Реферат по предмету "История"


Поражение летом 1941 года

Поражениелетом 1941 года
Дискуссияо причинах поражений Красной Армии летом 1941 г. с различным уровнеминтенсивности велась на протяжении всех послевоенных лет. В зависимости отуровня гласности в нашей стране она то принимала формы отдельных реплик ввоенно-исторических трудах и мемуарах, то превращалась в поток книг ипубликаций в различных СМИ, как это происходит, например, сейчас.
Ещев 1941 г. Сталин заявил, что основной причиной «временных неудач Красной Армии»являлась внезапность нападения и огромный численный перевес противника. Теперьмы знаем, что это было не так. К настоящему времени российские историки восновном пришли к правильному пониманию причин поражений в первых операцияхкампании 1941 г., хотя версия В. Резуна (Суворова), что главной причинойявлялось неправильное развертывание войск, направленное не на оборону, а на наступательнуювойну против Германии, все еще имеет хождение.
Вчем причина того, что эта дискуссия так долго не затухает? Помимо определеннойполитической ангажированности данного вопроса, при анализе многих публикаций вглаза бросается слабое понимание рядом авторов чисто военных аспектов, вчастности, тех, которые реально влияют на боеготовность вооруженных сил. Оченьмногие не идут дальше доводов, которые лежат на поверхности, а именно простогосопоставления численности и тактико-технических характеристик вооружения ивоенной техники. Самое интересное заключается, пожалуй, в том, что те, ктостроил Красную Армию в 20—30-е гг., рассуждали аналогично и постарались, чтобык началу будущей войны РККА была бы обеспечена большим числом танков,самолетов, I |ушек и т.д. Пусть характеристикимногих образцов на лето 1941 г. и не были последним словом военно-техническогопрогресса, но они уступали технике противника далеко не в той степени, чтобыобъяснить масштабы серии постигших нашу страну военных катастроф. Гораздо меньшевнимания уделялось оттачиванию Красной Армии как инструмента вооруженнойборьбы. Оставался нерешенным целый комплекс животрепещущих вопросов, связанныхс боевым управлением и всеми видами обеспечения, на обе ноги хромали бое-паяподготовка войск и подготовка военных кадров. Последнее сыграло особеннонегативную роль, поскольку не позволило сформиро-нать современную и эффективнуюнациональную концепцию военного искусства и выработать соответствующиеобстановке планы поенных действий. Только сложив все эти факторы воедино, мы иможем получить правильный ответ — поражение Красной Армии летом 41-го былоабсолютно закономерным, тем более что ей пришлось столкнуться, пожалуй, снаиболее эффективной военной машиной, которая тогда существовала в мире, — германскимВермахтом. Приведенный ниже анализ раскрывает мысль автора на примересопоставления предвоенного состояния военно-воздушных сил противоборствующихсторон.
СССР. Доктрина и военное искусство
 
а) Оперативное искусство
СоветскийСоюз являлся одной из крупнейших континентальных держав, а площадь еготерритории примерно равнялась одной седьмой части суши. Поэтому неудивительно,что главным видом Вооруженных Сил России всегда считались сухопутные войска, вто время как другие виды, по существу, обеспечивали их действия. В равнойстепени такой подход в 20—30-е гг. распространялся и на авиацию. Доктрина Дуэбыла весьма холодно воспринята в СССР, получив эпитеты «антинаучная» и«реакционная». В своих взглядах советские военные руководители еще болееукреплялись, наблюдая за немецкими учениями по поддержке сухопутных войск вЛипецкой авиационной школе.
Вотличие от Англии и Франции, в Советском Союзе не считали, что будущая войнаобязательно должна быть затяжной и победа в ней может быть достигнута толькопосле сокрушения (в т.ч. и воздушными ударами) экономики противника. Советскаявоенная наука без колебаний пришла к выводу, что цели войны должны бытьдостигнуты решительным наземным наступлением. Выразитель идей высшегосоветского военного командования в области авиации профессор комбриг А.Н.Лапчинский в труде «Воздушная армия» писал: «Раз налицо имеется массовая наступательная армия, основная задачавоздушной армии — содействие продвижению этой армии вперед, для чего должныбыть сосредоточены все силы. Раз ведется маневренная война, нужно выигратьвоздушно-земные сражения, которые завязываются в воздухе и кончаются на земле,что требует сосредоточения всех воздушных сил». То жеподтверждалось и в последующих программных документах и выступлениях.
Насовещании высшего комсостава РККА в декабре 1940 г. народный комиссар оборонымаршал С.К- Тимошенко заявил: «Использование ВВСв операциях фронта и армии будет идти в порядке последовательного выполненияследующих задач:
1)Подавление воздушного противника, материальноеи моральное истощение его наземных сил; одновременно с этим прикрытие своихвойск и тыла с воздуха.
2)Непосредственное содействие войскам впрорыве тактической обороны противника, одновременно с этим продолжение борьбыс ВВС противника и обеспечение высадки и действий воздушных десантов».
Борьбус авиацией противника рекомендовалось вести двумя способами: уничтожениемавиации противника на аэродромах с одновременным ударом по его тылам: фронтовымбазам, ремонтным службам, складам горючего и боеприпасов — и уничтожениемвражеской авиации в воздушных боях.
Следующимпо важности считалось участие авиации в «глубокой» наступательной операции.Согласно ее теории, наступление войск должно «носить характер подавления всей оборонительной полосы с последующимпрорывом, окружением и уничтожением противника». Следуетподчеркнуть, что при прорыве тактической зоны обороны авиация предназначаласьдля ударов не по первой, а по второй позиции в глубине обороны противника, неменее чем в 1 —2 км от линии фронта. Взламывать оборону противника на первойпозиции должна была артиллерия, и это избавляло авиацию от необходимости четкойотработки вопросов тактического взаимодействия с сухопутными войсками,взаимного опознавания, обозначения переднего края и т.д. Наоборот, главные целидля воздействия авиации находились, по мнению советских военных теоретиков, воперативном тылу. Главными тыловыми объектами они считали вражеские аэродромы ижелезнодорожные станции.
Предусматривалисьи так называемые самостоятельные стратегические воздушные операции ВВС — ударыпротив важнейших военных, экономических и политических центров противника, ноэтим действиям отводилась явно второстепенная роль.
Ксожалению, сталинские репрессии против командных кадров имели одним из своихпоследствий полное прекращение всех военно-теоретических разработок. Анеобходимость их продолжения в конце 30-х гг. возникла в связи с приобретениемпервого боевого опыта в ходе локальных войн и конфликтов. При отсутствиитеоретической школы выдвинутые в период 1937—1939 гг. на должности командующихВВС округов молодые командиры были предоставлены сами себе и не имели четкогомнения относительно оптимальных способов решения тех или иных задач. Все этоясно продемонстрировало совещание высшего командного состава, проводившееся вдекабре 1940 г. Как теперь известно, до начала войны оставалось примернополгода, а высказывались подчас прямо противоположные мнения относительнооптимальной структуры ВВС, степени централизации управления авиацией, лучшихспособов завоевания господства в воздухе, эффективности налетов нанеприятельские аэродромы, взаимодействия авиации с наземными войсками.Выступающие также по-разному оценивали опыт боевых действий в Западной Европе.Это вызвало тревогу у наркома обороны. Подводя итоги совещания, Тимошенкосказал:
«В отношении использования ВВС в операциях мы имеем большойнакопленный опыт, но, как отмечалось на совещании, этот опыт до сих пор необобщен и не изучен. Больше того, — а это может быть чревато тяжелымипоследствиями, — у нашего руководящего состава ВВС нет единства взглядов натакие вопросы, как построение и планирование операций, оценка противника,методика ведения воздушной войны и навязывание противнику своей воли, выборцелей и т. д.».
б) Тактика
Бомбардировочная иштурмовая авиация
Тактикасоветской бомбардировочной авиации являлась довольно примитивной. В качествеосновного метода поражения целей практиковалось бомбометание с горизонтальногополета. В начале войны с Финляндией оно осуществлялось с высот 800—1500 м, нопосле ощутимых потерь, которые, как считалось, нанесены финской зенитнойартиллерией (на самом деле большая часть их приходилась на финские истребителии различные летные происшествия), высоту бомбометания увеличили до 3000—4000 м.При этом уменьшение точности, вызванное увеличением высоты сбрасывания, некомпенсировалось увеличением наряда сил бомбардировщиков. Сформировавшиеся ещев первой половине 30-х гг. тактические нормативы сильно преувеличивалидейственность бомбометания, в результате чего в большом количестве случаевнаблюдалось выделение слишком малого числа самолетов для выполнения однойзадачи — звена там, где требовалась эскадрилья, эскадрильи там, где требовалсяполк, и т.д. Недостаточно внимания уделялось отработке слетанности большогочисла бомбардировщиков в едином строю, организации системы оборонительного огняв масштабе звена или эскадрильи. Хотя все самолеты бомбардировочной авиациибыли оснащены радиостанциями, для руководства боевыми действиями они почти неприменялись.
Отработкаметодов бомбометания с пикирования находилось в зачаточной стадии. В ходе войныс Финляндией специальная экспериментальная часть пыталась освоить пикированиена бомбардировщиках ДБ-3 и СБ, но эти попытки потерпели неудачу. Временнымвыходом стал выпуск бомбардировщика Ар-2 — специальной версии СБ,предназначенной для выполнения атак с пикирования. Бомбардировщики Пе-2,специально планировавшиеся в качестве пикирующих, начали поступать в строевыечасти только в начале 1941 г., что не позволило подготовить кадры к выполнениюданного метода атаки.
Штурмоваяавиация до войны освоила теорию и практику проведения штурмовых атак, но издесь имелся целый ряд недостатков. Во-первых, в ВВС РККА до середины 1940 г.имелось всего пять штурмовых авиаполков, что было явно недостаточно длявыполнения поставленных задач (к 1945 г. численность штурмовиков в ВВС РККАпримерно в два раза превышала количество бомбардировщиков). Во-вторых, доначала 1941 г. штурмовые авиаполки были в основном вооружены устаревшимиистребителями ДИ-6 и И-15бис, не имевшими бронирования и обладавшими слабымстрелковым вооружением. В-третьих, реактивные снаряды PC до началавойны считались совершенно секретным видом вооружения, в результате чегоотработка их боевого применения почти не проводилась.
Методывзаимодействия авиации с наземными войсками оставались неразработанными. Довойны предусматривалось только выделение авиационных представителей в штабыстрелковых корпусов или дивизий, действовавших на направлении главного удара,но эти представители являлись просто передаточной инстанцией между сухопутнымкомандованием и авиационной частью или соединением. Передовых авиационныхнаводчиков не существовало. Войска должны были обозначать свой передний край иподавать идентификационные сигналы выкладыванием на земле специальных полотнищили простыней. Однако даже в ходе «зимней войны», где советская авиацияобладала бесспорным господством в воздухе в районе линии фронта, эта системапоказала свою малую эффективность — опасаясь ударов вражеской авиации, наземныевойска регулярно отказывались такие сигналы выкладывать.
Истребительная авиация
Побольшинству вопросов тактика советской истребительной авиации оставалась науровне конца Первой мировой войны. Основными методами ее боевого применениясчитались прикрытие своих наземных войск и объектов и сопровождениебомбардировщиков. Из-за небольшой дальности полета и слабой штурманскойподготовки полеты в глубь контролируемой противником территории на «свободнуюохоту» не практиковались.
Применениебоевых порядков на основе трехсамолетного звена не позволяло эффективноиспользовать боевые качества новых скоростных истребителей типа Як-1, МиГ-3,ЛаГГ-3 в вертикальном маневре. Переход к боевым порядкам пары в истребительнойавиации в ближайшее время не предусматривался.
Посколькурадиосвязь на советских истребителях практически отсутствовала, для наведениясамолетов в воздухе предназначались специальные наземные посты наведения,которые должны были выкладывать на земле соответствующие сигналы полотнищами.Прочитать такой сигнал с большой высоты было зачастую затруднительно, поэтомуистребителям приходилось снижаться и совершать круги, в то время как обстановкатребовала решительных действий. К тому же такие посты наведения существовалитолько в системе ПВО крупных городов. В воздухе ведущие для управления ведомымииспользовали визуальные сигналы руками или эволюциями самолета.
Разведывательная авиация
Еетактика также находилась в примитивном состоянии. Это объяснялось в первуюочередь слабостью самой разведывательной авиации. Фактически в составе ВВСсуществовало только несколько дальнеразведывательных эскадрилий и полков,которые готовились к выполнению задач командований фронтов или Главногокомандования с использованием фотоаппаратуры. Задачи же разведки на тактическуюи оперативную глубину предстояло решать самолетам истребительной ибомбардировочной авиации исключительно на основе визуального наблюдения. Дляэтого летчикам следовало до войны упражняться в правильной классификацииназемных целей, но практически этого не делалось. В результате качествовизуальной разведки оказывалось очень низким.
Организация
Советскаяавиация не являлась в то время самостоятельным видом вооруженных сил, а всеголишь родом войск в составе РККА и ВМФ. Во главе сухопутной авиации стоялоГлавное управление ВВС РККА под командованием генерал-лейтенанта П.Ф. Жигарева(назначен на должность 12.04.1941 вместо арестованного П.В. Рычаго-ва). Главноеуправление организационно состояло из штаба и отдельных управлений. Штаб неимел оперативных функций, а ведал в основном вопросами боевой подготовки,тылового обеспечения и расстановки кадров. В его 1-м отделе велись только картыоперативной обстановки по отдельным направлениям, осуществлялось изучениевероятного противника. Вся полнота власти в отношении авиации военных округовнаходилась в руках командующих округов и подчиненных им командующих ВВСокругов, а в отношении корпусов ДВА — начальника Управления авиации Главногокомандования полковника Л.А. Горбацевича (назначен на должность в апреле 1941г. вместо арестованного И.И. Проскурова), правда, часть силДБА(3-й авиакорпус и18-я отдельная дивизия) была передана в оперативное подчинение командующимокругами.
Всоответствии с советской авиационной доктриной ВВС РККА подразделялись наавиацию Главного командования (ДВА), фронтовую (ВВС округов), армейскую (ВВСобщевойсковых армий) и войсковую (корпусные эскадрильи) авиацию. Делениеавиации на армейскую и фронтовую было принято с целью обеспечения более тесноговзаимодействия с войсками на поле боя. Такая подчиненность соединений авиациифронтов была одобрена на совещании высшего руководящего состава РККА 23 —31.12.1940. Так, в заключительной речи нарком обороны Маршал Советского СоюзаС.К- Тимошенко отмечал: «Последний опыт наЗападе подтвердил необходимость наличия войсковой авиации, авиации армейской ифронтовой, используемой по обстановке для обеспечения войск и длясамостоятельных действий...» На самом деле такой вывод являлсяглубоко ошибочным, препятствовавшим массированному и централизованномуиспользованию авиации на важнейших направлениях.
Авиационныедивизии ВВС РККА состояли из трех-пяти авиаполков. В состав ВВС округов, какправило, входили истребительные и бомбардировочные авиадивизии, в состав ВВСармий — отдельные смешанные дивизии. Общая численность авиаполков в ВВС РККА задва года (с января 1939 г. по январь 1941 г.) увеличилась со 115 до 249.
23.10.1940нарком обороны и начальник Генштаба докладывали Сталину переработаннуюпрограмму подготовки летно-технического состава и усиления ВВС Красной Армии (доведениедо 20 ООО самолетов в строю). В соответствии с этой программой планировалосьсформировать в 1941 г. 2 дальнебомбардировочных, 23 скоростныхбомбардировочных, 22 двухмоторных и 53 одномоторных истребительных и 4смешанных авиаполка (всего 104 полка) и управления 25 авиадивизий. Выполнениеэтих мероприятий должно было дать штатную численность самолетов в ВВС к концу1941 г. в 32 432 машины, из них 22 171 боевых. Формирование новых авиаполковследовало начать 01.02.1941 и закончить к 01.01.1942. Для подготовки в 1941 г.32 500 летчиков и 69 тыс. авиаспециалистов создавались 33 новые авиашколы, атакже соответствующие части для строительства и обслуживания аэродромов.Соответственно, штатная численность ВВС возросла бы до 542 тыс. человек.05.11.1940 Политбюро утвердило эту программу. Реально же в течение первыхмесяцев 1941 г. удалось начать формирование только 19 полков.
Следуетподчеркнуть, что такие высокие темпы развертывания новых частей и соединений необеспечивались ни поставками новой авиатехники, ни подготовкой летных кадров, врезультате чего примерно 25% от общего числа полков существовали только набумаге — в виде формирующих штабов. Так, на 22.06.1941 ВВС ЛенВО в своемсоставе имели: укомплектованных авиатехникой на 70— 100% с подготовленнымлетным составом — 15 полков, из них бомбардировочных — 6, истребительных — 7,штурмовых — 1, разведывательных — 1; укомплектованных авиатехникой на 15—20% сполным штатом летного состава выпуска 1940 г. — 9 полков, из нихбомбардировочных — 3, истребительных — 6; формирующихся по плану 1941 г., неукомплектованных ни авиатехникой, ни личным составом, за исключением штабов —8, из них истребительных — 7, штурмовых — 1. Следовательно, только 15 полков из32 были в той или иной степени боеготовы.
ВЗапОВО из 36 авиаполков были укомплектованы авиатехникой на 80—100% лишь 19(одиннадцать истребительных, в т.ч. четыре на новых типах, семьбомбардировочных и один штурмовой), на 50—80% — два (истребительный ибомбардировочный), меньше чем на 50% — семь (четыре бомбардировочных, дваразведывательных и один штурмовой) и вообще без техники — восемь истребительныхавиаполков.
Неменее десятой части советских боевых самолетов принадлежали авиации ВМФ,которая возглавлялась собственным Управлением авиации (начальник управления,генерал-майор авиации С.Ф. Жаворонков). Подобно Главному управлению ВВС РККАоно не располагало оперативными функциями, которые целиком принадлежаликомандованию флотов и их ВВС: Северного флота на Баренцевом море,Краснознаменного Балтийского флота (КБФ) на Балтике, Черноморского флота наЧерном море и Тихоокеанского флота на Тихом океане. В общей сложности авиацияВМФ насчитывала 25 боевых авиаполков, из которых 15 находились на западныхграницах. По родам авиации эти 15 полков относились: шесть — к истребительнойавиации, три — к морской разведывательной, три — к бомбардировочной, два — кминно-торпедной и один являлся смешанным.
13из 15 полков были сформированы до 31.12.1939 и лишь два в течение 1940 г. Этим,в частности, и объяснялся тот факт, что ВВС ВМФ обладали намного болеебоеспособными частями, а уровень летной подготовки личного состава в них был вцелом выше.
Авиационныеполки всех родов авиации имели по штату 60—64 самолета. Их организационнаяструктура не была приспособлена к условиям ведения маневренных боевых действийи не обеспечивала быстрый вывод авиации из-под удара противника с воздуха. Длянормального базирования такого громоздкого полка требовалось три (основной,запасной и полевой) аэродрома. Управление в условиях разбросанности по разнымплощадкам, особенно в условиях недостатка средств связи, затруднялось. Поэтомубольшинство полков базировалось на одном аэродроме, что явилось одной изосновных причин больших потерь советской авиации в первый день войны.
Самолеты
а)Количество
Напротяжении десятилетия до 1941 г. советская военная авиация являлась одной изнаиболее многочисленных, если не самой многочисленной в мире. По состоянию на01.06.1940 она располагала 1508 дальними бомбардировщиками (981 ДБ-3 и 527ТБ-3), 3726 средними бомбардировщиками (3703 СБ, 11 Як-2 и 12 Су-2), 1285штурмовиками (1105 переоборудованных в штурмовики устаревших истребителейИ-15бис и 180 ДИ-6), 5826 истребителями (599 И-15бис, 3891 И-16, 1336 И-153),3334 разведчиками и корректировщиками (СБ, Р-5, Р-6, P-Z, Р-10, ССС).В то же время командование ВВС Красной Армии отдавало себе отчет, чтоподавляющее большинство этих самолетов устарело и нуждается в замене на новыетипы.
Новыебомбардировщики, штурмовики и истребители были приняты на вооружение в течение1940 г., но их выпуск и перевооружение авиации происходили очень медленно. Так,до конца 1940 г. было выпущено 20 МиГ-3, 64 Як-1 и два Пе-2. Одновременнопрекратилось производство самолетов И-15бис, И-16 и СБ, а также запасных частейдля них, что весьма отрицательно сказалось на техническом состоянии самолетовстарых типов, уже находившихся в боевых частях.
Впервой половине 1941 г. положение улучшилось. Всего авиационной промышленностьюбыло выпущено до начала войны истребителей МиГ-3 — 1289, ЛаГГ-3 — 322 и Як-1 —335, бомбардировщиков Пе-2—458 и штурмовиков Ил-2 — 249. Однако приемка этихсамолетов от авиационной промышленности и направление их в строевые частиосуществлялись крайне медленно.
Запериод 01.01—20.06.1941 от авиационной промышленности частями ВВС РККА (безучета ИА ПВО и авиации ВМФ) было получено только 706 самолетов, в том числеМиГ-3 — 407, ЛаГГ-3 — 29, Як-1 —142, Пе-2 — 128.
ВВСВМФ получали новые самолеты по остаточному принципу. Поставки машин новых типовсоставили лишь 11 Як-1, 55 МиГ-1 и МиГ-3 и один Пе-2, причем почти половинамашин поступила в части в июне 1941 г.
Изимевшихся к июню 1941 г. в Военно-воздушных силах РККА 106 полностьюсформированных истребительных авиационных полков предполагалось в течение 1941г. перевооружить новой авиациозиной техникой 22 полка. Из этого количества кначалу войны были полностью перевооружены только восемь (пять — на МиГ-3, один— на ЛаГГ-3, два — на Як-1). Таким образом, только 7,6% истребительных частей кначалу войны имели на вооружении новые самолеты, а еще 13,2% находились встадии переформирования, в то время-как 79,2% были вооружены старой авиационнойтехникой.
Ещехуже было положение с перевооружением бомбардировочной авиации, так как новыйтип бомбардировщиков — Пе-2 — начал поступать в части только в марте 1941 г. К22.06.1941 из имевшихся в Военно-воздушных силах 82 скоростных бомбардировочныхавиационных полков был полностью перевооружен на новую авиационную технику(самолеты Пе-2) только один полк и два полка, находившиеся в стадии перевооружения,были частично укомплектованы Пе-2. Восемь полков были вооружены самолетамиСу-2, один полк — Як-2 и Як-4 и 70 полков — устаревшими к тому временисамолетами СБ.
ВДВА на Западном ТВД имелось 29 бомбардировочных авиаполков, которые располагали1346 самолетами. 86% от них составляли ДБ-3 и ДБ-Зф, 14% — ТБ-3, в то время какТБ-7 (Пе-8) имелось всего девять.
б)Качество
Вначале 30-х гг. советская авиация совершила значительный качественный скачок, ак середине 30-х ее авиапарк был представлен одними из лучших в мире моделями.Однако из опыта боевого применения советских самолетов в Гражданской войне вИспании был сделан неправильный вывод о том, что обновление авиационной техникив ближайшее время не потребуется. Вследствие этого в течение 1938—1939 гг.продолжался массовый серийный выпуск устаревающих самолетов, а внедрение впроизводство новых типов осуществлялось крайне медленно. Отрезвляющим сигналомстала война с Финляндией, где обозначилось значительное отставание советскихсамолетов от машин, полученных финнами из Англии, Франции и Италии. Однаковремени на ликвидацию этого отставания у Советского Союза оказалось очень мало.
Киюню 1941 г. 80% самолетов западных приграничных округов по-прежнему составлялиустаревшие модели, значительно уступавшие самолетам Люфтваффе, принятым навооружение в 1937— 1939 гг. Так, истребители И-16 и И-153 имели невысокуюскорость и недостаточную маневренность в вертикальной плоскости. Пушечноевооружение имели лишь 10% из них, остальные были оснащены пулеметами калибра7,62 мм. Бомбардировщики СБ имели слабое вооружение и не были способныдействовать с пикирования. В качестве штурмовиков использовались устаревшиеистребители И-15бис, имевшие слабое вооружение, малую бомбовую нагрузку инедостаточную живучесть для действий над полем боя с малых высот. РазведчикиР-5, Р-Зет, а также СБ практически не имели специального разведывательногооборудования и могли использоваться в основном для ведения визуальной разведки.Все они подлежали замене самолетами новых типов.
Преобладающееколичество самолетов устаревших конструкций в составе авиационной группировкиприграничных округов обусловило высокий процент неисправных машин, что, в своюочередь, отразилось и на уровне боеготовности частей ВВС. Доля неисправныхсамолетов составляла 14% (1056 самолетов) от численного состава самолетногопарка ВВС пяти округов. Одной из причин этого был образовавшийся дефицитзапасных частей и агрегатов.
Увы,самолеты так называемых «новых типов» тоже имели целый ряд недостатков, которыене позволяют считать их ровней машинам Люфтваффе.
Новыйфронтовой бомбардировщик Пе-2 превосходил немецкий Не 111 в скорости более чемна 100 км/час, Ju 88 — на 75км/час. Но эффективность ударов фронтовых бомбардировщиков зависела в первуюочередь от таких технических параметров самолетов, как максимальная бомбоваянагрузка и калибр бомб. Большое значение имели также дальность полета иобороноспособность. И здесь Пе-2 уступал Ju 88 по всемстатьям. Боевая практика показала, что повышенная скорость полета, присущаяПе-2, не относилась к определяющим успех критериям, так как в любом случаетяжело нагруженные машины значительно уступали в скорости истребителям. Поэтомудля выполнения поставленных задач фронтовые бомбардировщики нуждались внадежном истребительном прикрытии и должны были иметь хорошее оборонительноевооружение.
Ряднедостатков Пе-2 был предопределен еще на этапе проектирования, когда вкратчайшие сроки необходимо было переделать высотный дальний истребитель впикирующий бомбардировщик. Пе-2 сохранил большую скорость своего прототипа, нопо сравнению с другими бомбардировщиками (СБ, Ар-2, Ju 88) имелнебольшую бомбовую нагрузку и относительно небольшую дальность. Он обладалвысокой посадочной скоростью и не вполне удовлетворительными характеристиками самойпосадки, имел неважные пилотажные качества при остановке одного из моторов ибольшую «просадку» при выходе из пикирования. Практически все эти недостаткиможно было устранить в процессе доводки бомбардировщика, но времени на это уконструкторов не оказалось. Вносить же радикальные изменения в конструкцию впроцессе массового производства самолета во время войны,.без снижения темпавыпуска, также было невозможно.
Многовремени до начала войны было затрачено на создание новых ближнихбомбардировщиков Су-2 и Як-2/Як-4, но практика их боевого применения яснопоказала, что тактическая концепция, в соответствии с которыми они создавались,устарела. По таким характеристикам, как боевая нагрузка, они практическиравнялись штурмовику Ил-2, а по защищенности и живучести ему явно проигрывали.Позднее, когда в СССР разрабатывалась историческая концепция освещения войны ввоздухе в 1941 —1945 гг., эти машины даже не были включены в список «самолетовновых типов», хотя и Су-2, и Як-2 поступили на вооружение только в 1940 г.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕХАРАКТЕРИСТИКИ ОСНОВНЫХ ТИПОВ САМОЛЕТОВ, НАХОДИВШИХСЯ НА ВООРУЖЕНИИ СОВЕТСКИХВВС К ИЮНЮ 1941 Г.Тип (год принятия на вооружение) Число членов эк. Моторы: кол-во X л.с. Взлетный вес, кг Максимальная скорость км/ч (на высоте, м) Потолок, м Дальность, км Стрелковое вооружение Вес нормальной боевой нагрузки, кг Истребители И-15бис(1937) 1 х775 1700 379(3500) 9300 520 4 пул. 7,62 мм — И-153(1938) 1 х 1000 1765 424(5000) 10 700 560 4 пул. 7,62 мм — И-16 тип 24(1940) 1 х 1100 1882 470 (4800) 9900 440 4 пул. 7,62 мм или 2 пушки 20 мм и 2 пул. 7,62 мм МиГ-3(1940) 1 х 1200 3355 640 (7800) 11000 820 1 пул. 12,7 мм, 2 пул. 7.62 мм — Як-1 (1940) 1 х 1050 2858 578 (4950) 10 000 700 1 пушка 20 мм, 2 пул. 7,62 мм — ЛаГГ-3(1941) 1 х 1050 3346 575 (5000) 9500 870
1 пушка 20 мм или пул. 12,7 мм,
1 —2 пул. 12,7 мм,
2 пул. 7,62 м 1 пушка 20 мм или пул.
12,7 мм, 1 —2 пул. 12,7 мм,, 2 пул. 7,62 мм


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.