Реферат на тему
КИТАЙ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ДИНАСТИИ СУН (960-1279)
ПЛАН
1. ПОЛИТИКА ПЕРВЫХ СУНСКИХИМПЕРАТОРОВ… 3
2. ПОЛОЖЕНИЕ В ДЕРЕВНЕ. 7
3. РЕФОРМАТОРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В30-80-х гг. XI в. 11
Литература… 19
1. ПОЛИТИКА ПЕРВЫХ СУНСКИХ ИМПЕРАТОРОВ
Возвратить земли, захваченные киданями, сунским властям неудалось, и по размеру новое государство уступало империи Тан. Зато политикаоснователя дома Сун и его потомков была направлена на упрочение всекитайскойвласти и на искоренение ярко проявленных в предшествующую танскую эпохуцентробежных тенденций на местах. Эта ориентированность на внутренние проблемыжизни государства, образно называемая «укреплением ствола и ослаблениемветвей», способствовала тому, что империя Сун была процветающей.
Правда, она не смогла достичь блеска и славы танскойдинастии. Но, помня о плачевном конце своих предшественников, правителидинастии Сун с самого начала приняли меры по централизации страны. С этой цельюони в первую очередь упразднили прежние административные единицы,возглавлявшиеся всевластными военными наместниками, и ввели новоеадминистративное деление: теперь все районы подчинялись непосредственноимператору. Высшими административными единицами, включая крупные города, сталипровинции, делившиеся на области, округа и уезды. Кроме того, выделялисьвоенные округа (местонахождение военных властей) и инспекции — в местахразработок соли и плавки металлов.
Чтобы урезать полномочия провинциальных чиновников, былисозданы параллельные организации, чьи обязанности и права не были строго очерчены.Деятельность местных властей контролировалась также столичными служащими,наделенными с ними равными правами. Каждые три года провинциальным чиновникампредписывалось менять место службы. Местные органы лишились правасамостоятельно принимать решения по гражданским делам.
Перераспределение прав и обязанностей внутри центральныхорганов, особенно за счет уменьшения полномочий ближайших советников императора- цзайсянов, — также способствовало усилению единодержавной власти. Для лучшегонадзора за всеми чиновниками повысили значение контрольных органовинспекционной палаты и цензората.
Государственный строй империи Сун зиждился на политическихустоях, унаследованных от прежней династии, и новая власть, стремившаясяупрочить свое положение, по традиции обращалась к истокам конфуцианства,придавая свою трактовку его первозданной мудрости. Указом императора Конфуцийбыл канонизирован, в его честь сооружались храмы, а его потомки как самыеуважаемые подданные пользовались почетом и разнообразными льготами.
Приоритет монаршей власти поддерживала и системаобразования, призванная насаждать официально санкционированную идеологию иоснованная на изучении надлежаще отобранных и интерпретированных еще в танскоевремя древних канонов.
Право выдвижения и аттестации чиновников принадлежалоисключительно центру. Во время очередных дворцовых экзаменов, проводившихся разв три года, преуспевали всего несколько десятков из 700 претендентов.Получившие высшую ученую степень «продвинутый м у ж » (цзиньши) становилиськандидатами на занятие важных чиновничьих должностей.
Дублирование звеньев государственного аппарата привело кразрастанию штата служащих. Сунский двор безуспешно пытался сократить непомерноразбухший бюрократический аппарат.
Борьба за централизацию наряду с ослаблением власти наместах сочеталась с попыткой двора опереться на широкие круги чиновничества.Положение в обществе определялось в большей степени должностью и чином, нежелибогатством. Наиболее резко выделялась своим привилегированным положением высшаячиновная знать. Императорская власть предоставляла крупным сановникаммногочисленные льготы. Так, их сыновья раз в три года (по случаю большихпразднеств и торжественных церемоний, в дни рождения императора ижертвоприношений) получали назначение или продвигались по службе без экзаменов,лишь за заслуги отцов. При продвижении влиятельного сановника по службеповышали в должности и его многочисленных потомков.
Сложным было положение и в армии, состоявшей в основном изнаемников. Она была рассредоточена по всей стране, но подчиняласьнепосредственно императору. В столице квартировало «войско запретногогорода», собранное там для охраны сына Неба. Кайфын переполнялибездельничающие воины императорской гвардии.
В провинции и в округах формировались гарнизоны, командирыкоторых подчинялись местным властям. Войска отличались низкой дисциплиной ислабой подготовкой, вооружения нередко не хватало. Границы империи охранялинезначительные войсковые части.
Снижению боеспособности армии способствовали и ущемление правкомандной прослойки, и презрительное отношение гражданских лиц к военным. Ихотя численность сунской армии все время увеличивалась (за первые 80 летсуществования династии в 6 раз, и на ее содержание пошло 5/6 государственныхпоступлений), само военное дело было поставлено слабо. Принцип «укрепленияствола и ослабления ветвей» привел к тому, что традиционное для Китаявозвышение гражданского начала в ущерб военному достигло в сунское время своегоапогея. Для этого были свои объективные причины.
К северу от Срединной империи крепли новые молодыегосударства, основанные кочевниками, и сдерживать их натиск сунский двороказался не в состоянии. Противостояние китайского государства превосходящимего по военной силе государственным образованиям северян трагически сказалосьна судьбах страны. В итоге усилившееся чжурчжэньское государство Цзинь одержаловерх над сунским правителем, и под напором армии чужеземцев он вынужден былвместе со своими придворными бежать из Кайфына, к югу от Янцзы, где в 1127 г. ибыла воссоздана власть императорского дома со столицей в Ханчжоу. Поэтому втрадиционной историографии время правления Сунской династии разделяется на двапериода: северный (960-1127) и южный (1127-1279).
Что касается положения Китая в XI в., то нестабильностьвнутри страны, при императорском дворе и на местах развивалась на фоне общегонедовольства политикой властей в отношении северных соседей.
Сунское правительство, всецело занятое внутреннимипроблемами, с трудом обеспечивало оборону границ и проводило пассивную внешнююполитику. Первый сунский император считал главным установление мирных отношенийс таким опасным противником, как кидане. Той, же политике следовали и егопреемники, постоянно посылая своих представителей к государям Ляо. По договору1004 г. сунская империя обязалась ежегодно выплачивать киданям огромную даньшелковыми тканями и серебром. Для этого потребовалось резко увеличить налоги.По некоторым данным, общая их сумма возросла за первые полвека существованиядинастии в 3,6 раза.
В первой четверти XI в. киданям удалось овладеть северомХэбэя и прочно обосноваться на Ляодунском полуострове, прервав связь Китая сКореей В 1024 г. был заключен новый договор, согласно которому империя Сунобязалась ежегодно выплачивать 300 тыс. штук шелковых тканей и 200 тыс. ляновсеребра.
В то же время на северо-западе появился новый опасныйпротивник — тангутское государство Западное Ся. Сначала китайские правителисчитали его своим вассалом. Но когда тангу-ты заняли провинцию Ганьсу исеверную часть Шэнси (нa северо-западе нынешней Внутренней Монголии), ситуацияизменилась.
Тангутская культура, во многом воспринявшая влияниекитайской, тибетской и уйгурской культур, была самобытна Уже в начале XI в.Западное Ся превратилось в сильную державу, а его правитель Юань Хао в 1038 г.принял титул императора. Ударной силой молодого государства была конница.Изнурительные китайско-тангутские войны шли на протяжении всего XI в. Послередких мирных перерывов вновь вспыхивали пограничные конфликты. Вторжениятангутов превратили в пустыню некогда цветущие земли и нанесли серьезный ущербсельскому хозяйству Китая. Кроме того, активная внешняя политика тангутовмешала торговле по Великому шелковому пути с Индией и Средней Азией.Неоднократные попытки китайцев открыть новый караванный путь черезсеверо-восточный Тибет и Наньшань закончились неудачей.
Сунский двор добивался заключения мирных договоров. В 1043г. по условиям мира с Западным Ся китайская сторона согласилась ежегодноуплачивать тангутам 100 тыс. штук шелковых тканей и 30 тыс. цзиней чая. Однакои эта попытка не принесла желанного покоя. Взаимоотношения Западного Ся иимперии Сун осложнялись также тем, что тангуты часто действовали заодно сдругим, не менее опасным противником Китая — киданьским государством Ляо. 2. ПОЛОЖЕНИЕ В ДЕРЕВНЕ
Тенденцией к ослаблению государственности была отмечена иаграрная политика сунского правительства. Упорядочить взимание налоговыхпоступлений, чтобы пополнить государственную казну, становилось все затруднительней.В социальной жизни Китая X-XIвв. произошли значительные изменения. Официально в сунское время аграрныеотношения по-прежнему регулировались указом Ян Яня (780 г). Иными словами,земельный налог выплачивался казне дважды в год, чаще всего натурой (рисом,просом, пшеницей, пеньковыми и шелковыми тканями), а норма обложения зависелаот местности и исчислялась пропорционально размеру земельного владения. Каждыйподатный был обязан выплачивать в среднем доу (10 литров) зерна с му, при этомтрадиционно основу благосостояния государства составлял земельный фонд из такназываемых «народных земель» (минь-тянь), а главныминалогоплательщиками выступали самостоятельные хозяева, держатели участковземель размером от 30 до 40 му.
Однако эта важнейшая для казны часть крестьянства — самостоятельные хозяева-земледельцы — все уменьшалась, а вместе с тем, как тобыло характерно для династийного цикла, нарастала тенденция усиления крупногоземлевладения. Его расширение происходило за счет освоения целины и пустошей,вспашки участков в труднодоступных горных районах, но главным образом за счетзахвата и купли участков мелких владельцев. Владельцы крупных владений чащевсего свободно распоряжались своей землей — передавали ее по наследству,закладывали, продавали. Частных лиц, насильно захватывающих земли, называли«поглотителями».
В перераспределении владений участвовали чиновники всехрангов и званий, купцы, богатые горожане и зажиточные крестьяне, военные иростовщики. Большими земельными массивами владели сильные дома — из числавлиятельных сановников и крупных чиновников. Источником расширения их владенийбыли пожалования императора, а также захваты казенных земель {гуань-тянь). Шлосильное сокращение площади казенных земель, владений родственников императора,военных поселений, «должностных» земель, отдаваемых в кормлениечиновникам, а также земель храмов, общественных амбаров и учебных заведений. Ихобрабатывали сидевшие на них крестьяне, платившие налоги владельцу земли(частично эти земли могли, видимо, сдаваться в аренду на договорных началах).
Посягая на земли казенного фонда и мелких землевладельцев,новые хозяева разными способами уклонялись от налогов, а нередко и добивалисьофициального от них освобождения. Перераспределение земли не находило отраженияв налоговых списках, и поступления в казну резко падали. По данным некоторыхисточников, в XI в. казна недополучила налогов с 60-70% пахотной площади Властитщетно пытались ограничить рост крупных владений, и к 1022 г. те занимали ужеполовину всей обрабатываемой в стране площади.
Деревенские богачи, не обладавшие титулами, зажиточныеземлевладельцы без ученых званий, не обладавшие политическими и экономическимипривилегиями, тоже захватывали земли, оказывая нажим на местные власти.Присвоение шло особенно интенсивно, если землевладелец к тому же былростовщиком: нередко за невозвращение ссуды по большей части рассчитывалисьимуществом и землей.
Провинциальные чиновники изощренно увеличивали нормуналогообложения. Например, на местах при перевозке налоговых поступленийдополнительно взыскивали за «утруску». Самыми разорительными былиигра на колебании цен, а также перерасчет натуральной формы налога в денежную ипроизвольная замена продуктов. Так, однажды «законный» налог возросвчетверо: сначала вдвое — при переводе налога тканями на деньги, а затем — приперерасчете их на пшеницу.
Особенно губительными были чрезвычайные поборы на военныенужды и на случай стихийных бедствий. По каждому поводу, например при покупкесельскохозяйственных орудий, земли, при ремонте жилищ, следовало платитькосвенные налоги. Многочисленными были и подушные налоги, выплачиваемые рисом иденьгами.
Дополнительной причиной ухудшения положения широких слоевнаселения, в том числе и землевладельцев, являлась и казенная монополия на соль,вино, дрожжи, уксус и особенно на чай. Крайне тяжелы были повинности пообслуживанию казенных учреждений: крестьян заставляли быть гонцами,носильщиками, стражниками, сторожами, слугами, сопровождавшими транспорт. Даженад лишившимися земли крестьянами тяготели прежние фискальные обязательства.
Бывшие землевладельцы либо превращались в бродяг, либо накабальных условиях становились арендаторами чужих земель. По мере роста крупныхвладений категория таких держателей — издольщиков — все увеличивалась. Наиболеемногочисленной среди них была группа кэху — тех, «кто не имел имущества ижил на чужбине». Подавляющее большинство сельских кэху заносились в спискихозяев-налогоплательщиков и оказывались в их полной зависимости. Казна же,заботясь лишь о налогах, не вмешивалась в эти отношения. Кэху возделывали землюхозяев за долю урожая. Отчуждаемая в пользу владельца земли, онаустанавливалась всегда произвольно' и, как правило, превышала 50% урожая.Нередко кэху принуждали вносить еще и налоги казне и выполнять повинности за ихарендодателей.
В малонаселенных районах, где потребность в рабочей силебыла велика, передвижение кэху строго ограничивалось. На юге их зависимостьбыла несколько слабее. По сведениям официальных источников, категория кэхусоставляла 3,5 – 4,0% сельского населения страны, но, вероятно, на деле былаеще больше. Нередко в реестровых книгах крестьяне, потерявшие землю и ставшиекэху, по-прежнему значились как налогоплательщики.
Все меры, предпринятые казной для сохранения слоя мелкихвладений (различные льготы нуждающимся), оказались тщетными. Рост слоямалоземельных и безземельных арендаторов, тяжесть издольщины резко обострилиположение в деревне. Налоговый и ростовщический гнет, все возрастающие расходына содержание армии и разбухшего чиновничьего аппарата усугубили разорениекрестьян и стали причиной массовых выступлений.
В 90-х годах X в. под лозунгом уравнения богатства ибедности разразилось массовое восстание в Сычуани, где концентрация земельныхбогатств в частных руках была особенно вызывающей. Как всегда, восставшиевыступили против несправедливого, с их точки зрения, превышения нормы взиманияналога. Во главе с Ван Сянбо, Ли Шунем и Чжан Юем восстали арендаторы земель,вносившие их владельцам 50-70% урожая и отбывающие нелегкие трудовыеповинности.
Крестьяне разоряли усадьбы, громили дома местныхчиновни-ковк отбирали у богачей запасы зерна, деньги, продовольствие, одежду ивсе это делили между бедными. К восставшим присоединялись также торговцы,страдавшие от засилья казенной монополии на производство и торговлю чаем. В 994г. в Сычуа-ни повстанцы провозгласили государство Великое Шу, а к лету этого жегода укрепились на большей части провинции. Но уже к концу 995 г. правительствоподавило главные очаги восстания.
Во второй четверти XI в. центр повстанческой борьбыпереместился на север. Новым явлением в жизни Китая стали восстания горожан. В1043 г. в Шаньдуне к восстанию крестьян присоединились воины из частей,посланных на его усмирение, а также жители мелких городов. Повстанцы во главе сВан Лунем заняли несколько уездов. Горожане и часть провинциальных чиновниковвместе с уездными войсками переходили на сторону мятежников. Лишь с большимиусилиями восстание было подавлено.
Крупным выступлением (пров. Хэбэй) был отмечен 1047 г.Повстанцы, главным образом ремесленники и мелкий городской люд, во главе с ВанЦзе, выходцем из крестьянской бедноты, подняли мятеж в окружном г. Бэйчжоу. Онизавладели складом оружия, освободили арестованных из тюрьмы и создали своегосударство. Чиновники Бэйчжоу стали главными советниками при «ванеВосточного спокойствия» — Ван Цзэ. Девизом повстанческого войска сталонизвержение династии Сун.
Восстание проходило под лозунгом тайного обществабуддийского толка (связанного с культом будды грядущего — Майт-рейи),проповедующего наступление эры всеобщего счастья и благоденствия.
Повстанцы Бэйчжоу 66 дней отражали штурм регулярной армии.Однако весной 1048 г. восстание было подавлено, а его Руководитель Ван Цзечетвертован. Сам город переименовали в Эньчжоу, чтобы навсегда стереть память овосстании. 3. РЕФОРМАТОРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В 30-80-х гг. XI в
Напряженность положения на границах, нестабильность внутристраны, связанная с локальными, но упорно нарастающими народными восстаниями,привели Китай в середине XI в. к глубокому социально-политическому кризису.
Настоятельность и срочность перемен в жизни империи ярковыразил идеолог реформ Фань Чжунъянь (989-1052), утверждавший, что «устоигосударства с каждым днем ветшают, чиновников становится все больше, населениестрадает, варвары заносчивы, грабители своевольничают».
Выдвижение реформ осознавалось как следование конфуцианскойтрадиции, исконно предполагавшей время от времени профилактически оздоравливатьобщественный организм. Ради того чтобы своевременно поставить заслон хаосу ибеспорядку, она освящала реформы, нацеленные на искоренение неизбежновозникавших пороков в функционировании государства.
В поисках средств выхода из создавшегося положения пришли вдвижение различные слои китайского общества, и прежде всего его образованнаяэлита. Их социальная психология была во многом сходной. С разной долей глубинывсех их объединял общий духовный стержень — конфуцианство. Однако гуманнаясуть, характерная для древнего учения, все больше извращалась в угоду корыстныминтересам правящих верхов страны. В официальной трактовке все более нарасталатенденция выхолащивания конфуцианства, исконно учившего искусству общенияверхов и низов ради продолжения самой жизни и благополучия всего общества.Теперь оно все более сводилось к идеологии, односторонне утверждавшейнезыблемость деспотии, дух раболепства и безусловного подчинения старшим и сынуНеба, освобождая при этом последних от их прямых обязанностей.
Представители элиты средневекового китайского общества былитесно связаны между собой. В большей степени были реализованы связивертикальные, формировавшиеся земляческими, семейно-клановыми, родственнымиотношениями. Наметившаяся в экономической жизни тенденция быстрого развитияюго-восточных районов усилила противостояние Юга и Севера и привела к тому, чтои в политике произошло размежевание по земляческому принципу.
Долгое время ближайшее окружение основателя сунского домасоставляли выходцы из северных и центральных районов Китая. Правящаягруппировка ревностно следила, чтобы на высокие должности не допускались«люди с другой стороны реки». Именно тогда усилилось соперничествогруппировок южан и северян.
Все более обострялись противоречия между столичной знатьюСевера и провинциальными чиновниками Юга. Эта борьба нашла свое выражение всоперничестве за политическое влияние на императора.
Сначала оппозиционные настроения возникли вдали отимператорского дома, где неустанный контроль сына Неба над мыслями подданныхбыл менее ощутим. В XI в. наряду с казенными школами, где воспитывались кадрычиновников из высшей служебной знати, было немало и частных училищ. Онисоздавались, как правило, при книгохранилищах, архивах правительственныхучреждений либо при частных библиотеках выдающихся ученых. В стенах такойакадемии, «питомнике талантов» в Иньтяне (пров. Хэнань), нашли себеприбежище мыслители конфуцианского толка, остро ощущавшие необходимостьобновления политической и духовной жизни страны.
Расцвет академии — этого традиционного для китайскойкультуры института передачи знаний от учителя к ученику — был связан сградоначальником г. Иньтяня Ян Шу, создателем областного училища. Южанин попроисхождению, он на собственном опыте ощутил безраздельную власть столичнойправящей группировки при дворе, не допускавшей южан даже на незначительныегосударственные должности. Именно отсюда впервые прозвучали обращения кимператору с просьбой произвести перемены в его ближайшем окружении.
Одним из ведущих деятелей оппозиции стал преподавательакадемии Фань Чжунъянь, происходивший из некогда родовитой, но обедневшей семьипров. Цзянсу. По отзывам современников, он не только вдохновенно «толковалдревние каноны, но и часто взволнованно говорил о делах Поднебесной, былотважен и ничего не боялся». Именно Фань Чжунъянь подал доклад из«десяти тысяч иероглифов», изложив в нем мнение о необходимостиизменить принципы назначения военных и гражданских чиновников в провинции.Реформатор призвал «вытеснить бездельников, уволить самозванцев, тщательнои строго проводить экзамены». Этот доклад был прежде всего направленпротив Люй Ицзяня (978-1044) — ловкого политика, не гнушавшегося поддержкиевнухов, который сумел, находясь у власти в течение 10 лет, трижды занять постцзайсяна.
После длительного соперничества с придворной кликой ФаньЧжунъяню и его сторонникам удалось получить посты в центральномадминистративном аппарате. Проекты реформ излагались в многочисленных докладахтрону, содержащих рекомендации относительно укрепления финансовой и военноймощи государства.
Реформаторы, связывая благосостояние государства спроцветанием земледелия, обратились к древнему учению о земледелии (в отличиеот торговли и ремесла) как важнейшему источнику финансовых поступлений казны.Для преодоления, экономических трудностей Фань Чжунъянь разработал программуирригационных и мелиоративных работ под контролем казны, а для поощренияземледелия рекомендовал уменьшить трудовые повинности. Чтобы дать сельскомухозяйству дополнительные рабочие руки, Фань Чжунъянь предложил урегулировать выполнениеповинностей в казенных учреждениях. Стремясь сократить расходы на дорогостоящеевойско, он ратовал за восстановление древней системы, позволяющей обеспечиватьи вооружать воинов-земледельцев за счет общины.
Важной мерой реформатор считал сокращение административногоаппарата. Он подверг критике принцип повышения в должности в зависимости отсрока службы, а не от способностей, предложил ограничить незаслуженныепривилегии чиновной знати, чьи многочисленные потомки ежегодно получалиназначения, минуя экзамены. Фань Чжунъянь требовал также пересмотра системыобразования, все больше сводившейся к механическому зазубриванию древнихканонов. Реформатор предлагал щедро поощрять и выдвигать чиновников, хорошоразбиравшихся в земледелии, ирригации, финансах. Ограничение привилегийчиновной знати, основанных на праве наследования, и выдвижение принципа отборапо способностям могли бы увеличить социальную мобильность в обществе и обновитьадминистративный аппарат в центре и на местах.
Предложения Фань Чжунъяня, поддержанные его сторонниками всерии докладов 1043 — 1044 гг., встретили сильную оппозицию верхов. Потерпевпоражение при реорганизации административного аппарата, идеологи преобразованийдаже не смогли приступить к осуществлению экономической части своей программы.Яростное сопротивление их противников послужило причиной отставки Фань Чжунъяняи его единомышленников.
Кризисное положение в стране, вызвавшее к жизни проектыпреобразований, оставалось прежним. Рост народных восстаний, обострениевзаимоотношений внутри правящей верхушки, разрушительные стихийные бедствия ещебольше осложнили комплекс проблем, не решенных в 40-х гг. И хотя борьба зареформы на время ослабела, политическая мысль, возбуждаемая нерешеннымисоциальными и политическими проблемами, продолжала развиваться.
Властителем дум образованной элиты вскоре становится Ли Гоу(1009-1059), знаменитый своими трудами наставник из Цзянси, воспитавший плеядуучеников и разделявший учение цзин цзи. Если у родоначальника этого учения ВанТуна понятие цззин цзи" воплощалось в ценностях этического характера,которые следовало заботливо передавать из рода в род будущим поколениям, то ЛиГоу трактовал цзин цзи как необходимость осуществить три главных аспекта планадействий сына Неба по гармонизации общества: обогащение государства, усилениеармии, успокоение народа.
Особый интерес представляет то, что впервые именно в XI в.традиционное понятие цззин цзи" оказалось связано с «обогащениемгосударства», отчего западное понятие «economy», пришедшее вКитай в XIX в., было выражено этим традиционным термином, в которомэкономическая мысль не вычленялась самостоятельно, а была лишь одним изаспектов целого.
Взгляды Ли Гоу, «разумевшего цзин цзи ученого»,сформулировавшего основные этапы последовательной программы действий длясклоненного на его сторону правителя, во многом определили плодотворныеполитические поиски эпохи. Среди крупных деятелей, испытавших влияние Ли Гоу,были Ван Аньши (1021-1086) и знаменитый историк Сыма Гуан (1019-1086). Понимаянеобходимость адаптировать структуры и институты общества и государства кизменившимся условиям, оба — приверженцы реформ — неоднократно подавали докладытрону, но путь решения проблем понимался ими по-разному. Уже в феврале-мае 1071г. (а реформы начались в 1068 г) логика развития преобразований развела поразным дорогам прежних единомышленников Ван Аньши и Сыма Гуана.
Ван Аныпи декларировал необходимость смягчения социальныхпротиворечий в обществе и предложил меры по урегулированию отношений верхов инизов (казны с подданными). Он выступил против засилия крупных владельцевземли, торговцев, ростовщиков, дестабилизирующих, по его мнению, положение встране.
Одной из первых проведенных им мер стало упорядочениеперевозок в столицу централизованно закупаемого казной зерна в провинции. Чтобыустранить посредничество спекулянтов-ростовщиков, наживающихся на этойоперации, создавался казенный фонд зерна для своевременного реагирования наколебания рыночных цен (в связи с сезонными циклами). Тем самым были исключеныфинансовые потери при его перевозке. Аналогичные цели преследовало и созданиеказенных амбаров, позволяющих казне выдавать «ссуды под зеленыепобеги» в самую трудную для земледельцев весеннюю пору, когда кончалисьзапасы зерна и крестьяне попадали в зависимость от ростовщиков, ссужавших ихзерном под высокие проценты (100-200). Отныне, исключая вмешательстворостовщиков, казна предоставляла ссуду на условиях 10-20%.
Ван Аньши предложил изменить прежний порядок выполнениятрудовых повинностей, заменив их денежным налогом. В соответствии с земельнойреформой были обмерены с целью упорядочения налогообложения земли крупныхземлевладельцев, утаенные от казны. Нововведения проводились и в областиторговли: мелким торговцам (как и крестьянам) выдавались денежные ссуды с тем,чтобы они смогли противостоять конкуренции крупных торговцев. Вся торговля встране велась теперь под контролем государства через специально созданныеуправления.
Много внимания Ван Аньши уделял созданию ополчения нарекрутской основе и учреждению казенных арсеналов.
Хотя интересы ростовщиков, крупных торговцев и крупныхземельных собственников оказались ущемлены правительством, население от этогоне выиграло. Реформы способствовали усилению центральной администрации ифискального контроля государства как над крестьянами, так и над мелкимиторговцами и ремесленниками. Определяющим в реформах было стремление пополнитьдоходы казны за счет бесперебойного притока налоговых поступлений от земледелияи средств, полученных от казенной торговли и ремесла в результате ущемлениячастного предпринимательства и частной торговли.
Вождем противников Ван Аньши стал Сыма Гуан, выступавший непротив реформ вообще, а против политического лидерства Ван Аньши. В условияхсредневековья борьба, развернувшаяся вокруг реформ, выливалась в столкновениеконкурировавших группировок при императорском дворе. В 1077 г. Ван Аньши вусловиях глубоких разногласий в реформаторской группировке был вынужден уйти вотставку, но проведение реформ продолжалось еще несколько десятилетий.
Идеологи и практики реформ сунской эпохи действовали втрадиционных рамках китайской (конфуцианской) политической культуры: это былипреобразования, направленные на гармонизацию в конфуцианском духе отношенийимператора и его подданных посредством совершенствования и укреплениясуществующей социально-политической структуры. Стабильность этих отношенийподрывалась, как полагали реформаторы, прежде всего разного рода крайностями, ив первую очередь чрезмерным развитием рыночных отношений, крупного частногоземлевладения и частной инициативы, что способствовало ускорению имущественнойи социальной дифференциации и тем самым вело к возникновению хаоса и угрозывзрыва, способного разрушить китайскую государственность и нанести урон всемуобществу.
Реформы Ван Аньши и других реформаторов сунской эпохи (как иреформы Ван Мана за тысячу лет до этого) носили консервативный охранительныйхарактер и в определенной мере укрепляли Сунское государство, способствуя егокультурному и экономическому подъему.
Литература
1. Границы Китая: история формирования / РАН; ИнститутДальнего Востока / В.С. Мясников (общ. ред), Е.Д. Степанов (общ. ред). — М.:Памятники исторической мысли, 2001. — 470с.
2. Грэй Джон Генри. История Древнего Китая / А.Б.Вальдман (пер. с англ). — М.: Центрполиграф, 2006. — 606с.
3. Фицджералд Чарлз Патрик. История Китая / Л.А.Калашникова (пер. с англ). — М.: Центрполиграф, 2005. — 459с.