехарактеризуют психические состояния (возбужденность, заторможенность и т.п.). Третьисоотносятся с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предметудеятельности, его значимостью для личности), четвертые — с внешнимиобстоятельствами осуществления деятельности.
Переключаемость вниманияпонимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного видадеятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляетсяв скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта надругой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным.
В первом случае индивид невольнопереводит свое внимание на что-либо такое, что его случайно заинтересовало, аво втором — сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться накаком-нибудь, даже не очень интересном самом по себе объекте.
Переключаемость внимания, еслиона происходит на непроизвольной основе, может свидетельствовать о егонеустойчивости, но такую неустойчивость не всегда есть основание рассматриватькак отрицательное качество. Она нередко способствует временному отдыхуорганизма, анализатора, сохранению и восстановлению работоспособности нервнойсистемы и организма в целом.
С переключаемостью вниманияфункционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечениевнимания. Первый характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечтои полностью сосредоточивается на нем; второй — тем, как осуществляется процессотвлечения внимания.
Данные характеристики вниманиясвязаны со специальными свойствами нервной системы человека — лабильностью,возбудимостью и торможением. Соответствующие свойства нервной системынепосредственно определяют качества внимания, особенно непроизвольного, ипоэтому их следует рассматривать в основном как природно обусловленные.
Распределение вниманиясостоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве,параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколькоразличных действий.
Распределение внимания зависитот психологического и физиологического состояния человека. При утомлении, впроцессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышеннойконцентрации внимания, область его распределения обычно сужается.
Объем внимания — этотакая его характеристика, которая определяется количеством информации,одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека.Численная характеристика среднего объема внимания людей — 5-7 единиц информации.Она обычно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на оченькороткое время предъявляется большое количество информации. То, что он за этовремя успевает заметить, и характеризует его объем внимания. Посколькуэкспериментальное определение объема внимания связано с кратковременнымзапоминанием, то его нередко отождествляют с объемом кратковременной памяти. (28)
Внимание в жизни и деятельностичеловека выполняет много различных функций:
активизирует нужные и тормозитненужные в данный момент психологические и физиологические процессы,
способствует организованному ицеленаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с егоактуальными потребностями,
обеспечивает избирательную идлительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объектеили виде деятельности.
С вниманием связаны направленностьи избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственнозависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным дляорганизма, для реализации интересов личности.
Вниманием определяется качествои результаты функционирования всей познавательной активности:
точность и детализациявосприятия,
прочность и избирательностьпамяти,
направленность и продуктивностьмыслительной деятельности.
Для перцептивных процессоввнимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать деталиизображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способныйудерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, какобязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилищадолговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный факторправильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношенийвнимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу,предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.1.2 Психологические особенности внимания ушкольников
Различают следующие основныевиды внимания:
непроизвольное внимание,
произвольное внимание,
послепроизвольное внимание.
Непроизвольное вниманиене связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевуюрегуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживатьи в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, апроизвольное обладает всеми этими качествами. Наконец, произвольное внимание вотличие от непроизвольного, обычно связано с борьбой мотивов или побуждений,наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другоминтересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживатьвнимание. Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели иусилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание наудовлетворение другого.
Послепроизвольное внимание — этовид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, ноотсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано собразованием новой установки, связанной в большей мере с актуальнойдеятельностью, нежели с предшествующим опытом человека (в отличие отнепроизвольного).
Историю развития внимания,как и многих других психических функций, пытался проследить Л.С. Выготский врусле своей культурно-исторической концепции их формирования. Он писал, чтоистория внимания ребенка есть история развития организованности его поведения,что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а внеличности ребенка. Психолог указывал на то, что "Произвольное вниманиевозникает из того, что окружающие ребенка люди «начинают при помощи рядастимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием,подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребенка те средства, спомощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием». (10)
При помощи взрослого ребенокусваивает ряд искусственных стимулов-средств (знаков), посредством которых ондальше направляет свое собственное поведение и внимание.
Процесс возрастного развитиявнимания по идеям Л.С. Выготского представил А.Н. Леонтьев. По егомнению, "С возрастом внимание ребенка улучшается, однако развитиевнешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем его развитие вцелом, тем более натурального внимания. При этом в школьном возрасте наступаетперелом в развитии, который характеризуется тем, что первоначально внешнеопосредствованное внимание постепенно превращается во внутреннеопосредствованное, и со временем эта последняя форма внимания занимает,вероятно, основное место среди всех его видов. Различия в характеристикахпроизвольного и непроизвольного внимания возрастают, начиная с дошкольноговозраста, и достигают максимума в школьном возрасте, а затем вновь обнаруживаюттенденцию к уравниванию". (20)
Р.С. Немов указалпоследовательность основных этапов развития детского внимания по даннымсоответствующих наблюдений и экспериментальных исследований такова:
Первые недели-месяцы жизни. Появлениеориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признаканепроизвольного внимания ребенка.
Конец первого года жизни. Возникновениеориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развитияпроизвольного внимания.
Начало второго года жизни. Обнаружениезачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого,направление взора на названный взрослым предмет.
Второй-третий год жизни. Достаточнохорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания.
Четыре с половиной — пять лет. Появлениеспособности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.
Пять-шесть лет. Возникновениеэлементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опоройна внешние вспомогательные средства).
Школьный возраст. Дальнейшееразвитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое. (23)
/> />/>1.3 Особенности познавательной и учебной деятельностимладшего школьника
Рассмотрение школьника каксубъектов учебной деятельности основывается на тезисах Д.Б. Эльконина — ведущаядеятельность ребенка (игра, учебная деятельность, личное общение и т.д.) протекаетв определенной социальной среде, ситуации развития, что в совокупностиформирует психические и личностные новообразования. (33) Следует также принятьво внимание, что "…в процессе исторического развития изменяются общиесоциальные условия, в которых развивается ребенок, изменяются содержание иметоды обучения, и все это не может не сказаться на изменении возрастных этаповразвития. Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психическогоразвития и характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупностисвоеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития" (34;4)
Младший школьник — это началообщественного бытия человека как субъекта деятельности, в данном случае учебной.В этом качестве младший школьник характеризуется, прежде всего, готовностью кней. Она определяется уровнем физиологического (анатомо-морфологического) ипсихического, прежде всего интеллектуального развития, обеспечивающеговозможность учиться.
В исследованиях Л.И. Божович(2), Д.Б. Эльконина (34) и других отечественных психологов описаныосновные показатели готовности ребенка к школе: сформированность его внутреннейпозиции, семиотической функции, произвольности, умение ориентироваться на системуправил и др.
Готовность к школьному обучениюозначает сформированность отношения к школе, учению, познанию как к радостиоткрытия, вхождения в новый мир, мир взрослых. Это готовность к новымобязанностям, ответственности перед школой, учителем, классом. Ожидание нового,интерес к нему лежит в основе учебной мотивации младшего школьника. Именно наинтересе как эмоциональном переживании познавательной потребности базируетсявнутренняя мотивация учебной деятельности, когда познавательная потребностьмладшего школьника «встречается» с отвечающим этой потребностисодержанием обучения.
В начальной школе у младшегошкольника формируются основные элементы ведущей в этот период учебнойдеятельности, необходимые учебные навыки и умения.
В этот период развиваются формымышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний,происходит развитие научного, теоретического мышления.
Учебная деятельность, включающаяовладение новыми знаниями, умениями решать разнообразные задачи, радостьучебного сотрудничества, принятие авторитета учителя, является ведущей в этотпериод развития человека, находящегося в образовательной системе (20; 34)/>/>1.4 Особенности внимания у младших школьников
Процесс овладения знаниями,умениями и навыками требует постоянного и эффективного самоконтроля детей, чтовозможно только при формировании достаточно высокого уровня произвольноговнимания. Как известно, у дошкольника преобладает непроизвольное внимание,оно же в первое время обучения преобладает и у младших школьников. Вот почемуразвитие произвольного внимания становится условием дальнейшей успешной учебнойдеятельности школьника, а, следовательно, и задачей первостепенной важности дляучителя.
В начале обучения, как и вдошкольном возрасте, внимание ученика привлекает лишь внешняя сторона вещей. Внешниевпечатления захватывают учащихся. Однако это мешает им проникнуть в суть вещей(событий, явлений), затрудняет и контроль над своей деятельностью.
Если учитель постоянно заботитсяо руководстве развитием произвольного внимания младших школьников, то втечение их обучения в начальных классах оно формируется очень интенсивно. Этомуспособствуют четкая организация действий ребенка с использованием образца итакже таких действий, которыми он может руководить самостоятельно и при этомпостоянно себя контролировать.
В качестве таких действий можетвыступать специально организованная проверка сделанных им или другими детьмиошибок или применение специальных внешних средств при фонетическом анализе. Такпостепенно младший школьник учится руководствоваться самостоятельнопоставленной целью, т.е. произвольное внимание становится у него ведущим. Развивающаясяпроизвольность внимания влияет и на развитие других свойств внимания, которыетакже еще очень несовершенны на первом году обучения.
Вместе с развитием произвольноговнимания также развивается и непроизвольное, которое связано теперь не сяркостью и внешней привлекательностью предмета, а с потребностями и интересамиребенка, возникающими в ходе учебной деятельности, т.е. с развитием ихличности, когда чувства, интересы, мотивы и потребности постоянно определяютнаправленность его внимания.
Объем внимания младшегошкольника меньше, чем у взрослого человека, менее развито у него и умениераспределять внимание. Особенно ярко неумение распределить внимание проявляетсяво время написания слов, текстов, диктантов, когда надо одновременно слушать,припоминать правила, применять их и писать. Но уже ко II классу у детей наблюдаютсязаметные сдвиги в совершенствовании этого свойства, если учитель так организуетучебную работу учащихся дома, на уроке и их общественные дела, чтобы ониучились контролировать свою деятельность и одновременно следить за выполнениемнескольких действий. (6)
В начале обучения проявляется ибольшая неустойчивость внимания. Развивая устойчивость внимания младшихшкольников, учителю следует помнить, что в I и II классах устойчивость вниманиявыше при выполнении ими внешних действий и ниже при выполнении умственных. Вотпочему методисты рекомендуют чередовать умственные занятия и занятия посоставлению схем, рисунков, чертежей.
Несовершенно у младшихшкольников и такое важное свойство внимания, как переключение. Вначале обучения у них еще не сформированы учебные умения и навыки, что и мешаетим быстро перейти от одного вида учебных занятий к другому, однакосовершенствование деятельности учения уже ко II классу приводит к формированиюу детей умения переключаться от одного этапа урока к другому, от одной учебнойработы к другой. (6)
Недостаточно развита испособность концентрации внимания на изучаемом явлении. Долго удерживатьвнимание на одном и том же объекте они еще не могут. Напряженное исосредоточенное внимание быстро приводит к утомлению. Итак, развитие вниманияучащихся связано с овладением ими учебной деятельностью и развитием их личности.
/> 1.5 Развитие непроизвольного и произвольноговнимания
У детей младшего школьноговозраста значительно лучше развито непроизвольное внимание. Все новое,неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников безовсяких усилий с их стороны. Дети могут упустить существенные детали в учебномматериале и обратить внимание на несущественные только потому, что онипривлекают внимание. Кроме преобладания непроизвольного внимания к возрастнойособенности относится также его сравнительно небольшая устойчивость. Первоклассникии отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе,особенно если она неинтересна и однообразна; их внимание легко отвлекается. Врезультате дети могут не выполнить задание в срок, потерять темп и ритмдеятельности, пропустить буквы в слове и слова в предложении. Только к третьемуклассу внимание может сохраняться непрерывно уже в течение всего урока.
Слабость произвольного внимания- одна из основных причин школьных трудностей: неуспеваемости и плохойдисциплины. В связи с этим важно рассмотреть, как формируется этот вид вниманияи с помощью каких приемов его можно развить и скорректировать. Показано, что вотличие от непроизвольного внимания произвольное внимание не продукт созреванияорганизма, а результат общения ребенка со взрослыми и формируется в социальномконтакте. Когда мать называет предмет и указывает на него ребенку, выделяя темсамым его из среды, происходит перестройка внимания. Оно перестает откликатьсятолько на естественные ориентировочные реакции ребенка, которые управляютсялибо новизной, либо силой раздражителя, и начинает подчиняться речи или жестувзаимодействующего с ним взрослого.
Например, ребенок, которыйучится писать, вначале двигает всей рукой, глазами, головой, частью туловища иязыком. Обучение состоит в усилении только одной части движений, координации ихв группы и исключении ненужных движений. Произвольное внимание и направляется наторможение ненужных движений.
В своем развития произвольноевнимание проходит определенные стадии. Исследуя среду, ребенок сначала выделяетлишь ряд предметов обстановки. Затем дает целостное описание ситуации и наконец- интерпретацию случившегося. При этом вначале развитие произвольного вниманияобеспечивает у детей реализацию только тех целей, которые ставят перед нимивзрослые, а затем и тех, которые ставятся детьми самостоятельно.
Развитие устойчивостипроизвольного внимания изучают, определяя максимальное время, которое детимогут провести, сосредоточившись на одной игре. Если максимальная длительностьодной игры у полугодовалого ребенка составляет всего 14 минут, то к 6-7 годамона возрастает до 1,5-3-х часов. Так же долго ребенок может быть сосредоточен ина продуктивной деятельности (рисовании, конструировании, изготовлении поделок).Однако такие результаты сосредоточения внимания достижимы только при наличииинтереса к этой деятельности.
Ребенок будет томиться,отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо бытьвнимательным к той деятельности, которая ему безразлична или вовсе не нравится.
Аналогично развивается иконцентрация внимания. Если в 3 года за 10 минут игры ребенок отвлекается отнее в среднем 4 раза, то в 6 лет — всего один раз. Это — один из ключевыхпоказателей готовности ребенка к обучению в школе.
На ранних фазах развитияпроизвольное внимание разделено между двумя людьми — взрослым и ребенком.
Взрослый выделяет объект изсреды, указывая на него жестом или словом; ребенок отвечает на этот сигнал,фиксируя взглядом названный предмет или беря его в руки. Указание на предметжестом или словом организует внимание ребенка, принудительно меняя егонаправление. Тем самым заданный предмет выделяется для ребенка из внешнего поля.Когда у ребенка развивается собственная речь, он может сам назвать предмет и,таким образом, произвольно выделить его из остальной среды. Функция анализасреды, которая раньше была разделена между взрослым и ребенком, становится дляребенка внутренней и выполняется им самостоятельно. Из сказанного ясно,насколько тесно произвольное внимание связано с речью. Поначалу оно проявляетсяв подчинении своего поведения словесным указаниям взрослых («Дети,откройте тетради!»), а затем — в подчинении своего поведения собственнойречевой инструкции.
Суть влияния устной инструкциина организацию произвольного внимания состоит в том, что она не только выделяетобъект из среды, но и создает возможность продлить состояние активации следов,не допустить их преждевременного угасания. Организуя специальную деятельность ссигналами (например, их счет), словесное предписание вносит фактор новизны итем самым способствует удержанию объекта в поле внимания до завершения действияс ним, т.е. сохранению контроля за протекающим действием.
Произвольное внимание полностьюразвивается к 12-16 годам. Таким образом, несмотря на некоторую способностьдетей начальных классов произвольно управлять своим поведением, непроизвольноевнимание у них все же преобладает. Из-за этого младшим школьникам труднососредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них работе или наработе интересной, но требующей умственного напряжения. Это приводит кнеобходимости включать в процесс обучения элементы игры и достаточно частоменять формы деятельности.
Таким образом главнойособенностью внимания младших школьников является его непроизвольныйхарактер: он легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающийпроцессу обучения. Учебная деятельность не может обойтись без произвольноговнимания, поэтому с первых же дней учебного года учитель должен планомерноформировать этот вид внимания у детей.
Необходимо, не нарушая детскихинтересов, детской любви к перемене впечатлений, приучать ребенка постепенноостанавливать свое внимание на все более и более продолжительные сроки,приучить его к сосредоточению внимания на одном каком-нибудь деле. Педагог,вызывая ту или иную эмоцию, усиливает раздражение и создает доминантный процесс.После нескольких раз этот процесс настолько проторяет пути, что становится ужепривычным. Таков путь создания произвольного внимания.
Педагог должен основываться накакой-нибудь потребности ребенка, усилить её, иногда искусственным путем — путемподавления других потребностей, а затем упражнять ребенка в этом. Он долженстрого следить, чтобы потребности ребенка удовлетворялись в полной мере, но нев ущерб общим интересам самого ребенка и общества. Вызывая искусственнуюдоминанту, воспитатель поддерживает ее опять теми же потребностями, влечениямии интересами ребенка.
Интересным будет то, что связанос влечением ребенка, что отчасти уже переживалось, а отчасти представляетновизну, переход от одного к другому, деятельность, творчество — все этоподдерживает внимание.
Педагог должен всяческиразнообразить процесс работы, открывая ребенку в нем, разные стороны и вызываяработой все большее число интересов ребенка, привлекая по возможности зрение,слух, движения рук, ног и всего организма, — словом, давая ребенку наибольшуюпищу для его деятельности.
Итак, в первой главе определялисьособенности внимания, как психологической категории, виды, свойства, функции,так и возрастные особенности внимания.
/>/>Глава II. />Педагогическая эффективность методов для организациивнимания на уроках
 2.1 Задачи педагога в образовательной деятельности
Все преподаватели среднихучебных заведений решают одновременно три главные задачи:
обеспечить эффективное усвоениебольшого объема знаний;
сформировать основы целостногосистемного мышления;
способствовать умственномуразвитию учеников.
Психолого-педагогические исследованиесвидетельствуют о том, что любая форма деятельности — будь то углубленноеразмышление, активное восприятие информации, качественное выполнение любыхопераций — предполагает, требует, а то и является прямым выражением работывнимания. (28)
Уровень процесса эффективностиучебной деятельности зависит от двух главных составляющих:
умения преподавателя управлятьвниманием своих учеников;
умения научить учеников владетьпроцессом планирования своего внимания.
Выбирая метод обучения,преподаватель должен осознавать, что главное при изучении дисциплины — этоформирование знаний, умений, навыков, а также воспитание и развитие обучающихся.
Каждый из методов, применяющихсяв педагогической практике, имеет свои достоинства и недостатки, ноиспользование их в системе, во взаимосвязи поможет достигнуть наилучшихрезультатов в усвоении студентами знаний и в развитии их мыслительнойактивности.
Учителем должна бытьорганизована следующая познавательная деятельность учащихся:
а) организация восприятия инаблюдения,
б) организация внимания,
в) тренировка памяти,
г) формирование понятий,
д) развитие мышления,
е) воспитание воображения,
ж) формирование умений и навыков.(11)
 2.2 Использование наглядности на уроках как способ организациивнимания
Центральный компонент любогоурока — организация познавательной деятельности учащихся. Ведущимипознавательными процессами являются мышление и воображение. Наоснове аналитико-синтетической деятельности, посредством этих двух процессовпроисходит формирование знаний и интеллектуальных умений, исследованиепроблемных вопросов и творческое решение задач.
Необходимыми условиямипродуктивной работы мышления и воображения будут правильная организация восприятияи памяти учащихся, создание определенной установки и организация внимания.
Сложностью на уроках является мобилизациявнимания учащихся при повторении пройденного. Для учеников, знающих материал,это скучное занятие, которое кажется им ненужным, для тех, кто всё перезабыл, повторение- тяжёлая и неприятная работа. Задача учителя — сделать повторение интересным иполезным на уроке. Для этого при повторении важно применить новые иллюстрации,заинтересовать учеников приведением знаний в порядок, в определённую систему,чтобы они хорошо запоминались.
Разнообразие методов веденияурока и форм учебной работы — важнейшее условие поддержания внимания учащихсялюбых классов.
Как было отмечено выше,существуют психологические проблемы организации внимания на уроках у младшихшкольников. Дети быстро устают, могут быть внимательными не более 20 минут. Поэтомуна любом этапе урока нужны наглядные средства.
Педагогическое мастерствоучителя, умение хорошо излагать свой предмет основаны на умении строить процессобучения в соответствии с закономерностями этого процесса, с основнымидидактическими принципами. Одним из таких принципов является принципнаглядности.
Использование наглядности впедагогике является одной из основных проблем дидактики. Д. Ушинскийсчитал, что наглядное обучение — «это такое учение, которое строится не наотвлечённых представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственновоспринятых ребёнком...» (32)
Значение наглядности в учебномпроцессе рассматривается в связи с методическими задачами, которые ставятся передсредствами наглядности, с необходимостью и целесообразностью применения именноданного средства наглядности на данном конкретном этапе учебного процесса.
Значение наглядности состоит втом, что она мобилизует психическую активность учащихся, вызывает интерес кзанятиям языком, расширяет объём усвояемого материала, снижает утомление,тренирует творческое воображение, развивает внимание, мобилизует волю,облегчает весь процесс обучения.
Проблема наглядности приобучении очень актуальна. Более того, принцип наглядности стал рассматриватьсяне как вспомогательный, а как один из основных принципов в обучении младшихшкольников.
Функции наглядности, вцелом, состоят в следующем:
увеличить эффективностьобучения,
помочь ученику усваиватьматериал более осмысленно, с большим интересом.
Функции наглядности,используемые на уроках:
презентация материала (в связнойречи или в изолированном виде);
уточнение знания;
Наглядное обучение должнопридерживаться строгих правил:
раскрывать сущностьпоказываемого предмета систематически и по частям, чтобы новое основывалось наизвестном;
переходить к новому толькотогда, когда усвоено предыдущее;
сначала обозревать предмет вцелом, а затем переходить к анализу его частей;
всякий показ сопровождатьобъяснением, чтобы помочь учащимся правильно увидеть и понять предмет;
следует пользоваться не толькопредметной, но и изобразительной наглядностью.
Наглядность при обучении младшихшкольников содержит в себе всевозможные предметы, изображения и схемы.
Различается наглядность предметнаяи образная.
При обучении педагогикомбинируют различные виды наглядности.
При использовании наглядныхпособий учителю необходимо учитывать и возрастные, и индивидуальны особенностиучащихся.
Наглядность соответствуетособенностям мышления детей, способствует лучшей организации внимания младшихшкольников на уроках.
Таким образом, использованиенаглядных пособий — рисунков, картин, схем, таблиц, фотографий играет большуюроль; вносит разнообразие в учебный процесс; дает учащимся возможность нагляднопредставить то, о чём говорится в той или иной ситуации. Картинки вызываютположительные эмоции учащихся, пробуждают и развивают их фантазию, выполняютважную роль в развитии творческих способностей детей.
/>2.3 Использованиетехнических средств для развития внимания у младших школьников на уроках
Применение техническихсредств обучения приводит к повышению качества знаний учащихся,способствуют концентрации внимания, повышают интерес к учебному материалу.
Технические средства необходимыдля повышения качества обучения и помогают учителю решать следующие задачи:
дать учащимся более полную иточную информацию об изучаемом явлении или объекте и тем самым способствоватьповышению качества обучения;
повысить наглядность обучения и,как следствие этого, сделать доступными для учащихся такой материал, которыйпри обычных способах изложения недоступен или малодоступен. Пятиминутный фильмможет сделать доступным для учащихся объективно сложенный учебный материал;
повысить темп изложенияматериала;
удовлетворить наиболее полнозапросы и естественную любознательность учащихся;
облегчить труд учителя иучащихся. (35)
Применение на уроке аудиовизуальныхсредств обучения — это не только использование ещё одного источника информации.По сравнению с другими средствами наглядности аудиовизуальные пособия,несомненно, вызывают более разнообразные психические процессы, а такжепредполагают значительную перестройку психической деятельности, учащихся, и,прежде всего, таких её сторон, как внимание и память.
Применение аудиовизуальныхсредств обучения направлено, прежде всего, на развитие непроизвольноговнимания, в то время как использование видео и кинофильмов связано снеобходимостью включения у учащихся произвольного внимания.
Таким образом, использованиетехнических средств на уроках позволяет управлять вниманием учеников. Многиепедагоги и методисты справедливо рассматривают видео и кинофильмы как усилительчеловеческого внимания.
Понятно, что лучше усваиваетсятот учебный материал, который оказывает на учащихся эмоциональное воздействие,которое оказывает просмотр кинофильма или прослушивание записей.
Видео является незаменимымпособием там, где надо показать, как то, или иное языковое явление отражаетнеречевую ситуацию
Важная особенность использованиявидеофильмов на уроках заключается в следующем:
кино может изображатькоммуникативные ситуации наиболее полно;
видео позволяет увидеть, гдепроисходит действие.
Требования к отбору видеофильмов:
материал урока долженсоответствовать уровню знаний учеников на данном этапе обучения;
надо учитывать также возрастныеи индивидуальные особенности учащихся.
Таким образом, демонстрациявидеофильма не должна представлять собой просто развлечение, а должна бытьчастью целенаправленного учебного процесса, отвечающего всем требованиямметодики преподавания./>2.4 Игровые приемы вобучении как средство развития внимания в младшем школьном возрасте
В первом классе большое вниманиеуделяется осознанному обучению и усвоению грамматики. На уроках учителя многиеграмматические упражнения заменяют играми, поскольку у детей в этом возрастеэто основной и любимый вид деятельности, а также дополнительный стимул кизучению языка.
Понятно, что в младшем школьномвозрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности — игровой на учебную,и учебная деятельность становится ведущей, но особенно игра сохраняет своёзначение.
Возможность использованияигровой деятельности позволяет обеспечивать естественную мотивацию знаний,сделать интересным и осмысленным даже самый элементарный материал. Именноиспользование игровых приёмов обучения позволяет заложить основы дляформирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель идействовать в соответствии с ней, умение контролировать и оценивать своидействия и действия других детей.
Игры способствуют и выполнениюважных методических задач:
созданию психологическойготовности детей к речевому общению;
обеспечению естественнойнеобходимости многократного повторения ими материала;
тренировке учащихся в выборенужного варианта.
Игра — особо организованноезанятия, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил.
Игровая деятельность на уроках обостряетмыслительную деятельность играющих, развивает внимание. Игровые приемывыполняют множество функций в процессе развития ребенка, облегчают учебныйпроцесс, помогают усвоить увеличивающийся с каждым годом материал и ненавязчиворазвивают необходимые компетенции.
С точки зрения языковогосодержания, игры можно разделить на две группы:
игры, способствующиеформированию речевых навыков — грамматические, лексические, фонетические иорфографические игры;
творческие игры. (17)
Известно, что тренировкаучащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного ихповторения, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия неприносят быстрого удовлетворения. Грамматические игры помогут сделатьскучную работу более интересной и увлекательной.
За грамматическими следуют лексическиеигры, логически продолжающие «строить» фундамент речи. Фонетическиеигры, предназначаются для корректировки произношения на этапе формированияречевых навыков и умений. И, наконец, формированию и развитию речевых ипроизносительных навыков в какой-то степени способствуют орфографическиеигры, основная цель которых — освоение правописания изученной лексики. Большинствоигр первой группы могут быть использованы в качестве тренировочных упражненийне этапе как первичного, так и дельнейшего закрепления.
Игры можно использовать наразличных этапах урока. Как правило, урок начинается с фонетической зарядки,можно провести её в занимательной форме: в гости к детям приходят сказочныеперсонажи и проводят свои фонетические упражнения.
Цель творческих игр — способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Возможностьпроявить самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении,максимальная мобилизация речевых навыков — характерные качества речевого умения- могут, как нам представляется, быть проявлены в аудитивных и речевых играх.
Игры второй группы тренируютучащихся в умении творчески использовать речевые навыки. К этой группеотносятся и ролевые игры.
Ролевая игра — методический прием, относящийся к группе активных способов обучения.
Ролевая игра — это игроваядеятельность, в процессе которой учащиеся выступают в определённых ролях. Онаобладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана. Ролевая играпредставляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практическойдеятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обученияздесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса кпредмету. Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемыеоказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать,спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником.
Например, при изучении темы«Семья» в гости к ребятам приходит забавная «Кошачья семья».Дети дают всем членам семьи имена и новая лексика по теме усваивается легко и судовольствием.
Для активизации лексическогоматериала при изучении, например, темы «Моя квартира»: на уроке дети — разная мебель. Но не простые шкафы и стулья, а со своими характерами икапризами.
Помогает учителю также использованиеигровых приёмов с предметами. Например, с мячом. Мяч можно использовать в любойситуации, при изучении различных тем.
Итак, одним из эффективныхсредств развития познавательного интереса к обучению является использование игрна уроке (ролевых, сюжетных, по правилам и других).
Игра является перспективнойформой обучения, так как она способствует созданию благоприятногопсихологического климата на уроке, усиливает мотивацию и активную деятельностьучащихся, повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранить интересучащихся к изучаемому предмету, развивает внимание, память, воображение.
 2.5 Вспомогательные приёмы, используемые на урокахдля развития внимания
Высокая эффективность обучениядостигается в том случае, если организовать это обучение в интеграции с другимивидами деятельности, такими как рисование, лепка, аппликации, танцы, музыка,что способствует формированию всесторонней личности школьника.
Использование песеннауроке повышает интерес к предмету, содействует эстетическому воспитанию,развитию музыкального слуха, памяти, снижает утомляемость. Ребята судовольствием разучивают песни. Музыка и пение помогают без особого труда болеепрочному усвоению и расширению лексического запаса, так как песенные текстывключают новые слова и выражения. В песнях уже знакомая лексика встречается вновом контекстуальном окружении, что способствует её активизации. На песеннойоснове значительно легче усваивается грамматический материал. Песня являетсястимулом для развития речевых навыков и умений, а также может выступать каксвоего рода релаксация в середине или конце урока, когда дети устали.
Одним из эффективных приёмовявляется использование стихотворенийирифмовок.Их можно использовать в фонетической зарядке, при предъявлении лексическихединиц, при изучении грамматики, поскольку эта форма наиболее удобна длязапоминания и фонетической отработки материала. Некоторые стихи и рифмовкипомогают воспитывать у ребят нравственные качества, культуру поведения,уважительное отношение друг к другу и другим людям. Заучивание небольших пообъёму стихов и рифмовок не требует от учащихся больших усилий и служитэффективным средством усвоения языкового материала.
Младшие школьники любят сказки. Онибез труда и с удовольствием будут усваивать новый лексический материал, если имна помощь придут любимые сказочные герои. Можно устраивать инсценировки,костюмированные шоу. Дети заранее готовят маски выбранных персонажей,учат весёлые песенки, стишки и рифмовки, развешивают свои рисунки,представляющие какие-либо сказки. На уроке дети разыгрывают маленькие сценки изсказок, представляют своих героев, играют в игры, поют и танцуют с симпатичнымисказочными героями.
Известно, что тяжело работать впоследние учебные дни перед каникулами или в праздничные дни. Ещё тяжелееучиться ребятам в такие дни. Здесь придут на помощь необычные уроки: "сладкие","рисовальные". Такие уроки нужно сделатьнеобычными, запоминающимися и полезными. Например, «сладкий урок» снебольшим застольем и чаепитием. «Рисовальный» урок посвящён какой-тоопределённой теме, празднику. Можно предложить детям передать содержаниестихов, песен в рисунках.
Рассказывая короткие стихи,одновременно можно их рисовать красками, фломастерами. Это развивает творческоевоображение. Задания такого рода, благодаря своей наглядности, способствуют формированиютворческой активности.
Коллективные формыдеятельности — один из способов сделать урок ярким и запоминающимся. Наиболееполно данный вид работы представлен на завершающем этапе изучения темы, когданеобходимо систематизировать весь пройденный материал. На помощь учителюприходит интерес младших школьников к конкурсам, соревнованиям и викторинам.Например, урок — соревнование «Зов джунглей» при изучении темы «Животные».
Мощным стимулятором желанияобщаться на уроке всегда является интерес, подпитанный ещё иположительным зарядом. А если ребёнку интересно, он не будет отвлекаться,внимание его будет сконцентрировано на занятии. В этом смысле особенноинтересно следует начинать урок: оригинальность (нестандартность) может иметьрешающее значение. Нужно стараться каждый урок начинать по-разному. Например:
со стихотворения по ролям (учитель- ученики или ученик -ученики);
c песни;
с игры с мячом (вопрос-ответ: учитель-ученик,ученик-ученик);
c книгиэтикета, где употребляются фразы утверждения или отрицания;
c рифмовки или танца и т.п.
Элементы неожиданности илисюрпризы на уроке тоже помогают развивать творческую активность учащихся. Всеэкспромты на уроке должны быть заранее хорошо подготовлены и детально продуманы.Например, появляется «Рассеянный с улицы Бассейной» (один изродителей) с чемоданом, в котором долго роется, роняет различные вещи, достаёт словарьи начинает спрашивать ребят о значении разных слов, но сам при этом всё путаети забывает, а дети его поправляют.
Информационные компьютерныетехнологии заняли прочное место в процессе обучения. Использованиекомпьютерных программ повышает познавательную активность и мотивацию учащихся. Например,при знакомстве учащихся с алфавитом можно использовать «Уроки тётушки совы».
Учитывая, что младшие школьникибыстро утомляются, их внимание рассеивается, необходимо разумно чередоватьразные виды деятельности на уроке: фронтальные, парные и индивидуальные формыработы, использовать зарядку, динамические паузы, игры, соревнования и др.
Таким образом, во второй главеданной работы определялась педагогическая эффективность методов для организациивнимания. Были изучены особенности использования нагладных и игровых методов,использование технических средств и других способов организации и развитиявнимания.
/>/>Заключение
Итак, в данной работе изучалисьи анализировались психологические вопросы организации внимания младшихшкольников на уроках.
Проведённый анализпсихологической и педагогической литературы позволил выяснить психологическиеособенности внимания, а также наиболее значимые характеристики внимания, накоторые учитель должен опираться, используя систему приёмов организации иразвития внимания.
Внимание, как и большинствопсихических процессов, имеет свои этапы развития. Особое значение для развитияпроизвольного внимания имеет школа. В процессе школьных занятий ребенокприучается к дисциплине. У него формируется усидчивость, способностьконтролировать свое поведение.
Следует отметить, что в школьномвозрасте развитие произвольного внимания также проходит определенные стадии. Впервых классах ребенок не может еще полностью контролировать свое поведение науроках. У него по-прежнему преобладает непроизвольное внимание. Поэтому опытныеучителя стремятся сделать свои занятия яркими, захватывающими внимание ребенка,что достигается периодической сменой формы подачи учебного материала. Важнопомнить, что у ребенка в этом возрасте мышление в основном наглядно-образное. Поэтому,для того чтобы привлечь внимание ребенка, изложение учебного материала должнобыть предельно наглядным.
Развитие внимания связано такжес расширением объема внимания и умением распределять его между разными видамидействий. Поэтому учебные задачи целесообразно ставить так, чтобы ребенок,выполняя свои действия, мог и должен был следить за работой товарищей. Например,читая заданный текст, школьник обязан следить за поведением других учеников. Вслучае ошибки он замечает отрицательные реакции товарищей и стремится самисправить ее. Некоторые дети бывают рассеянными в классе именно потому, что неумеют распределять свое внимание: занимаясь одним делом, они теряют из видудругие. Учителю нужно так организовывать разные виды учебной работы, чтобы детиприучались к одновременному контролю за несколькими действиями (вначале,конечно, относительно простыми), подготавливаясь к общей фронтальной работекласса.
Таким образом, произвольностьвнимания, умение преднамеренно направлять его на ту или иную задачу — важноеприобретение младшего школьного возраста.
В данной работе определеныосновные методы и способы по организации и развитию внимания. Исходя извышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
преподаватель должен учитыватьвозрастные особенности развития внимания у младших школьников: переключаемостьвнимания, произвольное и непроизвольное внимание;
в проведении урокапреподавателем должен быть задан оптимальный темп: учёт сложности задания,наличие знаний, навыков;
преподаватель на уроках должениспользовать различные методы: нагладные, игровые, использование техническихсредств и других способов организации и развития внимания;
преподаватель должен знатьиндивидуальные особенности своих учеников и учитывать их.
Постоянно повышать интересучащихся к уроку — задача каждого педагога. Развитие и изобретательных итворческих способностей ученика многократно увеличивает эффективность самогоурока, создаёт условия для раскрытия личности учащегося.
/>/>Список литературы
1.        Божович Л.И. Возрастной подход в работе школы. — М., 2000.
2.        Возрастная и педагогическая психология / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик,Н.Ф. Прокина и др. — М., 2002.
3.        Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В. Петровского. — М.,1999.
4.        Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Сост. иред. B. C. Мухина, А.А. Хвостов. — М., 2001.
5.        Волков Б.С. Психологиямладшего школьника. — М., 2000.
6.        Волкова Т.Н. Развитие памяти и внимания. — М., 2000.
7.        Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматияпо вниманию. — М., 1999.
8.        Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по вниманию. — М., 1999.
9.        Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическаяпсихология. — М., 2003.
10.      Деятельность и внимание / Под ред. А.Н. Леонтьева — М., 1998.
11.      Ермолаев О.Ю. Внимание школьника. — М., 2007.
12.      Использование игр на уроках в начальной школе / Под ред.М.И. Тарасовой. — СПб, 2006.
13.      Климов Е.А. Психология. — М., 2002.
14.      Лозинский Д.И. Наглядность при обучении устной речи. — М., 2000.
15.      Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2т. Т.1 — М., 1983.
16.      Мухина B. C. Возрастнаяпсихология. — М., 2007.
17.      Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.1. — 4-е изд. — М., 2003.
18.      Павлова С.А., Трофимова Р.Я. Информационно-технические средства обученияв начальной школе // Начальная школа. — 2000. — №4.
19.      Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 2002.
20.      Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. — М., 2002.
21.      Рубинштейн С.Л. Внимание и его воспитание. — М., 2001.
22.      Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб., 2004.
23.      Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. — М., 2008.
24.      Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. — М., 2004.
25.      Эльконин Д.Б. Психическоеразвитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М., 1997.
26.      Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. — М., 1999.
27.      Яриков В.Г. Информационные технологии на уроках в начальной школе / Сост.О.В. Рыбякова. — Ростов н/Д., 2009.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Диагностика банкротства по моделям Давыдовой-Беликова
Реферат Необходимость и предпосылки возникновения и применения денег
Реферат Инцидент 31 марта
Реферат ГИС как средство реализации информационной педагогической технологии
Реферат Кредит и кредитные отношения
Реферат Финансовая политика Новой Зеландии
Реферат Romeo And Juliet From Play To Big
Реферат Xxxix международная (Звенигородская) конференция по физике плазмы и утс, 6 10 февраля 2012 г
Реферат Табличный редактор Excel. Практическое применение
Реферат Экологическая опасность космической деятельности
Реферат Минералогия и кристаллография в России
Реферат Особенности диагностирования системы смазки автомобиля
Реферат Кредитування підприємств міжнародними фінансово-кредитними інститутами
Реферат Легка промисловість України укр
Реферат Аналіз регуляторного впливу до проекту рішення сесії міської ради