Реферат по предмету "История"


Люди и нравы Древней Руси

Федеральное агентство поздравоохранению и социальному развитию РФ
Северный государственныймедицинский университет
Факультет менеджмента

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине ИсторияОтечества
на тему:
«Люди и нравы ДревнейРуси»
студентки Бобыкиной Ольги Викторовны
шифр: ЭЗС – 080802
специальность: 080103.65, курс 1
«Национальная экономика»
форма обучения: заочная
Проверила: преподаватель Игумнова М.Б.
 
Архангельск
2009

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Внешний вид древних славян
2 Характер славян
3 Брачные и семейные отношения
4 Хозяйственная деятельность5 Культура
6 Общественное устройство
7 Религиозные представления
Заключение
Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ
Нет никаких несомненно достоверных сведений о происхожденииславянских племён, так как это было настолько давно, что их не сохранилось, аможет, и не имелось. Только у греков и римлян сохранилась информация о нашемдревнем отечестве.
Первоначальныесведения о славянах носили мифический и недостоверный характер и относятся кпутешествию аргонавтов, совершённому «веков за 12 до Рождества Христова»[1].Карамзин в своей истории государства Российского пишет: «…великая часть Европыи Азии, именуемая ныне Россиею, в умеренных её климатах была искони обитаема,но дикими, во глубину невежества погружёнными народами, которые не ознаменовалибытия своего никакими собственными историческими памятниками»[2].
Первыесведения о славянах передал нам Геродот, писавший в 445 г. до н.э., называя ихпри этом скифами. «Скифы, называясь разными именами, вели жизнь кочевую,…болеевсего любили свободу; не знали никаких искусств, кроме одного: «везденастигать неприятелей, и везде от них скрываться» [3].
Говоря о природе «Скифии Российской», Геродот описывал еётак: «сия земля … была необозримою равниною, гладкою и безлесною; только междуТавридою и Днепровским устьем находились леса… зима продолжается там 8 месяцев,и воздух в сие время, по словам Скифов, бывает наполнен летающими перьями, тоесть, снегом; что море Азовское замерзает, жители ездят на санях черезнеподвижную глубину его, и даже конные сражаются на воде, густеющей от холода;что гром гремит и молния блистает у них единственно летом»[4].
Византийские летописи упоминают о славянах уже в конце 5века, описывая «свойства, образ жизни и войны, обыкновения и нравы Славян,отличные от характера Немецких и Сарматских племён: доказательство, что сейнарод был мало известен Грекам, обитая во глубине России, Польши, Литвы,Пруссии, в странах отдалённых и как бы непроницаемых для их любопытства»[5].
Арабский путешественник Ибн Руста пишет о славянских земляхтак: «…между странами печенегов и славян расстояние в 10 дней пути… Путь в этусторону идёт по степям и бездорожным землям через ручьи и дремучие леса. Странаславян – ровная и лесистая, и они в ней живут»[6].
Карамзин пишет, что славяне «под сим именем, достойнымлюдей воинственных и храбрых, ибо его можно производить от славы, — и народкоего бытие мы едва знали, с шестого века занимает великую часть Европы»[7].
Такимобразом, не имея достаточно сведений о том, откуда и когда славяне появились натерритории современной России, рассмотрим, какими они были и как жили задолгодо образования государства.

1 Внешний вид древнихславян
 
Несомненно,характер природы, где жили славяне, повлиял и на их сложение, и на быт, и нахарактер.
Суровыепогодные условия сформировали и характер самих движений людей. Если болеемягкий климат способствует неторопливым, размеренным движениям, то «жительполунощных земель любит движение, согревая им кровь свою; любит деятельность;привыкает сносить частые перемены воздуха, и терпением укрепляется»[8].По описанию современных историков, славяне были бодрыми, сильными, неутомимыми.Думается, можно без каких-либо комментариев привести здесь выдержку из «ИсторииГосударства Российского» Карамзина: «Презирая непогоды, свойственные климатусеверному, они сносили голод и всякую нужду; питались самою грубою, сыроюпищею; удивляли Греков своею быстротою; с чрезвычайною лёгкостию всходили накрутизны, спускались в расселины; смело бросались в опасные болота и в глубокиереки. Думая без сомнения, что главная красота мужа есть крепость в теле, сила вруках и лёгкость в движениях, Славяне мало пеклися о своей наружности: в грязи,в пыли без всякой опрятности в одежде, являлись во многочисленном собраниилюдей. Греки, осуждая сию нечистоту, хвалят их стройность, высокий рост имужественную приятность лица. Загорая от жарких лучей солнца, они казалисьсмуглыми, и все без исключения были русые, подобно другим коренным европейцам»[9].В своих примечаниях к изданию вышеназванного труда Карамзин отмечает:«Некоторые пишут, что Славяне омывались три раза во всю жизнь свою: в деньрождения, женитьбы и смерти»[10].
Словом, вописаниях современников мы видим славян здоровыми, крепкими, красивыми людьми.
Что касаетсяодежды, сведений на этот счёт мы почти не имеем. Известно только, что она быладостаточно простой и была призвана укрывать от непогоды, минуя роскошь ивычурность: «Славяне в 6 веке сражались без кафтанов, некоторые даже без рубах,в одних портах. Кожи зверей, лесных и домашних, согревали их в холодное время.Женщины носили длинное платье, украшаясь бисером и металлами, добытыми на войнеили вымененными у купцов иностранных»[11]. Некоторыеисторики говорят даже, что одежда менялась только в том случае, когда она ужеполностью теряла свою пригодность.
2 Характер славян
 
Геродотописывает характер древних славян-скифов так: «в надежде на свою храбрость имногочисленность, они не боялись никакого врага; пили кровь убитых неприятелей,выделанную кожу их употребляя вместо одежды, а черепы вместо сосудов, и вобразе меча поклонялись богу войны, как главе других мнимых богов»[12].Послы же описывали свой народ тихим и миролюбивым. Но в 6 веке славяне доказалиГреции, что храбрость была их природным свойством. «Несколько времени славянеубегали сражений в открытых полях и боялись крепостей; но узнав, как рядыЛегионов Римских могут быть разрываемы нападением быстрым и смелым, уже нигдене отказывались от битвы, и скоро научились брать места укреплённые. Греческиелетописи не упоминают ни об одном главном или общем Полководце Славян: ониимели вождей только частных; сражались не стеною, не рядами сомкнутыми, нотолпами рассеянными, и всегда пешие, следуя не общему велению, не единой мыслиначальника, а внушению совей особенной, личной смелости и мужества; не знаяблагоразумной осторожности, которая предвидит опасность и бережёт людей, нобросаясь прямо в середину врагов»[13].
Византийскиеисторики пишут, что славяне, «сверх их обыкновенной храбрости, имели особенноеискусство биться в ущельях, скрываться в траве, изумлять неприятелей мгновеннымнападением и брать их в плен»[14].
Так женеобыкновенно удивляет современников искусство славян долгое время находиться вреках и дышать свободно посредством сквозных тростей, выставляя конец их наповерхность воды, что свидетельствует об их изобретательности и терпении.«Древнее оружие славянское состояло в мечах, дротиках, стрелах, намазанныхядом, и в больших, весьма тяжёлых щитах»[15].
Восхищалотакже и мужество славян, так как попавшие в плен «сносили всякое истязание судивительной твёрдостию, без вопля и стона; умирали в муках и не ответствовалини слова на расспросы врага о числе и замысле войска их»[16].
Но в мирноевремя славяне славились (не принимать за тавтологию!) добродушием: «они незнали ни лукавства, ни злости; хранили древнюю простоту нравов, неизвестнуютогдашним Грекам; обходились с пленными дружелюбно и назначали всегда срок дляих рабства, отдавая им на волю, или выкупить себя и возвратиться в отечество,или жить с ними в свободе и братстве»[17].
Столь же редким, по-видимому, в других народах былославянское гостеприимство, которое сохранилось в наших обычаях и характере досих пор. «Всякой путешественник был для них как бы священным: встречали его сласкою, угощали с радостию, провожали с благословением и сдавали друг другу наруки. Хозяин ответствовал народу за безопасность чужеземца, и кто не сумелсберечь гостя от беды или неприятности, тому мстили соседы за сие оскорблениекак за собственное. Славянин, выходя из дому, оставлял дверь отворенную и пищуготовую для странника. Купцы, ремесленники охотно посещали Славян, междукоторыми не было для них ни воров, ни разбойников, но бедному человеку, неимевшему способа хорошо угостить иностранца, позволялось украсть всё нужное длятого у соседа богатого: важный долг гостеприимства оправдывал и самоепреступление»[18]. Кроме того,«славянин считал дозволенным украсть для угощения странника, потому что этимугощением он возвышал славу целого рода, целого селения, которое потому иснисходительно смотрело на кражу: это было угощение на счёт целого рода»[19].
Соловьёвобъясняет гостеприимство целым рядом причин: возможность развлечься, слушаярассказы о путешествиях; возможность научиться многому новому: «боятьсяодинокого человека было нечего, научиться у него можно было многому»[20];религиозный страх: «каждое жилище, очаг каждого дома был местопребываниемдомашнего божества; странник, входивший в дом, отдавался под покровительствоэтого божества; оскорбить странника значило оскорбить божество»[21];и, наконец, прославление своего рода: «странник, хорошо принятый и угощённый,разносил добрую славу о человеке и роде гостеприимном»[22].
3 Брачные и семейные отношения
Современники древних славян высоко оценивают целомудрие исупружескую верность последних: «Требуя от невест доказательства их девственнойнепорочности, они считали за святую для себя обязанность быть верными супругам»[23].В примечаниях к изданию «Истории Государства Российского» Карамзин пишет, чтопрелюбодеяние наказывалось очень строго и даже жестоко: виновномупредоставлялся выбор, стать евнухом или умереть.
С другой стороны, есть сведения, что не все племенаславянские чтили институт брака. В русской летописи мы читаем, что «поляне былиобразованнее других, кротки и тихи обычаем; стыдливость украшала их жён; бракиздревле считался святой обязанностью между ними; мир и целомудриегосподствовали в семействах. Древляне же имели обычаи дикие, подобно зверям, скоими они жили среди лесов тёмных, питаясь всякою нечистотою; в распрях иссорах убивали друг друга; не знали браков, основанных на взаимном согласииродителей и супругов, но уводили или похищали девиц. Северяне, Радимичи иВятичи уподоблялись нравами Древлянам; также не ведали ни целомудрия, ни союзовбрачных; но молодые люди обоего пола сходились на игрища между селениями:женихи выбирали невест, и без всяких обрядов соглашались жить с ними вместе;многоженство было у них в обыкновении»[24]. Соловьёв,основываясь на той же летописи, утверждает, что многоженство у славянскихплемён – несомненное явление.[25]
Таким же несомненным является обычай вдов сжигать себя некостре, вместе с трупом умершего мужа, так как вдова, оставшаяся жить,приносила семье бесчестье. Об этом свидетельствуют многие современники илетописцы. Ибн Руста пишет: «Когда умирает у них кто-либо, труп его сжигают.Женщины же, когда случается у них покойник, царапают себе ножом руки и лица. Надругой день после сожжения покойника они идут на место, где это происходило,собирают пепел с того места и кладут его на холм. И по прошествии года после смертипокойника берут они бочонков двадцать или больше мёда, отправляются на тотхолм, где собирается семья покойного, едят там и пьют, а затем расходятся… Иесли у покойника было три жены и одна из них утверждает, что она особеннолюбила его, то она приносит к его трупу два столба, их вбивают стоймя в землю,потом кладут третий столб поперёк, привязывают посреди этой перекладиныверёвку, она становится на скамейку и конец верёвки завязывает вокруг своейшеи. После того, как она так сделает, скамью убирают из-под неё, и она остаётсяповисшей, пока не задохнётся и не умрёт, после чего её бросают в огонь, где онаи сгорает»[26]. Соловьёвкомментирует этот обычай так: «Если женщина выходила замуж в чужой род, то пристрогом и ревнивом надзоре новых родичей муж был единственным существом, откоторого она ждала любви и покровительства; умирал муж – положение жены,лишившейся единственной подпоры, единственного звена, соединявшего её с чужоюсемьёю, становилось горько»[27].
Заслуживаетвнимания также обыкновение умерщвлять членов своих семей в случаях,предусмотренными негласными законами того времени. «Всякая мать имела правоумертвить новорожденную дочь, когда семейство было уже слишком многочисленно,но обязывалась хранить жизнь сына, рождённого служить отечеству»[28].Существовало также право детей умерщвлять родителей, старых и больных,тягостных для семейства и бесполезных согражданам[29],но в тоже время наши предки «…славились почтением к родителям, и всегда пеклисьоб их благосостоянии»[30].
Что жекасается внутрисемейных отношений, то мужья считали жён своей собственностью,не смевшей ни жаловаться, ни противоречить, имеющих только одно дело: вестидомашнее хозяйство и воспитывать детей.
«Мать,воспитывая детей, готовила их быть воинами и непримиримыми врагами тех людей,которые оскорбили их ближних: ибо Славяне, подобно другим народам языческим,стыдились забывать обиду. Страх неумолимой мести отвращал иногда злодеяния: вслучае убийства не только сам преступник, но и весь род его беспрестанно ожидалсвоей гибели от детей убитого, которые требовали кровь за кровь»[31].4 Хозяйственная деятельность
Несмотря нато, что Геродот назвал славян кочевниками, славяне всё же вели не кочевой, аоседлый образ жизни. «Оседлость славян надо понимать в том смысле, что главныйкапитал их состоял не в стадах и табунах, а в земле, и хозяйство было основано наэксплуатации земли. Но эта оседлость была непрочна, так как, истощив пашню наодном месте, славяне легко покидали своё жилище и искали другого. Такимобразом, посёлки славян имели первоначально очень подвижный характер… Области,в которых приходилось жить и пахать славянам, были лесные, поэтому рядом сземледелием возникла и эксплуатация лесов, развиты лесные промыслы,бортничество и охота с целью промышленною. Воск, мёд и шкуры были исконипредметами торговли, которыми славилась Русь»[32].
Ибн Руста пишет: «И нет у них виноградных и пахотных полей.И есть у них нечто вроде бочонков, сделанных из дерева, в которых находятсяульи и мёд… и из одного бочонка добывается до 10 кувшинов мёду. И они народ,пасущий свиней, как мы овец… большая часть их посевов из проса… Рабочего скотау них немного»[33]. Спорноеутверждение арабского путешественника об отсутствии пашен, так как купцы,прибывающие в земли славянские, меняли свой товар, среди прочего, на скот и хлеб.
В пищеславяне овольствовались простыми продуктами: «В 6 веке Славяне питались просом,гречихою и молоком; а после выучились готовить разные вкусные яства, не жалеяничего для весёлого угощения друзей, и доказывая в таком случае своё радушиеизобильною трапезою… Мёд был их любимым питием: вероятно, что они сначала делалиего из мёду лесных, диких пчёл; а наконец и сами разводили их»[34].Об этом же говорит Ибн Руста: «Их хмельной напиток из мёда»[35].
Такимобразом, будучи занятыми земледелием и скотоводством, славяне «имели всё нужноедля человека; не боялись ни голода, ни свирепостей зимы: поля и животные давалиим пищу и одежду»[36].
Торговля вславянских землях тоже имела место быть. Обычай гостеприимства и запрет наубийство чужеземцев гарантировали безопасность, и купцы привозили товары именяли их на «скот, полотно, кожи, хлеб и разную воинскую добычу»[37].Карамзин отмечает, что денежного обращения славяне не знали, и торговлясостояла лишь в обмене. Золото славяне брали только как товар.
Учитываянепостоянное пребывание на одном месте и участие в военных походах, наши предкинесколько беспечно относились к построению жилищ. «Самые города Славянские былине что иное, как собрание хижин, окружённых забором или земляным валом. Тамвозвышались храмы идолов…»[38]
Соловьёвпишет: «Иностранные писатели говорят, что славяне жили в дрянных избах,находящихся в далёком расстоянии друг от друга, и часто переменяли местожительства. Такая непрочность и частая перемена жилищ была следствиембеспрерывной опасности, которая грозила славянам и от своих родовых усобиц, иот нашествий чуждых народов. Вот почему славяне вели тот образ жизни, о которомговорит Маврикий: «У них недоступные жилища в лесах, при реках, болотах иозёрах; в домах своих они устраивают многие выходы на всякий опасный случай;необходимые вещи скрывают под землёю, не имея ничего лишнего наружи, но живя,как разбойники»[39].5 Культура
Как всякийнарод, славяне «имели некоторое понятие об искусствах… Они вырезывали на деревеобразы человека, птиц, зверей и красили их разными цветами, которые неизменялись от солнечного света и не смывались дождём. В древних могилах…нашлисямногие глиняные урны, весьма хорошо сделанные, с изображением львов, медведей,орлов, и покрытые лаком; также копья, ножи, мечи, кинжалы, искусновыработанные, с серебряною оправою и насечкою»[40]. «Памятником каменосечногоискусства древних Славян остались большие, гладко обделанные плиты, на коихвыдолблены изображения рук, пят, копыт и проч.»[41].
Музыказанимала прочное место в жизни славян. Ибн Руста отмечает: «Есть у них разногорода лютни, гусли и свирели. Их свирели длинной в два локтя, лютня жесемиструнная»[42]. Музыка,очевидно, сопровождала славянина во всех делах, на протяжении всей его жизни.Есть свидетельства, что инструменты они брали даже в военные походы, и в одномиз них так увлеклись пением, что были схвачены противником без всякогосопротивления. Особо нужно упомянуть о пляске: «…она состоит в том, чтобы, всильном напряжении мышцей, взмахивать руками, вертеться на одном месте,приседать, топать ногами, и соответствует характеру людей крепких, деятельных,неутомимых»[43].
Карамзинсчитает, что и игры народные, «борьба, кулачный бой, беганье взапуски, осталисьтакже памятником их древних забав, представляющих нам образ войны и силы»[44].
Говоря оязыке древних славян, он же пишет: «Греки в шестом веке находили его весьмагрубым. Выражая первые мысли и потребности людей необразованных, рождённых вклимате суровом, он должен был казаться диким в сравнении с языком Греческим…Не имея никаких памятников сего первобытного языка Славянского, можем судить онём только по новейшим, из коих самыми древними считаются наша Библия и другиецерковные книги, переведённые в 9 веке»[45]. До 863 годаписьменности славяне не имели. Считается, что руны, которыми были расписаныидолы и капища, не имеют под собой какой-либо языковой основы.
6 Общественное устройство
 
У славяндолгое время не было никакого правителя. Каждая семья жила обособленно, ивласть в ней принадлежала мужчинам. «Хозяин господствовал в доме: отец наддетьми, муж над женою, брат над сёстрами; всякой строил себе хижину особенную,в некотором отдалении от прочих, чтобы жить спокойнее и безопаснее. Лес, ручей,поле, составляли его область, куда страшились зайти слабые и невооружённые.Каждое семейство было маленькою, независимою Республикою; но общие древниеобычаи служили между ними некоторою гражданскою связию. В случаях важныхединоплеменные сходились вместе советоваться о благе народном, уважая приговорстарцев… вместе также, предпринимая воинские походы, избирали Вождей, хотя… ичасто не повиновались им в самых битвах. Совершив общее дело и возвратясьдомой, всякой опять считал себя большим и главою в своей хижине»[46].
Только черезнесколько веков появилось так называемое аристократическое правление, невыборное, полученное за какие-либо заслуги, а передаваемое по наследству от отцак сыну. Первоначально, не имея судов и законов, при разногласиях соплеменникиобращались к своим знаменитым согражданам, так как их знаменитость былаоснована на подвигах и богатстве, добытых войной. А человек, преуспевший вделах военных, многого стоил в глазах соотечественников. «Наконец обыкновениесделалось для одних правом начальствовать, а для иных обязанностиюповиноваться. Если сын Героя, славного и богатого, имел великие свойства отца,то он ещё более утверждал власть своего рода.
Сия властьозначалась у Славян именами Боярина, Воеводы, Князя, Пана, Жупана, Короля илиКраля»[47].
Боярин – «происходит от боя, и в начале своём моглознаменовать воина отличной храбрости, а после обратилось в народноедостоинство»[48].
Воевода – так «назывались прежде одни воинские начальники;но как они в мирное время умели присвоить себе господство над согражданами, тосие имя знаменовало уже вообще повелителя и властелина…»[49]
Князь –«родилось едва ли не от коня… В Славянских землях кони были драгоценнейшеюсобственностию: у Поморян в средних веках 30 лошадей составляли великоебогатство, и всякой хозяин коня назывался Князем»[50].
Пан – «богатый владелец»[51].
Жупан –«…древнее слово Жупа означало селение, а правители их Жупанами, илиСтарейшинами»[52].
7 Религиозныепредставления
Славяне былиязычниками. Они обожествляли силы природы и поклонялись им. Самыми древнимибожествами были Род и Рожаницы. Род – бог вселенной, живущий на небе и давшийжизнь всему живому. Позже – это прозвание Перуна как представителя творческих,плодородящих сил природы[53]. Рожаницы –богини славян, женское рождающее начало, дающее жизнь всему живому: человеку,растительному и животному миру. Позже персонифицировались – получили именасобственные, в частности, Макошь[54]. Также славянепоклонялись Белому богу, или Белобогу, «Коему, по их мнению, горние небеса,украшенные светилами лучезарными, служат достойным храмом, и Который печётсятолько о небесном, избрав других, нижних богов, чад своих, управлять землёю.Его-то, кажется, именовали они преимущественно Белым Богом, и не строили емухрамов, воображая, что смертные не могут иметь с ним сообщения и должнысоотноситься в нуждах своих к богам второстепенным…»[55].
Как в любойдругой религии должен был существовать антипод добра – зло.«Славяне…приписывали зло существу особенному, всегдашнему врагу людей;именовали его Чернобогом, старались умилостивить жертвами и в собранияхнародных пили из чаши, посвящённой ему и добрым богам»[56].«Имея лицо, исполненное ярости, он держал в руке копьё, готовое к поражению илибольше – к нанесению всяких зол. Этому страшному духу приносились в жертву нетолько кони и пленные, но и нарочно предоставленные для этого люди. А как всенародные бедствия приписывались ему, то в таковых случаях молились ему дляотвращения зла. Обитает Чернобог в аду. Вечно сражаются Чернобог и Белобог,победить друг друга не могут, сменяют друг друга день и ночь – олицетворениеэтих божеств»[57].
Белобогпечётся о Вселенной, а делами людскими управляют «младшие боги». Перечислимнаиболее почитаемых славянами.
Сварог –верховный владыка вселенной, родоначальник всех прочих светлых богов или, какназывали его славяне – великий, старый бог, прабог, в отношении которого всеостальные боги представлялись его детьми[58].
Перун –первоначально – сын Сварога-неба, огонь-молния. Молнии были его оружие, радуга– его лук, тучи – одежда или борода, гром – далеко звучащее слово, ветры и бури– дыхание, дожди – оплодотворяющее семя. Это самый главный из младших богславян. «Кумир его … был деревянный, с серебряною головою и золотыми усами».[59]Позднее распался в народном сознании на богов – собственно Перуна, Сварожича,Морского царя и Стрибога[60].Сварожич – огонь, сын неба-Сварога.
Стрибог – боггрозы, появляющийся в бурях и вихрях, верховный царь ветров. Изображали егодующим в рога.[61]
Морской царь(Водяной, Чудо-Юдо) – владыка всех вод на земле; Перун дождящий переходит ввластителя морей, рек, источников… Морской царь властвует над всеми рыбами иживотными, какие только водятся в морях[62].
Хорс – божество солнца и солнечного диска. Хорсу посвященыдва очень крупных языческих праздника в году – дни летнего и зимнегосолнцестояния[63].
Дажебог(Дажбог, Дажьбог, Дашуба) – солнце, сын Сварога. «Как светило вечно-чистое,ослепительное в своём сиянии, пробуждающее земную жизнь, солнце почиталосьбожеством благим, милосердым, имя его сделалось синонимом счастья. Солнце –творец урожаев, податель пищи, и потому покровитель всех бедных и сирых. Вместес тем солнце является и карателем всякого зла»[64].
Самаргл (Семаргл) – бог огня, бог огненныхжертвоприношений, посредник между людьми и небесными богами, священная крылатаясобака, охранявшая семена и посевы. Как бы олицетворение вооружённого добра.Имеет способность исцелять, ибо он принёс с неба на землю побег дерева жизни[65].
Мокош(Мокошь, Макоша, Макеша) – одна из главных богинь восточных славян, женаПеруна. Имя её составлено из двух частей: «ма» — мать и «кошь» — кошелка,корзина, кошара. Мокошь – мать наполненных кошей, мать хорошего урожая. Это небогиня плодородия, а богиня итогов хозяйственного года, богиня урожая, подательницаблаг. Урожай каждый год определяет судьба, поэтому её ещё почитали как богинюсудьбы. Обязательный атрибут при её изображении – рог изобилия.Покровительствовала домашнему хозяйству, стригла овец, пряла, наказываланерадивых. Изображалась как женщина с большой головой и длинными руками,прядущая по ночам в избе[66].
Ладо – «богвеселия, любви, согласия и всякого благополучия…ему жертвовали вступающие всоюз брачный, с усердием воспевая имя его»[67]
Купала – богземных плодов[68], плодотворящеебожество лета[69]
Коляда – «богторжеств и мира»[70]. Солнце-младенец,в славянской мифологии – воплощение новогоднего цикла.[71]
«Между богамидобрыми славился боле прочих Святовид. Он предсказывал будущее и помогал навойне. Кумир его величиною превосходил рост человека, украшался одеждоюкороткою, сделанною из разного дерева; имел четыре головы, две груди, искусносчёсанные бороды и волосы остриженные; ногами стоял в земле, и в одной рукедержал рог с вином, а в другой лук; подле идола висели узда, седло, меч его ссеребряными ножнами и рукояткою»[72].
Волос –«бог-облачитель, который покрывает небо дождевыми тучами, … выгоняет нанебесные пастбища облачные стада… Ради той зависимости, в какой находятсяземные урожаи от небесного молока, проливаемого стадами дожденосных туч,Волосу…придано значение бога, помогающего трудам земледельца»[73].
Все богиизображались в виде идолов – деревянных, как правило, скульптур, при этом идолысчитались «не образом, но телом богов»[74]. Храмов,посвящённых этим богам, не было. По крайней мере, не сохранилось никакихсведений о них. Возможно, если вспомнить отсутствие постоянного и крепкогожилища у славян, истуканы перемещались вместе с поселениями славян, и храмовкак таковых вполне не могло быть вовсе. Также не было и жрецов, «были однитолько волхвы или Кудесники. Волхв – это мудрец, знающий будущее, гадатель,знахарь, ближе смертного стоящий к таинственным силам природы – к божеству…;жрец – избранник Бога, представитель на земле его интересов; знание имогущество жреца исходят непосредственно от Бога»[75].
Помимо боговбыли ещё домашние божества, или нежить, или духи; существа без плоти и души,всё, что не живёт человеком, но имеет его облик.
Лешии – «живут будто бы в темноте лесов, равняются сдеревьями и с травою, ужасают странников, обходят их кругом и сбивают с пути»[76].
Русалки –водяные девы; души усопших: детей, умерших некрещенными, либо потонувших илиутопившихся девушек. Русалки – представители царства смерти, тьмы и холода. Узападных славян русалки – весёлые, шаловливые и увлекательные создания, поющиепесни восхитительными и заманчивыми голосами; в Великороссии – это злые имстительные существа, растрёпы и нечёсы: бледнолицые, с зелёными глазами итакими же волосами, всегда голые и всегда готовые завлекать к себе только длятого, чтобы без всякой особой вины защекотать до смерти и потопить[77].
Домовые – 1)Домовой-доможил – представитель очага, по первоначальному значению есть богАгни, тождественный Перуну-громовержцу. Как воплощение огня, пылающего надомашнем очаге, домовой чтился как основатель и владыка рода. Это малорослыйстарик, весь покрытый тёплою, косматою шерстью. Он заботится только о своёмдоме[78]. 2)Домовой-дворовой – получил своё имя по месту обычного жительства, а похарактеру отношений к домовладельцам он причислен к злым духам, и все рассказыо нём сводятся к мучениям тех домашних животных, которых он не взлюбит. Внешнимвидом похож на доможила. Он в дружбе всегда только с козлом и собакой,остальных животных недолюбливает, а птицы ему не подчиняются. Особенно нетерпит белых кошек, белых собак и сивых лошадей – знающий хозяин старается недержать такую живность. Дары ему приносят на железных вилах в ясли[79].
Кикиморы – дворовыйдух, который считается злым и вредным для домашней птицы. Обычное местопоселения – курятники, те углы хлевов, где садятся на насест куры. В курятникахвешают камни, так называемые «курячьи боги» для того, чтобы кикиморы не давиликур. Занятие кикимор прямое – выщипывать перья у кур и наводить на них «вертун»(когда они кружатся, как угорелые, и падают околевшими). Кикиморы треплют исжигают куделю, оставленную у прялок без крестного благословения. Кикиморпредставляют безобразными карликами или малютками, у которых голова – снапёрсток, а туловище – тонкое, как соломинка. Они наделены способностьюявляться невидимками, быстро бегать и зорко видеть на далёкие пространства;бродят без одежды и обуви, никогда не стареются и любят стучать, греметь,свистать и шипеть[80].
Помимо этого,славяне в России «также молились деревьям, особенно дупловатым, обвязывая ихветви убрусами или платами»[81]. Карамзин жеотмечает, что «Славяне обожали ещё знамёна, и думали, что в военное время онисвятее всех идолов»[82].
К религиознымобрядам следует отнести тризну и сожжение на костре умершего и его вдовы.«Славяне Российские творили над умершими тризну: показывали силу свою в разныхиграх воинских, сожигали труп на большом костре, и заключив пепел в урну,ставили её на столпе в окрестности дорог. Сей обряд… изъявляет воинственный духнарода, который праздновал смерть, чтобы не страшиться её в битвах, ипечальными урнами окружал дороги, чтобы приучить глаза и мысли свои к симзнакам человеческой тленности. Но Славяне Киевские и Волынские издревлепогребали мертвых, некоторые имели обыкновение, вместе с трупом, зарывать вземлю сплетённые из ремней лестницы; ближние умершего язвили лица свои, изакалали на могиле любимого коня его»[83]. Ибн Рустарассказывает: «При сожжении покойника они предаются шумному веселью, выражаярадость по поводу милости, оказанной ему богом»[84].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
При изучениилитературы по вопросу мы сталкиваемся с довольно малым количеством конкретнойинформации о славянах: об их внешности, их быте, хозяйстве. Сведения о нихтуманны и расплывчаты, что объясняется отсутствием письменных источников тоговремени и давностью лет. В то же время их достаточно, чтобы иметь представлениео славянах. Гораздо более подробно мы можем описать религиозные обычаи славян,так как их отголоски сохранились и до нашего времени. Вместе с христианскимиобрядами сохранились языческие, они так тесно переплелись в нашей культуре, чтоостаются в ней до сих пор, хотя православная церковь и не приветствует их.
Знание опрошлом наших предков позволяет иначе взглянуть на привычки людей нашего времени,объяснить многие особенности русского характера, о котором во всём миреговорят, как об особенном и неповторимом. Широта русской души, гостеприимство,открытость, миролюбивость и отчаянное мужество и стойкость в трудные времена –вот то, что отличает русский народ от других народов, то, что позволяет емувыстоять во все века, так как историю нашего государства нельзя назвать простойи лёгкой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.  Карамзин Н.М. ИсторияГосударства Российского в 12-ти томах. Т.1./Под ред. А.Н.Сахарова. – М.: Наука,1989. – 640 с.
2.  Ключевский В.О.Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М.: Правда, 1991. – 624 с.
3.  Петрухин В.Я., РаевскийД.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. М.:Школа «Языки русской культуры», 1998. – 384 с.
4.  Платонов С.Ф. Лекции порусской истории. – М.: ООО Издательский дом «Летопись-М», 2000. – 742 с.
5.  Славянская мифология.Словарь-справочник/Сост. Л.М. Вагурина. — М.: Линор&Совершенство,1998. –320 с.
6.  Соловьёв С.М. ИсторияРоссии с древнейших времён. В 15-ти томах. Т.1. – М.: Издательствосоциально-экономической литературы, 1959. – 812 с.
7.  Шмурло Е.Ф. ИсторияРоссии 862 –1917 гг. – М.: Аграф, 1997. – 736 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Оценка результатов реформы жилищно-коммунального хозяйства
Реферат Экологические аспекты условий и охраны труда, как фактор эффективности производства
Реферат Екологічний зміст процесу антропогенезу
Реферат Affirmative Action Essay Research Paper While the
Реферат Абасов С. Э. Реализация проектного метода в образовательном процессе// Телекоммуникации и информатизация образования. 2007. №2. С. 78-80
Реферат Роль золота в международной валютной системе. Мировой рынок золота
Реферат Международный кризис задолженности: проблемы и пути разрешения
Реферат Основные положения концепции Соссюра
Реферат «Личность, общество, государство, право. Проблемы соотношения и взаимодействия» Конференция состоится 15-16 октября 2011 года
Реферат Stylistic potential of tense-aspect verbal forms in modern English
Реферат Хронический бронхит и эмфизема легких
Реферат Деловая переписка 2
Реферат Туризм Узбекистана: проблемы развития отрасли
Реферат Комунікаційна політика готельних ланцюгів
Реферат Macbeth Essay Research Paper Free Will of