ТЕМА: «ОБЪЕДИНЕНИЕГЕРМАНИИ И
ИМПЕРСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ 1871ГОДА».
ПЛАН.
1. Попытки объединения Германии… 3
1.1.Рейнский союз… 3
1.2. Германский союз… 4
2. Объединение Германии… 5
2.1. Создание Северо-Германскогосоюза… 6
2.2. Провозглашение Германскойимперии… 7
3. Конституция Германии 1871 года… 8
4. Заключение… 12
5. Список используемой литературы… 13
1. Попытки объединения Германии.1.1.Рейнский союз.
Кначалу XIX века Германия все еще оставалась Священнойримской империей германской нации. В ее составе числилось более 300 государств.Они были малоземельными и малочисленными по населению.
Однакосреди германских княжеств выделялись Пруссия, Саксония, Бавария, Вюртемберг иособенно Австрия, которая господствовала на обширном пространстве земель и быланаселена главным образом славянскими народами – поляками, хорватами,словенцами, чехами и венграми.
Этигосударства формально находились в подчинении императора и имперского сейма, нопрактически обладали полной независимостью. Дворянство было неоднородно посвоему составу и находилось в зависимости либо от князей, либо от императора;городское население состояло из патрицианских семей, городских бюргеров,подмастерьев и учеников, зависимых от мастеров. Крестьяне были по большей частикрепостными. По сравнению с другими странами, такими как Англия и Франция,Германию можно назвать экономически, социально и политически отсталой.
Французскаяреволюция «точно громовая стрела ударила в этот хаос, называемый Германией»(Энгельс), Наполеон не оставил камня на камне от так называемой «Священнойримской империи Германской нации».
Таким образом, с1806 по 1813 годы на территориях Западной Германии был образован Рейнский союз,куда вошли такие крупные государства, как Баден, Вюртемберг, Бавария и др.(всего — 16). Рейнский союз отделился от остальной Германии и принялруководство Франции, обязался участвовать в военных действиях на ее стороне.Наполеоном был введен здесь французский Гражданский кодекс 1804 г., отмененокрепостное право и вместе с тем феодальные привилегии вообще.
Но послесокрушительного поражения Наполеона под Лейпцигом в 1813 г. Рейнский союзраспался.
Наполеонперекроил карту Германии следующим образом: из 51 вольных городов он оставилвсего пять, остальные же были переданы десятку наиболее сильных в то времягосударств. Он положил начало дальнейшим территориальным переделам, которыебыли произведены уже после поражения Франции и отречения Наполеона.
Австрия и Пруссияприняли участие, хотя и на вторых ролях, в победе над Наполеоном, котораядавала Германии новый шанс к объединению в единое государство. К тому же этотшанс был наиболее вероятен, так как «Римская империя Германской нации» былаликвидирована французскими завоевателями.1.2. Германскийсоюз.
Поражение Франциине восстановило архаической германской империи. Вместо нее был созданГерманский союз – объединение государств под гегемонией австрийских Габсбурговв составе 34 государств и 4 вольных городов. Это объединение произошло 8 июня1815 года на Венском конгрессе.
Итак, каждое изобъединившихся государств сохраняло свою независимость, хотя главенство в союзепринадлежало Австрии.
Германский союзне был ни унитарным, ни федеративным государством. Правящим органом Германскогосоюза был так называемый Союзный сейм, который заботился лишь о том, чтобы вГермании ничего не менялось. Он состоял из уполномоченных от 34 германскихгосударств (включая Австрию) и 4 вольных городов. Заседания Союзного сейма вполном составе (69 голосов) проходили очень редко, в основном все решенияпринимались в узком его составе (17 голосов). Председательство в Союзепринадлежало Австрии, как самому крупному государству в то время Германскогосоюза.
Каждоеиз объединившихся в Союзе государств было суверенным и управлялось по-разному.В одних государствах удерживалось самодержавие, в других создавались подобияпарламентов («Земские собрания») и лишь в немногих конституции фиксируютприближение к ограниченной монархии (Баден, Бавария, Вюртемберг и др.).
Дворянствосмогло вернуть себе прежнюю власть над крестьянством, барщину, «кровавуюдесятину» (налог на забитый скот), феодальный суд. Абсолютизм оставалсяпрактически нетронутым.
Нокапиталистическое развитие пробивало себе дорогу и в этих неблагоприятныхусловиях. В Вюртемберге, Гессене, Кобурге, была отменена крепостнаязависимость, барщина вытеснялась более производительным трудом наемныхбатраков. Развивается буржуазное промышленное производство, особенно в Рейнскойобласти. В 1834 г. Образуется Таможенный союз, в состав которого вошли Бавария,Пруссия и еще 16 германских государств. Руководство в Союзе принадлежалоПруссии, которая претендовала на роль объединительной силы в Германии вместоАвстрии. Выдвижению Пруссии способствовала ее промышленная мощь,увеличивавшаяся с каждым годом.
Германскийсоюз просуществовал до 1866 года и был ликвидирован после разгрома Австрии ввойне с Пруссией (к 1866 г. в него входило 32 государства). 2. ОбъединениеГермании.
В СоветскомЭнциклопедическом словаре есть следующая запись: «Объединение Германии(Бисмарком) было осуществлено «сверху антидемократическим путем напрусско-милитаристской основе (без Австрии); его важнейшие этапы: создание(после победы Пруссии в австро-прусской войне 1866 г.) Северо-Германского союза(1867 г.) и провозглашение после франко-прусской войны 1870 – 1871 Германскойимперии (1871)».[I]
Итак,обо всем по порядку.2.1. СозданиеСеверо-Германского союза.
Между двумякрупнейшими из германских государств – Пруссией (в ней правил король издинастии Гогенцоллернов) и Австрией, находившейся под властью императора издинастии Габсбургов, разгорелась борьба за руководящую роль в объединенииГермании.
В1861 г. прусским королем стал Вильгельм I. Вскоре онпризвал к власти человека, сыгравшего важную роль в истории объединенияГермании. Это был прусский помещик Отто фон Бисмарк. Он допускал только одинпуть к объединению Германии – войну Пруссии с другими государствами иподавление демократического движения. Его программа была краткой и ясной: «Несловами, но железом и кровью будет объединена Германия». Так он заявилдепутатам прусского ландтага (парламента).
Данияг. стала первой жертвой бисмарковской политики. В 1864 году Пруссия и Австрияотторгли от Дании две немецкие провинции – Шлезвиг и Гольштейн – и сталиуправлять ими совместно.
Такоесовместное управление стало источником постоянных трений между Пруссией иАвстрией и таило в себе возможность военных столкновений. Это как раз и входилов расчеты Бисмарка.
Летом1866 г. началась война между Австрией и Пруссией. Прусские войска, которые былилучше вооружены и подготовлены к войне, наголову разбили австрийцев в битве приСадовой.
Победапри Садовой открыла дорогу немецким войскам в глубь Австрии. Важнейшим итогомавстро-прусской войны было присоединение к Пруссии ряда северогерманскихгосударств, в числе которых были Ганновер, Гессен — Кастель, Франкфурт – на — Майне, Нассау.
Подименем Северо-Германского союза в Центральной Европе возникло по сути делановое государство. Оно получило новую особую конституцию, датированную 1867годом. Управление Союзом отдавалось прусскому королю («президенту»), канцлеру идвум палатам, нижняя из которых избиралась на основе всеобщего избирательногоправа.
ВнеСоюза оставались южные немецкие государства: Бавария, Саксония, Вюртемберг,Баден и др. Таким образом, объединение Германии не было завершено. ИмператорФранции Наполеон III препятствовал объединению южныхгерманских земель с Пруссией из-за боязни иметь опасного соседа на восточныхграницах.
Бисмаркстал готовить третью войну за объединение Германии «сверху», на этот раз противФранции.2.2.Провозглашение Германской империи.
Желаяво что бы то ни стало спровоцировать войну, Бисмарк подделал важныйдипломатический документ. 13 июля 1870 г., получив из Эмса телеграмму сизложением беседы прусского короля с французским послом, Бисмарк сократил текстдепеши, придав ему оскорбительный для Франции характер. Фальсифицированнуютаким образом «эмскую депешу» он приказал опубликовать в печати.
19июля Франция объявила войну Пруссии. Прусская армия в августе отбросила однучасть французских войск к крепости Мец и осадила ее там, другую окружила под Седаном.Здесь 82-тысячная французская армия сдалась в плен вместе с императоромНаполеоном III. После седанской катастрофы дорога на Парижбыла открыта, и прусские войска двинулись на французскую столицу. Буржуазноеправительство Франции вступило в переговоры с пруссаками о капитуляции.
Итак,в этой войне, известной под названием франко-прусской, Франция была разгромленаи перед Северо-Германским союзом, перед Пруссией встала давно запланированнаязадача присоединения южно-германских государств. 18 января 1871 года вВерсальском дворце, в свое время служившем местопребыванием французскихкоролей, прусский король Вильгельм I былпровозглашен императором Германии. Объединение Германии завершилось.Присоединение южных государств было оформлено договорами, ратифицированнымисоответствующими парламентами. Таким образом, в центре Европы возникло новоегосударство, принявшее название Германской империи.3. КонституцияГермании 1871 года.
По новойгерманской конституции в состав новообразованной империи вошли 22 монархии(среди них Пруссия, Бавария и Саксония) и несколько вольных городов, включаяГамбург. Конституция наделила эти государства незначительнойсамостоятельностью, постепенно сокращавшейся.
Главой империи –императором — был по конституции прусский король, и это отвечало реальномусоотношению сил во вновь образованном государстве. На долю Пруссии приходилосьсвыше половины всей территории Германии и 60% населения страны. Император былглавой вооруженных сил: «Император…от имени империи объявляет войну и заключаетмир» (ст. 11), назначал чиновников империи: «Император назначает должностныхлиц империи, заставляет их присягать империи и дает в случае надобностираспоряжение об их увольнении» (ст. 18), включая главу правительства – имперскогоканцлера. Императору предоставлялось право назначения членов верхней палатыпарламента от Пруссии. Конституция давала ему возможность руководстваминистрами империи и самой Пруссией.
Членыверхней палаты империи – Союзного совета – бундесрата – назначалисьправительствами союзных государств: «Союзный совет состоит из представителейгосударств, входящих в состав союза, между которыми голоса распределяются такимобразом, что… (Пруссия получает 17 голосов из 58)».[II]Остальные государства имели в нем от одного до 6 депутатов. «Представительствов союзном совете и руководство его делами принадлежит имперскому канцлеру,который назначается императором», — так гласила 15 статья Конституции Германии.
Конституцияпредоставляла Союзному совету законодательную власть – наряду и вместе срейхстагом – и значительную исполнительную власть. Однако решающее слово вомногих вопросах было за президентом: «Имперское законодательство осуществляетсясоюзным советом и рейхстагом. Согласие большинства в том или другом собраниинеобходимо для имперского закона и устанавливает его. Если в союзном советепроизойдет разделение мнений, касательно законодательных проектов, относящихсяк армии, флоту, … голос президента является решающим, если он высказывается засохранение существующего устройства» (ст. 5). Бундесрат имел свой аппарат влице комиссий, специализированных по тем или иным областям общественной игосударственной жизни. Самое важное заключалось в том, что бундесрату былопредоставлено право издания указов, имевших ту же силу, что и закон.
Пруссияимела огромную долю власти в верхней палате империи. Председателем палаты, какуже было сказано, был канцлер – прусский министр, назначаемый по воле прусскогокороля. Одно это давало Пруссии заметное преобладание в бундесрате. Дляотклонения законопроекта об изменении конституции требовалось всего 14 голосов:«Изменения конституции… считаются отклоненными, если имеют против себя 14голосов в союзном совете» (ст.78), между тем Пруссия была представлена вверхней палате первоначально 17-ю депутатами, затем их стало 22. От Пруссиизависело отклонение любого законопроекта. Мелкие государства нередко даже отказывалисьявляться в бундесрат.
Нижняяпалата парламента сохранила название рейхстага. Он избирался сначала на 3 года,затем (с1887 г.) на пять: «Рейхстаг образуется посредством всеобщих и прямыхвыборов с тайной подачей голосов» (ст. 20). Фактическая власть рейхстага быланебольшой. Его неоднократные попытки установить хотя бы минимальный контрольнад исполнительной властью неизменно завершались поражением.
Итак,статья 20 конституции декретировала введение всеобщего мужского избирательногоправа, хотя сам Бисмарк относился к всеобщему голосованию как институтувредному и опасному.
Всеобщееизбирательное право было продиктовано чисто политическими, точнеевнешнеполитическими, обстоятельствами: необходимо было лишить аргументов теевропейские державы, которые усматривали в насильственном объединении Германиинарушение исконной воли объединенных народов.
Досрочныйроспуск нижней палаты мог быть произведен простым постановлением палаты верхней– бундесрата, и это не единожды делалось.
Итак,как уже было сказано выше, имперское правительство было представлено вединственном лице – лице канцлера. Кабинета министров не существовало.Министры, ведавшие определенным кругом дел, находились в подчинении канцлера.Бисмарк писал: «Действительную ответственность в делах большой политики можетнести … только один-единственный руководящий министр, а не анонимная комиссия смажоритарным голосованием».
Функцииимперского правительства были весьма широкими. «Надзору со стороны империи и еезаконодательству подлежат следующие предметы:
1)Определения, касающиеся свободы переселения, отношений к месту рождения и кместу жительства, права гражданства, паспортов, полиции, иностранцев, а такжекасающиеся ремесла и страхования, … сверх того определения о колонизации и опереселении в иностранные, негерманские земли.
2)Законодательство таможенное и торговое и установление налогов, необходимых длянужд империи.
3)Определение системы мер, весов и монет, а также основные положения о выпускебумажных денег, гарантированных движимыми или недвижимыми ценностями.
4)Общие определения в банках.
5)Патенты на изобретения.
6)Охрана авторской собственности.
7) Организация общей защиты германской торговли за границей,германского мореплавания … и распределение общего консульского представительства,установленного на счет империи.
8) Железныедороги … и пути сообщения, водные и сухопутные, установленные в интересахзащиты страны и всеобщего оборота.
10)Почта и телеграф …
13)Общее законодательство в гражданском праве, уголовное право и судопроизводство.
14)Армия и военный флот в империи.
16)Определения о прессе и о праве общения (союзов)» (ст. 4).
Надолю же местных правительств приходилось главным образом исполнение имперскихзаконов, получавших преимущества перед законами областническими.
Итак,по своему социально-политическому содержанию конституция 1871 г. былавыражением компромисса, установившегося в ходе развития страны, междуфеодально-юнкерским землевладением и быстрорастущим прусско-германскимкапиталом.
Всоздавшейся ситуации не могло быть и речи о ликвидации все еще полуфеодальногоземлевладения и некоторых иных пережитков феодализма вообще, включая городскуюпромышленность и ремесло. 4. Заключение.
Завершая работу,необходимо подвести итоги, сделать основные выводы.
Несмотряна то, что многие попытки объединения Германии, такие как Рейнский союз (1806 — 1813 гг.), образованный Наполеоном I, иГерманский союз, просуществовавший с 1815 по 1866 г., были не очень удачными,ее воссоединение в единую Германскую империю все-таки состоялось. Огромную рольв этом объединении сыграл в то время первый министр Пруссии, а в последствииканцлер Германской империи, Отто фон Бисмарк. Итак, в 1871 году Германия былаобъединена «железом и кровью».
Самфакт объединения, несмотря антидемократичность его пути, был прогрессивным, таккак устранял препятствия к экономическому развитию страны.
КонституцияГермании 1871 года – реакционная и абсолютистская по своему духу и заложенным внее идеям – была полна юридических нелепостей и несообразностей. Император былсвязан контрассигнатурой канцлера, которого он же был волен назначать и смещатьпо своему усмотрению. Конституция ограничивала власть императора Союзнымсоветом, но как прусский король, он был волен приказать своим представителям вбундесрате провалить любой неугодный ему закон, касающийся конституции,финансов и военного дела.5. Списокиспользуемой литературы.
1.Всеобщая историягосударства и права. М., 1996.
2. Хрестоматияпо всеобщей истории государства и права. Под ред. проф. З.М. Черниловского,сост. В.Н. Садиков. М., 1994.
3. СоветскийЭнциклопедический словарь. М., 1989.