Содержание
Введение
Глава1. Начало общественно — политической деятельности В.Г. Белинского
1.1Истоки. Кружок Станкевича
1.2Журнал «Телескоп и период „примирения с действительностью“
Глава2. Деятельность В.Г. Белинского в 1840 – х годах.
2.1Журнал „Отечественные записки“ как основной этап деятельности Белинского.Поздний Белинский
2.2Политическое завещание Белинского
Заключение
Библиографическийсписок
Введение
Тема „Общественно–политическаядеятельность В.Г. Белинского“, выбранная мной для написания курсовойработы, имеет большую научную значимость в настоящее время. Литературная иобщественно-политическая деятельность Виссариона Григорьевича Белинского,гениального литературного критика и теоретика, историка и политическогопублициста, сыграла огромную роль в истории русского освободительного движения,в строительстве русской национально-демократической культуры.
В.И. Ленин, высокооценив борьбу великого критика за создание передовой русской теории, назвалБелинского, наряду с Герценом и Чернышевским „предшественником русскойсоциал-демократии“, а его знаменитое „Письмо к Гоголю“характеризовал как „одно из лучших произведений бесцензурнойдемократической печати, сохранивших громадное, живое значение и по сию пору“(на 1914 год).
О В. Г. Белинскомписали самые значительные деятели русской литературы и общественно-политическоймысли: Герцен, Тургенев, Гончаров, и др. В ряде очерков, написанных сосвойственным этим писателям мастерством, перед читателем встает, как живой,облик „неистового Виссариона“, бесстрашного и глубокого мыслителя,пламенного борца за Россию будущего.
Н. Г. Чернышевский всвоих „Очерках гоголевского периода“ дал блестящую характеристикудеятельности Белинского и раскрыл актуальное значение его критики на новомэтапе революционного движения в России. В воспоминаниях Герцена, Гончарова,Тургенева, Анненкова, Кавелина много говорится о великой страстностиБелинского, о его неподкупной честности. Однако, за исключением, может бытьГерцена, ближе других подходившего к правильному пониманию идейных исканийвеликого критика, эти черты натуры Белинского получили у мемуаристов весьмаповерхностное либеральное истолкование. Ведь Белинский был не простоэнтузиастом, рыцарем абстрактных „идеалов добра и чести“. „Революционержил в Белинском“… — говорил А. В. Луначарский. В Белинском подчеркивали преимущественноподвижность, страстность, „неистовость“ его натуры. Между тем вБелинском, больше чем в ком-либо из людей 40-х годов, проявились главныекачества подлинного бойца: стойкость, бесстрашие и принципиальность.
Так же необходимоотметить, что в воспоминаниях много внимания уделяется статьям Белинского эпохипримирения с „российской действительностью“. И, наоборот, последний,материалистический период развития Белинского, деятельность его в качествепросветителя-демократа, могучее влияние его идей на современников и огромныйобщественный резонанс его знаменитого „письма к Гоголю“ — все этоосвещено в мемуарах недостаточно. Подлинный, исторический Белинский ускользалот внимания его ближайших друзей, которые ещё не располагали необходимойисторической перспективой для правильной оценки такого гиганта мысли, каким былБелинский.
Анализируя борьбуБелинского за передовые идеалы революционной демократии, его духовную драму,исследователи стремились нарисовать живой образ человека, чья личностьнеразрывно связана с эпохой, чьё мировоззрение и литературно-критическаядеятельность являлись живым отзывом на современность, на требования времени. Ю.Г. Оксман в своей статье „Белинский и политические традиции декабристов“рассмотрел воздействие декабристского восстания на общественно – политическиевзгляды Белинского и политические концепции Белинского 2-ой половины 30х годов.В статье „Письмо В. Г. Белинского к Н. В. Гоголю как исторический документ“исследователь Ю. Г. Оксман подробнейшим образом проследил историю созданияписьма, расспространение его в России, проанализировал содержание и тообщественно-политическое значение, которое имело оно в России.
Большой вклад висследование общественно – политической деятельности Белинского внёс М.Я.Поляков, в работе „Виссарион Белинский. Личность – идеи – эпоха“ оносвящает этапы становления личности критика, его вклад в становление идеаловдемократии в стране. Он изучает идейно – творческую эволюцию и жизньБелинского, в связи с анализом общественного движения того времени, воссоздаётисторию идейного развития Белинского и становления его эстетического учения.
Исследователирассматривают истоки мировоззрения Белинского в его студенческие годы и годыдеятельности в „Телескопе“, по – новому освещают вопрос влияния декабристскогодвижения на его формирующиеся взгляды. Такая постановка вопроса далавозможность новой трактовки периода „примирения с действительностью“.Исследование его деятельности в 40-е годы, является попыткойконкретно-исторического изучения наиболее сложных сторон его биографии, — впервую очередь развития социалистической и материалистической проблематики впетербургском кружке Белинского, связи его деятельности собщественно-литературным движением 40-х годов не только России, но и Европы.
В результате исследованияразличных источников, наглядно раскрывается литературное окружение Белинского,его связь с предшественниками и современниками, отношения с петрашевцами и,наконец, отношение Белинского к традициям классической философии Запада иРоссии. Важнейшими источниками являются: „Литературные мечтания“,которые вышли в свет в 1838 году в одном из номеров журнала „Молва“;взгляд на русскую литературу 1845 – 1847 годов, являвшиеся выражением взглядовна литературу, политическую и общественную жизнь в России; „Петербург иМосква“; Письмо к Гоголю – величайшее произведение русской демократическойпечати, кульминация всей общественно – политической деятельности В.Г.Белинского.
Важнейшим источникомявляется сборник „Белинский в воспоминаниях современников“, которыйсоставлен из наиболее ценных воспоминаниях о В. Г. Белинском, данных порукописям, первопечатным или наиболее авторитетным изданиям. Наряду своспоминаниями в собственном смысле, помещаются наиболее характерные отрывки из»Былого и дум", книги «О развитии революционных идей в России»А. И. Герцена и из «Замечательного десятилетия» П. В. Анненкова, чтопозволяет ярче выделить главное в Белинском — его глубочайшую идейность,страстные поиски передовой теории.
Целью данной работыявляется рассмотрение общественно – политической деятельности В.Г. Белинского.В работе я рассматриваю этапы деятельности и становления личности деятеля,истоки формирования критической мысли, начиная с учёбы в пензенской семинарии изаканчивая деятельностью в «Отечественных записках», политическое икультурное наследие общественно – политического деятеля.
Глава 1. Началообщественно — политической деятельности В.Г. Белинского
1.1 Истоки. КружокСтанкевича
Герой «Отцов идетей», сын штаб-лекаря и внук сельского дьячка, Базаров с гордостьюговорил дворянину Кирсанову: «Мой дед землю пахал». Роман посвящёнпамяти Белинского, который мог с полным правом то же сказать о своём деде — священнике села Белынь, Никифоре Трифонове.
Юные годы Белинскоготипичны для людей нового, разночинного круга. Естественной средой, в которойзрели литературные и общественные интересы Белинского, была среда таких жебедняков разночинцев. И условия жизни, и трудности, которые необходимо былопреодолевать, и большая близость к быту разночинного нищего люда решительноотличали начало его жизненного пути от первых лет юности Герцена, Огарёва,Станкевича и других представителей оппозиционной дворянской молодёжи.Вследствие этого понятно большое значение в юношеской биографии критика егосвязей с пензенскими семинаристами. Именно в этой среде начинают формироватьсярадикальные взгляды Белинского, в нём начинают созревать революционные идеи,стремление к кардинальным переменам.
В годы, когда начинаетформироваться новая историческая сила — разночинная демократическаяинтеллигенция, — семинаристы увлекаются литературными и философскими учениями.Из среды семинаристов выходят крупные ученые, философы, литераторы. Постепенно,под влиянием русской литературы и впечатлений от крепостническойдействительности, в сознании молодого Белинского крепнут и зреют идеи протестапротив современной действительности.
Ко времени пребыванияБелинского в гимназии относятся выступление на Сенатской площади 14 декабря1825 года первых дворянских революционеров, суд и расправа над ними. Известно,какую колоссальную роль сыграли эти события в жизни молодых людей того времени– Герцена, Огарёва, Милютина и др. Вопрос о знакомстве Белинского с делом иидеологией декабристов не раз возникал в литературе. Весть о событиях 14декабря разнеслась по стране сотнями рассказов, слухов, причудливых легенд.Массы помещичьих крестьян появились в городах. Крестьянские волнения охватили в1826 г. большую часть России. Вспыхнули они и в Пензенской губернии. Расправа сбогдановскими крестьянами была самым страшным событием, происшедшим вблизиЧембара летом 1826 года, когда Белинский прибыл домой на первые каникулы. Этоне могло не привлечь его внимания.
Не раз исследователипытались связать историю разгрома декабристов, наличие декабристских семей вПензенской губернии с историей возникновения оппозиционных идей Белинского.Когда произошло восстание, Белинскому было 14 лет. «Смутное понятие вдетской голове превращалось порою в почти осознанную позицию защитыдекабристов. Уже через три года, семнадцатилетний Белинский и его друзья –семинаристы хорошо знали, кто были декабристы и за что они боролись». «Прямыевысказывания Белинского о декабристах до нас не дошли… Было бы неправильнымобъяснять это молчание … боязнью цензуры…»Но декабристы имели на взглядыБелинского самое непосредственное влияние, в течение своей общественно –политической деятельности он общался и сотрудничал с декабристами ипоследователями декабристской идеологии.
Будущий критик уже втретьем классе пензенской губернской гимназии проявляет интерес к литературно –философским спорам, кипевшим в 20 –х годах XIXстолетия. Пензенские годы стали годами самообразования, упорной учёбы. Встрастных спорах с товарищами о литературе проявилась незаурядная начитанностьи образованность Белинского. «Ни одна минута не проходила у Белинскогодаром: он или читал, или списывал что — нибудь прочитанное в тетрадь, илибеседовал с деятельными людьми, или предавался в одиночку размышлениям» — таковы были, по описанию Д. П. Иванова, занятия Белинского в часы, свободные отуроков.
Стремительное развитиеБелинского в 1825-1827 гг. в результате усиленной работы мысли, жадного чтения,посещения театра, общения с друзьями привело к тому, что жалкие гимназическиезанятия стали ощущаться им, как потеря драгоценного времени. К фактамобщественной жизни, присоединились тягостные впечатления, вызванные новымипорядками в гимназии. После разгрома декабристов в школе воцарились «непривычныестрогости». Вместе с неудовлетворенностью гимназическим учением вБелинском росла уверенность в своих силах и мысль о возможности их развития виных, благоприятных условиях. Среди семинаристов, среди кончавших гимназистовбыли постоянные толки об университетах — Казанском и Московском. В 1828 году,по совету пензенцев – московских студентов, Виссарион решил ехать в Москву. В1829 году Белинский стал студентом словесного отделения Московскогоуниверситета. Горестное детство и отрочество разночинца, сына незначительногоуездного штаб – лекаря закончилось. Белинский вступал в юность с сложившимсяхарактером, отличавшимся чертами редкой душевной красоты и чистоты.
Вступление вуниверситетскую жизнь, еще недавно столь страстно манившую Белинского, оченьскоро привело его не только к глубокому разочарованию, но и к прямому конфликтус представителями официальной науки. Наряду с прямым полицейским нажимом научёных и науку, правительством Николая Iбыла разработана система практических мероприятий, имевшая своей конечной цельюоказёнить науку и её деятелей, с тем, чтобы полностью подчинить их своему политическомуконтролю и поставить на службу монархии. Таково было официальное направлениеуниверситетского образования Николая I,и, разумеется, вполне закономерно, что Белинский прекрасно понимал, что форманауки в университете 30-х годов XIXстолетияне имеет ничего с прогрессивной общественной и научной мыслью.
Московское студенчествохранило память о вольнолюбивых традициях, укрепившихся ещё в декабрьскую эпохуи проявлявшихся не раз в первое пятилетие после разгромов декабристов.
Прогрессивные тенденциив идейной жизни воспитанников Московского университета 30-х годов определялись,главным образом, разносословным составом студенчества. Социальный составстудентов был чрезвычайно пестрым, явно преобладали дети чиновников и притомглавным образом чиновничьей мелкоты. Ещё в пору своего студенчества, в пьесеДмитрий Калинин, белинский объяснял злобное отношение дворянских реакционныхкругов к Московскому университету именно тем, что тот являлся своеобразной«ученой республикой», в которой уничтожались границы междусословиями.
Впоследствии, говоря оМосковском университете, Белинский продолжал подчеркивать его значение каквоспитательного центра для всех сословий. Среди этого поколения особая иогромная роль выпала на долю Белинского. Идейная жизнь московского студенчестваи для Белинского являлась той политической школой, в которой складывалисьпознания и убеждения будущего критика. Первым шагом этой молодёжи былостолкновение с действительностью, необходимость самому прочувствоватьвоздействие действительности общества на личность, указать ложь, рану,страдания народа – таковы побудительные мотивы идейно – общественных исканийпоколения Белинского. Среди этого поколения «молодой России» особаяроль выпала на долю разночинца – Белинского.
Нарастание антикрепостническогопротеста в массах русского народа, живые следы только что разгромленногодекабристского движения, усиление самодержавно – бюрократического гнётаспособствовали развитию политического свободомыслия в студенческой среде. Хотя,наряду с прямым полицейским нажимом на ученых и науку, правительством Николая Iбыла разработана целая система практических мероприятий, имевшая своей конечнойцелью «оказенить» науку и её деятелей, с тем чтобы полностьюподчинить их своему политическому контролю и поставить на службу монархии. приподобной установке задача университетского образования сводилась к созданиючиновников от этой «казенной науки». Однако на революционностьстудентов университета не могли не оказывать влияния известия о крестьянскихволнениях в России. Сильное впечатление производили события на Западе. Вслед заиюльской революцией 1830 года во Франции последовали революционные движения вдругих странах Европы. Особое развитие получают многочисленные неофициальныестуденческие кружки.
С первых дней своеговступления в Московский университет Белинский стал активным участником егонеофицальной идейной жизни. Вместе со своим товарищами Петровым, Чистяковым,Григорьевым и жителями 11 номера студенческого общежития Белинский явилсясоздателем передового кружка студенческой молодёжи, получившего наименование «Литературноеобщество 11 нумера». Его характерной чертой был разночинный состав егоучастников. Все они были выходцами из семей мелких чиновников, сельскогодуховенства, врачей, учителей. В обществе кипела напряжённая бурная полемика,кружок быстро откликается на события литературной и общественной жизни. Вкружке от темы «России» и «родины» Белинский подошёл кважнейшему для его идейного самоопределения вопросу о трагической судьбечеловека в крепостническом обществе. Этой проблеме он посвятил своё первоелитературное произведение – «Дмитрий Калинин», написанное в 1830году. Студенческая пьеса молодого Белинского с большой силой выразила юношескийреволюционный, демократический протест не только самого автора, но и всегокружка. В пьесе выразились все революционные, радикальные взгляды молодогоавтора. Тема политического избранничества, протест против крепостническогообщества, против тиранства и рабства пронизывали его трагедию.«Кто дал этогибельное право — одним людям порабощать своей властью волю других, подобных имсуществ, отнимать у них священное сокровище — свободу?» — восклицалБелинский устами своего героя. Целый ряд подобных тирад, направленных противкрепостничества, делали эту трагедию разумеется совершенно нецензурною для тоговремени.
Эта юношеская драмаБелинского переполнена трескучими монологами, драматическими эффектами и вообщеявляется вполне незрелым, почти детским произведением; но тем не менее ееследует признать произведением чрезвычайной важности для характеристики всегоБелинского и его дальнейшего мировоззрения. Сущность драмы не столько впостановке вопроса социального, сколько этического, философского ирелигиозного: мало того, что люди тираны, кровопийцы, рабовладельцы; не такимли является и Бог, который позволяет свершиться тому, что свершилось с ДмитриемКалининым? И Дмитрий Калинин готов проклясть за это Бога: «Ты СуществоВсевышнее, — восклицает Дмитрий, — скажи мне, насытилось ли Ты моимистраданиями, натешилось ли моими муками, навеселилось ли моими воплями, упилосьли моими кровавыми слезами?.. Кто сделал меня преступником? Может ли слабыйсмертный избежать определенной ему участи? А кем определяется эта участь? О, японимаю эту загадку!..» И Калинин решает, что «Бог наш отдал нашунесчастную землю на откуп дьяволу». С этим сталкивается точка зрениядобродетельного резонера драмы, друга Дмитрия — Сурского, который отстаиваетверу в благость Промысла, веру в гармоничность мира и жизни. Таким образом вюношеском произведении Белинского были предвосхищены все три основныепозднейшие взгляда его на мир, на жизнь и на человека. А, именно, до конца 30-хгодов Белинский все ревностнее и горячее отстаивал в своей литературнойдеятельности эту точку зрения добродетельного резонера Сурского, оправдываяБога и признавая разумным все существующее. В самом начале 40-х годов Белинскийпотерял эту свою веру и стал повторять в своих произведениях то, что некогдавложил в уста Дмитрия Калинина. И, наконец, во второй половине 40-х годов, придяк новой вере в нового Бога, — к вере в социальность, — в новые формыобщественного устройства, Белинский только развивал те социальные мотивы,которые впервые прозвучали в его юношеской драме. И таким образом ДмитрийКалинин совершенно неожиданно для Белинского заключил в себе в зачаточном видевсе дальнейшее развитие мировоззрения великого критика.
Цензурный комитетпостановил пьесу запретить и рукопись её удержать в делах комитета. ТоварищиБелинского в своих воспоминаниях, что профессора-цензоры обрушились наБелинского, пригрозили ему ссылкой в Сибирь, каторгой или солдатчиной; это такпотрясло Белинского, что он в тот же день слег в больницу. Сперва это делокончилось для Белинского сравнительно благополучно: «Начальство обо мнезабыло и думать, — писал Белинский родителям в мае 1831 г., но тут же онприбавлял: — правда, при первом случае начальство не умедлит напомнить мне, чтознает меня». И действительно, полтора года спустя Белинский был исключениз университета (в сентябре 32 г.) под предлогом «слабого здоровья иограниченности способностей». Несомненно, что действительным предлогомбыло «дурное направление» Белинского, выразившееся в этой егоюношеской трагедии «Дмитрий Калинин».Решение Цензурного комитетанапрямую повлияло на исключение Белинского из университета.
Исключение Белинскогоиз университета – яркий факт социальной биографии его поколения. Он и самсознаёт, что изгнание из университета – политический акт, месть завольнолюбивые настроения. Но именно эти первые удары, сознание своей враждебностивсему бюрократически-чиновническому строю, закаляют и формируют его характер.
Важным этапом вформировании особой общественно – политической мысли Белинского сталовступление в кружок своекоштного студента Н.В. Станкевича (1813 – 1840).Ненависть к крепостному праву, помещичьему произволу и самодержавию связывалаСтанкевича и Белинского. Белинский сразу же внёс в беседы страстностьфилософско – политических споров, близких к самым наболевшим и болезненнымвопросам политической современности. Именно Белинскому кружок в значительноймере обязан приближением к животрепещущим проблемам жизни.
Кружку Станкевича – ипрежде всего самому Станкевичу – принадлежит значительное место в томмучительном процессе поиска новых идейных путей, который характерен для Белинского.Он шёл своим путём, оказывая существенное влияние на весь кружок. В яростныхспорах со всеми друзьями, с многими из которых он навсегда разойдётся,формировалось новое, самостоятельное мировоззрение молодого Белинского, с такимблеском и силой выраженное им в его будущих работах.
1.2 Журнал «Телескоп»и период «примирения с действительностью»
Первые литературныеопыты Белинского появились ещё в студенческие годы в безвестном и недолгосуществовавшем журнале «Листок». Московская и петербургская печатьотмечали отсутствие ясной и определённой направленности «Листка».Однако журнал с каждым номером приобретал более серьёзный вид; в нём появилсякритический отдел, театральные рецензии, чаще печатались стихотворения.
Для плеяды деятелейсороковых годов исключительную роль сыграл журнал «Телескоп».Достаточно сказать, что в нём начали литературную жизнь Белинский, Огарёв,Герцен, Гончаров, Станкевич, К. Аксаков и что рядом с ними печатались Пушкин,Чаадаев, Полежаев, Тютчев, Кольцов. Журнал Надеждина ставил передсовременниками существенные вопросы. Самобытность и народность русскойкультуры, необходимость повсеместного распространения просвещения и, наконец,проблема изображения действительности как главная задача литературы – вотосновные темы большей части статей, стихотворений, рассказов и рецензийжурнала. Проблема просвещения имела исключительное значение, деятели «Телескопа»,как и остальные представители русской общественной мысли не могли не обратитьвнимания на ограниченный и чудовищно узкий круг людей, допущенных дообразования. Прогрессивное, просветительское направление «Телескопа»обратило на себя внимание властей. Уваров, ревезируя университет, отмечал всвоих отчётах оппозиционность журнала. В этой связи он подверг грозному разносуне только оригинальные материалы, но и переводные статьи «Телескопа»,которыми занимался Белинский. Ответом на реакционные идейные установки Уварова,на его грубые внушения и полицейские окрики были многочисленные политическиевыпады Надеждина как в оригинальных статьях, так особенно в переводных, против «официальнойнародности», казённо – полицейского искусства.
Важным этапом вдеятельности Белинского стал его фельетон «Литературные мечтания».Именно с «Литературных мечтаний» началась широкая известность ВиссарионаБелинского. Статья Белинского ставила самые насущные вопросы складывающегосярусского художественного реализма. Широкий философский взгляд позволилБелинскому осмыслить различные явления русской литературы и сопоставить их систорическим развитием России. История русской демократической критикиначинается с этой статьи Белинского. Её сила состояла в том, что, отвечая навопрос о характере и существе русской литературы, он объединил эстетическиетребования реализма и народности литературы с критикой российскойдействительности. Белинский осудил продажную, заказную литературную продукцию,служившую правительственной идеологии и начинавшую наводнять литературный рынокначала 1830-х годов. Осудил он и светскую «альбомную» литературусалонов и гостиных. Очень важна для русского общества была мысль о разладемежду тем, что называлось тогда обществом, то есть избранным кругомобразованных людей, и обширной массой народа, лишённого этого образования. «Поверьте,- пишет Белинский, — что русский народ никогда не был заклятым врагомпросвещения, он всегда готов был учиться; только ему нужно было начать своёучение с азбуки, а не с философии, с училища, а не с академии». Это требование союза народа с образованной частью обществапронизывало всю литературно – философскую деятельность Белинского. «Литературныемечтания» призывали к борьбе с казённым патриотизмом во имя народнойлитературы. Защита прав человеческой личности, идея освобождения человека леглав основание всех философско – эстетических теорий Белинского в периоддеятельности в «Телескопе» и привела молодого критика к литературномуоткрытию – к идее реализма.
Белинский в поискахсилы, которая соединила бы народ и прогрессивную часть общества, пришёл кпонятию литературы, выросшей на народной почве и питающейся народнымипреданиями. Основой такого взгляда были совершенно оригинальные и своеобразныефилософские и эстетические принципы, подготовленные всем ходом развития русскойфилософской мысли и самой русской литературы.
«Литературныемечтания» привели к резкому перелому в отношениях участников «Телескопа»,но неизбежность этого назревала исподволь. Будущих столпов славянофильствасовершенно не устраивали оппозиционные и реалистические мотивы в статьях «Телескопа».Особенное противодействие вызывало идейное направление статей Белинского.Литературно-политические взгляды, которые Белинский развивал в «Литературныхмечтаниях» и других своих статьях в «Телескопе» и «Молве»,приобрели исключительное значение и выдвинулись на первое место потому, что онначал обоснование самой передовой эстетической теории, опирающейся на идеюреализма. Несмотря на идеалистические философские начала, Белинский наиболеепоследовательный преемник освободительных традиций и зачинатель нового этапареволюционной борьбы личности, идея свободы личности. Это и позволило молодомукритику сказать новое слово в литературе, отменить обветшавшие эстетическиетеории и критические методы, наметить перспективу нашего литературного развитияи до конца разоблачить все виды реакционной феодально-дворянской идеологии.
Статьи и рецензииБелинского 1835-1836 гг. развивали и углубляли мысли, высказанные им в «Литературныхмечтаниях». Как и первая большая статья, статьи Белинского следующих двухлет были направлены прежде всего против идеологии самодержавно-крепостническогогосударства, нашедшей свое выражение в теории «официальной народности».Как и в «Литературные мечтания», статьи 1835-1836 гг. излагают иобщественно-политические, и эстетические взгляды Белинского, выковавшиеся впостоянной, неустанной борьбе с крепостнической действительностью и еёзащитниками в реакционных изданиях того времени.
Понимание огромныхзадач, стоявших перед человечеством, задач, для решения которых необходима былаяростная борьба против защитников насилия и невежества, часто вызывалаБелинского на призвание к самопожертвованию, к готовности отдать свою жизнь засвои убеждения, претерпеть ради них всякие лишения и страдания.
В своих статьяхБелинский неоднократно обращался к молодежи, требуя от неё выбора такойдеятельности, которая приносила бы пользу родине. Особенно часто он обращался кначинающим литераторам, которые, не имея выдающегося дарования, губили своимолодые годы в погоне за литературной известностью..
Борьбе с аристократиейБелинский отвел не мало самых страстных полемических страниц в статьях1835-1836 гг. Выпады против неё он рассыпал всюду, и все они исполнены горячейненавистию к родовым и сословным преимуществам и защищали личные достоинствачеловека. «Мы уже теперь не ослепляемся знаменитостию рода, незаслуженнымиотличиями… Имя ничего; важно дело...» — бросает Белинский мимоходом встатье «О стихотворениях Баратынского.
Восторгаясь, как и в „Литературныхмечтаниях“, в статье о Кольцове русским народным характером, поэзиейрусских сказок, Белинский вместе с тем вновь указывал на „простодушиемладенческого ума“ русского простолюдина, на то, что русский народ „ещене живет полною жизнью“. но вместе с тем Белинский считал, что у русскогонарода „настоящее уже интересно как шаг, как переход к прекрасномубудущему“, что у него „это будущее еще в зародыше, ещё в зерне, ноуже так богато надеждами...“ В этих словах нашла выражение твердая вераБелинского в силы и будущее русского народа.
В периодсамостоятельного редактирования „Телескопа“ и „Молвы“Белинским одним из важнейших противников его стал журнал „Московскийнаблюдатель“ и его идейный вдохновитель – С.П. Шевырёв. В журнале ШевырёваБелинский усмотрел опасные для развития отечественного искусства литературно –политические тенденции. Не случайно в одной из первых же полемических заметокон назвал „Наблюдатель“ „светским журналом“.
Вскоре, в 1836 году,Белинского судьба свела с М.А. Бакуниным. В размышлениях Белинского онравственности, о лицемерной сущности общественных отношений крепостническогообщества он нашел прямую поддержку.
В эти годы кружокСтанкевича значительно расширился, споры приобретали всё более ожесточённый инепримиримый характер. Белинского сдерживали, заарканивали его страстный, злойот нетерпимости талант, который оскорблял эстетически уравновешенную натуруСтанкевича. Начало политического и социального свободомыслия, критическоеотношение к дворянскому обществу получают всё большую определённость и чёткуюформу в сознании Белинского. Белинский мучительно переживал раздвоённостьидеального мира и действительности. Перед Белинским стояла задача – найтитеоретическое обоснование бунта против окружающего общества. ПосещениеБелинским усадьбы Бакуниных в Премухино, „Премухинская гармония“,повлияла на формирование идеалистического решения основного противоречия междуидеалом и действительностью. В Премухино происходят постоянные споры междуБелинским – революционером и отцом Бакунина, убежденным монархистом.
В середине 1836 годаБелинский закончил статью о незначительной и малоинтересной книге А. Дроздова,посвящённой вопросам морали. В этой статье он пытался решить с новых позицийважнейшие вопросы познания и нравственности. Белинский решительно отказываетсяот того, чтобы человек, углубляясь во внутренний мир, отгораживался от другихлюдей. Самоусовершенствование – не самоцель, именно любовь к человечествуобязывает к нравственному самоусовершенствованию. Так Белинский приходит и косновной идее своей статьи: каждый человек должен любить человечество. Статья оДроздове оказалась последней статьёй Белинского в „Телескопе“. В 1836году Надеждин напечатал в „Телескопе“ „Философское письмо“Чаадаева. Журнал был запрещён, Надеждин сослан в Усть-Сысольск, Чаадаевобъявлен сумасшедшим. Белинского приказано обыскать при въезде в Москву, нообыск ничего не дал – критик был своевременно предупреждён. Снова началосьбездомное скитальчество Белинского: без денег, без журнала, без возможностигде-нибудь работать. Белинский оказывается без журнального пристанища, безсредств к существованию. Непримиримость и принципиальность делали положениеБелинского безнадёжно тяжёлым. Он понимал, что стоило бы ему перейти на сторонупродажной официальной печати – и его положение было бы обеспечено. Положениемолодого критика крайне осложнялось трагическими противоречиями, проявляющимисявсё более рельефно в его умственных исканиях и в его личных отношениях.Отношение в кружке Станкевича ещё более усложнялись. В эти годы Белинскомуприходилось искать новые пути в осмыслении задач, стоящих перед обществом, егопривлекло страстное отрицание крепостнического общества. Белинский писал оразличных проблемах действительности, в первую очередь – о прямой зависимостиот неё духовной жизни человека.
Значительную роль впроцессе приобщения критика к традициям русской национально-демократическойкультуры сыграл Н.А. Полевой – редактор „Московского телеграфа“,вдохновитель литературно – политических дискуссий в субботнем кружке Н.С.Селивановского, который посещал и Белинский. Н.А. Полевой приобщил Белинского клитературным и политическим традициям предшествующего периода русскойнационально – демократической общественной мысли, он явился кладезем сведений одекабристах. В пору становления тех общественно – политических взглядовБелинского, которые названы „Примирением с действительностью“. Селивановскийрасценил взгляды критика как „грубую идеологическую ошибку“. Лишь вконце 1840 года Белинский начинает заново осмысливать свой разрыв сСеливановским – учеником декабристов, активным антикрепостником, когдаБелинский пришёл к пониманию ошибочности своей недооценки политической борьбыза права личности человека, грубо попираемые самодержавно – крепостническимгосударством.
Взгляды Белинскогоразвивались не в порядке усвоения политических традиций декабристов, а в явнойборьбе с ними, обусловленной прежде всего фактом поражения дворянскихреволюционеров и необходимостью изучения причин этого поражения, — с тем, чтобыошибки, допущенные декабристами, не были повторены их преемниками. Борьба закрестьянское освобождение, за ликвидацию крепостных отношений продолжаетоставаться для Белинского основной задачей, но свержение самодержавиянеразрывно связанное у декабристов с делом крестьянского освобождения,мыслиться Белинским как задача, вовсе не отвечающая на данном этапе интересамшироких народных масс. Кружок Станкевича усваивает в эту пору ошибочныеидеалистические представления Н.И. Надеждина и М.П. Погодина об объективнойпрогрессивности русского самодержавия как надклассового политическогоинститута, а не органа помещичье – дворянской диктатуры. Эта концепция связанас ещё не изжитыми в крестьянской среде монархическими иллюзиями, с верой в царя– реформатора, освободителя от крепостной неволи; а так же отвечала интересамдворянской и буржуазной общественности, пытавшими сочетать критическое отношениек крепостническому государству с отказом от революционных методов борьбы с ним.
Во время пребывания наКавказе 1837 года не прекращалась мучительная работа мысли, напряжённое исканиеистины, чтение немецких и французских мыслителей. Споры с Н.М. Сатиным, членомкружка Герцена и Огарёва, и Лермонтовым нарушили стройность его убеждений.Ключом к уяснению этих дискуссий является письмо к Д.П. Иванову: „Россияещё дитя, для которого нужна нянька… Дать дитяти полную свободу – значит,погубить его. Дать России в теперешнем её состоянии конституцию, — значит,погубить Россию. В понятии нашего народа свобода есть воля, а воля –озорничество… Вся надежда России на просвещение, а не на перевороты, не нареволюции и не на конституции“. С этих ошибочных философски – историческихпозиций Белинский не мог объективно оценить идеологию декабристов. В эти годыБелинскому приходилось искать новые пути в осмыслении задач, стоящих передРоссией. Сопоставляя опыт Европы с жизнью России, изучая буржуазнуюдействительность на Западе, он приходит к скептическим выводам, чтоконституционно – республиканский строй на примере Франции, гораздо менеесвободен, нежели самодержавно – монархический строй некоторых стран Европы,например Пруссии.
Преодоление идеализма,стремление к материалистическому миропониманию, выработка правильнойреволюционной теории – вот в чём пафос философского развития Белинского. Вкрепостной России 30 – 40-х годов, в условиях тягчайшей николаевской реакцииему приходилось прокладывать новые пути, вести борьбу с реакционнымиидеологиями. На этой трудной дороге у него были ошибки. К числу заблужденийкритика принадлежит теория „разумной действительности“, приведшая егона время к примирению с действительностью, которое явилось для него результатомисканий и раздумий над путями практического изменения общества. Но в этотпериод Белинский не переставал замечать противоречия самодержавно –крепостнического общества, но разочаровался в субъективном принципе решенияобщественных вопросов и не видел реальных сил, которые могли бы противостоятьдействительности; он начинал задумываться над существованием объективнойисторической закономерности в развитии общества.
Великий критик, с еготемпераментом революционера и борца, не мог долго оставаться на позицияхпримирения. Он искал в теории руководства к действию, — теория „разумнойдействительности, конечно, не могла стать таким руководством. В ноябре-декабре1840 года Белинский решительно отказывается от проповедуемой им год назадвзглядах. Он вспоминает это, как “страшный сон», свои недавниепопытки насильственного примирения «с гнусной россейскоюдействительностью, этим китайским царством материальной, животной жизнью,чинолюбия, крестолюбия, деньголюбия, взяточничества, безрелигиозность,разврата, отсутствия всяких духовных интересов, торжества бесстыдной и наглойглупости, посредственности, бездарности, — где все человеческое, сколько-нибудьумное, благородное, талантливое, осуждено на угнетение страдание, где цензурапревратилась в военный устав о беглых рекрутах, где свобода мыслей истреблена,… где Пушкин жил в нищенстве и погиб жертвою подлости, а Грече и Булгаринзаправляют всею литературой с помощью доносов, и живут припеваючи». Вборьбе с «уродливым настоящим» видит теперь Белинский смысл своейжизни.
Глава 2. Деятельность В.Г.Белинского в 1840 – х годах
2.1 Журнал «Отечественныезаписки» как основной этап деятельности Белинского. «Поздний»Белинский
С конца 1840 годаначинается новый, наиболее значительный период в деятельности Белинского.Переход к новым философским и общественным позициям, связанный с отказом отпримирения, решительно изменяет его отношение к коренным вопросам современнойлитературы. Идея освобождения личности становится пафосом всей его литературно– критической работы. Впервые в его статьях принципы реалистической эстетикиначинают сближаться с социалистическими идеалами.
Белинский превратил «Отечественныезаписки» в самый популярный и массовый журнал. На его страницах впервыепоявились его гениальные статьи о Пушкине, годовые обзоры, ядовитые памфлеты наславянофилов, проникновенные литературные оценки Лермонтова, Гоголя, Герцена,Тургенева и других лучших представителей русской культуры. Несмотря наисключительно тяжёлое давление цензурного процесса на журналистику, «Отечественныезаписки» умели обходить опасные запреты и ставили злободневные вопросы,пользуясь различными формами иносказаний. Журнал стал органом складывающейсяреволюционно-демократической мысли. Его история – это история последовательногои неуклонного развития материализма и социализма в русской общественной мысли.Строго научная постановка литературных, философских, политических и научныхпроблем превратила этот журнал в университет разночинной, демократическойинтеллигенции. «Отечественные записки» стали подлинной трибуной Белинского,журнал превращается в его петербургский кружок, так как Белинский самзанимается подбором сотрудников журнала. Одним из ведущих членов кружкастановится журналист, прозаик и поэт – породист Иван Иванович Панаев – один изближайших друзей Белинского, с 1839 года и до самой смерти, он являлся наиболееяркой и активной фигурой кружка. С 1842 года кружок пополняется рядом новыхлиц, и среди них такие первоклассные соратники Белинского, как Некрасов,Тургенев и Достоевский. Огромную роль в жизни Белинского сыграло егосотрудничество с Тургеневым. Белинский в своей рецензии на «Парашу»Тургенева называет его «сыном времени, носящим в груди все скорби ивопросы его».
В 1844 – 1845 годыБелинский настойчиво ведёт борьбу против дворянского реакционного романтизма вжизни и в литературе. Так, в статье «Русская литература в 1845 году»критик развенчивал «поэзию праздности», дворянский усадебныйромантизм. «Недовольство судьбою, брань на толпу, вечное страдание, почтивсегда кропание стишков и идеальное обожание наземной девы – вот родовыепризнаки … „романтиков“ жизни. Первый разряд их состоит больше излюдей чувствующих, нежели умствующих. Их призвание – страдать, и они гордысвоим призванием… Для чего всё это? – Для того, что толпа любит есть, пить,веселиться, смеяться, а они во что бы то ни стало хотят быть выше толпы. Имприятно уверять себя, что в них клокочут неистовые страсти, что их юная разбитанесчастьем… Они предпочитают любовь непонятную, неразделенную, любвисчастливой… Разлад с действительностью – болезнь этих людей». Набрасываятип подобного романтика, Белинский не только анализировал эволюциюлитературного образа, но ставил важнейшую политическую проблему, проблемутесной связи передовой интеллигенции с действительностью. Критик видит влитературном и политическом романтизме серьёзное препятствие дальнейшемуразвитию революционной мысли. Среди людей, близких к Белинскому в этот период,следует назвать в первую очередь Герцена, Некрасова и Тургенева. Духовная жизнькружка была неразрывно связана с ходом идейного развития великого критика.Здесь читаются и изучаются книги, выделенные Белинским, живо и сердечнопереживаются его журнальные баталии, удачи и неудачи. Для многих молодых членовкружок стал местом порою мучительного перевоспитания, постепенного перехода к томунеумолимому отрицанию всех сторон крепостнической действительности иреакционной идеологии. Кружок активно изучает труды Гегеля. Белинскомупринадлежит заслуга ранней, исторически верной и глубокой, оценки философииГегеля, её противоречий и её величайшего открытия: диалектического метода.Белинский же сумел указать и на необходимость сочетания этого метода ссоциально – политическими революционными течениями, или, говоря точнее, сучениями социалистов. Белинский противопоставляет теории «официальнойнародности», утверждавшей идею консервации существующего строя, теориюнародности революционно-демократической, постпоенную на идеи его отрицания.Белинский всё яснее осознаёт необходимость революционной борьбы, проявляетстрастный интерес к общественным и политическим вопросам, и прежде всего – кпроблемам социализма. В представлении Белинского, чем дальше, тем яснее идеисоциализма нерасторжимо связывались с идеями революционного переустройстваобщества. Вот почему увлечение социализмом привело его к изучению революционныхдвижений прошлого, и прежде всего Великой буржуазной французской революции 1789года. Интересы Белинского сосредотачивались на изучении революционных методовборьбы с самодержавно – крепостническим обществом. Характерной чертой еговоззрений была вера в отмену крепостного права, которая принесёт с собой общееблагосостояние и утверждение нового, демократического строя.
Однако, следуетотметить, что последние статьи и письма Белинского отличаются суровойтрезвостью. Он четко выявляет различие задач освободительной борьбы в Европе ив России: «То, что для нас, русских, ещё важные вопросы, давно уже решенов Европе, давно уже составляет там простые истиныжизни, в которых никто несомневается, о которых никто не спорит, в которых все согласны… перенесенныена почву нашей жизни, эти вопросы те же да не те и требуют другого решения. — Теперь Европу занимают новые великие вопросы. Интересоваться ими, следить заними нам можно и должно, ибо ничто человеческое не должно быть чуждо нам, еслимы хотим быть людьми. Но в то же время для нас было бы вовсе бесплотнопринимать эти вопросы как наши собственные. в них нашего только то, чтоприменимо к нашему положению; все остальное чуждо нам и мы стали бы играть рольдонкихотов, горячась из них.»
Эти завуалированныемысли можно истолковать таким образом: до решения вопросов социализма Россияещё не доросла, что же касается ликвидации феодализма, то она будет произведеназдесь иным, чем во Франции, путем.
В письмах Белинского кАнненкову и в последних статьях в «Современнике» им ведетсяосторожная пропоганда освобождения крестьян «сверху»: «путьмирный и спокойный, ручающийся за достижение великой цели общегоблагосостояния!»
Правда, та же перепискас Анненковым свидетельствует о шаткости надежд Белинского на «верхи»:«друзья своих интересов и враги общественного блага», окружающиегосударя, «отклонят его внимание от этого вопроса и он останетсянерешенным»… «Но тогда он решится сам собою, другим образом, в 1000раз более неприятным для русского дворянства. Крестьяне сильно возбуждены; спяти видят освобождение… Когда масса спит, делайте, что хотите, все будетпо-вашему; но когда она проснется — не дремлите сами, а то быть худу...»
И все же к перспективемассового стихийного действия Белинский относится со скепсисом. Касательнонарода Белинский пишет следующее: «вечно ребенок, всегданесовершеннолетен. Бывают у него минуты великой силы и великой мудрости вдействии, но это минуты увлечения и энтузиазма. но и в эти редкие минуты ондобр и жесток, великодушен и мстителен, человек и зверь… Это сила природная,естественная, непосредственная, великая и ничтожная, благородная и низкая,мудрая и слепая в ее торжественных проявлениях. Это — море, величественное втишине и буре, но никогда не зависящее от самого себя, никогда не управляющеесамо собою: ветер его повелитель...»
Белинский 1846-1848 гг.не рисовал в обозримом будущем решительно никаких перспектив «широкогонародного движения в России». общественную самодеятельность критик отнес котдаленным временам и связал с «уроками образованных классов»;просвещение и образование, неустанно повторял он, вырвут народ из прозябания,поднимут его «до общества», возродят его к «историческомусуществованию», а не «фактическому только»; путь к общественномублагосостоянию — «сознание».
Однако здоровьеБелинского было расстроенно до последней степени и требовало чрезвычайных мер.И весной того же года Белинский выехал в Москву, а оттуда — на юг. Наблюдаетсявсе более четкое, ясное и последовательное развитие революционно –демократических взглядов, что приводит Белинского, а вслед за ним и Герцена кразрыву с либералами – западниками.
2.2 Политическоезавещание Белинского
В начале 1847 всямыслящая и читающая Россия была потрясена появлением «Выбранных мест изпереписки с друзьями». С удивительной и фантастической прямотой автор этойкниги ратовал за устои крепостного права, самодержавия и православной церкви.Быть может, эта книга прошла бы незаметно и бесследно, но на ней стояло имяГоголя – человека и писателя, в течении полутора десятков лет возглавлявшегонаиболее передовую и мощную школу в отечественной литературе.
Белинский выступил срезкой статьёй против книги. Однако статья, предназначенная для печати,подлежала просмотру цензуры, и это лишало Белинского возможности во всей меревыразить в ней свои чувства и мысли. Они нашли выражение в знаменитом письмеБелинского к Гоголю – письме, которому суждено было стать политическим илитературным завещанием гениального революционера, демократа, социалиста.
Последние годы жизниГоголя были отмечены исследователями нарастанием губительного внутреннегокризиса. Непонимание сложных исторических процессов развития Росси и ЗападнойЕвропы толкнуло Гоголя к мистицизму, кризис привёл его к отказу от реализма, ктрагическому осуждению собственного творчества, к созданию, наконец, «Выбранныхмест из переписки с друзьями». В этой книге автор, пытаясь в условияхобострившейся литературно – политической борьбы 40-х годов занять независимоеместо среди славянофилов и западников., в конечном счёте пришел к измене темидеалам, которыми проникнуты его же произведения. В своей книге он доказывает,что православная церковь и русское духовенство – одно из спасительных начал нетолько для России, но и для Европы. Даже о русском самодержавии он сталговорить, что оно имеет народный характер. Более того, он оправдываетзакрепощение крестьян.
Появление реакционнойкниги Гоголя вызвало огромное возмущение всей прогрессивной, оппозиционнонастроенной части общества. «Выбранные места…» способствовалиокончательному разъяснению позиций и теоретических начал обсуждавших эту книгукритиков и литераторов. Однако ясный анализ политического пафоса книги Гоголясмог дать только Белинский. Оценка, анализ и разоблачение книги Гоголянеразрывно связаны для Белинского с его борьбой против славянофильства иидеологии «официальной народности».
Гоголь ответилБелинскому письмом на его разоблачающую критику. Белинский прочитал вызывающиестроки письма Гоголя, обиженного рецензией великого критика, в Зальцбрунне. Смертельнобольной Белинский в течение трёх дней написал ответ Гоголю. Это было егоподлинное политическое и литературное завещание. В нём с предельной ясностью иоткровенностью Белинский развил свои взгляды на исторические судьбы русскогонарода и литературы, крепостное право и религию. «Тут дело идёт, — писалон Гоголю, — не о моей или вашей личность, но о предмете, который гораздо вышене только меня, но даже вас; тут дело идёт о русском обществе, о России».
Выдвигая реальнуюпрограмму революционных преобразований, Белинский пишет: «Самые живыенациональные вопросы в России теперь: уничтожение крепостного права, отменениетелесного наказания, введение, по возможности, строгого выполнения хотя техзаконов, которые уже есть. Это чувствует даже само правительство (котороехорошо знает, что помещики делают со своими крестьянами и сколько последниеежегодно режут первых) – что доказывается его робкими и бесплодными полумерамив пользу белых рабов и комическим заменением однохвостного кнута трёххвостою плетью».
Эта своеобразнаяпрограмма-минимум Зальцбруннского письма, отвечая интересам крестьянских масс,очень облегчила создание широкого антикрепостнического фронта, определениеближайших задач которого явилось одним из самых больших достижений Белинского,как реального политика. Эти требования имели огромное значение длянационального освободительного движения, ибо являлись прямым выражениемосновного содержания буржуазно – демократической революции на это этапе, когдаРоссия, по выражению Белинского, находилась «в апатическом полусне».В его письме к Гоголю мы не найдём открытого призыва к крестьянской революции,нереальной и несбыточной в условиях 40-х годов. Но наряду с этим следуетотметить, что Белинский не возлагает никаких надежд и упований на царскую милость,в нём полностью отсутствует всякая надежда на то, что Николай Iстанет реформатором. Белинский непосредственно рисует яркую картину подлиннойкрепостнической России, которая «представляет собою ужасное зрелищестраны, где люди торгуют людьми, не имея на это и того оправдания, каким лукавопользуются американские плантаторы, что негр – не человек; страны, где людисами себя называют не именами, а странными кличками: Ваньками, Стешками,Васьками, Палашками; страны, где, наконец, нет не только никаких гарантий дляличности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а естьтолько огромные корпорации разных служебных воров и грабителей»
Затрагивает Белинский вЗалбцбруннском письме и вопрос о религиозном индифферентизме русского крестьянина,противопоставляя своё мнение той точки зрения, которую высказал Н.В. Гоголь в «Выбранныхмест из переписки с друзьями». «Это по натуре глубоко атеистическийнарод. в нем ещё много суеверия, но нет и следа религиозности… Неужели вы незнаете, что наше духовенство находится во всеобщем презрении у русскогообщества и русского народа? Про кого русский народ рассказывает похабныесказки? про попа, попадью, попову дочку и попова работника. Кого русский народназывает: дурья порода, колыханы, жеребцы? — попов. Не есть ли поп на Руси длявсех русских представитель обжорства, скупости, низкопоклонничества,бесстыдства?»
Политическая программаБелинского, выдвинутая в письме, опирается на глубокую, строго обоснованнуюфилософско-историческую концепцию. В этом отношении письмо к Гоголюнепосредственно связано с итогами той политической и философской борьбы протииславянофильства и либерального западничества, которая составляла основноесодержание литературной деятельности Белинского во вторую половину40-х годов.
Письмо к Гоголю лучшевсего показывает, каковы были интересы, поглощавшие внимание Белинского вовремя его пребывания за границей. Это не значит, конечно, что он неприсматривался самым пристальным образом к тому, что происходило в Европе.Однако, знакомясь с европейскими делами, он не только помнил все время орусских делах, но ясно представлял себе всю невозможность механическогоперенесения опыта Европы на решение проблем, стоящих перед Россией. Об этом оночень определённо писал, ещё до отъезда за границу, в статье «Русскаялитература в 1846 году». «Важность теоретических вопросов зависит отих отношения к действительности. То, что для нас, русских, ещё важные вопросы,давно уже решено в Европе, давно уже составляет там простые истины жизни, вкоторых никто не сомневается, о которых никто не спорит, в которых всесогласны. И – что всего лучше – эти вопросы решены там самой жизнью, или, еслитеория и имела участие в их решении, то при помощи действительности».
Письмо к Гоголюявлялось вызовом не только всем видам «благонамеренности» и «ограниченности»социально-политического реформизма. Оно расшатывало и подрывало самые корниофициально господствующей идеологии, внедряя свое понимание и «самодержавия»и «православия», и «народности», как символов террористическогорежима «обскурантизма и мракобесия»
Письмо Белинского кГоголю – политический и литературный документ исключительной силы и значения.Выражая настроения крепостного крестьянства, Белинский выдвигает в нёмпрограмму ближайших политический и экономический преобразований, необходимыхдля дальнейшего исторического развития России. В письме поставленапервоочередная задача освобождения крепостного крестьянства, ликвидацияполицейского и бюрократического гнёта, укреплении законности. Все эти задачи объективноявлялись наиболее полным выражением целей буржуазно – демократической революциина данном этапе национального развития России.
Заключение
Трудно встретить внашей стране человека, который не знал бы имени Белинского. Ещё со школьных летв сознании всех поколений прочно вошел образ великого деятеля русскогоосвободительного движения и литературы, самоотверженно пролагавшего пути новойкультуры.
Виссарион ГригорьевичБелинский внес неоценимый вклад в историю общественной мысли, обогатил все стороныдуховной жизни народа. Гениальный критик и публицист, он был так же выдающимсясоциологом, философом, теоретиком искусства. В его лице в литературу пришелписатель нового типа, революционный трибун, борец за освобождения народа.
Вдохновенные сочиненияВ. Г. Белинского — вечно живые, действенные образцы высокого исскуствалитературной критики, сочитающие в себе тончайшее проникновение в самыесокровенные тайны художественного мастерства с широким всеобъемлющимвосприятием общественного и духовного бытия эпохи.
Белинский, как и всякийподлинно великий писатель, был наиболее полным выразителем своей эпохи, еёразума и чувств. Для нас весь путь Белинского, вся его деятельность — примерорганической связи писателя с коренными процессами и вопросами народного бытия.
Живые национальныевопросы, поставленные Белинским перед всем антикрепостническим лагерем, надолгоопределили наиболее жизненные задачи литературно – общественной борьбы. Письмок Гоголю стало итогом всего политического и литературного развития Белинского,одним из лучших произведений бесцензурной демократической печати, сохранившихживое значение по сию пору. В критике, публицистике и философии Белинскогонашло гениальное воплощение здоровое и ценное ядро искреннего, решительного,боевого демократизма крестьянских масс. В его статьях и рецензиях, такимобразом, отразились революционные и демократические настроения русскогокрестьянства.
Историческойпредпосылкой критики и эстетики Белинского была необходимость поиска новыхпутей после неудачи восстания декабристов. Сложным и мучительным путём шелБелинский к осознанию общедемократического протеста русского крестьянства.Предшественник полного вытеснения дворян разночинцами в освободительномдвижении, непримиримый враг крепостников – помещиков, предшественник русскойсоциал-демократии, Белинский был духовным вождём передовой революционнойРоссии. Это обеспечивало Белинскому роль наставника и руководителя русскойлитературы 30-х и 40-х годов, роль теоретика, идеолога и вдохновителя русскогокритического реализма. Критика Белинского проникалась живыми интересамиобщественной жизни, все лучше и лучше постигала явления этой жизни, онаявлялась наставницей и читателя, и писателя. Белинский был бойцом запереустройство современного ему общества и за раскрепощение человеческойличности. Таким образом, исследование деятельности критика показывает живое иорганическое значение его наследия для современной литературы. Величие эстетикиреализма, созданной Белинским, становится особенно важным в свете различныхтечений в современной мировой литературе.
Начав свою литературнуюдеятельность с отрицания преемственности русской литературы, Белинский, как мывидели, подошел к идее о ее преемственности и проявлении ее, как сознаниярусского народа и русского общества. К концу своей жизни Белинскийразочаровался в утопическом социализме, разочаровался в своей былой вере ввозможность самоосвобождения народа, перешел к признанию исключительной ролиличности в этом освобождении, но не успел развить этих своих новых взглядов,часть которых вскоре после этого развил в своих блестящих статьях и письмахГерцен. 26 мая 1848 г. Белинский умер. Он умер «вовремя», как говорилпотом об этом Грановский, потому что в руки николаевских жандармов вскорепопало распространенное во многих списках его письмо к Гоголю, за одно чтениекоторого, между прочим, был приговорен к смертной казни Достоевский, один изчленов кружка петрашевцев. В 1849 г. управляющий III отделением канцелярии ЕгоВеличества (нынешний департамент полиции) Дубельт «яростно сожалел» осмерти Белинского, как об этом передает Кавелин; «мы бы его сгноили вкрепости» — таковы были слова Дубельта. Но смерть избавила Белинского отэтого испытания. Значение Белинского громадно не только в истории русскойлитературы, но и в истории русской общественной мысли. Он был первымоснователем истории новейшей после-петровской литературы; он был гениальнымкритиком, чутко улавливавшим малейшие проблески таланта в разбираемом авторе,но в то же время чутко показывавшим и слабые стороны писателей, которые до тогосчитались «классическими». В области развития русской мысли Белинскийсовершил громадную работу за целые поколения; он и его друзья пережили врусской литературе громадную эпоху влияния немецкой философии, перешли к«социальности» и от нее к социализму, родоначальниками которого нарусской почве являются именно Белинский и Герцен. Те мысли и положения, которыеБелинский развивал в 30 — 40-х годах, разрабатывались и разрабатываются посленего вот уже много десятков лет целыми группами представителей русскойинтеллигенции. И недаром «отцом русской интеллигенции» называютименно Белинского. Иванов-Разумник.
Библиографическийсписок
критик историк журнал белинский
1. БелинскийВ.Г. Литературные мечтания// Статьи и рецензии: в 3 т. М., 1948. Т. I.
2. БелинскийВ.Г. Петербург и Москва// Статьи и рецензии: в 3 т. М., 1948. Т. II.
3. БелинскийВ.Г. Параша// Статьи и рецензии: в 3 т. М., 1948. Т. II.
4. БелинскийВ.Г. Русская литература в 1845 году// Статьи и рецензии: в 3 т. М., 1948. Т. III.
5. БелинскийВ.Г. Письмо к Гоголю// Статьи и рецензии: в 3 т. М., 1948. Т. III.
6. БелинскийВ.Г. Русская литература в 1846 году// Статьи и рецензии: в 3 т. М., 1948. Т. III.
7. БелинскийВ.Г.Письмо к Д.П. Иванову//Полное собр. соч.Т.XI.М.1956.
8. НечаеваВ.С. В.Г. Белинский. Начало жизненного пути и литературной деятельности.М.,1950
9. НечаеваВ.С. В.Г. Белинский. Жизнь и творчество. М.,1968.
10. ОксманЮ.Г. Белинский и политические традиции декабристов// Декабристы в Москве.М.,1963.
11. ПоляковМ.Я. Виссарион Белинский. Личность – идеи — эпоха. М.,1960.
12. ФилипповаТ. Феномен Белинского// Вестник высшей школы. 1990. №6.