Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Использование занимательных материалов для развития познавательных интересов учащихся на уроках физики

в ходе изучениятемы «Тепловые явления» 8 класса
О. В. Балуева, П.В. Скулов
Средимногих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, одной изсамых значимых является идея формирования и развития познавательного интересаучащихся. Эта идея служит поводом отыскания таких средств, которые привлекалибы к себе учеников, располагали бы их к совместной деятельности с учителем.Считается, что интерес выступает как мощный побудитель активности личности, подвлиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно, адеятельность становится увлекательной и продуктивной. Особой и важной областьюобщего проявления интереса является познавательный интерес. В самом общемопределении, это избирательная направленность личности, обращенная к областипознания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями.Своеобразие познавательного интереса состоит в тенденции человека углубиться всуть познаваемого.
Оченьважно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучноеи однообразное занятие. Ведь наличие у учеников интереса к предмету являетсяпредпосылкой для появления более сложной его разновидности — познавательногоинтереса. А познавательный интерес способствует активности учащихся на уроках иросту качества знаний. Все это отражает актуальность проблемы развитияпознавательного интереса школьников для современного построения учебногопроцесса.
Важнуюроль в решении этой проблемы отводят занимательности. Занимательность — прием,который, воздействуя на чувства ученика, способствует созданию положительногонастроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности у всехучащихся. И в литературе, и в практике обучения по поводу занимательности нетединодушного решения. Ряд ученых считает занимательность помехой учению, видятв ней элементарный уровень интереса, возникающий под влиянием яркостивпечатлений. Такой интерес не стоек, легко вытесняется новыми яркимивпечатлениями. Однако, находятся люди, выступающие в защиту занимательности. Онисчитают занимательность неотъемлемой принадлежностью интересного обучения,видят в ней сильное средство, обостряющее все процессы, свойственные интересу.В нашей работе занимательность рассматривается как средство привлеченияинтереса к предмету или процессу изучения, которое способствует переходупознавательного интереса со стадии ситуативного, эпизодического интереса, настадию более устойчивого познавательного интереса.
Нообязательно, учитель должен правильно понимать занимательность, как фактор,влияющий на психические процессы, ясно осознать цель использования, и применятьна уроке с другими дидактическими средствами. Только тогда это будетспособствовать приближению научных истин к пониманию учеников, и способствоватьлучшему протеканию познавательных процессов.
Дляиллюстрации одного из возможных подходов развития познавательных интересов прииспользовании занимательных материалов выбрана тема физики, изучаемая в 8классе «Тепловые явления».
Полемвыполненного исследования явилось развитие познавательного интереса, но нашеисследование лежало в плоскости использования занимательных материалов науроках физики при изучении темы «Тепловые явления».
Цельисследования направлена на подбор и разработку занимательных материалов по темешкольного курса физики «Тепловые явления», являющихся средствомразвития познавательного интереса.
Предполагалось,что использование этих материалов будет способствовать повышению интереса кфизике и развитию познавательного интереса учащихся. В ходе исследованиявыполнена подборка, систематизация, обобщение имеющихся занимательныхматериалов и разработка собственных по данной теме физики, а так жепредставлены методические рекомендации по их включению в учебный процесс. Наоснове этого был составлен сборник занимательных учебных материалов, являющихсясредством формирования и развития у учащихся познавательного интереса приизучении физики, который может быть использован педагогами в процессе обучения.
Намисделана довольно большая подборка литературных фрагментов, а именно стихов,пословиц и поговорок, анекдотов, отрывков из художественных произведений,загадок, сказок, легенд, народных примет с физическим содержанием. При подборематериала учитывалась его связь с конкретными вопросами физики. К исходнымтекстам сформулированы вопросы по физике. Например, известна загадка:. Это, конечно же, лёд. Детям, опираясь назнания по данной теме, нужно отгадать загадку и ответить на вопросы: , .
Некоторыетексты уже содержат вопрос о каком — либо явлении. Такие тексты можноиспользовать на уроках как качественные задачи, которые придают обучениюживость и вызывают интерес учащихся к рассматриваемым физическим явлениям.Этому так же способствует поиск физических ошибок в текстах. Например, отрывокиз стихотворения:
«Онажила и по стеклу текла,
Новдруг её морозом оковало,
Инеподвижной льдинкой капля стала,
Ав мире поубавилось тепла».
Ребятадолжны найти физическую ошибку и объяснить её. Обсуждение вопросов в данномслучае идёт значительно лучше, чем, если бы они были заданы сухо и скучно.Задания в такой форме не только не теряют обучающего значения, но испособствуют лучшему пониманию обсуждаемого процесса или явления.
Также в работе представлены жизненные вопросы, связанные с бытом и повседневнойжизнью: это вопросы «За чашкой чая», «На прогулке», вопросыШерлока Холмса, Робинзона Крузо, мальчика Почемучки и составлены задачи на ихоснове.
Связьобучения с жизнью, практикой, бытом является мощным средством воспитания науроке интереса школьников. Эти задачи учат видеть и правильно объяснять с точкизрения физики повседневные явления. В них фигурируют давно полюбившиеся детямгерои. Поэтому, учащиеся охотно, с интересом стараются найти ответы, чтобыпомочь выжить на острове Робинзону Крузо или разгадать «загадку»Шерлока Холмса. Например, вопрос из серии «Почемучкины задачи»:«Вчера я съел подряд 3 мороженых, да так застыл, что даже ноги охладились,а потом мне стало жарко!?!». Ребята должны объяснить произошедшее сПочемучкой. Такие задачи оформляются на карточках. Их можно разбирать на уроке,задавать на дом, предлагать в качестве дополнительного задания. Применять приповторении и закреплении пройденного материала.
Другимприёмом, способствующим развитию познавательного интереса учащихся, являетсяработа с ребусами и кроссвордами. В разработке представлены ребусы, кроссворды,чайнворды, кроссворды — наоборот и методика их применения на уроке. Такиезадания способствуют усвоению определений, понятий, законов, запоминанию имёнучёных, названий приборов. Их можно использовать для закрепления и повторенияна обобщающих уроках. Очень интересными для учащихся являются кроссворды, когдаих форма связана с темой повторения. Нами составлен кроссворд в форме сосуда скипящей жидкостью. Разгадывая его, учащиеся вспоминают, например, какаяжидкость используется в термометрах, или в честь какого учёного названатемпературная шкала. Так же представлены ребусы, в которых зашифрованы слова потеме «Тепловые явления»: термометр, излучение, внутренняя энергия,паровая турбина и другие. После разгадывания ребуса, детям можно предложитьописать, опираясь на свои знания по теме, данное слово. Ещё представленыкроссворды — наоборот. Они необычны тем, что даются уже заполненными, аучащиеся сами должны сформулировать к ним вопросы. То есть написать, например,что такое пар или КПД.
Заполнениеэтого вида кроссвордов — один из видов проверки знаний.
Удачноеиспользование занимательного и исследовательского физического эксперимента нетолько оживляет урок, но и вызывает интерес учащихся к физическому явлению.Нами представлены физические фокусы и занимательные опыты. Они просты, связаныс учебным материалом, требуют самого доступного оборудования, их разгадка имеетфизический смысл, а не является ловкостью рук экспериментатора. Например, опыт- фокус: На стол ставятся два стакана с бесцветными жидкостями, которые суткистояли в одном помещении (следовательно, дети, должны сделать вывод о равенстветемператур этих жидкостей). Измеряют температуру, не вынимая термометров изстаканов, и смотрят на показания — они оказываются одинаковыми. Затем, как — бы, во избежание ошибки, медленно вытаскивают термометры, и вблизи смотрятпоказания. И тут все видят, что, показания термометров стали разными. Детидолжны дать исчерпывающее объяснение результата. Фокусы, вызывают оживлённыедискуссии, будят мысль, так как стимулируют к поиску объяснения увиденного, киспользованию своих знаний. Так же, своеобразным толчком для развития познавательныхинтересов учащихся являются занимательные рассказы — вставки о физическихявлениях, из истории открытия различных механизмов или законов. Например, вработе представлены и могут быть использованы в ходе изучения темы«Тепловые явления» рассказы — вставки об истории создания паровойтурбины или ДВС.
Интереснодля детей будет узнать, чему равна масса одной снежинки или почему зимойхолодно. Учитель может использовать данный материал в качестве дополнительного,или давать ученикам, чтобы они готовили доклады, сообщения, и рассказалиодноклассникам, как слепить прочный снежок или почему вода гасит огонь. Ответына такие простые, казалось бы, вопросы даёт физика. И в последствии,разглядывая снежинку или любуясь деревьями в инеи, ребята будут вспоминать этирассказы и мысленно объяснять увиденное, опираясь на свои знания по физике.
Дляподтверждения или опровержения, поставленной в начале работы гипотезы, котораяговорит о том, что использование занимательных материалов будет способствоватьповышению интереса к физике и развитию познавательного интереса учащихся, былпроведён педагогический эксперимент. Эксперимент проводился в Поспелихинскойсредней школе ©2 в 8 «в» классе, в текущем году. На определённыхэтапах обучения (в начале и в конце исследования) ученикам было предложенопроранжировать преподаваемые у них предметы по уровню заинтересованности ими.
Полученныеданные свидетельствуют о том, что использование занимательных материалов вобучении является одним из возможных факторов повышения интереса к физике.
Но,необходимо отметить, что эти материалы, не единственный способ повышенияинтереса к предмету. На повышение интереса влияет ещё много факторов. Тем неменее, мы полагаем, что поставленная в начале исследования гипотеза, нашла своёэкспериментальное подтверждение, и данная работа может быть применена напрактике педагогами и студентами — выпускниками.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.physfac.bspu.secna.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.