Реферат по предмету "История"


Реформы и контрреформы в России во второй половине 20 века

1. Россия в середине XIX века. Историческая необходимость буржуазных реформ 60-70-х гг.

2. Крестьянская реформа 1861 года и ее значение.

3. Буржуазные реформы Александра II.

4. Контрреформы Александра III.


Введение

Россия во второй половине ХIХ века, в условиях сложившихся после поражения в Крымской войне (1853-1856 г.г), проявляла явное отставание от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политических сферах.

Главная сфера экономики страны – сельское хозяйство – переживала застой и деградацию. Втягиваемое в товарные отношения помещичье хозяйство, объективно стремившееся к расширенному воспроизводству, не могло его нормально осуществлять в условиях крепостничества.

Крестьянство мешало также развитию промышленности и торговли. Поскольку около 35% населения России было крепостным, развиться промышленности не хватало рук. Натуральное хозяйство, бедность, низкая покупательная способность населения ограничивала внутренний рынок, мешали развитию внутренней и внешней торговли. Поэтому главной целью внутренней политики производства во второй половине ХIХ века было приведение этих сфер в соответствие с потребностями времени. А так же важной задачей было сохранение самодержавия и господствующего положения дворянства.


1. Россия в середине XIX века. Историческая необходимость буржуазных реформ 60-70-х гг.

Отсталой крепостной России с каждым годом становилось все труднее сглаживать противоречия с капиталистической Англией и Францией. Поэтому, Крымская война была результатом обострения классовых противоречий внутри великих держав и вместе с тем результатом обострения борьбы за внешние рынки сырья и сбыта. Она развивалась в интересах в интересах правящих классов обеих столкнувшихся в ней сторон и носила обоюдно несправедливый, захватывающий характер.

Но экономика отсталой, феодально-крепостнической России оказалась неспособной выдержать тяжесть продолжительной Крымской войны. Массовое разорение в эти годы крестьян не могло не привести к новому подъему борьбы крестьян против помещиков. Начиная с 1854 г., количество крестьянских волнений, по сравнению с довоенным периодом, увеличилось больше чем втрое.

Особенно широкий размах приобрело крестьянское движение в России в связи с созданием в 1855г. народного ополчения численностью свыше 364 тыс. чел. В военном отношении ополченцы ничем, кроме формы одежды не отличались от рекрутов. Они отличались в социальном отношении, т.е. с уходом в армию полностью выходили из крепостной зависимости, а затем снова должны были вернуться в собственность помещиков. Но крестьяне считали, что освобождение от крепостного права будет наградой за подвиг на полях сражений. Приток добровольцев в рекруты превысили норму и принял характер массовых антикрепостнических демонстраций, развернувшихся в 16-ти губерниях.

Царским стражникам пришлось задержать многочисленные группы крестьян, пробиравшихся в города для записи в ополчение. Крестьяне оказывали сопротивление. Так 3 апреля 1855 г. 3 тысячи крестьян села Березное и окрестных деревень, вооружившись кольями встретили карательный отряд атакой. Только несколько ружейных залпов в упор заставили их отступить.

Крестьяне не имели четкой политической программы, сохраняли веру в «батюшку царя». Не было у них и союза с городскими пролетариями, не представлявшими еще тогда собой сплочений, организованной силы. Все это обусловило неудачу в их выступлениях.

Опираясь на рост крестьянского движения, развертывали пропаганду против самодержавия революционеры-демократы, такие как Н. Г. Чернышевский на страницах «Современника», Н. А. Добролюбов на страницах студенческой газеты «Слухи». Они рассказывали народу о причинах неудачи в Крымской войне, о необходимости бороться за свое освобождение.

Резкое недовольство политикой правительства и часть дворянства. Известные русские общественные деятели того времени вроде М. П. Погодина, Ю. Ф. Самарина, П. А. Валуева и др. в своих рукописях критиковали политику правительства, обвиняли его в неумении отстаивать интересы гос-ва. «Зачем завязали мы дело, не рассчитав последствий или зачем не приготовились, из осторожности к этим последствиям…?» - спрашивал, например, Валуев в записке, озаглавленной им «Дума русского в 1855 г.»

Таким образом, отмена крепостного права была обусловлена политическими, экономическими, социальными и нравственными предпосылками.

Старший сын Николая I Император Александр II (1855-1881) вступил на престол 19 февраля 1855 года. 36-тилетний император был хорошо подготовлен к управлению государством. И в качестве первого лица в государстве стал одним из инициаторов освобождения крестьян.

С воцарением Александра II наступила «оттепель в общественно-политической жизни» России. По случаю коронации он дал амнистию декабристам, участникам Польского восстания 1830-1831 г.г., петрашевцам, приостановил на 3 года рекрутские наборы, списал недоимки.

В 1856 г. Александр II возглавил Особый секретный комитет «для рассмотрения предложений о крестьянском праве». В 1857 г. принял решение о ликвидации военных поселений.

Хотя ряд исследователей в сегодняшние дни считают, что крепостническая система еще не исчерпала себя и могла просуществовать и далее. И действительно отменяя крепостное право, самодержавие было вынуждено пойти в разрез с желаниями большей части своей собственной опоры: основная масса дворян была настроена против отмены крепостного права. Однако Россия, оставалась крепостнической, не могла претендовать на роль ведущей европейской державы.

Поэтому 18 февраля 1861 г. после обсуждения в Главном комитете и Государственном совете Александр II подписал «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».


2. Крестьянская реформа 1861 года и ее значение.

1. Крестьянин получает личную свободу (без выкупа) и земельный надел (за выкуп). Отныне он мог владеть движимым и недвижимым имуществом, заключать сделки, выступать как юридическое лицо. Освобождался от личной опеки помещика, мог без его разрешения вступать в брак, поступать на службу и в учебные заведения, менять место жительства, переходить в сословие мещан и купцов.

Вместе с тем личная свобода крестьян ограничивалось сохранением общины. Общинная собственность на землю, переделы наделов, круговая порука (особенно при выплате налогов и выполнении государственных повинностей), тормозили буржуазию эволюцию деревни. Крестьяне оставались единственным сословием, которое платило подушную подать, несло рекрутскую повинность и могло быть подвергнуто телесному наказанию.

2. До выкупа земли крестьянин считался «временно обязанным» по отношению к помещику, платил оброк и барщину. Величина земельных наделов устанавливалась для каждой местности с учетом различных факторов.

Если дореформенный земельный крестьянский надел превышал пореформенный, то излишек отходил помещику (так называемые «отрезки»). Они составляли 1/5 прежних крестьянских наделов.

3. Взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались «Уставными грамотами». В них определялись размеры наделов и повинности. Помещик подписывал грамоту не с каждым в отдельности, а с общиной.

Оценивая крестьянскую реформу можно подчеркнуть следующее:

- Земельная реформа, сделав крестьян формально свободными, сохранила их экономическую зависимость от помещиков и государства.

- Реформа была сложным компромиссом между не только помещиками и крестьянами, но и различными общественно-политическими движениями.

- Условия освобождения крестьян изначально заключали в себе будущее противоречия и источник постоянных конфликтов между ними и помещиками: крестьяне малоземельные и наличие крупного помещичьего землевладения, обремененность крестьян различными платежами и повинностями.

- Реформа предотвращала массовые выступления крестьян.

- С освобождением крестьян уходил в прошлое старый административный строй.

Таким образом, иные условия общественно-политической жизни выдвигали целый комплекс первоочередных преобразований, имевших целью создать новую систему государственного управления.


3. Буржуазные реформы Александра II.

Продолжением отмены крепостного права в России были развитие системы государственных учреждений: земская, городская, судебная, военная реформы. Их основная цель – привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой крестьянство получило свободу.

- После отмены крепостного права возникла необходимость изменения местного управления. В 1864 г. была проведена земская реформа. В губерниях и уездах создались земские учреждения (земства). В земских органах управления преобладали помещики и дворяне (40%). Земства ведали хозяйственными нуждами, касающимися «польз», «нужд», губернии или уезда; занимались устройствами благотворительных учреждений, здравоохранением, народным образованием.

- В городах тоже была проведена городская реформа (1870 г.). Были созданы – городские думы (всесословные органы), которые занимались обустройством города, попечением о торговле, обеспечивающие просветительские и медицинские нужды. Здесь главенствовала буржуазия.

- Финансовая реформа (1862-1866 г.г.). Право распоряжаться всеми финансовыми средствами станы получил министр финансов, деятельность которого подлежала учету со стороны государственного контроля. В 1860 г. был учрежден Государственный банк, кредитовавший торгово-промышленные предприятия. Главный итог преобразований финансовой системы заключался в гласности бюджета, финансового контроля и изменений в налоговой системе.

- Судебная реформа (1864 г.) предусматривала всесословность суда, гласность и состязательность судебного процесса. В нем участвовали прокурор, адвокат, присяжные заседатели.

- Одни из наиболее важных преобразований царствования Александра II стала военная реформа (1860-1874 г.г). Главное достижение реформы – переход от рекрутского набора к всеобщей воинской повинности. Мужчины, достигшие 20 лет служили в сухопутных войсках 6 лет, на флоте 7 лет. Сток службы сокращался в зависимости от образования: высшее – пол года, среднее – полтора.

В 60-х г.г. началось перевооружение. Для подготовки офицеров создавались военные гимназии, училища, академии. Что позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять ее боеспособность.

Первое серьезное испытание Русско-Турецкая война 1877-1878 г.г. – показало высокий уровень боевой подготовки армии.

- Реформы управления, суда, армии логически потребовали изменения системы образования. В 1864 г. был принят «Устав средней школы», в соответствии с которым гимназии подразделились на классические (готовили к поступлению в университет) и реальные (готовили к поступлению в высшее технические заведения). Возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. В них принимались дети всех сословий способных внести плату за обучение.

В 1863 г. Новый Устав вернул автономию университетам. Ни войска, ни полиция не могли вступить на территорию без разрешения рекрута. В них восстанавливалась самостоятельность решения административно-финансовых и научно-педагогических вопросов.

- В 1865 г. были введены «Временные правила о цензуре» (Реформа печати). Отменялась предварительная цензура на большую часть книг и литературных журналов. Вводилась карательная цензура – различные санкции после публикации. Новые правила не распространялись на провинциальную печать и массовую литературу. Правительственные и научные издания цензуре не подлежали.

С конца 60-х годов правительство начало издавать указы сводившие на нет основные положения реформ образования и печати.

Проведенные преобразования имели прогрессивный характер и показали, что изменений в жизни России можно добиться не революционными взрывами, а реформами сверху. Однако процесс модернизации России имел специфический характер. Слабость российской буржуазии, политическая инертность народных масс, выступления радикалов тормозили и без того непоследовательные, незавершенные и узкие реформаторские устремления правительства.

Логическим продолжением реформ 60-70-х годов ХIХ века могло бы стать принятие программы, направленной на продолжение реформ, предложенной главой нового органа управления М. Г. Лорис-Меликовым. Чрезвычайный орган управления Верховная распорядительная комиссия, был создан в феврале 1880 г. Этот орган предполагал охрану государственного прядка и общественного спокойствия, развитие местного самоуправления, привлечение представителей земств и городов к обсуждению общегосударственных вопросов. Однако убийство народовольцами императора Александра II 1 марта 1881 г., изменило общее направление правительственного курса.


4. Контрреформы Александра III.

2 марта 1881 г. на престол вступил Александр III. Новый император был неглупым, но его мышление было прицеленным, т.е. он не умел смотреть вдаль, видеть перспективу. Был консерватором. Избегал войн. Осторожничал и во внутренней политике. Считал, что отец слишком много «нареформировал». Стремился сохранить самодержавие, укрепить позиции дворянства, не попустить революции. Поэтому 29 апреля 1881 г. новый император подписал манифест «О незыблемости самодержавия». Этот закон отождествляют с поворотом к курсу «контрреформ» 1880-1890 г.г..

Мероприятия правительства Александра III заключались в пересмотре многих достижений предыдущего курса в таких сферах жизни, как земство, городское самоуправление, суд, образование, печать.

Эти реформы не встречали широкого сопротивления вследствие отсутствия массовых народных движений.

Уже в августе 1881 г. была ограничена гласность в судопроизводстве по политическим делам. Повсеместно нарушался принцип несменяемости судей. Такие действия коренным образом ломали демократические начала, введенные 1864 г.

Был введен новый университетский устав 23 августа 1884 г., который уничтожал фактически автономию. Во главе теперь становился попечитель (ректор), назначаемый министром народного просвещения, обладающий широкими административными действиями. Повысилась плата за обучение, затем издан указ «о кухаркиных детях», не допускающий в гимназию детей из низших сословий.

Главную задачу правительство Александра III видело в усилении административного начала в управлении, прежде всего в местном. 12 июня 1889 г. был издан закон о земских участковых начальниках, которые заменяли мировых посредников (назначались из дворян). Он был первой судебной инстанцией для крестьян. В его ведении находилось решение земельных вопросов.

В1890 г. ввели земское положение. Теперь выборы в земство производится строго по сословному принципу (преимущественно из дворян).

На установление административной опеки было направлено и городское положение 1892 г. (избирательное право преимущественно владельцам недвижимости).

В социально-экономической сфере тоже были защищены интересы дворянства. Для этого принято «Положение о найме на сельскохозяйственные работы».

Создание 1882 г. крестьянского поземельного банка защищало интересы помещиков, получавших крупные суммы при отпуске крестьян на волю или продаже земли через банк.

В 80-90-х г.г. были приняты меры, направленные на ограничение прав крестьянства. Закон об общине 1893 г. ограничивал права крестьян на земельный надел: продажа, заклад, досрочный выкуп. Таким образом экономические, политические и даже личные права крестьян становились в зависимость от общины.

Контрреформы включали в себя не только реакционные законы, направленные на возврат к дореформенным порядкам. Контрреформы показывали, что весь политический курс правительства демонстрирует пренебрежение к местному самоуправлению.

Своей цели контрреформы не достигли и хода истории остановить не смогли. В тоже время они до предела обострили отношение между правительством и обществом.


Заключение.

Реформы 60-70-х г.г. привели к росту освободительного движения в обществе, появлению многочисленных кружков, групп и организаций, стремившихся к изменению политического режима в стране. Половинчатость, незавершенность многих преобразований вызвали разочарование в прогрессивных кругах общества.

Значительное влияние реформы оказали на развитие культуры. Социальное раскрепощение повлекло за собой духовное раскрепощение народа и увеличение возможности их удовлетворения.

Существенной особенностью в это время, и не только в России, было возросшее значение научно-технического процесса, который стал не только показательным, но и важнейшим фактором культурного развития.

Развитие экономики, внедрение в промышленность и транспорт машинной техники настоятельно требовали повышения уровня образования. Эту задачу выдвигали реформы Александра II-го, для провидения которых необходимо было большое количество грамотных специалистов.


Список литературы

1. Гетманский А.Э. П.А.Валуев // Вопросы истории. 2002. №6.

2. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

3. Корнилов А. Курс истории России XIX века. – М.: Астрель, 2004.

4. Рабкина Н.А. К.П.Победоносцев // Вопросы истории. 1995. №2.

5. Романовы. Исторические портреты. Кн.2. – М.: АРМАДА, 1997.

6. Троицкий Н.А. Ф.Н.Плевако // Вопросы истории. 2001. №4.


16




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Early Western Civilization Essay Research Paper Early
Реферат Характерные черты немецкой классической философии
Реферат РАСЧЕТ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА МАЛОЙ МОЩНОСТИ
Реферат Перевод английских текстов различной тематики
Реферат Становление и развитие институтов парабанковской системы РФ и зарубежных организаций небанковского типа
Реферат Методы фармакологической коррекции двигательноэвакуаторных нарушений желудка и двенадцатиперстной
Реферат «Причины и последствия аномальной жары в России»
Реферат Аналіз чинних навчальних програм із курсу "Я і Україна" з точки зору використання народознавчого матеріалу
Реферат Методы проектирования инженерно-геодезических сетей
Реферат Брендинг как направление рекламной кампании фирмы
Реферат Фирма в условиях чистой монополии
Реферат Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной
Реферат Что такое контекстная реклама?
Реферат Исследование бренда
Реферат 2 Водные биологические ресурсы и их использование